Основные направления модернизма

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,08 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные направления модернизма

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО






Реферат

Основные направления модернизма


Подготовил:

Студентка 1 курса заочного отделения

Специальность:

группы





Саратов, 2014

Оглавление

1 Понятие модернизма

Кубизм

Фовизм

Футуризм

Экспрессионизм

Абстракционизм

Супрематизм

Сюрреализм


1 Понятие модернизма

в. в полной мере подвел человечество к осознанию кризиса, назревавшего не одно десятилетие. Эпоха цветущей буржуазной цивилизации подошла к концу, силы гуманизма иссякли. Все это не могло не найти своего отражения в искусстве. Искусство XX в. является "кризисным в изначальном, словарном смысле этого слова, выражающем наивысшую напряженность перелома". Человек хочет сотворить еще никогда не бывшее, но он не создает уже тех совершенных и прекрасных творений, какие создал человек былых эпох. В современном искусстве дух как будто бы идет на убыль, а плоть дематериализуется. Это очень глубокое потрясение для пластических искусств. Мир меняет свои покровы. Ветхие одежды бытия гниют и спадают".

Наука, нашедшая выход из кризиса, становится примером для искусства. Наука проникала в скрытое, невидимое. Этого же жаждало и искусство. Наука углубилась в себя, строго очертив сферу своих вопросов. И искусство тоже предпочло "запереться в своей собственной лаборатории" среди слов, звуков, красок, посчитав это более действенным, чем отражение реальности" (B.C. Турчин). Отсюда - тенденция к поиску новой формы, которая привела к созданию нового творческого метода. Так возникает в искусстве направление, включающее совокупность стилей, названное модернизмом.

Хронологическая периодизация модернизма очень сложна. В искусствоведении существуют расхождения мнений даже по вопросу об истоках модернизма: одни начинают его отсчет с символизма, другие видят его начало чуть ли не в середине XIX в. Дело усложняется еще и большим количеством как стилевых направлений, так и "внестилевых" мастеров. При этом каждое направление претендовало на абсолютную новизну изобразительных средств. Несмотря на это, модернизм как явление культуры необходимо рассматривать в целостности, что позволит выявить его специфику. Еще одна особенность, которая бросается в глаза при изучении модернизма, - его теоретичность и постоянное обращение к философским основам. К примеру, сюрреализм его идеолог А. Бретон считал не искусством, а методом познания. Все это усложняет определение точных временных рамок модернизма. Условно их можно определить с 1907 г. (возникновение кубизма) по конец 1960-х гг., когда модернизм плавно перешел в постмодернизм. Центрами модернизма исследователи считают Францию, Германию, Италию и Россию.

Кубизм

Кубизм условно можно считать первым направлением модернизма. Кубизм характеризуется использованием подчёркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы. Считается, что он начал свое существование с произведения Пикассо "Авиньонские девицы" (1907). Но это не значит, что Пикассо этой работой стремился создать новое направление. Напротив, оно возникло как осмысление уже сделанного. Начало кубизма знаменательно творчеством двух мастеров - Пабло Пикассо (1881 -1973) и Жоржа Брака (1882-1963). В качестве отклика на "Авиньонских девиц" Брак пишет свою "Обнаженную".

Кубизм был чисто живописным, пластическим экспериментом, поэтому в нем не стоит искать философского подтекста. Гораздо ярче в нем прослеживается связь с научными достижениями того времени. Художественная практика кубизма интересна и разнообразна. Кубизм менялся и с каждой ступенью своего развития поворачивался какой-то новой гранью. Сам Пикассо при этом подчеркивал определенную традиционность кубизма. Он говорил: "Кубизм ничем не отличается от прочих школ живописи. Рисунок, композицию, цвет кубизм понимает в том же смысле и примерно тем же образом. Но не так". Продолжая мысль Пикассо, можно сказать, что кубизм еще не стремится уйти от реальности как можно дальше, он просто ищет новые способы ее понимания.

