Анализ приобретения оборудования машиностроительным предприятием на условиях лизинга и кредита

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,2 Мб
  • Опубликовано:
    2015-05-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ приобретения оборудования машиностроительным предприятием на условиях лизинга и кредита

Содержание

Введение

. Основы управления финансовым лизингом

.1 Сущность финансового лизинга

.2 Виды финансового лизинга

.3 Этапы управления финансовым лизингом

. Анализ приобретения оборудования машиностроительным предприятием на условиях лизинга и кредита

.1 Анализ приобретения оборудования за счет кредита

.2 Анализ приобретения оборудования на условиях лизинга

.3 Сопоставление расходов предприятия при покупке оборудования за счет кредитных средств по сравнению с расходами по лизингу

. Развитие лизинга в 2014 году в Российской Федерации

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В современных условиях хозяйствования усиление факторов неопределенности в развитии экономики способствует повышению интереса к различным видам предпринимательства, в том числе к инвестиционной деятельности. Большинство экономически развитых стран, стремясь выйти из экономического кризиса, активизировали инвестиционную деятельность и решение проблем резкого повышения конкурентоспособности продукции. В этой связи использование разнообразных форм экономических отношений, в частности лизинга, представляющего собой форму временного пользования владения имуществом, приобретает все большую актуальность для создания условий по привлечению капитала в жизненно важные отрасли экономики, рациональному использованию финансовых, материальных и трудовых ресурсов, обеспечению поддержки малого предпринимательства.

Предпринимательская деятельность на рынке лизинговых услуг является мощным импульсом структурных изменений форм и методов хозяйствования, технического перевооружения сферы производства, поиска и внедрения различных видов финансирования инвестиций.

Лизинг является сравнительно молодой услугой на инвестиционном рынке России. Лизинг - это, прежде всего, эффективная форма инвестирования в оборудование и основные средства, а также удобная форма управления имуществом.

На сегодняшний день лизинг приобретает все большее значение как эффективный инструмент для привлечения инвестиций, пополнения оборотных средств и оснащения предприятий оборудованием.

В современном крупном бизнесе весьма активно используются лизинговые операции. Они выгодны производителям, поскольку позволяют им реализовывать свою продукцию в условиях непрерывно нарастающей конкуренции. Эти операции представляют интерес и для потенциальных пользователей объектами лизинга, по какой-либо причине не желающих единовременно финансировать приобретение дорогостоящего имущества или не имеющих в данный момент свободных денежных средств.

Финансовый лизинг (Financial Lease) - это лизинг, при котором риски и вознаграждения от владения и пользования арендованным имуществом ложатся на арендатора (лизингополучателя). В этом случае арендатор (лизингополучатель), в соответствии с требованиями МСФО № 17 «Аренда», должен отражать предмет лизинга в составе активов (следование принципу приоритета содержания перед формой). В соответствии с российским законодательством балансодержателем объекта финансового лизинга может выступать как лизингополучатель, так и лизингодатель, что оговаривается в договоре лизинга.

Целью данной работы является рассмотрение сущности управление финансовым лизингом и выявление его преимуществ по сравнению с традиционными формами финансирования.

Задачами курсовой работы являются: определение сущности и видов финансового лизинга, этапы управления финансовым лизингом, проанализировать приобретение оборудования предприятием на условиях лизинга и кредита, развитие лизинга в 2014 году в Российской Федерации.

В ходе работы изучалась литература отечественных и зарубежных авторов, статьи экономических журналов, а также законы и нормативные акты, регламентирующие деятельность лизинга.

финансовый лизинг оборудование покупка

1. Основы управления финансовым лизингом

.1 Сущность финансового лизинга

Финансовый лизинг (аренда) представляет собой хозяйственную операцию, предусматривающую приобретение арендодателем по заказу арендатора основных средств с дальнейшей передачей их в пользование арендатора на срок, не превышающий периода полной их амортизации с обязательной последующей передачей права собственности на эти основные средства арендатору, финансовый лизинг рассматривается как один из видов финансового кредита. Основные средства, переданные в финансовый лизинг, включаются в состав основных средств арендатора.

Кредитные отношения финансового лизинга характеризуются многоаспектностью, проявляемой в достаточно широком диапазоне. Эти кредитные аспекты финансового лизинга заключаются в следующем (рис. 1).

1.Финансовый лизинг удовлетворяет потребность в наиболее дефицитном виде заемного капитала - долгосрочном кредите. На современном этапе долгосрочное банковское кредитование предприятий сведено к минимуму. Это является серьезным тормозом в осуществлении предприятиями инвестиционной деятельности, связанной с обновлением и расширением состава их внеоборотных активов. Использование в этих целях финансового лизинга позволяет в значительной мере удовлетворить потребности предприятия в привлечении долгосрочного кредита.

2.Финансовый лизинг обеспечивает полный объем удовлетворения конкретной целевой потребности предприятия в заемных средствах. Использование финансового лизинга в конкретных целях обновления и расширения состава активной части операционных внеоборотных активов позволяет предприятию полностью исключить иные формы финансирования этого процесса за счет как собственного, так и заемного капитала, снижает зависимость предприятия от банковского кредитования.

3.Финансовый лизинг автоматически формирует полное обеспечение кредита, что снижает стоимость его привлечения, формой такого обеспечения кредита является сам лизингуемый актив, который в случае финансовой несостоятельности (банкротства) предприятия может быть реализован кредитором с целью возмещения невыплаченной части лизинговых платежей и суммы неустойки по сделке. Дополнительной формой такого обеспечения кредита является обязательное страхование лизингуемого актива лизингополучателем (рентером) в пользу лизингодателя (лиссора). Снижение уровня кредитного риска лизингодателя (в соответственно и его премии за риск) создает предпосылки для соответствующего снижения стоимости привлечения предприятием этого вида финансового кредита (в сравнении с банковским кредитом).

4.финансовый лизинг обеспечивает покрытие „налоговым щитом" всего объема привлекаемого кредита. Лизинговые платежи, обеспечивающие амортизацию всей суммы основного долга по привлекаемому кредиту, входят в состав издержек предприятия и уменьшают соответствующим образом сумму его налогооблагаемой прибыли. По банковскому кредиту аналогичный „налоговый щит" распространяется лишь на платежи по обслуживанию кредита, а не на сумму основного долга по нему. Кроме того, определенная система налоговых льгот распространяется и на лизингодателя.

