Основные направления и формы деятельности Государственного Российского Дома народного творчества г. Москвы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    95,72 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные направления и формы деятельности Государственного Российского Дома народного творчества г. Москвы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ






КУРСОВАЯ РАБОТА

По курсу: «Организация и руководство народным художественным творчеством»

«Основные направления и формы деятельности Государственного Российского Дома народного творчества г. Москвы»



Выполнила: студентка группы 305 РХ

Короткова Виктория Алексеевна

Проверила: Ершова Т.М., доцент



Челябинск 2013

Содержание

Введение

Глава I. Государственный Российский Дом народного творчества: история, виды деятельности

.1 История и предмет деятельности ГРДНТ г. Москвы

.2 Приоритетные направления деятельности ГРДНТ г. Москва

Глава II. Анализ основных направлений и форм деятельности ГРДНТ г. Москвы

.1 Анализ основных направлений деятельности ГРДНТ г. Москвы

.2 Формы деятельности ГРДНТ г. Москвы

Заключение

Приложения

Введение


Культура - это система ценностей и смыслов, сохраняемых и передаваемых из поколения в поколение, служащих основанием для сохранения самобытности общества. Культура в ее современной форме - еще и социальная модель действительности, создаваемая людьми в процессах общения. Особенно важно такое понимание культуры для понимания современной культуры, сопряженной с экономикой, наукой и образованием, как системы, определяющей инновационный потенциал общества, его способность к самоорганизации и развитию, творчеству и восприятию нового.

Традиционно российское общество состоит из разнородных групп. В основе этой разнородности многонациональный уклад общества, удаленность территорий, значительные различия в условиях проживания в городской и сельской местности. В годы формирования рыночной экономики усилилось социальное расслоение общества. Переходный период привел к нарушению устоявшихся культурных связей и традиций, замене социальных ориентиров и ценностей.

В современных условиях общественных изменений происходит переосмысление роли культуры, обновление ее форм и функций. С одной стороны, культура по-прежнему воспроизводит традиционные отношения и образцы поведения, во многом предопределяющие поведение и мышление людей. С другой стороны, широко распространяются современные медиа-формы, реклама, что усиливает формирование идеологических и моральных стереотипов массовой культуры, "модного" стиля жизни. Посредством средств массовой информации предлагаются различные смыслы и новые идентичности, трансформируется мышление людей.

Переживая сложные процессы социально-экономических преобразований и структурных реформ, Россия оказалась перед реальной угрозой разрушения национальной самоидентификации. Происходящие перемены породили критические деформации ее культурного пространства. Сохранение его целостности и единства на основе культурного разнообразия - важнейшая предпосылка успешного развития России в эпоху глобализации, в эпоху становления обществ, основанных на знаниях и умениях эти знания эффективно использовать.

В этом контексте определяющая роль культуры в общем процессе модернизации России состоит в формировании личности как активного субъекта экономической жизни и социальной самоорганизации.

Сегодня необходим принципиально новый подход к выбору приоритетов в сфере культуры, основанный на соответствующих положениях Конституции <#"812956.files/image001.gif">

Рис. 1. Система методического обеспечения социально-культурной деятельности [8]

Основу методики культурно-просветительной деятельности составляют пять ведущих компонентов: цели, содержание, средства, методы и формы работы. Каждый из перечисленных компонентов методики видоизменяется в силу объективно существующих закономерностей их развития.

Особое значение в настоящее время приобретают рационализация и унификация документов, технологий их хранения и использования, т.е. проблема создания информационной системы, несущей большой объем информации и приспособленной к быстрому поиску необходимых данных. Поэтому в современной системе методического обеспечения появился новый компонент - информационный носитель. И как следствие - необходимость овладения каждым субъектом системы методической деятельности новыми информационными технологиями [11]

Стабильность и целостность системы методического обеспечения определяются наличием взаимодействия всех ее элементов: идей, ценностей и формы, в которой заключено содержание средств, то есть его носителей.

Проанализировав систему методического обеспечения культурно-досуговой деятельности, мы определили ее основные компоненты и взаимосвязи между ними (рис. 1).