В своем развитии кубизм прошел три этапа. Первый этап (1907-1909) получил название сезанновский, за ним следует аналитический (1911 -1912), для которого характерно дробление больших масс в картине, использование "веерообразных" структур. Благодаря ритмической согласованности частей картины форма "начинает жить самостоятельной жизнью". Примером может служить "Портрет А. Воллара" П. Пикассо. Следующий этап -синтетический (1913- 1914) - отличается чередованием и наслоением объектов на плоскости, когда за одним объектом просматривается другой. Еще одна особенность - введение в живопись инородных материалов. Впервые в живопись вводится текст, напечатанный на бумаге. Новаторство принадлежит Ж. Браку, создавшему знаменитый кубистический коллаж. Этому нововведению есть объяснение - в начале века мир стал более "разговорчив": появляются телефон, телеграф, газеты. Поэтому в кубистических произведениях появляется много цифр, отдельных слов, "плавающих" в пространстве. На полотнах можно увидеть песок, уголь, железо, стекло, опилки - при таком приеме картина приобретает некую трехмерность, рельеф. Кубизм все больше становится интеллектуальной игрой форм. Появился и так называемый декоративный кубизм, который отличался свободной комбинацией пластических и красочных элементов.

Кубизм много дал для развития модернизма, его отдельные приемы использовались художниками вплоть до 40-50-х гг. XX в.

Фовизм

Характерные особенности фовизма: предельно интенсивное звучание открытых цветов; сопоставление контрастных хроматических плоскостей, заключенных в обобщенный контур; сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы. Плоскостная трактовка форм, насыщенность чистых цветов, энергично подчеркнутый контур обусловливают декоративность фовистской живописи. Группа заявила о себе на парижских выставках 1905,1906, 1907 гг. Однако вскоре объединение распалось, и творческие пути его участников разошлись. Название отражает реакцию современников на поразившую их экзальтацию цвета, "дикую" выразительность красок. В фовизме были общие черты с одновременно возникшим экспрессионизмом. Фовизм (от фр. les fauves - дикие (звери)) Локальное направление в живописи нач. XX в. Наименование Ф. было в насмешку присвоено группе молодых парижских художников (А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э.-О. Фриез, Ж. Брак, А.-Ш. Манген, К. ван Донген), совместно участвовавших в ряде выставок 1905-1907 гг., после их первой выставки 1905 г. Название было принято самой группой и прочно утвердилось за ней. Направление не имело четко сформулированной программы, манифеста или своей теории и просуществовало недолго, оставив, однако, заметный след в истории искусства. Его участников объединяло в те годы стремление к созданию художественных образов исключительно с помощью предельно яркого открытого цвета. Развивая художественные достижения постимпрессионистов (см.: Постимпрессионизм, Сезанн, Гоген, Ван Гог), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов (см.: Импрессионизм), фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. Природа, пейзаж служили им не столько объектом изображения, сколько поводом для создания экспрессивных, напряженных цветовых симфоний, не порывающих, однако, связей с увиденной действительностью. Основные цветовые отношения и мотивы фовисты брали из природы, но предельно усиливали и обостряли их, нередко использовали цветной контур для отделения пятен цвета друг от друга. Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», - писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета - характерные черты Ф. От Ф. оставался один шаг до абстрактного искусства, но ни один из его представителей не сделал этот шаг. Все они после 1907 г. пошли своими путями в искусстве, используя Ф. как некий этап на пути экспериментальных поисков в области живописных средств. Выразительные возможности цвета, выявленные фовистами, активно использовались многими живописцами XX в., начиная с экспрессионистов, абстракционистов и кончая появившимся в 50- 60-е гг. движением «Новые дикие».

Фовизм (от фр. fauve - дикий) - название течения во французской живописи 1905-1907 гг., которое представляли А. Матисс <#"justify">4 Футуризм

Рождение футуризма относят к 1909 г. Его центром была Италия. Футуризм отличался своей воинственностью, даже некоторой агрессивностью. Он имел свои лозунги, программы, манифесты и начался именно с них, а не с художественных экспериментов, как кубизм.

