Учет производственных запасов на примере Обособленного структурного подразделения ООО 'Фирма Воля'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    38,66 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учет производственных запасов на примере Обособленного структурного подразделения ООО 'Фирма Воля'












Курсовая работа

по дисциплине «Финансовый учет»

Учет производственных запасов на примере Обособленного структурного подразделения ООО «Фирма Воля»

План

Введение

Глава 1. Роль и значение производственных запасов

.1 Экономическая сущность и задачи учета производственных запасов на предприятии. П(С)БУ 9 «Запасы"

.2 Технико-экономическая характеристика предприятия

.3 Организация учета на предприятии

Глава 2. Учет производственных запасов

.1 Порядок документального оформления операций по движению производственных запасов

.2 Учет поступления производственных запасов

.3 Учет выбытия производственных запасов

.4 Учет производственных запасов на складе и в бухгалтерии

Глава 3. Автоматизация учета производственных запасов

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В комплексе мер по созданию системы бухгалтерского учета большое значение имеет формирование полной и достоверной учетной информации о наличии, движении и использовании производственных запасов на каждом предприятии, а также четкая организация внутрихозяйственного контроля за их сохранностью. На промышленном предприятии номенклатура материальных ценностей исчисляется десятками тысяч наименований, а информация по учету производственных запасов составляет более 30% всей информации по управлению производством. Важное значение имеет автоматизация всех учетных работ, начиная от выписки учетных документов и заканчивая составлением необходимой отчетности.

Целью курсовой работы является изучение путей совершенствования методики бухгалтерского учета сохранности и использования производственных запасов организации.

Для достижения поставленной цели выполняется круг задач:

рассмотреть экономическое содержание производственных запасов, дать их классификацию и оценку;

изучить методику поступления производственных запасов;

отразить учет расходования производственных запасов;

отразить автоматизацию учета производственных запасов.

Объектом изучения данной курсовой работы является предприятие ООО «Воля». Это небольшое прибыльное предприятие консервной промышленности. Фирма производит достаточно широкий ассортимент лакированных жестяных банок и крышек. Ежегодно осваивается и внедряется в производство новые виды изделий. Источниками информации по учету производственных запасов являются: -нормативно - правовые акты; -документы по поступлению и по выбытию производственных запасов; - первычные документы предприятия; - регистры синтетического и аналитического учета по счетам; - бухгалтерская и налоговая отчетность.

Глава 1. Роль и значение производственных запасов. Характеристика предприятия

.1 Экономическая сущность, классификация и задачи учета производственных запасов на предприятии

Производственные запасы (сырье, материалы, топливо и т.д.) являются предметами, на которые направлен труд человека с целью получения готовой продукции.

Понятие запасов, порядок их признания, оценки, учета содержатся в Положении (стандарте) бухгалтерского учета №9 «Запасы» утвержденном приказом Минфина Украины от 20.10.1999 г. № 246.

Согласно П(с)БУ 9 под запасами понимаются активы, которые:

  1. содержатся для их использования в производстве продукции (работ, услуг) или в административных целях;
  2. содержатся для дальнейшей продажи;
  3. находятся в процессе производства в виде незавершенного производства.

Запасы признаются активом, если:

-предприятию перешли риски и выгоды, связанные с правом собственности или с правом полного хозяйственного ведения (оперативного правления) на приобретенные (полученные) запасы;

-предприятие осуществляет управление и контроль за запасами;

-существует вероятность того, что предприятие получит в будущем экономические выгоды, связанные с их использованием;

-стоимость запасов может быть достоверно определена.

Основные задачи учёта и управления производственными запасами:

  • правильное и своевременное документальное отражение всех операций по заготовке, поступлению и отпуску материалов;
  • учет сохранности материальных ценностей в местах их хранения и на всех стадиях движения;
  • постоянный учет за соблюдением установочных норм производственных запасов;
  • систематический учет за использованием материалов в производстве на базе обоснованных норм их расходования;
  • учет за технологическими отходами и потерями и их использование;
  • своевременное осуществление расчетов с поставщиками материальных ресурсов, учет ценностей, находящимися в пути.
  • своевременное и правильное определение транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) и фактической себестоимости заготовленных запасов;
  • правильное и своевременное списание израсходованных материалов и ТЗР.

Согласно П(С)БУ 9 «Запасы»

Чистая стоимость реализации запасов ¾ это ожидаемая цена реализации запасов в условиях обычной деятельности за вычетом ожидаемых затрат на завершение их производства и реализацию п. 4. П(С) БУ 9.

Для целей бухгалтерского учета дана классификация:

.Сырье, основные вспомогательные материалы, комплектующие изделия, ТМЦ предназначенные для производства продукции.

.Незавершенное производство в виде незаконченных обработкой, сборкой деталей, узлов, изделий относительно которых предприятием еще не признан доход.

.Готовая продукция, которая изготовлена на предприятии и предназначена для продажи. Соответствует техническим и качественным характеристикам по данному продукту

.Товары в виде материальных ценностей, которые получены, приобретены и содержатся предприятием для дальнейшей продажи.

.МБП, которые используются на предприятии в течении не более 1 года.

.Молодняк животных и животных на откорме.

Единицей бухгалтерского учета запасов является наименование запасов или их однородная группа (вид) п. 7. П(С)БУ 9.

Если запасы приобретаются на предприятиях согласно П(с)БУ 9 за денежные средства, тогда они зачисляются на баланс по их первоначальной стоимости/себестоимости, которая складывается в зависимости от того, как будут произведены за них расчеты. Первоначальная стоимость запасов состоит из:

Фактических затрат на оплату поставщику, продавцу согласно договору;

Суммы ввозной пошлины;

Суммы непрямых налогов, связанных с приобретением запасов, которые не возмещаются предприятию;

Сумм, уплачиваемых за информационные, посреднические и другие подобные услуги, связанные с поиском и приобретением запасов;

Расходов на заготовку, погрузочные работы, доставку, включая расходы на страхование рисков транспортировки;

Других расходов, непосредственно связанных с приобретением запасов, а именно: заработная плата, прямые материальные расходы на доработку и повышение качества запасов.

Если запасы изготовлены самим предприятием, то первоначальная стоимость определяется по себестоимости их производства согласно П(с)БУ 16 «Расходы», в частности себестоимости полуфабрикатов незавершенного производства и готовой продукции.

Если запасы получены безвозмездно, то их первоначальной стоимостью является их справедливая стоимость. Согласно П(с)БУ 9, справедливая стоимость - стоимость, по которой может быть осуществлен обмен актива или оплата обязательства в результате операции между осведомленными, заинтересованными и независимыми сторонами.

Если запасы получены как взнос в уставных капитал, то их первоначальной стоимостью является согласованная учредителями справедливая стоимость.

Если запасы приобретены в обмен на подобные запасы, то первоначальной стоимостью является балансовая стоимость переданных запасов. В случаях, когда балансовая стоимость запасов превышает их справедливую стоимость, первоначальной будет справедливая стоимость. Разница между ними списывается на расходы отчетного периода.

Если запасы приобретены в обмен на неподобные активы, то первоначальной стоимостью является их справедливая стоимость.

Независимо от форм собственности и формы расчетов за приобретенные запасы, в их первоначальную стоимость не включаются:

проценты за пользование кредитом;

расходы на сбыт;

общепроизводственные расходы.

Согласно П(с)БУ 9, оценка выбытия запасов определяется с учетом источников реализации, а именно: отпуск в производство, продажа, которую осуществляет предприятие.

Существуют такие методы оценки выбытия запасов:

. Метод идентифицированной себестоимости соответствующей единицы запасов. Этот метод применяется при отпуске запасов, оказания услуг для выполнения специальных заказов и применять его можно при отпуске запасов, которые не заменяют друг друга. Затраты по этому методу соответствуют расходованию единиц запасов.

. Метод средневзвешенной себестоимости применяют к конкретному наименованию запасов или однородной группе (виду). Сумму стоимостей остатков запасов на начало отчетного месяца и полученных в отчетном месяце делят на суммарное количество таких запасов на начало отчетного месяца и количество полученных в отчетном месяце. В результате находят средневзвешенную стоимость определенного наименования (однородной группы вида) запасов, по которой и оценивают их выбытие за отчетный месяц. При желании оценку стоимости единицы запасов по методу средневзвешенной стоимости можно проводить после каждой операции выбытия (в т.ч. в производство). В этом случае делят суммарную стоимость остатка запасов на дату операции на суммарное их количество.

. Метод ФИФО иначе называют методом себестоимости первых по времени поступления запасов. Запасы используют в той последовательности, в которой они поступали на предприятие (отражены бухгалтерском учете), то есть запасы, которые первыми отпускают в производство (продажу и др.), оценивают по себестоимости первых по времени поступления запасов. При этом стоимость остатка запасов на конец отчетного периода определяется по стоимости последних по времени поступления запасов.

4. Метод нормативных затрат. Нормативные (стандартные) затраты - это запланированные затраты на производство одиночке продукции (услуг), которые базируются на нормах использования материалов, труда и нормальной производственной мощности.

