Проблема художественного осмысления пейзажа в романе Михаила Шолохова 'Тихий Дон'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Литература
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,41 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблема художественного осмысления пейзажа в романе Михаила Шолохова 'Тихий Дон'

Содержание

Введение

Глава 1. Пейзаж и исторические события в "Тихом Доне"

Глава 2. Роль пейзажа в жизни людей

Заключение

Список литературы

Введение

Михаил Шолохов является одним из самых ярких писателей XX века. Книги Шолохова: "Донские рассказы", "Тихий Дон", "Поднятая целина", "Они сражались за Родину", "Судьба человека", - запечатлевшие судьбу народа и самосознание личности в бурную, полную трагических событий эпоху, ответившие на вопросы бытия человека в мире, для каждого поколения читателей открывают все новые глубины своего содержания. Произведения Шолохова получили не только широкое одобрение в стране, но и мировое признание. Творчество М. Шолохова имеет современное звучание, требуется новое прочтение его эпической трилогии с позиции рубежа веков. [2, С. 87]

Родился 11 (24) мая 1905 году в простой крестьянской семье в станице Вешенской на Дону. Получил начальное образование. С двенадцати лет участвовал в Гражданской войне, которая разразилась на Дону после революции 1917 года. Несколько лет был занят революционной деятельностью; в 1923 году продолжил образование.

Отправившись в Москву, опубликовал в комсомольских изданиях несколько рассказов и очерков.

В 1925 году возвратился на Дон, и в том же году были опубликованы его "Донские рассказы". Сборник рассказов "Лазоревая степь" (1926) был переиздан в 1931 году. Эти два тома включают все его рассказы ранних лет. В них описывается жизнь донских казаков времен Гражданской войны, это - зародыш будущего шедевра, "Тихого Дона".

Начатый в 1926 году, "Тихий Дон" был завершен в 1940 году. Первая часть появилась в печати в 1928 году благодаря ходатайству друга Шолохова - А.С. Серафимовича. В 1929 году вышел второй том; третий публиковался в 1932-1933 годах благодаря Горькому. Четвертый, заключительный том был издан в 1938-1940 годах. Роман был переведен на многие языки и лег в основу оперы Ивана Дзержинского, фильмов и театральных инсценировок. [3, С. 134]

В ряду актуальных проблем современного литературоведения стоит задача изучения художественного мышления М.А. Шолохова. До сих пор остается неисследованной такая сфера мироощущений и мировоззрения писателя, как "чувство природы" (восприятие, понимание и изображение природы). В отечественной науке немало внимания уделено художественному осмыслению природы поэтами 20 - 30-х годов и такими писателями, как М. Пришвин, Л. Леонов, А. Платонов, К. Паустовский.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в центре её стоит мало изученная проблема художественного осмысления пейзажа в романе-эпопее М.А. Шолохова "Тихий Дон".

Объект исследования - пейзаж в романе-эпопее М.А. Шолохова "Тихий Дон".

Предмет исследования - функции и роль пейзажа в романе-эпопее М.А. Шолохова "Тихий Дон".

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы показать функции пейзажа в романе-эпопее М.А. Шолохова "Тихий Дон"

Цель определила следующие задачи исследования:

изучить литературу по данной теме;

рассмотреть понятие "пейзаж" и его функции в литературе;

определить особенности изображения пейзажа в "Тихом Доне" М.А. Шолохова;

выявить функции пейзажа в романе-эпопее М.А. Шолохова "Тихий Дон".

Методологической основой курсовой работы являются труды А.Ф. Бритикова, Л.Г. Якименко, Л.Г. Сатаровой, Ф.Г. Бирюкова, А.А. Хватова и др.

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Пейзаж и исторические события в "Тихом Доне"

Михаил Шолохов - активный участник революции, гражданской войны. Сам прошёл через её горнило, увидел весь ужас революционных свершений. Хотя он и был на стороне революционных масс, но в своём романе правдиво, без прикрас запечатлел трагедийность событий этого времени. Война у М. Шолохова - это "великое разрушение нравственности", трагедия народа, кощунство над моралью, разумом, она бесчеловечна, влечёт за собой разрушение семей, война, по мнению Шолохова, "в грязи, в страданиях, в смерти". В свою очередь Л.Н. Толстой высказал собственное мнение словами своего героя: "Война - не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьёзно эту страшную необходимость. Всё в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка. Цель войны - убийство, орудия войны - шпионство, измена и поощрение её, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии, нравы военного сословия - отсутствие свободы. Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что побили много людей, и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга. Как бог оттуда смотрит и слушает их" [9, С. 45].

Природа тихого Дона, далекая степь и просторы выступают как отдельные герои в романе Шолохова "Тихий Дон". Писатель с любовью описывает те казачьи края, полные свободы, лучезарного солнца, полей, где ощущается полное единение человека с природой - идеал самого писателя.

Пейзаж Шолохова создаёт картину мира, дополняет ощущение реальности происходящего. Во время военных действий писатель акцентирует внимание на моросящий дождь, пронизывающий ветер, нечто грохочущее невдалеке, морозный сизый туман. Описание природы предвосхищает приближающиеся события романа, подготавливает читателя к восприятию грандиозных последующих перемен. К примеру, описание пограничного состояния природы, замерзшей в "ожидании" Верхнедонского восстания. Но в последней части романа "иным, чудесно обновлённым и обольстительным, предстал мир, проглянувшийся сквозь туман клочок чистого неба ослепил холодной синевой…" Шолохов не раз сравнивает "величаво распростертое" голубок небо, полное беспредельных просторов, с кипящей жизнью на земле, намекая на мысль о вечной жизни, вечного противоборства [11, С. 23].