В формировании футуризма определенную роль сыграла философия Ф. Ницше, который видел ценность мира в возможности интерпретации; так появляется понятие многомерности при его осмыслении: "Мир не есть нечто фактическое, он течет, он - нечто становящееся". Футуризму присущ культ движения, поэтому художники всеми средствами пытаются изобразить эту динамичность, ускорение темпа жизни, дисгармонию мира, возникшую вместе с вторжением машин в жизнь человека. Художники-футуристы - Умберто Боччони, Джино Северини, Карло Kappa, Луиджи Руссоло - считали своим идейным вождем литератора Филиппе Маринетти. Будучи художественным направлением, футуризм был и активным общественно-политическим движением. Отставание Италии от Германии, Франции в экономическом развитии вызывало потребность в политическом и идеологическом самоутверждении. Манифесты Маринетти предпосылаются художественной практике, художникам же остается лишь следовать этим предписаниям. А предписания предлагали восстать против тирании слов, гармонии, хорошего вкуса, уничтожить театры, музеи. В "Манифесте футуристической живописи" предлагается вымести все уже использованные сюжеты, "чтобы выразить нашу вихревую жизнь стали, гордости, лихорадки и быстроты". Движение впервые передается как динамическое ощущение, это делается посредством ритмического повторения фигур или их частей. Увеличивается количество ног, рук у бегущего человека или изображается мелькание определенных фрагментов ("Автобус" Северини). Для футуристической живописи характерны урбанистические мотивы, нарушение цветового единства, сочетание тусклых и кричащих тонов.

5 Экспрессионизм

Экспрессионизм как направление возник в начале XX в. в немецком искусстве и вырос в одно из самых сложных художественных явлений первой половины XX в., оставившее глубокий след во всем последующем развитии искусства XX столетия. Центрами экспрессионизма стали Мюнхен, Дрезден.

Экспрессионизм стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора. Он представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC_(%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0)>, театр <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80>, архитектуру, музыку и танец. Это первое художественное течение, в полной мере проявившее себя в кинематографе <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84>.

Основополагающими идеями для экспрессионизма стали понимание действительности как лишь одной части мира (неокантианство, Г. Риккерт), понимание мира как продукта развития человеческой субъективности (феноменология, Э. Гуссерль).

В 1905 году в Дрездене сложилась группа художников "Мост". В нее вошли Э. Кирхнер (инициатор), К. Ротлуф, О. Мюллер, М. Пехштейн и другие художники, очень разные по темпераменту, но объединенные общими идеями поиска новых художественных приемов. В своих исканиях они часто обращались и к народным образам, и к искусству других народов, и к творчеству Ван Гога, Гогена, и к эстетике примитивизма. Предметом их искусства была не окружающая действительность. Они выступили против импрессионизма, с одной стороны, и против официального искусства Германии - с другой. Простота и незамысловатость сюжета картины компенсировались предельной экспрессивностью выразительных средств - дисгармонией цвета и света, резкими контрастами, изогнутостью линий, резкостью контуров или, напротив, их отсутствием. Важный момент - мастерская передача движения, ритма. Экспрессионисты с большим мастерством передавали бурю, ветер, мерцание и блеск воды. Другое известное объединение, "Синий всадник", продолжило линию "Моста". Его основоположником стал В. Кандинский. В 1912 г. в Мюнхене выставили свои работы В. Кандинский, Ф. Марк, Л. Фейнингер. На этой выставке впервые был употреблен термин "экспрессионизм", хотя в творчестве Кандинского уже ясно виделись черты абстракционизма.

Группы "Мост" и "Синий всадник" распались к началу Первой мировой войны. После войны экспрессионисты не объединялись в группы. Наиболее известные художники направления - Отто Дике и Георг Гросс. Их работы пронизаны духом антивоенного протеста. Да и вообще все искусство этого периода выражает ощущение бессилия человека перед уничтожающими машинами. Человек утратил главную потребность - потребность в безопасности. Сами названия работ экспрессионистов наводят ужас: "Морг", "Христос в газовой маске".


