Анализ финансирования расходов федерального бюджета на культуру, искусство и кинематограф

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,63 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ финансирования расходов федерального бюджета на культуру, искусство и кинематограф

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА КУЛЬТУРУ, ИСКУССТВО И КИНЕМАТОГРАФ

.1 Содержание расходов бюджета на культуру и искусство

.2 Организация планирования и финансирования расходов на учреждения культуры и искусства

ГЛАВА II. АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА КУЛЬТУРУ, ИСКУССТВО И КИНЕМАТОГРАФ 2011-2013 гг

.1 Анализ расходов РФ на культуру и искусство и кинематограф

.2 Анализ государственных программ в сфере культуры и искусства в РБ

.3 Проблемы и пути совершенствования финансирования расходов бюджетов на культуру и искусство в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире культура приобретает особую социальную значимость и рассматривается как фактор духовного здоровья населения, социальной стабильности, национальной безопасности, как фактор привлекательности территории для проживания и инвестирования. Обеспечить стабильное социально-экономическое развитие государства можно только за счет вклада культуры в человеческий капитал. Приращение этого капитала происходит в значительной мере в процессе реализации потенциала культуры.

Государственная политика в сфере культуры в Российской Федерации направлена на сохранение культурного наследия и развитие культурного многообразия, на повышение уровня вовлеченности граждан в культурную жизнь, на расширение культурных услуг для социально незащищенных слоев населения.

Современные проблемы результативности расходов бюджета и возможности их решения широко обсуждаются в экономической литературе. Изучение и систематизация трудов ведущих российских ученых-экономистов и специалистов-практиков в области государственных финансов показали необходимость более глубокого исследования процесса реформирования бюджетного процесса и создания эффективной системы бюджетных расходов. Требуют своего решения вопросы ориентированного на результат планирования расходов бюджетов на культуру, которое в силу исключительного многообразия (театры, музеи, библиотеки и т.д.) и состава учреждений культуры имеет свою специфику.

Выполняя комплекс задач по идеологическому и социальному обслуживанию населения, направленных на расширенное воспроизводство общества, культура выступает одним из основных претендентов на средства государственного бюджета. В то же время культура располагает значительным коммерческим потенциалом и при умелом его использовании может внести существенный вклад в развитие отечественной экономики. Примером может служить концертная деятельность. Сочетание бюджетного финансирования культуры с элементами самофинансирования вполне вписывается в структуру современного рыночного механизма.

Объектом исследования данной курсовой работы является планирование расходов бюджета на культуру и искусство. Актуальность темы данного исследования также заключается в том, что, сметное планирование позволяет определить слабые стороны финансирования учреждения и принять правильное решение в процессе планирования бюджета на очередной финансовый год.

Предмет курсовой работы - методология планирования расходов бюджета на культуру и искусство.

Целью нашей курсовой работы является исследование особенностей планирования расходов бюджета на культуру и искусство.

Для достижения этой цели нужно решить следующие задачи:

а) исследовать необходимость и структуру бюджетного финансирования культуры и искусства;

б) рассмотреть методику планирования расходов бюджета на культуру и искусство;

в) предложить направления совершенствования планирования бюджетных расходов на культуру и искусство.

В первой главе нашей работы мы изучили необходимость финансирования расходов бюджетов на культуру и искусство, а также состав и структуру данных расходов бюджетов. Во второй главе мы рассмотрели методику планирования расходов бюджета, и, наконец, в третьей главе определили пути совершенствования расходов на культуру и искусство. Структура нашей работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

В процессе изучения данной темы были использованы и проанализированы законодательство Российской Федерации в сфере культуры и искусств, подзаконные нормативные правовые акты, научная и учебная литература, данные сайтов Министерства финансов РФ, Министерства культуры РФ, Федерального Казначейства и т. д.

Теоретическая база работы состоит из: нормативно-правовых источников, учебных пособий, а также публицистических материалов и статистических данных.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав (теоретической практической, и аналитической), заключения и списка используемых источников.

ГЛАВА I. ФИНАНСИРОВАНИЕ РАСХОДОВ НА КУЛЬТУРУ, ИСКУССТВО И КИНЕМАТОГРАФ

.1 Содержание расходов бюджета на культуру и искусство

Функции культуры с точки зрения их социально-экономического содержания состоят в духовном обогащении человека и воздействии через это на конечные экономические результаты. Культурный комплекс представляет собой совокупность предприятий, учреждений и организаций, решающих специфические задачи по развитию и самореализации личности, гуманизации общества и сохранению самобытности народов. [11.C 41-42 ]

Правовой базой сохранения и развития отечественной культуры является целая серия законов РФ, среди которых ведущая роль отводится Закону РФ Основы законодательства Российской Федерации о культуре (от 9 октября 1992 г. №3612-1). Деятельность библиотек, музеев, театров, киноотрасли регулируется дополнительно принятыми специальными законами. Помимо указанного Закона нормативная база представлена совокупностью положений и норм, изложенных в ГК РФ, федеральными законами «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (от 11 февраля 1995 г. №135-ФЗ), «О некоммерческих организациях» (от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ), ежегодными законами о бюджетах, постановлениями Государственной Думы и Правительства РФ.

Действующее законодательство в сфере культуры предусматривает, что государство берет на себя обязательства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ, с этой целью государство намеревается:

осуществлять бюджетное финансирование государственных и, в необходимых случаях, негосударственных организаций культуры;

стимулировать бюджетное финансирование посредством предоставления налоговых льгот предприятиям, физическим лицам, вкладывающим свои средства в эти цели;

устанавливать особый порядок налогообложения некоммерческих организаций культуры;

способствовать развитию благотворительности в области культуры;

осуществлять поддержку малообеспеченных граждан.

Методы определения общественно необходимых затрат (бюджетных ассигнований) основаны на том, что финансируется не культурная деятельность как таковая, а конкретные организации (учреждения) культуры. Бюджетные средства выделяются тем учреждениям, которые не ориентированы на коммерческие формы деятельности, хотя и используют рыночные элементы хозяйствования.

Таблица 1.1 Группировка экономической структуры расходов, финансируемых за счет бюджетных средств по отрасли культура[7 ст 21]

НаименованиеГосударственныеНегосударственная сеть учреждений и организацийучрежденияорганизации1.Текущая деятельность 1.1. финансирование в разрезе экономических статей+-1.2. финансирование в форме субсидий-+2. Реализация региональных и федеральных целевых программ++3. Финансовая поддержка особо ценных объектов культурного наследия народов РФ (федеральный и региональный бюджет)++4. Проведение фестивалей, конкурсов и других мероприятий за счет средств: 4.1. государственного, регионального и местного значения++5. Государственные инвестиции на: 5.1. оборудование++5.2. капитальный ремонт и реставрацию объектов культуры++5.3. новое строительство++

Данные таблицы 1.1позволяют определить содержание расходов с точки зрения видов деятельности и форм финансирования.