Метод оценки нормативных затрат применяется при наличии и движения готовой продукции и незавершенного производства (в том числе этот метод может быть использован в предприятиях общественного питания).

Применение метода допускается лишь тогда, когда результаты оценки запасов примерно равны их себестоимости.

1.2 Технико-экономическая характеристика предприятия

ООО «Фирма «Воля» основано в соответствии с законом Украины «О Хозяйственных обществах».

ООО «Воля» основано на частной форме собственности. Фирма расположена по адресу ул. Заречная, 24, 111, была образована в 2003 г.

Юридический статус Общества - Общество осуществляет деятельность в соответствии с действующим законодательством Украины, АР Крым и настоящим Уставом. Имущество общества состоит из основных и оборотных средств, ценностей, стоимость которых отображена в балансе общества.

Организационно-правовое устройство: учредителями Общества являются участники (пайщики). Участники ООО «Воля» могут передать свою долю (или ее часть) одному или нескольким участникам этого общества. Любой из участников имеет право выйти из общества с уплатой ему стоимости части имущества общества, пропорциональной его доле в уставном фонде. По требованию участника и по согласию общества вклад может быть возвращен полностью.

Участник также может быть исключен из общества по решению собрания участников, если не выполняет свои обязанности или если его действия противоречат достижению целей общества.

По характеру потребления сырья ООО «Воля» относится к предприятиям перерабатывающей промышленности. Фирма производит достаточно широкий ассортимент лакированных жестяных банок и крышек. Основными потребителями производимой продукции являются производители консервной продукции.

Фирма осуществляет производство основе заявок через систему прямых договоров. Закупки основного сырья, необходимого для производства, ООО «Воля» осуществляет у следующих поставщиков:

·жесть белая - ООО «АрселорМеталл Пекеджинг Украина»;

·масло вазелиновое PIONER 32 - ООО «АВИАТЕРМИНАЛ-РЕСУРС»;

·жесть листовая лакированная - Керченское Учебно-производственное предприятие Украинского общества слепых «КРЫМ-ПАК»;

Оплату каждой поставки сырья и материалов фирма осуществляет в зависимости от условий договора. Эго может быть оплата по факту поставки, оплата с отсрочкой платежа, а также предоплата.

Производственный цех, в котором непосредственно изготавливается готовая продукция, Ремонтно-механический цех, который осуществляет техническое обслуживание оборудования, а также их текущий и капитальный ремонт, Складское хозяйство, которое обеспечивает надлежащее хранение товароматериальных ценностей.

Процесс изготовления жестяной банки состоит из следующих операций: ряд круглых резаков разрезает жестяные листы, вырезанные детали складывают в стопки. Плоские куски загружаются в цилиндр, где их сгибают в тубы. На выходе делаются швы на свернутых в цилиндр жестянках, а пресс силой их фальцует. Далее по конвейеру банки двигаются в специальное устройство, где они начинают вращаться, где ролики загибают кромку на краях, чтобы можно было прикрепить дно. Штамповочный резак делает днище, а отходы отправляет на прессовку для последующей реализации отходов. Днища жестянок вылетают из под резака, и падают на конвейер. На них вдавливают жидкую резину, которая твердеет и превращается в прокладку, чтобы предотвратить утечку из жестяной банки. Кольцевая машина крепит дно к цилиндру, пока они вращаются.

Основным сырьем для производства жестяных банок и крышек является смазочные материалы, жесть лакированная,. После доставки жесть сразу передается в производство.

Рассмотрим основные технико-экономические показатели деятельности предприятия ООО «Воля» за 2009-2011 гг.

Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия, а также их изменение на протяжении трех лет представлена в таблице 1.2.1.

Таблица 1.2.1 Анализ технико-экономических показателей

Таблица 1.2.1 "Основные технико - экономические показатели предприятия "ООО Воля" за 2009 - 2011 год"ПоказателиЕдиницы измеренияГодыОтклонения (+/-)2009201020112011 к 20102010 к 20092011 к 2009Абсолютное отклонениеТ пр. в %Абсолютное отклонениеТ пр. в %Абсолютное отклонениеТ пр. в %Объем производства тыс.грн.8863,4015248,2018647,503399,3022,296384,8072,049784,10110,39Выручка от реализации продукциитыс.грн.8863,4015248,0018648,003400,0022,306384,6072,039784,60110,39Себестоимость реализованной продукциитыс.грн.7973,3013215,0017186,003971,0030,055241,7065,749212,70115,54Затраты на 1 грн. реализованной продукциигрн./грн.0,900,870,920,055,76-0,03-3,30,022,2Чистая прибыль (+) / убыток (-)тыс.грн.1362,12039,003408,001369,0016,71676,90149,662045,90250,20Рентабельность реализованной продукции%17,115,419,8…..…..…..…..…..…..Среднемесячная з/п одного работникагрн.1272,521759,111894,72135,617,71486,5938,24622,1948,89Производительность труда одного работника ПППтыс.грн./чел.239,55354,60454,83100,2228,26115,0548,03215,2889,87Фонд оплаты трудатыс.грн.565,00907,70932,2024,502,70342,7060,65367,2064,99Среднесписочная численность работниковчел.374341-2-4,65616,2410,8Среднегодовая стоимость основных средствтыс.грн.924,301063,501069,005,500,52139,2015,06144,7015,66Фондоотдачагрн./грн.9,5914,3417,443,1121,674,7549,527,8681,91Среднегодовая стоимость оборотных средствтыс.грн.2185,402952,003851,00899,0030,45766,6035,081665,6076,21Коэффициент оборачиваемости оборотных средствраз4,065,174,84-0,33-6,381,1127,360,7919,40

Расчитав соответствующие показатели, а таже проанализировав данные таблицы 1.2.1, можно сделать взвод, объем производства в 2010 году по сравнению с 2009 г. возрос на 6384,8 тыс грн, темп прироста составил 72,04%, а в 2011 г. по сравнению с 2010 г. возрос на 3399,3 тыс грн (темп прироста - 22,29%).

Увеличилась выручка от реализации в 2011 г. (18648 тыс. грн) по сравнению с 2009 г. (8863,40 тыс. грн) на 9784,6 тыс. грн.

Себестоимость реализованной продукции, которая составила в 2011 г. 17186 тыс. грн, когда в 2009 г. она составила 7973,3 тыс грн., затраты на 1 грн реализованной продукции увеличились на 0,02%.

Наблюдается повышение фонда оплаты труда (в 2011 г. на 64,99% по сравнению с 2009 г.) и среднемесячной заработной платы одного работника в 2011 г. по сравнению с 2009 г. увеличилась на 622,19 грн (48,89%), что обусловлено поднятием минимальной заработной платы правительством Украины.

Фондоотдача составила 17,44 тыс грн в 2011 г., это означает, что на каждую тыс грн основных средств данное предприятие реализует продукции на 17,44 тыс грн, по сравнению с 2009 г. показатель повысился на 7,86 тыс грн.

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств в 2011 г. по сравнению с 2009 г. возрос в 0,79 раз, это зависит от увеличения среднегодовой стоимости оборотных средств, которая в 2011 г. составила 3851 тыс грн, а в 2009 г. - 2185, 40 тыс. грн, т.е. увеличилась на 1665,60 тыс грн.

Наблюдается рост прибыли, так, если в 2009 г. она составила 1362,1 тыс. грн, в 2010 г. - 2039 тыс. грн, в 2011 г. - 3408 тыс. грн, о чем свидетельствует и показатель рентабельности, составивший 17,1%, 15,4%, 19,8% соответственно.

В целом, за исследуемый период на предприятии наблюдается улучшение технико-экономических показателей и свидетельствуют о стабильной работе ООО «Фирма «Воля» (табл. 1.2.1).

Таблица 1.2.2 "Состав и структура средств предприятия "ООО Воля" за 2011 год" (тыс.грн.)

Средства (актив)На начало годаНа конец годаИзменения (+/-)∑удельный вес в %∑удельный вес в %∑удельный вес в %Незавершенное строительство1032,30771,39-26-2,45Основные средства109224,38104618,88-46-4,33Производственные запасы962,1470712,7661157,53Готовая продукция4129,204558,21434,05Товары1563,481041,88-52-4,90Дебиторская задолженность за товары, работы, услуги227250,73279450,4252249,15Дебиторская задолженность по расчетам: по выданным авансам3367,503416,1550,47Денежные средства и их эквиваленты: в национальной валюте120,2790,16-3-0,28Другие оборотные активы0080,1480,75Всего447910055411001062100

За исследуемый период на предприятии по сравнению с предыдущим периодом произошло увеличение общей величины хозяйственных средств.

