Учение о бытии

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,19 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учение о бытии















Учение о бытии

Оглавление

Введение

. Понятие «движение». Проблема источника движения. Движение и покой. Соотношение материи и движения

. Основные формы движения, их специфика и взаимосвязь. Социальная форма движения материи. Критика редукционизма и механицизма

. Сущность развития. Прогресс, регресс, круговорот в природе и обществе

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Жизнь требует движения.

Аристотель

Актуальность темы. Во многие времена мыслители и исследователи так или иначе обращались к теме движения. На заданную проблематику было написано немало книг, диссертаций, научных работ. Однако и по сей день ведутся споры о природе движения, ее понятии и эволюции. Конечного единого мнения по проблеме понятия «движения» не существует, равно как и не существует единой точки зрения по этому вопросу.

Как определял понятие движения Ф.Энгельс, «...это намерение вообще», различное взаимодействие материальных объектов. Однако, кроме известного материалиста, к вопросу движения обращались и другие мыслители. Мысль об универсальности движения возникает в глубочайшей древности в Китае, Индии, Греции. Древнегреческие философы милетской школы, школ Гераклита, Демокрита и Эпикура так же рассматривали первоначала вещей. Объектами их исследований становились вода, воздух, атомы и огонь.

Еще один известный мыслитель Аристотель говорил о том, что «незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы». Спустя столетия к объяснению феномена движения обращаются Толанд и Гольбах (18 век). Ими движение понимается как механическое перемещение и взаимодействие.

Не менее глубокие идеи формулировались Лейбницем и Гегелем. Так, Гегель переосмысливает представления о движении как о только механическом перемещении, а постулирует достаточно общие законы движения, такие как борьба противоположностей и отрицание отрицания.

Однако новый этап в осмыслении способа бытия материи - это диалектический материализм К.Маркса и Ф.Энгельса, который получил дальнейшее развитие в работах В.И.Ленина.

Диалектический материализм приходит к такому выводу, что «...материя без движения так же немыслима, как и движение без материи. Движение поэтому так же несотворимо и неразрушимо, как и сама материя...».

Принципы связей материи и движения, равно как и неуничтожимость и несотворимость движущейся материи оказались как нельзя кстати в свете значимых открытий естествознания конца 19-начала 20 веков.

Целью данной работы является рассмотрение явления «движения» как способа бытия.

Для достижения поставленной цели предполагается решить ряд задач:

.Дать определение понятию «движение»в бытии;

.Установить проблему источника движения и состояния покоя;

.Проанализировать соотношение между материей и движением;

.Выявить основные формы движения, их специфику и взаимосвязь, а так же охарактеризовать социальную форму движения материи;

.Рассмотреть такие понятия как редукционизм и механицизм;

.Дать характеристику таким процессам, как прогресс, регресс и круговорот в природе и обществе.

Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка использованной литературы.

1. Понятие «движение» в бытии. Проблема источника движения. Движение и покой. Соотношение материи и движения в бытии

Философский энциклопедический словарь рассматривает движение как «способ существования материи, её всеобщий атрибут».

Основными характеристиками движения диалектический материализм считает абсолютность движения и его противоречивость. Движение материи абсолютно, а состояние покоя (покой) относительно и представляет собой лишь один из моментов движения.

Движение определяет собой все свойства окружающего нас мира во всех его проявлениях. Движение является так же внутренним содержание всех вещей и явлений. Вместе с тем движение противоречиво. Его противоречивость обуславливается неразрывным единством двух противоположностей - устойчивости и изменчивости, движения и покоя.

Понятие изменений приобретает смысл только в связи с понятием относительности устойчивости, пребывающей в определенном состоянии. Но все-таки само это изменение наряду с другими процессами является так же определенным состоянием, которое пребывает, сохраняется, то есть также обладает некоторым моментом устойчивости. Исходя из этого следует вывод о противоречивом единстве устойчивости и изменчивости, где ведущая роль принадлежит изменчивости, так как всё новое в мире проявляется только через неё. Устойчивость же лишь фиксирует покой, достигнутый в этом процессе.

Об абсолютном движении следует говорить, только соотнося его с какой-либо точкой. Эта точка мыслится как находящаяся в мировом пространстве в состоянии абсолютного покоя. Вместе с тем, действительное движение материи всегда относительно, движение - это движение наряду с соотнесением с какой-нибудь точкой в пространстве, которая находится в относительном движении, а, возможно, в относительном покое. И с этой парадигмой перекликается теория относительности Эйнштейна.

