Межбюджетные отношения региональных и местных органов власти

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,87 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Межбюджетные отношения региональных и местных органов власти

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические основы межбюджетных отношений региональных и муниципальных органов власти

1.1 Сущность межбюджетных отношений

.2 Механизм и методика финансовой поддержки региональных и муниципальных органов власти

Глава 2. Анализ межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета субъекта РФ в бюджеты муниципальных районов и городских округов за 2012-2013 годы. (На примере Забайкальского края)

2.1 Анализ динамики межбюджетных трансфертов, предоставляемых из краевого бюджета Забайкальского края в бюджеты муниципальных районов и городских округов за 2012-2013 гг.

.2 Анализ структуры межбюджетных трансфертов, предоставляемых из краевого бюджета Забайкальского края в бюджеты муниципальных районов и городских округов за 2012-2013 гг.

.3 Анализ исполнения межбюджетных трансфертов, перечисляемых из краевого бюджета Забайкальского края в бюджеты муниципальных районов в 2012 г.

.4 Анализ исполнения межбюджетных трансфертов, перечисляемых из краевого бюджета Забайкальского края в бюджеты муниципальных районов в 2013 году

Глава 3. Самостоятельность и финансовая обеспеченность региональных и муниципальных органов власти: проблемы и пути решения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Одной из важнейших проблем в системе управления экономикой нашей страны является проблема межбюджетных отношений. Этой проблемой занимались и занимаются органы управления экономического блока правительства, законодатели, ученые и специалисты в финансовой сфере. Существует необходимость оценить, насколько соответствуют предпринимаемые усилия по совершенствованию межбюджетного регулирования полученным результатам этого воздействия. Изменение условий, законодательных норм и практики взаимоотношений между уровнями власти по вопросам формирования, распределения и перераспределения финансовых ресурсов, а также полномочий и ответственности по их использованию, в отличие от многих других экономико-управленческих процессов, сопровождалось и предвосхищалось соответствующими программными документами, планами и проектами.

Однако какой бы план ни был принят за основу, утвержден и реализован, фактические результаты могут быть неожиданными и часто весьма далекими от запланированных.

В настоящее время актуальной темой является совершенствование, улучшение формирования и исполнения средств региональных и местных бюджетов. Бюджеты образуют денежные фонды соответствующего субъекта РФ или муниципального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций региональных и муниципальных органов власти.

Цель курсового исследования состоит в том, чтобы на основе анализа и обобщения изученного материала определить основные проблемы межбюджетных отношений в России и пути их решения. Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач:

дать определение понятию «межбюджетные отношения», исследовать его сущность, раскрыть основные принципы и содержание;

исследовать состояние межбюджетных отношений в Забайкальском крае;

выявить проблемы, внести предложения по поводу их решения.

Объектом исследования является теоретические и практические вопросы функционирования системы межбюджетных отношений.

Предметом является межбюджетные отношения региональных и муниципальных органов власти.

При исследовании были использованы следующие методы: статистический, сравнительный, традиционный, включающий в себя горизонтальный и вертикальный анализ.

Глава 1. Теоретические основы межбюджетных отношений региональных и муниципальных органов власти

.1 Сущность межбюджетных отношений

Межбюджетные отношения определяются как взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. Это отношения между органами власти преимущественно разных уровней по разграничению на постоянной (без ограничения сроком) основе расходных и доходных полномочий, соответствующих им расходов и в максимально возможной степени доходных источников, а также межбюджетному регулированию: возможному распределению некоторых налогов по временным нормативам отчислений между бюджетами разных уровней и перераспределению средств из бюджетов одного уровня бюджетной системы в другой в разных формах, в целях обеспечения доступа граждан на всей территории страны к получению бюджетных услуг в объеме и качестве не ниже минимально необходимого уровня.

Бюджетное регулирование - выравнивание финансовых возможностей территорий. Потребность в таком регулировании возникает в основном тогда, когда у органов власти нижестоящего территориального уровня при формировании бюджетов не хватает по объективным причинам средств от доходных источников, закрепленных на постоянной основе полностью или частично, для обеспечения минимально необходимых расходов в соответствии с возложенными на них функциями и полномочиями.

Основными инструментами бюджетного регулирования являются:

дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования;

субвенции - межбюджетные трансферты, предоставляемые нижестоящим бюджетам из вышестоящего бюджета в целях финансового обеспечения расходных обязательств, возникающих при выполнении государственных делегированных полномочий, преданных в установленном порядке;

субсидии - межбюджетные трансферты, предоставляемые нижестоящим бюджетам из вышестоящего бюджета в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении собственных полномочий получаемой стороны или полномочий по предметам совместного ведения получаемой и передаваемой сторон;

иные межбюджетные трансферты.

Межбюджетные отношения являются одним из основных инструментов преодоления последствий неравенств, проявляющихся, в конечном счете, в форме дефицита внутренних (собственных) доходных источников бюджетов.19

Межбюджетные отношения базируются на следующих принципах:

·Сочетание интересов всех участников межбюджетных отношений;

·Четкое законодательное разграничение расходных полномочий между органами власти разных уровней и соответствующих им расходов, а также доходных источников (полностью или частично) между звеньями бюджетной системы;

·Максимально возможное разграничение на постоянной основе доходных источников (полностью или частично) в качестве закрепленных доходов между бюджетами разных уровней;

·Сокращение дотационности и количества дотационных бюджетов за счет оптимизации встречных финансовых потоков и наращивания налогового потенциала на соответствующих территориях;

·Равенство прав в межбюджетных отношениях субъектов Федерации с федеральным центром и муниципальных образований с органами власти субъектов Федерации;

·Применение в межбюджетном регулировании для всех субъектов Федерации, а внутри каждого из них для всех муниципальных образований единых методологии и критериев, учитывающих их индивидуальные и групповые особенности;

·Обязательность компенсации недостающих средств при увеличении расходов бюджетов или снижении их доходов, являвшихся следствием решений, принятых органами власти другого уровня;

·Недопустимость изъятия или принудительной централизации в бюджеты другого уровня собственных доходов, закрепленных на постоянной основе, дополнительно полученных или сэкономленных бюджетных средств;

·Недопустимость изменения ранжирования территориальных образований по бюджетной обеспеченности в сопоставимых условиях при передаче им средств из вышестоящего бюджета в порядке межбюджетного регулирования;

·Взаимная ответственность органов власти разных уровней за соблюдением обязательств по межбюджетным отношениям;

·Наличие достоверной информации о финансовой обеспеченности территориальных образований, нуждающихся в финансовой поддержке из бюджета другого уровня;

·Прозрачность и гласность межбюджетных отношений, простота расчетов, понятная не только специалистам в этой сфере, но и политикам, принимающим бюджет.

Целями организации системы межбюджетных отношений являются:

·выравнивание бюджетной обеспеченности;

·стимулирование роста налогового потенциала;

·финансовое управление территориальным развитием, снижение рисков недофинансирования ключевых бюджетных услуг на местном уровне.

Предоставление финансовой помощи субъектам РФ и муниципальным образования регулируется положениями главы 16 «Межбюджетные трансферты» Бюджетного кодекса РФ, которая в первоначальной редакции именовалась «Межбюджетные отношения». В результате внесенных поправок это, с одной стороны, сузило круг регулируемых данной главой отношений, с другой - отразило сложившуюся в настоящее время практику межбюджетных отношений.

