Финансовая система государства и финансирование социальной работы

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,58 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансовая система государства и финансирование социальной работы

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ






Реферат

Финансовая система государства и финансирование социальной работы



Работу выполнил (а)

студент (ка) 5 курса 51 СР группы

заочного отделения

Казанцева Марина Александровна



Нижневартовск 2014

Содержание

Введение

. Финансовая система государства

. Фискальная политика государства

. Финансирование социальной работы

4.Финансирование целевых программ

Заключение

Список литературы

фискальная политика финансирование целевая программа

Введение

В современных условиях понятие «финансы» определяется как система экономических отношений, которая связана с образованием и распределением денежных ресурсов.

Государство как основной субъект социальной работы, системы социальной защиты населения осуществляет управляющее воздействие на экономику социальной сферы посредством финансовой политики. К финансовым регуляторам относятся процессы распределения и перераспределения финансовых ресурсов, денежных средств, ценового регулирования. Финансовая система социальной сферы весьма сложна и имеет разветвленную структуру.

Финансы в социальной работе - важнейшая составная часть всей финансовой системы государства. Это система предоставления, организации и расходования средств в социальной сфере.

Целью реферата является комплексное изучение государственного финансирования социальной сферы

Поставленная цель определила следующий круг задач:

.исследовать теоретические основы финансирования государства в России;

2.проследить развитие системы финансирования доходов и расходов бюджета;

.проанализировать действующий механизм финансовой политики в области налогообложения (фискальная политика);

.изучить механизм финансирования социальной работы;

.проанализировать источники финансирования социальной работы

Объектом исследования является социальная работа.

Предметом исследования является государственное финансирование социальной работы.

1. Финансовая система государства

В современных условиях понятие «финансы» определяется как система экономических отношений, которая связана с образованием и распределением денежных ресурсов. Условно в финансовой системе можно выделить: государственные финансы, финансы предприятий (хозяйствующих субъектов) и финансы населения (физических лиц).

Государственные финансы - это та часть финансовой системы общества, которая охватывает движение денежных фондов, необходимых государству для осуществления его функций.

Финансы предприятий - это денежные активы, которые образуются, распределяются и используются в процессе экономической деятельности этих хозяйствующих субъектов.

Финансы населения - это та часть финансовой системы, которая характеризует движение денежных средств населения, домашних хозяйств, физических лиц.

Выделяют типичные внутренние связи и финансовые отношения на разных уровнях: государство - предприятие и наоборот; государство - население и наоборот; государство- государство и т. п.

Мы остановимся на рассмотрении государственных финансов.

Государственные финансы представляют сложную систему, которая включает четыре основных звена: государственный бюджет, бюджеты субъектов федерации, муниципальные бюджеты, финансы государственных предприятий, а так же финансы внебюджетных специальных фондов.

Главным звеном этой системы является государственный бюджет (чемодан, мешок с деньгами). Вторым по значению звеном являются местные бюджеты, на их долю приходится от30% до50% всех ресурсов финансовой системы. Необходимо отметить, что эти бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет. Финансы государственных предприятий - это закрепленные за предприятиями основные и оборотные фонды. Предприятия несут затраты на производство и реализацию продукции, получают прибыль, финансируют капитальные вложения. Четвертое звено государственной финансовой системы- внебюджетные специальные фонды, подразделяющиеся на два вида:

социальные и экономические.

Государственный бюджет - план доходов и расходов план) на текущий год и имеет силу закона. Бюджет России утверждается Федеральным

собранием. Государственный бюджет в РФ включает три уровня: консолидированный бюджет, федеральный бюджет и бюджеты территорий.

Основными функциями государственного бюджета являются:

. перераспределение национального дохода и валового внутреннего продукта;

. государственное регулирование и стимулирование экономики;

. финансовое обеспечение социальной политики.

Консолидированный бюджет объединяет федеральный и территориальные бюджеты (субъектов РФ). Он не подлежит утверждению, используется для расчетов и анализа. Федеральный бюджет - это центральный бюджет, утверждаемый Государственной Думой.

Бюджеты территорий - основной финансовый план формирования и использования денежного фонда региона, утверждаемый высшим законодательным органом административно-территориальных образований.

Организация бюджета предполагает бюджетное устройство и бюджетный процесс.

Бюджетное устройство - это организационные принципы и структура построения бюджетной системы. Государственная бюджетная система России включает федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет, 56 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, окружные и местные бюджеты.

