Финансовая система и ее развитие в Республике Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,56 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансовая система и ее развитие в Республике Беларусь

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ БЕЛАРУСИ

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «МИТСО»

Кафедра мировой экономики и финансов









КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Макроэкономика»

на тему: «ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ЕЕ РАЗВИТИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»


Студент факультета МЭО и М,

курс, группа 1112

Елена Сергеевна Заносиенко



МИНСК 2012

Содержание

Введение

. Понятие и структура финансовой системы

1.1Основные комплектующие финансовой системы

1.2Построение финансовой системы

1.3 Функции финансовой системы

.Современные тенденции развития финансовой системы в рыночной экономике

.1Проблемы и особенности функционирования финансовой системы Республики Беларусь

.2Направления совершенствования финансовой системы Республики Беларусь

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Финансы уже давно связаны с работой государства. Они образовались, как финансы государства, в виде сформирования и использования государственной казны. Это понятие получило новые обороты и развивается. В современных условиях государство образует финансовую систему и использует её для управления народным хозяйством страны.

Понятие "финансы" в современной мировой экономической литературе имеет сложное объяснение.

Есть две разновидности понятия финансы.

Первое - финансы показывают движение всех разновидностей стоимостных величин в хозяйственном процессе, в том числе денежно-кредитные. Такое понятие финансов приобрело большое значение в американской экономической литературе. Это трактовка финансов более широкая.

Второе понятие употребляется только в бюджетных проблемах. Вторая расшифровка финансов более узкая. Такой метод используется в литературе. Особенно в немецкой и российской. При этом в экономической литературе в Германии предают больше значения различию между первой и второй расшифровкой понятия финансов.

А. Пезенти - итальянский экономист, который написал много работ о финансах. Он утверждает, что на Западе система взглядов на функциональность финансов, следуя которой государство уделяет должное внимание достижению основной задачи государственной политике в экономике: "полной занятости без инфляции".

В экономической литературе в теоретически существует три понятия: финансы, финансовая система, финансовая политика.

Финансы - довольно не простая общественная сущность. Они раскрываются в различных денежных потоках и включают в себя широкую гамму обменно-распределительных отношений. Как и все экономические термины и понятия, финансы делятся на отдельные элементы, которые имеют свои признаки и характеристики. Изучение финансов основывается не только на детальном разборе конкретных форм финансовых отношений, но и на понимании их необходимости.

Точное изучение форм финансов позволяет нам выделить несколько отдельных важных элементов финансов. "Финансовая система"- это и есть все эти составляющие вместе взятые. Но это не простой набор отдельных элементов, а взаимосвязанные между собой элементы, которые имеют схожие признаки.

Финансовая система государства - представление методов и форм конкретного употребления финансов в экономике и соответственно к используемой модели экономики в значительной мере обозначается ею.

Во всех государствах есть свои финансовые системы, и они могут иметь различия между собой,но у них есть один общий признак. Различные фонды финансовых ресурсов, которые различаются по методам мобилизации и их использованию, но тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное воздействие на социальные и экономические явления в государстве, а ещё на формирование и употребление фондов финансовых ресурсов на примере отдельных элементов финансовой цепочки.

Есть все основания для утверждения того, что каждый элемент финансовой системы - независимое её звено, но эта самостоятельность относительна в средине единого целостного. Финансовая система - это совокупность разных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

1.Понятие и структура финансовой системы

1.1Основные комплектующие финансовой системы

Финансовая система - ряд финансовых отношений. По природе финансовые отношения являются распределительными, и распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по тематике. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения, в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли естественно его участниками, будет ли организована страховая защита, или осуществиться государственное регулирование. Роль субъекта в общественном производстве является первым объективным критерием классификации финансовых отношений. Роль и значение государства во всех странах современных условиях растёт, вследствие чего увеличиваются затраты общества на его содержание. Практике современной рыночной экономики показывает на то, что ведущей причиной этой направленности представляет собой изменение содержание функций государства в обществе

Причиной возникновения государства является желание людей к разделению труда, становится ясно, что основная задача государства ради чего оно изначально было создано: оно должно обеспечивать наиболее эффективное разделение труда. Следует создать систему, обеспечивающую удобное и эффективное разделение труда с низкой долей расходов для реализации бартера. Доля расходов для реализации товарообмена называется распределения затрат. В издержки обращения можно включить все непроизводственные доходы от момента производства товара до того момента, как он был потреблён.

Самая популярная и эффективная форма внедрения системы, обеспечивающая разделение труда, есть система обмена товарами с помощью денег - финансовая система.

Финансовая система не состоит только из денег. Она включает целый комплекс отношений, связанных с товарообменом: банки, схемы и механизм воспроизводства денег (система кредита), в неё может быть включено и торговые сети и намного больше: все, что способствует товарному обращению между предметами производства.