5.финансовый лизинг обеспечивает более широкий диапазон форм платежей, связанных с обслуживанием долга. В отличие от банковского кредита, где обслуживание долга и возврат основной его суммы осуществляется в форме денежных платежей, финансовый лизинг предусматривает возможность осуществления таких платежей в иных формах, например, в форме поставок продукции, произведенной с участием лизингуемых активов.

6.финансовый лизинг обеспечивает большую гибкость в сроках платежей, связанных с обслуживанием долга. В отличие от традиционной практики обслуживания и погашения банковского кредита финансовый лизинг представляет предприятию возможность осуществления лизинговых платежей по значительно более широкому диапазону схем с учетом характера использования лизингуемого актива, срока его использования и т.п. В этом отношении финансовый лизинг является для предприятия более предпочтительным кредитным инструментом.

Рисунок 1. Характеристика кредитных аспектов финансового лизинга

7.финансовый лизинг характеризуется более упрощенной процедурой оформления кредита в сравнении с банковской. Как свидетельствует современный отечественный и зарубежный опыт при лизинговом соглашении объем затрат времени и перечень необходимой для представления финансовой документации существенно ниже, чем при оформлении договора с банком о предоставлении долгосрочного финансового кредита. В значительной степени этому способствует строго целевое использование полученного кредита и надежное его обеспечение при финансовом лизинге.

8.финансовый лизинг обеспечивает снижение стоимости кредита за счет ликвидационной стоимости лизингуемого актива. Так как при финансовом лизинге после завершения лизингового периода соответствующий актив передается в собственность лизингополучателя, то после полной его амортизации он имеет возможность реализовать его по ликвидационной стоимости. На сумму этой ликвидационной стоимости (приведенную путем дисконтирования к настоящей стоимости) условно снижается сумма кредита по лизинговому соглашению.

9.      финансовый лизинг не требует формирования на предприятии фонда погашения основного долга в связи с постепенностью его амортизации. Так как при финансовом лизинге обслуживание основного долга и его амортизация осуществляется одновременно (т.е. включены в состав лизинговых платежей в комплексе), с окончанием лизингового периода стоимость основного долга по лизингуемому активу сводится к нулю. Это избавляет предприятие от необходимости отвлечения собственных финансовых ресурсов на формирование фонда погашения.

Перечисленные кредитные аспекты финансового лизинга определяют его как достаточно привлекательный кредитный инструмент в процессе привлечения предприятием заемного капитала для обеспечения своего экономического развития.

1.2 Виды финансового лизинга

Управление финансовым лизингом на предприятии связано с использованием различных его видов. Классификация видов финансового лизинга по основным классификационным признакам приведена на рисунке 2.

1.      По составу участников лизинговой операции разделяют прямой и косвенный виды финансового лизинга.

·  Прямой лизинг характеризует лизинговую операцию, которая осуществляется между лизингодателем и лизингополучателем без посредников. Одной из форм прямого лизинга является сдача актива в лизинг непосредственным его производителем, что значительно снижает затраты на осуществление лизинговой операции и упрощает процедуру заключения лизинговой сделки. Второй из форм прямого лизинга является так называемый возвратный лизинг, при котором предприятие продает соответствующий свой актив будущему лизингодателю, а затем само же арендует этот актив. При обеих формах прямого лизинга участие третьих лиц в лизинговой операции не предусматривается.

·  Косвенный лизинг характеризует лизинговую операцию, при которой передача арендуемого имущества лизингополучателю осуществляется через посредников (как правило, лизинговую компанию). В виде косвенного лизинга осуществляется в настоящее время преобладающая часть операций финансового лизинга.

2.      По региональной принадлежности участников лизинговой операции выделяют внутренний и внешний (международный) лизинг.

·  Внутренний лизинг характеризует лизинговую операцию, все участники которой являются резидентами данной страны.

·  Внешний (международный) лизинг связан с лизинговыми операциями, осуществляемыми участниками из разных стран. На современном этапе внешний финансовый лизинг используется, как правило, при совершении лизинговых операций совместными предприятиями с участием иностранного капитала.

Рисунок 2. Классификация видов финансового лизинга по основным признакам

3.      По лизингуемому объекту выделяют лизинг движимого и недвижимого имущества.

·  Лизинг движимого имущества является основной формой лизинговых операций, законодательно регулируемых в нашей стране. Как правило, объектом такого вида финансового лизинга являются машины и оборудование, входящее в состав операционных основных средств.

·  Лизинг недвижимого имущества заключается в покупке или строительстве по поручению лизингополучателя отдельных объектов недвижимости производственного, социального или другого назначения с их передачей ему на условиях финансового лизинга. Этот вид лизинга пока еще не получил распространения в нашей стране.

4.      По формам лизинговых платежей различают денежный, компенсационный и смешанный виды лизинга.

·  Денежный лизинг характеризует платежи по лизинговому соглашению исключительно в денежной форме. Этот вид лизинга является наиболее распространенным в системе осуществления предприятием финансового лизинга.

·  Компенсационный лизинг предусматривает возможность осуществления лизинговых платежей предприятием в форме поставок продукции (товаров, услуг), производимой при использовании лизингуемых активов.

·  Смешанный лизинг характеризуется сочетанием платежей по лизинговому соглашению как в денежной, так и в товарной форме (форме встречных услуг).

5.      По характеру финансирования объекта лизинга выделяют индивидуальный и раздельный лизинг.

·  Индивидуальный лизинг характеризует лизинговую операцию, в которой лизингодатель полностью финансирует производство или покупку передаваемого в аренду имущества.

·  Раздельный лизинг (леверидж-лизинг) характеризует лизинговую сделку, в которой лизингодатель приобретает объект аренды частично за счет собственного капитала, а частично - за счет заемного. Такой вид лизинга присущ крупным капиталоемким лизинговым операциям со сложным многоканальным финансированием передаваемого в аренду имущества.

С учетом изложенных основных видов финансового лизинга организуется процесс управления им на предприятии. Основной целью управления финансовым лизингом с позиций привлечения предприятием заемного капитала является минимизация потока платежей по обслуживанию каждой лизинговой операции.

