Рассмотрение методики описания целого

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    130,67 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Рассмотрение методики описания целого

Ташкентский государственный технический университет имени А. Бируни










Рассмотрение методики описания целого

Ст. пр. Ишунин В.А

Одной из фундаментальных проблем философии, психологии и педагогики и методологии науки является проблема описания целого без потери его сущностного качества. Особенно актуальна эта задача в таких областях, как описание психики человека, изучение сложных социальных и этнических процессов, решение экологических проблем.

Идея разработки метода, позволяющего осуществить описание целого, не разрушая его, возникла под влиянием методологических разработок Ю.М. Лотмана и М.М. Бахтина, каждый из которых уделяет в своих исследованиях существенное внимание вопросу сохранности целого. Трудность заключается в том, что, описывая любую производительную часть целого, мы обязаны одновременно иметь его полное описание. Для сохранения тотальности целого по отношению к частям, его описание должно представлять возможность рассмотрения любой части через её отношение с целым. С другой стороны, бытие части в целом также является тотальным. Так тотальность целого проявляется в тотальности бытия его частей. Иными словами, должны быть выполнены следующие принципы: "всё во всём", "всё в одном", "одно во всём", "одно в одном".

Для решения поставленной задачи предлагается метод качественных структур (МКС) и как логическое продолжение этого метода - «Квадрат аспектов», разработанные И.Н. Калинаускасом и Г. Рейниным (7). Ключевым моментом этого метода является введение в рассмотрение аспекта, позволяющего целому остаться таковым в процессе внутреннего и внешнего развития.

Чем обладает целое это, прежде всего, связность, и иногда инвариантность во времени, которая сохраняет во времени, прежде всего, связность целого. Явно этих свойств недостаточно чтобы получить полное представление о предмете. Так как, изучая целое как целое, мы действуем в рамках нескольких референтов, не позволяющих понять и изучить предмет не разрушая его.

Для понимания основ, на котором базируется «Метод качественных структур», рассматриваемый нами, как алгоритм умственных операций, которым мы можем пользоваться, решая задачи, которые возникают при описания целого, без потери его сущностного качества, нам нужно:

Во первых, определить принципиальное различия между целым и одним;

Во-вторых, определить, в чём заключается разница между количеством и качеством.

Начнём с первого. В жизни повседневной мы не пользуемся целым, постоянно находясь в рамках одного. К примеру: когда человек думает о себе одном, он мыслит о себе:

либо, фиксируя себя как объект или множество объектов,

либо устанавливая одну связь с собой: я - такой;

либо переходит к сравнению и оценке.

Поэтому, нам так важно знать, что о нас думают, что о нас говорят, потому что это способ узнать о себе что-то большее, чем одно. Единственный способ обойти это - выйти в промежуточную фазу между одним и целым - попытаться создать или осознать какую-то систему. Система может предстать целостной, если мы в состоянии установить все связи между ее блоками.

Целостность - внутреннее единство объекта, его отдифференцированность от окружающей среды, а также сам объект, обладающий такими свойствами. (4). Таким образом, система - это некоторый набор блоков и связи между ними. Но каждый блок системы - это что-то одно. Блок, изъятый из системы, не теряет своей определенности, теряет только набор связей, который задан системой. Следовательно, мы можем говорить о мышлении объектами, если мыслим в рамках одного, и о следующей ступени - добавлении к объектам систем связей между ними - связности, то есть мышлении в рамках целостности.

Итак, есть объект или группа объектов, а есть связи между объектами или системы связей между энным количеством объектов. Например, вы видите двух людей и говорите: они дружат. Что такое «дружат»? Это значит, между ними существуют какие-то связи. Но поскольку мы мыслим категорией одно - нам видна одна связь: они дружат. Это всё, что мы узнаем из этого сообщения. А как именно они дружат, каково качество этой дружбы, чем их дружба отличается от других дружб? В быту мы делаем выводы путем сравнения: вот эти двое - хорошие друзья, а вот эти двое - плохие друзья. То есть, переходим сразу на язык оценочных категорий, категорий сравнения - вместо анализа связей, тем более системы связей - связности. Связи существуют в реальности, прежде всего, как системы связей. Если многозначной системы связей не видно, вместо системы связей появляются сравнение, оценка.

Таким образом, из понятия целостности выросло понятие системы, появился системный анализ, то есть анализ совокупности связей, и человечество, в лице его мыслящей части, получило гораздо более широкие интеллектуальные возможности, в том числе и в создании технологий. Если мы дополнительно к обычному способу мышления структурируем любую информацию ещё и по системам связей, то наши возможности, особенно в области управления, значительно возрастают. Мы получаем грандиозные возможности управления собой, своей жизнью, жизнью других людей, технологическими цепочками, учреждениями, фирмами и так далее и тому подобное. Рассмотрев понятие системы, рассмотрим понятие целое.

Что же такое целое? Целое это идея чисто человеческая, это то, как мы можем помыслить, если захотим. Целое само по себе не существует. Но мы можем помыслить о чём-то, как о целом, а значит единственное место, где целое обретает статус целого - наш интеллект. Наука не работает непосредственно с вещами, а манипулирует с внутренними моделями реальности, которые сама создаёт. Ей удобнее работать с символами, понятиями, переменными, и поэтому наука была и остаётся, прежде всего, мышлением. Об этом писал Морис Мерло Понти в работе «Око и дух» (14). Для того чтобы думать о целом, нужно создать некий способ, в котором исключены такие моменты, как последовательность, иерархия, нужен какой-то подход, в котором равнозначность частей не будет нарушена за счет линейности описания. Ничто в целом не первое, не второе, не третье, не четвертое. Ничто не выше, не ниже, не главнее, не менее главное. Это принцип тотальности.