Выясним, за счет каких видов средств произошло увеличение общей суммы хозяйственных средств. Увеличение итога баланса будем рассматривать в контексте с его структурой. На предприятии произошло уменьшение незавершенного строительства на 26 тыс грн или на 2,45%, что на 1,39% меньше, чем на начало периода; так же уменьшилась стоимость основных средств на 46 тыс грн или на 4,33%. Заметно увеличились производственные запасы на 611 тыс грн или на 57,53%; готовая продукция возросла на 4,05%, в свою очередь товары уменьшились на 4,9%. Денежных средств в национальной валюте стало меньше на 3 тыс. грн. (0,28%); на 0,16% меньше, чем на начало периода, что можно охарактеризовать как негативное явление.

Объективными увеличениями объема хозяйственных средств являются дебиторская задолженность за товары, работы и услуги, которая увеличилась на 522 тыс грн и дебиторская задолженность по выданным авансам на 5 тыс грн (табл. 1.2.2).

Таблица 1.2.3 "Состав и структура источников формирования средств предприятия "ООО Воля" за 2011 год" (тыс.грн.)

Источники (пассив)На начало годаНа конец годаИзменения (+/-)∑удельный вес в %∑удельный вес в %∑удельный вес в %Уставный капитал795,0017,75795,0014,350,000,00Нераспределенная прибыль (непокрытые убытки)3408,0076,093790,0068,40382,0035,97Кредиторская задолженность за товары, работы, услуги18,000,40695,0012,54677,0063,75Текущие обязательствапо расчетам:126,002,8161,001,10-65,00-6,12по страхованию24,000,5428,000,514,000,38по оплате труда53,001,1868,001,2315,001,41по полученым авансам0,000,0048,000,8748,004,52Другие текущие обязательства55,001,2356,001,011,000,09Всего4479,001005541,001001062,00100

За исследованный период на предприятии произошло увеличение общей величины хозяйственных средств. Объективными причинами такого увеличения являются: уменьшение текущих обязательств по расчетам: по оплате труда на 15 тыс грн (1,41%), по страхованию на 4 тыс грн (0,38%), по полученным авансам на 48 тыс грн (4,52%). Кредиторская задолженность за товары, работы, услуги увеличилась на 677 тыс грн (63,75%). Увеличилась нераспределенная прибыль на 382 тыс грн (на 35, 97%) (табл. 1.2.3).

Таблица 1.2.4 "Показатели ликвидности баланса предприятия "ООО Воля" за 2011 г.

АктивНа начало годаНа конец годаПассивНа начало годаНа конец годаПлатежный излишек или недостаток (+/-)На начало годаНа конец годаА1 - наиболее активный129П1 - наиболее срочные обязательства276956-264-947А2 - быстро реализуемые активы26083135П2- краткосрочные пассивы0026083135А3 - медленно реализуемые активы6641274П3 - долгосрочные пассивы006641274А4 - трудно реализуемые активы11951123П4 - постоянные пассивы42034585-3008-3462Баланс44795541Баланс44795541

Этот анализ позволит определить способность предприятия своевременно рассчитываться с кредиторами в полном объеме.

Как видно из таблицы «Показатели ликвидности баланса предприятия» (табл. 1.2.4), на предприятии соблюдаются следующие неравенства:

·А1 ≤ П1 - это означает, что наиболее ликвидных активов меньше, чем наиболее срочных обязательств, т.е. не хватает активов для покрытия обязательств;

·А2≥П2 - быстро реализуемых активов больше, чем краткосрочных обязательств, т.е. активов достаточно для погашения краткосрочных обязательств;

·А3≥П3 - медленно реализуемые активы превышают долгосрочные обязательства.

·Все это положительно влияет на состояние ликвидности баланса предприятия. Негативным является несоблюдение четвертого неравенства А4≤П4. На предприятии трудно реализуемых активов больше, чем устойчивых пассивов и это свидетельствует о том, что у предприятия не хватает собственных оборотных средств на покрытие необоротных активов. (табл. 1.2.4)

производственный запас финансовый учет

Таблица 1.2.5 Анализ платежеспособности предприятия

Средства платежаНа начало годаНа конец годаПлатежные обязательстваНа начало годаНа конец годаДенежная платежеспособностьДенежные средства и их эквиваленты12,009,00Текущие обязательства276,00956,00Доходы будущих периодов0,000,00Итого12,009,00Итого276,00956,00Коэффициент денежной платежеспособности0,040,01Расчетная платежеспособностьЗапасы664,001266,00Текущие обязательства276,00956,00Расходы будущих периодов0,000,00Доходы будущих периодов0,000,00Итого664,001266,00Итого276,00956,00Коэффициент расчетной платежеспособности2,411,32Ликвидная платежеспособностьОборотные активы3284,004416,00Текущие обязательства276,00956,00Расходы будущих периодов0,000,00Доходы будущих периодов0,000,00Итого3284,004416,00Итого276,00956,00Коэффициент ликвидной платежеспособности11,904,62

Платежеспособность предприятия характеризуется возможностями его осуществлять очередные платежи и денежные обязательства за счет имеющихся денег и тех денежных средств и активов, которые легко мобилизуются.

Коэффициент денежной платежеспособности отражает мгновенную способность расплатиться по счетам, выставленным к оплате. Нормальное значение коэффициента > 1. В данном случае на конец года он составил 0,1.

Коэффициент расчетной платежеспособности учитывает перспективный поток денежных ресурсов. Нормальное значение коэффициента >2. Коэффициент расчетной платежеспособности на конец года уменьшился с 2,41 до 1,32. Коэффициент ликвидной платежеспособности является наиболее обобщающим показателем, так как в его числителе отражаются все оборотные средства, а в знаменатели - допустимые источники их формирования. Если значение данного коэффициента <1, то предприятие можно считать претендентом на ликвидацию. На данном предприятии коэффициент ликвидности составил 4,62 на конец года. Таким образом, можно наблюдать наличие в достаточном объеме средств на счетах предприятия, отсутствие просроченной кредиторской задолженности (табл. 1.2.5).

В целом при изучении технико-экономической характеристики предприятия можно прийти к выводу, что предприятие имеет достаточно устойчивое положение.

1.3 Организация бухгалтерского учёта на предприятии

Основы организации бухгалтерского учета на предприятии определены Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности».

Под организацией бухгалтерского учета понимают систему условий и элементов (слагаемых) построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и готовой продукции. Основными слагаемыми системы организации бухгалтерского учета являются первичный учет и документооборот, инвентаризация, План счетов бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, формы организации учетно-вычислительных работ, объем и содержание отчетности.

В соответствии с ПРИКАЗОМ №1 об организации бухгалтерского учёта и учётной политике на ООО «Воля», ответственность за организацию бухгалтерского учёта на предприятии, обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, сохранение обработанных документов, регистров и отчётности на основании ст.8 Закона Украины «О бухгалтерском учёте и финансовой отчётности в Украине», возлагается на руководителя предприятия.

Так как на изучаемом предприятии руководитель не ведет бухгалтерский учет лично, а ведение бухгалтерского учёта возлагается на бухгалтерскую службу (бухгалтерию) во главе с главным бухгалтером предприятия, руководитель создал необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечил обязательное выполнение всеми подразделениями и службами, а также работниками, имеющими отношение к учету, требования главного бухгалтера в части порядка оформления и представления для учета документов и сведений.

В соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчётности» главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности руководителем предприятия. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю предприятия и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского и налогового учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

В соответствии со ст.8 (п.7) Закона главный бухгалтер обязан:

обеспечивать соблюдение на мероприятия единых методологических основ бухгалтерского учёта;

составлять и сдавать в установленные сроки финансовую, статистическую, налоговую отчётность;

организовывать контроль за отражением на счетах бухгалтерского учёта всех хозяйственных операций;

принимать участие в оформлении материалов, связанных с недостачей, порчей активов предприятия.

В Приказе «Об учетной политике» четко расписаны требования и правила к ведению бухгалтерского учета и отчетности главным бухгалтером. Главный бухгалтер обязан обеспечить применение в бухгалтерском учете единых форм первичных документов как унифицированных, утвержденных нормативно-правовыми актами Украины, так и документов, созданных предприятием самостоятельно. Также, согласно данному Приказу лавный бухгалтер ООО «Воля» при изъятии первичных документов и регистров бухгалтерского учета должен составить реестр этих изымаемых документов. Первичные документы и регистры бухгалтерского учета могут изыматься у предприятия только по решению соответствующих органов, принятому в пределах их полномочий предусмотренных законодательством.

Главный бухгалтер обеспечивает отражение хозяйственных операций предприятия в соответствии с рабочим Планом счетов, разработанным на основании Плана счетов бухгалтерского учёта активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утверждённого Приказом Минфина. Для обобщения информации о затратах предприятия применяются бухгалтерские счета класса 9.

На предприятии ООО «Воля» для ведения бухгалтерского учёта на предприятии и его подразделениях применяют бухгалтерскую программу «1С-Бухгалтерия».

На предприятии используется мемориально-ордерная форма учета. Сущность ее заключается в том, что на основании первичных документов, сгруппированных по определенному признаку, составляются мемориальные ордера, в которых представляется корреспонденция счетов. Мемориальные ордера записываются в хронологическом порядке в регистрационный журнал. Регистрационный журнал, в свою очередь, предназначен для того, чтобы обеспечить контроль за сохранностью документов.