Абстракционизм возник в 1910 г. Словарь абстрактной живописи, изданный в Париже в 1953 г., гласит, что "живопись должна называться абстрактной, когда мы ничего не можем узнать в ней от объективной реальности". Воспроизведение, доведенное до такой степени, когда ничто в произведении не позволяет обнаружить исходный природный объект, воспроизведение, которое при взгляде на него ничем не напоминает воспроизводимое, будет иметь право называться абстракцией. Абстракционизм можно считать кульминационным моментом модернизма в смысле отхода от предметности, разрушения формы предметов. Основоположником этого направления по праву считается В. Кандинский, а первым абстрактным произведением - его акварель, написанная в 1910 г., в которой, по словам французского критика Ш. Брю, "первый раз в истории живописи невозможно было что-либо заметить или узнать на картине". Теоретические положения этого направления Кандинский высказал в книге "О духовном в искусстве" (1910):

. "Дух, ведущий в царство завтрашнего дня, может быть познан только чувством. Путь туда пролагает талант художника".

. Главная задача искусства - "психической силой краски" вызвать душевную вибрацию. Реалистическое искусство непригодно для этой цели. Ему неизвестно возвышенное и оно ищет материал в "грубо материальном".

. Цель искусства - самовыражение художника, а не изображение действительности.

. Основное внимание художника должно быть сосредоточено на "психическом" воздействии цвета на зрителя. "Цвет - это клавиш, глаз - молоток, душа - многострунный рояль". Художник подобен руке, которая приводит в движение человеческую душу.

. Рисунок должен быть предельно простым. Не стоит переносить формы выражения, свойственные другим видам искусства, в область живописи. Абстрактные формы исходят не от природы, а изнутри человеческого сознания.

В 1912 г. Пит Мондриан (1872-1944), голландский художник, начинает экспериментировать с геометрическими формами. Этот эксперимент он чуть позже назовет "неопластицизмом". Вся его живопись была сведена к сочетанию вертикальных и горизонтальных линий, соединенных под прямым углом. Основные цвета - красный, желтый, синий. Линии обычно черные или серые. Черный и серый Мондриан называл "нецветами". Главной своей задачей он считал устранение из живописи эмоционального начала, считая, что "божественное живет только при температуре ниже нуля".

Супрематизм

модернизм кубизм экспрессионизм сюрреализм

В 1913 г. в рамках абстрактного искусства возникает направление, названное супрематизмом (от франц. "господство", "превосходство"). Его инициатором стал художник Казимир Малевич (1878/79-1935). Философской основой направления послужило учение Анри Бергсона об интуиции. 1913 г. - год создания знаменитого "Черного квадрата на белом фоне". Попытки комментировать это произведение бесчисленны. Сам Малевич в книге "О новых системах искусства" (1919) писал: "В этом черном кончается зрелище наше, туда вошел мировой актер, скрыв многоличье свое, потому что нет у него подлинного лика". Черный цвет означает слепоту разума. В сочетании с идеальной фигурой квадрата черный цвет - это "смыслообраз беспредметного мира объектов, постижимого в своей феноменальности, а не материальности. Образ Ничто". (Здесь можно вспомнить "эйдосы" Платона, "феномены" и "ноумены" И. Канта.) "Предметы исчезли, как дым, - пишет Малевич и, развивая мысль, продолжает: - Белый цвет - это истинное реальное представление бесконечного, все пришло к единому и единственному белому. Достигается состояние, в коем сознание человека во всех его движениях приходит к белизне. Тем самым оно выходит к чистому познанию сущностей".

Сюрреализм

Сюрреализм - направление в искусстве <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE>, сформировавшееся к началу 1920-х <https://ru.wikipedia.org/wiki/1920-%D0%B5> во Франции <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F>. Отличается использованием аллюзий <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D0%B7%D0%B8%D1%8F> ипарадоксальных <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%81> сочетаний форм.

Основателем и идеологом сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BD,_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5>.

Основное понятие сюрреализма, сюрреальность - совмещение сна <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BD> и реальности <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C>. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B1%D1%81%D1%83%D1%80%D0%B4>, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D0%B6> и технологии «ready-made <https://ru.wikipedia.org/wiki/Ready-made>». Сюрреалисты были вдохновлены радикальной левой идеологией, однако революцию <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D1%8F> они предлагали начать со своего сознания <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_(%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F)>. Искусство <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE> мыслилось ими основным инструментом освобождения.