2.2 Формы деятельности ГРДНТ г. Москвы

народное творчество традиция фестиваль

Основными формами деятельности ГРДНТ г. Москва являются: фестивали, конкурсы, выставки.

Фестиваль массовое празднество, включающий показ достижений в области музыки, театра, кино, эстрады. Фестивали различают по продолжительности (от нескольких дней до полугода) и содержанию.

Виды фестивалей:

-       Монографические (посвящены музыке одного композитора)

-       Тематические (посвящены определенному жанру, эпохе или стилю)

-       Фестивали исполнительского творчества.

Фестивали организует государство. И местными властями, филармониями и муз. Обществами, в католических странах фирмами и частными лицами. Проводятся фестивали регулярно (раз в два или три четыре года, а также в связи с особо торжественными событиями).

Распространение получили международные фестивали в XX веке (середине 40-х г) [12]

Нередко в рамках фестиваля проводятся международные конкурсы. В России с первых лет проводятся конкурсы с1928 г. в Ленинграде ежегодно проводятся фестивали, а с 1980 г. - фестивали фильмов. Всероссийские фестивали включают в себя конкурсные мероприятия, но не ограничиваются ими. И представляют собой массовые общественные компании по пропаганде и развитию российского самодеятельного искусства.

Конкурсные программы - это соревнования в каком-либо виде человеческой деятельности, и практически любой ее вид может лечь в основу конкурса. Это, как видно из перечня, может быть профессиональная или близкая к профессиональной деятельности; это может быть деятельность, связанная с различными видами и жанрами искусства; это может быть, деятельность, во время которой используется тот или иной природный или синтетический материал; при которой создаются разнообразные вещи, предметы, а также произведения искусства и литературы. То есть все, что человек делает головой, руками, да и всем телом, он может делать, соревнуясь с другими людьми.

Поскольку цель такого соревнования - сравнение уровней мастерства участников, постольку конкурсные программы являются мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию его навыков. В этом и заключается главный педагогический смысл конкурсных программ; развиваться можно, только сравнивая себя с окружающими, а конкурс - это и есть момент сравнения.

Конкурсные программы позволяют;

сформировать адекватную самооценку;

развить свои волевые качества;

воспитать свой эстетический вкус;

самоопределиться в мире увлечений и профессий; и т. Д [14]

Но, конечно же, возможности конкурсных программ могут остаться и нереализованными, что очень часто происходит при небрежной или безграмотной организации конкурсов. Организация конкурсных программ - процесс многоэтапный, предусматривающий учет многочисленных деталей, проблем, вопросов. При этом, как уже было сказано, все конкурсные программы, от самых маленьких, рассчитанных на один час, до грандиозных, подготавливаются и проводятся по одному организационному алгоритму. И не обязательно эти программы должны иметь в своем названии слово «конкурс», они могут называться «турнир», «бой», «поединок», «защита», «сражение», «смотр» (синонимический ряд можно продолжить) - от этого организационный алгоритм также не меняется.

При организации любой конкурсной программы все эти организационные вопросы необходимо учесть и решить, но долями степень важности отдельных пунктов в каждой конкурсной программе разные, в разных программах значимость отдельных пунктов усиливается за счет других. Например в конкурсе пластилиновых скульптур первейшее значение будет иметь обеспеченность материалом для работы (в перечне это обозначено словом «реквизит»), а роль ведущего в этой программе практически сводится к нулю. Прямо противоположную картину можно увидеть в конкурсной программе, известной под названием «КВН», - в ней порой все держится на находчивом, остроумном ведущем при почти полном игнорировании реквизита.

В любом случае организация конкурсной программы должна начаться с принятия решения о проведении конкурса, прежде чем принять такое решение, нужно определить, есть ли вообще потребность и необходимость в этом конкурсе. После того как решение принято, и до того, как о нем узнают будущие участники, организатор должен:

) придумать конкурсу яркое название;

) сформулировать конкурсные задания;

) разработать условия и критерии конкурса.