Записи на синтетических счетах ведут в книге синтетического учета - Главной книге. Правильность записей в Главной книге ежемесячно проверяется путем переноса оборотов в оборотные ведомости и подсчета итогов. Аналитический учет ведется параллельно синтетическому учету. После записи мемориальных ордеров в Главную книгу делают записи счетов аналитического учета, которые ведутся в карточках. Правильность ведения синтетического и аналитического учета осуществляется путем составления в конце месяца оборотных ведомостей по счетам аналитического учета и сверки их итогов с соответствующими данными оборотной ведомости по синтетическим счетам.

В целом бухгалтерский учет на ООО «Воля» ведется согласно действующим законам и принятым положениям бухгалтерского учета, что обеспечивает эффективное использование материальных и финансовых ресурсов, их сохранность на предприятии, предотвращение хищений и порчи имущества, своевременное составление и предоставление финансовой и налоговой отчетности компетентным органам; соответствие финансовой отчетности достоверным данным бухгалтерского учета.

Глава 2. Учет производственных запасов

.1Порядок документального оформления операций по движению производственных запасов

Все документы, оформляющие поступление материальных ценностей, подразделяют на документы, составленные поставщиком и направленные на предприятие, и документы, которые составляются на предприятии.

Товарно-материальные ценности, поступающие от поставщиков, принимаются на складе материально ответственными лицами. На предприятии происходят поставки ТМЦ, в которых сопроводительными документами являются Сертификаты качества.

При приобретении ТМЦ через подотчетных лиц выписывается накладная со всеми стандартными реквизитами, а так же с пометкой «Через».

«Товарно-транспортная накладная (ТТН)» - документ, сопровождающий перевозимый груз в процессе транспортировки. ТТН содержит информацию не только о поставщике, покупателе и самом товаре, но и об организации-перевозчике, транспортном средстве, водителе, пунктах погрузки-разгрузки товара и т.п. Товарно-транспортную накладную выписывают в четырех экземплярах:

-первый экземпляр остается у грузоотправителя и является основанием для списывания товарно-материальных ценностей;

-второй экземпляр водитель сдает грузополучателю как основание для оприходования товарно-материальных ценностей;

-третий экземпляр является основанием для осуществления расчетов за транспортные услуги;

-четвертый экземпляр является основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.

Если есть расхождения в количестве и качестве запасов, поступивших на предприятие, с данными сопроводительных документов, которыми они оформлены, составляют «Акт о приемке материалов» (форма № М-7). Его заполняют также при приемке материалов, поступивших без документов. После приемки ценностей акты с приложенными документами (товарно-транспортными накладными и т.п.) передают: один - в бухгалтерию предприятия для учета перемещения (движения) ТМЦ, а второй - в отдел снабжения или юротдел для направления письма-претензии поставщику.

Акт в двух экземплярах составляет приемочная комиссия. При этом обязательно должны присутствовать материально ответственные лица и представитель отправителя (поставщика) или представитель незаинтересованной организации (торговой палаты). Акт утверждает руководитель предприятия или уполномоченное лицо.

«Счет-фактура». Типовая форма счета-фактуры на сегодняшний день законодательно не утверждена, поэтому составляют его в произвольном порядке. Но чтобы он был признан первичным документом, при составлении следует придерживаться правил, описанных в Законе о бухгалтерском учете и в Положении №88.

Еще одним документом при поступлении ТМЦ является «Налоговая накладная». Налоговая накладная составляется в момент возникновения налоговых обязательств продавца.

«Приходный ордер» (Форма № М-4) применяют для учета материалов, поступающих на предприятие от поставщиков или с переработки. Его составляет материальное ответственное лицо в одном - двух экземплярах в день прибытия ценностей на склад.

Документальное оформление выбытия запасов.

Выдача материалов со склада осуществляется на основании лимитно-заборных карт, накладных-требований на отпуск (внутреннее перемещение) материалов, акта-требования на замену (дополнительный отпуск) материалов.

«Лимитно-заборная карточка» (форма № М-8) служит для оформления многоразового отпуска одного номенклатурного номера ТМЦ на один месяц. Отвечает за ее оставление отдел снабжения или плановый отдел. Лимитно-заборную карточку заполняют в двух экземплярах. Один из них до начала отчетного месяца передают в цех (на участок), то есть тому, у кого эти запасы хранятся и кто их будет выдавать. Второй экземпляр - потребителю материалов.

Для того чтобы получить материалы, получателю следует обратиться на склад, предъявив выданный ему экземпляр лимитно-заборной карты.

Кладовщик, выдав ТМЦ, указывает в двух экземплярах карточки дату и количество отпущенных им материалов и ставит подпись в экземпляре получателя. Последний, в свою очередь, расписывается в карточке, которая остается на складе, и служит основанием для списания с него остатка запасов.

Отпускают ТМЦ со складов, указанных в лимитно-заборной карте. Кладовщик, проставив на ней дату и количество выданных запасов, определяет остаток лимита по каждому номенклатурному номеру запаса. Он же сдает карточки в бухгалтерию. Но только после того. Как получатель использовал весь указанный в ней лимит ТМЦ. Лимитно-заборные карты по незавершенным объектам, то есть тем, которые переходят на следующий месяц, возвращают исполнителю работы.

По лимитно-заборной карте также ведут учет запасов, которые не использовали в производстве и вернули на склад. И больше никаких дополнительных документов не нужно.

Изменение лимита, сверхлимитный отпуск запасов и замена одних видов запасов другими возможны только с разрешения руководителя предприятия и главного инженера или другого уполномоченного на это лица. Для такой выдачи берут акт-требование по форме № М-10.

«Акт-требование на замену (дополнительный отпуск) материалов» (форма № М-10) составляют при дополнительном отпуске материалов как в пределах лимита, так и при сверхлимитных расходах. Используют его также и при замене полученных ранее материалов. Для дополнительно отпуска в пределах лимита предусмотрены еще и лимитно-заборные карточки. Выбор за предприятием, но в любом случае отпуск должно санкционировать руководство. Акт-требование выписывают в двух экземплярах на каждый вид материалов: один - для получателя (цеха, участка и т.п.), другой - для склада. В обоих кладовщик указывает дату и количество отпущенного материала, после чего определяет остаток. Акт-требование на замену (дополнительный отпуск) материалов служит основанием списать материалы со склада. Его сдают в бухгалтерию после того, как по акту выдают все материалы, на которые они оформлены. Это делают по каждому месяцу отдельно.

Для оформления одноразового отпуска материальных ценностей оформляется «Накладная-требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов» (типовая форма № М-11). Данная накладная выписывается в двух экземплярах, один из которых остается на складе или в кладовой, а другой передается получателю (цеху, отделу, участку и т.д.). Они должны быть подписаны лицами, уполномоченными на это руководителем предприятия.

Сторонним организациям выдача материалов оформляется приказами и «Накладными», товарно-транспортными документами, счетами-фактурами. Выдача материальных ценностей на сторону осуществляется непосредственно представителям покупателя на основании надлежаще оформленных доверенностей на право получения ценностей и при оформлении соответствующих операций. Если производственные запасы отпускаются с последующей оплатой, то первый экземпляр служит также для выписки бухгалтерией расчетно-платежных документов. При перевозке производственных запасов вместо накладной выписывается «Товарно-транспортная накладная».

Предприятие реализует свои отходы жести на сторону составляя при этом «Расходную накладную».

Расходная накладная применяется для учета расхода/продажи материальных ценностей. Она хранится на складе и используется для складского учета. Ее удобно оформлять при расходе/продаже со склада большого количества материальных ценностей.

Форма расходной накладной включает в себя необходимые показатели для складского учета: наименование организации, ее ИНН, наименование склада, а также наименование, единицы измерения, количество и сумму расхода каждого товара и ответственных за его передачу и хранение лиц.

«Накладную-требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов» (форма № М-11) используют, чтобы учитывать движение ТМЦ внутри предприятия, а также отпускать их структурным подразделениям, размещенным за пределами его территории, и реализовывать запасы сторонним организациям.

Накладную-требование составляют в двух экземплярах и подписывают главный бухгалтер или уполномоченное на это лицо. Если запасы перемещают внутри предприятия, то один экземпляр накладной нужен складу (цеху), который принимает, чтобы оприходовать ТМЦ.

Документальное оформление движения на складе и МБП.

«Карточку складского учета материалов» (форма № М-12) применяют для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду и размеру в номенклатурных номерах. Ведет ее материально ответственное лицо (кладовщик, завскладом). Порядок заполнения такого документа приведен в приказе Минстата №193.

«Ведомость учета остатков материалов на складе» (форма № М-14) служит для ведения количественного учета движения запасов. В день осуществления операции кладовщик записывает операции по приходу и отпуску материалов в карточках складского учета и выводит остатки ТМЦ на складе. Основанием для таких записей служат первичные документы (приходные ордера, требования, накладные, товарно-транспортные накладные и т.п.), кладовщик подает в бухгалтерию в установленный срок (обычно раз в месяц, но можно и чаще) в двух экземплярах ведомость остатков материалов на конец отчетного периода. Данную ведомость составляют в количественно выражении только по тем материалам, по которым осуществлялось движение в отчетном месяце.

