Образ абсурдного мира, утрачивающего смысл в романе Франца Кафки 'Процесс'

  • Вид работы:
    Эссе
  • Предмет:
    Литература
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    7,49 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Образ абсурдного мира, утрачивающего смысл в романе Франца Кафки 'Процесс'

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Краснодарский государственный университет культуры и искусств»

Кафедра музыкальных медиатехнологий




Эссе по литературе

на тему

Образ абсурдного мира, утрачивающего смысл в романе Франца Кафки «Процесс».




Студента 3 курса

кафедры музыкальных медиатехнологий

специальности музыкальная звукорежиссура

Полугодкина Сергея Сергеевича

Научный руководитель

Новикова Валерия Юрьевна



Краснодар 2014

Когда я в первый раз начал читать «Процесс» в возрасте 17 лет, будучи еще школьником, предпочитающим вместо программы, преподаваемой нам на занятиях, научную фантастику, вроде Станислава Лемма и Роберта Шекли, я не смог его дочитать до конца. Произошло это не по причине отсутствия вовлечённости в повествование, а из-за того, что, мне порой, после двух десятков страниц, становилось настолько тоскливо наблюдать ткань событий, происходивших в моей жизни, в общем-то насыщенной оными. Я никак не мог понять, в чем же причина этой внезапно возникающей эмоции, что уводила меня прочь от повествовательной линии романа. Внезапно я осознавал, что читаю лишь слова, а мои мысли уже блуждают в тех моментах моего существования, когда я ощущал себя бесполезным, а свою судьбу серой и безальтернативной. В итоге, не дойдя еще даже до середины книги, я её бросил. При всем при этом стиль и сюжет романа я находил достаточно увлекательными.

Я не возвращался к творчеству Кафки несколько лет, пока не взял себе в привычку часть своих небогатых студенческих доходов тратить на покупку новых книг. Одной из них была «Америка». Этот роман я также не дочитал до конца. При всех экзотических событиях, происходящих в этой книге, меня не покидало ощущение дежавю. Это было совершенно иррациональное чувство, ибо ничего похожего с тем, что происходило в романе, в моей жизни не совершалось.

И, наконец, в недавний период, для того, чтобы написать данное эссе, я снова взялся за чтение «Процесса». Умудрённый опытом (как бы странно это ни звучало), я сосредоточился на прочтении текста сильнее, чем если бы это был труд, наполненный формулами и сложной терминологией, однако к своему удивлению, прочитав уже треть книги, я обнаружил, что не осознаю, что за события произошли с Йозефом К. за последние десять страниц, а пребываю в иррациональной области своего сознания. Я обнаружил себя в состоянии апатичного созерцания и невнятной рефлексии на темы «Что же будет со всеми нами?» и «Как же это возможно жить в реальности, создаваемой такими людьми, как те, что сверху?».

Лишь наутро после прочтения я понял причину, по которой все это происходило со мной. Я осознал, что «Процесс» написан так, как я бы описал один из тех снов, которые приходят в состоянии болезни с высокой температурой. Осознав это, я стал замечать в тексте множество подтверждений своей догадки. Например, внезапное исчезновение стражей и появление банковских служащих в первой главе или эпизод в комнате художника, когда К. покупает три одинаковых картины, чтобы быстрее уйти из душного помещения, а открыв заднюю дверь комнаты, попадает в судебную канцелярию, в которой духота еще более сильная. Также я приметил, что описания персонажей и сцен не изобилуют мелкими подробностями, а если они и есть, то существуют лишь для того, чтобы в следующее мгновение как-нибудь нелепо и, порой, комично исчезнуть, подтверждая бессмысленность своего существования.

Почти дочитав книгу до конца, я с новым видением вернулся в её начало…

Теперь я просто не мог оторваться от повествования. Книга взбудоражила воображение, а оно в свою очередь живописно нарисовало мне суть сюрреалистической метафоры романа. Еще не дойдя до последней главы, я понял, что главный герой обречен, несмотря на всю нелепость происходящих с ним событий. К. - виновен и будет наказан, ведь он вовлечен в судебный процесс, и чем сильнее вовлечен, тем сильнее виновен и тем вероятнее будет наказан. Это подобно лавине. И как процесс возникает, практически не имеет значения, на что указывает невероятно сложный и нелогичный контингент служащих судебной канцелярии, но если он появится, от него не уйти. Как говорит художник, можно лишь тянуть его до бесконечности, либо добиться условного завершения процесса, который на деле будет продолжать нависать дамокловым мечом, ввергая подсудимого в холодный ужас неизвестности перед неумолимым фактом, что малейшее возникновение дела в поле зрения «бесконечной иерархии судей» даст этому мечу ход. кафка роман процесс писатель