Система разделения труда может быть не только денежной, но также и любой другой. Если мы можем придумать метод, которым разделение труда будет осуществлено эффективнее, чем посредством денег, то, конечно, мы можем заменить денежную систему. Например, во время войны государство фактически полностью усиливает промышленность для военных потребностей и представляет стратегическое управление экономикой. Ясно, что в таких условиях нет никакого места свободной торговли, и деньги играют номинальную роль.

Поэтому, механизм разделения труда, которое применимо в государстве, зависит от определенной ситуации, в которой есть государство.

Различные формы реализации финансовой системы по-разному стимулируют развитие технологии, качество продуктов, удовлетворяя потребности потребителей. Скажем, та одна система создает конкурентную среду, приводя к технологическому прогрессу, но не позволяет делать количественный прыжок в объемах производства за короткий период времени, и другая система работает напротив - позволяет Вам делать быстрый скачок в скором времени, но не создает конкурентную среду. Если у нас есть обратное или разрушенный военным государством, то мы можем применить второй вариант финансовой системы в довольно коротком периоде времени. После прорыва в объемах производства, тогда, когда способность системы «из пара», мы должны использовать первую возможность для неопределенного исторического периода.

Если мы cможем придумать другую систему, хорошо чтобы в ней было гарантированное разделение труда, это может быть совершенно приемлемо. Один важный критерий для её допустимости может быть единственная вещь, насколько удобный будет обмен товарами, насколько при этом велики затраты, являющиеся результатом товарообмена, насколько стимулирует технический прогресс.

В каждой системе важной любой фактор, который затрагивает её стабильность. Если мы действительно исследуем определенную финансовую систему, то мы можем найти в ней самую слабую связь. Это может быть, на первый взгляд, незначительно. Если мы воздействуем на неё, мы можем сломать цепь слабой связи, дестабилизировать систему и достигнуть разрушения всей системы.

В современных условиях финансовой системы состоит из четырех частей - государственный бюджет, муниципальные финансы, финансы государственных предприятий и специальных правительственных фондов. Вместе они составляют своего рода финансовое основание социально-экономических действий государства.

Различные звенья финансовой системы обслуживают разные типы финансового распределения: внутрихозяйственное - финансовые предприятия, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевые и межтерриториальные - государственным бюджетом, дополнительно-бюджетные фонды.

Главное место в финансовой системе есть государственный бюджет - крупнейший валютный фонд, который использует правительство, чтобы финансировать свои действия. За счет государственного бюджета содержат армию, милицию, существенную пропорцию здравоохранения, с его помощью, государство оказывает влияние на экономические процессы.

Вследствие специальных положений государственного бюджета, он имеет возможность взаимодействия с другими элементами финансовой системы, если есть необходимость, то оказывать им помощь. Это осуществляется переводом денежных средств из центрального государственного фонда в муниципальные фонды, в фонды государственных предприятий и в специальные правительственные фонды.

Государственный бюджет содержит в себе две взаимосвязанные и дополняющие друг друга части: доходы и расходы. Доходное звено отображает, откуда государство берёт средства для выполнения своих полномочий, и какая часть населения вносит в государства больше всего средств из своей прибыли. Расходное звено отображает, как государство использует накопленные государственные средства.

Составляющие бюджетных расходов и доходов и часть отдельных статей в бюджете государства стран с рыночной экономикой примерно следующий проценты: (табл.1):

Табл. 1

РасходыЗатраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели.40 - 50Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ.10 - 20Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам.10 - 20Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции, юстиции и проч.5 - 10Платежи по государственному долгу.до 7 - 8ДоходыНалоги (в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор).75 - 85Налоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственной торговли.5 - 8Взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы.10 - 12

В каждой стране структура у бюджета разная и она имеет свои различия и особенности. Это определено экономическим потенциалом страны, крупным масштабом задач, решаемых государством на нынешнем этапе развития, состоянием государства в экономике страны, ролью государства в международных отношениях и многими другими факторами.

На уровне страны, которая делиться на свои области, города, районы важную роль играют районах местные органы власти. Их деятельность финансирована за счет местных фондов - местные финансы. Обычно они не являются неотъемлемым звеном государственного бюджета, и они относительно независимы друг от друга.

В современных условиях во всех странах наблюдается тенденция опережающего роста местных финансов по сравнению с финансами центральных правительств, что свидетельствует о возрастающей роли местных органов власти как в экономических, так и политических процессах общества.

В современных условиях во всех странах есть тенденция опережения роста местных финансов по сравнению с финансами центрального правительства, которое свидетельствует о растущей роли местных властей и в экономическом, и политическом развитии общества.