Правильность оформления первичных документов и составление ведомости остатков бухгалтерия проверяет сразу же после их получения. Потом один экземпляр ведомости с замечаниями и указаниями возвращают на склад. Порядок заполнения этого документа приведен в приказе Минстата №193.

ООО «Воля» не хранит материалы на складе так как при поступлении сразу передает их в производство, следовательно формы № М-12 и М-14 не ведет.

Так же в конце каждого месяца цех металлической тары предоставляет в бухгалтерию «Производственный отчет» в котором указывается:

·выпуск готовой продукции;

·фактический выпуск готовой продукции и расчет сырья основных материалов;

·результат по расходу сырья и основных материалов.

Учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов ведется с помощью «Карточек МБП» (форма № МШ-2). Карточку учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов используют при учета МБП, выданных под расписку работнику или бригадиру (для бригады) из раздаточной кладовой цеха для длительного пользования. Ее заполняет кладовщик в одном экземпляре на каждого работника, который получил такие предметы.

Порядок заполнения этого документа приведен в приказе Минстата №145.

«Акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов» (форма № МШ-4) используют для оформления поломки и потери инструментов (приборов) и других МБП. Его составляют в одном экземпляре мастер и начальник цеха (участка) на одного или нескольких работников. Но при поломке, повреждении или потере МБП по вине работника - в двух экземплярах. Один экземпляр остается в цехе (на участке), а второй направляют в бухгалтерию для удержания с работника стоимости поломанного, испорченного или потерянного предмета.

Работнику который предъявляет акт выбытия, вместо непригодного или утерянного предмета выдают пригодный и записывают в карточку учета МБП. После оформления акт выбытия прилагают к актам списания (формы № МШ-5 и № МШ-8).

Порядок заполнения этого документа приведен в приказе Минстата №145.

«Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов» (форма № МШ-8) используют для списания морально устаревших, изношенных и не пригодных для дальнейшего использования МБП и сдачи их в кладовую для утилизации. Его в одном экземпляре составляет комиссия на основе разовых актов выбытия МБП (форма № МШ-4). После этого акт с подписью кладовщика оставляют в бухгалтерии.

На разные виды МБП акты на списание составляют отдельно.

2.2 Учет поступления производственных запасов. (рассмотрено в пункте 1.1)

Поступления производственных запасов на предприятии за плату от поставщиков отражается следующими записями

·В случае последующей оплаты

№ п/нСодержание хозяйственной операцииПроводка СуммаДебет Кредит 1. Оприходованы запасы206320000Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе стоимости оприходованных запасов6416340002.Отражены расходы на транспортировку запасов2063120Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе суммы предоплаты за запасы при наличии налоговой накладной64163203.Оплачены приобретенные запасы6331240004.Оплачены транспортные услуги6331120

·В случае предоплаты

№ п/нСодержание хозяйственной операцииПроводка СуммаДебет Кредит 1. Осуществлена предоплата за запасы371313600Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе суммы предоплаты за запасы при наличии налоговой накладной.6416446002. Осуществлена предоплата за транспортные услуги37131180Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе суммы предоплаты за транспортные услуги при наличии налоговой накладной641644303.Оприходованы приобретенные запасы206330004.Списана ранее отображенная сумма налогового кредита по НДС при оприходовании запасов.644636005.Стоимость транспортных услуг включена в первоначальной стоимости запасов20631506.Списана ранее отражена сумма налогового кредита по НДС в составе стоимости транспортных услуг64463307.Произведен зачет задолженностей633713780

·Закупка подотчетным лицом

№ п/нСодержание хозяйственной операцииПроводка СуммаДебет Кредит 1. Выдано денежные средства работнику под отчет из кассы предприятия3723018002.Оприходованы запасы от подотчетного лица203721500Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе стоимости запасов при наличии налоговой накладной.6413723003.списаны расходы расхода топлива, связанные с закупкой запасов.20 20372 203 300

Изготовление запасов собственными силами предприятия

Первоначальной стоимостью запасов, изготавливаемых собственными силами предприятия, признается себестоимость их производства.

Себестоимость производства готовой продукции включает затраты, непосредственно связанные с единицами производства, а именно:

Прямые материальные затраты (стоимость сырья, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, других материалов, которые могут быть непосредственно отнесены к конкретному объекту расходов);

Прямые затраты на оплату труда (заработная плата и другие выплаты работникам, занятым на производстве продукции, которые могут быть непосредственно отнесены к конкретному объекту расходов);

Прочие прямые расходы (все другие производственные расходы, которые могут быть непосредственно отнесены к конкретному объекту расходов, в частности отчисления на социальные мероприятия, плата за аренду земельных и имущественных участков, амортизация и т.п.);

Общепроизводственные расходы (расходы на управление производством, амортизация основных средств и нематериальных активов общепроизводственного назначения, расходы на обслуживание производственного процесса и т.п.), возникающих при переработке в готовую продукцию и подразделяются на:

Постоянные накладные расходы (косвенные издержки производства, которые остаются неизменными или почти неизменными при изменении объема производства);

Переменные накладные расходы (косвенные издержки производства, которые изменяются прямо или почти прямо пропорционально изменению объема деятельности).

Постоянные производственные накладные расходы распределяются на каждый объект затрат с использованием базы распределения (часов труда, заработной платы, объема деятельности, прямых расходов и т.п.) при нормальной мощности.

Распределение постоянных производственных затрат может привести к появлению нераспределенных постоянных общепроизводственных расходов. Такие расходы включаются в состав себестоимости реализованной продукции (товаров, работ, услуг) в период их возникновения. Но следует учитывать, что общая сумма распределенных и нераспределенных постоянных затрат не должна превышать их фактическую величину.

Переменные общепроизводственные расходы распределяются на каждый объект затрат с использованием базы распределения (часов труда, заработной платы, объема деятельности, прямых расходов и т.п.) исходя из фактической мощности отчетного периода. Изготовление производственных запасов собственными силами предприятия отражается следующими записями:

Пример. Предприятие собственными силами изготавливает материалы для дальнейшего производства готовой продукции.

№ п/нСодержание хозяйственной операцииПроводка СуммаДебет Кредит 1. Полуфабрикаты собственного производства2523120002. Материалы (полуфабрикаты), производимые предприятием для собственных нужд.20123110003. Оприходование производственных запасов изготовленных на предприятии202311000

На предприятии ООО «Воля» не используется учет производственных запасов изготовленных собственными силами.

Запасы могут поступать на предприятие путем бартерного обмена на другие материальные ценности.

Бартер подобными запасами


Содержание операцииПроводкаСуммаДТКТ1. Списана балансовая стоимость реализуемых материалов при отгрузке их покупателю и отражена его задолженность перед предприятием3612012002. Отражена сумма налоговых обязательств по НДС3616412003. Оприходованы полученные материалы2063110004. Отражена сумма налогового кредита по НДС6416312005. Отражен зачет задолженностей6313611200

Бартер неподобными запасами

Его суть заключается в том, что предприятие обменивает запасы, которыми обладает в избытке на запасы, по которым существует потребность на предприятии.

Пример. Предприятие получило материалы от поставщика по обмену на неподобный объект.

Содержание операцииПроводкаСуммаДТКТ1. Оприходованы полученные материалы2063118002. Отражен налоговый кредит по НДС6416313003. Отгружены материалы, признан доход36171218004. Отражены налоговые обязательства по НДС7126413005. Отражен зачет задолженностей63136118006. Списана учетная стоимость реализованных материалов943201500

Запасы, полученные в Уставный капитал предприятия. Пример условный:

Учредитель Петров А.Н. в качестве вклада в уставный капитал вносит производственные запасы, которые были оценены в сумме на 17000 грн.

№ Содержание хозяйственной операции Дебет КредитСумма123451Производственные запасы внесены в уставный капитал204617000

Запасы, полученные безвозмездно. Пример условный:

Предприятие «А» безвозмездно получило от предприятия «Б» материалы на сумму 7000грн.

№ Содержание хозяйственной операции Дебет КредитСумма123451Безвозмездно получены материалы от предприятия "Б"207187000

.3 Учет выбытия производственных запасов

Согласно П(С)БУ 9 "Запасы" можно выделить несколько основных причин, по которым может произойти списание производственных запасов с баланса: - отпуск в производство; - реализация на сторону; - списание в связи с порчей, хищением; - списание в результате чрезвычайных событий; - списание в результате передачи в уставный фонд другого предприятия.