Бюджетный процесс - это деятельность органов власти по составлению,

рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней. В России бюджетный процесс охватывает четыре стадии:

. составление проекта бюджета;

. рассмотрение и утверждение бюджета;

. исполнение;

. составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, т.е. частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Основное внимание при анализе бюджетных проблем уделяется рассмотрению двух основных частей бюджета - доходной и расходной частей бюджета. К методам образования бюджетных доходов относятся налоги, займы и эмиссия денег.

Главным методом формирования доходной части бюджета всех уровней являются налоги (около90% доходной части). Вторым по значению источником доходов бюджета являются государственные займы. И самый неэффективный и непопулярный метод - это эмиссия денег, так как усиливает инфляционные процессы и сопутствующие им негативные социально-экономические последствия(1991 - 1996 годы в России).

Расходная часть бюджета - это затраты, которые возникают у государства в связи с выполнением им своих экономических, социальных, политических и административных функций.

В России расходная часть государственного бюджета подразделяется на следующие группы:

. финансирование отраслей экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.);

. финансирование социально-культурного развития и науки;

. расходы на национальную оборону;

. содержание правоохранительных органов, органов власти и управления;

. расходы на внешнеэкономическую деятельность;

. расходы по обслуживанию государственного долга;

. прочие расходы.

Расходы бюджетов субъектов федерации не повторяют расходов федерального бюджета. В странах с социально-рыночной экономикой первое место в бюджетных расходах занимают затраты на финансирование социально-культурного развития. В российском бюджете расходы на социальные цели составляют около30% всех затрат. Важным аспектом использования средств бюджета является финансовый контроль. В России финансовый контроль осуществляют Государственная Дума и Совет Федерации. Высшим специальным органом финансового контроля является Счетная палата, которая подотчетна Федеральному собранию. Счетная палата проводит экспертизу бюджета, контролирует его исполнение. Важная роль в системе финансового контроля принадлежит

Казначейству, которое представляет собой единую централизованную систему (Главное управление и территориальные органы). Казначейство подчиняется Министерству финансов, которое организует и контролирует исполнение бюджета и внебюджетных фондов на всех уровнях экономической системы.

Государственный бюджет представляет собой план доходов и расходов государства. Оптимальный вариант, когда расходы равны доходам. На протяжении многих лет расходная часть государственного бюджета России превышала доходную часть. Сумму, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы, называют бюджетным дефицитом или дефицитом бюджета. Среди причин бюджетного дефицита можно назвать следующие причины:

. спад производства;

. массовый выпуск «пустых» денег;

. многочисленные социальные программы;

. огромный оборот «теневого» капитала и др.

Дефицита можно покрыть следующими способами: продавать ценные

государственные бумаги; занимать у внебюджетных фондов; получать кредиты у банков; дополнительная эмиссия денег.

Регулирование бюджета является бюджетной политикой государства. Отметим некоторые цели бюджетной политики:

. приведение обязательств государства в соответствие с его ресурсами- будут отменены не финансируемые или частично финансируемые обязательства;

. ресурсы бюджета направлять на решение ключевых социально-экономических задач;

. обеспечение без дефицитности бюджета;

. четкое разграничение расходных полномочий между бюджетами всех уровней с наделением их соответствующими финансовыми ресурсами;

. обеспечение прозрачности бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.

Политика государства в отношении финансовой системы является одним из важнейших регуляторов развития экономики. Финансовая политика - мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны. Финансовая политика складывается из взаимосвязанных направлений деятельности государства: в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика). Остановимся на рассмотрении фискальной политики.

2. Фискальная политика государства

Фискальная политика - деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. С одной стороны, это сбор налогов, а с другой- их расходование. Именно за счет этих средств государство решает вопросы национальной безопасности, решает социальные и экологические проблемы.

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц.

Налоговая система основана на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов. Другими словами, законы определяют конкретные элементы налогов. К элементам налога относятся:

. субъект налога - лицо, которое по закону обязано платить налог;

. объект налога - доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль, недвижимое имущество и др.);

. ставка налога - величина налоговых начислений на единицу объекта налога(денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара);

. источник налога - доход, из которого уплачивается налог;

. налоговая льгота - полное или частичное освобождение субъекта от уплаты налога.

В настоящее время налоги выполняют три основных функции:

. фискальную;

. регулирующую;

. социальную.

