моуправления, в ходе парламентских слушаний, по депутатским запросам;
) последующий контроль происходит в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. Его смысл состоит в том, чтобы проанализировать, насколько реалистичным явилось исполнение бюджета, выявить причины отклонения отчетных данных от запланированных с тем, чтобы учесть это при составлении бюджета на следующий год. Эта форма контроля осуществляется путем анализа финансовых отчетов и балансов.
Таким образом, контрольная функция бюджета позволяет оценить, насколько полно и своевременно поступают доходы в бюджет от разных субъектов хозяйствования, а значит понять насколько правильно и своевременно осуществляется учет в отдельных хозяйственных звеньях, насколько рационально они ведут свое хозяйство, насколько велики их затраты и какова их прибыль.
2. Контроль за исполнением доходов бюджетов в РФ
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
Федеральное казначейство;
Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований;
Главные распорядители и распорядители бюджетных средств [5. C.63].
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов. Она вправе осуществлять также финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, получающих межбюджетные трансферты из федерального бюджета.
Федеральное казначейство осуществляет контроль за:
непревышением лимитов бюджетных обязательств, распределенных главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, над утвержденными им лимитами бюджетных обязательств;
непревышением кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведенными им лимитами бюджетных обязательств;
соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе, предъявленном в Федеральное казначейство получателем средств федерального бюджета;
наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих возникновение у него денежных обязательств.
Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.
Главные распорядители и распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий, бюджетных организаций. Они осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также предоставления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами.
В соответствии со ст. 101 - 103 Конституции РФ для осуществления общегосударственного контроля законодательные органы государственной власти могут создавать свой орган. Таким органом в России является Счетная палата РФ.
Счетная палата РФ существует в России на основании Федерального закона «О счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г. (с изменениями на 29 декабря 2010 года) (редакция, действующая с 15 января 2011 года). Она является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемого Федеральным Собранием РФ, и подотчетна ему [3].
Все органы государственной власти в РФ, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и их должностные лица обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.
Динамика доходов федерального бюджета на 2010-2014 гг. представлены в таблице 2.1:
Таблица 2.1 Динамика доходов федерального бюджета, млрд. руб. [8]
2010 год2011 год2012 год2013 год2014 годДоходы, всего8 305,410 303,410 627,811 687,612 645,5в %% к ВВП18,519,318,518,418,0в том числе:Нефтегазовые доходы3 830,75 228,24 942,25 228,65 444,3в %% к ВВП8,59,88,68,27,7Ненефтегазовые доходы4 474,75 075,25 685,66 458,97 201,2в %% к ВВП10,09,59,910,210,3Доля в общем объеме доходов, %100,0100,0100,0100,0100,0в том числе:Нефтегазовые доходы46,150,746,544,743,1Ненефтегазовые доходы53,949,353,555,356,9
В 2012-2013 годах происходит снижение доходов федерального бюджета с 19,3% к ВВП в 2011 году до 18,5 % в 2012 году, с дальнейшим снижением к 2014 году до 18,0% к ВВП. Такая динамика обусловлена происходящим снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета (как одна из крупнейших в мире нефтегазодобывающих стран, Россия получает значительные доходы от использования именно своих сырьевых ресурсов).
Происходит снижение нефтегазовых доходов федерального бюджета с 9,8% к ВВП в 2011 году до 7,7% к ВВП в 2014 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются по сравнению с 2011 годом на 0,8% к ВВП и в 2014 году достигают 10,3% к ВВП (таблица 2.2).
Стоит отметить, что с 2013 года в России действует «бюджетное правило», ограничивающее возможности правительства направлять на текущие расходы средства от продажи нефти и газа. Согласно правилу, для нефтегазовых доходов устанавливается специальная «цена отсечения», рассчитанная как средняя цена на нефть за последние несколько лет. В 2013 году «цена отсечения» составляла 91 доллар за баррель. Все нефтегазовые доходы, полученные сверх этого барьера, должны направляться в Резервный фонд до тех пор, пока его размер не составит семь процентов ВВП. После этого правительство сможет начать тратить половину доходов Резервного фонда.