Важное значение для решения вопроса о государственном финансировании отечественной культуры имеет классификация направлений деятельности учреждений и организаций. Группировка функций на социально значимые и развлекательно-досуговые позволяет определить степень государственного участия в покрытии затрат отрасли. Безусловно, финансированию подлежат социально значимые виды деятельности, при этом определяется возможный уровень коммерциализации оказываемых услуг.

Финансовые средства организации культуры образуются за счет:

бюджетных ассигнований и других поступлений от учредителя;

доходов от платных форм культурной деятельности;

платежей за оказание услуг по договорам с юридическими и физическими лицами;

добровольных пожертвований, субсидий, средств, полученных по завещаниям;

кредитов банков и иных кредитных учреждений;

других доходов и поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, государственная политика в сфере культуры в первую очередь направлена на обеспечение необходимых условий для реализаций конституционных прав граждан РФ на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступа населения к культурным ценностям.[2]

В статье 7 Конституции РФ провозглашено, что Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе его образовательного и культурного уровня.

Согласно Закону Российской Федерации от 09 октября 1992 г. № 3612-1 (в ред. от 23.12.2003 N 186-ФЗ), культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей. Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Необходимость бюджетного финансирования культуры и искусства, на наш взгляд, заключается в следующем:

сохранение культурного потенциала и культурного наследия страны, системы творческого и художественного образования, обеспечение преемственности развития российской культуры, наряду с поддержкой многообразия культурной жизни, культурных инноваций, содействие развитию отечественной кинематографии;

обеспечение единства культурного пространства, равных возможностей для жителей различных территорий страны и представителей разных социальных групп для получения доступа к культурным ценностям, создание условий для диалога культур в многонациональном государстве;

формирование ориентации личности и социальных групп на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию российского общества и т. д.

В соответствии с бюджетной классификацией, расходы бюджета на культуру отражаются по разделу «Культура, кинематография», который включает в себя следующие подразделы:

а) культура;

б) кинематография;

в) прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии;

г) другие вопросы в области культуры, кинематографии.

По подразделу 0801 «Культура» подлежат отражению расходы на обеспечение деятельности учреждений культуры, включая особо ценные объекты (учреждения) культурного наследия народов Российской Федерации, дворцов и домов культуры, библиотек, музеев и постоянных выставок, театров, цирков, концертных и других организаций исполнительских искусств, государственную поддержку организаций в сфере культуры, творческих союзов, сохранение культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения, подготовку и проведение мероприятий в сфере культуры.[8. C 56]

По подразделу 0802 «Кинематография» подлежат отражению расходы на государственную поддержку в сфере кинематографии и обеспечение деятельности учреждений этой сферы, в том числе отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации.[8. С 58]

По подразделу 0803 «Прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии» подлежат отражению расходы на научно-исследовательские работы в сфере культуры, кинематографии.[8. С60]

По подразделу 0804 «Другие вопросы в области культуры, кинематографии» подлежат отражению расходы на обеспечение деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, учреждений, осуществляющих руководство, управление в сфере культуры, кинематографии, а также разработку общей политики, планов, программ и бюджетов в этой сфере, управление ими, их координацию и контроль, формирование и ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

обеспечение деятельности Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве Российской Федерации и иные расходы, включая выплату премий Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области культуры, кинематографии, не отнесенные на другие подразделы данного раздела

Далее рассмотрим полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области культуры.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 г. № 3612-1(в ред. от 23.12.2003 N 186-ФЗ) к полномочиям федеральных органов государственной власти в области культуры относятся:

а) обеспечение прав и свобод человека в области культуры;

б) установление основ федеральной культурной политики, принятие федерального законодательства в области культуры и федеральных государственных программ сохранения и развития культуры;

г) формирование федерального бюджета в части расходов на культуру;

д) координация внешней политики в области культурного сотрудничества;

е) регулирование вывоза и ввоза культурных ценностей;

ж) определение принципов государственной политики в области подготовки кадров, занятости, оплаты труда, установление минимального размера ставок авторского вознаграждения по федеральным учреждениям культуры на основании перечня, утверждаемого Правительством Российской Федерации;

з) создание единой государственной системы информационного обеспечения культурной деятельности в Российской Федерации;

и) контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о культуре;

к) сохранение, использование, популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в федеральной собственности, и государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

л) охрана и сохранение особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры относятся[3, с.39]:

а) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения;

б) организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъектов Российской Федерации;

в) создание и поддержка государственных музеев (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

г) организация и поддержка учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти);

д) поддержка народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти);

е) поддержка региональных и местных национально-культурных автономий, поддержка изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе участвовать в финансировании мероприятий по сохранению и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в федеральной собственности, и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения.

К полномочиям органов местного самоуправления поселения в области культуры относятся:

а) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;

б) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

в) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, находящихся на территории поселения;

г) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области культуры относятся:

а) организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов;

б) создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;

в) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района.

К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области культуры относятся:

а) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек городского округа;

б) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;

в) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа;

г) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе.

В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области культуры устанавливаются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Российская Федерации при передаче своих полномочий в области культуры и искусства субъекту РФ предоставляет субвенции из федерального бюджета. Субъект РФ, в свою очередь, при передаче своих полномочий на муниципальный уровень осуществляет предоставление субвенций из бюджета субъекта РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 609 «Об утверждении положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства» в основным типам учреждений культуры и искусства относятся: профессиональные театры (драматические, оперные, балетные, кукол и другие), филармонии, цирки, самостоятельные творческие исполнительские коллективы, концертные залы, творческие центры и другие организации исполнительских искусств, основная деятельность которых ориентирована на публичный показ спектаклей, концертов, цирковых, эстрадных и других представлений и (или) их организацию и подготовку. Также к учреждениям культуры относятся библиотеки, музеи, депозитарии произведений культуры и искусства, выставочные залы и картинные галереи, парки культуры и отдыха, зоопарки, учреждения клубного типа (дома и дворцы культуры, клубы, социально - культурные и другие специализированные и многофункциональные комплексы и объединения), центры культуры и искусства, научно - методические центры народного творчества и другие организации, основная деятельность которых носит просветительный, культурно - досуговый и (или) научно - методический и информационный характер.