Через все повествование проходит постоянное балансирование между естественным и необычайным, личностью и вселенной, трагическим и повседневным, абсурдом и логикой, определяя его звучание и смысл. Нужно помнить об этих парадоксах и заострять внимание на этих противоречиях, чтобы понять абсурдное произведение. Произведениям Кафки присуща естественность - это категория, трудная для понимания. Есть произведения, где события кажутся естественными читателю, но есть и другие (правда, они встречаются реже), в которых сам персонаж считает естественным то, что с ним происходит. Имеет место странный, но очевидный парадокс: чем необыкновеннее приключения героя, тем ощутимее естественность рассказа. Это соотношение пропорционально необычности человеческой жизни и той естественности, с которой он ее принимает.

Особенность Кафки заключается в том, что он, сохранив всю традиционную структуру языкового сообщения, его связность и логичность, воплотил в это структуре кричащую, вопиющую нелогичность, бессвязность, абсурдность содержания. Специфически кафкианский эффект - все ясно, но ничего не понятно. Но при вдумчивом чтении, осознав и приняв правило его игры, мы можем убедиться, что Кафка немало чего важного рассказал о своем времени. Начать с того, что он абсурд назвал абсурдом и не побоялся воплотить его.

Так в чем же кроется причина этой самой абсурдности, так сильно будоражащей ум читателя? Мы обратимся к биографии писателя, чтобы это выяснить.

Франц Кафка (1883-1924), австрийский писатель еврейского происхождения. Родился 3 июля 1883 в Праге. В 1906 окончил юридический факультет Пражского университета. Хрупкий, с пронзительными взглядом, Кафка постоянно занимался самобичеванием, страдал депрессиями и глубоким комплексом неполноценности по отношению к отцу, в письме которому (неотправленном) признавался: «Это (литературное творчество) было намеренно оттягиваемое прощание с тобой».

Еврейство изолировало Кафку от немецкоязычного сообщества; поскольку же родным языком для него был немецкий, чешское население Праги также не принимало его, и эта объективная безысходность вкупе с трудным характером препятствовало его общению с другими людьми.

Аскетизм, неуверенность в себе, самоосуждение и болезненное восприятие окружающего мира - все эти качества писателя хорошо задокументированы в его письмах и дневниках, а особенно в «Письме отцу» - ценной интроспекции в отношениях между отцом и сыном и в детский опыт. Из-за раннего разрыва с родителями Кафка был вынужден вести очень скромный образ жизни и часто менять жильё, что наложило отпечаток и на его отношение к самой Праге и её жителям. Хронические болезни (психосоматической ли природы - это вопрос спорный) изводили его; помимо туберкулёза, он страдал от мигреней, бессонницы, запоров, импотенции, нарывов и других заболеваний. Он пытался противодействовать всему этому натуропатическими способами, такими как вегетарианская диета, регулярная гимнастика и употребление большого количества непастеризованного коровьего молока.

Эти факты из жизни автора несомненно являются причиной, по которой его произведения наполнены иррациональным ужасом перед неизбежным фатумом, ознаменовывающим процесс изувечивания личности в социальном бреду. В конце концов, герой смиряется со своей судьбой и соглашается с фактом, что даже не намерение, а простое допущение того, что он виновен, является неоспоримым основанием для понесения наказания. Как случилось и с самим автором. Он осознавал и смиренно принимал свое тело ипохондрика и личность аутсайдера. Не публиковался, оставив волю, уничтожить его произведения после смерти.

В заключении хотелось бы отметить, что в отношении «Процесса» у большинства его прочитавших сложилось мнение, что это произведение - ирония, сатира, высмеивающая и оплакивающая систему созданную сильными мира сего. Я считаю, что этот роман о другом. Он метафоризирует эмоциональную сторону человека, который увидел несовершенства мира, его окружающего и эти несовершенства больше никогда не останутся в стороне. От них невозможно избавиться, потому что это несовершенства самой человеческой системы ценностей, и, принимая их, человек выносит себе приговор превращения в одно из этих самых несовершенств. Выходит так, что допущение преступления - уже преступления, а начало процесса - неизбежный приговор.

Список литературы

1.Ф. Кафка. Процесс. - М.: Эксмо, 2014 - 720 с.

2.Электронный ресурс Lookatme. Гений абсурда _ Франц Кафка. http://www.lookatme.ru/flow/posts/books-radar/130797-geniy-absurda-frants-kafka

Похожие работы на - Образ абсурдного мира, утрачивающего смысл в романе Франца Кафки 'Процесс'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!