Исследование жанра монодрамы как формы самопрезентации (на примере монодрамы Евгения Гришковца 'ОдноврЕмЕнно')

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Литература
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    55,46 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Исследование жанра монодрамы как формы самопрезентации (на примере монодрамы Евгения Гришковца 'ОдноврЕмЕнно')

Содержание

Введение

Глава I. Монодрама: история и специфика жанра

Глава II.

§1. Возможности самопрезентации в литературе

§2. Своеобразие монодрамы Гришковца «ОдноврЕмЕнно»

§3. Анализ самопрезентации в монодраме

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Тема дипломной работы посвящена проблеме жанра монодрамы как формы самопрезентации. Выбор темы обусловлен актуальностью исследования, которая заключается в перенесении феномена самопрезентации в литературу, в исследовании современной драматургии в аспекте психологического феномена самопрезентации, в рассмотрении жанра монодрамы в качестве формы самопрезентации.

Говоря о степени исследованности данной темы, следует отметить, что явление самопрезентации достаточно подробно изучено в психологическом и социологическом аспекте. Современными учеными разработана основательная теоретическая база. Феномен самопрезентации в рамках литературы на сегодняшний день не изучен.

Термин «самопрезентация» (калька с английского self-presentation) появился в науке сравнительно недавно (в XX веке). Он используется, как правило, в качестве синонима понятия «управление впечатлениями», для обозначения многочисленных стратегий и техник, применяемых индивидом при создании и контроле своего внешнего имиджа и впечатления о себе, которые он демонстрирует окружающим.

Английские исследователи М. Лири и Р. Ковальски определяют самопрезентацию как «процесс, посредством которого индивиды пытаются контролировать впечатления окружающих о них самих».

На равне с терминами «самопрезентация» и «управление впечатлениями» некоторые исследователи используют понятие «самопредъявление». По Д. Майерсу, самопредъявление - это «акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление или впечатление, соответствующее чьим-либо идеалам».

Неоднозначно использование термина и в отечественной науке. Так, можно встретить следующие варианты перевода термина «self-presentation»: «самопрезентация», «представление себя другим», «самопредставление», «самопредъявление», «самоподача». Исследователь В.Н. Куницина использует термин «самопредъявление», который понимает как «кратковременный, специфически мотивированный и организованный процесс предъявления информации о себе в вербальном и невербальном поведении». Согласно ее точке зрения основной целью самопредъявления является желание расположить к себе и сформировать благоприятное впечатление о себе

В данной работе будем оперировать термином «самопрезентация». Как и большинство понятий, интересующий нас термин имеет множество определений, которые содержатся в основном в психологических словарях и в специализированной литературе по имиджеологии и профориентологии. Рассмотрим некоторые из них.

Самопрезентация - процесс представления себя в отношении социально и культурно принятых способов действия и поведения. Здесь подразумевается, что этот процесс основывается на использовании определенных стратегий, разработанных для того, чтобы формировать мнение других о себе.

Самопрезентация - вербальная и невербальная демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций.

Самопрезентация - акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление, соответствующее чьим-либо идеалам.

В нашей дипломной работе под самопрезентацией будем понимать следующее: вербальная и невербальная демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций, процесс, посредством которого человек старается контролировать впечатления, возникающие о нем у других людей; синоним - управление впечатлением о себе.

Так как в науке нет общепринятого понимания понятия «самопрезентация», то становится возможным выделение различных подходов к изучению данного явления. В целом, опираясь на монографию И.П. Шкуратовой «Самопредъявление личности в общении», можно выделить семь основных подходов к пониманию и изучению самопрезентации личности. Как отмечает автор, выделение этих подходов носит условный характер, поскольку они неразрывно связаны между собой, но оно необходимо для того, чтобы упорядочить весьма разноплановые исследования, относящиеся порой к разным наукам (культурологии, психолингвистике, социологии). Коротко охарактеризуем данные подходы.

. Интерактивный подход является доминирующим, поскольку именно благодаря символическому интеракционизму, на котором данный подход и базируется, возникла проблема самопрезентации личности. Основоположники и представители данного направления - И.Гофман, Дж.Г. Мид, Ч. Кули, Г.Блумер. В рамках интерактивного подхода основной акцент делается на анализе поведения участников социального взаимодействия и механизмах воздействия друг на друга. Ключевые понятия здесь следующие: ситуация взаимодействия, роли, стратегии самопрезентации, средства создания образа, механизмы социального влияния.

. Коммуникативный подход. В его основе лежит модель коммуникативного акта, предложенная Р. Якобсоном и принятая за основу всеми психолингвистами. Коммуникативный подход опирается на рассмотрение самопредъявления как процесса передачи и восприятия информации. Иначе этот подход называют психосемиотическим, так как в его рамках рассматривается символическая сторона самопредъявления. Представители данного научного подхода: Е.А. Петрова, Ю.М.Жуков, Н.В. Соколова-Бауш, А. Меграбян, В.А.Лабунская. Ключевые понятия: знаки, символы, адресант, код, референт, адресат.

. Социо-перцептивный подход назван по аналогии с соответствующим аспектом общения, описанным Г. М. Андреевой. В общении социо-перцептивной называется та ее сторона, которая связана с восприятием участниками общения друг друга. Применительно к изучению самопрезентации этот подход направлен также на изучение механизмов построения предъявляемых образов и их восприятие аудиторией. Главные представители данного подхода - Р. Лири и М. Ковальски. Этот подход выводит исследователя на проблему соотношения между внутренним Я и его внешним воплощением в межличностном взаимодействии, а также на проблему кодирования и декодирования образов самопрезентации. Ключевые понятия этого подхода такие: Я-концепция, идентичность, зеркальные Я, социальные ожидания, публичное Я, приватное Я, искреннее и ложное самопредъявление.

. Культурологический подход. Исследователей, работающих в рамках данного подхода, интересует, какие ограничения накладывает культура на самопрезентацию своих представителей, как различия между культурными традициями поведения влияют на взаимовосприятие и взаимопонимание людей, воспитывавшихся в разных странах. В рамках данного подхода самопрезентацию изучали Дж. Берри, А. Меграбян, Д. Мацумото, А.А.Горбатков. Ключевые понятия: культурные традиции самопрезентации, национальный этикет, культурный шок, аккультурация, типы культур.

. Гендерный подход направлен на выявление различий в самопрезентации представителей мужского и женского полов, а также в связи с их гендером (фемининностью, маскулинностью, андрогинностью). Исследователи, разрабатывающие данный подход: И.П. Шкуратова, Ю.А.Гоцева, В.Т. Белянин, Е.В.Зарецкий, Е.И.Горошко, О.Л. Каменская, М.В. Буракова, О.А. Герасимова, В.А. Лабунская. Ключевые понятия в этом подходе: репрезентация пола, гендер, гендерлект, фемининность, маскулинность.