При организации учета расхода производственных запасов необходимо, прежде всего, определиться с методом их оценки. Согласно П(С)БУ №9 «Запасы» при отпуске запасов в производство, продажи или другого выбытия оценка их осуществляется по одному из таких методов:

·идентифицированной себестоимости соответствующей единицы запасов;

·средневзвешенной себестоимости;

·себестоимости первых по времени поступления запасов (ФИФО);

·нормативных затрат;

Методы выбытия запасов более подробно были рассмотрены в п.1.1

Для всех единиц бухгалтерского учета запасов, имеющие одинаковые назначения и одинаковые условия использования, применяется только один из приведенных методов.

Предприятие может выбирать одну из двух систем учета: постоянную и периодическую. Выбор системы должен быть оговорен в приказе об учетной политике.

Предприятие ООО «Воля» согласно приказу «Об учетной политике» использует метод ФИФО.

Пример «Учет выбытия материалов по методу ФИФО» (цифры в примере приведены условно).

№ п/нСодержание хозяйственной операцииПроводка Кол-во (кг)Сумма, грн Дебет Кредит 1. Остаток жести на начало отчетного периода201--704902. Отражено поступление жести на протяжении отчетного года2016312701 922,503. Отражен налоговый кредит по НДС за поступившую жесть641631270384,54. Отражено списание жести в производство по методу ФИФО232011801 266,905. Остаток жести на конец отчетного периода201--1601 145,60

Метод идентифицированной себестоимости соответствующей единицы запасов.

Пример (условный).

Остаток на начало месяца = 15x10 = 150 грн.

Всего за месяц было приобретено 32 единицы запаса А.

Стоимость приобретения составляет 401 грн.

Приобретены за месяц = 15x12+ 17x13 = 180 +221 = 401 грн.

Если на предприятии используется метод идентифицированной себестоимости, то известно сколько единиц запаса А выбыло и по какой цене (с какой партии был именно производственный запас)

Выбытие запасов = 10 ед. х 10 грн. = 100 грн.

ед. х 12 грн. = 60 грн.

ед. х 13 грн. = 91грн.

грн.

Остаток запасов на конец месяца = 150+401 - 251 = 300 грн.

ед. х 10 грн. = 50 грн. 10 ед. х 12 грн. = 120 грн. 10 ед. х 13 грн. = 130 грн.

Метод средневзвешенной себестоимости

Оценка запасов проводится по каждой единице запасов по формуле:

Сп Сн \ Кп Кн

где Сп и ЛП - себестоимость и количество запаса на начало периода;

Сн и Кн - себестоимость и количество поступивших запасов в течение периода

Пример (условный)

Пример: Рассчитать методом средневзвешенной себестоимости оценку запасов, если на начало периода себестоимость запасов равнялась 4000 грн в количестве 200 штук, а в течении периода поступило запасов на сумму 24000 в количестве 1200 штук.

Сс = (24000+4000) / (1200+200) = 20 (грн)

Метод нормативных затрат

Общее отклонение на продукцию, поступившую по производству за месяц рассчитывается по формуле:

ЗВ = Фк * ФЦ-Нк * НЦ

Где ЗВ - общее отклонение на продукцию, поступившую по производству за месяц;

ФК - фактическое количество произведенной продукции;

ФЦ - фактическая цена единицы продукции;

Нк - признанная нормативная (стандартная) количество для фактического результата;

НЦ - нормативная (стандартная) цена единицы продукции

Или

ЗВ = ФС-НС

где ФС - фактическая себестоимость;

НС - нормативная себестоимость.

Пример: Рассчитать общее отклонение на продукцию, поступившую на производство за месяц, если фактическая себестоимость равна 18 грн за единицу, а нормативная 15 грн за единицу.

Общее отклонение = 18 - 15 = 3 (грн за ед.)

Учет списания запасов с баланса в связи с реализацией

Также может возникнуть ситуация, когда исчезает потребность в определенных видах материальных запасов. В таких случаях предприятия могут реализовать такие запасы. Существует определенная специфика в реализации сторонним лицам, как юридическим, так и физическим, производственных запасов (сырья, полуфабрикатов, топлива и др.) для производственных нужд и товаров для продажи.

Пример: Отпущены материалы на производстве для собственных нужд

№ п/нСодержание хозяйственной операцииПроводка СуммаДебет Кредит 1.производства продукции2320240002.общепроизводственных потребностей91203003.исправление брака242050004.обеспечение сбыта продукции932035005.общехозяйственных нужд922020006.выполнение исследований и разработок9412010007.содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурного назначения9492010008.капитального строительства152015009.реализация производственных запасов Получение дохода от реализации317126000Отражена сумма НДС7126411000Себестоимость реализованных запасов943205000

Учет списания в связи с хищением или порчей

При проведении инвентаризации на предприятии может быть выявлена недостача производственных запасов. В случае, когда виновное лицо не установлено и сумма недостачи не превышает суммы нормативных расходов, то эта сумма списывается следующим образом.

Сумма выявленной недостачи отражается по дебету счета 91 "Обще производственные расходы".

После этого ее следует списать или на издержки производства (сч. 23) или на себестоимость реализованной продукции (сч. 90).

Если сумма постоянных расходов в текущем периоде, при нормальной мощности предприятия выше суммы постоянных затрат, которая была в предыдущем отчетном периоде, то безответная сумма недостачи списывается с кредита счета 91 в дебет счета 90. В противном случае сумма недостачи распределяется между видами запасов, по которым существует нехватка, и списывается с кредита сч. 91 в Дт 23 счет.

Если выявленная недостача превышает установленные на предприятии нормы допустимых потерь и виновное лицо не установлено, то сумму недостачи следует отразить в других операционных затратах (сч. 945). Также эта сумма указывается на забалансовом сч. 072. При выявлении виновного лица следует отразить сумму недостачи по Дт сч. 375. Одновременно списывая эту сумму с забалансового счета 072.

Пример:

Виновные установлены. Материалы не возвращены. Рыночная стоимость материалов - 5 000 грн. Сумма ущерба взыскивается из заработной платы виновного работника.

№ п/нСодержание хозяйственной операцииПроводка СуммаДебет Кредит 1. Сумма стоимости недостающих материалов9472045002. Сумма фактического ущерба, взыскиваемого с виновного лица37594745003. Разница между суммой, взыскиваемой с виновного лица, и фактическим размером ущерба375695004.Сумма ущерба, удержанная из заработной платы виновного работника6637550005.Разница между суммой, взыскиваемой с виновного лица, и фактическим размером ущерба6974500Учет списания запасов вследствие чрезвычайных событий

Пример №9: Учет списания запасов вследствие чрезвычайных событий осуществляется следующими записями.

№ п/нСодержание хозяйственной операцииПроводка Дебет Кредит 1.Списаны запасы в результате стихийного бедствия992012.Оприходованы поврежденные материалы2097513.Отображение срочного возмещения6547514.Отражение в составе финансовых результатов стоимость понесенных расходов79995.Отражение в составе финансовых результатов чрезвычайных доходов7599

Учет передачи запасов в уставный фонд другого предприятия

При передаче в качестве вклада в уставный фонд другого предприятия, предприятием-участником отражается в учете осуществления инвестиций. При этом сумма налогового кредита "сторнуется".

Пример №10: Учет передачи запасов в уставный фонд другого предприятия отражается следующими записями.

№ п/нСодержание хозяйственной операцииПроводка Дебет Кредит 1.Передано запасы в обмен на акции акционерного общества142022.Скорректировано налоговый кредит по НДС9496413.Отражена разница между стоимостью запасов и справедливой стоимости инвестиции (в учет на запасы были получены акции)14746

.3 Учет производственных запасов на складе и в бухгалтерии

Складской учёт - это сортовой, количественный оперативно-технический учёт. Осуществляется учёт материалов на складе с помощью карточек по форме № М-12.

Карточки складского учёта материалов открываются в бухгалтерии и выдаются под расписку в реестре, где указываются их регистрационные номера и подпись получателя. Записи в карточках (в количественном выражении) ведут материально ответственные лица (заведующие складом, кладовщики) на основании первичных документов, подтверждающих движение материалов и составляемых в день осуществления операций.

Сортовой учёт материалов на складах можно вести также и в книгах. Складской учёт является важным фактором контроля за сохранностью материальных ценностей предприятия. Организуется складской учёт по видам хранимых объектов, местам хранения, по количеству материальных ценностей. При необходимости складской учёт организуют по партиям поступления материальных ценностей. Каждому виду материальных ценностей присваивается номенклатурный номер, который повторяется во всех первичных документах.

Заведующий складом (кладовщик) ежедневно записывает в складскую картотеку (или книгу) все операции по приходу и расходу материалов, нумеруя записи по порядку с начала года или квартала.

После каждой записи определяется остаток материалов данного номенклатурного номера.

Записи в регистрах сортового учёта из лимитных карт необходимо делать после каждой операции, занесённой в карточку. В случаях, когда количество лимитных карт невелико, можно записывать в сортовые карточки общие итоги за неделю, пятидневку или месяц. Периодически (как правило, не реже одного раза в неделю) материально ответственные работники складов и цеховых кладовых должны составлять реестры документов и сдавать в бухгалтерию для дальнейшей обработки, т.е. ведения бухгалтерского учёта материалов.