.3 Этапы управления финансовым лизингом

Процесс управления финансовым лизингом на предприятии осуществляется по следующим основным этапам представленным на рисунке 3.

1.Выбор объекта финансового лизинга. Такой выбор определяется необходимостью обновления или расширения состава операционных внеоборотных активов предприятия с учетом оценки инновационных качеств отдельных альтернативных их видов.

Рисунок 3. Основные этапы управления финансовым лизингом на предприятии

2.Выбор объекта финансового лизинга. Такой выбор определяется необходимостью обновления или расширения состава операционных внеоборотных активов предприятия с учетом оценки инновационных качеств отдельных альтернативных их видов.

3.Выбор вида финансового лизинга. В основе такого выбора лежит классификация видов финансового лизинга и оценка следующих основных факторов:

· страна-производитель продукции, являющейся объектом финансового лизинга;

· рыночная стоимость объекта финансового лизинга;

· развитость инфраструктуры регионального лизингового рынка;

· сложившаяся практика осуществления лизинговых операций по аналогичным объектам лизинга;

· возможности эффективного использования лизингополучателем актива, являющегося объектом лизинга.

В процессе выбора вида финансового лизинга учитывается механизм приобретения лизингуемого актива, который сводится к трем альтернативным вариантам:

а)      предприятие-лизингополучатель самостоятельно осуществляет отбор необходимого ему объекта лизинга и конкретного производителя - продавца имущества, а лизингодатель оплатив его стоимость передает это имущество в пользование лизингополучателя на условиях финансового лизинга (эта схема принципиально применима и к возвратному лизингу);

б)      предприятие-лизингополучатель поручает отбор необходимого ему объекта лизинга своему потенциальному лизингодателю, который после его приобретения передает его предприятию на условиях финансового лизинга (такая схема наиболее часто используется при внешнем лизинге);

в)      лизингодатель наделяет предприятие-лизингополучатель полномочиями своего агента по заказу предполагаемого объекта лизинга у его изготовителя и после его оплаты передает приобретенное им имущество лизингополучателю на условиях финансового лизинга (такая схема наиболее часто используется при внутреннем лизинге).

Таким образом, процесс выбора вида финансового лизинга совмещается обычно с процессом выбора и потенциального лизингодателя.

3.Согласование с лизингодателем условий осуществления лизинговой сделки. Это наиболее ответственный этап управления финансовым лизингом, во многом определяющий эффективность предстоящей лизинговой операции. В процессе этого этапа управления согласовываются следующие основные условия (рис. 4).

4.Оценка эффективности лизинговой операции. В основе такой оценки лежит сравнение суммарных потоков платежей при различных формах финансирования активов.

Эффективность денежных потоков (потоков платежей) сравнивается в настоящей стоимости по таким основным вариантам решений: приобретение активов в собственность за счет собственных финансовых ресурсов; приобретение активов в собственность за счет долгосрочного банковского кредита; аренда (лизинг) активов.

·  Основу денежного потока приобретения актива в собственность за счет собственных финансовых ресурсов составляют расходы по его покупке, т.е. рыночная цена актива. Эти расходы осуществляются при покупке актива и поэтому не требуют приведения к настоящей стоимости.

·  Основу денежного потока приобретения актива в собственность за счет долгосрочного банковского кредита составляют процент за пользование кредитом и общая его сумма, подлежащая возврату при погашении. Расчет общей суммы этого денежного потока в настоящей стоимости осуществляется по следующей формуле:


где ДПКН - сумма денежного потока по долгосрочному банковскому кредиту, приведенная к настоящей стоимости; ПК - сумма уплачиваемого процента за кредит в соответствии с годовой его ставкой; СК - сумма полученного кредита, подлежащего погашению в конце кредитного периода; Нп - ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью; i - годовая ставка процента за долгосрочный кредит, выраженная десятичной дробью; n - количество интервалов, по которым осуществляется расчет процентных платежей, в общем обусловленном периоде времени.


Рисунок 4. Характеристика основных условий осуществления лизинговой операции, подлежащих согласованию с лизингодателем

• Основу денежного потока аренды (лизинга) актива составляют авансовый лизинговый платеж (если он оговорен условиями лизингового соглашения) и регулярные лизинговые платежи (арендная плата) за использование актива. Расчет общей суммы этого денежного потока в настоящей стоимости осуществляется по следующей формуле:


где ДПЛН - сумма денежного потока по лизингу (аренде) актива, приведенная к настоящей стоимости; АПЛ - сумма авансового лизингового платежа, предусмотренного условиями лизингового соглашения; ЛП - годовая сумма регулярного лизингового платежа за использование арендуемого актива; Нп - ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью; i - среднегодовая ставка ссудного процента на рынке капитала (средняя ставка процента по долгосрочному кредиту), выраженная десятичной дробью; п - количество интервалов, по которым осуществляется расчет процентных платежей, в общем обусловленном периоде времени.

В расчетных алгоритмах суммы денежных потоков всех видов, приведенных выше, стоимость актива предусматривается к полному списанию в конце срока его использования. Если после предусмотренного срока использования актива, взятого в аренду на условиях финансового лизинга или приобретенного в собственность, он имеет ликвидационную стоимость, прогнозируемая ее сумма вычитается из денежного потока. Расчет этой вычитаемой суммы ликвидационной стоимости осуществляется по следующей формуле:


где ДПЛС - дополнительный денежный поток за счет реализации актива по ликвидационной стоимости (после предусмотренного срока его использования), приведенный к настоящей стоимости; ЛС - прогнозируемая ликвидационная стоимость актива (после предусмотренного срока его использования); i - среднегодовая ставка ссудного процента на рынке капитала (средняя ставка процента по долгосрочному кредиту), выраженная десятичной дробью; п - количество интервалов, по которым осуществляется расчет процентных платежей, в общем обусловленном периоде времени.

. Организация контроля за своевременным осуществлением лизинговых платежей. Лизинговые платежи в соответствии с графиком их осуществления включаются в разрабатываемый предприятием платежный календарь и контролируются в процессе мониторинга его текущей финансовой деятельности.