. Индивидуально-личностный подход главной своей задачей ставит рассмотрение влияний личностных детерминант порождения образа в процессе самопрезентации личности. Исследователи стараются проследить влияние отдельных индивидуальных характеристик на процесс самопрезентации. Представители индивидуально-личностного подхода: М. Снайдер, К. Леонгард, Е.А. Петрова и др.. Ключевые понятия: самомониторинг, демонстративное поведение, эпатажная личность.

. Прикладной подход неразрывно связан с описанными выше шестью теоретическим подходами и является их практическим приложением. Он состоит в изучении практик целевого создания образов самопрезентации в деловой сфере. Данный подход непосредственно связан с таким направлением как имиджелогия. Представители: Почепцов Г.Г., Петрова Е.А., Михайлова Е.В., Бреннер К.О. и др.. Ключевые понятия в этом подходе: имидж, стратегии, тактики и техники самопрезентации, эффективность самопрезентации.

Таковы основные подходы к самопрезентации личности в общении, которые можно выделить в науке. Основополагающей и отправной точкой в изучении самопрезентации является исследование американского социолога Ирвинга Гофмана (1922-1982), считающегося создателем теории самопрезентации. Именно ему принадлежит первое систематическое изучение феномена самопрезентации, которую исследователь рассматривает в рамках своей концепции социальной драматургии. Широко известная работа И.Гофмана «Представление себя другим в повседневной жизни» посвящена исследованию социального взаимодействия и управления производимым впечатлением по поводу этого взаимодействия. Рассмотрим некоторые положения теории Гофмана, интересующие нас в связи с заявленной темой дипломной работы.

В основе теории Гофмана лежит понятие социальной роли, которую исследователь понимает как «все проявления деятельности данного участника в данном эпизоде, которые любым образом влияют на любых других участников взаимодействия».

Согласно И. Гофману «способность индивида к «самовыражению»… содержит два совершенно разных вида знаковой активности: произвольное самовыражение, которым он дает информацию о себе, и непроизвольное самовыражение, которым он выдает себя. Первое включает вербальные символы или их заменители, используемые общепризнанно и индивидуально… Это и есть коммуникация в традиционном и узком смысле. Второе включает обширную область человеческого действия, которую другие могут рассматривать как симптоматику самого действующего лица». Так, независимо от целей общения в интересы общающегося человека входит контролирование поведения других людей, особенно их ответной реакции на его действия. Когда человек предстает перед аудиторией, окружающие стремятся собрать как можно больше информации о нем или строят свое поведение на основе той информации, которой уже владеют. Информация о человеке помогает определить характер ситуации, позволяет понять, что человек ожидает от окружающих и чего они могут ожидать от него. Источников информации, доступных аудитории, очень много и они разнообразны. Окружающие могут подбирать ключи, делая выводы по поведению и внешности, используя свой прошлый опыт или, что важнее, применяя без проверки сложившиеся стереотипы.

Таким образом, исполнитель должен вести себя так, чтобы, намеренно или ненамеренно, выражать себя, а окружающие будут, в свою очередь, впечатлены им каким-то образом. Согласно теории Гофмана все это делается с определенными целями:

чтобы вызвать желаемую реакции;

чтобы предстать «тем самым лицом»;

так как именно этого ожидает аудитория от представителя данной группы;

так как этого требует социальная роль;

так как иначе человек рискует быть неправильно понятым, что повлияет на ситуацию в целом;

чтобы прийти к «пониманию» и, следовательно, достигнуть своих целей.

Также Гофман обращает внимание на то, что индивид играет свою роль в определенном пространстве, именуемом «зоной исполнения», под которой понимается любое место, в котором восприятие исполнителя так или иначе ограничено.

Исследуя информацию, подаваемую индивидом, Гофман ввел понятие «переднего плана исполнения роли», под которым понимал «стандартный набор выразительных приемов и инструментов, намеренно или невольно выработанных индивидом в ходе исполнения». Передний план состоит из следующих компонентов:

обстановка (мебель, декорация, физическое расположение участников);

личный передний план (пол, возраст, отличительные знаки официального положения, манера одеваться, внешность, осанка, речь, выражение лица, жесты и т.п.).

Именно передний план отвечает за создание первого впечатления, являющегося основой создаваемого о человеке образа.

В связи со сложной природой самопрезентации в науке сложились различные классификации видов данного явления. Общепризнанным является деление самопрезентации на природную и искусственную.

Под природной самопрезентацией понимается биологический механизм социальной адаптации. Данным видом презентации неосознанно пользуется каждый человек и это проявляется в соблюдении правил вежливости, выражении эмоций по отношению к окружающим людям, продумыванию внешнего вида.

Искусственная самопрезентация, в отличие от природной, имеет осознанный характер. Ее главная цель - завоевание лояльности со стороны значимой для «презентуемого» аудитории. Данная самопрезентация требует от индивида специальной подготовки. Прежде всего, необходимо хорошо изучить свою потенциальную аудиторию, а затем выстроить алгоритм коммуникативного процесса с ней.

Иная классификация деления самопрезентации на виды, предложенная Н.Л. Грейдиной, основана на управлении вниманием собеседника или же целой аудитории. Это управление восприятием партнера происходит посредством привлечения внимания к тем особенностям внешнего облика, поведения, манер, жестов и прочее, которые запускают механизмы социального восприятия. И в зависимости от активности тех или иных механизмов восприятия исследователями выделяются четыре основных вида самопрезентаций:

Самопрезентация превосходства (внимание на одежду, манеры речи и поведения).

Самопрезентация привлекательности (умение быть привлекательным: подбор одежды, внимание к своему внешнему виду и поведению

Самопрезентация отношения (демонстрация собственного отношения к партнеру, как хорошего, так и плохого).

Самопрезентация актуального состояния и причин поведения (используется при необходимости актуализировать эмоции и чувства в глазах аудитории).

Таковы наиболее важные и значимые для данной работы сведения о самопрезентации, разработанные в психологической и социологической науках.

Говоря о второй составляющей темы дипломной работы - о монодраме - следует отметить, что на сегодняшний день как литературный драматический жанр она не исследована. В большей степени монодрама изучена в психологии, как один из способов психотерапии.

Объектом дипломной работы является жанр монодрамы как форма самопрезентации. Данный выбор обусловлен тем обстоятельством, что монодраматургия сегодня является одним из наиболее ярких и интересных способов самопродвижения. Именно использование такого жанра, как монодрама, под которой в нашей работе мы будем понимать драматическое произведение, разыгрываемое сначала и до конца одним актером, дает возможность через творческий труд презентовать исполнителю самого себя аудитории.

В качестве предмета изучения нами выбрано монодраматическое творчество Евгения Гришковца по двум причинам. Во-первых, на сегодняшний день, именно им активно используется жанр монодрамы. Во-вторых, его фигура представляет особый интерес с точки зрения особенностей самопрезентации.