Для сверки данных складского и аналитического учётов следует осуществлять периодическую оценку по учётным ценам количественных остатков по данным складского учёта на определённую дату и сопоставлять полученные общие суммы с суммой остатка по учётным ценам из стоимостного аналитического учёта. Такой метод организации учёта называется сальдовым или оперативно-бухгалтерским.

На работников бухгалтерии должна быть возложена обязанность в установленные дни (не реже одного раза в неделю или декаду) проверять непосредственно на складе в присутствии заведующего складом (кладовщика) своевременность и правильность оформления первичных документов по складским операциям, а также своевременность и правильность записей в карточках складского учёта, выполняемых материально ответственными лицами склада. Одновременно проверяющий работник бухгалтерии принимает от заведующего складом (кладовщика) первичные документы. Сдача документов производится по реестру приёма-сдачи документов типовой формы № М-13, который оформляется материально ответственным лицом. В реестре указывают количество документов, их номера, группы материалов, к которым они относятся. С согласия материально ответственного лица допускается сдача первичных документов и без оформления реестра. Подтверждением приёма-сдачи документов в таких случаях служит подпись работника бухгалтерии по каждой операции в карточках складского учёта о проверке записей.

Учет поступления материалов на складе

Все операции поступления материалов на предприятие должны быть оформлены первичными документами.

Возможны следующие направления поступления запасов на предприятие: - приобретение у поставщика; - приобретение подотчетными лицами за наличные; - изготовление на данном предприятии; - бесплатное получение; - от ликвидации основных средств и малоценных необоротных активов; - выявление излишков при проведении инвентаризации; - обмен на подобные и неподобные активы.

Приобретение производственных материалов планируется предприятием. Для этого заключаются договоры поставки.

Материалы, поступающие на склад, тщательно проверяют, устанавливают соответствие их качества, количества, ассортимента, условиям поставок и сопроводительным документам. Если не обнаружено различий, материалы принимают.

На склады также могут поступать запасы из своих цехов Эти материалы оприходуют на склады с помощью накладной.

Обмен подобными запасами происходит тогда, когда активы, которые обмениваются, имеют одинаковое назначение и применяются водной отрасли деятельности. Обмен неподобными запасами. Его суть состоит в том, что предприятие обменивает запасы, которыми обладает в избытке, на запасы, по которым существует потребность на предприятии.

Для обобщения информации о наличии и движении принадлежащих предприятию готовой продукции, товаров, запасов сырья и материалов (в том числе сырья и материалов, находящихся в пути и в переработке), строительных материалов, запасных частей, материалов сельскохозяйственного назначения, топлива, тары и тарных материалов, отходов основного производства предназначен счет 20 «Производственные запасы», в разрезе соответствующих субсчетов. По дебету счета 20 «Производственные запасы» отражаются поступление запасов на предприятие, их дооценка, по кредиту - расходование на производство (эксплуатацию, строительство), переработку, отпуск (передачу) на сторону, уценка и т. п.

Данный счет имеет следующие субсчета:

Сырье и материалы;

Топливо;

Тара и тарные материалы;

Материалы переданные в переработку

Запасные части;

Другие материалы.

Пример:

ООО «Воля» приобрел у поставщика ООО «АрселорМеталл Пекеджинг» жесть белую 0,18*820*835 Т57 ВА 2,8/2,8.

В бухгалтерском учете эти операции отображаются в таблице 4.

Таблица 3

Учет поступления запасов от поставщика№ п/нСодержание хозяйственной операцииДебетКредитСумма1234 Первое событие - оплата1Произведена оплата материалов371311244859,04Начислен налоговый кредит (НДС)64164440809,842Оприходованы материалы201631204049,203Списана сумма ранее начисленного налогового кредита64463140809,844Отражены взаимный зачет задолженности631371244859,04Первое событие - оприходование запасов1Оприходованы материалы201631204049,20Отражен налоговый кредит по НДС64163140809,842Оплачены ранее полученные материалы631311244859,04

Пример: Зам. Генерального директора Мигель О.А. получил из кассы ООО «Воля» 4700 грн. для приобретения масла вазелинового PIONER 32. Масла было приобретено на сумму 4649,40 грн. В кассу кладовщик вернул 50,60 грн.

Таблица 4

Учет поступления запасов приобретенных подотчетным лицом№ п/нСодержание хозяйственной операцииДебетКредитСумма1234 1Получены наличные из кассы подотчетным лицом для приобретения масла вазелинового PIONER 323723047002Оприходовано масло приобретенное подотчетным лицом2013724649,403Налоговый кредит по НДС по оприходованным материалам641372774,904Возвращены в кассу неиспользованные наличные подотчетным лицом3037250,60

На ООО «Воля» оценка запасов осуществляется методом ФИФО

Пример №12 (условно).

кг жести, списано в течение отчетного периода, распределяются так:

Остаток на начало периода - 1200 кг по 2,02 грн, на сумму 2424 грн.

Первое приобретение - 890 кг по 2,05 грн, на сумму 1824,50 грн.

Второе приобретение - 177 кг по 2,12 грн, на сумму 375,24 грн.

Вместе списано в течение отчетного периода 2267 кг стоимостью 4623,74 грн.

Следующий этап - определение учетной стоимости остатка на конец отчетного периода, определяется по стоимости последних поступлений. В нашем случае:

последнее приобретение - 100 кг по 2,13 грн, на сумму 213 грн.

Остаток от предпоследнего приобретения - 673 кг по 2,12 грн. = 1426,76 грн.

Вместе остаток на конец отчетного периода - 773 кг стоимостью 1639,76 грн.

Отразим эти операции в бухгалтерском учете в виде таблицы.

Эти проводки отражают отпуск запасов в производство при периодической системе учета запасов.

Таблица 7

Операции в бухгалтерском учете№ п/нСодержание хозяйственной операции ДебетКредитКол-воСумма1Остаток материала на начало отчетного периода205-120026402Отражены поступления материала в течение отчетного периода20563118403839,53Отражена сумма налогового кредита по НДС6416311840767,94Отражено списание материала в производство по методу ФИФO2320522674623,745Остаток материала на конец отчетного периода205-7731639,76

Инвентаризация материальных ценностей на предприятии осуществляется в соответствии с «Инструкцией по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов», утв. Приказом Минфина Украины от 11,08,94 № 69 (далее инструкция №69).

На предприятии инвентаризация материальных ценностей проводится ежегодно перед составлением финансовой отчетности не позднее последнего дня отчетного периода. Инвентаризация проводится на основании приказа руководителя предприятия «О проведении инвентаризации». В этом приказе отражается состав постоянно действующей центральной инвентаризационной комиссии, которая осуществляет инвентаризацию материальных ценностей в местах их хранения.

Перед началом инвентаризации лицо, ответственное за сохранность материальных ценностей, а именно кладовщик, составляет расписку о том, что к началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на товарно-материальные ценности сданы в бухгалтерию.

По окончании инвентаризации комиссия составляет протокол, в котором указаны результаты инвентаризации, выявляются причины расхождений фактических данных с учетными и вносятся предложения по их устранению. Также в ходе проведения инвентаризации комиссией составляется инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, в которой отражается фактическое наличие и наличие по данным бухгалтерского учета. Данные из описи товарно-материальных ценностей переносятся в сводную ведомость, в которой определяется излишек или недостача производственных запасов по итогам инвентаризации.

Результаты инвентаризации в бухгалтерском учёте рассмотрим на примере.

Пример 3

№ п/пСодержание операцииДебет КредитСумма (грн)1В ходе проведения инвентаризации выявлен излишек ТМЦ 201 719 2002В ходе проведения инвентаризации выявлена недостача ТМЦ977 201 2503Отнесена на расходы отчетного периода сумма НДС97764504Отнесена недостача на виновных лиц3777196605Удержана с виновного лица сумма недостачи3013776606Отнесена разница на расчеты с бюджетом719643607Перечислена разница в бюджет643113608Списано на финансовые результаты791 719977 791300 300

Учет материалов в бухгалтерии ведется в количественном и стоимостном выражениях по материально ответственным лицам, балансовым счетам, субсчетам и учетным группам на основании данных первичных документов.

При приеме первичных документов со складов и подразделений предприятия работники бухгалтерии осуществляют действенный контроль за законностью, правомерностью и целесообразностью документального оформления операций по движению производственных запасов.

Глава 3. Автоматизация учета производственных запасов

Функциональное назначение АРМБ АУПЗ - автоматизация участков учета, контроля, анализа и аудита, а также принятие управленческих решений по производственным запасам.

На АРМБ первой категории возлагаются задачи по документированному оформлению операций и первичной обработке данных по учету производственных запасов, ведению аналитического учета на местах хранения ТМЦ. На основании вводимой информации создается информационная база - складская картотека, в которой отражаются движение и остатки ТМЦ: приход, расход, списание, остатки на определенную дату или за определенный период времени. Сформированная информация складской картотеки отображается в печатающем устройстве или дисплее в виде карточки складского учета. В запросном режиме выходная информация выдается по требованию пользователя в виде вспомогательных машинограмм (видеограмм) для осуществления контрольных и справочных функций.