К сожалению, организаторы порой не уделяют должного внимания названиям мероприятий. Между тем, привлекательное название может многократно повысить интерес к предстоящему конкурсу и вызвать желание участвовать. Например, телеведущий Юрий Николаев назвал свою программу «Утренняя звезда». Если бы он назвал передачу просто «Конкурс исполнителей песен и танцев», чем, по сути, она и являлась, то, возможно, эта программа и не имела бы той популярности, которую можно было наблюдать. Но при всей значимости названия более важным элементом конкурсной программы являются конкурсные задания: если названием, в конце концов, можно пренебречь, то без заданий само понятие «конкурс» теряет смысл. Именно, конкурсные задания определяют, что нужно сделать, в чем будут соревноваться. Соревноваться «ни в чем» просто нельзя.

И, к сожалению, при объявлении заданий организаторы часто не объясняют условия их выполнения, не задают критерии, по которым будет оцениваться результат. В зависимости от содержания конкурсных программ в условия могут входить (или не входить) такие пункты: время на подготовку конкурсного задания; срок предварительной демонстрации подготовленного результата; место предварительной демонстрации подготовленного результата; размеры конечного продукта (в сантиметрах, в минутах, в страницах и т.д.); возможность использования заготовок, трафаретов, чужих идей и др.; перечень разрешенных и неразрешенных материалов, приспособлений, инструментов и т.д. [17]. Также должны быть оговорены условия, связанные с техникой безопасности, и особые условия, отражающие особенности жанра или технологии.

 

Заключение

 

Государственный Российский Дом народного творчества более 80 лет продолжает и развивает благородное дело своих предшественников - московских актеров, художников, меценатов, которые в начале XX века во главе с живописцем В.Д. Поленовым развернули активную работу по оказанию всесторонней помощи рабочим и крестьянским театрам, всем, кто занимался любительским искусством. Со времен Поленовского Дома и до наших дней эта деятельность не прерывалась, привлекая все новых и новых сподвижников из числа выдающихся представителей творческой интеллигенции.

Сегодня коллектив ГРДНТ - это содружество уникальных специалистов по всем основным жанрам. В своей работе они опираются на замечательный актив Дома - мастеров искусств, видных ученых, преподавателей творческих вузов, И конечно, главная опора - это система региональных домов народного творчества. Ежегодно во всех регионах России мы проводим совместно с ними десятки фестивалей, конкурсов, выставок. В это непростое время мы не выживаем, а живем полноценной жизнью, занятые любимым делом. Самобытные талантливые люди, съезжающиеся к нам со всех уголков России, оставляют здесь особый след, и потому Государственный Российский Дом народного творчества славен своей теплой атмосферой, духом, имя которому - народное искусство [20]

Система региональных методических учреждений объединяет 80 региональных центров. К ним относятся республиканские научно-методические центры народного творчества и культурно-досуговой деятельности, окружные центры национальной культуры, краевые центры народного творчества и досуга, областные методические и информационно-аналитические центры культуры, научно-методические центры культуры и повышения квалификации, областные координационно-методические центры культуры и творчества и др.

ГРДНТ является инициатором создания и реализации многочисленных проектов. Но как бы ни были многочисленны направления деятельности ГРДНТ, основным является методическая помощь учреждениям области, которые являются очагами культурной жизни в городах и районах нашего края. Роль клубов и домов культуры в организации досуга самых различных слоев населения трудно переоценить. Их деятельность нуждается во внимании и поддержке, и это одна из главных задач Областного дома народного творчества. Та система методической помощи и поддержки, которая складывалась в течение нескольких десятилетий, оправдала себя. Донские самодеятельные коллективы известны своим самобытным искусством не только в России, но и за рубежом. И это - показатель высокого уровня работы специалистов Дома народного творчества.

Одно из приоритетных направлений деятельности ГРДНТ - возрождение народной национальной культуры. Культурное наследие, традиции, танцы, песни, ремесла живы в России, и цель специалистов ГРДНТ - всемерно пропагандировать и развивать их. Деятельность ГРДНТ в этом направлении находит поддержку и со стороны Правительства РФ, и со стороны президента РФ.

Много внимания Дом народного творчества уделяет вопросам повышения мастерства и профессионального уровня клубных работников. Смотры и конкурсы среди клубных учреждений, конкурсы профессионального мастерства, мастер-классы, семинары, школы клубного специалиста - это неполный перечень учебно-методических форм работы, которые находят достойный отклик среди работников культурно-досуговых учреждений.