В процессе управления финансовым лизингом следует учесть, что многие правовые нормы его регулирования в нашей стране еще не установлены или разработаны недостаточно. В этих условиях следует ориентироваться на международные стандарты осуществления лизинговых операций с соответствующей их адаптацией к экономическим условиям нашей страны.

2. Анализ приобретения оборудования машиностроительным предприятием на условиях лизинга и кредита

Описание хозяйственной ситуации: приобретение импортного оборудования сборочных комплектов КМУ PC Produzioni под брендом Manotti, которые устанавливают за кабиной или в заднем свесе крана-манипулятора на российском производственном предприятии ОАО «Волжский машиностроительный завод» (далее по тексте ОАО «ВМЗ).

Цель проекта: рассмотреть возможные варианты получения оборудования сборочных комплектов КМУ и выбрать среди них наиболее оптимальный для предприятия.

Вариант №1:

ОАО «ВМЗ» имеет возможность приобретения технологического оборудования фирмы PC Produzioni у лизинговой компании ООО “Альянс” в финансовый лизинг сроком на 6 лет с возможностью его выкупа по остаточной стоимости.

При этом взаимоотношения между участниками лизинговой сделки представлены на рисунке 5.






Рис.5: Взаимоотношения между участниками лизинговой сделки.

где: 1 - заключение договора лизинга; 2 - поставка предмета лизинга; 3 - оплата поставки предмета лизинга; 4 - платеж за лизинг имущества.

Вариант №2:

ОАО «ВМЗ» имеет возможность получить кредит в коммерческом банке ОАО «Промсвязьбанк» для приобретения нужного оборудования, а затем заключить контракт непосредственно с фирмой PC Produzioni на покупку сборочных комплектов КМУ под брендом Manotti.

Как правило, западные партнеры требуют от наших предприятий 100-процентной предоплаты (в этом случае ситуация как раз такова), хотя обычная мировая практика предполагает предоплату в размере 15-20 процентов.

.1 Анализ приобретения оборудования за счет кредита

Для начала определим расходы предприятия по покупке оборудования за счет кредита, то есть рассмотрим второй вариант.

Стоимость оборудования - 100 000 долл.

Российский банк ОАО «Промсвязьбанк» готов предоставить машиностроительному предприятию ОАО «ВМЗ» кредит на 6 лет под 30% годовых с поквартальным погашением основного долга и процентов.

В этом случае платежи, которые будет выплачивать машиностроительное предприятие ОАО «ВМЗ» коммерческому банку ОАО «Промсвязьбанк» распределятся следующим образом, представленным в таблице 1.

Таблица 1

Погашение кредита банка (долл.)

Год, квартал

Величина основного долга

Оплата основного долга

Ставка процента

Период

Оплата процентов

1

2

3

4

5

6 = 2*4*5*0,01

1,1

100 000

4167

0,3

¼

7 500

1,2

95 833

4167

0,3

1/4

7 188

1,3

91 666

4167

0,3

1/4

6 876

1,4

87 499

4167

0,3

1/4

6 564

2,1

83 332

4167

0,3

1/4

6 252

2,2

79 165

4167

0,3

1/4

5 940

2,3

74 998

4167

0,3

1/4

5 622

2,4

70 831

4167

0,3

1/4

5 310

3,1

66 664

4167

0,3

1/4

4 998

3,2

62 497

4167

0,3

1/4

4 686

3,3

58 330

4167

0,3

1/4

4 374

3,4

54 163

4167

0,3

1/4

4 062

4,1

49 996

4167

0,3

1/4

3 750

4,2

45 825

4167

0,3

1/4

3 438

4,3

41 658

4167

0,3

1/4

3 126

4,4

37 491

4167

0,3

1/4

2 814

5,1

33 325

4166

0,3

1/4

2 502

5,2

29 159

4166

0,3

1/4

2 184

5,3

24 993

4166

0,3

1/4

1 872

5,4

20 827

4166

0,3

1/4

1 560

6,1

16 661

4166

0,3

1/4

1 248

6,2

12 495

4166

0,3

1/4

936

6,3

8 329

4166

0,3

1/4

624

6,4

4 166

4166

0,3

1/4

312

Итого


100 000



93 738


Таким образом, погашение кредита банка на покупку производственного оборудования обойдется машиностроительному предприятию ОАО «ВМЗ» в сумму равную 193 738 долл. Причем выплаты основного долга по кредиту равны весь период кредитования, а выплаты по процентам последовательно уменьшаются.

Данная сумма должна быть скорректирована с учетом удорожания стоимости, связанной с налогообложением.

Расчет удорожания покупки оборудования по кредиту.

Предприятие ОАО «ВМЗ» предполагает погашать данный кредит за счет прибыли.

В настоящее время налог на прибыль составляет 20%. Это означает, что для предприятия расчет с кредитором имеет удорожание в 1,2 раза

Произведем расчет удорожания покупки оборудования по кредиту.

По основному долгу удорожание составит:

000 * 0,2 = 20 000 долл.

По процентам удорожание составит:

738 * 0,2 = 18 746,6 долл.

Всего удорожание составит:

000 + 18 746,6 = 38 746,6 долл.

Таможенные пошлины и сборы.

Таможенные пошлины регулируются таможенным законодательством Российской Федерации, а именно: Таможенным Кодексом Российской Федерации, приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации «О ставках ввозных таможенных пошлин» и другими нормативными актами.

Таможенные пошлины на импортное оборудование под брендом Manotti для крана-манипулятора составляют 15% от стоимости оборудования.

Рассчитаем величину таможенной пошлины:

000 * 15% = 15 000 долл.

Для оплаты данной таможенной пошлины предприятием предусматривается получение кредита сроком на 1 год под 30 процентов годовых с выплатой основного долга и процентов по нему по истечении срока кредита.

В таком случае проценты по этому кредиту составят:

000 * 30% = 4 500 долл.

Таможенные сборы на таможенное оформление взимаются в валюте Российской Федерации в размере 0,1 процента таможенной стоимости товаров, а за таможенное оформление товаров - дополнительно сбор в иностранной валюте, курс которой котируется ЦБ РФ, в размере 0,05 процента таможенной стоимости товаров. Таможенные сборы за хранение товаров на таможенных складах и складах временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы Российской Федерации, взимаются в размерах, определяемых Государственным таможенным комитетом Российской Федерации исходя из средней стоимости оказанных услуг.

Таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров взимаются в размерах определяемых ГТК РФ по согласованию с Минфином РФ Таможенный сбор за таможенное оформление составит:

000 * 0,1% = 100 долл.

Дополнительный сбор составит:

000 * 0,05% = 50 долл.

Данные расходы оплачиваются ОАО «ВМЗ» за счет прибыли.

Произведем расчет удорожания расходов предприятия.

Таможенные пошлины и сборы составят:

000 + 100 + 50 = 15 150 долл.

Проценты за кредит составят 4 500 долл.

Общее удорожание:

(15 150 + 4 500) * 30% = 5 895 долл.

Налог на добавленную стоимость.

Налог на добавленную стоимость взимается в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и инструкцией Госналогслужбы РФ «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость».

НДС начисляется в зависимости от налогооблагаемой базы.

В налогооблагаемую базу по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, включаются таможенная стоимость товара, таможенная пошлина, таможенные сборы, а по подакцизным товарам и сумма акциза.

Размер НДС составляет:

(100 000 + 15 000 + 100 + 50) * 20% = 115 150 * 20% = 23 030 долл.

Так как у предприятия отсутствуют собственные средства для оплаты налога на добавленную стоимость, то ему необходимо взять кредит на ту сумму, которая составляет НДС.

Для оплаты налога на добавленную стоимость предприятием предусматривается получение кредита сроком на 1 год под 30 процентов годовых с выплатой основного долга и процентов по нему по истечении срока кредита (то есть на тех же условиях, что и кредита на оплату таможенных пошлин).

Проценты по данному кредиту будут равны:

030 * 30% = 6 909 долл.

Произведем расчет удорожания расходов:

(23 030 + 6 909) * 30% = 8 981,7 долл.

Финансирование расходов предприятия по НДС, таможенным пошлинам и сборам можно отобразить в сводной таблице 2.

Таблица 2

Кредитование расходов по НДС, таможенным пошлинам и сборам, (долл.)

Вид расходов

Основной долг

Проценты по кредиту

Удорожание

Суммарные расходы

Таможенные пошлины

20 000

6 000

7 800

33 800

Таможенные сборы

150

-

45

195

НДС

24 030

7 209

9 372

40 611

Итого:

44 180

13 209

17 217

74 606


Наконец, теперь можно определить общие расходы предприятия по покупке оборудования за счет кредита.

Расчеты представим в виде таблицы 3.

Таблица 3

Расходы предприятия по покупке оборудования за счет кредита, (долл.)

Вид расхода

Удорожание

Всего расходов

1. Сумма основного долга и процентов за кредит

193 738

58 121

251 859

2. Расходы по кредитованию таможенных пошлин и сборов

26 150

7 845

33 995

3. Расходы по НДС

31 239

9 372

40 611

Итого расходов:

251 127

75 338

326 465


Таким образом, общие расходы ОАО «ВМЗ» по покупке оборудования за счет кредита составят 326 465 долл.

2.2 Анализ приобретения оборудования на условиях лизинга

Теперь разберем лизинговую схему.

Как уже отмечалось, ОАО «ВМЗ» имеет возможность приобретения технологического оборудования сборочных комплектов КМУ у лизинговой компании ООО “Альянс” в финансовый лизинг сроком на 6 лет с возможностью его выкупа по остаточной стоимости.

Стоимость оборудования - 100 000 долл.

Лизинговые платежи по договору производятся раз в квартал, то есть всего предусмотрено 24 платежа.

Остаточная стоимость, по которой оборудование будет выкупаться в собственность рассчитана в размере 1 процента от балансовой стоимости производственного комплекса.

Платежи производятся в начале периода (квартала).

Стоимость привлекаемых кредитных ресурсов составляет 30 процентов годовых. Лизинговая маржа - 4 процента годовых.

Для расчета суммы лизинговых платежей используется формула аннуитетов.

;

где:

Р - сумма арендных платежей;

А - стоимость арендуемого имущества;

П - срок договора;

И - ставка лизингового процента;

Т - периодичность арендных платежей.

В соответствии с рассматриваемыми нами условиями рассчитываем расходы предприятия по финансовому лизингу:

Для определения суммы платежа, скорректированного на величину остаточной стоимости, применяется формула дисконтного множителя:


где: Кос - коэффициент поправок по остаточной стоимости; ОС - остаточная стоимость.

С учетом корректировки на К (коэффициент остаточной стоимости) сумма арендного платежа будет равна:

883 * 0,9986 = 9 869 долл.

Таким образом, сумма лизинговых платежей при 1%-ной остаточной стоимости оборудования составит:

(9 869 * 24) + 1 000 = 236 856 + 1 000 = 237 856.

Так как первый арендный платеж осуществляется авансом в момент подписания лизингополучателем протокола о приемке оборудования, то есть не в конце, а вначале процентного периода при квартальной периодичности уплаты процента, то в расчет суммы платежа вносится еще одна корректировка по формуле:

;

где Кап - коэффициент поправок по авансовым платежам

Данный поправочный коэффициент равняется:

КАП=1 / (1 + 0,885) = 0,9217.

Это означает, что расходы предприятия снижаются почти на 8 процентов за счет срока выплат лизинговых платежей.

С учетом этого поправочного коэффициента общая сумма лизинговых платежей составляет:

856 * 0,9217 + 1 000 = 218 310 +1 000 = 219 310 долл.

Согласно существующим правилам в расходы предприятия по получению оборудования также должны войти затраты, идентичные по направленности и суммам кредитной схеме покупки оборудования.

Расходы предприятия по таможенным пошлинам, сборам и НДС учитываем в режиме договоренности с лизинговой компанией о том, что эти платежи вносятся в лизинговое соглашение.

Лизингодатель (лизинговая компания) оплачивает их на границе, а затем они дополнительно учитываются в лизинговых платежах в течение года и оплачиваются предприятием-лизингополучателем сверх расчетной величины лизинговых процентов на условиях привлечения для данной сделки кредитных ресурсов и получения лизингодателем соответствующей лизинговой маржи. Как видно, обе стороны (лизинговая компания и лизингополучатель) заинтересованы в данной схеме.