Само название романа символично и многозначно. Тихий - "величественный", Дон лишь внешне спокоен и тих, на самом деле река полна водоворотов, подводных камней. Жизнь героев подобна течению реки, что Шолохов и доказывает в своей эпопее. Но в то же время как бы ни изменялась жизнь, есть в ней что-то вечное, бессмертное. Меняются события истории, судьбы героев, но каждый год цветёт степь, приходят и уходят холод, течет тихий Дон в вечность. В этом Шолохов философствует о том, что природа и человек тесно связны между собой, и особенно ярко эта связь показана в романе Шолохова "Тихий Дон".

Все переживания во время войны, тяжесть военного времени Шолохов отобразил в пейзаже. Например, "Там, где шли бои, хмурое лицо земли оспой взрыли снаряды: ржавели в ней, тоскуя по человеческой крови, осколки чугуна и стали. По ночам за горизонтом тянулись к небу рукастые алые зарева, зарницами полыхали деревни, местечки, городки. В августе - когда вызревает плод и доспевает хлеб, - небо неулыбчиво серело, редкие погожие дни томили парной жарой. … В садах жирно желтел лист, от черенка наливался предсмертным багрянцем, и издали, похоже, было, что деревья - в рваных ранах и кровоточат рудой древесной кровью" [14, С. 65].

Благодаря метафорам, ярким олицетворениям, создается ощущение, что сама природа участвует в войне.

Еще один пример взаимовлияния - то, как военные события сказываются на мире природы (5 ч.): "Желто-бурая худая коза выскочила из поросшего татарником и тернами буерака, несколько секунд смотрела с пригорка на порубщиков, напряженно перебирала тоненькими, точеными ногами <…> - Что это за штука? - роняя топор, спросил Матвей Кашулин. С ничем не объяснимым восторгом Христоня рявкнул на весь завороженно-молчаливый лес: - Коза, стал быть! Дикая коза, растуды ее милость! Мы их повидали в Карпатах! - Значит, война ее, горемыку, загнала в наши степя? Христоне ничего не оставалось, кроме как согласиться" [15, С. 87]. И, в целом, война в "ТД" нарушает ту гармонию, которая, по мысли Шлохова, должна существовать между человеком и природой.

Шолохов неоднократно противопоставляет мир войны и смерти естественному миру природы (конец 2 кн., после описания похорон): "И еще - в мае бились возле часовни стрепета, выбили в голубом полынке точок, примяли возле зеленый разлив зреющего пырея: бились за самку, за право на жизнь, на любовь, на размножение. А спустя немного тут же возле часовни, под кочкой, под лохматым покровом старюки-полыни, положила самка стрепета девять дымчато-синих крапленых яиц и села на них, грея их теплом своего тела, защищая глянцево оперенным крылом".

После похорон деда Сашки - фрагмент, в котором показано "кипение жизни" + образ неба (перекличка с "В. и М. "): "Удрученный воспоминаниями, Григорий прилег на траву неподалеку от этого маленького дорогого сердцу кладбища и долго глядел на величаво распростертое над ним голубое небо. Где-то там, в вышних беспредельных просторах, гуляли ветры, плыли осиянные солнцем холодные облака, а на земле, только что принявшей веселого лошадника и пьяницу деда Сашку, все так же яростно кипела жизнь: в степи, зеленым разливом подступившей к самому саду, в зарослях дикой конопли возле прясел старого гумна неумолчно звучала гремучая дробь перепелиного боя, свистели суслики, жужжали шмели, шелестела обласканная ветром трава, пели в струистом мареве жаворонки, и, утверждая в природе человеческое величие, где-то далеко-далеко по суходолу настойчиво, злобно и глухо стучал пулемет" [15, С. 348].

Начало первой мировой войны предварено в романе тревожным летним пейзажем, заставляющим вспомнить "Слово о полку Игореве". Осень - время кровавой жатвы в романе: "К исходу клонился август. В садах жирно желтел лист, от черенка наливался предсмертным багрянцем, и издали похоже было, что деревья - в рваных ранах и кровоточат рудой древесной кровью". Создается впечатление, что не только русские и немцы, красные и белые, но и сама природа находится в состоянии войны.

Неразрывность казачьего уклада и природы проявляется и в следующем. Казаки во многом зависят от состояния природы. Неурожаи, засухи, морозы, пожары - все это влияет на жизнь казачества. Поэтому они ценят природу, ее красоту, тонко чувствуют всей своей душой. Примером этому может служить то, как Григорий Мелехов отнесся к мертвому, им же убитому утенку. "Григорий с внезапным чувством острой жалости глядел на мертвый комочек, лежавший у него на ладони". Природа предчувствовала любое изменение в жизни людей. И именно описывая пейзаж, Шолохов предупреждает об опасности. Через состояние природы предвидит те события, которые должны неминуемо прийти в жизнь казачества. Среда, окружающая казаков, предвкушает наступление войны. Природа резко меняется. "Против хутора мелел Дон, и там, где раньше быстрилось шальное стремя, образовался бор… Ночами густели за Доном тучи, лопались сухо и раскатисто громовые удары, но не падал на землю, пышущую горячим жаром, дождь, вхолостую палила молния, ломая небо на остроугольные голубые краюхи" [14, С. 45].