Психология рассматривает созерцание движения как имеющее своей предпосылкой тождественность в виде одной из категорий связи, состояний, при которых наблюдаемые предметы равны сами себе во времени. Наряду с этим, движение как таковое следует наблюдать с наибольшей отчетливостью в том случае, если оно совершает непрерывный процесс. Говоря иначе движение должно быть не слишком быстрым и не слишком медленным. Оно так же должно происходить на равном отрезке пути. При соблюдении этих условий движение способно сохранить одни и те же свойства, одну и ту же форму и величину.

По так называемому закону Карпентера, различные восприятия движения или представления о движении вырабатывают в человеке слабый коэффициент к совершению данных движений. Что, в свою очередь, стремится к состоянию покоя.

2. Основные формы движения в бытии, их специфика и взаимосвязь. Социальная форма движения материи. Критика редукционизма и механицизма

Движение материи по своим проявлениям многообразно и существует в разных формах. Обычно выделяют три основные группы форм движения материи:

.в неорганической природе;

.в живой природе;

.в обществе.

Формы движения материи в неорганической природе - это:

·пространственные перемещения;

·движение элементарных частиц и полей;

·электромагнитные движения;

·гравитационные движения;

·сильные и слабые взаимодействия;

·процессы превращения элементарных частиц и пр.

Движения и превращения атомов и молекул включают в себя:

·химическую форму движения материи;

·изменение структуры тел;

·тепловой ароцесс;

·изменения агрегатного состояния;

·звуковое колебание;

·геологические формы движения материи;

·изменения космических систем разных размеров (планет, звёзд, галактик и их скоплений).

Формы движения материи в живой природе является совокупностью жизненных и жизненно важных процессов в организмах и в надорганизменных системах. Это отражается в таких процессах как:

·обмен веществ;

·процесс отражений;

·саморегуляция;

·управление;

·воспроизводство;

·различные отношения в биоценозах и других системах;

·взаимодействие всех частей биосферы с природной системой Земли и обществом.

Так же выделяют и общественные формы движения материи, которые включают в себя многообразие проявлений людской деятельности, а так же все наивысшие формы отражений и целенаправленных преобразований действительности. Причем высшие формы движения исторически появляются на основе относительно низших и, наряду с этим, включают их в себя в уже более преобразованном виде. Этот вид соответствует структуре и законам развития более сложных систем, между которыми осуществляется единство и взаимные влияния. Но все же наивысшие формы движения качественно отличаются от низших и не сводятся к ним. Раскрытие взаимоотношений между формами движения материи играет особую роль в понимании единства мира, важную роль в познании сущности сложных общественных явлений и явлений природы.

Редукционизм - (от лат. reduclio - отодвигание назад, возвращение к прежнему состоянию), это методологический принцип, согласно которому высшие формы материи могут быть полностью объяснены на основе закономерностей, свойственных низшим формам, то есть сведены к низшим формам (например, биологические явления - с помощью физических и химических законов; социологические - с помощью биологических и т. д.). Редукционистские тенденции проявлялись в истории психологии (бихевиоризм, сводивший психику к сумме связей типа «стимул - реакция»), лингвистики, биологии, физики (попытки абсолютной «математизации» физики) и др. наук.

Само по себе сведение сложного к более простому в ряде случаев оказывалось плодотворным. При расшифровке генетического кода ряд биологических закономерностей был сведён к более простым правилам кодирования и законам химического взаимодействия; планетарная модель атома позволила вывести множество химических свойств элементов из таких фундаментальных показателей, как заряд ядра и распределение электронов по орбитам.

Однако последовательный редукционизм, абсолютизирующий принцип редукции и игнорирующий специфику уровней (то есть то новое, что вносит переход на более высокий уровень организации), неприемлем в качестве компонента общей методологии научного знания. Специфика целого по сравнению с частью, системы - по сравнению с её элементами, возникновение качественно новых черт в ходе прогресса природы и общества, реальное усложнение материи в ходе её истории, - всё это получает объяснение в диалектической концепции развития.

Механицизм - (от греч. mechane, machine - орудие, машина) - теория, в соответствии с которой все явления полностью объяснимы на основе механических принципов; идея, что каждое явление представляет собой результат существования материи, находящейся в движении, и может быть объяснено на основе законов этого движения; теория универсального объяснения посредством действующей причины, противопоставляемой конечной причине, или цели; доктрина, гласящая, что природа, подобно машине, является таким целым, функционирование которого автоматически обеспечивается его частями.

В космологии механицизм впервые был провозглашен Левкиппом и Демокритом, заявлявшими, что природа объяснима с помощью атомов, находящихся в движении, и пустоты. Механицизм поддерживался Галилео Галилеем и другими учеными XVII века.

Согласно, например, Рене Декарту, сущность материи состоит в протяженности, и все физические явления объяснимы через законы механики. Механицизм в биологии представляет собой утверждение, что любые организмы могут быть полностью объяснены на основе механических принципов. Противоположностью механицизма здесь является витализм.