Организации культуры могут быть учреждены:

федеральными органами государственной власти и управления;

органами государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

общественными и религиозными организациями, фондами и другими общественными объединениями;

иными, в том числе иностранными юридическими, а также физическими лицами.

.2Организация планирования и финансирования расходов на учреждения культуры и искусства

Бюджетные ассигнования выделяются на следующие цели:

оплату труда работников (специалистов, творческого, управленческого, производственного и вспомогательного персонала) как состоящих в штате, так и привлекаемых по договорам, выплату гонораров авторам произведений, используемых организацией культуры;

содержание зданий (включая расходы на коммунальные услуги, освещение, текущий ремонт и прочие аналогичные расходы), оборудования, транспорта и (или) затраты на их аренду;

содержание природных комплексов и объектов, относящихся к данной организации культуры;

содержание животных в зоопарках и цирках;

комплектование библиотечных фондов, формирование новых и пополнение существующих музейных коллекций, обеспечение особого режима их хранения, приобретение материалов для реставрации фондов, научно-методическую деятельность;

материальное обеспечение художественного воплощения творческих замыслов (создание новых постановок, представлений, подготовку концертных программ и других видов массовых зрелищ, организацию фестивалей, выставок, проведение работ по созданию и обновлению экспозиций) и поддержание в рабочем состоянии материального оформления постановок (программ, номеров), художественных экспозиций;

оснащение организации культуры современными техническими средствами и оборудованием, в том числе обеспечивающими безопасность фондов хранения и здания организации культуры;

проведение капитального ремонта;

реставрацию памятников истории, культуры и архитектуры, переданных в пользование организации культуры;

другие затраты, связанные с основной деятельностью организации культуры.

Запрещается нецелевое использование бюджетных ассигнований, выделяемых на осуществление основной деятельности организации культуры, в том числе размещение бюджетных ассигнований на депозитных счетах кредитных учреждений и приобретение ценных бумаг для получения организацией культуры дополнительного дохода. Поступление средств из внебюджетных источников не является основанием для уменьшения размера бюджетных ассигнований организации культуры.

Массовая сеть государственных учреждений культуры финансируется за счет региональных и местных бюджетов. В зависимости от своего расположения библиотеки, музеи, театры, дома и дворцы культуры, другие учреждения различаются по масштабам деятельности, числу работников, охвату населения. Значительное количество мелких учреждений культуры, расположенных в сельской местности, ориентировано в основном на бюджетное финансирование. Крупные муниципальные учреждения культуры имеют признаки юридического лица, среди которых наличие самостоятельной сметы доходов и расходов. Исходя из этого и финансирование объектов культуры может быть как сводным, так и индивидуальным.

По-разному строится и механизм общего объема бюджетных средств на финансирование культуры. Все ассигнования по бюджету крупной территориальной единицы делятся на две части. Первая предназначена для финансирования государственных учреждений, вторая - для финансирования программ и мероприятий, а также обеспечения деятельности негосударственных организаций и частных лиц, вносящих вклад в развитие отрасли. Вторая часть ассигнований представляет собой целевую статью расходов, при формировании которой применяется методология от достигнутого уровня, или же выделение средств осуществляется в определенной пропорции от расходов на содержание отрасли. За счет средств этой статьи могут финансироваться культурные программы и мероприятия как государственных, так и негосударственных учреждений культуры.

В данном случае применяется программно-целевой метод обоснования и выделения средств. Этот метод можно отнести к числу новаторских. В качестве приоритетных направлений деятельности, подлежащих финансированию, рассматриваются, как правило, такие как:

сохранение и восстановление памятников истории, культуры и архитектуры;

сохранение народных традиций (поддержка фольклорного ансамбля, центров декоративно-прикладного искусства, самодеятельного творчества и др.);

развитие региональных культур малочисленных народов (создание центров национальных культур, проведение национальных фестивалей и т.п.);

развитие творчества детей и поддержки молодых дарований;

организация семейного отдыха и создание условий для здорового образа жизни.

Для повышения эффективности выделяемых средств в условиях конкурентности применяется конкурсное рассмотрение предложений потенциальных исполнителей заказа. Возможны варианты финансирования программ из различных источников. В этом случае орган управления культуры принимает долевое участие в финансировании. При оценке результативности предлагаемого набора условий, сформулированных заказчиком, расчеты и обоснования подвергаются независимой экспертизе. С участием экспертов определяются и приоритеты финансирования, для чего при главном распорядителе средств создаются экспертные советы. Этот совет с максимальной объективностью оценивает каждое учреждение культуры и дает рекомендации главному распорядителю бюджетных средств и выделении средств на выполнение тех или иных мероприятий. Решение вопроса, как правило, основывается на системе критериев, среди которых целесообразность, экономическая эффективность, надежность реализации, социальная значимость, культурная преемственность, технологическая осуществимость, творческая подготовленность, методологическая обоснованность.

В последние годы в экономическую и организационно-творческую жизнь органов управления и организации культуры внедряется принцип применения так называемого социально-творческого заказа. При этом способе финансирования для всех субъектов культурной деятельности создаются равные возможности на получение бюджетных средств. Процедура перечисления средств подобна процедуре финансирования программ. Однако отличительной особенностью при заключении договоров на реализацию социально-творческого заказа является то, что он разбивается на две части. Основная часть фиксируется и не может меняться ни органом управления культурой, ни исполнителем. Конъюнктурная же часть не фиксируется, так как представляет собой достаточно широкий набор мероприятий и культурных услуг. Договор предусматривает определенные допуски для замены одних мероприятий на другие, адекватные по форме или по содержанию. Разрешается вносить изменения по срокам выполнения заказа в случае изменения ресурсных условий.[9. C 58]

В отношении расходов, связанных с укреплением и развитием материально-технической базы объектов культуры, действует особый порядок финансирования. Основу его составляют конкурсы, процедура проведения которых регулируется Бюджетным кодексом РФ.

Бюджетное финансирование средств осуществляется в виде грантов, предоставляемых на безвозмездной основе и безвозвратной основе, и регулируется особым законодательством. Выделение грантов осуществляется на оплату социально значимых информационно-публицистических материалов о социальных проблемах, производство просветительских программ в сфере культуры и научно-популярных материалов, производство печатной продукции, предназначенной для инвалидов по зрению или с нарушением слуха и т.д. Конкурсное рассмотрение заявок и их экспертная оценка - обязательные условия, предшествующие выделению бюджетного финансирования.

ГЛАВА II. ФИНАНСИРОВАНИЕ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА КУЛЬТУРУ, ИСКУССТВО И КИНЕМАТОГРАФ В ПРЕДШЕДСТВУЮЩЕМ ПЕРИОДЕ 2011-2013гг.