Давайте посмотрим, какими свойствами обладает целое. Для этого обратимся к работе авторов И.И. Кального, Ю.А. Сандулова. «Философия для аспирантов. Понимание категорий в философии Аристотеля, И. Канта, Г. Гегеля» (10), где они привели сформировавшийся общенаучный системный подход, рассматривая свойства целого.

Во-первых, целое не равно сумме частей, его составляющих. То есть, целое состоит из частей, но это такое единство частей, которое обладает новым качеством, не вытекающим из его составляющих.

Например, сам по себе водород горит, а кислород усиливает этот процесс. Но два атома водорода и один атом кислорода образуют систему противоположного качества - воду.

Во-вторых, в соотношении целое и его части целое выступает своеобразным каркасом для частей. Изменение каких-то отдельных частей автоматически не вызывает изменения целого. Целое демонстрирует относительную самостоятельность и устойчивость по сравнению с частями. Всё взаимообусловлено в целом.

В целом невозможно рассматривать части отдельно от целого - это называется одномоментность или симультанность. Когда мы хотим о чём-то помыслить как о целом, мы должны использовать этот принцип симультанности. При этом, в нашем мышлении, части как бы есть, и в то же время их как бы нет. У каждой части как бы есть собственное содержание, и в то же время его как бы нет.

В-третьих, части целого структурно организованы. Они взаимосвязаны отношениями - как координации, так и субординации. Эта взаимосвязь придает целому характер системы.

Но, сложившись как система, целое подпитывает субординацию частей, обеспечивает отношение координации; обретает свою определенность и обусловленность. Через корреляционные связи целое присутствует в своих частях вещественно, энергетически и информационно. Иными словами, целое обладает такими качествами, как процессуальность, виртуальность и проницаемость.

В-четвертых, целое возникает, развивается и обретает новое качество, где отдельно взятая часть ведет себя в соответствии с сущностью целого.

Человек как организм и как психическое образование есть некое целое. Это значит, что ни одна из частей, изъятая изъятого из этого целого - «человек», не является тем, чем она является внутри целого. Отсюда возникает такая сложность познания человека. Мы можем системным языком создать его описание, к примеру, описание человека, но не можем с помощью системного языка описать человека как целое. Потому что в целом, части теряют сущностную самостоятельность. В целом сущностью части, сущностным ее определением, является самое целое. Будучи изъятой из целого, часть превращается в нечто другое. Человек являясь живым, развивающимся целым, сам себя целым не осознаёт, осознаёт себя, как мы уже говорили, как одно. В лучшем случае осознаёт себя как некую систему, из которой можно, без всяких последствий, взять одну часть и заменить её на другую.

В-пятых, нет смысла определять предшественника в соотношении целого и части, ибо части не существуют до и вне целого, как и целое не существует до и вне частей.

То есть целое - нельзя расчленить, без потери качества. В внутри самого целого нет иерархической соподчинённости его составляющих. Ничто в целом не первое, не второе, не третье, не четвертое. Ничто не выше, не ниже, не главнее, не менее главное. Все это свидетельствует, что категории целого и части соотносительны. Они имеют "право" на бытие только в соотношении друг с другом, причем это соотношение носит характер одновременности.

В-шестых, одновременность целого и частей снимает и проблему гносеологических приоритетов.

Познание частей осуществляется не в их обособленности, а в их соотнесенности с целым. Другими словами, полноценным объектом познания выступает не часть, а часть конкретного целого. Решение проблемы познания целого осуществляется только в соответствии целого со своими частями, ибо без частей нет целого, без целого нет частей.

В-седьмых, ещё одно важное качество целого - целое не имеет чётко очерченных границ, но имеет некую точку, превращающую одно в целое. Характеристики этой точки нулевые по отношению к целому.

Возьмём в качестве примера человеческое «Я». Что такое «Я»? Ничто, но это то, что делает каждого из нас, позволяя каждому из нас воспринимать себя как целое, выделенное из остального мира. Но четких границ это целое не имеет. Само по себе слово «Я» ничего не обозначает, мы им пользуемся для обозначения своей субъективности, но оно, само по себе, ни к чему не привязано. Оно психологически пустое.

Есть ли практика, опыт, эксперимент работы с целым? И в чём здесь проблема? Обобщить подобную эмпирику очень сложно, ибо не было - и до сих пор нет - развитого языка для этого. Причина в том, что сознание теснейшим образом связана с речью (мы думаем словами), а в речи не возможно ни сказать, ни написать, не соблюдая дискретную последовательность: это первое слово, это второе, это третье, четвертое, пятое, шестое… . Мы расчленяем то, о чём рассказываем или думаем. Поэтому, единственным способом описания целого издревле был симультанный образ, картинка. Так называемые эзотерические тексты, религиозные, религиозно-мифологические и просто мифологические - это попытка обобщить эмпирический опыт на языке образов. Ведь образ, как и целое, расчленить нельзя. Поэтому количественных, рациональных знаний в области «человек как целое» практически нет, а есть образы.