Неотъемлемые части местных финансов: местные бюджеты, местные фонды особого назначения и финансы муниципальных предприятий.

У местного бюджета есть, а же самая структура, что у центрального. Он имеет в себе доходы и расходы местных властей, действующих на территорию административных единиц, органы которых ими пользовались.

Доходная часть местного бюджета сформирована за счет налоговых поступлений, которые являются собственностью местных властей, субсидий и дотаций из центрального бюджета и муниципальных кредитов.

Местные налоги, как правило, подразделяются на несколько групп. Первую группу во всех странах составляют налоги, которые используются исключительно для формирования местного бюджета. Вторая группа отражает специфику налоговой системы страны. Особую группу налогов, поступающих в местный бюджет, составляют налоги на занятие торговлей и выдачу лицензий.

Местные органы власти, распоряжаясь принадлежащей им собственностью, получают дополнительные средства в бюджет.

Доходная часть местных бюджетов недостаточна для финансирования деятельности местных органов власти. Поскольку их деятельность связана не только с выполнением местных задач, но и участием в выполнении общегосударственных программ, правительство из государственного бюджета выделяет им финансовую помощь в виде субсидий и субвенций. И субсидия, и субвенция - это государственная дотация местному бюджету.

Несмотря на юридическую самостоятельность бюджета, тем не менее, получая из центрального бюджета 30-40% доходов, местные органы власти вынуждены в своей деятельности постоянно принимать во внимание решения центрального правительства. В противном случае дотации могут быть сокращены либо совсем прекращены.

Несмотря на проводимую во многих странах приватизацию, государственный сектор в экономике продолжает играть большую роль.

Основной источник финансов государственных предприятий определяется их взаимоотношениями с центральным правительством. С одной стороны, они, как и все фирмы и компании страны, обязаны платить налоги в государственный и местный бюджет, с другой - получают субсидии из центрального бюджета для финансирования своей деятельности. Во многих странах в целях обеспечения формирования финансов государственных предприятий центральные правительства законодательно уменьшают им налоги (или совсем освобождают от уплаты налогов).

Главной особенностью государственных предприятий является их обычно невысокая рентабельность, хотя в отдельных фирмах эффективность производства не уступает частным предприятиям.

Разные уровни рентабельности отражаются на формировании финансов государственных предприятий. Те государственные предприятия, которые в состоянии действовать рентабельно, то есть не только возмещает свои издержки производства, но и получают прибыль, имеют самостоятельный, автономный бюджет; в центральном государственном или местном бюджетах фиксируются лишь финансовые результаты их деятельности. Те предприятия, деятельность которых нельзя определять с точки зрения эффективности (поскольку производят социально значимую продукцию), финансируются из государственного бюджета, т.е. находятся на бюджетном финансировании. В государственный бюджет включаются их доходы и расходы.

Специальные правительственные фонды - важнейшее звено финансовой системы современных государств. По своей сущности они представляют собой денежные фонды специального назначения.

Эти фонды создаются с целью финансирования выполнения возникающих задач. Поскольку каждая страна имеет свои специфические задачи, постольку нет единой классификации правительственных фондов. К тому же их количество и назначение в каждой стране при переходе от одного этапа развития к другому меняются.

Как правило, действие многих фондов ограничено во времени. После разрешения конкретной задачи необходимость в конкретном фонде отпадает. Такие фонды называются временными. Другие создаются на длительное время. Их называют постоянными.

В зависимости от цели использования государственные специальные фонды подразделяют на следующие:

-научно-исследовательские;

экономические;

социальные фонды;

фонды личного и имущественного страхования;

военные фонды;

инвестиционные фонды.

Основная часть специальных фондов образуется либо за счет государственного бюджета, либо за счет местных бюджетов (местные специальные фонды). Их источником являются прямые государственные субсидии или отчисления от налоговых поступлений. Некоторые фонды (личного и имущественного страхования) образуются за счет добровольных взносов юридических и физических лиц.

1.2 Принципы построения финансовой системы

В современных условиях наиболее распространённым является принцип фискального федерализма. Принципы построения финансовой системы предполагают:

·Экономическая самостоятельность и чёткое разграничение функций между отдельными звеньями финансовой системы (федеральный, республиканский, областной). Правительство финансирует решение задач общегосударственного значения - оборона, космос, внешнеэкономическая деятельность; местные органы - развитие школ, коммунальных учреждений, организаций общественного порядка и т.д. местные своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет;

·Формирование бюджета осуществляется на нормативной основе;

·Взаимодействие между бюджетами различных уровней внутри государства строится на основе соглашения;

·Доходная часть бюджетов формируется в основном за счёт налогов.

С помощью финансовой системы воспроизводятся все процессы по перераспределению общественного продукта и национального дохода; регулирование финансовой политики осуществляется государством.