Сущность основной, фискальной, функции налогов состоит в том, что с помощью налогов формируются финансовые средства государственного бюджета. Сущность регулирующей функции в том, что налоги выступают главным инструментом экономической политики государства, способным воздействовать на все процессы воспроизводства.

Сущность социальной функции налогов направлена на выравнивание доходов различных групп населения. Реализация этой функции зависит, прежде всего, от установления системы налогообложения: прогрессивная, пропорциональная, регрессивная.

Основные принципы формирования налогов:

. принцип обязательности;

. принцип определенности по срокам;

. принцип удобства с точки зрения того, кто платит налоги;

. принцип градации ставок на основе пропорционального, прогрессивного или регрессивного налогообложения. Существуют различные признаки, по которым устанавливают различные виды налогов. С точки зрения субъекта налогообложения можно выделить три вида налогов: налоги с юридических лиц, налоги с физических лиц, налоги, взимаемые как с юридических, так и физических лиц. По характеру принуждения налоги принято делить на прямые и косвенные. Прямые налоги платятся субъектами налога непосредственно (подоходный налог с граждан, налог на недвижимость). Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги (взимаются через надбавку к цене).

Всю совокупность налогов делят на три группы: федеральные, региональные и местные. К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость (НДС); акцизы на отдельные группы товаров; налог на доходы от страховой деятельности; таможенная пошлина; налог на прибыль; подоходный налог с физических лиц; государственная пошлинаи др.

К региональным налогам относятся: налог на имущество предприятий; дорожный налог; налог с продаж; налог на игорный бизнес.

К местным налогам относятся более20 видов налогов и сборов, основные: курортный сбор; земельный налог; сбор за право торговли; регистрационные сборы, на рекламу и др. Система налогообложения в России имеет недостатки: большое количество налогов,

сложность их подсчета, постоянные изменения и дополнения, высокий уровень налогообложения. В связи с этим планируется серьезное реформирование действующей налоговой системы. Новый налоговый кодекс действует с 2001 г.

Экономическая наука предпринимает попытки выработать четкие критерии оптимальной величины налогового бремени. Современный американский экономист Артур Лаффер доказал, что чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы предприятий лишает их стимула к капиталовложениям, замедляет экономический рост и, в конечном счете, уменьшает поступление доходов в государственный бюджет. «Кривая Лаффера» представляет собой графическое изображение зависимости между доходами государственного бюджета (величиной налоговых поступлений) и величиной процентной ставки налогов. По абсциссе откладывается величина процентной ставки, а по ординате - величина налоговых поступлений. Если величина процентной ставки будет равна 0, то государство никаких налоговых поступлений не получит. При процентной ставке равной100%, т.е. все доходы производителя идут на выплату налогов, результат для государства также нулевой. При любых значениях процентной ставки государство получит в том или ином размере налоговые поступления. При каком-то конкретном значении ставки общая сумма этих поступлений становится максимальной. Отсюда вытекает следующий вывод: рост процентной ставки только до определенного значения ведет к увеличению налоговых поступлений; дальнейшее же ее повышение обусловливает их уменьшение.

Следует иметь в виду, что теоретически выявить величину процентной ставки невозможно, она определяется эмпирическим путем.

Государство поставило следующие основные задачи налоговой реформы:

. существенное снижение и выравнивание налогового бремени;

. упрощение налоговой системы.

Снижение налогового бремени предполагается достигнуть за счет уменьшения нагрузки на фонд оплаты труда, за счет внесения изменений в правила расчета (сближение налога на прибыль и фонд оплаты труда, ликвидация налоговых льгот). Упрощению налоговой системы будут способствовать установление предельного перечня налогов и сборов и единой ставки подоходного налога, введение единого социального налога и отмена некоторых налогов.

Мы рассмотрели важные вопросы: финансовую систему и фискальную политику государства. Теперь вы имеете представление о государственном бюджете, о его формировании и расходовании средств.

3. Финансирование социальной работы

Финансовые средства, необходимые для реализации социальных мероприятий, формируются в соответствии с направлениями социальной политики. Финансирование осуществляется из различных источников: федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, муниципальных бюджетов; внебюджетных фондов; негосударственных источников (благотворительные, частные фонды). За последние годы происходит перераспределение финансовых средств в социальной сфере от ФБ к территориальным бюджетам и внебюджетным фондам. Эта тенденция наблюдается по всем статьям расходов. Не малую роль играет Федеральный фонд социальной поддержки населения, действующий с1992 года. Основная функция фонда - обеспечение дополнительного финансирования федеральных и республиканских целевых программ по социальной поддержке населения.