Понятно, что, пытаясь думать о целом, мы попадаем в мир субъективного - у нас нет рационального языка, который мог бы быть конвенционально содержателен, для описания целого. Образный язык для однозначной интерпретации не годится. Он обращается к субъектному в человеке, и, соответственно, все интерпретации абсолютно субъективны. Так возникает вера: я присоединяюсь к какой-то интерпретации какого-то образа и верю, что это так. Что именно «так», я не знаю и знать не могу по определению, но это так. Есть знаменитая полушутка о преимуществе художника перед ученым: ученый должен доказать, а художник говорит: «Я так вижу» - всё его доказательство. «Я так вижу», и всё, не нравится - отойди. Так за отсутствием рациональных систем описания большинство знаний о человеке, в том числе и человека о самом себе, образовалось на социальном наследовании различных мифологических образов, образных систем описания.

Есть такое разделение: научное описание выигрывает в точности, но проигрывает в глубине; художественное описание проигрывает в точности, но выигрывает в глубине. Глубина в данном случае - возможность субъективных интерпретаций. Все мы знаем, что, чтобы описать содержание какой-нибудь картины, нужно испортить большое количество бумаги.

А что если все-таки существует возможность превратить картинку в нечто рациональное с сохранением всей ёмкости информационной и создать систему оперирования? Попробуем рассмотреть возможность этого.

Для наших дальнейших рассуждений нам нужно ввести дополнительные понятия о базовых структурах нашего сознания. С помощью чего сознание ориентируется в окружающем её информационной пространстве, ориентируется даже без участия рефлексии самого человека, так сказать в автоматическом режиме, создавая определённые системы знаний, системы действий внешних и внутренних.

-       Человек, в отличие от любого другого живого существа, имеет возможность структурировать пространство своего сознания и управлять им. Качество пространства сознания зависит от его структурированности, то есть от структур, которые в него заложены. Структуры сознания формируются или снаружи, например, в процессе социализации, или человек сам структурирует пространство своего сознания.

-       Человек управляя качеством пространства сознания, управляет своей реализацией, то есть своей судьбой, жизнью. Но при одном условии: что он это делает. Потому что, когда он это делает, он есть - «Я есть». Эта та самая точка, которая везде и нигде, без которой нет человека. Без всего остального он есть. Можно даже помыслить теоретически отсутствие тела… . Это качество проявленности человека можно назвать Субъектом, проявленное как конкретное, эмпирическое начало человека, которому нельзя приписать никаких качеств: например: где оно расположено, каковы его границы, когда оно возникло, когда оно исчезнет… . Но мы можем увидеть, что Субъект имеет некое желание, намерение, тенденцию, необходимость - быть. А что такое быть? Быть означает воплощаться - это двигаться из хаоса в гармонию, из бесформенности в форму. Таким образом, субъектность проявляется только в деятельности, и это активное начало в человеке, являясь основой рефлексии и управления вниманием, но при этом про себя может сказать только одно: «Я есть», но оно само по себе, ни к чему не привязано, оно психологически пустое.

-       Причём, нужно учитывать, многие действия человек делает не рефлексируя того что и как он это делает в каждый момент времени своего действия. Многие действия совершаются в автоматическом режиме, это становиться возможным, потому что внутри нашего сознания есть базовые структуры, встроенные в человека, в процессе его социализации (8).

-       То есть на информационный поток реальности автоматически накладывается базовая структура сознания. И мы получаем возможность расшифровывать Реальность как послание, как текст. С помощью базовых структур сознания создаётся система знаний, система действий внешних и внутренних.

Что такое базовые структуры сознания? Мы рассмотрим две из них, те которые по нашему мнению, максимально важны для ориентации человека как и в пространстве, как таковом, так и в социальном пространстве.

Система координат: верх, низ, право, лево, вперед, назад.

Система социальной ориентации - пирамида и выраженный через нее принцип иерархии.

Первая базовая структура: «Базовая система ориентации - система координат»: «верх - низ», «право - лево», «впереди - позади». В эту базовую систему ориентации мы укладываем все на свете: небо вверху, земля внизу, направо пойдешь - это найдешь, налево пойдешь - это найдешь, впереди будущее, позади прошлое, настоящего не существует, потому что - это ноль, центр системы координат. Это естественная система для человека. Можно назвать низом небо, а верхом землю - ничего принципиально от этого не изменится. У подавляющего числа людей базовая система ориентирования одна и та же, и мы не только можем как-то понимать друг друга на одном языке, мы еще можем переводить с языка на язык. То есть в основе структурирования окружающего нас информационного пространства очень простая вещь, но эта простая вещь - одинаково объективна для всех людей.

Вторая базовая структура нашего сознания, система социальной ориентации, которая тоже у подавляющего большинства людей одинакова - это принцип иерархии, или принцип пирамиды. Все, что мы видим, мы видим через базовую структуру сознания - пирамиду. То есть реальность без специальных усилий наша личность воспринимает в виде пирамиды: наверху одно, а дальше это одно дифференцируется, дифференцируется, дифференцируется. Благодаря этому мы можем всегда интегрировать всё в одно. И иерархия, опять же, по принципу «верх - низ»: внизу много, и это малозначимое, а чем выше, тем меньше, значит, более значимое. Поэтому, сравнение происходит либо по горизонтали: я сравниваю с теми, кто находится на том же уровне, что и я; либо по вертикали: с теми, кто ниже меня, с теми, кто выше меня.