Это направление сложилось под большим влиянием теории психоанализа <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7> Фрейда <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B5%D0%B9%D0%B4,_%D0%97%D0%B8%D0%B3%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B4> (правда, не все сюрреалисты увлекались психоанализом <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7>, например, Рене Магритт <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%B8%D1%82%D1%82,_%D0%A0%D0%B5%D0%BD%D0%B5> относился к нему весьма скептически). Первейшей целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D1%85_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F)> от материального <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F)>. Одними из важнейших ценностей являлись свобода <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%B0>, а также иррациональность <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%80%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC>.

Сюрреализм коренился в символизме <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC> и первоначально был подвержен влиянию таких художников-символистов, как Гюстав Моро <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%BE,_%D0%93%D1%8E%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2> и Одилон Редон <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%BD,_%D0%9E%D0%B4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%BD>.

Сюрреалисты выполняли свои работы без оглядки на рациональную эстетику <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0>, используя фантасмагорические формы. Они работали с такими тематиками, как эротика <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0>, ирония <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F>, магия <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%B3%D0%B8%D1%8F> и подсознание <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5>.

Нередко сюрреалисты выполняли свои работы под воздействием гипноза, алкоголя, наркотиков или голода, ради того, чтобы достичь глубин своего подсознания. Они провозглашали неконтролируемое создание текстов - автоматическое письмо <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%BE>. Одной из техник сюрреализма был изобретённый Вольфгангом Пааленом <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%84%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B3_%D0%9F%D0%B0%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD> фьюмаж <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%8C%D1%8E%D0%BC%D0%B0%D0%B6>.

Однако хаотичность <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D0%BE%D1%81> образов порой уступала место их большей продуманности, и сюрреальность становилась не просто самоцелью, но обдуманным методом высказывания идей, стремящихся разорвать обыденные представления (пример тому - зрелые работы классика сюрреализма Рене Магритта <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%B8%D1%82%D1%82,_%D0%A0%D0%B5%D0%BD%D0%B5>). Такая ситуация хорошо видна в кинематографе, продолжившем традиции сюрреализма, потерявшие со временем свежесть в живописи и литературе. Примеры - картины Луиса Бунюэля <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%BD%D1%8E%D1%8D%D0%BB%D1%8C,_%D0%9B%D1%83%D0%B8%D1%81>, Дэвида Линча <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D0%BD%D1%87,_%D0%94%D1%8D%D0%B2%D0%B8%D0%B4>, Яна Шванкмайера <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%BC%D0%B0%D0%B9%D0%B5%D1%80,_%D0%AF%D0%BD>.

Одними из величайших представителей сюрреализма в живописи <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C> стали Сальвадор Дали <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%BB%D0%B8,_%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D1%80>, Макс Эрнст <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%80%D0%BD%D1%81%D1%82,_%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D1%81> и Рене Магритт <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%B8%D1%82%D1%82,_%D0%A0%D0%B5%D0%BD%D0%B5>. Наиболее яркими представителями сюрреализма в кинематографе <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84> считаются Луис Бунюэль <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%BD%D1%8E%D1%8D%D0%BB%D1%8C,_%D0%9B%D1%83%D0%B8%D1%81>, Жан Кокто <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BA%D1%82%D0%BE,_%D0%96%D0%B0%D0%BD>, Ян Шванкмайер <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%BC%D0%B0%D0%B9%D0%B5%D1%80,_%D0%AF%D0%BD> и Дэвид Линч <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D0%BD%D1%87,_%D0%94%D1%8D%D0%B2%D0%B8%D0%B4>. Сюрреализм в фотографии <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F> получил признание благодаря пионерским работам Филиппа Халсмана <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D0%BB%D1%81%D0%BC%D0%B0%D0%BD,_%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D0%BF>.


.Власов В. Г. Стили в искусстве. - М., 2000;

2.Руднев В. Модернизм // Русская альтернативная поэтика. - М., 1991.Руднев В.П. 2. Модернистская и авангардная личность как культурно-психологический феномен // Русский авангард в кругу западноевропейской культуры. - М., 1993.;

3.Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Феникс. 1995. - 576 с.;

4.Культурология. Курс лекций. /Под ред. А.А. Радугина. М., 1996.;

.wikipedia.org.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!