Средства фонда расходуются на:

. предоставление натуральной помощи бесплатно или на льготной основе;

. предоставление дотаций на оказание медицинской помощи;

. оплату коммунальных услуг;

. обеспечение ночного проживания бездомных граждан;

. развитие социально-трудовой реабилитации и профессиональной ориентации;

. создание дополнительных рабочих мест.

. оказание помощи многодетным, малообеспеченным семьям, детям, нуждающимся в государственной поддержке, детям-инвалидам.

Государственная система социальной защиты населения финансируется по большей мере из местных бюджетов.

Существует разграничение полномочий между различными уровнями власти.

Федеральные органы власти:

. устанавливают единую систему минимальных социальных гарантий;

. формируют внебюджетные государственные фонды;

. финансируют объекты социальной инфраструктуры, находящиеся в их ведении;

. определяют условия и порядок компенсации денежных доходов населения в связи с инфляцией.

Региональные и местные органы власти:

. разрабатывают и реализуют региональные социальные программы, по возможности повышают гарантии;

. обеспечивают социальную поддержку гражданам;

. создают условия для деятельности благотворительных фондов;

Из Фонда финансовой поддержки регионов (создан в1994 г.) финансовые средства направляются для оказания помощи слабым регионам. Средства могут быть направлены в виде трансфертов (переносить, переводить) - денежная помощь из федерального бюджета для оказания текущей финансовой помощи, покрытия путем дотаций минимально обоснованных расходов. Так же средства направляются в виде субвенций (приходить на помощь) - на финансирование федеральных программ для выравнивания уровня социально-экономического развития регионов. Трансферты передаются органам власти субъектов РФ, которые, в свою очередь, расходуют выделенные средства по своему усмотрению. Так как трансферты не имеют целевого назначения. При формировании трансфертов ссылаются на формулу «выравнивания». Для

подтягивания текущих доходов субъектов до95% среднедушевых доходов по РФ используют поправочный коэффициент: Кв=Бо/Бс*100%, что означает отношение бюджетных расходов на одного человека по экономическому району к среднедушевому расходу на 1 человека по всем регионам.

Существует два основных способа финансирования социальной работы.

Первый способ - прямое финансирование, т. е. денежные средства целевым назначением направляются на финансирование социальной работы (например, федеральные целевые программы).

Второй способ - косвенное финансирование путем уменьшения изъятия денежных средств (льготные налогообложение, кредитование, ценообразование на социально значимые товары и услуги).

Прямое финансирование позволяет направлять средства на решение первоочередных социальных проблем. Государством устанавливаются приоритеты принятия и реализации социальных программ. При этом учитывается их польза для общества и экономическая эффективность вкладываемых средств. Финансирование и ресурсное обеспечение системы социальной защиты имеет трехуровневый механизм социальных гарантий при предоставлении денежных выплат:

. дифференцированный социально гарантированный уровень обеспечения, поддерживаемый государством за счет ПФ и ФСС;

. предоставление средств сверх государственного уровня за счет региональных фондов социального обеспечения и территориальных фондов социальной поддержки населения;

. негосударственные, профессиональные системы - размер выплат зависит от страхового вклада граждан.

Основой финансирования системы социальной защиты является действующее законодательство: федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в РФ», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О ветеранах», и др. Источниками финансирования государственных учреждений системы

социальной защиты являются ФБ и бюджеты субъектов РФ. В учреждения муниципального подчинения средства поступают из местных бюджетов и ФБ в качестве дотаций. Возможно и дополнительное финансирование: средства из целевых социальных фондов, доходы от хозяйственной деятельности, благотворительные взносы, оплата социальных услуг.

Недостатки финансирования социальной сферы:

. финансовые ресурсы находятся в ведении различных министерств;

. не разработаны научные критерии эффективности расходования выделяемых средств;

. не достаточно четко разделены полномочия бюджетов разных уровней;

. статьи бюджетов по обеспечению государственных социальных гарантий не защищены законодательно.