Однако, в отличие от расходов по кредиту, удорожание будет производиться не по коэффициенту 0,3, а по коэффициенту 0,04 (лизинговая маржа).

Произведем расчет расходов предприятия по таможенным пошлинам, сборам и НДС в таблице 4.

Таблица 4

Расчет расходов предприятия по таможенным пошлинам, сборам и НДС, (долл.)

Вид расходов

Основной долг

Проценты по кредиту

Сумма основного долга и процентов

Удорожание

Суммарные расходы

1

2

3

4 = 2 + 3

5 = 4 * 4%

6 = 4 + 5

Таможенные пошлины

20 000

6 000

26 000

1 040

27 040

Таможенные сборы

150

45

195

8

203

НДС

24 030

7 209

31 239

1 250

32 489

Итого:

44 180

13 254

57 434

2 298

59 732


Таким образом, общая величина расходов компании по таможенным пошлинам, сборам и НДС составляет 59 732 долл.

Расходы предприятия по лизингу (с выплатой в начале квартала) с учетом расходов по таможенным пошлинам, сборам, налогу на добавленную стоимость составят:

310 + 59 732 = 279 042 долл. (см. Таблица 5).

Платежи производятся равными долями в начале каждого квартала на протяжении всего договора лизинга.

Таблица 5

График лизинговых платежей, (долл.)

Дата

Сумма платежа

01.01.2008

11 626,75

01.04.2008

11 626,75

01.07.2008

11 626,75

01.10.2008

11 626,75

01.01.2009

11 626,75

01.04.2009

11 626,75

01.07.2009

11 626,75

01.10.2009

11 626,75

01.01.2010

11 626,75

01.04.2010

11 626,75

01.07.2010

11 626,75

01.10.2010

11 626,75

01.01.2011

11 626,75

01.04.2011

11 626,75

01.07.2011

11 626,75

01.10.2011

11 626,75

01.01.2012

11 626,75

01.04.2012

11 626,75

01.07.2012

11 626,75

01.10.2012

11 626,75

01.01.2013

11 626,75

01.04.2013

11 626,75

01.07.2013

11 626,75

01.10.2013

11 626,75

Итого:

279 042


.3 Сопоставление расходов предприятия при покупке оборудования за счет кредитных средств по сравнению с расходами по лизингу

Сопоставление расходов предприятия при покупке оборудования за счет кредитных средств по сравнению с расходами по лизингу будет следующим:

465 / 279 042 = 1,170, то есть расходы по кредиту превышают расходы по лизингу на 17 процентов.

Таким образом, можно сделать вывод, что лизинг, как метод долгосрочного инвестирования может быть достаточно выгоден для предприятия по сравнению с другими формами инвестирования в основные производственные фонды.

Вместе с тем, справедливости ради, следует отметить, что приведенный пример учитывает не все варианты расчетов по обеим схемам.

Так, например, для предприятия, купившего оборудование за счет полученного кредита, источником возмещения заемных средств кредитору может являться амортизация. Погашение кредита за счет амортизации позволит освобождать от налога часть прибыли и существенно снизит расходы по данной схеме. Это следует учитывать финансовым менеджерам компании при выборе способа долгосрочного инвестирования.

Кроме того, для более полной оценки эффективности инвестирования каждый вариант инвестирования в основные производственные фонды предприятия должен быть дополнен расчетом показателей эффективности с учетом влияния на финансовые результаты фактора времени.

Эти расчеты называются методами финансовой математики и составляют основу расчетов в инвестиционном анализе, финансовом менеджменте, оценке бизнеса и других экономических дисциплинах.

Два основных приема в финансовой математике - это накопление или расширение и обратный ему метод дисконтирования.

В процессе инвестиционного анализа необходимо сопоставлять затраты и доходы (выгоды), возникающие в различное время. При этом затраты на осуществление проекта, как правило, растягиваются во времени, а доходы от проекта, помимо растягивания во времени, еще и возникают обычно после осуществления затрат.

Это вызывает их разновеликость, несоразмерность в различные периоды времени, что необходимо учитывать финансовому менеджеру при сопоставлении различных вариантов долгосрочного инвестирования.

Однако, все вышеизложенное отнюдь не умаляет достоинств лизинга как метода долгосрочного инвестирования, что и было доказано на практическом примере.

3. Развитие лизинга в 2014 году в Российской Федерации

Объем и динамика рынка

В первом полугодии 2014 года российский рынок лизинга продолжил снижение: новый бизнес (стоимость имущества) за январь-июнь 2014 года составил около 344 млрд руб. (сокращение по отношению к первом полугодии 2013г. - около 2,5%), а сумма новых лизинговых договоров - 505 млрд руб. (сокращение на 15%). Стоит заметить, что новый бизнес (стоимость имущества) менее волатильный показатель, чем сумма новых договоров. Так в первом полугодии 2012 его темп прироста составил 20%, а по сумме новых договоров около 34%, в первом полугодии 2013 новый бизнес сократился на 9%, а сумма новых договоров почти на 17%. Столь существенная разница между темпами изменения показателей в первом полугодии 2014, на наш взгляд, объясняется снижением количества крупных сделок в сегментах авиа- и ж/д лизинга, объемы которых сократились на 26% и 44% соответственно. На снижении суммы новых договоров также сказался рост розничных сделок за счет активного участия в них государственных лизинговых компаний (количество сделок госкомпаний увеличилось в первом полугодии 2014г. на 50% по сравнению с первым полугодием 2013г.). Сегментами, показавшими положительную динамику новых сделок, стали грузовой (+16%) и легковой (+23%) автотранспорт. Значительный объем сделок, заключенных компанией ВТБ Лизинг, «вытянул» сегмент строительной и дорожно-строительной техники также в плюс.


Таблица 6. Индикаторы развития рынка лизинга

Показатели

За 6 мес. 2011г.

2011г.

За 6 мес. 2012г.

2012г.

За 6 мес. 2013г.

2013г.

За 6 мес. 2014г.

2014г.









(прогноз оптим/пессим)

Объем нового бизнеса (стоимости имущества), млрд руб.

320

741

384,5

770

353

783

344

745/627

Сумма новых договоров лизинга, млрд руб.