Шолоховский пейзаж в романе всегда связан с рядом событий в романе: события в жизни людей и в жизни природы даются в единстве, мир людей и мир природы осмыслены автором как единый жизненный поток. Тонко очерченная картина природы - "А весна в тот год сияла невиданными красками" - навевает мысли о чудовищной нелепости кровопролития, таит осуждение бесчеловечности войны.

пейзаж тихий дон шолохов

Через пейзаж Шолохов отражает образ и главного героя - Григория Мелехова. Земля и труд на ней, воинский долг, хутор, курень - вот составляющие духовного мира казака, вот условия, которые сформировали характер Григория. Любовь ко всему живому, острое ощущение чужой боли, способность к состраданию раскрывает автор на протяжении всего романа. Говоря о характере главного героя, следует отметить свойственное ему чувство нерасторжимой связи с окружающим миром: "Григорий долго стоял у воды. Прелью сырой и пресной дышал берег. С губ конских ронялась дробная капель. На сердце у Григория сладостная пустота". Тонкое чувство природы звучит и в прямой речи Григория: "Волосы у тебя дурнопьяном пахнут. Знаешь, цветком таким белым…" [14, С. 405]

В большинстве случаев пейзажные вставки встречаются в началах главок, т.е. описание природы, как правило, предшествует описанию действий человека. Достаточно часто изменение в природе предвосхищает будущие изменения в жизни людей. Так, например, мы видим предзнаменование Первой мировой войны в следующем фрагменте: "Ночами густели над Доном тучи, лопались сухо и раскатисто громовые удары, но не падал на землю, пышущую горячечным жаром, дождь, вхолостую палила молния, ломая небо на остроугольные голубые краюхи. По ночам над колокольней ревел сыч. Зыбкие и страшные висели над хутором крики, а сыч с колокольни перелетал на кладбище, ископыченное телятами, стонал над бурыми, затравевшими могилами. - Худому быть, - пророчили старики, заслышав с кладбища сычиные выголоски. - Война пристигнет" [14, С. 132].

Имея в виду подобные фрагменты романа, Л.П. Егорова и П.К. Чекалов пишут, что "историческое, социальное сопрягается у Шолохова с природным - "степным космосом". Эпическое время и эпическое пространство в первой книге "Тихого Дона" шолоховеды вслед за Бахтиным определяют как "идиллический хронотоп", когда жизнь казачества подана в ее естественных, близких природе проявлениях, а бытовой уклад жизни неразрывно связан с природным циклом" [7, С. 56].

Перекличка между событиями мира природы и событиями мира людей нередко выражается в романе в форме прямого параллелизма или сравнения: "Пахло обтаявшим черноземом, кровью близких боев пахло", "как выжженная черными палами степь, черна стала жизнь Григория".

Писатель подмечает моменты, когда восприятие природы становится особенно острым и впечатлительным, как бы увиденным впервые. Достаточно вспомнить самые трагические эпизоды романа: зверское убийство казаками красного командира Лихачёва. Идя на смерть, он видит красоту весеннего леса. Проходя мимо берёзки, сорвал ветку: "На ней уже набухали сладостные мартовским соком бурые почки; сулил их тонкий, чуть внятный аромат весенний расцвет, жизнь, повторяющуюся под солнечным кругом… Лихачёв совал пухлые почки в рот, жевал их, затуманенными глазами глядел на отходившие от мороза, посветлевшие деревья и улыбался уголком небритых губ" [14, С. 367]. Можно ли представить ситуацию трагичней этой, когда человек с такой привязанностью к естественной прелести жизни должен покинуть её навсегда. Картины расправы над коммунистами, красноармейцами, попавшими к белым, были во многих книгах. Но там обычно изображался сам акт насилия. Шолохов же подошёл к этому как психолог. Картины природы освобождают писателя от необходимости давать прямые авторские характеристики героев.

В повествовании об исторических событиях пейзаж выполняет полифункциональную роль: является одним из главных средств изображения, анализа и обобщения действительности, важнейшим средством воплощения авторской концепции истории. Рассмотрение смысла и роли картин природы в исторической линии сюжета позволяет утверждать, что Шолохов не был бесстрастным летописцем. Основной смысл романа-эпопеи "Тихий Дон" состоит в правдивом изображении трагических судеб народа и Родины в период революции и братоубийственной гражданской войны. Катастрофический характер изображаемой эпохи воплощается в предельно экспрессивных формах пейзажной живописи, к которым мы относим пейзажи-предзнаменования, пейзажи, содержащие эпические параллели и контрасты, насыщенные цвето-световой и христианской символикой.

Глава 2. Роль пейзажа в жизни людей

В романе-эпопее М. Шолохова "Тихий Дон" так же как в "Войне и мире" очень большую роль играет пейзаж, но не совсем обычный. В романе важна символическая деталь. Природа для Шолохова, также как для Толстого, − персонаж, действующее лицо [8, С. 84].