3. Сущность развития. Прогресс, регресс, круговорот в природе и обществе

Прогресс - (от лат. progressus - движение вперёд, успех), это тип, направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О процессе можно говорить применительно к системе в целом, к отдельным её элементам, к структуре и другим параметрам развивающегося объекта. Понятие прогресса соотносительно с понятием регресса.

Представление о том, что изменения в мире происходят в определенном направлении, возникло в глубокой древности и первоначально было чисто оценочным. В развитии докапиталистических формаций многообразие и острота политических событий сочетались с крайне медленным изменением социально-экономических основ общественной жизни.

Для большинства античных авторов история - простая последовательность событий, за которыми стоит нечто неизменное. Она же в целом рисуется либо как регрессивный процесс, идущий по нисходящей от древнего «золотого века» (Гесиод, Сенека), либо как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии (Платон, Аристотель, Полибий).

Христианская история философии рассматривает историю как процесс, идущий в определенном направлении, но имеется в виду не имманентный процесс, а движение А некоей предустановленной цели, лежащей за рамками действительной истории. Идея исторического прогресса родилась не из христианской эсхатологии, а из её отрицания.

Социальная философия подымающейся буржуазии, отражавшая реальное ускорение общественного развития, была овеяна оптимизмом, уверенностью в том, что «царство разума» лежит не в прошлом, а в будущем. Прежде всего, был замечен прогресс в сфере научного познания. Уже Френсис Бэкон и Рене Декарт учили, что не нужно оглядываться на древних, что науч. познание мира идёт вперёд. Затем идея прогресса распространилась и на сферу социальных отношений (Тюрго, Кондорсе).

Просветители теории прогресса обосновывали смелую ломку феодальных отношений, на их основе складывались многочисленные системы утопического социализма. Но рационалистическим теориям прогресса был чужд историзм. Прогресс общества просветители выводили из прогресса человеческого разума. Теории просветителей имели телеологический характер, возводили в ранг конечной цели истории преходящие идеалы и иллюзии подымающейся буржуазии. Вместе с тем уже Вико и особенно Ж.-Ж.Руссо указывали на противоречивый характер исторического развития.

Романтическая историография начала XIX века в противовес рационализму просветителей выдвинула идею медленной органической эволюции, не допускающей вмешательства извне, и тезис об индивидуальности и несравнимости исторических эпох. Однако этот историзм был односторонне обращён в прошлое и часто выступал в роли апологии архаических отношений.

Наиболее глубокие в домарксовой мысли трактовки прогрессу дает Гегель, выступивший как против просветительских пренебрежений к прошлому, так и против ложного историзма романтической «исторической школы». Однако он понимал исторический прогресс как саморазвитие мирового духа. Гегель не смог объяснить перехода от одних ступеней общественного развития к другим. Его философия истории превратилась в теодицею, оправдание Бога в истории.

Марксистско-ленинская концепция прогресса охарактеризована диалектико-материалистическим подходом к этой проблеме, выдвижением объективного критерия прогресса. К.Маркс подчёркивал, что «вообще понятие прогресса не следует брать в обычной абстракции». «... Представлять себе всемирную историю идущей гладко и аккуратно вперед, без гигантских иногда скачков назад, недиалектично, ненаучно, теоретически неверно» (Ленин).

Прогресс - это не какая-то самостоятельная сущность или трансцендентная цель исторического развития. Понятие прогресса приобретает смысл лишь применительно к определенным историческим процессам или явлениям в строго определенных системах отсчёта. Цели, стремления и идеалы, в свете которых люди оценивают историческое развитие, сами меняются в ходе истории, поэтому такие оценки часто обладают субъективностью, неисторичностью. Как отмечает К.Маркс, «так называемое историческое развитие покоится вообще на том, что новейшая форма рассматривает предыдущие как ступени к самой себе и всегда понимает их односторонне, ибо лишь весьма редко и только при совершенно определенных условиях она бывает способна к самокритике».

Общей тенденцией исторического развития можно назвать переход от системы с преобладанием естественных детерминаций к системе с преобладанием социально-исторических детерминаций, в основе чего положено развитие производительных сил. Именно поэтому В.И.Ленин считал интересы развития производительных сил «... высшим критерием общественного прогресса...»

Совершенствование средства и организаций труда обеспечивается ростом его производительностей, что, в свою очередь, приводит к совершенствованию рабочей силы, вызывает к жизни новые производственные навыки и знание и меняет существующие общественные разделения труда. Одновременно с прогрессом техники идёт развитие науки. При этом расширяются состав и объём необходимых потребностей человека и изменяются способы их удовлетворения, образ жизни, культура и быт. Более высокому уровню развития производительных сил соответствует и более сложная форма производственных отношений и общественной организации в целом, повышение роли субъективного фактора. Степень овладения обществом стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности труда, и степень освобождения людей из-под гнёта стихийных общественных сил, социально-политического неравенства и духовной неразвитости - вот наиболее общие критерии исторического прогресса. В свете указанного критерия первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая формации представляют собой закономерные стадии постулативного развития человечества.