Благодаря этим двум системам мы между собой и договариваемся.

Приведя эти необходимые нам понятия, учитывая, что мы сами имеем возможность управлять и структурировать пространством своего сознания, вводим в пространство сознания новую систему - систему связей, формируя возможность «структурного мышления». Для этого предполагаем, что существуют некоторые целостные объекты, для описания которых нужно не только описание множества объектов, из которых они состоят, но и полное описание системы связей между этими объектами, то есть описание их целостности. Итак, при введении системы связей, мы получаем возможность описать целостность, но целое по-прежнему доступно только как образ.

Для дальнейшего развития наших размышлений мы обратимся к восточной философии, где существует понятие мандалы, (санскр. Mandala - "магический круг <#"812419.files/image001.gif">

Рис. 1

-  Представляем базовую структуру ориентации: верх - низ, право - лево, впереди - позади. Перед нами развернутая система координат для трехмерного пространства.

-       Вводим понятие «связь», ибо, мы уже ввели понятия системного анализа, что целостность не существует вне связности, то есть системы связей.

-       Обращаясь к структурному анализу, науки о знаковых системах семиотики, выделяем конструкцию системы - синтагму (синтагма - от греч. syntagma, буквально - вместе построенное, соединенное) и функционирование системы - парадигму (парадигма - от греч. paradeigma пример, образец). (3).

-       Обозначим - центр системы координат - ноль, точка отсчёта. Центр системы координат - это настоящее, которое как бы есть, и, которого, как бы нет, потому что каждый следующий момент - это уже будущее или прошлое. То есть в плюсовом значении это будущее, в минусовом значении это прошлое... . Настоящее в ракурсе описания целого как нулевая позиция может скрываться под маской многого: пространственно-нулевое, временно-нулевое, психологически-нулевое, интеллектуально-нулевое и т.п.

v  Таким образом, если будет найдено нулевое значение, откуда эта система берет импульс для возникновения и развития, то любой живой системе мы можем уже придать статус целого.

Итак, «плоская» схема для описания целого, состоящая из четырех аспектов: организация, функция, связь, и нулевой, относительно составных частей целого, точки построена. Но пользоваться ей пока нельзя, так как любой аспект можно изъять и рассмотреть отдельно, если воспринимать его как часть.

Теперь обратимся к философии - у любого объекта есть некая качественная определенность (др.-греч. <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> τὸ πόιον «какое») - предикат, который характеризует все неколичественные свойства предмета., отграничивающая его самостоятельную сущность. То есть, кроме меры как количества (др.-греч. <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> τὸ πόσον - «сколько») - пространственно-числовые характеристики вещи. (три килограмма, два метра, на три градуса, высота, длина, ширина) существует понятие качества, качественной определенности, дающее возможность описывать свойства целого по отношению к окружающей его реальности. Единицы качества нет, числом выразить качество мы не можем. В повседневной жизни качество мы определяем сравнением: это более качественно, это менее... Это, естественно, всегда очень субъективно. Но качество есть. И качественная определенность есть.

Качество - философская категория, выражающая неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом. Качество отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое характеризует его специфику, дающую возможность отличать один объект от других. Именно благодаря качеству каждый объект существует и мыслится как нечто отграниченное от других объектов. Вместе с тем качество выражает и то общее, что характеризует весь класс однородных объектов. Любой объект постоянно изменяется; вместе с тем он обладает некоторой устойчивостью, которая и выражается как качественная определенность (4).

Категория качества впервые была проанализирована Аристотелем, определявшим ее как «видовое отличие», как «...тот пребывающий видовой признак, который отличает данную сущность в её видовом своеобразии от другой сущности, принадлежащей к тому же роду» (3). Аристотель отмечал текучесть качеств как состояний вещей, их способность превращаться в противоположное.

Гегель определил качество как логическую категорию, составляющую начальную ступень познания вещей и становления мира, как непосредственную характеристику бытия объекта. «Качество есть вообще тождественная с бытием, непосредственная с бытием определенность... Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть» (3).

Диалектический материализм, как форма мышления, исходит, прежде всего, из признания объективности и всеобщности качественной определенности вещей. Качество объекта обнаруживается в совокупности его свойств, при этом объект не состоит из свойств, не является своего рода «пучком свойств», а обладает ими, ...существуют не качества, а только вещи, обладающие качествами, и притом бесконечно многими качествами»

Категория качества объекта не сводится и к отдельным его свойствам. Она выражает целостную характеристику функционального единства существенных свойств объекта, его внутренней и внешней определенности, относительной устойчивости, его отличия от др. объектов или сходства с ними. Качественная определенность объекта зависит, прежде всего, от его структуры, характера связи элементов целого, а также от состава его элементов. Изменение качества обусловлено или перестройкой связей элементов, или изменением самих элементов, или преобразованием того и другого. Мир состоит не из законченных и неизменных вещей, а представляет собой совокупность процессов, в которых вещи постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, переходят в другие вещи, имеющие иное качество. Поскольку благодаря своему качеству объект выступает как именно данный, а не иной, то изменение качества означает превращение данного объекта в другой. Категория качества выражает определенную ступень познания человеком объективной реальности. На начальном этапе познания объект исследования выступает перед субъектом прежде всего каким-либо отдельным свойством или рядом свойств. В непосредственном чувственном восприятии качества выступает как некоторое множество свойств. (4.)