Шолохов, давая глубокий художественный анализ уклада, обычаев и нравов донцев, не мог не обратить внимание на тесную связь их жизни как земледельцев с жизнью природы. Поэтому природа в его романе предстаёт в образе могучей стихии, ведущее своё, независимое от человека существование, и тем не менее тысячами невидимых нитей связанной с жизнью и судьбой казачества. Это проявляется в данных в романе пейзажных зарисовках и масштабных картинах природы, на фоне которых разворачивается сложная, драматическая жизнь казаков, по закону "психологического параллелизма" обнаруживающая необходимые соответствия с процессами, происходящими в природе.

Ой ты, наш батюшка тихий Дон! Ой, что же ты, тихий Дон, мутнехонек течешь? Ах, как мне, тиху Дону, не мутну течи! Со дна меня, тиха Дона, студены ключи бьют, Посередь меня, тиха Дона, бела рыбица мутит.

Старинные казачьи песни [14, С. 12]

Природа тихого Дона, далекая степь и просторы выступают как отдельные герои в романе Шолохова "Тихий Дон". Писатель с любовью описывает те казачьи края, полные свободы, лучезарного солнца, полей, где ощущается полное единение человека с природой - идеал самого писателя. Пейзаж Шолохова создаёт картину мира, дополняет ощущение реальности происходящего. Вовремя военных действий писатель акцентирует внимание на моросящий дождь, пронизывающий ветер, нечто грохочущее невдалеке, морозный сизый туман. Описание природы предвосхищает приближающиеся события романа, подготавливает читателя к восприятию грандиозных последующих перемен. К примеру, описание пограничного состояния природы, замерзшей в "ожидании" Верхнедонского восстания. Но в последней части романа "иным, чудесно обновлённым и обольстительным, предстал мир, проглянувшийся сквозь туман клочок чистого неба ослепил холодной синевой…" Шолохов не раз сравнивает "величаво распростертое" голубок небо, полное беспредельных просторов, с кипящей жизнью на земле, намекая на мысль о вечной жизни, вечного противоборства, что сродни с мотивом бесконечного неба с медленно текущими облаками в романе - эпопеи Льва Николаевича Толстого "Война и мир" [12, С. 8].

Сполна и мастерски Михаил Шолохов характеризует внутренний мир героев через явления природы. Пейзаж как средство выражения авторской позиции передает их настроение, сердечные бури и штили. Описание "снежной громадины, влекомой вниз из-за единственного толчка, сокрушающего все на своём пути" параллельно описанию много лет не проявлявшегося чувства в Аксиньи, которое вдруг прорывается при единственной встрече с Григорием. К концу романа сила чувств Мелехова и степень ощущения им потери описывается как "чёрное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца" [11, С. 23].

Автор использует психологический параллелизм в сцене проклятия Натальи своего мужа. Стремление героини отказаться от Бога, от естественных природных начал вторит разбушевавшаяся гроза. Писатель старается показать, что, если, человек слит с родной природой, он из этого источника черпает свои душевные силы, иначе: он погибает. Михаил Шолохов очеловечивает природу, передает каждое изменение её настроения.

В каждом лирическом отступлении чувствуется любовь писателя к просторам, к земле, к каждому стебельку, к каждому листочку. Человек и есть сама природа, и мы неразрывны с ней. Особенно выделяется автором образ степи, который идёт от народного представления о степи - матушки, кормилице, политой потом и кровью живущих на ней людей. Также при описании пейзажа автор упирается на фольклорный источник:

Ой, да разродимая моя сторонка, Не увижу больше я тебя, Не увижу, голос не услышу На утренней зорьке соловья.

Всколыхнулся, взволновался Православный тихий Дон.

И послушно отозвался На призыв монарха он [14, С. 94]

Шолохов наделен поразительной способностью видеть мир, и одновременно через субъективное восприятие этого мира его героями он раскрывает во всей полноте их богатый внутренний мир. Вспомним сцену в весеннем лесу. Уставшая Аксинья решила отдохнуть: "Ненасытно вдыхала многообразные запахи леса сидевшая неподвижно Аксинья, её глаза терялись в этом чудеснейшем переплетении цветов и трав…" Томительный аромат цветов пробуждает в Аксинье мысли о прошедшей молодости: "И почему-то за этот короткий миг, когда сквозь слёзы рассматривала цветок и вдыхала грустный его запах, вспомнилась Аксинье молодость и вся долгая и бедная радостями жизнь… Словно в чистой воде лесного родника увидела вдруг Аксинья своё отражение - так много сказал её наболевшему сердцу этот цветок, неожиданно привлёкший своим грустным и сладостным запахом".

Пейзаж играет исключительно важную роль в "Тихом Доне". Шолоховский пейзаж имеет не только автономную описательную ценность. Он всегда связан с событиями романа по принципу психологического параллелизма, унаследованному литературой от фольклора. Мир людей и мир природы связаны нерасторжимо [6, С. 76].

Авторский замысел проступает уже с первых строк романа:

"Мелеховский двор - на самом краю хутора. Воротца со скотиньего база ведут на север к Дону. Крутой восьмисаженный спуск меж замшелых в позелени меловых глыб, и вот берег: перламутровая россыпь ракушек, серая изломистая кайма нацелованной волнами гальки и дальше - перекипающее под ветром вороненой рябью стремя Дона".

Метафора "стремя Дона" переводит жизнь обитателей мелеховского дома в эпический план повествования: жизнь как река, история как вечное движение. Мелькают, как в калейдоскопе, исторические события, погибают и рождаются персонажи, но продолжается невозмутимое течение Дона, вновь и вновь зацветает степь, по-прежнему ярко светит над донской степью солнце. Колоритные шолоховские пейзажи смягчают сюжетный драматизм, напоминают читателю о круговороте жизни, о ее вечной обновляемости и неизбывной красоте. Не случайно роман начинается и заканчивается картиной весны.