Однако процесс этот противоречив, а типы и темпы его различны.

Диспропорция между прогрессом техники, производительности труда и ростом отчуждения, эксплуатации трудящихся, между материальным богатством капиталистического общества и уровнем его духовной культуры особенно заметна в период общего кризиса капитализма. Она отражается в росте социального пессимизма и многочисленных философских и социологических теориях XX века, прямо или косвенно отрицающих прогресс и предлагающих заменить это понятие либо идеей циклического круговорота (Шпенглер, Тойнби, Сорокин), либо «нейтральным» понятием «социального изменения». Широкое распространение получают также различные концепции «конца истории» и пессимистической антиутопии. В этом же духе интерпретируются многие глобальные проблемы современной цивилизации - экологическая и энергетическая, угроза ядерной войны и другие. Весьма сложен также вопрос о критериях прогресса применительно к высшим сферам духовной деятельности, например, искусству.

Генеральная линия общественного прогресса в современную эпоху - это переход от капитализма к социализму в мировом масштабе. Колоссально ускоряя темпы общественного развития, коммунистическая формация стремится преодолеть унаследованные от прошлого диспропорции в развитии города и деревни, людей умственного и физического труда, производительных сил и духовной культуры общества, передовых и экономически отставших стран. Возникая изначально на почве социальной истории, понятие прогресса было в XIX веке переносится и в естественные науки. Здесь, как и в общественной жизни, это понятие имеет не абсолютное, а относительное значение. Понятие прогресса так же неприменимо ко Вселенной в целом, так как здесь отсутствует однозначные определяющие направления развития, и ко многим процессам неорганической природы, которые имеют циклический характер. Проблема критериев прогресса в живой природе вызывает споры среди учёных.

Заключение

В качестве понимания сущности движения особенно значительную роль сыграл как открытый в сороковых годах XIX века закон сохранений и превращений энергии, так и эволюционная теория Чарльза Дарвина, а так же клеточная теория строений организмов. Вместе с тем происходят важные изменения в общественной жизни общества. В это время резко обнаруживается противоречие капиталистической системы, обостряется классовая борьба между буржуазией и пролетариатом. Соответственно, данные, принадлежащие естествознанию и общественно-исторической практике, ложатся в основу философского обобщения К.Маркса и Ф.Энгельса. Именно ими создается диалектико-материалистическое учение. Это учение было свободным от механистических ограниченностей и идеалистического искажения учения о движении.

В XX веке новый существенный вклад в это учение вносит В.И.Ленин, который обобщил в своих трудах развитие физики в конце XIX и начале XX веков.

Понятие движения с точки зрения диалектического материализма охватывает практически все процессы и изменения, которые происходят во всей Вселенной. Эти изменения начинаются от пространственных перемещений и заканчиваются мышлением. Движение и, как следствие изменение, может осуществляться по восходящей линии, оно может так же быть поступательным, может быть прогрессивным и, соответственно, регрессивным, иначе говоря, происходить по нисходящим линиям. Прогрессивные поступательные изменения материального объекта от простого к сложному и от низкого к наивысшему называют развитием. Понятие изменений, как следствие, обстоит гораздо шире понятия развитие.

Источником многих конкретных видов движений материи диалектический материализм обозначает борьбу внутренних противоположностей. Это борьба противоположных сторон, борьба тенденций, борьба процессов, которая присуща всем без исключения объектам настоящей действительности. В качестве источника так же может выступать борьба внешних противоположностей и взаимодействие между самими объектами. В этом контексте движение материи как способа бытия является ее «самодвижением».

Список использованной литературы

движение круговорот природа общество

1.Кудряцев И.К., Лебедев С.А. Синергетика как парадигма нелинейности // Вопр. философии 2002, № 12.

.Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. // Полн.собр.соч. Т.18. С.281-290.

.Лесков Л.В. Нелинейная Вселенная. Новый дом для человечества. М.: Экономика, 2003.

.Миклин А.М., Подольский В.А. Категория развития в марксистской философии. М., 1980.

.Мир философии: Кн. для чтения. М., 1991. Ч.1. Разд.1. Синергетическая парадигма: человек и общество в условиях нестабильности. Отв. ред. Астафьева О.Н. М., 2003.

.Энгельс Ф. Диалектика природы. // Соч. Т.20. С.345-363, 384-407, 558-563.

Похожие работы на - Учение о бытии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!