Совокупность финансовых отношений и соответствующих им учреждений образует финансовую систему. К финансовым учреждения относятся национальные и коммерческие банки, финансово-кредитные учреждения и финансовые небанковские посредники и др.

Финансовая система включает следующие звенья: государственный и местный бюджеты, фонды социального, имущественного и личного страхования, валютные резервы государства, денежные средства предприятий, организаций, фирм, различные специальные денежные фонды. Различают систему государственных (централизованных) и муниципальных (нецентрализованных) фондов. К первым относят финансы госбюджета, государственного имущественного и личного страхования, государственного социального страхования, государственный банковский кредит; ко вторым - денежные средства негосударственных фондов имущественного и личного страхования, финансовых предприятий (фирм, организаций, отраслей).

Основными принципами построения финансовой системы государства являются принципы демократичного централизма и фискального федерализма. Первый характерен для плановой экономики и состоит в сосредоточении в руках высшей государственной власти право на мобилизацию и использование преобладающей части финансовых средств национальной экономики. Принцип фискального федерализма означает распределение функций между отдельными звеньями финансовой системы. Правительство призвано обеспечивать цели (оборону, космос, внешние государственные отношения). Источником их финансирования является государственный бюджет. Местные органы власти осуществляют финансирование школ, жилищного строительства, охрану общественного порядка и т.д.

Мероприятия государства по аккумуляции финансовых ресурсов, их распределению и использованию составляют финансовую политику. Она включает фискальную политику, т.е. деятельность государства в области регулирования государственных расходов и налогообложения, и бюджетную политику, направленную на регулирование бюджета. Финансовая политика осуществляется с помощью различных инструментов: субсидий, дотаций, трансфертов, налогов, таможенных пошлин.

Направление финансовой политики зависит от экономического состояния страны. Общей тенденцией сегодня является повышение роли правительства и регулировании национальной экономике через финансовую систему. Это связано с ростом расходов на поддержание уровня доходов, на программы по социальному обеспечению и т.д.

1.3Функции финансовой системы

Существует целый ряд причин, исходя из которых, в разных странах финансовые институты значительно отличаются друг от друга. В их число входят уровень доступности и сложности технологии и различные размеры, а еще отличие в историческом и культурном, политическом развитии определенного государства. Функции финансовой системы кроме того трансформируются в течение определенного времени, т.е. подлежат изменению. Изменяться функции в финансовых институтах могут значительно и расширяться несмотря на то, что учреждение как имело свое раньше название так и имеет сейчас. Сегодня современные банки США которые существуют, уже значительно отличаются от банков которые были во второй половине XX века, название то может их и осталось прежним, а вот смысл поменялся значительно, т.е. функции самой системы изменились, они отличаются еще от институтов которые называются банками в Германии и Великобритании.

Функции финансовой системы:

У финансовой системы функции имеют более устойчивую характеристику, чем ее институты. Это значит что проходит определенное время и функции значительно изменяются причем это соотносится как страна к стране.

Из функций системы логически вытекает форма финансовых институтов. К повышению эффективности функционирования финансовой системы приводят инновации институтов в технологической деятельности.

Главной функцией финансовой системы заключается правильное и выгодное распределение ресурсов для производства на предприятии, если проводить более обширный анализ, то можно говорит уже о нескольких ключевых функциях этой системы.

реализация способов для перемещения экономических ресурсов во времени, из одних частей экономики в другие через границы стран.

Управление риском обеспечение различными способами.

Обеспечение торговли, клиринга.

Объединение финансовых ресурсов построение механизма для этого и в различных предприятиях разделение имущества.

Еще одна функция финансовой системы это снабжение ценовой информацией, которая позволяет контролировать различные финансовые решения в области экономики.

Реализация способов для устранения проблемы финансового стимулирования. В основном такие проблемы появляются, когда один из участников сделки знает информацию, которую не знает больше никто, в основном такой информацией владеют специальные агенты (комиссионеры) которые представляются от другого имени.

Все что выше перечислено являются основными функциями финансовой системы и описывается смысл этих функций.

финансовый рыночный налогообложение экономика

2.Современные тенденции развития финансовой системы в рыночной экономике

2.1Проблемы и особенности функционирования финансовой системы Республики Беларусь

Недостатки финансовой системы РБ:

Неэффективность налогообложения малого бизнеса. В условиях экономической конкуренции наиболее важным является для государства стимулирование приоритетных секторов экономики, в частности малого бизнеса, и в развитых странах накоплен огромный опыт. Среди особенно негативно влияющих факторов следует отметить несовершенство и чрезвычайную усложнённость законодательной базы предпринимательской деятельности, преимущественно фискальный характер действующей в нашей стране системы налогообложения, отсутствие чёткой регламентации масштабов и сроков проведения проверок, проблемы финансирования на начальном этапе и др.