Картины природы означают и символические образы, и описание состояния героев: "С юга двое суток дул тёплый ветер. Сошёл последний снег на полях. Отгремели пенистые вешние ручьи, отыграли степные лога и речки. На заре третьего дня ветер утих, и пали под степью густые туманы, засеребрились влагой кусты прошлогоднего ковыля, потонули в непроглядной белесой дымке курганы, буераки, станицы, шпили колоколен, устремлённые ввысь вершины пирамидальных тополей. Стала над широкой донской степью голубая весна [13, 204].

Иным, чудесно обновлённым и обольстительным, предстал перед нею мир. Блестящими глазами она взволнованно смотрела вокруг, по-детски перебирая складки платья. Повитая туманом даль, затопленные талой водою яблони в саду, мокрая огорожа и дорога за ней с глубоко промытыми прошлогодними колеями - всё казалось ей невиданно красивым, всё цвело густыми и нежными красками, будто осиянное солнцем.

Проглянувший сквозь туман клочок чистого неба ослепил её холодной синевой; запах прелой соломы и оттаявшего чернозема был так знаком и приятен, что Аксинья глубоко вздохнула и улыбнулась краешками губ; незамысловатая песенка жаворонка, донесшаяся откуда-то из туманной степи, разбудила в ней неосознанную грусть. Это она - услышанная на чужбине песенка - заставила учащённо забиться Аксинью сердце и выжала из глаз две скупые слезинки…

Бездумно наслаждаясь вернувшейся к ней жизнью, Аксинья испытывала огромное желание ко всему прикоснуться руками, всё оглядеть. Ей хотелось потрогать почерневший от сырости смородиновый куст, прижаться щекой к ветке яблони, покрытой сизым бархатистым налётом, хотелось перешагнуть через разрушенное прясло и пойти по грязи, бездорожью, туда, где за широким логом сказочно зеленело, сливаясь с туманной далью, озимое поле…"

Пейзаж одушевлён, например, "ветер казакует", "вода ворковала", "полая вода стояла как завороженная", "вода клокотала как бешеная", "степь оделась серебром" и помогает раскрыть чувства, настроения героев, передать их отношение к происходящим событиям.

В романе "Тихий Дон" в переломные моменты в судьбах героев Шолохов сопоставляет их внутреннюю жизнь с природными процессами.

Например, остановимся на главных женских образах.

Жизнь Аксиньи и её внутреннее состояние после разрыва с Григорием автор сравнивает с вытоптанным табуном полем пшеницы и с чувством его хозяина: "Всходит остролистая зелёная пшеница, растёт; через полтора месяца грач хоронится в ней с головой, и не видно; сосёт из земли соки, выколосится; потом зацветёт, золотая пыль кроет колос; набухнет зерно пахучим и сладким молоком. Выйдет хозяин в степь - глядит, не нарадуется. Откуда ни возьмись, забрёл в хлеба табун скота: ископытили, в пахоть затолочили грузные колосья. Там, где валялись, - круговины примятого хлеба… дико и горько глядеть".

"В золотом цветенье" чувств Аксиньи наступил, "испепелил, испоганил" сапогом Гришка. Но автор показывает, что жизнь продолжается: "Встаёт же хлеб, потравленный скотом. От росы, от солнца поднимается втолоченный в землю стебель; сначала гнётся, как человек, надорвавшийся непосильной тяжестью, потом прямится, поднимает голову, и так же светит ему день, и так же качает ветер…".

В природе неспокойно: "По синему небу плыли и таяли изорванные ветром белые облака. Солнечные лучи калили раскалённую землю. С востока находил дождь". Плохо на душе у Натальи: узнав, что Григорий снова потянулся к Аксинье, она делается замкнутой и мрачной. Гроза подступает ближе: "…стремительно ложилась серая тень", "солнце наискось пронзило ослепительно белую кайму уплывающей на запад тучи", "по голубым отрогам Обдонских гор ещё царила и пятнала землю провожающая тучку тень".

Наталья уже не в силах справиться со своими чувствами: "Неожиданно вскочила, оттолкнула Ильиничну, протягивающую ей чашку с водой, и, повернувшись лицом на восток, молитвенно сложив мокрые от слёз ладони, скороговоркой, захлёбываясь прокричала:

Господи! Всю душечку мою он вымотал! Нету больше сил так жить! Господи, накажи его проклятого! Срази его там насмерть! Чтоб больше не жил он, не мучил меня!" [15, С. 187]

Природа откликается на её проклятия, бушует стихия: "Чёрная клубящаяся туча ползла с востока. Глухо грохотал гром. Пронизывая круглые облачные вершины, извиваясь, скользила по небу жгуче-белая молния. Ветер клонил на запад рокочущие травы, нёс со шляха горькую пыль, почти до самой земли пригибал отягощённые семечками шляпки подсолнухов. Над степью с сухим треском ударил гром". Теперь охвачена страхом и Ильинична:

Становись на колени! Слышь, Наташка!?" [15, С. 189]

Автор сопоставляет природные процессы с чувствами героинь. Природа живёт по своим законам, люди - по своим. В какой-то момент эти миры, сближаясь, пересекаются, и тогда возникает символ, в основе которого поэтический параллелизм.