Сегодня остается ряд нерешенных проблем, а именно:
) сохраняется значительный ненефтегазовый дефицит. Бюджетная система Российской Федерации находится в высокой степени зависимости от ситуации на мировых сырьевых рынках.
) финансово-экономическое обоснование решений осуществляется на низком уровне, что приводит к новым расходным обязательствам.
) структура бюджетных расходов не является оптимальной для стимулирования экономического развития;
) эффективность осуществляемых бюджетных расходов низка, получаемый социально-экономический эффект несоразмерен объему израсходованных на те или иные цели средств;
) юджетная политика во многом остается неясной для общества, необходимость и суть конкретных решений и действий органов государственной власти в этой сфере должным образом не раскрываются.
Таким образом, сложность и масштабность задач в сфере социально-экономической политики государства, острота существующих проблем требуют кардинального повышения качества стратегического управления экономикой и общественными финансами.
Для выявления резервов увеличения доходной части федерального бюджета РФ необходимо выполнение ряда условий:
. Важнейшей для финансовых, контролирующих и правоохранительных органов должна стать системная работа, направленная на борьбу с теневой экономикой и легализацию доходов от экономической деятельности, и наведение порядка в системе учета и взимания налогов, таможенных и других платежей, поступающих от субъектов экономической деятельности.
. Существенным резервом увеличения налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации является устранение недостатков в налогообложении сферы производства и оборота алкогольной продукции.
. Значительным резервом получения дополнительных доходов может быть повышение результативности налогового контроля в части возмещения НДС из федерального бюджета РФ.
. Также значительным источником доходов бюджетной системы Российской Федерации будут оставаться поступления от реализации природных ресурсов, результатов финансово-хозяйственной деятельности добывающего сектора промышленности, топливно-энергетического комплекса.
Таким образом, сегодня в стране назрела необходимость в подготовке комплекса мер по развитию доходного потенциала бюджетной системы Российской Федерации в объемах, позволяющих обеспечить долгосрочную сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, создать и поддерживать необходимые финансовые резервы страны.
Заключение
Проблема построения эффективной системы государственного финансового контроля в современной России носит многомасштабный и многогранный характер. Она охватывает широкий круг вопросов научно-теоретического, социально-экономического, методологического, правового, методического, морально-нравственного и инструментального характера. Данная проблема должна решаться путем создания теоретической, методологической правовой базы, разработки концептуальных подходов по формированию единой системы государственного финансового контроля,
Финансовый контроль за исполнением доходов бюджетов является неотъемлемым элементом управления и контроля за финансовыми потоками с целью обеспечения целесообразности и эффективности денежных операций. Финансовый государственный контроль - это неотъемлемая часть государственного органа, одна из важнейших функции, которого является государственное управления страной, связанных проверкой финансовых операций, связанных с образованием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов.
Решение проблем формирования доходов федерального бюджета РФ и нахождения резервов их увеличения можно свети обобщенно к следующим пунктам:
выявления резервов действующей налоговой системы, в том числе за счет улучшения администрирования уже существующих налогов и страховых взносов,
исполнения администраторами доходов планов поступления доходов,
увеличения доходов от использования природных ресурсов и государственной и муниципальной собственности.
доход бюджет счетный палата
Список использованной литературы
1.Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 2011г.
.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 N 145-ФЗ (ред. от 03.12.2011).
.Федеральный закон «О счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г. (с изменениями на 29 декабря 2010 года) (редакция, действующая с 15 января 2011 года).
.Белозеров С.А. Финансы в вопросах и ответах: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. - 272 с.
.Григорьев Л.А. Финансовая система и экономическое развитие // Мировая экономика и международные отношения. - 2012. - № 7. - С.62-64.
.Поляк Г.Б. Бюджетная система России. / Г.Б. Поляк. - М.: Юнити-Дана, 2010. - 550 с.
.Придачук М.П., Бутенко Е.А. Бюджетная реформа в РФ: достигнутые успехи и полученный опыт Финансы и кредит. - 2012. - №4. - с. 12-16.