Для решения этой проблемы необходимо уменьшить количество видов налогов, снизить ставку, расширить критерии применения упрощённой системы, отменить авансовую оплату суммы налога, т. е. создать такие условия, при которых предпринимателю будет экономически невыгодно совершать налоговые правонарушения, и скрывать свои доходы.

Пополнение бюджета будет гораздо интенсивнее не за счёт увеличения налогов, а за счёт увеличения стимулирования бизнеса, создание новых предприятий и, соответственно, роста налоговой базы. Существуют проблемы недостаточности собственных средств у местных бюджетов базового уровня для финансирования своих расходов, их несбалансированности, а также проблемы формирования доходной базы.

С целью укрепления доходной базы местных бюджетов предлагается:

§ применять более прогрессивные методы планирования и прогнозирования доходов бюджета;

§ обеспечить оптимальное соотношение республиканских и местных налогов и сборов, прямых и косвенных налогов;

§ усилить роль рыночных источников в формировании доходов местных бюджетов (поступлений средств от приватизации государственной собственности, налогов на собственность и др.);

§ отказаться от такого источника поступлений, как штрафы и санкции на стадии планирования доходов бюджетов;

§ разработать механизм перевода убыточных отраслей на хозяйственный расчёт и самофинансирование с целью сокращения нагрузки на бюджет. Недостатки налоговой политики и налоговой системы РБ:

§ Несоответствие количества и состава налогов европейским стандартам, а также стандартам РФ;

§ Высокий уровень налогов в ВВП;

§ Отсутствие налогового стимулирования эффективного использования ресурсов в инвестиционной активности;

§ Несовершенные пропорции налоговой системы и налоговых ставок, системы и порядка предоставления льгот;

§ Недостаточная защищённость налогоплательщика перед контролирующими органами и необоснованно высокие размеры санкций за налоговые правонарушения;

В связи с этим государству необходимо проводить такую политику, которая сделала бы налоговую систему более справедливой по отношению к налогоплательщиком, находящимся в различных экономических условиях, улучшила налоговую структуру. При этом должно быть обеспечено снижение издержек исполнения налогового законодательства, как для государства, так и для налогоплательщиком. Необходимо также снизить налоговую нагрузку на экономику.

В настоящее время основная налоговая нагрузка сконцентрирована на двух объектах: выручке от реализации продукции (работ, услуг) и фонде оплаты труда. Данная система неэффективна, во-первых, с точки зрения негативного влияния косвенных и смешанных налогов на потребительский спрос и конкурентоспособность белорусских товаров, а во-вторых, она отрицательно сказывается на развитии приоритетных отраслей национальной экономики.

Предприятия с преимущественно трудоемким характером производства находятся в дискриминационном налоговом режиме по сравнению с материалоёмкими производствами. При прочих равных условиях предприятия с трудоемкими производствами несут налоговую нагрузку в 1,5 раза большую, чем с материалоёмкими.

В рыночной экономике это может иметь серьезные последствия, связанные с «переливом капиталов» и нарушением народно-хозяйственных пропорций. Дискриминационная налоговая политика по отношению к трудоемким в конечном итоге непременно скажется на общественном прогрессе.

Принимая во внимание, что налоговые системы в целом имеют относительно постоянный характер, диспропорции могут сохраняться в течение длительного времени, усугубляя неэффективность национальной экономики. Не случайно в «Основах мирового налогового кодекса» рекомендуется строгое соблюдение всех выработанных мировой практикой критериев налоговой политики, и всестороннее обоснование методов государственного налогового регулирования, развития отраслей народного хозяйства.

Проблемы белорусского страхового рынка:

§ Огосударствление страховой отрасли;

§ Несовершенство страхового законодательства в области налогообложения страховой деятельности и регулирования операций по перестрахованию;

§ Низкая капитализация белорусских страховщиков. Необходимо принять радикальные меры по предотвращению монополизации страховой отрасли, иначе это повлечёт за собой следующие негативные последствия: снижения качества обслуживания страхователей; сокращение рабочих мест и крупные финансовые потери в негосударственных страховых организациях, снижение уровня внешних инвестиций в экономику республики и ухудшение международного имиджа РБ.

Пути совершенствования финансовой системы Республики Беларусь, предусмотренные законодательством на 2001-2005 гг.: Бюджетно-налоговая политика должна быть направлена на обеспечение устойчивого экономического роста, снижение налоговой нагрузки и уровня дефицита бюджета, расширение экспорта и повышение конкурентоспособности белорусской продукции на внешних рынках, формирование единого налогового законодательства Союзного государства Беларуси и России.