Творческий путь Евгений Гришковец начал с пантомимы и написания стихов. В театр он пришел более 10-ти лет назад. В ноябре 1998 года состоялась премьера моноспектакля «Как я съел собаку». Первый показ был дан для семнадцати зрителей в курилке у буфета в Театре Российской армии. По признанию самого драматурга этот показ стал поворотным в его жизни. Гришковец влился в театральную жизнь скромно и при этом вполне естественно. Он не пытался ничего переделать и никому ничего не навязывал, а просто делал то, что ему нравится. Его пьесы легко и естественно воспринимались публикой, так как в них отсутствуют какие-либо страшные реалии жизни. Как отмечает Болотян И., Гришковец «сам принёс себя в театр и сам показал, как себя играть».

В современной литературной и театральной критике творчество Евгения Гришковца вызывает интерес, появляются работы, посвященные анализу феноменальности самой личности и изучению особенностей его произведений. В связи с личностью Евгения Гришковца для исследователей становятся актуальными два вопроса, на которые до сих пор нет однозначных ответов:

Кто такой Евгений Гришковец?

Что собой представляет его творчество, к какому искусству оно относится?

Отвечая на первый вопрос, обнаруживаем следующие оценки критиков: «Человек-театр», «русский народный Марсель Пруст», «анекдот в духе Довлатова и Жванецкого», «абсолютный субъективист», «аскетичный автор», «наивный драматург» и др. Гришковец своей деятельностью охватывает различные виды искусства, востребованные современной жизнью, и именно эта его многогранность провоцирует изучение самой личности данной персоны как феномена, как «человека-оркестра». Критик Анатолий Смелянский именует его «театральным Годо», которого все ожидали. И сам Евгений Гришковец не может однозначно себя оценить и назвать только драматургом, писателем, актером, певцом, либо режиссером. Но более всего он известен публике именно как исполнитель пьес, поэтому, на наш взгляд, будет уместна самохарактеристика «театральный деятель». Исследователями отмечается своевременность и естественность появления Гришковца в драматургии. Как отмечает И. Болотян, «Гришковец вошёл в театральную жизнь скромно, даже сутулясь. Он никому ничего не навязывал, не реформировал, никого не обличал, не пытался разрушить старое».

Сегодня Гришковец автор более десятка пьес, многие из которых он играет сам. И, безусловно, каждое новое произведение не остается без внимания не только зрителей, но и критиков. Появляются все новые и новые короткие рецензии в газетах и интернет-изданиях, посвященные разбору отдельных произведений. Отдельная монография, посвященная творчеству Гришковца, еще не написана.

Что касается второго вопроса, то и здесь нельзя сказать однозначно. Во-первых, Евгений Гришковец ставит спектакли, по которым затем пишет книги. Во-вторых, он сам исполняет свои произведения, большинство из которых предусматривают одного исполнителя - это монодрамы. В-третьих, Гришковец выступает в роли музыканта, участвуя в проекте «Бигуди». Также, сравнительно недавно, он занялся актерской деятельностью. Но, каким бы способом не проявлялась творческая натура Гришковца, всю его разностороннюю деятельность сближает проникновенный, собственный и в тоже время близкий всем взгляд на жизнь. В данной работе нас будет интересовать монодраматическое творчество Гришковца.

В научной литературе нами не обнаружено трудов, посвященных изучению самопрезентации драматурга непосредственно через его монодраматургию. Именно в этом и заключается новизна данного исследования.

Цель дипломной работы заключается в исследовании жанра монодрамы как формы самопрезентации на примере творчества Гришковца.

В качестве материала исследования нами выбрана монодрама Евгения Гришковца «ОдноврЕмЕнно».

Целью работы определяется следующий ряд задач:

изучение специфики жанра монодрамы,

определение форм самопрезентации и их вариантов в литературном творчестве,

рассмотрение особенностей драматургии Гришковца на примере пьесы «ОдноврЕмЕнно»,

Структура исследования отвечает поставленным задачам. Дипломная работа состоит из введения, где особое внимание уделено феномену самопрезентации и обоснованию выбора фигуры Гришковца и его творчества в качестве объекта исследования, первой главы, посвященной исследованию особенностей монодрамы, и второй главы, состоящей из трех параграфов, в которых последовательно рассмотрим возможности самопрезентации в литературе, своеобразие монодрамы Гришковца «ОдноврЕмЕнно», анализ стратегий самопрезентации в монодраме.


Глава I. Монодрама: история и специфика жанра

Данная глава будет посвящена изучению специфики особого вида драматургии, а именно, монодрамы. Рассмотрим своеобразие монодрамы и определим ее место в системе драматургии, обратимся к истории ее возникновения и развития.

Начнем с определения драмы как вида искусства, с ее специфичности, определяющей особенности драматических жанров в целом.

Драма - это особый вид искусства, специфичность которого обусловлена тем, что она одновременно является родом театрального и литературного искусств. Во-первых, драма, выступая первоосновой спектакля, вместе с тем воспринимается и в чтении. Во-вторых, как один из основных родов художественной литературы (наряду с лирикой и эпосом), она охватывает произведения, обычно предназначенные для исполнения на сцене.

Считается, что драма как род литературы сформировалась на основе эволюции театрального искусства, когда на первый план вышли актеры, соединяющие пантомиму с произносимым словом.

Специфику драмы составляют сюжетность, конфликтность действия с членением на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествования. Драматические конфликты изображаются через поступки персонажей, их диалоги и монологи, жесты и мимику. Текст драмы ориентирован на зрелищную выразительность (для этого активно используются жесты, мимика, движения, которые четко указываются в авторских ремарках) и на звучание. Также он учитывает возможности сценического времени, пространства и театральной техники (построение мизансцен). Литературная драма, реализуемая актером и режиссером, должна обладать сценичностью. Драмы условно делятся на трагедию, комедию, драму (как жанр) и трагикомедию.

Изначально драма была предназначена для коллективного восприятия, поэтому она всегда тяготела к наиболее острым проблемам и в самых ярких образцах становилась народной. По мысли А. С. Пушкина, назначение драмы заключается в том, чтобы «... действовать на толпу, на множество, занимать его любопытство».

Синтез таких двух различных по своей сути видов искусств, как театр и литература, в драме не случаен. Он возможен лишь на основе общего. Данной основой выступает художественный образ, переходящий из творческого сознания автора в творческую атмосферу театра. Не смотря на то, что художественные образы драмы рождаются в сфере литературы, при этом они сознательно ориентированы своими создателями на зрительское восприятие и сценическое воплощение. Они могут до конца воплотиться и полноценно существовать лишь в ином, не литературном, виде искусства, - в театре.

Сказанное выше не означает, что художественные образы и вместе с тем драмы как литературные произведения представляют неполноценный материал, требующий доработки и обязательной постановки. Пьесы Софокла, Шекспира, Мольера, Чехова и пр. признаны шедеврами мировой литературы. Аристотель так говорил о драме: «Сила трагедии <сохраняется> и без состязания и без актеров… ведь и при чтении бывает видно, какова она».

