архив, научная библиотека, экспертная группа.
Площадь Национального музея составляет 3674,6 кв.м , в том числе экспозиционно-выстовочная территория -2482 кв.м. Площадь фондохранилищ составляет 1192,6 кв.м. В музее представлено 124 832 единиц хранения ( штук) , из них предмета общего фонда 57577 штук. Основные экскурсии представленные в Национальном музее это - «Сокровища буддийского искусства» , «Рождение Республики» ( 1905-1933гг.) , « Свет веры православной» .
В коллекциях музея хранится более 100 тысяч единиц хранения.
Группы коллекций:
Археологически (начали формироваться до начала музея).
Нумизматические. Более 2000 предметов в коллекции медалей.
Этнографические.
Религиозные: шаманизм, буддизм, православие (Начали формироваться в 1930-е годы).
Редкие книги (Начали формироваться в 1930- е годы). В 1979 году фонд редких книг был выделен из библиотеки музея.
Документальные. 7652 единиц хранения документов с середины XIX века по 1999 год.
Фотодокументальные. 7875 единиц хранения фотодокументов с 1870 года по 1988 год.
Фонодокументальные. Грампластинки с записями русских народных песен , романсов, вальсов, арий из опер исполнения И.С Козловского ,С.Я Лемешева , Ф.И Шаляпин .
Кинодокументальные. 714 единиц хранения кинодокументов с 1930г года по 1989 год. Документальные фильмы о быте, жизни бурят и эвенков.
Живопись, графика, предметы современности.
Площадь помещений для фондового хранения - 462 кв.м. Общая площадь музея для хранения и показа коллекций -1600 кв.м.
Так же музей предоставляет образовательные услуги в виде лекционных циклов, таких как : "Верхнеудинск купеческий", "Страницы из жизни казаков Забайкалья", "Эвенки - "Идущие вдоль хребта", "Загадки и тайны шаманской коллекции", "Уникальные православные книги", "Монголия и Тибет глазами бурятских ученых-путешественников конца XIX - начала XX", "Выдающиеся деятели Бурятии кон. XIX - нач. XX вв", "Востоковедческие труды известных русских ученых-путешественников", "Кяхта - былое величие".
На территории музея имеются киоск/магазин, лекторий/кинозал и публичная библиотека. Недалеко от музея Вы можете воспользоваться гостиницей и местами группового питания.
Таблица 1- Контактная информация
Телефоны(3012) 213-299, (3012) 213-299, факс:(3012) 212-909Почтовый адрес670000, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Профсоюзная, д. 29Интернет: Адрес Сайт Афиша Эл. почтаwww.museum.ru/m2791 <#"justify">muzeyrb@mail.ru/
РАЗДЕЛ 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ»
.1 Основные экскурсии
Богаты коллекции Национального музея - в них тысячи единиц хранения: предметы гуннской эпохи, старинные бурятские серебряные изделия, буддийское искусство (танка, скульптуры, культовые предметы), произведения русских мастеров 19 века (И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского, В. Перова, братьев Маковских и др.), работы первых бурятских живописцев, скульптура, декоративно-прикладное искусство, современное изобразительное искусство. В музее предоставлены все условия для знакомства и изучения истории, культуры, быта и искусства народов, проживающих на территории Бурятии. Не зря говорят: «Солнечная Бурятия - толерантная республика».
Расскажу о трех интересных выставках. «Тривизор», «Сокровища буддийского искусства» - впервые представлены уникальные культовые предметы из фондов музея. Уникальность фондовых собраний музея составляет буддийская коллекция. Это культовые предметы , попавшие в фонды 30-е годы их закрывшихся дацанов. Они являются памятниками истории и культуры мирового значения. Среди них экземпляр Атласа тибетской медицины.
Впервые в Сибирском регионе стартует новый проект по внедрению современных цифровых технологий. На выставке «Сокровища буддийского искусства. Новые грани» работает тривизор с электронным контентом «Дары XII Пандито Хамбо Ламы Д.-Д. Итигэлова» императорской семье из царской сокровищницы Российского этнографического музея (г. Санкт-Петербург).
Тривизор- это стеклянная 3D пирамида для трансляции объемного изображения. Сверху на три стороны 3D пирамиды с помощью монитьра проецируется изображение в специальной 3D раскладке. Благодаря напылению на стекле и правильной геометрической форме пирамиды создается эффект, что демонстрируемый объект находится внутри пирамиды. Объект словно парит в воздухе, меняя свой цвет, свойства, состояние.