В соответствии со статьей 6 Кодекса межбюджетные трансферты - это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ.

Целью распределения межбюджетных трансфертов является повышение возможностей субъектов РФ с низкой бюджетной обеспеченностью финансировать закрепленные за ними расходы и тем самым обеспечить выравнивание доступа граждан вне зависимости от места их проживания к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям.

Законодательством установлено, что бюджетам субъектов РФ могут предоставляться межбюджетные трансферты для предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам отдельных муниципальных образований в случаях и порядке, установленных федеральными законами.

Согласно статье 135 НК РФ межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ предоставляются в форме:

·дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов);

·субсидий местным бюджетам;

·субвенций местным бюджетам и субвенций бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей, для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передаваемых на основании договоров между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

·субсидий федеральному бюджету из бюджетов субъекта Российской Федерации;

·иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.

1.2 Механизм и методика финансовой поддержки региональных и муниципальных органов власти

В целом механизм предоставления финансовой помощи из бюджетов субъектов РФ аналогичен федеральному. В составе региональных бюджетов для оказания финансовой помощи созданы:

) региональные фонды финансовой поддержки поселений;

) региональные фонды финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);

) региональные фонды софинансирования расходов;

) региональные фонды компенсаций.

В бюджетах муниципальных районов - районные фонды финансовой поддержки поселений.

Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ местным бюджетам (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) предусматриваются в бюджете субъекта РФ в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов). Они образуют региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов).

Порядок и методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), в том числе порядок расчета и установления, заменяющих часть указанных дотаций дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц в местные бюджеты, утверждаются законом субъекта РФ. Объем дотаций утверждается законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ. Дотации предоставляются муниципальным районам (городским округам), уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровень, установленный в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов).

Определение уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) производится по единой методике. Уровень определяется соотношением налоговых доходов на одного жителя, которые могут быть получены бюджетом муниципального района (городского округа) исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичного показателя в среднем по муниципальным районам и городских округам данного субъекта РФ с учетом различий в структуре населения, социально-экономических, климатических, географических и иных объективных факторах и условиях, влияющих на стоимость предоставления муниципальных услуг в расчете на одного жителя.

Совокупность субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта РФ образует региональный фонд софинансирования расходов. Цели и условия их предоставления, расходования, распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта РФ и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Совокупность субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта РФ образует региональный фонд компенсаций. Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта РФ формируются в бюджете субъекта РФ за счет:

)субвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета на осуществление органами местного самоуправления отдельных полномочий федеральных органов государственной власти;

2)собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ в объеме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных полномочий органов государственной власти субъекта РФ.

Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта РФ утверждается законом о бюджете субъекта РФ по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.

Межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются в форме:

дотаций из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений;

субсидий, перечисляемых их бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;

иных межбюджетных трансфертов.

Межбюджетные трансферты из бюджетов муниципальных районов бюджетам поселений (за исключением межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления поселений бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района образуют районный фонд финансовой поддержки поселений. Порядок определения объемов районных фондов финансовой поддержки поселений и распределение дотаций устанавливается законом субъекта РФ.

Расчетная бюджетная обеспеченность поселений определяется соотношением налоговых доходов на одного жителя, которые могут быть получены бюджетом поселения исходя из налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичного показателя в среднем по поселениям данного муниципального района с учетом различий в структуре населения, социально-экономических, климатических, географических и иных объективных факторах и условиях, влияющих на стоимость предоставления муниципальных услуг в расчете на одного жителя.

Совокупность представленных фондов, созданных для оказания финансовой помощи региональным и местным бюджетам, образуют единую систему инструментов, позволяющую проводить государственную политику межбюджетного выравнивания.

Глава 2. Анализ межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета субъекта РФ в бюджеты муниципальных районов и городских округов за 2012-2013 годы. (На примере Забайкальского края)

.1 Анализ динамики межбюджетных трансфертов, предоставляемых из краевого бюджета Забайкальского края в бюджеты муниципальных районов и городских округов за 2012-2013 гг.

Рассмотрим анализ динамики трансфертов перечисляемых из бюджета Забайкальского края в бюджеты муниципальных районов и городских округов за 2012-2013 годы. (См. приложение А, табл. 1)

При исполнении краевого бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов в 2013 году были предоставлены средства по всем видам межбюджетных трансфертов в размере 2 044 716,0 тыс. рублей, это на 420 073,8 тыс. рублей или 3,47% меньше, чем в 2012 году.

Снижение объема межбюджетных трансфертов в 2013 году, в основном, произведено за счет сокращения дотаций бюджетам муниципальных районов (городских округов) на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) на 707 069,4 тыс. рублей, или на 25,69%. Это связано с изменением механизма межбюджетного регулирования в Забайкальском крае в связи с введением софинансирования отдельных расходных обязательств органов местного самоуправления по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений, по оплате труда работников бюджетных учреждений и расчетам за коммунальные услуги этих учреждений.

Общий объем субвенций бюджетам муниципальных образований в 2013 году составил 5 765 338,0 тыс. рублей, что выше уровня 2012 года на 352 385,0 тыс. рублей, или на 6,51% . Увеличение произошло за счет средств выделенных:

бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление государственных полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты. Финансирование из бюджета края произведено в полном объеме предусмотренных уточненных годовых бюджетных ассигнований.

бюджетам муниципальных образований для финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке, в том числе:

на обеспечение государственных прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего образования в общеобразовательных учреждениях;

на обеспечение бесплатным питанием детей из малоимущих семей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях;

на компенсацию части платы, взимаемой с родителей или законных представителей за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, а также вознаграждение, причитающееся приемному родителю;

на материальное обеспечение патронатной семьи;

на воспитание и обучение детей-инвалидов в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, а также предоставление компенсации затрат родителей (законных представителей) на воспитание и обучение детей-инвалидов на дому;

на выплату ежемесячных денежных средств лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим 18 лет, но продолжающим обучение по очной форме обучения в общеобразовательном учреждении;

на выплату вознаграждения опекуну при устройстве в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья.

Исполнение по субсидиям в 2013 составило 3 731 537,1 или 99,07 % по отношению к 2012 году. Субсидии были предоставлены на возмещение части транспортных расходов по доставке продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов (продукции), из них: ООО "Тантал" - 6 847,7 тыс. рублей, ООО "Мир" - 5 791,6 тыс. рублей, ОАО "Прииск Усть-Кара" - 3 634,0 тыс. рублей, ООО "Рассвет - 2 739,9 тыс. рублей, ООО "Силикатстрой"- 2 234,9 тыс. рублей, ООО "Гидроспецстрой" - 1 549,3 тыс. рублей, ООО "Реабилитационный центр кинезитерапии" - 1 328,2 тыс. рублей и другие. Все поступившие в Министерство финансов Забайкальского края заявки на возмещение понесенных получателями затрат исполнены в полном объеме.

