Оценка конкурентных позиций с помощью карт стратегических групп
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
Тема: «Оценка
конкурентных позиций с помощью карт стратегических групп»
Содержание
стратегический
конкуренция табачный
1. Составить
карту стратегических групп для отрасли (по варианту: производство табачных
изделий на территории РФ)
2. Построить 3
графика с основными характеристиками
3. Произвести
сравнительный анализ графиков
4. Произвести
оценку конкурентных позиций
Список
литературы
1.Составить карту стратегических групп для отрасли (по
варианту: производство табачных изделий на территории РФ)
Одним из новейших и наилучших методов определения конкурентной позиции
соперничающих компаний является метод составления карты стратегических групп.
Этот аналитический инструмент полезен в случае, когда в отрасли
присутствуют несколько определенных групп конкурентов, каждая из которых
занимает отличную от других позицию на рынке и имеет индивидуальный подход к
покупателям.
Стратегическая группа состоит из соперничающих фирм с одинаковым подходом
к конкуренции и одинаковым положением на рынке. Фирмы, принадлежащие одной
стратегической группе, имеют следующие родственные признаки: сравнимая
номенклатура продукции, одинаковые каналы распределения товаров, схожая степень
вертикальной интеграции, аналогичные услуги, предоставляемые покупателям и
техническая помощь, практически одинаковое качество продукции в расчете на
родственные типы и потребности покупателей, использование средств массовой
информации в рекламных целях, зависимость от идентичных технических подходов, а
также одинаковые цены продукции.
Отрасль может состоять только из одной стратегической группы, когда все
продавцы реализуют на рынке одинаковые стратегии. Противоположной считается
отрасль, в которой количество стратегических групп равно количеству
конкурирующих фирм, у каждой из которых имеется собственный подход к
конкуренции и отличная от других конкурентная позиция на рынке.
2. Построить 3 графика с основными характеристиками
Рис.
1. Карта стратегических групп конкурентов: цена продукта - географическая
характеристика производителя.
Рис.
2. Карта стратегических групп конкурентов: активы - узнаваемость бренда.
Рис.
3. Карта стратегических групп конкурентов: качество-цена.
3. Произвести сравнительный анализ графиков
Ежегодно в России потребляется 280-290 млрд шт. табачных изделий,
ежегодный рост объема потребления составляет 2-3% в натуральном и более чем 10%
в стоимостном выражении. По расчетам информационно-аналитической службы
Ассоциации "Грандтабак", в 2010 г. емкость российского рынка сигарет
может сократиться до 260-270 млрд шт., это связано с сокращением сегмента
дешевой низкокачественной продукции за счет роста потребления более дорогих облегченных
сигарет.
В то же время экспорт в страны дальнего зарубежья пока невозможен из-за
слишком высоких ввозных пошлин. По официальным данным, объем экспорта по итогам
2001 г. составил 3,2 млрд шт. или около 1% от объема производства.
Табачная отрасль России включает в себя 30 крупных фабрик,
География производства табачных изделий продолжает сокращаться,
соответственно, региональная концентрация усиливается. Производство табачных
изделий осуществляется в шести (из 7) федеральных округах РФ (Таблица 2 Приложения). Если в 2000 году
производство папирос и сигарет осуществлялось в 29 субъектах РФ, то в 2005 году
география производства сократилась до 24 субъектов РФ, но только в 20 из них
производство стабильно.
Рисунок 1. Региональная структура производства основной продукции
табачной отрасли
По данным официальной статистики, в 2004 году на территории России
действовали 80 производителей табачных изделий (в 2000 году - 107). Суммарные
производственные мощности табачных предприятий оцениваются в более чем 470
млрд. сигарет в год. Однако по данным ассоциации «Гранд Табак» в 2005 году на
российском рынке сохранили свое присутствие лишь 57 табачных фабрик.
Действительно крупными можно считать не больше десяти.
4. Произвести оценку конкурентных позиций
Рисунок
2. Производство табачных изделий в России, млрд. шт.
Основным фактором значительного увеличения объемов производства в
табачной промышленности в последние годы стали крупные иностранные инвестиции в
отрасль, которые за последние 10 лет составили более 2,5 млрд долл. Помимо
реконструкции имеющихся производств, иностранные инвесторы построили в России
несколько новых табачных фабрик, оборудованных для выпуска пользующейся спросом
импортозамещаемой продукции. Вследствие этого в последние годы произошло
существенное снижение импорта табачных изделий в РФ.
По мнению специалистов, в 2002 г. ожидается некоторое снижение объема
производства табачных изделий в России. Между тем табачные фабрики пока не идут
на сокращение производства, что означает для них снижение прибыли. Так, за 1-ое
полугодие 2002 г. было произведено 177 млрд шт. сигарет, что на 2,5% больше,
чем за аналогичный период 2001 г.
О существовании в России серьезной проблемы перепроизводства табачных
изделий свидетельствуют, в частности, рост товарных остатков на складах
производителей.
Так, согласно данным МНС, по состоянию на 1 января 2001 г. у компаний
было 3,2 млрд шт. нераспроданных запасов, а к 1 января 2002 г. они выросли до
16,4 млрд шт.производящих около 90% продукции, и около 50 производств малого и
среднего бизнеса. 20% продукции выпускается на трех фабриках с российским
капиталом - «Донской табак», «Балканская звезда» (Ярославль) и «Нево-Табак»
(С.-Петербург), которые сумели провести реконструкцию производства.
В отрасли также работают небольшие региональные предприятия с
производственной мощностью от 2 до 7 млрд сигарет в год. На 30-35 небольших
производственных линиях выпускаются местные и лицензионные марки сигарет,
потребление которых приходится на региональные рынки.
Доля крупнейших производителей табачной продукции в общероссийском
производстве, %
Рисунок 3. Доля крупнейших производителей сигарет в общероссийском
производстве.
Список литературы
1. Носова С.С. Эконом. теория: Учебник для вузов. - М.,
Издательство - торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013.
. Курс экономической теории /Под общей ред. проф.
Чепурина М.Н.:Киров, 2011.
. Электронный ресурс:
http://www.pandia.ru/text/77/323/45239.php