Снижение налогового давления на экономику предстоит достичь главным образом за счет сокращения количества применяемых налогов, сборов и отчислений в различного рода фонды. Постепенно сведя его до общепринятого в мировой практике минимума, применения умеренных ставок и расширения налоговой базы каждого из применяемых налогов и сборов, улучшения их структуры и моделей построения.

Должно быть сокращено субсидирование из бюджета таких отраслей, как транспорт, строительство, жилищно-коммунальное и сельское хозяйство, энергетика и газоснабжение. Это сокращение должно происходить одновременно с ростом реальных доходов населения и повышением цен и тарифов на продукцию, работы, услуги в данных отраслях. Согласованный рост реальных доходов населения и сокращение перекрестного субсидирования этих отраслей позволит уменьшить расходы бюджета, что даст возможность снизить налоговую нагрузку на субъекты хозяйствования республики. Продолжится реформа всей налоговой системы и законодательных основ налогообложения на основе разработки и принятия Налогового кодекса Республики Беларусь, унифицированного с Налоговым кодексом Российской Федерации и направленного на создание единого правового пространства и равных условий налогообложения для субъектов хозяйствования Беларуси и России.

Налоговая реформа должна осуществляться поэтапно с учетом темпов и результатов экономических реформ. В соответствии с Программой действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства предусматривается провести унификацию, гармонизацию и сближение налогового законодательства государств-участников. Трудности при этом заключаются в особенностях, вызванных двух-, а не трехуровневой системой налогообложения Республики Беларусь, спецификой Конституции Республики Беларусь и других законодательных актов общего характера.. Одновременно должны прорабатываться с российской стороной вопросы унификации количества и состава применяемых налогов, сборов, пошлин на федеральном, региональном и местном уровнях. Необходим также переход к единой налоговой политике, единым принципам взимания налогов вне зависимости от местонахождения налогоплательщиков на территории Союзного государства. Бюджетная политика. В области бюджетной политики предстоит обеспечить рациональное распределение полномочий, задач и функций финансовых органов при осуществлении расходов на разных уровнях бюджетной системы. Дальнейшее развитие казначейской системы формирования и исполнения государственного бюджета, путем создания отделений казначейства в регионах.

Политика государственных расходов должна быть направлена на: - обеспечение гарантий социальной защиты населения в области занятости, образования, здравоохранения и других областях социальной сферы при одновременном расширении предоставления части услуг на платной основе; - сокращение доли государственных расходов в валовом внутреннем продукте, постепенное снижение уровня дефицита государственного бюджета; - стабилизацию экономики, экономический рост, развитие производства, обеспечение занятости, наращивание экспорта, импортозамещение, ресурсосбережение;

избирательную поддержку агропромышленного комплекса; - повышение эффективности финансирования жилищного строительства на основе привлечения средств субъектов хозяйствования и населения.

Одним из направлений финансирования расходов местных бюджетов является выпуск местных ценных бумаг, в том числе облигаций городских жилищных займов. За счет расходной части областных и местных бюджетов должны решаться такие задачи, как: обеспечение развития региональной экономики и инфраструктуры, социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды. Важнейшей задачей областных и местных бюджетов в прогнозном периоде должно быть комплексное развитие средних и малых городов республики. Уровни дефицита бюджета, внутреннего и внешнего государственного долга, эмиссии государственных ценных бумаг должны находиться в пределах параметров экономической безопасности страны. Необходимо обеспечить сближение макроэкономических параметров бюджетно-налоговой политики Беларуси и России, таких как уровень дефицита бюджета и источников его покрытия.

Основные направления бюджетной политики в области планирования дефицита государственного бюджета в прогнозируемом периоде предусматривают:

сокращение его уровня;

увеличение доли долгосрочных ценных бумаг в структуре государственного долга.

Финансирование дефицита бюджета Республики Беларусь будет осуществляться преимущественно за счет выпуска ценных бумаг Правительства, размещаемых на внутренних и внешних рынках, кредитов международных финансовых организаций и отдельных стран, средств, полученных от приватизации государственной собственности.

2.2 Направления совершенствования финансовой системы Республики Беларусь

Совершенствование финансовой системы Республики Беларусь, повышение ее надежности и инвестиционного потенциала требуют развития финансового рынка.

Основные цели и направления совершенствования финансовой системы Республики Беларусь на современном этапе - формирование конкурентоспособного и информационно прозрачного финансового рынка, повышение его емкости за счет роста капитализации, притока внутренних и внешних инвестиций его участников, а также обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры.

Для обеспечения устойчивого экономического роста в республике и привлечения внешних и внутренних инвестиций предусматривается дальнейшее развитие финансовых институтов: банковской сферы, страхования, рынка ценных бумаг и производных финансовых инструментов, лизинговых и небанковских кредитно-финансовых организаций, инвестиционных и иных фондов. Созданы достаточные предпосылки для развития основных элементов инфраструктуры финансового рынка и формирования в Беларуси биржевой и депозитарной систем, отвечающих мировым стандартам.