Также выделены субсидии бюджетам муниципальных районов, предоставленных по результатам конкурсного отбора в 2012 году и не освоенных в 2011 году, для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках реализации муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства; субсидии бюджетам муниципальных районов, в которые входят монопрофильные населенные пункты, на реализацию краевой долгосрочной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае на 2012-2014 годы" в целях софинансирования мероприятий, осуществляемых в рамках реализации муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, на 2013 год, которые распределены постановлением Правительства Забайкальского края от 30 ноября 2013 года №435 между муниципальным районом "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" 70 000,0 тыс. рублей и муниципальным районом "Шилкинский район" 44 650,0 тыс. рублей; на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков; субсидии на реализацию краевых долгосрочных целевых программ, государственному автономному образовательному учреждению начального профессионального образования "Профессиональное училище №11".

На поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока направлена федеральная субсидия.

По подразделу "Иные межбюджетные трансферты" результаты исполнения за 2012 год были выше показателей исполнения за 2013 год на 30 270,3 тыс. рублей и составляли 175411,0 тыс. рублей. Из них субсидии для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения:

на осуществление городским округом "Город Чита" функций административного центра (столицы) Забайкальского края - 53 250,0 тыс. рублей;

субсидии по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений;

субсидии по оплате труда работников бюджетных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета муниципального района (городского округа);

субсидии по оплате расходов бюджетных учреждений по расчетам за потребленные коммунальные услуги, финансируемых за счет средств бюджета муниципального района (городского округа);

на финансовое обеспечение передаваемых государственных полномочий по расчету и предоставлению дотаций поселениям.

При анализе динамики сокращение межбюджетных трансфертов из края прежде всего связано со значительным уменьшением безвозмездных поступлений из федерального бюджета, поскольку проводимая политика Правительства Российской Федерации связана с дальнейшей передачей на уровень субъектов Российской Федерации дополнительных полномочий. Доля расходов по разделу «Межбюджетные трансферты» в общем объеме расходов краевого бюджета в среднесрочной перспективе будет снижаться.

2.2 Анализ структуры межбюджетных трансфертов, предоставляемых из краевого бюджета Забайкальского края в бюджеты муниципальных районов и городских округов за 2012-2013 гг.

При анализе структуры межбюджетных трансфертов, перечисляемых из краевого бюджета Забайкальского края в бюджеты муниципальных районов и городских округов по таблице видно, что наибольший удельный вес среди трансфертов занимают - субвенции. (См. приложение А, табл. 2)

В 2012 году доля расходования этих средств составила 44,71% (или 5 412 953,0 тыс. руб.). Если говорить о динамике этого показателя, то в 2013 году он достиг 49,33% (или 5 765 338,0 тыс. руб.). Увеличение произошло за счет предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление государственного полномочия по обеспечению бесплатным питанием детей из малоимущих семей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях Забайкальского края, а также финансирования на осуществление государственного полномочия по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения в 2012 году.

На втором месте субсидии, доля которых в 2012 году составила 31,11% от общей суммы межбюджетных трансфертов. В динамике видно, что в процентном соотношении этот показатель в 2013 году тоже увеличился и составил 31,93% (3 731 537,1 тыс. руб.).

По структуре дотации занимают третье место. В 2013 году наблюдается снижение их доли по отношению к 2012 году, показатель падает до 17,5%.

Иные межбюджетные трансферты в 2012 году составили долю в размере 1,45%, в 2013 году ее величина в процентном отношении снизилась на 0,21%.

В 2013 году финансировалось 37 краевых целевых программ.

В качестве основных приоритетов предоставления бюджетных средств является выполнение социальных обязательств. С учетом этого при распределении бюджетных ассигнований в 2012 году были определены средства на выплату заработной платы, реализацию краевых целевых программ социальной направленности, с учетом увеличения числа льготников.

С 2011 года произошел отказ от софинансирования из федерального бюджета отдельных полномочий, в частности, отмена по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Правительство РФ сохраняет субсидию по оказанию социальной поддержки отдельных категорий граждан только в части реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий. Но отказалось от софинансирования и передала на уровень субъекта финансовое обеспечение в полном объеме мер социальной поддержки ветеранов, тружеников тыла и выплату пособия на ребенка. Происходит передача бюджету края федеральных учреждений начального профессионального образования и выплаты компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, ранее осуществляемых за счет средств федерального бюджета.

Финансирование мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, осуществляемое ранее за счет средств Фонда социального страхования, также передается на уровень субъектов Российской Федерации.

Поскольку реализуется корректировка механизмов оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации и муниципалитетам сложившаяся структура межбюджетных трансфертов постепенно сокращает их количество за счет сокращения величины дотаций, отмены и объединения ряда субсидий, а также иных межбюджетных трансфертов. При этом увеличились субсидии и субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на выплату заработной платы работникам бюджетных учреждений и оплату коммунальных услуг бюджетных учреждений.

2.3 Анализ исполнения межбюджетных трансфертов, перечисляемых из краевого бюджета Забайкальского края в бюджеты муниципальных районов в 2012 г.

В соответствии с законом об исполнении бюджета Забайкальского края за 2012 год межбюджетные трансферты в общем объеме были предоставлены в сумме 12 106 805,6 тыс. рублей, процент выполнения составил 99,19% к плановому показателю, что на 98324,50 тыс. рублей меньше, чем было назначено на этот год. (См. приложение А, табл. 3)

Объем предоставленных дотаций выполнен в полной мере в размере 2 751 785,4 тыс. рублей, что составляет 100,99% от плановых показателей. Практически были достигнуты плановые показатели по предоставлению субсидий и субвенций. Субсидии бюджетам муниципальных образований исполнены в объеме 3 766 656,2 тыс. рублей, или на 99,65 % к плановым значениям. Субвенции предполагались в сумме 5 506 296,2 тыс. рублей, но составили 5 412 953,0 тыс. рублей. Разница от фактических составила в предоставлении: субсидий 0,35%, субвенций 1,7%. На 90,37% исполнены иные межбюджетные трансферты, разница на 18689,40 тыс. рублей.

В 2012 году в целях создания стимулов для увеличения поступлений доходов в местные бюджеты и обеспечения сбалансированности местных бюджетов происходило предоставление средств дотаций бюджетам муниципальных образований на поощрение достижения наилучших показателей деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) в размере 3000,0 тыс. рублей.

Субсидии, предоставленные из федерального бюджета, исполнены в полном объеме:

·на строительство объектов общегражданского назначения - 45840,0 тыс. рублей;

·на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, - 3017,6 тыс. рублей;

·на проведение противоаварийных мероприятий в зданиях муниципальных общеобразовательных учреждений - 99073,3 тыс. рублей;

·на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока - 3691,9 тыс. рублей.

Субсидии, предоставленные из федерального бюджета, исполнены не в полном объеме:

·на реализацию федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" - 35000,0 тыс. рублей (87,5 процента), что обусловлено поступлением средств из федерального бюджета в конце отчетного периода, не использованные в 2012 году средства направлены в 2013 году на те же цели;

·на реализацию федеральной целевой программы "Жилище" подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей" - 55802,0 тыс. рублей (90,4 процента). Финансирование производилось в соответствии с представленными заявками;

·на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники - 36841,4 тыс. рублей (75,2 процента), в связи с поступлением средств из федерального бюджета в конце отчетного периода;

·на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерский) хозяйства в сумме 23510,0 тыс. рублей (94,0 процента к уточненным годовым бюджетным ассигнованиям) исходя из фактической потребности.