Драма не вписывается и не укладывается в рамки одного вида искусства: ее нельзя полностью отнести ни к литературе, ни к театру. Природа драмы сложна. В качестве литературного произведения она с самого начала обращает свои образы к театру, призванному их творчески переосмыслить и воплотить на сцене. По словам немецкого драматурга Фридриха Геббеля, «...произведение искусства, претендующее на принадлежность к драматической поэзии, должно быть исполнимо на сцене, ибо если что-то не поддается сценическому воплощению, значит, оно не было воплощено и самим поэтом, а осталось лишь в зародыше, в схеме».

Из этого следует, что драма оживает полностью только на сцене, где происходит гармоничное слияние художественного текста с актерской игрой, мимикой, жестами, музыкой, пением, светом, танцами, декорациями. Лишь при гармоничном слиянии театральных возможностей с литературным произведением мы получаем театральный спектакль. Немецкий философ и эстетик Фридрих Шеллинг так писал об этой особенности драмы: «...Совершеннейшее сочетание всех искусств, объединение поэзии и музыки в пении, поэзии и живописи - в танце в синтезированном виде составляет самое сложное явление театрального искусства».

Но так же, как без театра не возможна сценическая жизнь драмы, так она не мыслима и без зрителей. Любое драматическое произведение рассчитано непосредственно на понимание публикой, которая должна воспринимать театральное действо, сопереживать героям. Современный англо-американский теоретик Э.Бентли говорил по этому поводу: «Сами по себе события еще лишены драматичности. Они обретают драматичность, только будучи увидены глазами зрителя».

Таковы в общем виде основные условия, определяющие художественную природу драмы, понять которую становится возможным лишь учитывая эстетическую двойственность драмы, ее принадлежность сразу к двум видам искусства - литературе и театру.

Именно так можно представить драму как вид искусства.

В 21 веке актуальным и востребованным становится такой особый вид драмы, как монодрама - драматическое произведение, разыгрываемое с начала и до конца одним актером.

Возникновение монодрамы как вида искусства относится к античности, к доэсхиловской греческой трагедии, где один актер путем перевоплощения играл целое произведение. «Прародителем» монодрамы можно считать греческого актера и поэта Феспида (6 век до н.э.). Он первым ввел в драматическое произведение наряду с хором актера-декламатора.

Изначально греческая драма представляла собой своего рода театральное зрелище - жертвоприношение на алтаре Диониса, сопровождавшееся состязаниями поэтов-драматургов. Происходило это только в дни праздников Диониса. «Лицедейство» совершалось в стенах храма и сопровождалось хоровыми плясками.

Феспид явился новатором в области драмы. Именно он первым вывел на сцену актера, противопоставив его в диалоге и действии хору. Если же возникала необходимость в другом герое, то все тот же актер, с помощью маски и костюма, с легкостью перевоплощался в нового персонажа.

В доэсхиловской греческой драме партия актера, чередуясь с песнями хора, и составляла всю пьесу. Такое общение хора с актером приводило к возникновению диалога, который в ранних трагедиях мог иметь различную форму. Он мог быть чисто лирическим и состоять из попеременного пения хора и актера. Чаще всего это был обмен жалобами, патетическими вопросами, стенаниями и криками скорби, из которых в дальнейшем возник коммос - плач классической трагедии.

Иногда же хор пел один, а актер пользовался речитативом, приближавшимся более или менее к декламации. Или же, наконец, запевала-корифей выступал от имени хора, и тогда между ним и актером возникал настоящий диалог.

Вскоре после Феспида Эсхил вывел на сцену второго актера, а Софокл - третьего. И монодрама перестала существовать в чистом виде, но при этом она не исчезла полностью. Монодрама сохраняется на всех этапах исторического развития театрального искусства и существует в форме драматического монолога.

Так, не смотря на появление на сцене множества действующих и говорящих лиц, в античном театре главную роль продолжает играть монолог актера, представляющий собой по сути монодраму, придающий определенную повествовательность действию (свойство, доставшееся трагедии «в наследство» от эпоса, который, согласно теории Веселовского и подтвержденной данными современной науки, развился раньше драматургии). Здесь монолог служит нескольким целям:

в монологе раскрывается предыстория событий;

в монологе сообщается о событиях, произошедших за сценой;

в монологе выражается отношение действующего лица к уже случившимся или возможным событиям;

в монологе звучат молитвы богам или философские размышления.

Монолог продолжает играть роль основной лексической формы организации действия и в эпоху Средневековья, особенно в таких драматических жанрах, как мистерии и моралите. Этот факт объясняется строго формализованным, ритуально-символическим характером исполнения данных произведений.

Новый этап развития монолога приходится на конец 16 - начало 17 веков в английском и французском театре. Востребованность монологической речи в эпоху Возрождения продиктована самой организацией театра. Так, в английском театре той эпохи сцена была маленькой и часто выдвигалась в середину зрительного зала, что создавало непосредственную близость между зрителем и актером и располагало зрителя к роли адресата героя, произносящего монолог. Широко использовали монолог в своих драматических произведениях К. Марло и Т. Кид. Самым известным монологом эпохи Возрождения является монолог Гамлета в одноименной пьесе Уильяма Шекспира. «Быть или не быть» - это философское размышление главного героя о смерти и самоубийстве.

Следующим этапом развития монолога стало начало и первая половина 19 века, время, когда европейские романтики привносят в драму лирический компонент. Так, «Манфред» Байрона состоит практически целиком из одних монологов. Монолог играет первенствующую роль в "Вильяме Ратклифе" Гейне, трагедиях Грильпарцера, драмах Виктора Гюго.

Развитие реалистического и особенно натуралистического театра в конце 19 века привело к редуцированию монолога в пользу диалога. Первый по своей природе не мог придавать пьесам максимального жизнеподобия, к которому стремились драматурги. Постепенно монолог перестает играть существенную роль и даже совершенно упраздняется у Ибсена, Гауптмана, Стриндберга.

Русская драматургия во многом отвечала европейским веяниям. Однако в русской классической реалистической драматургии мы находим и монологи, претендующие на свою автономность. В качестве примеров могут послужить монологи действующих лиц в «Скупом рыцаре» и «Борисе Годунове» А.С. Пушкина, монологи Катерины в «Грозе» А.Н. Островского и городничего в «Ревизоре» Н.В. Гоголя. Приведенные монологи служат не только подчеркиванию и раскрытию характерных черт героев, но они одновременно выполняют функцию развития сюжета.

Новый исторический этап изучения монодраматургии приходится на начало 20 века. В 1908 году Николай Николаевич Евреинов (русский и французский режиссёр, драматург, теоретик и преобразователь театра, историк театрального искусства, философ и лицедей, музыкант, художник и психолог) прочитал в Московском литературно-художественном кружке реферат «введение в монодраму», в котором подробно изложил принцип своей театральной теории.

В своем докладе Николай Николаевич Евреинов прослеживает истоки монодрамы с античных времен, указывая на актера Тесписа, который называл свои пьесы, в которых играл один актер, «монодрамой».