АРМБ второй категории осуществляет расчет и формирование выходной информации регламентного, контрольного и справочного характеров.

АРМБ третей категории осуществляет сведение данных для составления отчетности, анализа, прогноза, аудита и принятия управленческих решений в целом по предприятию или структурному подразделению.

Для решения задач по учету ПЗ формируется единая база бухгалтерских записей. Входная информация поступает из различных источников в виде первичных данных, отражающих разнообразные хозяйственные операции по движению материалов, а также в виде информации на магнитных носителях, поступающей из других АРМБ и информационной системы предприятия. Методом формирования является автоматизированное формирование входной информации путем использования штрих - кодов, магнитных карт ит.д. однако данная технология применяется еще на немногих предприятиях. Чаще всего на практике встречается метод формирования входной информации на машинных носителях или путем использования бумажного первичного документа.

Конечным результатом решения всех рассматриваемых задач по учету производственных запасов является формирование сведений о хозяйственных. Полученная результативная информация формируется в единой информационной базе бухгалтерских записей.

Все операции, выполняемые на АРМБ по учету материальных ценностей, отражены во многоуровневом меню.

Головное меню АРМБ первой категории содержит следующие функции: - учет движения производственных запасов; - нормативно-справочная информация; - расчет стоимости производственных запасов; - картотека производственных запасов; - выходная информация;- ведение информационной базы.

При выборе функции головного меню «Учет движения производственных запасов» формируется меню второго уровня, которое соответствует основным направлениям движения производственных запасов на складе: - приход запасов на склад; - расход запасов на производство; - реализация запасов со склада; - прочие расходы; - внутреннее перемещение запасов.

После набора первичной информации необходимо перейти к расчету, формированию выходной информации.

Перечень машинограмм (видеограмм) в АРМБ I категории: - карточка складского учета материалов; - оборотная ведомость материальных ценностей;- справочная информация; - информация о переоценке материальных ценностей; - реестр первичных документов; - инвентаризационная ведомость.

На основе введенной информации о приеме и выбытии производственных запасов формируется картотека складского учета производственных запасов.

Информация о наличии и движении материальных ценностей передается на АРМ бухгалтера (II категории). Бухгалтер дополняет недостающую информацию и создает базу данных бухгалтерских проводок.

Выходная (результативная) информация пользователям в условиях функционирования АРМ бухгалтера отображается в регламентном и запросном режимах. В запросном режиме выходная информация отображается по требованию пользователя - это вспомогательные машинограммы, необходимые для осуществления контрольных и справочных функций. В регламентном режиме формируются машинограммы, обеспечивающие выполнение управленческих работ, регламентированных по содержанию и срокам. Основной регламентированной выходной информацией по учету производственных запасов, выдаваемой в виде машинограмм, видеокадров, справок, являются:

инвентаризационная ведомость по наличию материальных ценностей (дает возможность на необходимую дату отобразить остатки товарно-материальных ценностей в разрезе предприятия, структурных подразделений, материально ответственных лиц, счетов, субсчетов, кодов аналитического учета, групп материалов);

сводная ведомостью приходу материальных ценностей (2 и 3используются для отображения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета отдельно по приходу и расходу материальных ценностей);

сводная ведомость по расходу материальных ценностей;

оборотная ведомость материальных ценностей (используется для контроля за наличием и движением материальных ценностей);

карточка подотчетного лица (данные сведения используют для контроля за наличием подотчетных материальных ценностей);

ведомость отражения хозяйственных операций по учету материальных ценностей на счетах бухгалтерского учета (используется для сводного отображения информации по корреспондирующим счетам в разрезе структурных подразделений, основных счетов, субсчетов и кодов аналитического учета, корреспондирующих счетов);

ведомость поступления материальных ценностей в аналитическом разрезе (данная ведомость позволяет бухгалтеру (аудитору) контролировать расчеты по каждому поставщику и полноту поступления и оприходования материальных ценностей);

ведомость использования материальных ценностей

(позволяет выявить ненужные материальные ценности, отклонения от установленного норматива запаса материальных ценностей и принять своевременные управленческие решения по производственным запасам);

реестр первичных документов;

журнал учета отпуска материальных ценностей.

Информация, содержащаяся в машинограммах, должна сохраняться на магнитных носителях, а также в базе данных центральной ПЭВМ и в дальнейшем использоваться для автоматизированного ведения отчетных регистров бухгалтерского учета.

Порядок оформления машинограмм должен обеспечивать юридическую силу и соответствие требованиям архивного хранения и документальных проверок.

Для контроля за входной информацией на предприятиях формируется реестр по всем имеющимся данным документов (на АРМБ II категории).

Определенный уровень запасов должен поддерживаться предприятием в процессе производства. Запасы сырья предоставляют предприятию свободу в осуществлении закупок, а также свободу в составлении производственного плана и мар¬кетинге. Поэтому важным моментом в организации моделиро-вания является определение оптимального размера материальных ценностей, необходимых для производственного процесса. С этой целью формируется модель обеспеченности производственными запасами предприятия в разрезе заказов и отдельных номенклатурных позиций материальных ценностей.

На основе данной модели бухгалтер формирует для руководителей предприятия необходимые предложения по недопущению не укомплектованности заказов производственными запасами или об избыточных материальных ресурсах.

Рассмотренные АРМ бухгалтера по учету производственных запасов позволяют комплексно решить все задачи, поставленные перед данным участком учета, и дать необходимую информацию для принятия управленческих решений.

Заключение

В данной курсовой работе были рассмотрены особенности учета производственных запасов, а также особенности их оценки и признания.

Также определены роль и задачи учета в управлении производственными запасами предприятия. Необходимо постоянно контролировать обеспеченность предприятия производственными запасами, необходимо рационально использовать эти запасы и следить за движением материальных ценностей. В Ходе исследования учета наличия и движения производственных запасов на ООО «Воля», можно сделать выводы, что данное предприятие ведет бухгалтерский учет и оформляет документацию, согласно законодательной и нормативной базе, соблюдая все требования. Для проведения анализа технико-экономической характеристики ООО «Воля» были использованы данные финансовой отчетности за 2009 - 2011 года, рассчитанные по данным форм финансовой отчетности (форма1, форма 2), следует, что анализируемое предприятие имеет рациональную структуру производственных запасов и эффективно их использует в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Данное предприятие имеет стабильное развитие, готовая продукция пользуются высоким спросом и приносят стабильную прибыль.

Бухгалтерский учет на данном предприятии ведется как автоматизировано с использованием «1С Бухгалтерия», как и ручным способом (первичные документы). Бухгалтерский учет на предприятии ООО «Воля» осуществляется бухгалтерией предприятия, которая является самостоятельным структурным подразделением предприятия.

Автоматизация бухгалтерского учета на предприятия поставлена на достаточно высоком уровне.

Список литературы

  1. Закон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.1999 г. № 996 с изменениями и дополнениями № 1829-111 от 22.06. 2000 г.
  2. Закон Украины «Про предприятия в Украине» 1991 р. (С изменениями и дополнениями)
  3. Приказ Министерства финансов Украины «Об изменениях и дополнениях «Инструкции о порядке регистрации выданных, возвращенных и использованных ценностей»» № 226 от 18.10.96г.;
  4. Приказ Министерства статистики Украины «Об утвержденных типовых первичных учетных документов по учету сырья и материалов» № 193 от 21.06.96 г.;
  5. Приказ Министерства статистики Украины «об утверждении типовой формы первичного учета» № 192 от 21.06.96 г.;
  6. Порядок определения размера убытков от хищения, недостачи (порчи) материальных ценностей, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 22.01.96 г. №116 (с изменениями, внесенными в соответствии с постановлениями Кабинета Министров Украины № 1009 от 27.08.96 г., №34 от 20.01.97 г., №1402 от 15.12.97 г.).
  7. Инструкция о порядке регистрации выданных, возвращенных и полученных ценностей № 99, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 16.05.96 г.;
  8. Положение (стандарт) бухгалтерского учета № 9 «Запасы», утвержденным приказом Министерства финансов Украины №246 от 20.10.99 г., зарегистрировано в Министерстве юстиций Украины под № 751/04044 от 02.11.99 г.
  9. Положение (стандарт) бухгалтерского учета 2 «Баланс» Приказ МФУ от 31.03.99 г. № 87 с изменениями и дополнениями.
  10. В.П. Завгородний, В.Я. Савченко Бухгалтерский учет, контроль и аудит в условиях рынка. - К.: Издательство «Блиц - Информ», 2012г. - Русск.
  11. Волков Н.Г. Оценка товарно-материальных ценностей в учете и отчетности. //Бухгалтерский учет - 2009 - № 11.
  12. Гоголев А.К. Фифо и Лифо - методы оценки материальных запасов. //Бухгалтерский учет - 2010 - № 8.

Похожие работы на - Учет производственных запасов на примере Обособленного структурного подразделения ООО 'Фирма Воля'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!