Субсидии бюджетам муниципальных образований для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, исполнены в сумме 3319754,7 тыс. рублей (99,99 процента), из них:

·на реализацию Закона Забайкальского края "Об образовании", в части увеличения тарифной ставки (должностного оклада) на 25 процентов в посёлках городского типа (рабочих поселках) (кроме педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений), - 41214,7 тыс. рублей (99,6 процента) исходя из фактической потребности;

·на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений - 411893,0 тыс. рублей (100,0 процента);

·на оплату труда работников бюджетных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета муниципального района (городского округа), - 2445631,0 тыс. рублей (100,0);

·на оплату расходов бюджетных учреждений по расчетам за потребленные коммунальные услуги, финансируемых за счет средств бюджета муниципального района (городского округа), - 371016,0 тыс. рублей (100,0 процента).

Кроме того, на софинансирование расходных обязательств муниципального района (городского округа) по организации отдыха детей в каникулярное время направлено 75365,2 тыс. рублей (99,7) исходя из фактической потребности.

На реализацию мероприятий по региональным целевым программам направлено 68760,1 тыс. рублей, что составило 98,7 процента к уточненным годовым бюджетным ассигнованиям, в том числе:

·по краевой долгосрочной целевой программе "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае на 2012-2014 годы" - 6250,0 тыс. рублей;

·по краевой долгосрочной целевой программе "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера в Забайкальском крае на 2012-2014 годы" - 6000,0 тыс. рублей;

·по краевой долгосрочной целевой программе "Обеспечение комплексной безопасности учреждений системы образования Забайкальского края (2011-2013 годы) " - 22845,8 тыс. рублей;

·по краевой долгосрочной целевой программе "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры (2012-2014 годы)" - 1800,0 тыс. рублей;

·по краевой долгосрочной целевой программе "Культура Забайкалья (2011-2015 годы) " - 450,0 тыс. рублей;

·по краевой целевой программе "Дополнительные меры снижения напряженности на рынке труда Забайкальского края в 2012 году" - 138,7 тыс. рублей;

·по краевой целевой программе "Жилище (2011-2013 годы)" - 31275,6 тыс. рублей (97,1), в том числе по подпрограмме "Переселение граждан Забайкальского края из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и/или с высоким уровнем износа" - в сумме 22407,6 тыс. рублей (100,0), по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" - в сумме 8868,0 тыс. рублей (90,6 процента). Финансирование производилось в соответствии с представленными заявками.

Не исполнены расходы, предусмотренные на реализацию федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года", в связи с поздним поступлением федеральных средств в бюджет Забайкальского края.

По отдельным видам субвенций исполнение составило:

на осуществление государственного полномочия по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения в 2012 году - 4717,7 тыс. рублей; на реализацию государственного полномочия по материально-техническому и финансовому обеспечению государственных нотариальных контор Забайкальского края - 586,4 тыс. рублей исходя из фактической потребности;

на администрирование государственного полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними - 29258,0 тыс. рублей;

на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи - 107049,0 тыс. рублей;

на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в муниципальных образовательных учреждениях, перечень типов которых определен Правительством Российской Федерации, - 159330,4 тыс. рублей;

на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, а также вознаграждение, причитающееся приемному родителю, - 372537,6 тыс. рублей;

на выплату денежных средств на содержание патронируемого ребенка (детей) патронатным воспитателям (воспитателю) - 2193,1 тыс. рублей;

на обеспечение бесплатным питанием детей из малоимущих семей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях - 73553,3 тыс. рублей;

на воспитание и обучение детей-инвалидов в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, а также по предоставлению компенсации затрат родителей (законных представителей) на воспитание и обучение детей-инвалидов на дому - 2109,9 тыс. рублей;

на администрирование государственного полномочия по обеспечению бесплатным питанием детей из малоимущих семей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, - 2037,1 тыс. рублей.

Исполнение по отдельным видам иных межбюджетных трансфертов составило:

на обеспечение равного с Министерством внутренних дел Российской Федерации повышения денежного довольствия сотрудникам и заработной платы работникам подразделений милиции общественной безопасности и социальных выплат в сумме 13303,8 тыс. рублей;

на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований 2958,9 тыс. рублей;

на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков в сумме 19661,2 тыс. рублей (48,4%) за счет неиспользованных остатков на 1 января 2012 года.

Сложившийся процент исполнения обусловлен отсутствием заключенных государственных контрактов и объемов выполненных работ.

Расходы резервного фонда Правительства Забайкальского края исполнены в сумме 13198,9 тыс. рублей, в том числе:

для открытия районного музея в п. Чернышевск - 150,0 тыс. рублей; для подготовки и проведения мероприятий, посвященных 67-летию Победы в Великой Отечественной войне, - 910,0 тыс. рублей;

на капитальный ремонт муниципальной общеобразовательной школы-интерната "Начальная общеобразовательная школа-интернат №4" - 2774,5 тыс. рублей; для оплаты выполненных работ по ремонту дорожных покрытий по ул. Сосновая - 700,0 тыс. рублей;

для расчетов с подрядной организацией на восстановление разрушенного моста через реку Тура Карымского района в результате стихийных бедствий - 2277,4 тыс. рублей;

для выполнения работ по строительству объекта "Сельский дом культуры" в н.п. Лесоучасток Катангар - 2500,0 тыс. рублей;

для стабилизации эпизоотической обстановки, связанной с обнаружением вспышки ящура среди сельскохозяйственных животных в селе Макарово Шилкинского района, - 511,3 тыс. рублей;

на возмещение расходов по монтажу и открытию памятника металлургам и площади Славы металлургов в г. Петровск-Забайкальский - 1068,3 тыс. рублей; для городского поселения "Аксёново-Зиловское" для расчета за выполненные работы по обустройству автомобильной дороги "Подъезд от а/д "Амур" Чита - Хабаровск" - 2216,4 тыс. рублей.

Таким образом, исполнение по разделу "Межбюджетные трансферты" составило 12 106 805,6 тыс. рублей, или 99,19% к плановому показателю. Результаты по исполнению за 2012 год практически выполнены в полной мере.

муниципальный городской межбюджетный трансферт

2.4 Анализ исполнения межбюджетных трансфертов, перечисляемых из краевого бюджета Забайкальского края в бюджеты муниципальных районов в 2013 году

В соответствии с законом об исполнении бюджета Забайкальского края за 2013 год межбюджетные трансферты в общем объеме были предоставлены в сумме 11 686 731,8 тыс. рублей, процент выполнения составил 97,63% к плановому показателю, что на 283 678,0 тыс. рублей меньше, чем было назначено на этот год. (См. приложение А, табл. 4)

По исполнению общий объем дотаций определен в сумме 2 044 716,0 тыс. рублей, что составляет всего 84,21% от плановых показателей. При этом в полной мере выполнен план по субсидиям 3 731 537,1 тыс. рублей, что в процентном соотношении от плановых значений составляет 100,70%. Также перевыполнен план в объеме предоставленных субвенций на 2,03%, или на 114 823,6 тыс. рублей. Не был достигнут плановый показатель по иным межбюджетным трансфертам. Их величина составила 145 140,7 тыс. рублей, или 77,97% от плана, что на 41 014,2 тыс. рублей меньше.