Согласно теории Евреинова монодрама - это «такого рода драматическое представление, которое, стремясь наиболее полно сообщить зрителям душевное состояние действующего, являет на сцене окружающий мир таким, каким он воспринимается действующим в любой момент его сценического бытия».

Элементы монодрамы Евреинов обнаруживает в «Гамлете» Уильяма Шекспира, в ранних пьесах Александра Блока и в произведениях Александра Сергеевича Пушкина, прежде всего, в книге «Повести Белкина», где все происходящее увидено глазами не автора, а одного из персонажей.

Монодрама предполагает развёртывание сценических событий, словно проецируемых через сознание главного героя или одного из действующих лиц. Также она подразумевает драматическое представление, которое преподносит окружающий мир таким, каким он воспринимается действующим лицом «в любой момент его сценического бытия», и заставляет каждого из зрителей стать в положение этого лица, «зажить его жизнью».

Первое место в теории Евреинова занимает внутренняя централизация действия, превращение «чуждой мне драмы» в «мою драму», то есть драму самого зрителя, сопереживающего с центральным «действующим» персонажем пьесы. Этого «действующего» Евреинов называет «субъектом действия» или просто «я». Отношения этого «я» к миру, его субъективные восприятия людей и вещей определяют характер развертывающегося действия монодрамы. Монодрама по Евреинову является «проекцией души» центрального персонажа на внешний мир. Значимость остальных персонажей, если таковые имеются, для зрителей монодрамы заключается в том, что в них проецируется воспринимающее «я» субъекта действия.

В теории Евреинова звучит мысль о социально - терапевтической функции монодрамы. Данная функция обусловлена тем фактом, что зритель, наблюдая за действиями и словами актера, вольно или невольно сам погружается в роль, становясь при этом сам «иллюзорно действующим». Таким образом, театр, вовлекая с помощью монодрамы публику в сценическое действие, тем самым дает ей возможность очищения, даже своего рода перерождения.

В 1920-ых годах идеи Евреинова легли в основу новых методик психотерапии, разработанных венским врачом Якобом Леви Морено. Он создал первый в мире метод групповой психотерапии - психодраму. Морено исходил из того, что, поскольку любой человек - существо социальное, то группа может более эффективно решать его проблемы, чем один человек. Это было абсолютно новое решение, поскольку до этого самым популярным методом психотерапии был психоанализ, где пациент, лежа на кушетке и не видя психотерапевта, рассказывал ему о своих сновидениях и вызванных ими ассоциациях из жизни. Так, Морено заставил человека действовать. Из психодрамы органично появилась монодрама - метод индивидуального консультирования и психотерапии, основанный на приемах и методиках психодрамы. В монодраме нет группы - людей, которые могут играть роли в сценах клиента. В монодраме, также как и в психодраме, часто используется пространство помещения для построения сцены, но вместо других людей в монодраме используются пустые стулья или предметы.

Монодрама формируется на основе понимания между клиентом и терапевтом, при этом включаются как вербальные, так и невербальные коммуникативные возможности.

С помощью новой методики психотерапии, разработанной Морено, театр пришел в психологию.

В современном литературоведении более основательно исследована теория монолога, который, по своей природе, является в тоже время монодрамой. Под монологом понимается «развернутое, пространное высказывание, знаменующее активность одного из участников коммуникации или не включенное в межличностное общение».

Так, различают два основных вида монолога:

обращенный монолог,

уединенный монолог.

Первый вид, как ясно из названия, включен в общение людей. Он определенным образом оказывает воздействие на адресата, но его ответной реакции не требует. В данной речевой ситуации активен только один участник коммуникации, остальные берут на себя роль слушателей. Обращенный монолог может быть направлен как на одного адресата, так и на целую группу людей. Здесь, как отмечает Якубинский Л.П, можно говорить об иерархической привилегированности исполнителя: «Слушают того, кто имеет власть или пользуется особым авторитетом, вообще в обстановке внущающего воздействия, подразумевающего известную пассивность восприятия или преимущественно сочувственное реагирование, когда прорываются главным образом « поддакивающие» реплики».

Обращенные монологи не имеют ограничения в объеме, их отличает продуманность и четкая структурированность. Также они могут воспроизводиться в различных ситуациях в готовом виде.

Иными свойствами обладают уединенные монологи - высказывания, осуществляемые человеком либо в одиночестве, либо в психологической изоляции от окружающих. К ним относятся внутренние монологи, дневниковые записи. Речь, возникающая в уединенном монологе, как отмечает Выготский Л.С., отличается сокращенностью, отрывочностью, бессвязностью. Это своего рода поток сознания исполнителя.

Патрис Пави в книге «Словарь театра» предлагает следующую классификацию монолога по его драматургической функции и по литературной форме:

По драматургической функции:

технический монолог, рассказ героя о событиях, уже произошедших либо происходящих в настоящее время;

лирический монолог, повествование героя, раскрывающее его сильные душевные переживание;

монолог-размышление, или монолог-принятие решения, монолог в условиях жесткого выбора, требующий принятия какого-либо ответственного решения, при котором герой излагает самому себе аргументы «за» и «против».

По литературной форме:

апарт, несколько слов в сторону, характеризующих состояние персонажа;

стансы, поэтические размышления героя (характерно для драматургии Классицизма);

диалектика рассуждения, монолог, представленный как логически выстроенная последовательность смысловых и ритмических оппозиций;

поток сознания (внутренний монолог, не путать с одноименным термином Системы Станиславского), повествование, представляющее свободное течение мысли героя, не требующее очевидной логики и не заботящееся о литературном построении речи;

авторское слово, непосредственное обращение автора к публике, как правило, через какого-либо из персонажей;

диалог в одиночестве, диалог героя с божеством, либо обращение к другому персонажу пьесы, который или не слышит его, или не отвечает.

Рассмотрим некоторые особенности монолога, отличающие его главным образом от диалога.

Прежде всего, монологическая речь не требует немедленной реакции слушателей и их ответных реплик. В отличие от диалогической, речь в монологе односторонне направлена: от говорящего к слушающему. Так, в случае, когда речь исполнителя обращена к публике, а не к самому себе (внутренний монолог), то он высказывает свои мысли, а аудитория вправе соглашаться с ними, принимать их или же нет.

Тематика монологов гораздо шире и свободнее, чем в диалоге, что позволяет намеренно усложнять речь, используя при этом сложные синтаксические конструкции или же, напротив, использовать короткие синтаксические конструкции, осложненные пунктуационно, придающие речи прерывистость и естественность.

При исполнении монолога выступающему важно постоянно поддерживать контакт с аудиторией. В этом ему помогают слова-обращения, риторические вопросы и восклицания.

Особую значимость для монолога имеет интонация, выполняющая здесь важные функции. Она помогает передать внутренний смысл высказывания и выразить отношение выступающего к фактам и явлениям, о которых он говорит. Важно, чтобы интонация соответствовала выражаемым мыслям и чувствам и выбор элементов интонации (темп, тембр, паузы, логическое ударение) был обдуманным, соответствующим теме, целям и задачам монолога.

