Российские и международные книжные ярмарки. История, назначение, роль

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    320,88 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Российские и международные книжные ярмарки. История, назначение, роль













КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «История книжного дела»

Тема: «Российские и международные книжные ярмарки. История, назначение, роль»










Санкт-Петербург

г.

Содержание

Введение

. История возникновения и развития книжных ярмарок

.1 Классификация книжных выставок и ярмарок

. Развитие ярмарочного дела в России

. Развитие ярмарочного дела за рубежом

.1 Франкфуртская книжная ярмарка

.2 Лейпцигская книжная ярмарка

.3 Туринская международная книжная ярмарка

3.4 Парижская книжная выставка

3.5 Нью-йоркская книжная выставка

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Данная работа посвящена истории, назначению и роли выставок-ярмарок книгопечатной продукции как исторически сложившейся формы книжной коммуникации, выполняющей специфические функции в системе книжного дела, в том числе пропаганды книги и чтения в целом, рекламы конкретных издательств и изданий, установления профессиональных (коммерческих) отношений между издателями и книготорговцами.

Объект работы - книжная ярмарка.

Предмет - развитие книжных ярмарок в исторической перспективе.

Цель - выявление роли книжных ярмарок для развития книжной торговли, продвижения книги и чтения.

В ходе выполнения работы решались следующие задачи: определение понятия и сущности книжных ярмарок; исследование истории зарождения и развития книжного ярмарочного дела на Западе и в России; выявление современного состояния ярмарочной деятельности.

Актуальность темы - в росте значения книжных ярмарок (особенно различной тематики) как инструмента маркетинга. Современная выставочно-ярмарочная политика рассматривается как один из важных инструментов экономического развития.

Теоретическую базу работы составили труды Б.В. Ленского, В.А. Маркуса, Р.А. Айгистов, Н.И. Михайлова Н.И., Ф. Майсурадзе и др., интернет-источники: сайт Российской книжной палаты, официальнывй сайт Торгово-промышленной палаты РФ, сайт ЦВК «Экспоцентр».

В приложении дается статистический материал по выпуску книжной продукции в России и мире, а также перечень российских и международных книжных выставок и ярмарок, запланированных к проведению на текущий год (2014).

1.      
История возникновения и развития книжных ярмарок

Информация об истории и современном состоянии зарубежных международных книжных ярмарок содержится на их страницах в Интернете, так как их организаторы наиболее заинтересованы в изучении истории собственных книжных ярмарок, привлечении участников, рекламе мероприятия. В то же время данные страницы не дают целостного представления об истории развития этих ярмарок, освещая работу лишь отдельных из них.

Историю развития книжных ярмарок можно разделить на три этапа.

-й этап - появление первых книжных ярмарок в XV веке в Германии в составе универсальных торговых ярмарок и их развитие до середины XX века, в этот период они не имели самостоятельного характера. На этом этапе происходит постепенный переход от оптовой торговли к торговле по образцам.

-й этап - период после окончания Второй мировой войны до 90-х годов XX века, когда большинство самостоятельных международных книжных ярмарок начали свой отсчет, - это стало расцветом ярмарочного движения.

-й этап - современное состояние, 2000-е годы XXI века, когда технико-технологический фактор обусловил исключительный всплеск активности в таких выставочных тематических сегментах, как книгоиздание и полиграфия.

Первые книжные ярмарки начали свой отчет в XV веке в Германии и проходили в составе универсальных торговых ярмарок. До середины XX века они не имели самостоятельного характера, что объясняется недостаточным развитием международной книжной торговли и политико-экономической ситуацией этого времени.

В начале XX века возникла необходимость знакомства различных книжных культур друг с другом. Эту функцию выполнили международные книжные выставки, такие как: Международная выставка книгопечатания и графики 1914 года в Лейпциге, Международная книжная выставка во Флоренции 1922 года и другие. Это были прообразы современных международных книготорговых ярмарок.

В период после окончания Второй мировой войны меняется политическая карта мира, в ряде стран изменился социально-политический строй. Большинство самостоятельных международных книжных ярмарок начали свой отсчет в 50-70-е годы XX века: Франкфуртская международная книжная ярмарка (1949 год); Лейпцигская книжная ярмарка (начала работу в 1949 году, но статус международной получила только в 1990 году); Варшавская международная книжная ярмарка (1956 год); Международная книжная ярмарка в Белграде (1956 год); Международная книжная ярмарка в Сингапуре (1969 год); Международная книжная ярмарка в Сан-Паулу (1970 год); Лондонская международная книжная ярмарка (1971 год); Московская международная книжная ярмарка (1977 год). Этот период можно назвать расцветом международных книжных ярмарок.