В законе о бюджете на 2013 год утвержден объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета края бюджетам муниципальных районов и городских округов, в сумме 11 686 731,8 тыс. рублей, из них:

1) бюджетные ассигнования на предоставление дотаций:

а) бюджетам муниципальных районов и (или) городских округов 1274617,0 тыс. рублей;

б) бюджету городского округа закрытое административно-территориальное образование п. Горный в сумме 40 260,0 тыс. рублей;

в) бюджетам муниципальных районов и городских округов на поощрение достижения наилучших показателей деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) в сумме 2 913,0 тыс. рублей;

г) бюджетам муниципальных районов и городских округов на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных районов (городских округов) в сумме 270 000,0 тыс. рублей.

) бюджетные ассигнования на предоставление субсидий, выделяемых из Краевого фонда софинансирования расходов:

а) бюджетам муниципальных районов и (или) городских округов в сумме 411893,0 тыс. рублей;

б) бюджету городского округа "Город Чита" на реализацию Закона Забайкальского края от 4 мая 2010 года №358-ЗЗК "О статусе административного центра (столицы) Забайкальского края" в сумме 53 250,0 тыс. рублей;

) бюджетные ассигнования на предоставление субвенций, выделяемых из Краевого фонда компенсаций;

) бюджетные ассигнования на предоставление иных межбюджетных трансфертов:

а) бюджетам муниципальных районов и (или) городских округов;

б) бюджету городского округа закрытое административно-территориальное образование п. Горный на переселение граждан из закрытых административно-территориальных образований в сумме 9 287,0 тыс. рублей;

в) бюджету городского округа закрытое административно-территориальное образование п. Горный на развитие и поддержку социальной и инженерной инфраструктуры закрытых административно-территориальных образований в сумме 20 572,0 тыс. рублей.

Расходы на реализацию федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" не исполнены в полной мере в связи с поступлением средств из федерального бюджета 29 декабря 2012 года, в сумме 63 500,0 тыс. рублей.

Бюджету муниципального района "Чернышевский район" на реализацию мероприятий по переселению граждан городского поселения "Аксёново-Зиловское" из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства предполагалось 273 325,8 тыс. рублей, в том числе из краевого бюджета в сумме 40 932,0 тыс. рублей; неисполнение произошло в результате не поступления средств из федерального бюджета в сумме 162 675,7 тыс. рублей, и в связи с отсутствием заявок на финансирование от главного распорядителя бюджетных средств.

Сравнительный анализ бюджета Забайкальского края за 2012 и 2013 годы отражает сложившуюся финансово-экономическую ситуацию в регионе, развитие межбюджетных отношений в этот период. Происходит решение таких задач как:

·обеспечение сбалансированности местных бюджетов;

·стимулирование муниципальных районов и городских округов к сохранению и развитию доходной базы своих территорий;

·эффективное и экономное использование бюджетных средств;

·создание стимулов повышения качества управления бюджетным процессом на муниципальном уровне.

Межбюджетные отношения в 2012 - 2013 годах формировались в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом Забайкальского края «О межбюджетных отношениях в Забайкальском крае», которым реализуется принцип единства бюджетной системы путем утверждения единых на всей территории края механизмов распределения средств финансовой помощи с учетом критерия бюджетной обеспеченности.

Сокращение межбюджетных трансфертов из края прежде всего связано со значительным уменьшением безвозмездных поступлений из федерального бюджета, поскольку проводимая политика Правительства Российской Федерации связана с дальнейшей передачей на уровень субъектов Российской Федерации дополнительных полномочий. Доля расходов по разделу «Межбюджетные трансферты» в общем объеме расходов краевого бюджета в среднесрочной перспективе будет снижаться.

Повышение мотивации органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения предусматривается за счет формирования субсидий местным бюджетам в целях софинансирования их отдельных расходных обязательств:

по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав данного муниципального района;

по оплате труда работников бюджетных учреждений, финансируемых за счет средств местных бюджетов;

по оплате расходов бюджетных учреждений по расчетам за потребленные коммунальные услуги.

В целях формирования стимулов к увеличению доходного потенциала в муниципальных образованиях законодательством края предусмотрена возможность предоставления дополнительной финансовой помощи в виде дотации на стимулирование развития муниципальных образований.

Предполагалось сохранять общий объем финансовой помощи не ниже уровня 2011 года, но при этом ужесточать контроль и повышать ответственность органов местного самоуправления за обеспечение эффективного использования бюджетных средств, создание базы для расширения собственного доходного потенциала.

Дальнейшее совершенствование межбюджетных отношений, направленное на:

·достижение минимально гарантированного уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований с учетом дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности к 2014 году в расчете на одного жителя в объеме не менее 7 тыс. рублей;

·совершенствование механизмов предоставления иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований;

·утверждение комплекса мер и регламентация процедур взаимодействия с высокодотационными муниципальными образованиями, включая механизмы повышения качества налогово-бюджетной политики, снижения рисков увеличения задолженности местных бюджетов, улучшения финансово-экономического состояния местных бюджетов;

·усиление ответственности органов местного самоуправления за реализацию возложенных на них социальных обязательств при формировании расходов соответствующих бюджетов.

Решение задачи "Повышение стабильности межбюджетных отношений" в рамках базового направления "Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета Забайкальского края" заключается в реализации следующих мероприятий:

разработка и утверждение порядка осуществления мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами Забайкальского края;

совершенствование методик по распределению межбюджетных трансфертов, в том числе, субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований на решение вопросов местного значения, в рамках нового Закона Забайкальского края "О межбюджетных отношениях в Забайкальском крае";

проведение мониторинга качества управления финансами и платежеспособности городских округов и муниципальных районов Забайкальского края.

Глава 3. Самостоятельность и финансовая обеспеченность региональных и муниципальных органов власти: проблемы и пути решения

В сложившихся условиях особый практический интерес специалистов вызывают вопросы формирования межбюджетных отношений в части, затрагивающей местные бюджеты, и доходов местных бюджетов.

Взаимоотношения между бюджетами различных уровней в Российской Федерации характеризуются многочисленными проблемами:

отсутствие механизма четкого разграничения расходных полномочий и доходных источников;

необходимость повышения бюджетной обеспеченности муниципальных образований и покрытия расходов территорий их собственными налоговыми доходами;

рост количества дотационных бюджетов.

В условиях реформирования территориальных основ местного самоуправления и расширения ответственности муниципальной власти за устойчивое социально-экономическое развитие своей территории особое значение приобретает объективная оценка состояния и потенциальных возможностей позитивной динамики муниципальных образований. Важными условиями их стабильного развития являются:

·Финансовая автономия;

·Сбалансированность доходов и расходов местного бюджета.

Несмотря на определенное развитие методов регулирования местных бюджетов, в настоящий момент их состояние искажает стимулы для проведения эффективной экономической политики на муниципальном уровне. За годы реформ была создана институциональная база местного самоуправления, но не сформирован адекватный механизм реализации гарантий его финансовой самостоятельности и независимости.

Достижение бюджетной самостоятельности муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений и целесообразность сохранения достаточного уровня бюджетной централизации ставят новые задачи в области управления региональными финансами. Как отрицательный факт следует отметить возрастание безвозмездной помощи от бюджетов вышестоящих уровней. Ее объем характеризует:

эффективность использования доходного потенциала;

степень зависимости бюджетов от бюджета субъекта РФ.

