Русская деревянная игрушка
Министерство
образования и науки РФ
ФБОУ ВПО
Псковский
Государственный Университет
Факультет
Психологии
Реферат
по
дисциплине «Методика преподавания изобразительной деятельности»
«Русская
деревянная игрушка»
Выполнила: Алибекова Линда Башировна
Студентка 1 курса
Факультет психологии
Направление: «Специальное
дефектологическое образование»
Содержание
Введение
. Особенности русской деревянной
игрушки
.1 История возникновения русской
деревянной игрушки
.2 Символика и образ деревянной
игрушки
.3 Деревянная игрушка в современном
мире
. Художественные элементы русской
традиционной деревянной игрушки на примере производства «Богородской игрушки»
.1 Легенды и традиции села
Богородское
.2 Техника производства
"Богородской игрушки" на примере фабрики «Богородский резчик»
Приложение
Введение
На протяжении многих веков развитие человечества
было немыслимо без игр и игрушек - именно они помогали должным образом
формировать психику детей. Игрушки чрезвычайно важны для развития мимики
ребенка, с их помощью можно развить определенные психологические качества, а
можно и улучшить его физическое развитие. Взаимодействуя со своим собственным
миром, который представлен игрушками, ребенок постепенно учится правильно
общаться со сверстниками и взрослыми.
Деревянные игрушки известны еще со времен
Древнего Египта, Греции и Рима.
В России игрушку делали повсеместно, изначально
между делом, чтобы детей потешить, со временем это стало особым ремеслом.
Работали целыми семьями с утра до вечера, детей приучали к работе с трех лет, к
восьми годам они уже были мастерами.
Основными центрами деревянной игрушки были:
Архангельская, Новгородская, Вологодская, Владимирская, Нижегородская,
Московская губернии.
Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых
дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб
подготовить малыша к вхождению в общественные отношения.
Древние русские игрушки ("потешки"),
как правило, выполнялись в двух самых распространенных на Руси материалах:
глине и дереве. Деревянные "потешки" были в обиходе
восточнославянских племен еще в IХ веке. Об этом говорят находки археологов на
территории древнего Новгорода. Новгородская ярмарка, этот крупнейший
средневековый "меновой двор Европы и Азии, собиравший до 50 племен",
показала, что купцы многих стран, кроме сундуков и деревянных ложек,
интересовались также русскими игрушками.
Однако, первое упоминание о деревянной игрушке в
письменных источниках встречается лишь в ХVII веке. Из этой записи мы узнаем,
что к "цареву двору" деревянную игрушку покупали в Троице-Сергиевском
монастыре, который был в то время местом богомолья русских царей. Во время
"Троицких " походов царским детям помимо сладостей покупали также
потешные возки, деревянных коней и птичек. Столетие спустя, в 1721 году, в подробных
записях дворцовых расходов мы узнаем, что детям Петра I "куплено в Москве
на торгу разных игрушек живства числом осьмнадцать - кони, коровы, олени,
бараны, лебеди, петухи, утки, а также трое детей и город с солдатами."
Интересно, что до определенного времени игрушки, которыми играли крестьянские и
царские дети, были из одних и тех же мастерских.
1. Особенности русской деревянной игрушки
.1 История возникновения русской деревянной
игрушки
Русские народные деревянные игрушки известны с
глубокой древности. Они неразрывно связаны с культурными, бытовыми и
фольклорными особенностями соответствующей исторической эпохи и региона, где
находилось их производство. Археологи обнаружили свидетельства того, что
деревянные игрушки были у восточнославянских племен еще в IX веке н.э. Основным
материалом для изготовления игрушек были глина и дерево, а начиная с первой
половины 19 века - папье-маше. Мастерили также игрушки и из соломы, мха, еловых
шишек, льна. Как глиняные, так и деревянные игрушки изготавливались во многих
местах России. Однако подтверждение этого можно обнаружить только в
исторических документах, образцов таких игрушек практически не сохранилось в
связи с особенностями дерева как материала. Даже произведения мастеров
игрушечного дела XVIII века дошли до современности в очень малых количествах. В
музеях и коллекциях в основном представлены игрушки с XIX века. Можно указать
наиболее важные центры: деревянную игрушку больше всего делали в Московской и
Нижегородской губерниях, глиняную - в вятке, Туле, Каргополе.
Но главнейший центр игрушечного производства
связан с Подмосковьем. Это Сергиевский посад (город Загорск), и деревня
Богородское, что в двадцати семи километрах от Загорска.