Введя эти основополагающие понятия, мы можем сделать следующий ход: мы объявляем качественную определенность всех аспектов. Введение понятия качественной определенности целого не даёт нам возможность показать объект в его содержании, но мы получаем возможность описывать свойства целого по отношению к окружающей его реальности.

Обобщая сделанные выводы, мы можем построить структуру целостности как квадрат, с полной системой взаимных связей, и в результате получаем:

·   такое качество, как организация, содержание которого описывает конструкцию целого, все то, что определяет его форму и границы;

·   такое качество, как функционирование, содержание которого описывает продукт, которое это целое производит или способ внешней реализации целого;

·   такое качество, как связь, содержание которого определяет способ взаимодействия с реальностью, или, иными словами, фон, на котором мы рассматриваем данный объект; это связь данного целого с внешним окружением, характеристика их взаимного влияния;

·   и такое качество, как координация, содержание, которого формирует качественную определенность данного целого, то есть нечто, что связывает данную сложную объемную систему в целостную и целое; изменение в аспекте координации изменяет качественную определенность всего целого.


Рис. 2. Квадрат аспектов

Знание о точке координации, точке управления для любой системы, можно перенести и в науку об управлении. Это знание о том, что, когда мы пытаемся управлять большой, сложной, многофакторной системой, или ситуацией, или сообществом людей, вертикали власти недостаточно. Невозможно удержать выделенность сложной системы только за счет внешнего давления.

К примеру, человеку для его успешной реализации в той или иной деятельности, кроме внешнего прямого или косвенного управления им, необходимо учить способам развития навыков и способам рефлексии, то есть самоанализа, способам наблюдения за самим собой, исходя из поставленной перед ним, или им перед самим собой, задачей. Анализу самого себя как сложной системы, осуществляющей определённую деятельность.

Что же мы, построив квадрат аспектов, получили принципиально нового? Прежде всего, структуру, с введенной в нее системой связей, то есть качеств, которые взаимообусловлены системой позиций. Строго говоря, это функции: функция координации, функция организации, функция связи, функция функционирования - действия. Все они между собой взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены. Стоит нам заполнить конкретным содержанием вот этот квадрат аспектов, мы получим качественную структуру рассматриваемого целого.

Давайте посмотрим, что произойдёт если мы введём в квадрат аспектов даже только один количественный показатель - например, мощность того или иного аспекта:

Ø  Если мощность, условная мощность, аспекта координации превышает мощность каждого отдельно взятого аспекта, то все целое сворачивается в одно - точку.

Ø  Если аспект организации по мощности превышает другие, целое начинает консервироваться, опять же превращаясь в одно.

Ø  Если мощность аспекта функционирования превышает другие, то система работает на износ, разрушая конструкцию системы, аспект организации.

Ø  Если мощность аспекта связей превышает остальные по мощности, то целое распадается, потому что целое - это взаимосвязанная, качественно связанная, закрытая, законченная система, это мегаобъект. Поэтому структура представляет собой квадрат - как символ баланса - баланс.

Рассмотрим выделенные здесь аспекты попарно для конкретизации семантического поля предложенной структуры аспектов:

. Координация - организация. Аспекты описывают во взаимном дополнении внутреннее бытие целого.

. Функционирование - связь. Описывают внешнее бытие целого.

. Координация - функционирование. Описывают качественную определенность объекта.

. Связь - организация. Выражают тотальность бытия целого, как части, и бытия части, как целого.

. Координация - связь. Описывают во взаимном дополнении качественную определенность взаимодействия данного целого со средой.

. Функционирование - организация. Обеспечивают во взаимном дополнении описание признаков развития данного целого, динамику устойчивости и изменчивости его бытия.

v  Обобщим высказанное: Выделенные четыре аспекта принципиально равны. И отражая тотальность бытия целого с различных сторон, не образуют какой-либо иерархии или скрытой соподчиненности. Это замкнутое множество, в котором всё определяется через всё и содержится во всём.

Вот тут снова вернёмся к философии. Николай Кузанский, средневековый философ, сделал рациональное описание целого: «Точка, объемлющая бесконечность. Центр, который везде и одновременно нигде».

В человеческом мышлении это отразилось в создание самой известной системы координат креста: точка пересечения ноль. Понятие «ноль» было изобретено арабами, индусы «ноль» называли великим ничто, которая есть основа всего, будучи ничем. Если вывести эту структуру из плоскости (см. рис. 2) в центре у нас здесь появляется виртуально вершина пирамиды на пересечении связей. Это место, откуда можно увидеть целое. Увидеть целое можно только из пустого пространства (это и есть настоящее - ноль). И, если мы реально помыслили о чём-то, как о целом, из пустого пространства - квадрат аспектов, в пространстве сознания, превращается в поток. Что и соответствует современным знаниям, выраженным в словах: мир процессуален и проницаем при этом. Процессуален - потому, что всё это поток реальности, а проницаем, что всё это из пустоты. Данная пустота оформлена в виде потока реальности.

Качественная определенность ноля состоит в том, что, с одной стороны, это точка пересечения всех возможных осей координат, с другой стороны, это точка, объемлющая бесконечность, дальше: центр везде (принцип голограммы: центр везде)... Здесь нет - первого, второго, третьего и четвертого, нет иерархии, здесь нет верха, низа, вперед - назад, направо - налево. Это ноль, и в то же время ноль, внутри себя содержащий качественную бесконечность, некое бесконечное качество.