Наряду с сопоставлениями природных процессов с духовной жизнью Аксиньи и Натальи автор использует сравнения из мира природы.

Писатель сравнивает чувства Натальи к Григорию с "недоступным звёздным займищем". Он пишет, что "оттуда с чёрно-голубой высшей пустоши серебряными колокольцами кликали за собой припозднившиеся в полёте журавли. Тоскливо-мертвенно пахла отжившая трава".

Метафора "серебряными колокольцами кликали за собой", эпитеты "тоскливо" "мертвенно" и определение "отжившая" наиболее точно передают душевное состояние героини.

Шолохов использует пейзажное описание при раскрытии им характеров Аксиньи и Натальи.

Ощущения Натальи и Аксиньи после тифа вначале почти одинаковые: Наталье "мила… устоявшаяся после орудийного гула тишина", " с жадностью вслушивалась в бесхитростную песню жаворонков", "вдыхала напитанный полынной горечью" ветер, "пьянящий запах раскалённого чернозёма"; Аксинья, перед которой мир предстал "чудесным и обольстительным", опьянена "бражной сладостью свежего весеннего воздуха", "прелой соломы", "песня жаворонка разбудила в ней неосознанную грусть".

Шолоховская весна - любовь.

Аксинья всей силой своей чуткой души воспринимает и впитывает красоту и живительные силы природы, сливающиеся в ней с силами её любви, нежности и ласки к Григорию. Воспринимает зрением ("на венчиках луговых цветов покачивались смуглые дикие шмели"), слухом ("щекотали в камыше дикие утки", "хрипотливо кликал подружку селезень", "далеко-далеко, невнятно и грустно считала кому-то непрожитые годы кукушка"), зрением и слухом ("настойчиво спрашивал летевший над озером чибис: "Чьи вы? Чьи вы?"; "жужжали бархатисто-пыльные шмели"), ощущает её физически ("босые ноги приятно холодила влажная зелень, оголённые полные икры и шею ищущими губами целовал суховей" - предельно точна и выразительна эта метафора: неживое (суховей) персонифицируется и воспринимается как живое, человеческое). Воспринимает запахи ("из-под куста боярышника сочился бражный и терпкий душок гниющей прошлогодней листвы").

Не удержаться от цитирования слов автора: "Улыбаясь и беззвучно шевеля губами, она осторожно перебирала стебельки безмятежных голубеньких, скромных цветов, потом перегнулась полнеющим станом, чтобы понюхать, и вдруг уловила томительный и сладкий аромат ландыша. Пошарив руками, она нашла его. Он рос тут же, под непроницаемо-тенистым кустом. Широкие, некогда зелёные листья всё ещё ревниво берегли от солнца низкорослый горбатенький стебелёк, увенчанный снежно-белыми пониклыми чашечками цветов. Но умирали покрытые росой и жёлтой ржавчиной листья, да самого цветка уже коснулся смертный тлен: две нижние чашечки сморщились и почернели, лишь верхушка в искрящихся слезинках росы вдруг вспыхнула под солнцем слепящей пленительной белизной".

Так, образ ландыша, олицетворяющий гармонию и красоту жизни, и одновременно начало её увядания, ассоциируясь с жизнью Аксиньи, с её мыслями и чувствами, приобретает значение символа.

Приведём здесь несколько отрывков, отражающих шолоховское описание пейзажа в романе.

"Шуршали на кукурузных будыльях сохлые листья. За холмистой равниной переливами синели отроги гор. Около деревушки по нажитям бродили рыжие коровы. Ветер клубил за перелеском морозную пыль. Сонлив и мирен был тусклый октябрьский день; благостным покоем, тишиной веяло от забрызганного скупым солнцем пейзажа. А неподалёку от дороги в бестолковой злобе топтались люди, готовились кровью своей травить сытую от дождей, обсеменённую, тучную землю".

"Изжелта-белые, грудастые, как струги, тихо проплывали над Новочеркасском облака. В вышней заоблачной синеве, прямо над сияющим куполом собора, недвижно висел седой курчавый и розово серебрился где-то над станицей Кривянской".

"Неяркое вставало солнце, но окна атаманского дворца, отражая его, жгуче светились. На домах блестели покаты железных крыш, сырость вчерашнего дождя хранил на себе бронзовый Ермак, протянувший на север сибирскую корону".

"В полуверсте от хутора, с левой стороны Дона, есть прорва, в неё вёснами на сбыве устремляется полая вода. Около прорвы из супесного берега бьют ключи - лёд там не смерзается всю зиму, теплится зелёным широким полудужьем полынья, и дорога по Дону опасливо обегает её, делает крутой скачок в сторону. Весною, когда через прорву могучим потоком уходит обратно в Дон сбывающая вода, в этом месте крутит коловерть, ревёт вода, сплетая разнобоистые струи, вымывая дно; и всё лето на многосаженной глубине держатся сазаны, прибиваясь к близкому от прорвы дряму, наваленному с берега".

"Хмель у него - словно клином вышибло. Он подбежал к полынье. Остро блестел свежеотломленный лёд. Ветер и стремя гоняли по широкому чёрному кругу полыньи куски льда, волны трясли зелёными вихрами, шелестели. В дальнем хуторе желтили темноту огни. Исступлённо горели и дрожали на плюшевом небе зернистые, как свежеперевеянные, звёзды. Ветерок пушил позёмкой, она сипела, мучнистой пылью летела в чёрное хайло полыньи. А полынья чуть дымилась паром и так же радушно и жутко чернела".