Искусство этих мест так тесно переплетается, что
иной раз трудно определить, чье изделие держишь в руках. В Богородской деревне
резали в «белье», то есть оставляли без окраски игрушку, а в Сергиевском посаде
резали и окрашивали ее. И там нередко изделия богородцев также окрашивали. В
XIX веке Сергиевский посад стал ведущим в России по производству кустарной
игрушки.
Делали деревянные игрушки в местах, богатых
лесами, где дерево с давних пор прочно вошло в хозяйственный обиход населения.
Очаги игрушечного производства существовали в
XIX веке на Онежском полуострове, по берегам Белого моря, в Архангельской и
Вологодской губерниях, в Кирилловском уезде Новгородской губернии, в некоторых
местах Владимирской губернии.
Целый куст игрушечных промыслов возник в
Нижегородской губернии. Знамениты деревообрабатывающие и художественные промыслы
этой губернии - корабельная и домовая резьба, роспись хохломской точеной
утвари, семеновское ложкарство, точение веретен, городецкая резьба и роспись.
Они определяли в целом высокий уровень народного искусства края. Из среды
волжских потомственных мастеров выходили и талантливые игрушечники. Самобытные
центры народной игрушки появились в Пурехе, Лыскове, Городце, Семенове, в
Федосееве, в Полховском Майдане и в других местах.
Самые простые экземпляры представляют собой
сучки дерева, лишь немного подправленные с помощью ножа. В некоторых регионах в
создании игрушек использовались еловые шишки, служившие руками или ногами для
деревянных фигурок. Поскольку деревянная игрушка неразрывно связана с лесом, то
фигурки представлены в основном в виде обитателей леса. Это птицы, животные или
вымышленные фольклорные персонажи - «моховики», изображавшие дровосеков или
старушек с вязанками хвороста на спине. Известен факт, что на Парижской
выставке 1890 года «моховики» были с восторгом встречены зарубежной публикой.
.2 Символика и образ деревянной игрушки
Народная игрушка, как и игрушка вообще, является
традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и
игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе.
Погремушки, шаркунки, трещетки до начала XX века,
кроме развлекательной цели, также служили для призывания к ребенку добрых духов
или ангелов-защитников. Используя основной принцип магии, связанный повсеместно
с принципом подобия, выражающийся в том, что модель или изображение в
определенном смысле заменяют оригинал, погремушка или мяч, изображающие
Небесный мир, в руках ребенка должны были защитить ребенка от темных сил. Они
как бы соединяли его с силами добра. Отметим, что в русской традиционной
игрушке не встречается изображений отрицательных персонажей, так как считалось,
что такие изображения могут принести ребенку зло, иными словами связать ребенка
с оригиналами изображений.
Следует отметить, что практически каждая
народная игрушка, а за ними и фабричная, несет в себе определенную символику.
Эта символика вполне конкретным образом воздействует на психику ребенка. Хорошо
известно, что находит подтверждение в ряде психологических исследований, что
человек различным образом психически реагирует на различные геометрические
фигуры (работы Шабельникова В.К.), цвета (Люшер), формы и их сочетания. Иными
словами, давая ребенку ту или иную игрушку, необходимо знать, соответствует ли
заложенный в ней психофункциональный код возрасту и эмоциональному состоянию
ребенка, а также другим его психофизическим характеристикам. Например,
использование игрушки, раскрашенной в черные и красные цвета (в определенной
пропорции) может нанести наиболее возбудимым детям психологическую травму.
Данный цвет традиционно использовался для обозначения мертвого и загробного
мира. Другим примером воздействия цвета является голубой цвет. Он традиционно
связывается с небесной символикой, благостью и спокойствием. Отметим, что в
ряде психологических тренингов для внутреннего успокоения рекомендуется
представить себе голубое небо.
Кроме того, ряд геометрических символов, на что
указывается в работах В.К.Шабельникова и его школы, по принципу своего
воздействия на психику человека имеет ярко выраженный половой характер.
Например, волнообразная линия является атрибутом игрушки для девочки: традиционно
подобный узор использовался исключительно в женской одежде и являлся
своеобразным оберегом. Громовой знак - "шестилепестковый цветок" -
чисто мужская атрибутика, на что также указывают данные этнологии.
Использование игрушек с разнополовой символикой может привести к нарушению
психического равновесия ребенка, а в результате к нарушению развития его
личности.