Таким образом, мы получаем рациональное обоснование для создания описания целого, построенного не на количестве, а на качестве, на принципе качественной определенности. Мы ноль из разряда чисел переводим в разряд категорий, мыслительных, интеллектуальных категорий.

(Категории (греч. kategoria - высказывание, свидетельство) - формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления.

При беглом перечислении наших интеллектуальных инструментов, которые мы можем использовать в такой области деятельности как думание, то есть способах решения умственных задач, мы можем их квалифицировать следующим образом:

Ø Линейные работающие по принципу: если А, то Б, если Б, то С и т. д.

Ø  Динамические с использованием обратной связи: Если А, то Б, при условии сохранения фактора С или согласно изменению фактора С.

Ø  Системные для больших объектов представлены блоками и отношениями между блоками.

Ø  Структурные инструменты: основаны на принципах: в этом А содержатся В, С, D, между ними распределены такие-то и такие-то функции.

Ø  Функциональный анализ, или же анализ по иерархии, по рейтингам, или анализ по мощности различных аспектов данного объекта. Технология диалектического мышления - умения применять логику и диалектику в единстве, в качестве непосредственного, прямого, общенаучного, сознательного, практического, наблюдаемого метода мышления

Ø Метод качественных структур (квадрат аспектов)- это способ мыслить о целом, не теряя того принципа, что сущность части есть целое, то есть не устанавливая иерархической соподчиненности внутри самого целого, ибо там ее по определению целого и не должно быть.

Квадрат аспектов - принципиально новая базовая структура с помощью, которой мы можем структурировать своё сознания.

Пример использования.

Для примера возьмём такое понятие как Реальность, которое мы можем рассматривать как большое целое, которое в наших рассуждениях может являться исходным интеллектуальным механизмом, и рассмотрим её с точки зрения метода качественных структур. При этом понятие реальности рассматривается через бытие <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%8B%D1%82%D0%B8%D0%B5> в его сопоставлении с небытием <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%B1%D1%8B%D1%82%D0%B8%D0%B5>, а также возможными формами бытия, прежде всего того, кто будет рассматривать - человека. Бытие (или явленное) возникает из Неявленного (бесформенного), которое мы можем только назвать, то есть сделать Названным, потом Названное, в своих рассуждениях, превратить в явленное. И уже имея Явленное, мы можем попытаться с ним что-то сделать, т.е., внутри Явленного создать - нечто Сделанное. Таким образом, мы можем выделить 3 категории объектов думанья - Явленное (данное, например природа), Названное (не есть сущее) и Сделанное (например: социальная реальность). Нужно учитывать, что Явленное всегда процессуально, ибо это и есть воплощающееся, и его некорректно оценивать (у природы нет плохой погоды). Дух явлен, как единичное, через субъекта. Бесконечность через пространство. Вечность через сцепление событий. Форма сочетает в себе энергию и вещество. Дальше, Названное - можно превратить в Сделанное, не покидая большого целого. Субъект в этом случае превращается в «Я» или персону, пространство превращается в территорию. Сцепление событий превращается в конвенциональное время. Форма в модель.

Реальность - это всё существующее <https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A1%D1%83%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D1%83%D1%8E%D1%89%D0%B5%D0%B5&action=edit&redlink=1>, то есть весь материальный мир <https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%B8%D1%80&action=edit&redlink=1>, включая все его идеальные продукты <https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%98%D0%B4%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BA%D1%82&action=edit&redlink=1>; при этом описание Реальности зависит от познавательной активности человека и конструируется в последней. Выделяют такие понятия как: Физическая реальность <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C>, Социальная реальность <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C>, Виртуальная реальность <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D1%80%D1%82%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C>, Объективная реальность <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C>, Субъективная реальность <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C>.

Рис. 3. Большое целое - способ описания реальности как таковой.

Рассмотрим кратко структуру Большого целого (предельно большой объём реальности, о котором мы только можем помыслить, поместив в пространство своего сознания), чтобы иметь возможность обращаться к ней, говоря о познании мира и нас самих. В наших размышлениях мы можем выделить три взаимосвязанных уровня описания целого:

уровень - Бесконечность, Вечность, Бытие, Энергия воплощения (это собирательный образ всех возможных форм энергий, которые участвуют в творении Вселенной;

уровень - Пространство, Сцепления событий, Я-субъект, Энергия (желание);

уровень - Территория (биологическая, социальная, идеальная), Конвенциональное время, Персона, Форма.

Заполним квадрат аспектов, и обозначим предельный объём реальности, в котором мы находимся. Попробуем создать объёмное описание мира на плоскости. Эта структура сама по себе не существует, мы ей в своих размышлениях предаём ей статус существования.

v  В наших размышлениях будем помнить, что все части целого, в нашем описании, должны быть равнозначны, одномоментны и взаимообусловлены.

Начинаем заполнять эту структуру см. рис. 3. Рассматривая интересующее нас понятие - Реальность мы можем выделить такие её четыре качества как: вечность, бесконечность, бытие, энергия. Что здесь важно?

Здесь важно, что эти слова обозначают некие качества, а не измерения, не количества. В данном контексте, к примеру, рассматривая понятие вечность - мы рассматриваем её как качество, как одно из качеств реальности. А вот внутри этого качества мы можем поместить все времена и описания их: и время проживания, и конвенциональное время, и астрономическое время, и физическое время, и так далее... А потом мы можем из вечности извлечь время - своеобразный процесс масштабирования нашего взгляда на реальность.