"Полая вода только что начала сбывать. На лугу, около огородных плетней, оголилась бурая, илистая земля, каймой лежал наплав: оставшиеся от разлива обломки сухого камыша, ветки, куга, прошлогодние листья прибитый волною дрям. Вербы, затопленного обдонского леса чуть приметно зеленели, с ветвей кисточками свисали серёжки. На тополях вот-вот готовы были развернуться почки, у самых дворов хутора клонились к воде побеги окружённого разливом краснотала. Жёлтые пушистые, как неоперённые утята, почки его ныряли в волнах, раскачиваемые ветром".

"На зорях к огородам подплывали в поисках корма дикие гуси, казарки, стаи уток. В тубе зорями кагакали медноголосые гагары. Да и в полдень видно было, как по взлохмаченному ветром простору Дона пестает и нянчит волна белопузых чирков".

"На западе густели тучи. Темнело. Где-то далеко-далеко, в полосе Обдонья вилась молния, крылом недобитой птицы трепыхалась оранжевая зарница. В той стороне блёкло светилось зарево, принакрытое чёрной полою тучи. Степь, как чаша, до краёв налитая тишиной, таила в складках балок грустные отсветы дня. Чем-то напоминал этот вечер осеннюю пору. Даже травы, ещё не давшие цвета, излучали непередаваемый запах тлена" [14, С. 245-267].

В приведённых выше отрывках несложно проследить любимые Шолоховым донские просторы.

Пейзаж в "Тихом Доне" выполняет разные функции: раскрывает характеры и внутренние состояния героев, поэтизирует события.

В изображении народного характера образ природы играет решающую роль. Пейзажи представляют землю, взрастившую крестьян, поэтизируют труд в природе. Свойства народного характера формируются условиями жизни и труда. Люди земли представлены богатырями, способными к противоборству со стихиями и сотрудничеству с животворящими силами природы. Эти черты раскрываются в трудовых пейзажах и в картинах, изображающих преодоление героями стихий. Чувство природы в крестьянском характере определяет состав личности: казаки М.А. Шолохова, участвуя в истории, тянутся к земле. Ценности труда, семьи и дома для них главные; земледельцы в повседневном труде не утрачивают способности эстетически воспринимать красоту природы. Персонажи М. Шолохова обладают житейской мудростью и богатым эмоциональным миром, который открывается в философски и психологически наполненных картинах природы.

Великим художественным открытием Шолохова являются образы главных героев романа-эпопеи. При создании образов-типов писатель мастерски использовал характерологические и психологические возможности пейзажа. Символика природных образов, отдельные детали и целые картины выявляют авторское отношение к героям, при этом обнаруживаются христианские интуиции создателя романа-эпопеи.

В изображении крестьянских героев пейзаж взаимодействует с фольклорным контекстом, представители дворянства рисуются по-иному. Восприятие природы у образованной части общества опосредовано широким литературным контекстом. М.А. Шолохов не противопоставляет народную и интеллигентскую культуру, а лишь отмечает сословную разницу чувства природы. Как глубоко народный художник, Шолохов не отлучает героев от природы по политическим или классовым соображениям. Отдалены от природы лишь те персонажи, которые целиком поглощены идеей борьбы [12, С. 8].

Заключение

Для творческой манеры М. Шолохова наиболее характерны следующие типы психологического пейзажа: авторский символико-психологический пейзаж; пейзаж-впечатление, воспоминание; рассредоточенное в тексте изображение природного процесса, идущего в параллели с человеческим сюжетом; пейзаж-сравнение, входящий в состав рассуждения автора или героя.

Художественному видению М. Шолохова свойственны пространственная открытость и временная перспектива. Место действия определяется масштабами космоса, автор указывает на все стороны света и на вертикаль земля-небо. Герой романа чувствует свою связь с природой как с космосом. Земля, небо, солнце, звезды - обязательные объекты шолоховского пейзажа. Это говорит о "космизме" мышления художника. Присутствие временной перспективы указывает на целостное авторское видение мира, его стремление к полноте изображения.

Образу природы принадлежит в эпопее обобщающая роль, именно пейзажи "переводят" конкретно-историческое повествование в бытийный план. Социальные конфликты художник рассматривает в антитезе жизни и смерти, оценивает революционные разрушения как вселенские, противоречащие вечности и милосердию. В свете этого глубокий философский смысл приобретает то, что пейзажи расположены в ключевых точках композиции: завязке и развязке сюжетных эпизодов и произведения в целом, кульминационных частях. Природа как воплощение вечности и естественности жизни появляется во всех сценах гибели героев "Тихого Дона", в кладбищенских пейзажах.

Природа у Шолохова как художника-мыслителя является зеркалом, благодаря которому он познает историю, народ и личность. Повествователь в эпопее мыслит природными образами, поэтому самым распространенным приемом осмысления действительности являются сравнения с природой.

Сравниваются чаще всего динамические природные явления и исторические процессы, движения души героев. Развернутые до целой картины сравнения входят в состав рассуждений автора или героев. Авторские итоговые философские обобщения также опираются на образы природы.