4.Финансирование целевых программ

В современных условиях эффективность социальной работы во многом зависит от аккумуляции финансовых средств и усилий на оказание адресной поддержки определенных социальных групп населения. Важное место в решении этой задачи отводится целевому финансированию федеральных целевых программ. Федеральные и региональные целевые социальные программы должны быть направлены, прежде всего, на обеспечение адресной социальной защиты семей с детьми, пожилых людей, инвалидов и других социально уязвимых категорий наделения. Программно-целевое финансирование способствует аккумуляции средств для решения первоочередных социальных проблем, не допуская их распыление и неэффективное использование. Государство должно устанавливать приоритеты первоочередности принятия и реализации социальных программ с учетом их максимальной пользы для общества и экономической эффективности вкладываемых средств.

Так в Омском регионе в 2011 - 2012 годах был реализован ряд целевых программ направленных на социальную поддержку населения (см. Табл. 3).

В настоящее время Министерство труда и социального развития Омской области является разработчиком и исполнителем-координатором 5 долгосрочных целевых программ Омской области:

Таблица 3. Финансирование социальной поддержки населения в рамках целевых программ

Название программыБюджетфинансирования«Семья и демография Омской области (2010 - 2014 годы)»14,3 млн. руб.«Доступная среда» на 2011 - 2015 годы179.4 млн. руб.«Старшее поколение» на 2011 - 2015 годы59,8 млн. руб.«Оказание содействия добровольному переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом (2009 - 2012 годы)»25,4 млн. руб.«Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Омской области (2011 - 2015 годы)»2847,0 тыс. руб. (2011 год) 15418 тыс. руб. (2012 год)

Использование программно-целевого метода планирования и исполнения бюджета является важным инструментом в реализации государственной социальной политики. С его применением сформирована целостная система оказания государственной поддержки основным социально уязвимым категориям граждан - инвалидам, пожилым, а также детям и семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Заключение

Наиболее известной формой организации финансовых ресурсов в общегосударственном масштабе в сфере социального обслуживания населения выступает государственный бюджет. Бюджет, согласно ст. 6 Бюджетного кодекса, является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и местного самоуправления.

Но ряд факторов обуславливает целесообразность использования другой формы аккумулирования финансовых ресурсов - внебюджетных фондов, обслуживающих социальные и экономические потребности отдельных групп населения или общества в целом. Необходимость создания социальных фондов, предназначенных для естественных потребностей, была научно обоснована К. Марксом. Возникновение и рост таких фондов является объективной закономерностью существования и развития системы социального обслуживания населения.

Также следует отметить, что существующая концепция внедрения различных целевых программ является гарантом обеспечения стабильного финансирования отраслей социальной сферы и социальных программ, доступности и качества медицинской помощи, образовательных услуг и социального обслуживания населения.

Список литературы

1. Ермак Л. А. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды. - М.: Финстатинформ, 1999.

. Жеребин В. М., Романов А. Н. Уровень жизни населения. - М.: ЮНИТИ, 2002.

. Игнатов В.Г., Батурин В.И. и др. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Издательский центр«МарТ», 2001.

. Козырев В. М. Основы современной экономики. - М.: Финансы и статистика, 1999.

. Проект Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" // Российская газета. - 5 сентября 2011 г.

. Постановление Правительства РФ от 19.02.1992 №121 «Об утверждении Положения о Республиканском (федеральном) и территориальных фондах социальной поддержки населения и мерах по обеспечению деятельности этих фондов».

. Постановление Правительства Омской области от 5 августа 2009 г. №145-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы Омской области «Оказание содействия добровольному переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом (2009 - 2012 годы)».

. Постановление Правительства Омской области от 25 сентября 2009 г. №174-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы Омской области «Семья и демография Омской области (2010-2014 годы)».

. Постановление Правительства Омской области от 10 декабря 2010 г. №245-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы Омской области «Доступная среда» на 2011-2015 годы.

. Постановление Правительства Омской области от 9 марта 2011 г. №31-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы Омской области «Старшее поколение» на 2011-2015 годы.

. Постановление Правительства Омской области от 19 октября 2011 г. №204-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы Омской области «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Омской области (2011-2015 годы)"

. Итоги работы Министерства труда и социального развития Омской области за 2011 год. // Информационно-аналитический бюллетень. ? №10. - 2012. - 89 с.

. Заяц О.В. Экономические основы социальной работы. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2003. - 75 с.

. Колесов Б.Г. Все ли мы знаем о наших правах на социальную защиту? // http://www.ypensioner.ru - 17.02.2011.

. Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы. Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 160 с.

Похожие работы на - Финансовая система государства и финансирование социальной работы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!