В наших рассуждениях используем принцип целостности, приведённый выше: сущность части целого есть само целое, то есть содержанием всех четырех качеств является реальность. Значит, сущность вечности - реальность. Сущность энергии - реальность. Сущность бесконечности - реальность. Сущность бытия - реальность. Для линейного, количественного мышления это самое сложное. Нам хочется выстроить линеечку и разрушить целое. Внутри целого нет вечности без энергии, бесконечности, бытия. Нет бытия без вечности, бесконечности, энергии. Нет энергии без вечности, бесконечности, бытия. Все взаимообусловлено в целом. Невозможно рассматривать части отдельно от целого.

Аспект координации. Бытие является совокупностью разновидностей реальности. Бытие содержит реальность как составную часть. Реальность содержит в себе бытие (в экзистенциализме, где бытием обладает только человек). Бытие есть факт присутствия в целом того, кто думает о целом. Бытие, как качество реальности, задает тот импульсный режим нашего существования, который предоставляет для пространства нашего сознания другие ее качества: бесконечность, вечность, энергию, являясь таким образов задающим генератором данной структуры.

      С точки зрения нашей жизни именно качество бытия дает нам шанс на собственное, индивидуальное существование в реальности.

Первым шагом: человек выделяет себя из всеобщего бытия - как точку Я-есть, которая уже может включиться в события, ощутить поток реальности как энергию и организовать свое бытие в пространстве.

Второй шаг - выделение своей индивидуальности Я есть Я, из не-Я, живущее в определенном объёме реальности, воспринимающее импульсы, и попадающее или создающее ситуации.

И третий шаг - осознание себя как Я-субъекта. Я-субъект - лицо действующее, то есть имеющее возможность реализации сценариев в определенных семантических полях.

Если человек в реальность в этом плане не включен, тогда создаётся персона (социальная роль, маска). В жизни конкретного человека это представлено деятельностью либо внутренней, либо деятельностью его персон в социуме.

Аспект организации. Поток реальности организуется таким объемом, как бесконечность. Бесконечность не есть неизмеримо огромное количество территории, есть качество реальности, которое мы уже можем, как объем поместить в пространство своего сознания. Затем, чтобы в этом объеме была возможность поместить что-то, какие-то связи, процессы или объекты, например самого человека, наше сознание выделяет из бесконечности - пространство.

Пространство уже можно чем-то заполнить, но действовать в не отграниченном пространстве практически невозможно, и поэтому следующим шагом масштабирования мы выделяем из пространства некоторые объемы, удобные для объективизации человеческих желаний. А для осуществления конкретных желаний и действий выбираем объемы с определенным семантическим полем. Такое восприятие возможно, если Я прикреплено к Субъекту. Человек начинает воспринимать пространство только с позиции субъекта, действующего активного Я.

У персоны вместо пространства в его восприятии появляется территория. То есть его реальность, по конструкции не есть некое пространство, в котором всё пребывает, а это территория, на которой всё находиться, в том числе, и он сам. Территория подразделяется, согласно работе П. В. Симонову «Эмоциональный мозг», на: биологическую, социальную, идеальную.

v  (Персона - это, прежде всего, Я-такой. Таковость - отражает образ человека, каким его хотят видеть и слышать окружающие. Таковость определяет способ поведения в социуме, предписываемый и ожидаемый от конкретного человека, ты должен быть таким, таким, таким, а не другим. И этот предписываемый человеку его социальный образ человек начинает постепенно отождествлять с самим собой, делая его основным принципом самоидентификации, то есть человек говоря «Я», подразумевает именно свой социальный образ - я такой).

Аспект функционирования. Вечность как качество реальности. Мы не знаем ни ее начала, ни ее конца, но есть в реальности некое качество, которое мы называем вечностью. Это не продолжительность временная, это просто такое качество. Реальность вечна - не смертна, не бессмертна, нет у нее ни начала, ни конца. Она в вечности. Реальность существует, осуществляется вечно, поэтому нет начала осуществлению, и нет конца её осуществлению. Это её функционирование. Если она перестанет это делать, то превратиться в застывшую картину мира.

В вечности мы уже можем видеть отдельные события, мы можем видеть сцепления этих событий, как ситуации, порождаемые тем или иным событием, и сцепления этих ситуаций. Событие обязательно влечет за собой изменение. Жизнь - это ситуации, порожденные сцеплением событий. Сцепления ситуаций порождают сценарий нашей жизни.

Субъект выбирает событие как единицу времени, у него строится схема проживания: исходное событие, ситуация, новое событие. Если мы выбираем конвенциональное время, то у нас получается столько-то часов, столько-то дней, столько-то месяцев. Субъект рассматривает свою жизнь - как сцепления событий, которые формируют ситуацию его жизни. Таким образом, когда мы говорим о жизни субъекта, мы говорим о ситуациях, которые являются пространством в жизни, и о событиях, которые являются единицей времени жизни.

События и ситуации могут быть внешние и внутренние. Два параллельных потока:

•       ваша внутренняя жизнь (иногда, или часто, или полностью совпадающая с внешней);

•             внешняя жизнь, внешние события, внешние ситуации.