В шолоховском понимании отношений между природой и человеком нет однозначного ответа на вопрос: что выше? Природа осмысляется диалектически: как гармонически упорядоченная, целесообразная, созидательная сила и бессознательная, разрушительная стихия. В природе есть свет и тьма, тепло и холод, жизнь и смерть. Эта антиномичность позволяет автору использовать сравнения, находя тождественное и противоположное в социуме и природе. При этом Шолохов чаще подчеркивает единство человека с природой, чем их разлад, поэтому символические параллели распространены в тексте больше, чем контрасты.

О диалектическом мышлении М. Шолохова говорит содержание образов-символов Дона, солнца и степи, каждый из которых не однозначен. В том, что эти образы-символы являются опорными в осмыслении мира и человека, проявляется глубинная связь шолоховского художественного сознания с пантеистическим и христианским национальным видением мира.

В пейзажах обнаруживается авторское поэтическое видение природы, близкое к крестьянскому. Природа выступает как живое лицо, самостоятельный персонаж со своим "сюжетом" - вечным кругооборотом жизни. Повторяемость сезонных изменений изображается не как унылое однообразие, а как упорядоченное бесконечное многообразие. Любовное внимание к живой природе выражается в метафоричности стиля.М. Шолохов опирается на древнюю мифологическую и христианскую символику света и цвета, тишины и шума, времен года и разрушительных стихий. В авторских описаниях и картинах, пропущенных через сознание героя-земледельца, есть общность образного строя, ярко видная на уровне микропоэтики. Полисенсорность пейзажей Шолохова говорит о его обостренном чувственном восприятии природы. В словесной живописи М.А. Шолохова ведущее значение имеют зрительные образы, дающие представление о пространственном положении, формах, размере, цвете и освещении природных объектов. Излюбленная шолоховская гамма включает голубой, золотой, розовый, зеленый цвета, с которыми связаны покой и положительные эмоции;, часто употребляются черный, желтый, красный, темно-синий, лиловый, имеющие устойчивую негативную окраску, связанные с трагедией, смертью, тревогой. В пейзажах эпопеи передано множество слуховых впечатлений, звуки и тишина взаимодействуют друг с другом. Писатель, как и его герои, ценит тишину, на фоне которой звучит естественная природная жизнь. Мирная тишина противопоставляется военному шуму (так слуховые образы "участвуют" в выражении авторских мыслей о войне и мире). Одористические образы характеризуют людей земли, отражая их прочную связь с природой, запах вызывает многообразные чувства и лучшие воспоминания героев, возвращающие их из времени войны во время мира.

Шолоховское художественное осмысление природы связано с фольклорной и классической традицией. Писатель продолжил в своем творчестве мысль Л. Толстого и А. Чехова о нравственно-эстетической ценности природного мира; как И. Тургенев и И.А. Бунин, М.А. Шолохов видел в природе противоположные начала и считал связь человека с природой неразрывной. В период радикального отношения к природе художник оставался на традиционной пантеистической, природозащитной позиции. Воспевая природу, писатель защищал ценности земледельческой культуры.

Новаторство Шолохова, связанное с постижением социальных и духовных проблем своего времени, с познанием человеческой личности, глубинным раскрытием народного характера и отношений человека к семье, обществу, природе подготовлено классической традиций и вошло в традицию.

Список литературы

1. Бекедин П. Философия в образах // Современный советский роман. Философский аспект.Л., 1979, - С. 82-92.

. Бирюков Ф.Г. О подвиге народном. Жизнь и творчество М.А. Шолохова: Книга для учащихся старших классов средней школы/Ф.Г. Бирюков. М.: Просвещение, 1989. - С. 87

. Бирюков Ф.Г. Художественные открытия Михаила Шолохова/ Ф.Г. Бирюков. М.: Современник, 1980. - С. 134

. Василенко Е.В. Навстречу смерти // Литература в школе, 2004. - № 5. - С. 14

. Древняя русская литература: Хрестоматия М.: Просвещение, 1988. - С. 321

. Ермолаев Г.С. Михаил Шолохов и его творчество. - СПб.: 2000. - С. 76

. Киселева Л.Ф. О значимости ключевых и доминантных основ художественного мира Шолохова для века прошедшего и настоящего // Филологический вестник Ростовского государственного университета, 2005. - С. 56

. Сатарова Л.Г. Человек и природа в романе М. Шолохова "Тихий Дон": учебное пособие по спецкурсу/Л.Г. Сатарова. Воронеж.: ВГПИ,1989. - С. 84

. Семёнова С.Г. Философско-метафизические грани "Тихого Дона" // Вопросы литературы, 2002 - №1. - С. 45

. Огнев А. Донское солнце // Советская Россия, 2005. - С. 70-71.

. Хаврук И.И. Раскрытие характеров Аксиньи и Натальи в "Тихом Доне" Михаила Шолохова". / Литература в школе, 2003, № 6. - С. 23

. Чалмаев В.А. Новеллистика Михаила Шолохова. "Внутренние сюжеты", нравственные проблемы, поэтика. / Литература в школе, 2003, № 6. - С. 8

. Шолохов в школе: Книга для учителей/Авт. - сост. Нянковский М.А. М.: Дрофа, 2002. - С. 204

. Шолохов М.А. Тихий Дон. Книги 1-2 М.: Худож. лит., 1991. - 606 с.

Похожие работы на - Проблема художественного осмысления пейзажа в романе Михаила Шолохова 'Тихий Дон'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!