530

1300

712

1320

594

1300

505

1235 /973

Средняя сумма сделки, млн. руб.

11,2

12,1

11,2

9,2

8,2

8,6

5,5

-

Концентрация топ-10 компаний в портфеле

н/д

59,0%

н/д

56,5%

н/д

н/д

57,4

-

Индекс розничности<#"814110.files/image014.gif">

Привлечение средств путем выпуска облигаций практикуют компании с госучастием и другими российскими собственниками, кроме банков и производителей оборудования. Однако в текущей макроэкономической ситуации в финансировании российских компаний потенциальные инвесторы видят высокие риски, что отрицательно отразилось на конъюнктуре долгового рынка. При снижении активности инвесторов и удорожании заемных средств подобный долговой инструмент не выглядит привлекательным с экономической точки зрения. В то же время, с 1 июля законодательство РФ позволяет российским эмитентам выпускать обеспеченные облигации, которые [в отличие от необеспеченных] должны дать возможность привлекать финансирование под меньшие процентные ставки и на более длительные сроки. Согласно опросу, проведенному «Эксперт РА», около 15% лизинговых компаний не исключает использования такого вида секьюритизации активов в среднесрочной перспективе при улучшении ситуации на долговом рынке. «Для лизинговых компаний обеспеченные облигации являются интересным инструментом, позволяющим снизить стоимость заимствований денежных средств на долговом рынке. По сравнению с необеспеченными облигациями более низкие ставки купона по обеспеченным определяют заинтересованность эмитентов в использовании данного инструмента. Наличие же у лизинговых компаний имущества, которое может быть оформлено в качестве обеспечения, создает широкие возможности для выхода на долговой рынок путем эмиссии обеспеченных облигаций» - комментирует Андрей Коноплев, генеральный директор ВТБ Лизинг. Стоит отметить, что активное использование такого инструмента как обеспеченные облигации может ограничиться только сегментом сделок и компаний среднего размера. Крупные сделки, как правило, проводятся компаниями с широким доступом к капиталу, которым облигации удобны из-за отсутствия обеспечения, а при мелких сделках затраты на оформление и сопровождение пула обеспечения могут привести к низкой эффективности таких облигаций для лизингодателя.

Лидеры рынка

В топ-3 по объёму нового бизнеса (стоимости имущества) за 1П2014г. вошли «ВЭБ-лизинг» и ВТБ Лизинг, поднявшиеся на 1-е и 2-е место соответственно. Третье место заняла компания Европлан. В совокупности на тройку лидеров приходится около 40% всего объема нового бизнеса (за 1П13 год - 33%, за 1П12 год - 37%, за 1П11 год - 43%). Концентрация рынка в 1П2014г. продолжает расти: на крупнейшего лизингодателя приходится 20% новых сделок (в 1П2013г. - 14,6%, в 1П2012г. - 30,2%). На долю 10 крупнейших компаний пришлось около 65% нового бизнеса (в 1П2013г. - 55,1%, в 1П2012г. - 65%). В структуре рынка по видам собственности произошли заметные изменения: доля государственных лизинговых компаний возросла на 7 п.п. (график 3), связано это с наращиванием розничных сделок (в первую очередь компаниями «ВЭБ-лизинг» и ВТБ Лизинг) на фоне сокращения крупных сделок в ж/д- и авиа сегментах.

Распределение сделок по регионам и сегментам

В территориальном распределении лизинговых сделок за первое полугодие 2014г. по сравнению с первым полугодием 2013г. произошел рост новых сделок за пределами РФ. Значительная часть из них пришлась на компании ГТЛК и «ВЭБ-лизинг». По данным этих компаний, сделки были совершены в рамках сотрудничества с Республикой Казахстан. По административно-территориальным единицам распределение не претерпело значительных изменений: доля Москвы увеличилась примерно на 5 п.п., а доля Санкт-Петербурга снизилась на 7,1 п.п., что объясняется крупными разовыми авиасделками в прошлом году (поставка самолетов для компании Трансаэро).



Доля ж/д техники в сумме новых договоров продолжает стремительно снижаться: если в первом полугодии 2013г. она достигала 34%, то в первом полугодии 2014г. - уже 22,3%. Авиасегмент после рекордного роста в прошлом году (доля его выросла с 2% до 19,8%) также продемонстрировал отрицательную динамику (доля сегмента снизилась до 17,2%). Как следствие, автолизинг впервые с 2008 года стал крупнейшим сегментом (31%) в структуре нового бизнеса. Грузовой и легковой автотранспорт показали высокие темпы прироста новых договоров (16% и 23% соответственно), при этом «ВЭБ-лизинг» теперь занимает первое место по новым сделкам в сегменте грузового и легкового автолизинга. Компания ВТБ Лизинг значительно нарастила объем новых договоров в сегменте строительной и дорожно-строительной техники, что положительно сказалось на доле сегмента (рост с 7,6% до 10,5%) в сумме новых договоров. Компания заключила крупную сделку с «ГБУ Автомобильные дороги» (г. Москва), в рамках которой начала поставки коммунальной техники в объеме более 1,5 тыс. единиц и на сумму более 8 млрд руб. Без учета ВТБ Лизинг сегмент строительной и дорожно-строительной техники в первом полугодии 2014г. сократился бы на 13%. В целом по рынку положительные темпы прироста, помимо автомобилей и строительной техники, продемонстрировали еще 9 сегментов (график 5). Среди них - машиностроительное, металлообрабатывающее и металлургическое оборудование, недвижимость, суда и пр. Но с учетом того, что эти сегменты имеют слабую корреляцию, а их доля в общем объеме рынка около 21% - они не смогли переломить сложившуюся тенденцию сокращения лизингового рынка России.