.3 Деревянная игрушка в современно мире
С развитием промышленности и изобретением
пластика деревянные игрушки постепенно отошли на второй план. Их место заняли
яркие и легкие пластмассовые куклы, кубики и пирамидки. На долгое время игрушки
из дерева оставались всего лишь сувенирами, но никак не предназначались
непосредственно для игры. В последнее время, в связи с усилением внимания к
экологичности продукции для детей, деревянные игрушки снова завоевывают прежнюю
популярность. К тому же, по мнению психологов, простые и даже примитивные по
форме деревянные игрушки оказывают лучшее влияние на ребенка, чем пластиковые
игрушки с множеством мелких деталей. Ребенок, построив из простых кубиков
домик, может бесконечно фантазировать на тему его внешнего и внутреннего
убранства. А взяв в руки пластиковый домик, заранее до мелочей проработанный
дизайнером фабрики игрушек, ребенок вскоре начинает скучать, поскольку ему уже
нечего додумать и прибавить к игрушке.
2. Художественные элементы русской традиционной
деревянной игрушки на примере производства «Богородской игрушки»
.1 Легенды и традиции села Богородское
История богородской игрушки начинается с легенды.
Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила
крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила
позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько
дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла
рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети
прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец
отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и
заказал крестьянину целую партию.
С тех пор, рассказывают, большинство жителей
деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом.
А если серьезно, народный промысел зародился под
влиянием Троице-Сергиева монастыря - одного из крупнейших центров
художественных ремесел Московской Руси еще 350 лет назад. Традиционная
богородская игрушка - это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы,
композиции из жизни русского крестьянина. Символом промысла до сих пор
считаются “мужик и медведь” в различных сюжетных постановках, первой из которых
стала подвижная игрушка “Кузнецы”.
.2 Техника производства "Богородской
игрушки" на примере фабрики «Богородский резчик»
В начале прошлого столетия в селе Богородское
появилось первое производство - кустарно-игрушечная артель Андрея Чушкина.
Позже артель получила название “Богородский резчик”. В советское время промысел
процветал, в артели, ставшей в 1960 году фабрикой художественной резьбы,
работали 300 человек, были крупные государственные и зарубежные заказы.
Перед тем как попасть на прилавок магазина,
игрушка проходит долгий путь. Начинается он с хорошо просушенного бревна липы,
дерева мягкого, податливого в обработке. Изделия бывают токарной и ручной
обработки. С первой все проще - детали будущих игрушек вытачивают на станке,
сборщики их соединяют, а живописцы делают роспись, если необходимо, и покрывают
лаком. А вот ручная работа гораздо сложней. Резчики обрабатывают липовые
“чураки” самостоятельно. Пусть дерево мягкое, но большинство мастеров на
фабрике - женщины. Заготовку изделия сначала вырубают топором или выпиливают
ножовкой по шаблону. Потом начинается обработка инструментами - стамесками и
богородскими ножами с очень острыми лезвиями. Так что порезы для мастеров -
дело привычное.
деревянный игрушка символика психика
Заключение
На основе психолого-педагогических исследований
мы пришли к выводу, что игрушка является важным фактором в психическом развитии
ребенка. Мы установили, что игрушки должны быть свободными от всех свойств,
которые каким-нибудь образом могут нанести вред здоровью. Они должны
удовлетворять и развивать эстетический вкус, зачатки которого так рано
проявляются у ребенка. И потому, они должны возбуждать и поощрять стремление
ребенка к коллективным усилиям.
Самые разнообразные задатки ребенка ищут своего
проявления и упражнения и находят их в играх, если в распоряжение ребенка дан
материал, который может служить в одно время и стимулом, возбуждающим ту или
иную деятельность, и орудием, при помощи которого эта деятельность осуществляется
и совершенствуется.
Народная игрушка стала узаконенным явлением, ею
заинтересовались художники и ученые. В коллекциях она стала занимать почетное и
не малое место. Обращалось внимание на поразительное с одной стороны
разнообразие форм игрушки, с другой - на устойчивость ее сюжетов. Мастера,
делавшие игрушку из дерева, превосходно чувствовали и "понимали"
качества и свойства, красоту материала и в то же время техника изготовления
игрушек, как правило, была удивительно простой и незамысловатой. Игрушка
представляла и весьма необычный род творчества в мире крестьянского искусства,
оно было, как хорошо известно, органично соединено с бытом, с украшением
нужных, необходимых в крестьянстве вещей: таким образом, красота проникла во
все стороны жизни: она была и в ковше и скобкаре, и в деревянной резной избяной
доске, и на прялке, и на вальке, и в одежде, и на санях и возке; даже ткацкий
станок украшался сильным и действенным по своей образности орнаментом. Одна
только игрушка выделялась из этого бесконечно разнообразного мира тем, что
только она не была связана непосредственно с вещами.
Приложение
Рис. 2 Конь. XIX в.
Русский Север
Рис. 3 Каталка «каретка». Конец XIX в.
Кирилловский уезд. Новгородская губерния
Рис. 4 Тройка. 1930-е гг. Чкаловский район.
Горьковская область
Рис. 5 Богородские игрушки