Тривизор был впервые использован на выставке «Буддизм в России» в рамках проведения саммита АТЭС-2012 в городе Владивостоке лдя показа Даров императорской семье из коллекции Российского этнографического музея и уникальных произведений буддийского искусства из Национального музея Республики Бурятия.
Партнером проекта является Центр комплексных программ «Наследие»(г. Москва).
В настоящее время в музее представлена новая экспозиция «Сокровища буддийского искусства. Новые грани». В коллекции представлены следующие экспонаты:
Будда Шакьямуни с великими учителями буддийского Учения. В Центре изображен Будда с двумя бодхисатвами, рядом с ним - Богдо Цзонхава со своими учениками. Вокруг Будды восседают учителя - «шесть драгоценностей» Индии: Нагарджуна, Дигнага, Арьядева, Асанга, Васубандху и Дхармакирти. Бурятия начало XX в. Грунтованное полотно; минеральные краски,позолота.
Будда Майтрейя ( бур. Майдар-бурхан). Будда Грядущего. Китай конец XIX в. Сплав металлов : литье, чеканка, позолота ,инкрустация.
Авалокитешвара Тысячерукий. Арьябало (бур). Бодхисаттва «Беспредельного» сострадание ко всем живым существам. Авалокитешвара вместе с другими бодхисатвами - Манджушри и Ваджрапани составляет триаду наиболее почитаемых бодхисатв во всех школах тибетского буддизма. Внутренняя Монголия, XIX в. Медь, латунь; чеканка, частичное литье , позолота, тонирование , инкрустация.
Хашин хан с 8-ю спутниками-детьми. Бурятия, Селенгинский район. Начало XX в. Папье-маше, дерево, краски; резьба, роспись.
Лобсан Галдан Аюшеев - настоятель (Ширээтэ) Анинского дацана. Автор: Дараев Цыренжап (1880-1935). Бурятия. Папье-маше, краски; роспись.
Так же в данной коллекции имеются и другие не менее важные экспонаты, несущие огромную историческую ценность в буддийском искусстве.
Следующая выставка называется «Рождение республики 1905-1933гг». Посвященная 90-летию со дня образования республики. В экспозиции представлены около 200 предметов, раскрывающих историю становления Республики Бурятия. Хотя зал для выставки сравнительно не большой, это не мешает сполна окунуться в историю рождения республики. В этой выставке мы можем узнать о некоторых исторических личностях, которые оставили след в «рождении республики», а так же посмотреть их личные вещи.
Иванов Федор Николаевич (19051968). Боец Буркавдивизиона, участник боевых действий на КВЖД 1928г., организатор колхозного движения, делегат II Всесоюзного съезда колхозников-ударников 1935г. в Москве.
Шиповских Иван Дмитриевич (1902-1968),член РКП (б) с 1920г., коммунист-ленинец, активный участник борьбы за установление Советской власти в Бурятии.
Алексеев Иван Иванович, кавалер двух орденов Ленина и Трудового Красного Знамени , заслуженный врач РСФСР, начальник больницы станции Улан-Удэ.
Орден «Трудовое Красное Знамя, РСФСР.
Значок «Почетному железнодорожнику».
Личные вещи Ромаева Василия Алганаевича (1900-1941), участника установления Советской власти в Забайкалье, политического и общественного деятеля. В 1918 г., являлся студентом Коммунистического университета трудящихся Востока. В 1929 г. был направлен в Монголию. Репрессирован и казнен в 1941г. Станок бритвенный и футляр для лезвий «Gillette» 1920г., США, г. Бостон, компания «Gillette» , брошь с фотографией Ромаева В.А, Аяга (бур.). Чаша для напитков, часы «Мозер» Швейцария, начало XX в .
Платье шелковое нарядное Эрдынеевой Дулгар Гунцыреновны, члена ЦИК СССР. Эрдынеева Д.Г была премирована в 1933 юбилейном году отрезом ткани за производственные показатели.
Не оставила без впечатлений выставка «Свет веры православной »- предметы культа из серебра, плащаница, ряд икон, впервые представленных, облачения епископа, исторические документы, отражающие деятельность церквей на территории Бурятии.
Образки с изображением Двунадесятых праздников. Серебро, эмаль,стекло. Кон. XIX в .
Пресвятая Богородица Печерская. Икона Селенгинского полка. Дерево, бархат, темперная живопись. XIX в .
Ефросинья Полоцкая. Хрусталь, литье. Начало XX в.