финансирование расход бюджет культура

2.1 Анализ расходов РФ на культуру и искусство

Таблица 2.1 Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу "Культура, кинематография" [20]

Наименование2010 год*2011 год2012 год2013 годв % к предыдущему году201120122013Культура, кинематография74 559,282 048,178 797,276 028,9110,096,096,5Культура62 740,472 651,469 648,268 917,7115,895,999,0Кинематография5 600,45 374,64 533,34 531,396,084,3100,0Прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии301,5309,5296,6296,6102,795,8100,0Другие вопросы в области культуры, кинематографии5 916,93 712,64 319,02 283,162,7116,352,9

Бюджетные ассигнования на выполнение функций государственными органами (оказание государственных услуг) в 2011 году в сумме 4 962,4 млн.рублей (112,5 % к 2010 году), в 2012 году - 9 614,3 млн.рублей и 2013 год в сумме 9 616,3 млн.рублей.

Реализация принятых решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по проведению мероприятий, связанных с празднованием 200-летия Победы в Отечественной войне 1812 года, 1150-летия основания г. Смоленска, 1050-летия - г.Белозерска, 350-летия - г. Иркутска, 300-летия - г. Омска, 1000-летия единения Мордовского народа с народами Российского государства и 350-летия вхождения Бурятии в состав Российского государства, 150-летия со дня рождения К.С. Станиславского, 200-летия - И.А.Гончарова, 250-летия - Н.М. Карамзина, 200-летия - М.Ю.Лермонтова;

государственная поддержка издания и поставок в общедоступные библиотеки Российской Федерации очередных томов Большой Российской энциклопедии и Православной энциклопедии;

проведение охранно-спасательных археологических работ в зоне затопления при наполнении водохранилища Богучанской ГЭС.

На выполнение функций федеральными государственными учреждениями культуры (оказание услуг) бюджетные ассигнования в 2011 году в сумме 29 168,4 млн.рублей (100,6% к 2010 году), в 2012 году - 45 447,5 млн.рублей, в 2013 году - 45 416,6 млн.рублей.

Указанные бюджетные ассигнования направлены на обеспечение деятельности 148 федеральных учреждений культуры Минкультуры России, Управления делами Президента Российской Федерации, Минпромторга России, Минрегиона России, Минспорттуризма России, Рособразования, РАН, Сибирского отделения РАН, Росжелдора, Росморречфлота, Росгидромета, Российской академии образования (из них 38 особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации) и учреждений Минобороны России.

Предусмотренные на 2011-2013 годы бюджетные ассигнования позволили обеспечить приоритетные расходные обязательства по:

поддержку творческой деятельности в сфере культуры и искусства, в том числе традиционной народной культуры, новаторских и дебютных проектов в области современной культуры, творческих проектов для детской и юношеской аудитории;

развития библиотечного дела, включая развитие национальной электронной библиотеки и решение проблем, связанных с вопросами соблюдения авторского права;

сохранности и доступу к культурным ценностям Российской Федерации, включая обеспечение их безопасности, маркировку музейных предметов;

подготовке к празднованию 100-летия основания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.[20]

Увеличение бюджетных ассигнований по данному направлению расходов в 2012-2013 годах на 60% по сравнению с 2011 годом обусловлено выделением бюджетных ассигнований на развитие национальной электронной библиотеки России и увеличением бюджетных ассигнований на обеспечение безопасности и капитального ремонта федеральных государственных учреждений культуры в целях сохранности культурных ценностей, оплату труда творческих работников Государственного академического Большого театра России на основе государственных контрактов за счет перераспределения бюджетных ассигнований в рамках подраздела "Культура".

Так же были выделены бюджетные ассигнования на реализацию федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" в рамках приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" на 2011 год в сумме 100,0 млн.рублей.

В данном подразделе предусмотрены межбюджетные трансферты по направлению "Культура" в 2011 году в сумме 1 170,8 млн.рублей (99,4 % к 2010 году), 2012 году - 2 259,3 млн.рублей, 2013 году - 2 287,9 млн.рублей, которые обеспечат реализацию субъектами Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации в области охраны культурного наследия в 2011 году в сумме 210,2 млн.рублей, 2012 году - 238,7 млн.рублей, 2013 году - 267,3 млн.рублей и оказание поддержки субъектам Российской Федерации на уровне 2010 года в проведении следующих мероприятий:

реализации комплексного проекта "Культурное наследие Свияжска (Татарстан)" в 2011-2013 годах в сумме 400,0 млн.рублей ежегодно;

комплектовании книжных фондов библиотек муниципальных образований и государственных библиотек г.г. Москвы и Санкт-Петербурга, включая приобретение библиотеками литературно-художественных журналов, в 2011-2013 годах в сумме 350,0 млн.рублей ежегодно;

реализации творческих проектов ведущих музыкальных коллективов России, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в 2011-2013 годах в сумме 160,6 млн.рублей ежегодно.

Кроме того, впервые предусмотрены межбюджетные трансферты на:

оснащение общедоступных библиотек Северо-Кавказского федерального округа как центров общения, досуга, профессиональной ориентации для молодежи учебниками, литературой на русском языке и языках народов Кавказа и компьютерами с выходом в Интернет в 2011 году в сумме 50,0 млн.рублей;

развитие библиотечной системы России, включая перевод в электронный вид библиотечных фондов общедоступных библиотек, создание инфраструктуры доступа населения к ним с использованием сети Интернет в 2012-2013 годах в сумме 1 110,0 млн.рублей ежегодно.

субсидии юридическим лицам и некоммерческим организациям по данному подразделу предусмотрены в 2011 году в сумме 2 004,6 млн.рублей (105,1% к 2010 году), в 2012-2013 годах в сумме 2 085,3 млн.рублей ежегодно, в том числе:

субсидия Благотворительному фонду по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви на воссоздание исторического облика монастыря в 2011-2013 годах в сумме 1000,0 млн.рублей ежегодно;

субсидии государственным цирковым организациям в 2011 году в сумме 726,6 млн.рублей (115,6% к 2010 году), в 2012-2013 годах в сумме 807,3 млн.рублей ежегодно;

субсидии творческим союзам в 2011-2013 годах в сумме 270,0 млн.рублей ежегодно;

гранты Правительства Российской Федерации Камерному ансамблю "Солисты Москвы" общества с ограниченной ответственностью "Музыкант" в 2011-2013 годах в сумме 8,0 млн. рублей ежегодно.