При этом главными задачами банковского сектора будут повышение его устойчивости и эффективности, рост потенциала и совершенствование банковских инструментов.

Для решения задач банковского сектора необходимы: - расширение спектра банковских услуг и повышение их качества, внедрение современных стратегий продаж банковских услуг на розничном и корпоративном сегментах банковского рынка;

совершенствование институциональной структуры банковского сектора за счет снижения его концентрации, привлечения частных инвесторов, оптимизации филиальной сети банков, развития банковской инфраструктуры; - повышение информированности населения и организаций об условиях предоставления банковских услуг, новых банковских продуктах, рисках банковской деятельности;

улучшение качественных параметров деятельности банков, обеспечивающих способность противостоять внутреннему и внешнему дестабилизирующему воздействию и адекватно выполнять свои функции в экономике (снижение проблемных активов банков до 4 процентов);

обеспечение жесткого контроля за сохранностью частных вкладов граждан Республики Беларусь, своевременностью и полнотой выполнения банками обязательств перед вкладчиками;

совершенствование пруденциальных требований и надзорных процедур на всех уровнях надзорного процесса путем внедрения международных стандартов, развития методов надзора, ориентированного на оценку и ограничение рисков, а также методов надзора за банковской деятельностью на консолидированной основе;

повышение требований к допуску на рынок банковских услуг;

дальнейшая либерализация валютного законодательства, совершенствование деятельности банков в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности.

Развитие национальной платежной системы будет направлено на повышение ее надежности и безопасности. Решение данных задач базируется на совершенствовании нормативной правовой базы, ценовой политики, организационной и программно-технической инфраструктуры автоматизированной системы межбанковских расчетов Национального банка, внедрении новейших информационных технологий и банковских услуг, развитии и совершенствовании систем стандартизации и сертификации. Коэффициент доступности автоматизированной системы межбанковских расчетов для банков к концу 2015 года будет не ниже 99,5 процента от ее дневного фонда рабочего времени.

Развитие сектора страхования будет направлено на повышение емкости, надежности, конкурентоспособности, эффективности национального страхового рынка и уровня капитализации страховых организаций.

Для этого потребуется:

1.стимулирование развития добровольных видов страхования, особенно относящихся к страхованию жизни;

2.совершенствование национальной системы страхования экспортных рисков;

.развитие инфраструктуры страховых организаций, в том числе в малых и средних городах;

.повышение качества страховых услуг и внедрение новых страховых продуктов, востребованных на рынке;

.внедрение современных, соответствующих международным принципам стандартов надзора и регулирования страховой деятельности.

Ожидается, что страховые взносы на душу населения возрастут более чем в 6 раз, отношение активов сектора страхования к ВВП к концу пятилетия достигнет 2 процентов.

Развитие сектора ценных бумаг и производных финансовых инструментов будет направлено на превращение его в эффективный механизм перераспределения ресурсов и аккумулирования денежных средств на инвестиционные проекты.

Предполагается:

·формирование ликвидного и прозрачного рынка ценных бумаг и его наполнение разнообразными финансовыми инструментами;

·развитие институтов финансового посредничества на рынках ценных бумаг и производных финансовых инструментов;

·совершенствование системы регулирования и надзора за рынком ценных бумаг в соответствии с принципами Международной организации комиссий по ценным бумагам и стандартам Европейского союза;

·обеспечение условий для развития интеграционных процессов, способствующих совершенствованию и расширению сфер взаимодействия национальных рынков ценных бумаг и производных финансовых инструментов с мировыми финансовыми институтами и структурами.

Развитие сектора производных финансовых инструментов в Республике Беларусь будет основано на создании условий для обращения на национальном рынке всего спектра производных финансовых инструментов, активно используемых в мировой практике, а также участии национальных резидентов в схемах заимствования на иностранных рынках с использованием данных инструментов.

Планируется дальнейшее расширение разновидностей производных финансовых инструментов (форвардных, контрактных, фьючерсов, опционов, варрантов, конвертируемых ценных бумаг, операций СВОП, РЕПО).

Посредством развития лизинга предусматривается решение следующих задач: модернизация и техническое развитие производственного сектора экономики, создание условий для ускоренного развития стратегически важных отраслей, приобретение высокотехнологичного оборудования, стимулирование притока капитала в производственную сферу, продвижение продукции отечественных производителей на зарубежные рынки.

Развитие инвестиционных фондов будет направлено на создание эффективного механизма инвестирования средств в национальную экономику.