Основой финансовой политики муниципальных органов власти в РФ является принцип самостоятельности местных бюджетов в сочетании с государственной финансовой поддержкой, подразумевающий:

·Право самостоятельного осуществления бюджетного процесса органами местного самоуправления;

·Наличие собственных источников доходов;

·Право определять направления использования бюджетных средств;

·Невозможность изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета;

·Право на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате реализации финансовых решений, принятых представителями государственной власти;

·Ответственность органов местного самоуправления за проводимую бюджетную политику.

Базовым условием экономической самостоятельности муниципального образования является его бюджетная автономия, под которой следует понимать возможность местного уровня бюджетной системы обеспечить достаточную степень независимости от регионального бюджета при формировании и использовании бюджетных ресурсов.

Бюджетная самостоятельность территориального образования является важнейшим индикатором, отражающим эффективность реализации региональной и муниципальной бюджетной политики, оценку которой целесообразно проводить в разрезе трех групп показателей:

1)показатели, определяющие уровень доходности потенциала;

2)показатели, характеризующие степень финансовой устойчивости бюджета территории;

)Показатели, оценивающие эффективность бюджетной политики, проводимой органами местного самоуправления.

В условиях низкой налоговой автономии местных бюджетов действенным рычагом по повышению бюджетной независимости выступает политика управления доходами и расходами муниципального образования.

Что касается правовой базы муниципальных финансов, то одни ее аспекты характеризуются неполнотой и ограниченностью, другие - неопределенностью. Кроме того, централизация устойчивых и наиболее контролируемых налогов на федеральном и региональном уровнях государственной власти, растущая зависимость местных органов власти от финансовой помощи из вышестоящих бюджетов, незавершенность процесса разграничения расходных полномочий между уровнями публичной власти еще больше обостряют проблемы финансового обеспечения местного самоуправления в РФ.

На укрепление финансовой основы местного самоуправления влияют внешние и внутренние факторы в зависимости от потенциальной возможности органов местного самоуправления воздействовать на ситуацию в муниципальном образовании.

Внутренними факторами являются: структура финансовых ресурсов муниципальных образований; правильность выбранной стратегии и тактики управления финансовыми ресурсами муниципальных образований; состояние инфраструктуры социальной сферы; состояние объектов муниципального хозяйства; тенденции развития муниципальной экономики; структура муниципальной экономики; компетенция и профессионализм органов местного самоуправления; численность населения муниципального образования.

К внешним факторам относятся: влияние социально-экономической политики государства; бюджетное, налоговое и гражданское законодательство, а также вносимые в него изменения; уровень социально-экономического развития субъекта РФ, в территориальных границах которого находится муниципальное образование; политика, которой придерживается субъект РФ при реализации муниципальной реформы; применяемые методики финансовой поддержки муниципалитетов.

В рамках рассмотрения доходности территории выделяют несколько основных каналов и видов поступлений:

) доходы физических и юридических лиц;

) доходы местного бюджета. Доходы складываются из налогов и других обязательных платежей, поступлений от приватизации и продажи земельных участков, сдачи в аренду муниципального имущества, а также кредитов, займов, межбюджетных трансфертов и прочих безвозмездных поступлений;

) доходы физических лиц, работающих в бюджетной сфере;

) прямые инвестиции в производство и объекты недвижимости, расположенные на территории муниципального образования.

Эти каналы доходности территорий взаимосвязаны и взаимообусловлены. Например, чем выше прибыль предприятий, тем больше объем налога на прибыль; чем выше заработки населения, тем больше объем налога на доходы населения; чем больше наполнение бюджета муниципального образования, тем большее возможности для реализации социальных программ и развития инфраструктуры, поддерживающей основную экономическую активность.

Одним из главных индикаторов доходности территории является сумма поступлений в местный бюджет. Традиционно инструментами регулирования доходной базы бюджетов муниципальных образований считаются налогообложение, характер и масштабы использования муниципальной собственности, приносящей доход, а также межбюджетные трансферты, направленные на бюджетное выравнивание. Общая картина доходной базы российских муниципальных образований характеризуется явной недостаточностью собственных доходов для реализации бюджетных полномочий.

Основная проблема, связанная с доходами, полученными с территории муниципального образования, сводится к тому, что налоговая база большинства налогов, закрепленных за муниципалитетами, нестабильна, имеет трудности в мобилизации, уровень налоговой автономии крайне низок. Полномочия по регулированию местных налогов ограничиваются установлением размеров ставок по двум налогам - земельному налогу и налогу на имущество физических лиц - в пределах, определенных федеральным законодательством, а также сроков уплаты и дополнительных налоговых льгот. При этом самостоятельность муниципальных образований при установлении данных налогов существенно ограничена - на федеральном уровне установлены пределы изменения налоговых ставок и широкий перечень налоговых льгот. Кроме того, методы оценки налоговой базы по данным налогам страдают существенными недостатками, корректировать которые на местном уровне не представляется возможным. Поступления от налога на имущество физических лиц на протяжении ряда лет также не являются серьезным источником доходов местного бюджета, поскольку собственность физических лиц дифференцирована по группам домохозяйств и неравномерна по территориям.

Наличие значительного числа федеральных льгот по земельному налогу, отсутствие механизма актуализации кадастровой оценки земельных участков, проблемы разграничения прав собственности на землю между государством и местным самоуправлением приводят к снижению арендной платы за землю, недополучению местными бюджетами до 60% поступлений от земельного налога.

Несколько лет обсуждается возможность сформировать один налог на недвижимость, куда бы входили бы земельный налог и налог на имущество. Данный платеж планировалось ввести еще в 2005-2007 гг., но осуществить это не давала неразрешимая проблема - кадастровая оценка объектов недвижимости, и вопрос о налоге на имущество был отложен на 2012-2013 гг. В настоящее время, новый налог на недвижимость предполагается ввести не ранее 2015 г.

Можно сделать вывод, что роль местных налогов как особого инструмента налогово-бюджетной системы имеет символический характер, так как данные налоги не ориентированы на экономические и социальные цели.

Преодоление несовершенства системы формирования доходов местных бюджетов, сложившейся по результатам реформы местного самоуправления возможно путем повышения реальной бюджетной самостоятельности - через изыскание резервов роста налоговых доходов местных бюджетов. Следствием этого станет снижение объемов межбюджетных трансфертов в форме дотаций и субсидий.

Для обеспечения самостоятельности органов местного самоуправления необходимо установить конкретный перечень величин и источников собственных доходов местных бюджетов, которые смогли бы обеспечить по крайней мере минимальные социальные потребности населения муниципальных образований.

Для укрепления доходной части местных бюджетов обсуждаются возможности уплаты налога на доходы физических лиц по месту жительства налогоплательщика, закрепления транспортного налога за бюджетами муниципальных районов и городских округов, расширения прав местных органов самоуправления по выделению особенностей функционирования малых предприятий, которые напрямую влияют на поступления от единого налога на вмененный доход, а также введения единого налога на недвижимость в качестве местного налога.

Международный опыт свидетельствует, что необходимым условием создания сектора общественных услуг на муниципальном уровне является наличие фискальной автономии или финансовой независимости местных органов власти при определении собственной налоговой базы и ставок местных налогов.

Наряду с налоговыми доходами происходит существенная дифференциация неналоговых доходов местных бюджетов по типам муниципальных образований. У городских округов потенциал развития поступлений от неналоговых платежей гораздо выше, чем у муниципальных районов и поселений.