Все эти свойства речи позволяют монологу претендовать на определенную автономность, независимость от контекста. Поэтому становится возможным сближение понятий «монолог» и «монодрама».

Востребованной монодраматургия становится в конце 20 века - начала 21века, в период становления новой драматурги, когда для современного человека классический театр становится узок. Зрителю теперь необходимо нечто иное, нежели постановка всем известных пьес или же их очередная новая интерпретация. В современном мире, чрезвычайно насыщенном информацией, человеку нужен не просто развлекательный театр, но и театр, в котором зрители увидят себя, окружающую их действительность, смогут рефлектировать вместе с героями. Поэтому вполне уместной становится монодрама, сближающая литературу и психологию, о чем было упомянуто ранее.

Сегодня монодрама - это драматическое произведение, разыгрываемое с начала до конца одним актером; пьеса, построенная в виде монолога одного действующего лица. Хотя определение понятия довольно конкретное, тем не менее, в научной литературе выделяются различные виды монодрам. Представим некоторые из них:

пьеса - монолог - развернутый монолог, обращенный непосредственно к зрителю («О вреде табака» - Чехова),

монодрама, в которой единственный актер последовательно исполняет несколько ролей, соответственно изменяя свою наружность (миниатюры театра "Кривое зеркало" в Петербурге, миниатюры А. И. Райкина).

При подготовке монодрамы исполнитель должен тщательно продумать все содержание и интонационно-жестикуляционное сопровождение своего монолога, учитывая при этом не только тему и цели выступления, но и особенности аудитории. Само же выступление требует от исполнителя постоянной сосредоточенности и внимания к аудитории, умения контролировать себя в момент говорения, чувствовать реакцию слушателей, а почувствовав непонимание, на ходу, не прерывая речи, изменить форму выражения (например, повторить ту же мысль другими словами, усиленной интонацией или же, наоборот, более медленным темпом). При этом моменты продумывания и произнесения практически полностью должны совпадать и быть незаметны для аудитории.

Монодрама, являясь драматическим жанром, предназначена для сценической постановки и имеет прямую зависимость от актёрского исполнения. Поэтому важно, чтобы актер не просто играл свою роль и произносил со сцены заученные слова, а вместе с тем проживал, пропускал все происходящее через себя.

В монодраме, как и в любой пьесе, есть сюжет, опирающийся на активное намерение героя. Но выражается он не так, как в драматических произведениях, где на сцене присутствует более одного героя. Именно в выражении сюжета заключается объективная сложность монодраматургии. В привычной для зрителей драме, где множество персонажей, осуществление сюжета зависит от тех обстоятельств, в которых участвуют другие, помимо героя, люди. В монодраме важно построить сюжет таким образом, чтобы не получалось исключительно «самокопаний» героя в прошлом и мечтаний о будущем. То есть, он должен каким-то образом действовать, а не просто рефлексировать.

И, наконец, монодрама, как и любая пьеса, должна оказывать эмоциональное воздействие на зрителя. Это воздействие или, иначе говоря, путь, которым автор ведет зрителей к идее пьесы, может выражаться посредством абсолютно любых эмоций. Путь может быть смешным, грустным, ужасным, безобразным, грубым, косноязычным и т.д.. Но он никогда не может быть скучным. В монодраматургии автор должен действовать только через эмоции.

Из этого следует, что монодрама - художественное произведение, предназначенное для актёрского исполнения, имеющее в своей основе активное действующее лицо, которое хочет чего-либо достичь здесь и сейчас.

Таким образом, для монодрамы, как жанра драматургии, характерен следующий ряд свойств.

Во-первых, активное действующее лицо монодрамы обязательно хочет чего-то немедленно достичь. Это является внешним мотивом, который будет близок и понятен всем зрителям. Данная цель героя будет оказывать эмоциональное воздействие на зрителей.

В-вторых, при наличии цели обязательно есть нечто, что будет мешать ее достижению. В монодраме в качестве помехи выступают, прежде всего, драматические обстоятельства, которые вынуждают героя к определённым мыслям и поступкам.

В-третьих, в монодраме должен быть конфликт, без которого не может существовать ни одна пьеса. Конфликт представляет собой противостояние действия и контрдействия. Но конфликт в монодраме особого рода. Здесь в качестве противников выступают не персонажи, а обстоятельства, возникшие не без помощи реально существующих людей. Одним из распространенных приемов будет являться показ телефонного разговора или внутреннего голоса.

И, в-четвертых, эмоции, которые вызывает воздействие конфликта на характер, должны быть настоящими. Иначе говоря, эмоции должны быть вполне реальны и естественны. Герой должен их заслуживать. Зрители, переживая и проживая вместе с персонажем события, должны также сами захотеть плакать или смеяться, испытывать гнев или восторг. Чувства, испытываемые героем на сцене, устанавливают эмоциональный контакт, который важен всем участникам театрального представления.

В 21-ом веке монодраматургия, которая является одним из самых сложных видов искусств, открывает новые перспективы театру. При малых денежных затратах (минимум декораций или вообще их полное отсутствие), монодрамы отличаются большим эмоциональным воздействием. Здесь зритель не просто следит за событиями, происходящими в жизни героя, его переживаниями и чувствами, но и сам начинает рефлектировать и становится участником спектакля - играет роль зрителя.

Глава II.

§1.Возможности самопрезентации в литературе

Активность современной жизни провоцирует междисциплинарный синтез. Все больше разноплановых наук находят общие точки соприкосновения и, как следствие, появляются новые учения. Так, 21 век отмечен сближением психологии с литературой.

В истории психологии интерес к литературному материалу заключается в двух направлениях: интерес к индивидуальной психологии творца и психологии самого творения. Поэтому становится возможным приложение теории самопрезентации к литературному материалу.

Рассмотрим возможности явления самопрезентации в литературе. Обратимся к вопросу о стратегиях и тактиках самопрезентации, который является одним из центральных в зарубежной науке. Этот факт обусловлен практической значимостью изучения стратегий, так как каждый человек относительно самопрезентации стремится к двум вещам: умению владеть этими стратегиями и умению видеть и опознавать их в поведении своих партнеров по общению.

Стремление к управлению впечатлениями о себе, которые создаются у окружающих, является врожденным. Человек постоянно нуждается в реакции других людей на его поступки, слова и действия, будь то одобрение/неодобрение. И это происходит не только на подсознательном уровне, но и по заранее продуманному плану с использованием стратегий самопрезентации.

Под стратегией самопрезентации понимается совокупность поведенческих актов личности, разделенных во времени и пространстве, направленных на создание определенного образа в глазах окружающих. Стратегия самопрезентации может включать в себя множество отдельных тактик. Тактика самопрезентации - это определенный прием, с помощью которого реализуется выбранная стратегия. Тактика самопрезентации по своему действию является единицей меньшей, чем стратегия. Тактика - явление кратковременное и направленное на создание желаемого впечатления в конкретной жизненной ситуации.