Это потребует:

1.внедрения принципа единства стандартов инвестирования применительно ко всем формам институциональных инвесторов;

2.разработки нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность инвестиционных компаний, управляющих компаний;

.определения основных принципов взаимодействия национальных и зарубежных инвестиционных фондов и компаний;

.создания институтов коллективных инвесторов в форме инвестиционных фондов различных видов (открытых, закрытых, инвестиционных, паевых, пенсионных, венчурных, инновационных) .

Внедрение на финансовом рынке механизмов в виде компенсационных (гарантийных) фондов будет важным элементом системы защиты законных прав и интересов инвесторов.

Создание и развитие указанных фондов направлено на снижение инвестиционных рисков (прежде всего риска банкротства финансовых организаций и риска недобросовестного исполнения обязанностей при оказании услуг инвесторам), выравнивание условий совершения инвесторами операций с финансовыми активами. Особенно благоприятную роль они должны сыграть в части финансовой поддержки предпринимательства

Заключение

Таким образом, рассмотрев основные вопросы работы можно отметить следующее.

Финансы представляют собой определенные экономические отношения, возникающие в момент движения денег, когда происходит их передача или перечисление наличным или безналичным путем. Следовательно, финансовые отношения - это прежде всего, денежные отношения. Понятие финансовой системы является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия финансы. Как отмечалось ранее, финансы выражают денежные отношения. При всей качественной однородности этих отношений, они тем не менее, различаются между собой.

Исходя из сказанного, финансовая система представляет собой совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Определяющим признаком для вычленения отдельных сфер и звеньев является наличие в стране конкретных субъектов финансовых отношений. Таких крупных, глобальных субъектов в любом государстве два: субъекты хозяйствования и государство.

Основными составными частями общегосударственных финансов являются: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит. С помощью государственного бюджета правительство концентрирует в своих руках значительную часть финансовых ресурсов государства. Внебюджетные фонды представляют собой средства правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Посредством государственного кредита осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений.

Финансы субъектов хозяйствования представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Финансы коммерческих предприятий (коммерческих организаций) являются основой всей системы финансовых отношений, поскольку именно на этих предприятиях в процессе производства создается решающая доля национального дохода страны - главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных фондов. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, и соответствуют этим целям. Все сказанное выше говорит о том, что вопросы состава и структуры финансовой системы государства остаются дискуссионными и требуют дальнейшего осмысления и обсуждения.

Финансовая система в Беларуси имеет много недостатков. Для устранение которых понадобится много времени и затрат. Финансовая система в Республики Беларусь совсем несовершенна и это всё из-за неэффективность налогообложения малого бизнеса. И ещё есть много факторов влияющих на развитие финансовой системы среди них следует отметить : несовершенство и чрезвычайную усложнённость законодательной базы предпринимательской деятельности, преимущественно фискальный характер действующей в нашей стране системы налогообложения, отсутствие чёткой регламентации масштабов и сроков проведения проверок, проблемы финансирования на начальном этапе и др.

Но государство Республики Беларусь пытается усовершенствовать и улучшить финансовую систему, и с каждым годом она улучшается. Она развивается, и в скором времени это будет более заметно. Всё не так плохо и спустя несколько лет финансовая система Республики Беларусь выйдет на новый уровень и экономика также улучшиться.

Список использованной литературы

1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. N 2875-XII (с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканских референдумах 24.11.1996, 17.10.2004 (Решение от 17.11.2004 N 1))

. О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год». Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 марта 2008 г. № 453. - Минск, 2008. - 14 с.

. Шестак О.Н. Финансово-кредитные системы зарубежных стран / Шестак О.Н.. - Гомель: «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2008. - 128 с.

. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник: Краткий курс / Под ред. д. э. н., проф. Н.Ф. Самсонова. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 302 с.

. Журавков А.А. Становление и развитие денежно-кредитной системы Республики Беларусь в конце XX - начале XXI в. / Журавков А.А.- Мн.: Части, ин-т. упр. и предпр., 2006. - 16 с.

. Боди З. Финансы / Боди, Зви, Мертон. Роберт. - М.: Издательский дом "Вильямс", 2010. - 592 с.

. Струк Т.Г. Финансовая система Республики Беларусь: пособие / Струк Т.Г. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2006. - 95 с.

. Финансы, денежные обращения и кредит: учебник / под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 548 с.

. Финансы и кредит: учеб. пособие / под ред. М.И. Плотницкого. - Мн.: Мисанта, 2009. - 546 с.

. Финансы / под ред. В.М. Родионовой. - М.: Университетское, 2005. - 126с

. Ромаш М.В. Государственный бюджет / Ромаш М.В.. - Мн.: МИТСО, 2010. - 93 с.

Похожие работы на - Финансовая система и ее развитие в Республике Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!