Икона «Богоматерь Умиление». Жесть, роспись, олеография. Начало XX в.
Блюдо для благословения хлебов. Латунь, медь; серебрение, обработка на станке, литье. Кон.XIX - нач. XX в .
«Распятие» в стеклянной бутыли. Дерево, стружка, бумага; резьба, монтаж 1884г.
Богоматерь - утоли болезни. Дерево, позолота, паволока, темперная живопись. Кон. XIX в .
.2 Услуги предоставляемые музеем
Музеем представлен следующий спектр услуг: экскурсии по выставкам, лекции, просмотр видеофильмов об изобразительном искусстве, выездные выставки и лекции, фото-видеосъемка в залах музея, музейно-образовательные программы для детско-юношеской аудитории, презентации, научно-практические конференции, семинары, культурно-массовые мероприятия и не только.
Музейные уроки и лекции являются одной из перспективных форм работы со школьной аудиторией и организуется с целью приобретения учащимися знаний по определённой учебной программе или же с целью закрепления и углубления знаний, полученных на уроке в школе.
Музейно-образовательая программа - располагает специальными методами и средствами приобщения человека к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ, хранящихся в музеях, а также окружающего предметного мира. К музейно-образовательным программам относят определенные формы и методы взаимодействия музея и ребенка. Музейно-образовательные программы активно внедряются в дошкольную и школьную практики, используются в рамках гуманитарно-эстетического и естественно - научного профиля.
На сегодняшний день многие музеи активно внедряют в свою деятельность новые формы работы с посетителями. Одной из таких форм являются праздничные мероприятия - это существенно новая форма массовой научно-просветительной работы музея. Термин "музейные праздники" появился сравнительно недавно, но многие музеи России уже активно используют этот вид услуги. Так и наш Национальный музей предоставляет такую услугу. Проведение музейных праздников в Национальном музее оказывают положительное влияние на его деятельность, способствуют росту престижа музейного учреждения, генерируют интерес общественности и увеличивают поток посетителей.
Роль праздничных мероприятий в музеях заключается в следующем - праздники активизируют культурную жизнь, прежде всего потому, что в это время свободное от будничных обязанностей, проявляются основные ценности, придающие смысл человеческой жизни. Праздничные мероприятия через обновление ценностей напоминают важные события, выполняют роль механизма передачи культурных традиций из поколение в поколение. А ведь для музея важна поддержка связи из поколения в поколение, так как одна из функций музейного учреждения это - хранение и передача исторических культурных ценностей. Это говорит о том, что праздник как бы связан с музеем, это видно из приведенных выше фактов.
Так же Национальный музей занимается экспертизой предметов музейного значения - это процесс комплектования, который можно разделить на этапы, последовательность которых может быть достаточно изменчивая. Приведем наиболее значимые: 1) выделение интересующих музей исторических фактов или фактов современной жизни; 2) определение объектов действительности в качестве объектов музейного изучения с целью комплектования фондов; 3) выявление предметов музейного значения; 4) окончательная экспертиза предметов музейного значения; и наконец, 5) их приобретение музеем и придание им статуса музейного предмета.
К следующей услуге, предоставляемой Национальным музеем относится воспроизведение музейных предметов. Воспроизведение музейных предметов - объекты, точно передающие облик музейных предметов. К основным видам воспроизведений относят:
· копию - предмет, создаваемый с целью имитации или замены другого, выступающего по отношению к копии как подлинник (точно повторяет все свойства подлинника). Может быть авторским повторением (выполнена тем же автором, что и подлинник); историческим воспроизведением (как римские копии греческой скульптуры); современным воспроизведением. В первых двух случаях копии, как правило, относят к музейным предметам, а в последнем - к научно-вспомогательным материалам. Примером, когда копия приобретает значение самостоятельного памятника, может служить храм Христа Спасителя в Москве (представляющий копию разрушенного в 1930-е гг. храма XIX в., выполненную с применением современных технологий).