Увеличение субсидий юридическим лицам и некоммерческим организациям по подразделу "Культура" в 2011 году по сравнению с 2010 годом составляет 98,1 млн.рублей или 5,1% и обусловлено увеличением бюджетных ассигнований на поддержку деятельности цирковых организаций в целях обеспечения сохранения и доступности циркового искусства .

Были выделены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий следующих федеральных целевых программ:

"Культура России (2006 - 2011 годы)" в 2011 году в сумме 24 177,1 млн. рублей;

"Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2015 года" в 2011 году в сумме 155,2 млн.рублей, в 2012 году - с 170,3 млн.рублей, в 2013 году - 220,3 млн.рублей;

"Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" в 2011 году в сумме 1 572,0 млн. рублей, в 2012 году - 449,9 млн.рублей;

"Социально - экономическое развитие Чеченской Республики на 2008 - 2011 годы" в 2011 году в сумме 777,3 млн. рублей, на 2012 год - 665,1 млн.рублей;

"Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы" в 2013 году в сумме 45,0 млн.рублей.

Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, не включенные в федеральные целевые программы, предусмотрены в 2011 году в сумме 8 347,3 млн. рублей (210,2% к 2010 году), в 2012 году 8 763,2 млн. рублей, в 2013 году - 9 053,0 млн. рублей ежегодно.

Бюджетные ассигнования 2011 года на 4 375,5 млн. рублей больше бюджетных ассигнований 2010 года, что обусловлено обеспечением финансирования в полном объеме строек и объектов, предусмотренных к вводу в 2011 году. В рамках реализации непрограммной части ФАИП будет продолжено выполнение работ по строительству объектов культуры.

Иные расходные обязательства по данному подразделу предусмотрены в 2011 году в сумме 116,8 млн.рублей (108,3% к 2010 году), в 2012-2013 годах - 112,8 млн.рублей ежегодно, которые обеспечат реализацию решений Президента Российской Федерации Правительства Российской Федерации, принятых в целях поддержки творческой деятельности и будут направлены на:

ежегодно присуждаемых грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры;

ежегодно присуждаемых премий Правительства Российской Федерации в области культуры по 1,0 млн.рублей каждая, премий Правительства Российской Федерации имени Ф.Волкова за заслуги в развитии профессионального театрального искусства в сумме 0,3 млн.рублей и "Душа России" за вклад в развитие народного творчества в сумме 1,5 млн.рублей;

ежемесячных государственных стипендий для выдающихся деятелей культуры и искусства России и 500 ежемесячных государственных стипендий для талантливых молодых авторов литературных, музыкальных и художественных произведений по 3 тыс.рублей каждому стипендиату ежемесячно в общей сумме 36,0 млн.рублей.

Увеличение бюджетных ассигнований по данному направлению расходов в 2011 году по отношению к 2010 году обусловлено индексацией на уровень инфляции расходов на выплату грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры.

Расходные обязательства Российской Федерации в сфере кинематографии определяются следующими законодательными и нормативными правовыми актами:

Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 6 ноября 1993г. № 1847 "О включении отдельных объектов в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации";

постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 г. № 740 "О федеральной целевой программе "Культура России (2006 - 2011 годы)";

постановление Правительства Российской Федерации от 19 июля 2006г. № 448 "Об утверждении устава федерального государственного учреждения культуры "Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации"

Таблица 2.2 Бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств в сфере Кинематографа[21]

Показатель2010 год*, млн. рублей2011 год2012 год2013 годмлн. рублейИзмене-ния к Преды-дущ ему году, %млн. рублейизменения к преды-дущ ему году, %млн. рублейизменения к преды-дущ ему году, %Подраздел "Кинематография", всего5 600,45 374,696,04 533,384,34 531,3100,0в том числе: Выполнение функций государственными органами (оказание государственных услуг) (за исключением приоритетных национальных проектов, ФЦП и непрограммной части ФАИП)448,3445,299,3451,2101,3449,299,6Выполнение функций бюджетными учреждениями (оказание государственных услуг) (за исключением приоритетных национальных проектов, ФЦП и непрограммной части ФАИП)522,7597,3114,3450,175,4450,1100,0Выполнение международных обязательств0,20,186,40,1100,00,1100,0Субсидии юридическим лицам и некоммерческим организациям3 687,23 631,998,53 631,9100,03 631,9100,0Федеральные целевые программы (за исключением приоритетных национальных проектов)942,0700,074,3

В составе расходов федерального бюджета по данному подразделу бюджетные ассигнования на выполнение функций государственными органами (оказание государственных услуг) в 2011 году в сумме 445,2 млн.рублей (99,3 % к 2010 году) в 2012 году - 451,2 млн. рублей, в 2013 году - 449,2 млн. рублей, которые были направлены на оказание государственной поддержки в проведении международных фестивалей, кинонедель, поддержке производства национальных фильмов и других общероссийских и международных мероприятий в сфере кинематографии.

На выполнение функций бюджетными учреждениями (оказание услуг) бюджетные ассигнования в 2011 году в сумме 597,3 млн.рублей (114,3 % к 2010 году), в 2012-2013 годах - 450,1 млн. рублей ежегодно, которые позволят обеспечить деятельность Госфильмофонда России, являющегося особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации, направленную на сохранение, пополнение и использование фильмофондов

Бюджетные ассигнования на уплату взносов Российской Федерацией в Международную Федерацию кинофильмов (FIAF) и Ассоциацию Синиматек Европа (ACE) в 2011-2013 годах в сумме 0,1 млн. рублей ежегодно (86,4% к уровню 2010 года). Уменьшение бюджетные ассигнований на указанные цели обусловлено уточнением расходов на курсовую разницу в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2011-2013 годы.

Так же были выделены бюджетные ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам в сфере кинематографии в 2011-2013 годах в сумме 3 631,9 млн.рублей ежегодно, которые обеспечат сохранение уровня государственной поддержки по созданию кинопроизведений, направленных на формирование ценностных установок, соответствующих стратегическим задачам общества, поддержку производства, проката, показа и продвижения художественных полнометражных национальных фильмов лидерами отечественного кинопроизводства, производства и проката фильмов для детей и юношества, дебютных, авторских и экспериментальных художественных национальных фильмов, анимационных, документальных и научно-популярных национальных фильмов.

На реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Культура России (2006 - 2011 годы)" по данному подразделу выделено в 2011 году 700,0 млн. рублей (74,3% к уровню 2010 года), что было обусловлено перераспределением ассигнований по мероприятиям программы.