В системе межбюджетных трансфертов на региональном уровне ведущие позиции (59,2%) занимают средства, предаваемые с целью финансового обеспечения исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий РФ и субъектов РФ в форме субвенций их региональных фондов компенсаций. При этом основной объем (57,3%) субвенций приходится на бюджеты муниципальных районов. Бюджеты городских округов им поселений получают 41,6% и 1,1% данных средств соответственно.

Межбюджетные трансферты местным бюджетам, связанные с финансовым обеспечением собственных полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения (дотации, субсидии и иные межбюджетные трансферты), в 2012 г. составили 59,3 % общего объема межбюджетных трансфертов и 46,3% объема собственных доходов местных бюджетов. Рост указанных финансовых средств в 2013 г. по сравнению с 2012 г. составил 71,3 млрд. руб., или 8,5%.

Основными получателями межбюджетных трансфертов являются бюджеты муниципальных районов. Это обусловлено низкой налоговой составляющей бюджетов муниципальных районов, а также необходимостью финансового обеспечения полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений, что учитывается при распределении дотаций из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов).

Например, в Забайкальском крае в целях повышения заинтересованности в увеличении налогового потенциала муниципальных районов, городских округов было принято постановление Правительством Забайкальского края от 13 марта 2012 года №109 «О порядке предоставления дотаций бюджетам муниципальных районов, городских округов Забайкальского края, достигших наилучших результатов по увеличению налогового потенциала муниципального района, городского округа на 2012 год», в соответствии с которым размер предоставляемой дотации предусматривается к расчету, исходя из общего объема дотации и комплексной оценки муниципальных районов, городских округов.

Реализацию приоритетов бюджетной политики, межбюджетных отношений между органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории края, а также между органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления поселений в среднесрочном периоде обеспечит принятый Закон Забайкальского края от 20 декабря 2013 года №608-ЗЗК «О межбюджетных отношениях в Забайкальском крае».

июня 2012 года состоялось заседание Межведомственной комиссии по вопросу Концепции межбюджетных отношений Забайкальского края на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов под председательством Заместителя Председателя Правительства Забайкальского края по финансово-экономическим вопросам А.Г. Кошелева. С 1 января 2013 г. вступили в силу внесённые в законодательство Российской Федерации изменения, касающиеся разграничения полномочий, которые предусматривают передачу вопросов оказания медицинской помощи населению в ведение органов государственной власти субъектов РФ. Что потребовало соответствующего перераспределения источников доходов между региональными и местными бюджетами. В процессе обсуждения концепции межбюджетных отношений начиная с 2012 года Межведомственная комиссия по формированию бюджета Забайкальского края на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов было решено:

1.Передать в бюджеты муниципальных районов, городских округов 80 процентов поступлений в консолидированный бюджет Забайкальского края транспортного налога с территории соответствующего муниципального образования. При этом одобрено предложение, согласно которому из 80 процентов отчислений, поступающих в бюджет муниципального района, - 60 процентов зачисляется в районный бюджет, 20 процентов - в бюджеты поселений данного района);

2.Исключить отдельные виды субсидий, предоставляемых из бюджета Забайкальского края в местные бюджеты, в том числе: субсидии по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений и субсидии по оплате труда работников бюджетных учреждений, финансируемых за счет местных бюджетов, объединив их в дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности;

.Внести изменения в Методику расчета и распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов в части расчета дотации по группам;

.Внести изменение в Методику расчета и распределения субсидии по оплате расходов бюджетных учреждений за потребленные коммунальные услуги;

.Предусмотреть дотацию районам и (или) городским округам, достигшим наилучших показателей результатов по увеличению налогового потенциала района и (или) города;

.Предусмотреть субсидию на стимулирование объединения поселений.

Проблема оценки необходимого объема финансовой помощи местным бюджетам обуславливает целесообразность создания Фонда развития бюджетно-налогового потенциала муниципальных образований (ФРБНП). Его основное предназначение заключается в стимулирующем характере финансовой помощи, предполагающем наращивание бюджетной самостоятельности территорий. Эффективное расходование средств фонда требует таких взаимоотношений между региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований, при которых стремление к максимальному использованию собственных ресурсов увеличивает заинтересованность местных бюджетов в укреплении бюджетной самостоятельности.

В сложившихся условиях обеспечение реальной самостоятельности органов местного самоуправления во многом должна определяться политикой укрепления собственной доходной базой местных бюджетов.

Для улучшения финансовой обеспеченности муниципальных образований представляется целесообразным внести изменения в бюджетное и налоговое законодательство, предусматривающие:

увеличение доли сбора налога на доходы физических лиц, закрепленной на постоянной основе за бюджетами муниципальных образований;

совершенствование законодательного регулирования взимания налога на имущество физических лиц в части включения в состав объектов налогообложения объектов незавершенного строительства, закрепления за физическими лицами обязанности по регистрации права собственности на указанные объекты недвижимости в установленные сроки и ответственности за их нарушение;

обеспечение компенсаций из федерального бюджета недополучения доходов местных бюджетов в случае установления в НК РФ льгот по местным налогам и сборам, осуществление инвентаризации предоставляемых льгот.

Кардинально финансовые проблемы местной власти можно решить лишь на основе привязки местных бюджетов к доходам реального сектора. На территории муниципального образования действуют предприятия, уплачивая налоги на прибыль, на имущество и транспортный налог, они могут стать компонентом - связывающий местный бюджет и местную экономику, способный решить большинство финансовых проблем муниципального образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Межбюджетные отношения - это взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. Основной инструментарий межбюджетного выравнивания - межбюджетные трансферты. Конечная цель межбюджетных отношений состоит в обеспечении гарантированного каждому человеку и гражданину страны минимальных социальных услуг и достойного уровня жизни.

Перераспределение средств из одного бюджета в другой не всегда позволяет достичь поставленных целей. Финансовая помощь муниципальным бюджетам на практике преимущественно обусловлена текущей ситуацией и не ориентирована на обеспечение развития региона и муниципальных образований в долгосрочной перспективе. Поэтому системы межбюджетных трансфертов в большинстве регионов недостаточно эффективны.

Важным принципом построения и функционирования бюджетной системы является принцип самостоятельности бюджетов. А в условиях высокой дифференциации бюджетной обеспеченности муниципальных образований и неравномерности распределения доходообразующей собственности решить проблемы несбалансированности интересов без перераспределения средств финансовой помощи затруднительно.

Основными направлениями совершенствования межбюджетных отношений в России должны стать:

) укрепление финансовой самостоятельности субъектов РФ и муниципальных образований;

) укрупнение регионов на взаимовыгодной, экономически целесообразной основе;

) создание четкой нормативно-правовой основы, объективно оценивающей усилия нуждающихся регионов и муниципальных образований направленные на рост своей социально-экономической базы;

) введение эффективной дифференцированной системы выделения трансфертов нуждающимся регионам в зависимости от результатов их финансово-экономической деятельности.

Проанализировав объем предоставленных межбюджетных трансфертов из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных образований и городских округов, можно сказать, что одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются региональные и муниципальные финансы, которые обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения. Финансовой базой региона является его бюджет.