Одна из первых классификаций стратегий самопрезентации принадлежит Э. Джонсу и Т. Питтману. Под самопрезентацией они понимают поведенческую реализацию стремления к власти в межличностных отношениях. По их мнению, самопрезентация позволяет человеку использовать различные источники власти, расширяя и поддерживая влияние в межличностных отношениях. Джонс и Питтман говорят о существовании пяти видов власти и предлагают соответственно пять стратегий самопрезентации, основанных на целях и тактиках, которые используют люди в общении с окружающими. Далее рассмотрим все пять стратегий.

. Стремление понравиться - инграциация. Здесь действует власть обаяния. Старание понравиться - попытка представить себя привлекательным в глазах окружающих. Добиться желаемого результата, по мнению авторов, можно несколькими способами:

) просто соглашаться с тем, что думает и утверждает объект;

) похвалить достоинства и личность объекта;

) оказывать благосклонность человеку, которому необходимо понравиться.

При использовании данной стратегии нужно быть предельно внимательным, так как необдуманное использование перечисленных выше способов может привести к совершенно противоположному по сравнению с задуманным результату. Если использование стратегии будет тщательно непродуманно, то это может выдать намерения субъекта стороннему наблюдателю. Обмануть объект, которому необходимо понравиться, при использовании данной стратегии довольно легко, так как исполнитель соглашается и принимает мнение объекта (а это всегда льстит и затуманивает взгляд). Но обмануть стороннего наблюдателя, который имеет свои суждения, в данной ситуации невозможно. Поэтому, стараясь повысить свою позицию в глазах объекта, можно в то же время понизить свою позицию в глазах наблюдателя.

Основная тактика первой стратегии состоит в том, чтобы угождать другим людям, льстить и соглашаться, предъявлять социально-одобряемые качества. Цель - казаться привлекательным, вызвать симпатию.

Данной стратегией пользуется большинство современных деятелей искусства. Это объясняется доступностью и в большей степени естественностью данной стратегии. Современные писатели преимущественно стремятся создать положительный образ о себе, поэтому их действия укладываются в социально-одобряемые рамки поведения. Так, все писатели соблюдают правила вежливости на публике.

. Самопродвижение, самореклама - демонстрация компетентности, которая предоставляет власть эксперта. Отличие данной стратегии от первой в желании выглядеть не просто привлекательным, а компетентным. Цель самопродвижения заключается в получении уважения со стороны других людей. Самый действенный способ в рамках данной стратегии состоит в демонстрации своих знаний и умений.

Вторая стратегия также является довольно распространенной в современном обществе. Самопродвижение деятелей искусства проявляется, прежде всего, в участии в различных конференциях и фестивалях (например, вручение наград и премий, кинофестивали). Также знаменитые люди стремятся не только давать интервью, отвечая на вопросы журналистов, но и рассказывать самим о своей жизни. В этом во многом им помогает интернет-пространство, предоставляющее новые популярные территории для саморекламы. На сегодняшний день многие современные писатели, драматурги, режиссеры и прочие знаменитые люди имеют официальные сайты, не говоря уже о десятках фан-сайтов. Обозначим некоторые примеры саморекламы посредством интернет-возможностей.

Евгений Гришковец - odnovremenno.com <#"justify">Заключение

В качестве темы дипломной работы нами было выбрано исследование жанра монодрамы как формы самопрезентации (на примере монодрамы Евгения Гришковца «ОдноврЕмЕнно»), чем и определяется цель данного исследования.

В качестве материала исследования была выбрана монодрама Евгения Гришковца «ОдноврЕмЕнно».

Целью работы был определен следующий ряд задач:

изучение специфики жанра монодрамы,

определение форм самопрезентации и их вариантов в литературном творчестве,

рассмотрение особенностей драматургии Гришковца на примере пьесы «ОдноврЕмЕнно»,

выявление форм самопрезентации в монодраме Гришковца.

Исследованию и решению каждой задачи в исследовании посвящена отдельная глава или параграф, где последовательно проведен анализ определенного явления, вынесенного в задачу.

Так, в первой главе дипломной работы нами проведено изучение специфики монодрамы и установлено следующее:

Монодрама существует на всех этапах исторического развития, но не в качестве отдельного драматического жанра, а в виде монолога.

Актуальной и востребованной монодрама как литературный жанр становится в 21 веке, во время активного информационного прогресса. Она привносит психологическое учение в литературу, позволяя монодраме исполнять своего рода роль психотерапевта. Это осуществляется посредством воздействия содержания пьес на читателя/слушателя.

Монодрама как литературный жанр имеет видовую классификацию. Так, различают пьесу-монолог, драматическую миниатюру, монодраму.

Собственно монолог, составляющий содержание монодрамы может быть обращенным, то есть непосредственно направленным на аудиторию, либо уединенным, представляющим внутренние размышления исполнителя.

Монодрама - это художественное произведение, предназначенное для исполнения активным действующим лицом, которое хочет чего-либо достичь здесь и сейчас, при этом эмоции, которые он при этом испытывает должны быть настоящими.

В следующей главе в первом параграфе были исследованы возможности приложения стратегий и тактик самопрезентации на литературное пространство. Было установлено, что современными деятелями искусства активно используются возможности самопродвижения. Преимущественно используются положительные стратегии и тактики, формирующие у аудитории неотрицательный образ.

Во втором параграфе была исследована монодрама Гришковца «ОдноврЕмЕнно» с точки зрения ее специфики и соответствия жанру монодрамы. Было установлено, что анализируемая пьеса представляет собой внутренний монолог рассказчика, обращенный непосредственно к аудитории. Содержание монодрамы характеризуется простотой (не банальностью) и доступностью для читателей.

В третьем параграфе пьеса была рассмотрена с точки зрения реализации в ней возможностей самопрезентации. Монодрама позволяет автору-исполнителю презентовать себя сразу в нескольких ролях: как автора-драматурга, режиссера и актера-исполнителя. Как в творчестве, так и в жизни. Гришковец использует стратегии положительной самопрезентации, создавая в глазах аудитории образ среднестатистического человека, такого же, как все. Выбор жанра монодрамы Гришковцом позволяет ему «одновременно» в ходе своих рассуждений слиться и сравняться с аудиторией, но и, в то же время, противопоставить себя им, выделиться из толпы, так как самые простые вещи, близкие каждому зрителю со сцены «вещает» именно исполнитель.

«ОдноврЕмЕнно» - это спектакль одного актёра, но при этом нет ощущения пустоты или что «чего-то не хватает». На этом спектакле, в первую очередь, каждый остаётся наедине с самим собой, и в диком ритме жизни и в суете большого города появляется редкая возможность подумать о таких простых, но и одновременно сложных вещах.

Произведения Гришковца по содержанию близки к произведениям Чехова и Шукшина. Перед читателем и зрителем предстают современные истории о смешных и трагических пустяках, из которых состоит жизнь. Но при этом все пустяки, включенные автором в спектакль, заставляют зрителя и читателя глубоко задуматься. Произведения Гришковца помогают понять, что жизнь не так уж бессмысленна.