В целом деятельность ГРДНТ разнообразна и важна, так как огромное значение имеют такие массовые формы социально-культурной деятельности, как фестивали народного художественного творчеств и праздники-конкурсы народных ремёсел, которые позволяют комплексно решать художественно-эстетические, социально-педагогические и иные задачи культурного развития и являются составной частью государственной культурной политики и показателем системной и целенаправленной деятельности по поддержке народного художественного творчества в регионах.

Список литературы


1.     Базарова, И.В. Организационно-методическое обеспечение управления качеством инновационных коммуникаций: автореферат дис... канд. эконом. Наук. - СПб. : СПб гос. ун-т экономики и финансов, 2003. - 18 с.

2.      Брижатова, С.Б. Технологии формирования региональных программ социокультурного развития в современной России. - Барнаул: Изд-во АГИИК, 2000. - 101 с. [с. 22]

.        Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. - М.: Владис; Рипол Классик, 2011. - 1088 с.

.        Дмитриев, Д. Толковый словарь русского языка. - М. : Астрель; АСТ; Ермак, 2003. - 992 с.

.        Дейнеко, В.И. Организационно-методическое обеспечение перевода клубных учреждений на новые условия функционирования: автореферат дис... канд. пед. наук. - СПб : СПб гос. ин-т культуры, 1992. - 17 с.

.        Дружилов, С.А. Психологические проблемы формирования профессионализма и профессиональной культуры специалиста. - Новокузнецк : ИПК, 2000. - 127 с.

.        Ефремова, Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3 томах. Том 2. М-П. - М. : АСТ; Астрель; Харвест, 2006. - 1168 с.

.        Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусств. - М. : Издательский Дом МГУКИ, 2007. - 480 с.

.        Ковальчук, A.C. Исследование и проектирование социально-культурной деятельности. - Орел : Орловс. гос. ин-т искусств и культуры, 2001. - 112 с.

.        Лоханова, В.Н. Мониторинг инновационной деятельности организации. Информационное и организационно-методическое обеспечение : автореферат дис... канд. экон. наук. - М. : Гос. ун-т упр., 2003 - 26 с.

.        Лукин В.В. Социальный заказ на подготовку специалиста на основе информатизации методической системы обучения // Информатика и образование. - 2002. - Вып. 10. - 355с. [c. 7-14]

.        Мосалев, Б.Г. Методическое руководство деятельностью клубного учреждения : учеб. пособ. - М. : Моск. гос. ин-т культуры, 1989. - 76 с.

.        Сабуцкая, С.В. Формирование методического обеспечения социально-культурной деятельности в регионе: автореферат дис.... канд. пед. наук. - Барнаул : Кемеровск. гос. ун-т культуры и искусств, 2006. - 22 с.

.        Сысоев, Е.В. Методические рекомендации по определению эффективности деятельности клубного учреждения и формированию муниципального заказа на его услуги. - Барнаул : АКЦНТиД, 2006. - 15 с.

.        Толковый словарь русского языка. Современная версия. - М. : Владис; Рипол Классик, 2011. - 1088 с.

.        Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция / сост. Л. Антонова, И. Григорян, Н. Шильнова. - М. : Дом Славянской Книги, 2009. - 960 с.

.        Шагалова, Е.Н. Самый новейший толковый словарь русского языка XXI века. - М. : АСТ; Астрель; Полиграфиздат, 2011. - 416 с.

.        Щеглов, М.М. Организационно-методическое обеспечение общественно-просветительной деятельности работников культуры: автореферат дис... канд. пед. наук. - СПб. : СПб гос. ин-т культуры, 1992 - 17 с.

.        Государственный Российский Дом народного творчества : официальный сайт. - режим доступа : #"812956.files/image002.gif">

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры

«Государственный Российский Дом народного творчества»

, Москва, Центр, Сверчков пер. д.8, стр.3

тел: (495) 628-40-87; факс: 624-25-53, 628-36-23

E-mail: grdnt@rusfolk.ru; inform@rusfolk.ru

Похожие работы на - Основные направления и формы деятельности Государственного Российского Дома народного творчества г. Москвы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!