Таблица 7. Структура рынка по предметам лизинга

Предметы лизинга

Доля в новом бизнесе (стоимости имущества) за 6 мес. 2014, %

Доля в сумме новых договоров за 6 мес. 2014, %

Прирост (+) или сокращение (-) объема сегмента в сумме новых договоров в первом полугодии 2014, %

Доля в лизинговом портфеле на 01.07.2014, %

Железнодорожная техника

22,0%

22,3%

-44,3%

50,2%

Авиационный транспорт

17,0%

17,2%

-26,2%

16,9%

Грузовой автотранспорт *

17,1%

16,1%

16,0%

7,5%

Легковые автомобили

13,9%

13,3%

23,0%

5,1%

Строительная и дорожно-строительная техника

11,0%

10,5%

17,8%

4,9%

Сельскохозяйственная техника и скот**

2,9%

2,7%

-33,8%

0,3%

Оборудование для нефте- и газодобычи и переработки

1,8%

2,0%

-24,5%

2,4%

Машиностроительное, металлообрабатывающее и металлургическое оборудование

2,0%

1,8%

1,9%

1,8%

Недвижимость (здания и сооружения)

1,8%

1,6%

179,2%

1,9%

Суда (морские и речные)

1,5%

1,6%

42,5%

2,1%

Энергетическое оборудование

0,3%

1,3%

100,2%

1,1%

Телекоммуникационное оборудование, оргтехника, компьютеры

0,9%

1,3%

304,9%

0,4%

Оборудование для ЖКХ

1,1%

1,0%

71,1%

0,6%

Оборудование для пищевой промышленности, вкл. холодильное и оборудование для ресторанов

0,9%

0,9%

14,2%

0,7%

Погрузчики и складское оборудование, упаковочное оборудование и оборудование для производства тары

0,9%

0,9%

-34,2%

0,4%

Медицинская техника и фармацевтическое оборудование

0,1%

0,8%

1710,9%

0,3%

Полиграфическое оборудование

0,4%

0,4%

149,1%

0,3%

Прочее оборудование

4,6%

4,4%

-33,8%

3,2%

* - без учета компаний Скания Лизинг и ВФС Восток

** - при оценке доли сегмента экспертно учтена и компания Росагролизинг

Заключение

Помимо традиционных источников долгосрочного финансирования все чаще российские предприятия используют финансовый лизинг. Предприятия могут воспользоваться лизингом для получения основных фондов во временное владение и пользование. В условиях мирового финансового кризиса финансовый лизинг может рассматриваться в качестве перспективного направления финансирования инвестиционных проектов. Несмотря на то, что юридическое право собственности на объект лизинга остается у лизингодателя, финансовый лизинг рассматривается как одна из финансовых альтернатив приобретения основных фондов.

Финансово-экономический эффект лизинга достигается за счет большей экономии по уплате налогов с прибыли, чем при традиционном способе приобретения имущества с использованием кредита. Здесь наиболее важна возможность проведения ускоренной амортизации при лизинге. Но, ставка лизинга при этом может быть несколько выше, чем при кредите.

Лизинг в России - сравнительно новый вид деятельности. Для стимулирования инвестиций в производственную сферу, для обновления промышленного потенциала, для повышения конкурентоспособности отечественных производителей нашей стране необходимо развивать лизинговые отношения. Но для этого нужно создать соответствующие условия. Как показывает опыт других передовых стран мира, этому уделяют самое пристальное внимание: соответствующее законодательство, налоговые льготы и т.д.

Нашим производителям и предпринимателям нужно создать условия, при которых они стремились бы развивать этот род деятельности. Для этого в первую очередь следует добиваться появления лизинговых сделок с достаточно длинными сроками действия. Ведь именно такие договора будут нести реальные инвестиции в экономику.

Также правительство, прежде всего, должно если не освободить, то хотя бы снизить в два и более раз налог на прибыль, полученную лизингодателями от реализации договоров по лизингу со сроком действия три и более лет. Также следует стимулировать банки предоставлять кредиты лизинговым компаниям, которые заключают длительные договора.

Кроме этого, необходимо рассмотреть возможность снижения таможенных пошлин и налогов по товарам, ввозимым на территорию РФ и являющимся объектами международного финансового лизинга. Безусловно, вышеперечисленные меры должны способствовать развитию лизинговых компаний и операций, производимых ими.

Список использованной литературы

1.   Брусов, П. Н. Финансовый менеджмент. Финансовое планирование : учеб. пособие / П. Н. Брусов, Т. В. Филатова. - М.: КНОРУС, 2012. - 226 с.

.     Бурмистрова, Л. М. Финансы организаций (предприятий). - М.: ИНФРА-М, 2009 г. - 240 с.

.     Бусов, В. И. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): учеб. для бакалавров / В. И. Бусов, О. А. Землянский, А. П. Поляков; под ред. В. И. Бусова. - М. : Юрайт, 2013. - 430 с.

.     Галицкая, С. В. Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятий: [комплексный подход к управлению финансами]: учебное пособие / С. В. Галицкая. - Москва: Эксмо, 2008. - 649 с.

.     Грачева, Е. Ю. Финансовое право: схемы с комментариями : учеб. пособие / Е. Ю. Грачева. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Проспект, 2013. - 110 с.

.     Григорьева, Т. И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз : учеб. для магистров / Т. И. Григорьева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 462 с.

.     Ковалев, В.В. Финансовый менеджмент: тория и практика. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 1024 с.;

.     Ковалёв, В. В. Введение в финансовый менеджмент: [базовый курс] / В. В. Ковалев. - Москва: Финансы и статистика,2007. - 767 с.

.     Нешитой А.С., Воскобойников Я.М. Финансы: Учебник, 10-е изд. - М.: ИТК «Дашков и К», 2012 г. - 528 с.

.     Управление финансами. Финансы предприятий : учебник / под ред. А. А. Володина. - 2-е изд. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 509 с.

.     Финансовый менеджмент : учебник / под ред. Е. И. Шохина. - 4-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2012. - 475 с.

.     Финансовый менеджмент: проблемы и решения : учеб. для магистров / под ред. А. З. Бобылевой. - М. : Юрайт, 2012. - 903 с.

.     Финансы и кредит: учеб. пособие / под ред. О. И. Лаврушина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : КНОРУС, 2012. - 315 с.

.     Шувалова Е.Б. Налогообложение организаций финансового сектора экономики: Учебное пособие, 2-е изд. - М.: ИТК «Дашков и К», 2012 г. - 176 с.

.     Шуляк, П. Н. Финансы предприятия. - М.: ИТК «Дашков и К», 2009 г. - 624 с.

Похожие работы на - Анализ приобретения оборудования машиностроительным предприятием на условиях лизинга и кредита

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!