Евгений Гришковец - это писатель, который умеет говорить об обычных вещах, об обыденных (но не банальных), о тех, что лежат на поверхности дня, на которые люди зачастую не обращают внимания. Но вместе с рассказчиком зритель начинает все это видеть и задается теми же вопросами, что и действующее лицо. Ведь то, о чем пишет Гришковец, все это - что-то очень родное каждому человеку в отдельности и всем в целом. Это есть сама жизнь.

В творениях Гришковца даже у самых банальных вещей появляется образ и значимость, что озадачивает и в тоже время расставляет все по своим местам.

Драматургия Гришковца всегда имеет отношение ко всем и к каждому. Он умеет говорить о понятных вещах на понятном языке.

Произведения и постановки Евгения Гришковца трудно назвать новаторскими, поскольку современная проза часто обращена к среднему человеку, а отголоски чувств и эмоций автора можно найти во многих классических произведениях. Новой явилась сама цепочка подачи произведений, когда автор сам приходит и показывает, как себя надо играть и делает это, и режиссирует собственные спектакли и выступает как блестящий актёр и мим.

За истекшее десятилетие его творческой деятельности он успел произвести фурор, вызвать народную любовь, сняться в различных ток-шоу и даже рекламе. Его имя стало брендом, а то к чему он прикасается - безусловно продается. Он вышел в «тираж», по меткому выражению современников. А тут уже сложно однозначно говорить хорошо это или плохо, это просто свойство современной популярности, примета времени. Для кого-то Гришковец уже «выдохся», «повторяется», а кого-то по-прежнему трогает за душу. Это обычный литературный процесс, когда современников может быть трудно оценить объективно, а величие видится только на расстоянии, спустя много лет.

Любой моноспектакль, принадлежащий перу Гришковца, складывается из тем, фрагментов, которые после соединяются в нечто единое.

Спектакли Гришковца, благодаря естественности всего происходящего на сцене и произносимого исполнителем, благодаря простой форме изложения, являются доступными не только русскому зрителю. Душевность и искренность драматурга-актера стирает территориальные границы, его везде чувствуют и понимают, везде зрительные залы переполнены, будь то Франция, Россия, США или Израиль, маленький или большой город. Гришковец «свой» везде.

Список использованной литературы

Источники

Гришковец Е. Одновременно// <#"justify">Научная литература

Агеев В.С. Стереотипизация как механизм социального восприятия // Общение и оптимизация совместной деятельности/ Под ред. Андреевой Г.М. и Яноушека Я. М., 1987.

Александров А. Как прикинуться Гришковцом. Человек-оркестр рассказывает о том, как зажигаются звезды / А.Александров // Сайт фан-клуба Евгения Гришковца htpp://grishkovets.com/release_130.html. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1998.

Аристотель. Поэтика / Пер. М.Л.Гаспарова // Аристотель и античная литература. М., 1978.

Артюхова Ю. Что такое «самопрезентация» и зачем она нужна?// #"justify">Болотян, И. Гришковец: автор, феномен, синдром / И.Болотян //Литературная Россия. - 2006. - №42 // #"justify">Бентли Э. Жизнь драмы. М., 1978.

Веселовский А. Н. Три главы из исторической поэтики (Предисловие к отдельному изданию)//А. Н. Веселовский. Историческая поэтика. М., Высшая школа, 1989.

Виноградов С. Гришковец в режиме «моно»// #"justify">Выготский Л.С. Мышление и речь// Выготский Л.С. Собр.соч.: в 6 т. М., 1982. Т. 2.

Геббель Ф. Избранное. М., 1978. Т. 2. С. 582-583.

Годер Д Великолепная десятка: Евгений Гришковец. Журнал Cigar Clan 5/2004 // #"justify">Голубцова Н. Невысказанное высказывание Евгения Гришковца. Критика и семиотика. Новосибирск// #"justify">Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни М.: КАНОН-пресс. 2000.

Грейдина Н.Л. Основы коммуникативной презентации/ Н.Л. Грейдина; Пятигор. гос. ун-т. М.: АСТ: Восток - Запад, 2005.

Евгений Гришковец: биография// URL: <http://www.grishkovets.com/bio.html>

Евгений Гришковец : Названия у меня нету. Коммерсант. 29.03.2000// <http://www.smotr.ru/pressa/grishko02.htm?01>

Заславский Г. С ГРИШКОВЦОМ НА ДРУЖЕСКОЙ НОГЕ Пьесы рушат границы между автором и читателем// http://www.grishkovets.com/press/release_10.html

Карташова И.В., Емельянова Т.П., Семенов Л.Е. Историческая психология и литературоведение: возможности и перспективы взаимодействия// Филологические науки.1995. №3.

Котлярова М.Н. Теории самопрезентации. СПб., 2002.

Краткий словарь справочник по психологии. - М.: РУДН, 2004 г.

Михайлова Е.В. Обучение самопрезентации: учебное пособие/ Е.В. Михайлова; Гос. Ун-т - Высшая школа экономики. 2-е изд. - М.: ГУ ВШЭ, 2007.

Мокульский С. Монодрама // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939. Т. 7. - М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934// feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le7/le7-4561.htm

Патрис Пави. Словарь театра = Dictionnaire du théâtre. М.: Прогресс, 1991. - С. 192//URL: <http://ru.wikipedia.org/wiki/Монолог>.

Полупанов В. «Мне стыдно каждый день»// <http://www.grishkovets.com/press/release_192.html>.

Пушкин А.С. Полное собрание соч., т.7, 1958, с. 214// <http://bse.sci-lib.com/article032926.html>

Смелянский А. В ожидании Годо. Евгений Гришковец - лауреат "Золотой маски" в номинации "Новации"// <http://www.smotr.ru/pressa/grishko03.htm>

Соколова Н.М. Эффективная самопрезентация. Дипломная работа. СПб, 20// http://otherreferats.allbest.ru/management/00069758_0.html.

Шаповалов С. РУССКИЙ ПУТЕШЕСТВЕННИК: Лауреат Антибукера Евгений Гришковец пребывает в состоянии душевного равновесия// http://www.grishkovets.com/press/release_7.html

Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М., 1966.

Шкуратова И.П. Самопредъявление личности в общении: монография. Ростов н/Д, ЮФУ, 2009.

Хализев В.Е. Теория литературы

Якубинский Л.П. О диалогической речи// Якубинский Л.П. Избранные работы. Язык и его функционирование. М., 1986.юMON. ЛюдиБренды. Евгение Гришковец, писатель, драматург, режиссер, актер, музыкант//<http://lu-mon.ru/brandiman?uid=19>

Евгений Гришковец - человек-оркестр: Спектакль Одновременно// http://man-band.ru/index.php/spektakli/6-odnovremenno

Похожие работы на - Исследование жанра монодрамы как формы самопрезентации (на примере монодрамы Евгения Гришковца 'ОдноврЕмЕнно')

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!