В составе расходов федерального бюджета по данному подразделу предусмотрены бюджетные ассигнования на выполнение функций бюджетными учреждениями в 2011 году в сумме 282,0 млн.рублей (107,9 % к 2010 году), в 2012-2013 годах - 296,6 млн.рублей ежегодно.

На реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Культура России (2006-2011 годы)" бюджетные ассигнования в 2011 году составили 27,6 млн.рублей (68,5 % к 2010 году), что обусловлено ограниченным сроком внедрения научных исследований в связи с завершением реализации программы в 2011 году

Расходные обязательства Российской Федерации в сфере других вопросов в области культуры, кинематографии определяются следующими законодательными и нормативными правовыми актами:

Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";

Соглашение о займе между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития от 04.08.2004 № 4694-RU (Проект экономического развития г. Санкт-Петербурга);

Указ Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 г. № 785 "О Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства";

В составе расходов выделены бюджетные ассигнования на выполнение функций государственных органов (оказание государственных услуг) в 2011 году в сумме 717,9 млн.рублей (107,5 % к 2010 году), в 2012 году - 669,2 млн.рублей, в 2013 году - 569,6 млн.рублей, которые направлены на финансовое обеспечение руководства и управления в сфере установленных функций Министерства культуры Российской Федерации, Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия.

Постепенное уменьшение бюджетных ассигнований в 2012 и 2013 годах обусловлено проведением мероприятий по оптимизации расходов на обеспечение деятельности вышеназванных федеральных органов исполнительной власти (сокращением численности федеральных государственных служащих в течение 2011-2013) и выделением дополнительных ассигнований Минкультуры России на разработку проектно-сметной документации, капитальный ремонт административных зданий, обеспечение мероприятий по информатизации в 2011 году в сумме 161,5 млн.рублей, в 2012 году - 115,0 млн.рублей, в 2013 году - 32,0 млн.рублей.

Бюджетные ассигнования на выполнение функций бюджетными учреждениями (оказание услуг) в 2011 году в сумме 45,3 млн.рублей (в 2,6 раза больше 2010 года), в 2012 году в сумме 42,6 млн.рублей, в 2013 году в сумме 42,3 млн.рублей, которые будут направлены на обеспечение деятельности федерального государственного учреждения "Росвоенцентр" и содержание специальных объектов Минкультуры России.

Рост бюджетных ассигнований в 2011-2013 годах относительно 2010 года обусловлен увеличением бюджетных ассигнований на выполнение межправительственных соглашений мемориального характера (обеспечение порядка и сохранности иностранных воинских захоронений на территории России).

На выполнение международных обязательств в сфере культуры по данному подразделу выделены бюджетные ассигнования в 2011 году в сумме 2 921,9 млн.рублей, в 2012 году - 3 579,6 млн.рублей, в 2013 год - 1 627,5 млн.рублей, которые направлены на:

реализацию проекта «Экономическое развитие г.Санкт-Петербурга» и проекта Сохранение и использование культурного наследия в России (в соответствии с готовящимся Соглашением о займе между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития, связанного с осуществлением инвестиций в объекты культурного наследия регионов Российской Федерации) по программе государственных внешних заимствований Российской Федерации по предоставлению кредитов внутри страны за счет средств, полученных от международных финансовых организаций, которые в 2011 году уменьшатся по сравнению с текущим годом на183,2 млн. рублей (6,3 млн. долларов США) и составят 350,8 млн. рублей (11,5 млн. долларов США), в 2012 году составят 543,4 млн. рублей (17,7 млн. долларов США), в 2013 году составят 651,0 млн. рублей (21,0 млн. долларов США);

Софинансирование, связанное с реализацией соглашений с международными финансовыми организациями, бюджетные ассигнования на которое уменьшатся по сравнению с 2010 годом на 1 949,8 млн. рублей (66,4 млн. долларов США) и составят 2 571,2 млн. рублей (84,3 млн. долларов США), в 2012 году составят 3 036,2 млн. рублей (98,9 млн. долларов США) и в 2013 году составят 976,5 млн. рублей (31,5 млн. долларов США).

Сокращение бюджетных ассигнований в 2011 году по сравнению с соответствующими бюджетными ассигнованиями 2010 года связано с уточнением объемов использования средств займов международных финансовых организаций и средств софинансирования по вышеуказанным проектам в соответствии с предложениями федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию проектов, с учетом планов закупок товаров, работ и услуг по проектам и условий Соглашений о займе между Российской Федерацией и международными финансовыми организациями.

Бюджетные ассигнования на реализацию федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы" в 2013 году в сумме 16,2 млн.рублей на предоставление субсидий на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (объектов капитального строительства собственности муниципальных образований).

Иные расходные обязательства по данному подразделу в сумме 27,5 млн.рублей направлены на выплату 3-х Государственных премий Российской Федерации в области литературы и искусства, Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности по 5,0 млн.рублей каждая, и 3-х премий Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры в размере 2,5 млн.рублей каждая.

Увеличение бюджетных ассигнований в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 7,5 млн.рублей обусловлено включением в расходы федерального бюджета ассигнований на выплату новых премий Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры.

.2 Государственные программы в сфере культуры и кинематографа в Республике Бурятия

В соответствии со стратегией социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 года, Программой социально-экономического развития Республики Бурятия до 2020 года и Программой социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы» определены следующие основные приоритетные направления реализации государственной политики в сфере культуры и искусства:

формирование положительного инвестиционного имиджа Республики Бурятия на международном и межрегиональном уровнях, что является одним из условий для привлечения инвестиций;

формирование индустрии культурно-познавательного туризма в Республике Бурятия в соответствии с новым имиджем территории;

создание открытой и гибкой инфраструктуры, обеспечивающей равные права доступа всем гражданам Российской Федерации к культурным ресурсам Республики Бурятия в ее движимых и недвижимых памятниках культуры, истории, природы и археологии;

разработка и реализация межрегиональных (инвестиционных) проектов в сфере культуры и искусства, стимулирующих развитие экономики Республики Бурятия;

создание системы приоритетов и механизмов для их реализации.

В соответствии с приоритетами государственной политики основной целью Государственной программы является: сохранение культурного наследия, формирование многообразной и полноценной культурной жизни населения Республики Бурятия.

Исходя из поставленной цели определены следующие первоочередные задачи:

Обеспечение доступа к культурным ценностям Республики Бурятия;

Создание условий для участия населения в культурной жизни, поддержка и развитие профессионального искусства;

Хранение, комплектование, учет и использование образовавшихся в процессе деятельности архивных документов;

Развитие приоритетных направлений архивного дела в Республике Бурятия в интересах государства, общества и граждан;

Обеспечение создания условий для реализации государственной программы.