Индивидуальное время Субъекта не зависит от обилия фактов. Индивидуальное время зависит только - от количества событий, то есть от таких фактов, которые меняют линию поведения и порождают, соответственно, новую ситуацию.

В аспекте функционирования у персоны появляется время, часы как прибор для его измерения, конвенция, то есть вся согласованность наших действий, в социальной реальности, держится на согласованном времени. Если убрать все часы, у нас всё то, что к ним привязано всё рухнет. Буквально всё, что мы делаем, мы делаем время - время действия, время жизни, время сюжета, поэтому у нас есть обязательно начало и есть обязательно конец: то, что пришло, должно уйти. В пределе описание любой жизни человека: родился - умер. АФ социума - жестко закрепленная форма. Разнообразие допускается только как букет социальных ролей.

Для функционирования, то есть реализации себя в вечности любой системе, как и человеку, нужна, прежде всего, энергия. Энергия нужна и для поддержания внешнего и внутреннего гомеостаза аспекта организации. Аспект связи. Аспект связи - это возможность увидеть, как это целое связано со всем остальным, с большим целым, если говорить корректно. В данной структуре аспект связи - это энергия. Энергия присутствует на всех планах бытия, как в реальности, так и в любой ее части, включая человека, так как является обобщающим качеством любого ресурса. Современное развитие физики показало, что в основе всего лежит энергия вакуума. Отсюда всё возникает, туда же всё и исчезает. Это предельная возможность помыслить.

Процессуальность, проницаемость мира обращённого к нам, даёт нам возможность помыслить о таком мире.

Энергию субъект воспринимает чувственно как желание. Например, как первичное желание ощутить себя как Я-есть. Далее энергия желания оформляется в импульс. Импульс принадлежит уже конкретному человеку (Я это Я) и предполагает действие в каком-то объеме. Кроме того, импульс требует реализации (Я-субъект желает быть). Бытие есть то, что придает качественную определенность нашей структуре реальности.

Реальность персоны, это реальность форм (либо в идее знания, либо в виде проекций). Социум существует как - жестко закрепленная форма. Разнообразие допускается только как букет социальных ролей. Нужно учитывать, что Социальная реальность как реальность созданная, сделанная опирается на знание, то есть на форму, поэтому форма играет колоссальную роль в социальной жизни людей и в устройстве всего нашего общежития. Всякие соприкосновения Персоны с уровнем, на котором на связи энергия, обязательно приводят если не к её патологии, то, во всяком случае, к недоразумениям. А чтобы избавиться от недоразумений решительно избавляются и от рациональности, мол, это не познаваемо и всё, никаких недоразумений.

Анализируя аспекты попарно мы можем дополнительно выявить:

Ø Наше присутствие в мире, в реальности, описывается двумя аспектами - аспектом организации, где присутствует, и аспектом координации, кто присутствует.

Ø  Наше восприятие реальности описывается другими двумя аспектами - аспектом функционирования и аспектом связи.

Ø  Наше «возьмите», наше стремление отдать связаны с аспектом координации и аспектом функционирования.

Предлагаемый подход, на наш взгляд, можно рассматривать как ещё один интеллектуальный инструмент, позволяющий нам думать о реальности и своём месте в ней, как о целом, не выхватывая отдельных частей и себя самого, а мыслить о ней и о себе, как о целом. Кроме такой подход даёт нам возможность квалифицировать картины и описании мира, в котором мы находимся.

качество философский сознание вечность

Литература

1.      Гадамер Х.Г. Истина и метод./ Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1988.

.        Гегель Г. В. Ф. Собр. соч. М.; Л., 1929, т. 1, с. 157

3.      Сост. и гл. н. ред. Грицанов А.А., Новейший философский словарь. 3-е изд., испр. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1280 с.

4.      Декарт Р. Сочинения в двух томах. Том 2. [Индуктивная логика и формирование научного знания. - М.: Наука, 2012.

.        Кант И. Собрание сочинений в восьми томах. Том 8. [Djv-ZIP] Под общей редакцией А.В.Гулыги. Москва: ЧОРО, 2011.

.        Кедров Б.М. О методе изложения диалектики. - М.,1983.

7.      Калинаускас И. Н. «Жить надо» изд. Медуза С.П. 1994 г

.        Калинаускас И.Н. «Интеллектуальная авантюра» С.П. 2010

9.      Кальнов И.И., Сандулов Ю.А.. «Философия для аспирантов. Понимание категорий в философии Аристотеля, И. Канта, Г. Гегеля» Учебник. Ростов н/Д.: Феникс, 2004.

10.    Лебедев А. В. «Аристотель» // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин. - 2-е изд., испр. и допол. - М.: Мысль, 2010.

.        Линьков, Е. С. Становление логической философии // Г. В. Ф. Гегель. Наука логики. - СПб.: Наука, 2002. Гегель Г.В.Ф.

.        Моделирование элементов мышления. - М.: Наука,1988.

.        Морис Мерло Понти «Око и дух» М. Исскуство.1992 г.

.        Мохоря Е.П. Диалектика сохранения и изменения. - Кишинев, 1986.

.        Никола Каузанский. Об учёном незнании. М. 1986.

.        Никола Каузанский. О присхождении. М. 1986.

.        Радуга Елена. Исцеление с помощью янтр. М. 2006.

.        Симонов П. В. «Эмоциональный мозг» М. 1986.

Похожие работы на - Рассмотрение методики описания целого

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!