Рассмотрев период 2012 и 2013 гг. отражается сокращение доли межбюджетных трансфертов в разделе расходов бюджета края. В 2013 году по сравнению с предыдущим годом объем снизился на 3,47%, прогнозируется и дальнейшее снижение. В 2013 году существенных изменений в структуре межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам муниципальных образований и городских округов, по сравнению с 2012 годом не произошло. Снижение доли межбюджетных трансфертов напрямую связано с сокращением объема дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета, предоставляемой для обеспечения сбалансированности региональных бюджетов и поддержания региональных программ по снижению напряженности на рынке труда, а также в связи с сокращением количества субсидий и объемов финансовой помощи, предоставляемой в данной форме межбюджетных трансфертов.

Для преодоления проблем при формировании бюджета и развитии межбюджетных отношений, предлагается совершенствование системы межбюджетных отношений, где основой для формирования новой системы, должно быть модернизированная региональная система горизонтального выравнивания доходной части местных бюджетов.

Согласно заключению Счетной палаты РФ в 2012-2013 годах в связи с сокращением расходов федерального бюджета на субсидии бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований их доля в структуре межбюджетных трансфертов уменьшится и составит 30,4% (в 2013 году на 9,9% меньше, чем в 2011 году), а доля дотаций увеличится до 44,9% в 2013 году (на 3,3%) и субвенций - до 26,6% в 2013 году (на 7,1%). Следовательно, это отразится на бюджете Забайкальского края.

По 2013 год будет продолжена реализация одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации 8 августа 2009 г. №1123-р «Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях до 2013 года» в направлении проведения расходных обязательств в соответствие с разграничением полномочий между уровнями власти в РФ, формирования стимулов к увеличению доходной базы региональных и местных бюджетов, совершенствовании механизмов предоставления межбюджетных трансфертов и формировании более эффективной системы управления региональными и местными финансами.

Вместе с тем на эффективность бюджетной деятельности органов местного самоуправления продолжает оказывать влияние:

) недостаточность объема показателей статистической и налоговой отчетности, предоставляемых органам местного самоуправления, что не позволяет объективно оценить состояние экономической и социальной сферы муниципальных образований и обеспечить составление на должном уровне прогнозов и программ социально-экономического развития муниципальных образований;

) убыточность жилищно-коммунального комплекса в большинстве муниципальных образований субъектов Российской Федерации и существенная сумма кредиторской задолженности этих предприятий;

) отсутствие нормативно-правового регулирования учета муниципального имущества, основанного на единых организационных, методологических и программно-технических принципах, что замедляет процесс перепрофилирования (изменения целевого назначения имущества), а также отчуждения муниципального имущества.

) проблема недостаточности средств в бюджетах муниципальных образований на обеспечение полномочий местного самоуправления, на развитие их собственного экономического потенциала.

Процесс реформирования межбюджетных отношений в ближайшие 3 года будет идти в следующих направлениях:

) укрепление финансовой самостоятельности субъектов Федерации;

) создание стимулов для увеличения поступлений доходов в региональные и местные бюджеты;

) создание стимулов для улучшения качества управления региональными и муниципальными финансами;

) повышение прозрачности региональных и муниципальных финансов.

Структура и целевая направленность межбюджетных трансфертов показывают, что основную долю в них занимают межбюджетные трансферты, направляемые на обеспечение текущих расходов. Финансовая помощь из федерального бюджета и бюджета края позволяет обеспечить сбалансированность консолидированных бюджетов и исполнение их расходных обязательств. Однако при сохранении преимущественной роли межбюджетных трансфертов текущего характера субъекты РФ и муниципальные образования, имеющие низкий уровень экономического потенциала, будут продолжать оставаться зависимыми от финансовой помощи из федерального бюджета и недостаточно заинтересованными в самостоятельном экономическом развитии.

По решению Счетной палаты РФ, необходимо повысить роль и значение межбюджетных трансфертов, имеющих долгосрочный инвестиционный характер и направляемых на формирование структурных сдвигов в региональной экономике и повышение их налогового потенциала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Бюджетный кодекс РФ. - Москва: Проспект, КноРус, 2012. -272 с.;

2.Федеральный закон РФ от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

3.Закон Забайкальского края от 5 октября 2009 г. №239-ЗЗК «О межбюджетных отношениях в Забайкальском крае»;

4.Закон Забайкальского края от 24 ноября 2012 г. №582-ЗЗК «О внесении изменений в Закон Забайкальского края "О бюджете Забайкальского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов»;

.Закон Забайкальского края от 23 декабря 2011 г. №450-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов»;

6.Закон Забайкальского края от 3 декабря 2009 г. №285-ЗЗК (в ред. 2010 г.) «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов»;

7.Закон Забайкальского края от 10 декабря 2009 г. №295-ЗЗК «О стратегических направлениях развития Забайкальского края на период до 2025 года и программе социально-экономического развития Забайкальского края на 2010-2014 годы»;

8.Заключение Законодательного собрания Забайкальского края на проект закона Забайкальского края от 28 октября 2011 года «О бюджете Забайкальского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов»;

.Распоряжение от 31 января 2012 г. №26а-Р «Об утверждении программы по повышению эффективности бюджетных расходов Забайкальского края на период до 2013 года»;

.Распоряжение Правительства РФ от 8 августа 2009 г. №1123-р «О Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года»;

11.Распоряжение Правительства Забайкальского края от 31 января 2011 года № 26а-р «Программа повышения эффективности бюджетных расходов Забайкальского края»;

.Программа «О концепции межбюджетных отношений в Забайкальском крае на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов»;

.Пояснительная записка к отчету на 1 января 2013 года «Об исполнении бюджета Забайкальского края за 2012 год»;

.Пояснительная записка к проекту закона Забайкальского края «О бюджете Забайкальского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов»;

.Бюджет и бюджетная система: учебник / Мст. П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов; под ред. Мст. П. Афанасьева; [предисловие А.Л. Кудрина]. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство Юрайт,2010.-777 с.;

.Бюджетная система РФ / Н.Г. Щеголева, Т.А. Леонова. - М: Маркет ДС,2008. - 168 с.;

.Бюджетная система Рф: Учебник / И.М. Александров, О.В. Субботина. - 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. - 448 с.;

.Бюджетная система РФ: учебник / Г.И. Золотарева, Н.Н. Смородинова - КНОРУС,2011.-232 с.;

.Бюджетная система РФ: учебное пособие/ Д.В. Дементьев, В.А. Щербаков. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС,2009. - 256 с.;

.Государственные и муниципальные финансы: Учебник / В.А. Свищева.- М: «Дашков и К», 2009.- 464 с.;

.Куницына Н.Н. Инструменты повышения бюджетной самостоятельности муниципальных образований // Финансы и кредит 2012 -№30 - стр.2-9;

.Левина В.В. Оценка приоритетов региональной бюджетной политики // Финасы и кредит 2012 - №30 - стр.10-17;

.Левина В.В. Эффективность межбюджетного регулирования на региональном уровне // Финансы и кредит 2012 -№15-стр. 52-58;

.Маршавина Л.Я. Налоги в системе межбюджетных отношений // Финансы и кредит 2012 - №15 - стр. 5-10;

.Новожилова Т.Н. Финансовая обеспеченность местных бюджетов: проблемы и пути решения // Экономический анализ: теория и практика 2012- №14- стр.23-29;

Похожие работы на - Межбюджетные отношения региональных и местных органов власти

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!