Реализацию Государственной программы планируется осуществить путем выполнения программных мероприятий, как на республиканском, так и на всех уровнях местного самоуправления.

Мероприятия Государственной программы носят комплексный характер и реализуются через следующие механизмы:

развитие нормативного правового обеспечения государственной политики в сфере культуры, искусства;

совершенствование организационной структуры и кадрового, финансового, материально-технического, информационного и ресурсного обеспечения;

координация и взаимодействие заинтересованных субъектов в реализации государственной политики в области культуры и искусства.

Выбор приоритетных целей Государственной программы опирается на стратегические цели развития общества и анализ сложившихся тенденций в сфере культуры в предыдущие годы с учетом эволюции экономической и правовой среды функционирования организаций культуры.

В итоге реализации Государственной программы будут достигнуты следующие результаты:

обеспечены условия для реализации конституционных прав граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, созданы условия для равного развития культур всех проживающих на территории Республики Бурятия народов и иных этнических общностей;

осуществлен комплекс мер, установленный федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия, направленный на сохранение, использование и популяризацию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);

проведено совершенствование правового, организационного, экономического механизмов функционирования в сфере культуры и искусства.

Оценка результатов реализации Государственной программы осуществляется на основе использования целевых показателей и индикаторов, сформированных с учетом специфики деятельности учреждений культуры различных видов и размещенных в специальных разделах каждой подпрограммы.

Таблица 2.4 Индикаторы Государственной программы[21]

НаименованиеЕд. изм.2013 годПрогнозный период2014 год2015 год2016 год2017 год2020 годОбъем платных услугмлн. руб.209218,4228,0237,8248,0281,4Среднемесячная заработная плататыс. руб.13,014,115,216,431,540,1Число посещений музеевтыс. чел.414,7417,7420,7421,2422,5425,5

Решение поставленных целей и задач Государственной программы будет осуществляться с 2013 по 2017 годы и на период до 2020 года в 2 этапа:этап - 2013-2017 годыэтап - 2018-2020 годы.

.3 Проблемы и пути совершенствования финансирования расходов бюджетов на культуру и искусство в России

Сегодня культура практически освободилась от идеологического прессинга советского периода, но в значительной степени усилился прессинг финансовый. Одна из ключевых проблем современного развития культуры в России-это тотальная нехватка финансовых средств на всех уровнях ее актуализации от федерального до муниципального. Часто подобная ситуация трактуется как издержки рыночной экономики. Но российская культура не стала реальным сегментом отечественной экономики, и еще не скоро будет иметь основания им стать. [14. С 56]
Опыт бытия отечественной культуры в рыночных условиях укладывается примерно в 10-15 лет, а западный насчитывает в некоторых случаях несколько столетий. Хотя наиболее активно эти проблемы ставились и решались на Западе, прежде всего, в течение XX века.
Общеизвестно, что взаимоотношения культуры и государства регулируются таким инструментом, как культурная политика. Именно в рамках культурной политики определяются основные принципы государственной поддержки культуры, в том числе устанавливаются и финансовые условия.
Нельзя не остановиться на традиционных проблемах муниципальных учреждений культуры. Ключевой проблемой остается ограниченность финансовых средств, направляемых учреждениям культуры из местных бюджетов. Выделяемые этим учреждениям бюджетные ассигнования зачастую позволяют разве что осуществлять выплату заработной платы и частично возмещать расходы на оплату коммунальных услуг.
Необходимо также рассмотреть последствия перехода значительного числа муниципальных образований на отраслевую систему оплаты труда. По замыслу реформаторов, этот переход должен был усилить стимулирующую роль оплаты труда, обеспечить более тесную увязку величины заработной платы с результатами труда конкретного работника, однако ситуация развивается в прямо противоположном направлении.

Руководителям муниципальных учреждений культуры пришлось прибегнуть к таким мерам, как:

перевод ряда сотрудников на неполный рабочий день с соответствующим уменьшением размера оплаты;

замена трудовых договоров с частью работников на гражданско-правовые договоры, что влечет снижение социальных гарантий
(время работы не засчитывается в трудовой стаж, не выплачиваются отпускные и пособия по временной нетрудоспособности,
не производятся отчисления на социальное страхование);
предоставление работникам отпусков без сохранения заработной платы (в массовом и принудительном порядке);
сокращение штатной численности путем увольнения части сотрудников.

Подчеркнем, что все перечисленные меры носят вынужденный характер и отрицательно сказываются на результатах деятельности муниципальных учреждений культуры.

При нехватке средств на обеспечение текущих нужд учреждений культуры бюджетные инвестиции (затраты на новое строительство, реконструкцию зданий, техническое перевооружение объектов) тем более незначительны. В связи с этим одной из основных проблемных зон продолжает оставаться слабая материально-техническая база объектов культуры. Многие муниципальные учреждения культуры размещаются в зданиях с высокой степенью износа, используют морально и физически устаревшее оборудование.[11.C 67]

При всем уважении к работникам культуры следует отметить недостаточно высокий (и продолжающий снижаться) уровень квалификации кадров, в т. ч. управленческих. Все написанное о руководителях муниципальных органов управления культуры в полной мере относится и к директорам муниципальных учреждений. Проблемы реформирования на какое-то время вытеснили из их поля зрения постоянные изменения в нормативно-правовой базе7, в частности в трудовом законодательстве.

Оперирование устаревшими правовыми категориями и отмененными нормами негативно отражается на качестве работы. Например, допускается много ошибок при издании приказов, разработке и применении локальных нормативных актов, заключении коллективных и индивидуальных трудовых договоров. Неграмотно проведенная и оформленная процедура увольнения зачастую становится причиной восстановления нерадивых работников по суду. Серьезные трудности возникают при решении вопросов совмещения и совместительства, установлении сокращенной продолжительности рабочего дня, применении в учреждениях культуры специальных режимов рабочего времени.[12.С 67]

Повышение управленческой компетентности, в т. ч. правовой грамотности руководителей учреждений и муниципальных органов управления культуры, является одним из условий нормального развития сферы культуры и должно быть возведено в ранг приоритетов государственной культурной политики.

В ходе реализации основных положений реформ наряду с традиционными проблемами обозначились новые проблемные зоны:

расплывчатость формулировок полномочий органов местного самоуправления в области культуры в федеральном
законодательстве;
отсутствие взаимопонимания между муниципальными районами и входящими в их состав поселениями при разграничении
соответствующих полномочий на практике;
незавершенность процессов наделения муниципальных учреждений культуры статусом юридического лица, оформления их прав на выделенное имущество и занимаемые земельные участки;

отсутствие муниципальных правовых актов, регулирующих культурную деятельность; низкий уровень (или отсутствие) локальных нормативных актов учреждений;

отсутствие методических рекомендаций по ключевым направлениям реализации реформ со стороны федерального органа управления в сфере культуры;

несовершенство форм статистической отчетности, не учитывающих в полной мере современные тренды, в частности объединение учреждений культуры различных видов.