· реконструкция - научно аргументированное восстановление облика поврежденного или разрушенного памятника истории и культуры, природного объекта;
· муляж - предмет, который воспроизводит размер, форму, цвет и фактуру подлинника, но может отличаться по размерам;
· репродукция - воспроизведение произведений живописи, графики, рукописей, карт ручного изготовления, рукописных и уникальных печатных книг и т.д., выполненное с использованием множительной техники с целью получения как можно большего числа повторений;
· новодел - точная копия, выполненная из того же материала, что и подлинник (например форма студента Восточного института во Владивостоке, представленная в Музее истории ДВГУ, сшитая на основании документов и рисунков XIX - XX вв.);
· макет - объемное воспроизведение внешнего вида подлинника, выполненное в масштабе и допускающее условность изображения (за счет опущения или утрировки каких-либо несущественных деталей подлинника);
· модель - копия, сохраняющая конструктивные принципы и фактуру оригинала;
· голограмма - объемная трехмерная копия, созданная посредством лазерной техники или записи на светочувствительную пластину и с нее воспроизводимая.
Так же к перечню услуг, предоставляемых Национальным музеем относят: абонементы, консультационные услуги, методическое обеспечение музеев Республики Бурятия, услуги научной библиотеки, а так же сувенирный киоск.
Национальный музей Республики Бурятия для успешного решения целевых задач, кроме хранительской, выставочной и научной деятельности обращает особое внимание на оказание музейных услуг туристам и гостям республики посредством предоставления искусствоведческой, краеведческой, этнографической информации на русском, бурятском и английском языках на современном и качественном уровне с использованием традиционных и новейших музейно-информационных технологий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пройдя учебную практику в «Государственном автономном учреждение культуры Республики Бурятия «Национальном музее Республики Бурятия» я открыла для себя новый мир музейного искусства. Узнала огромное количество важной и интересной информации о Национальном музее и его удивительных экспонатах.
В условиях, когда в Бурятии развивается особая туристско-рекреационная зона, музей становится одним из основных участников реализации Программы. Музей отражает национальную идею, становится своеобразной визитной карточкой, брендом республики. Музей - сокровищница республики, символ нашей культуры, витрина, по которой туристы судят о людях, которые здесь живут, об их отношении к своей истории, а по большому счету - о месте и роли Бурятии в России.
В г. Улан-Удэ определено место под новое здание Национального музея Бурятии, в районе Верхняя Березовка, откуда начинается дорога на озеро Байкал. Это будет достаточно большой комплекс, объединяющий фонды музеев истории, природы и художественного, с парком скульптур и лесной зоной. В планах республики построить музей к 2015 году.
Национальный музей Республики вправе претендовать на получение премии по номинации «Лучший региональный музей».
Одним из важнейших направлений музейной работы является экспозиционно-выставочная деятельность, осуществляющая крупные международные, межрегиональные и местные выставочные проекты. Музей имеет соглашения о сотрудничестве с лучшими музеями страны: Эрмитаж, Государственный Русский музей, Третьяковская галерея и др. Лидирующее положение в музее занимает научно-образовательная деятельность, запланировано и выполнено множество социально-значимых проектов для детей дошкольного и школьного возрастов, студентов лицеев, колледжей и ВУЗов, военнослужащих, пенсионеров, ветеранов, туристических групп и одиночных посетителей. Музей успешно занимается издательской деятельностью - выпуском буклетов, каталогов выставок, открыток и афиш. Помимо основной деятельности является координирующим центром народных музеев и картинных галерей г. Северобайкальска, с. Сосновоозерска Еравнинского района и с . Петропавловка Джидинского районов в плане оказания методической помощи, заботы о пополнении фондов, встреч с художниками Бурятии.
Чем больше разнообразных выставок, чем они интересней, тем сильней притяжение потенциальных туристов. Туристы, в свою очередь, становятся генераторами прибыли для гостиниц, предприятий питания, транспорта, развлечений, торговли, производства сувениров. Налоговые поступления от работы этих предприятий и созданные в них рабочие места могут составлять основу республиканской экономики. Важно отметить, что понимание такой роли нашего музея должно являться частью республиканской культурной и экономической политики и России в целом.
национальный музей бурятия
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.<http://rubur.ru/>
.<http://www.minkultrb.ru/>
.<http://www.muzeyrb.ru/>
.Приказ Министерства образования РСФСР «Об утверждении нормативных документов по туристско-краеведческой деятельности» № 293 от 13.07.92 г.// Турконсультант. - Вып. 6. - 1999.
.Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами российской федерации (приложения к приказу Министерства образования от 13.07.92г., № 293) // Турконсультант. - Вып. 6. - 1999.
.Гецевич В.Г . Основы экскурсоведения: учеб. пособия.- М.,1998.- 102с.
.Культурология и экскурсоведение: курс лекции/ Сост. К.В. Кулев; Российская международная академия туризма. - М .: Соф. спорт,1998.- 158с.