Для решения указанных проблем должны быть приняты меры, требующие усилий как от Министерства культуры РФ (в ряде случаев - и региональных органов управления культуры), так и от органов местного самоуправления.

Еще раз обратим внимание на то, что некоторые муниципальные органы управления культуры ждут от Министерства культуры РФ помощи в решении тех вопросов, которые должны быть решены ими самостоятельно. Это свидетельствует как о непонимании базовых положений административной реформы и реформы местного самоуправления, так и о живучести иждивенческих настроений.

В рамках настоящей статьи интерес представляют прежде всего те меры и шаги, которые следует предпринять на федеральном уровне:

совершенствование федерального законодательства в области культуры, местного самоуправления и др.;

разработка модельных правовых актов для муниципальных образований;

подготовка методик и методических рекомендаций, в т. ч. методик расчета нормативов финансовых затрат на содержание
имущества и предоставление муниципальных услуг;
корректировка форм статистической отчетности с учетом изменения видов и типов учреждений культуры;

организация на базе федеральных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования целевого повышения квалификации руководителей и специалистов муниципальных органов управления культуры и директоров муниципальных учреждений культуры.[13.C 78]

Исходя из изложенного, можно заключить, что основными проблемами финансирования бюджетных учреждений являются:

средств, выделяемых государством из бюджетов, часто не хватает для финансирования предприятия;

средства расходуются нерационально в связи с низкой заинтересованностью распорядителя в эффективном их использовании;

Для решения данных проблем необходимо:

увеличить мотивацию в эффективном применении средств бюджета;

оптимизировать существующую сеть получателей средств из бюджета.

постепенно перейти к другим формам финансового обеспечения бюджетных организаций;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культура и искусство являются очень значимыми сферами для человека. В их развитии и финансировании заинтересовано как государство, так и частные компании или отдельные предприниматели. Пережив непростой постсоветский период, сейчас сфера культуры начала формироваться и стала привлекательной для вложений. Культура и искусство как объекты спонсорства предоставляют широчайшие возможности. И, разумеется, перед спонсором стоит задача - определить поле своей деятельности в соответствии с бизнес-целями и интересами аудитории, на которую он хочет воздействовать. Поддержать ли начинающий творческий коллектив или популярный. Определить, будет ли это изобразительное или музыкальное искусство, скульптура или балет, пантомима или джаз, классическая музыка или народное творчество, литература или кино и так далее.

Следя за последними тенденциями и изменениями интересов общества, можно смело предположить, что перспективы развития культуры и искусства весьма радужные. С одной стороны государство стремится создавать хорошие условия для развития этой области, ведь это напрямую влияет на статус страны в мире. С другой стороны спонсоры и меценаты проявляют все больший интерес к искусству, понимая все возможности, предоставляемые этой сферой.

Хотелось бы отметить, что экономика культуры - прикладная наука, объясняющая необходимость, принципы и инструменты экономических отношений в сфере культурной деятельности. Культура же, в свою очередь является основой развития экономической отрасли, выпускающей культурные продукты.

Государственные учреждения, в частности, государственные учреждения культуры, формируют и в большей степени реализуют культурную политику, понятно, что они требуют поддержки, внимания. Особенно это касается учреждений, которые по своей сути не могут быть прибыльными или зарабатывать деньги, как, например, библиотеки и поэтому, они нуждаются в государственной поддержке.

Экономическое стимулирование развития сферы культуры предусматривает не только увеличение объемов бюджетного финансирования, но и создание стимулирующих условий, а это значит введение системы льгот на налогообложение на средства, которые вкладываются в развитие сферы. Беларусь не создает в этом вопросе новый прецедент, а использует опыт других стран, где бюджетное финансирование значительно меньшее, но существуют такие экономические формы стимулирования.

В данном направлении предусмотрен целый ряд мероприятий. Это и привлечение спонсорских средств, стимулирование меценатов, и моральное поощрение - создание дополнительных стимулов, поскольку, по мнению замминистра культуры, без такой составляющей учреждения культуры полноценно существовать не смогут. Важным элементом должно стать развитие системы платных услуг. Однако механическое планирование, доведение плановых показателей по платным услугам для учреждений культуры от достигнутого, неверное, и не должно таким быть.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации от 12.12. 1993.

. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ

. Федеральный закон Российской Федерации от 22.08.1996 N 126-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации"

. Федеральный закон Российской Федерации от Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"

. Федеральный закон Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 30.09.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014)

. Постановление от 26 июня 1995 г. п. 609 Об утверждении положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.2002 №919).

. Бюджетная система России: Учебник / Под ред. Г.Б.Поляка. - М.: ЮНИТИ - ДАНА -, 2007.-с 252

. Врублевская М.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. - 3-е изд., испр. и перераб.- М.: Юрайт, 2004. - 838 стр.

.Деева А. И. Финансы: М. : - Экзамен, 2009г. - 414с

.Ковалев А. П., Колбачев Е. Б., Колбачева Т. А., Плотницкая Е. Е., Ткалич Г. И. Финансы и кредит- Ростов-на-Дону : Феникс, 2010г. - 476с.

. Муравьева Н.Я. Формы и виды финансирования в сфере культуры. Культура: управление, экономика, право, 2010.- №2.- 42-44 стр.

. Нестеренко Т.Г. Организационные вопросы исполнения бюджета // Финансы, 2007. - №4. ст 98-101

. Пешкова Х.В. «Принципы осуществления расходов бюджета: некоторые теоретические и практические аспекты» // Финансовое право, 2011, №11.

. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: Юнити-Дана, 2009. - 703 с.

. Экономическая теория / Под ред. Е.Н. Лобачевой. - М.: Юрайт, 2011. - 522 с

. Шуляк П.Н. Финансы предприятий. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 620 с.

. Пласкова Н.С. Экономический анализ. - М.: Эксмо, 2010. - 704 с.

. Чиркина М.В., Иода Е.В. Совершенствование управления процессом привлечения капитала на предприятии посредством имитационной модели // Социально-экономические явления и процессы. - 2009. - № 2. - С. 116 - 119.

Похожие работы на - Анализ финансирования расходов федерального бюджета на культуру, искусство и кинематограф

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!