Стремительное развитие книжного ярмарочного движения связано с тем, что в конце 60-х годов XX века в книжном мире увеличивается доля индивидуальных продаж, наблюдается рост числа малых издательств, происходит отраслевая специализация издательств, издательское сообщество пополняется новыми структурами (различные организации начинают заниматься издательской деятельностью).

Появляется более динамичная и жесткая конкуренция, издательства ищут свои рыночные ниши, новые пути книгораспространения, идет борьба за рынки сбыта, увеличивается импорт и экспорт книг в мире, наблюдается постоянный рост интереса к культуре других стран (так, 1960-е годы стали десятилетием Африки и Азии).

В 1970-е годы стремительно совершенствуется техника и технология электронных СМИ, происходит их массовое распространение, однако основным средством распространения информации оставалась книга и книгоиздание.

В послевоенные десятилетия определилась заметная тенденция формирования в крупных промышленно развитых странах мощных книжных индустрий. Этому в значительной мере способствовали внутриотраслевые интеграционные процессы и интернационализация рынков.

С середины XX века происходит монополизация книжного дела, создание гигантских монополий, «индустрии книги». Возрастает функциональное значение книги. Для многих крупных книгоиздающих стран мира 80-е годы стали периодом значительного увеличения выпуска по названиям. Возросли капиталовложения новых крупных объединений и групп. Изменилась сама издательская и маркетинговая политика издательских фирм.

Изменения спроса проявились в его смещении с художественной на функциональную литературу, в появлении новых тематических приоритетов. Возросла потребность в различных справочниках, словарях, энциклопедиях и, соответственно, увеличивалось и их издательское предложение.

Второй период появления международных книжных ярмарок - начало 90-х годов XX века - связан с политическими событиями в странах Восточной Европы: Пражская международная книжная ярмарка (1991 год), Будапештская международная книжная ярмарка (1994 год) и многочисленные книжные ярмарки на территории бывшего СССР.

Начало 90-х годов было отмечено спадом общего экономического развития западных стран, что отразилось на книгоиздательской отрасли. Кризис довольно быстро был преодолен, а в книгоиздании наметились новые тенденции. Так, происходит изменение структуры выпуска: после насыщения рынка функциональной литературой в 80-е годы наметился возврат к постоянным культурным ценностям и к переизданию литературной классики. Следствием этого явилось снижение доли первых изданий. Также наблюдалось изменение общих потребительских ориентаций: при выборе товара на первое место стал выходить фактор его цены, а не качества и оформления. Как следствие, возникло новое явление - массовый выпуск так называемых «дешевых карманных изданий» с упрощенным оформлением и низкой ценой, которые «заполонили» книжные ярмарки.

В последние годы гораздо заметнее стала многополюсность ярмарочного мира. При сохранении Франкфурта как главного центра международного книгообмена формируется несколько региональных центров, значение которых возрастает. Прежде всего, это Юго-Восточная Азия - Тихоокеанский регион, а также регион Центральной и Восточной Европы. Набирают силу книжные ярмарки Ближнего Востока, Северной Африки. Ярмарки в США, прежде сугубо национальные, становятся с каждым годом все более интернациональными.

Наибольшую долю сохраняют общенациональные, крупные региональные и международные книжные ярмарки с универсальной по видам и типам изданий. При этом национальные по статусу ярмарки трансформируются в международные (например, Токийская книжная ярмарка). Следом за универсальными идут специализированные книжные ярмарки учебной книги и ярмарки детской литературы. Возросло число ярмарок комиксов и мультимедийной продукции.

Появление новой международной книжной ярмарки в книжном мире становится редкостью, событием. Расширение их количества происходит сейчас за счет появления и развития специализированных книжных ярмарок, а специализация при этом становится все более узкой. Видимо, в XXI веке это будет главным в развитии ярмарочного движения. Также будут постепенно расширяться функции книжных ярмарок, а их многофункциональность станет отличительной чертой.

В ближайшем будущем ожидается рост значения книжных ярмарок (особенно различной тематики) как инструмента маркетинга. Наблюдается существенное увеличение затрат со стороны фирм-участников в их общих затратах на рекламу и маркетинг, так как непосредственное их участие в ярмарках облегчает своевременную адаптацию к условиям рынка и, что не менее важно способствует развитию сотрудничества на всех уровнях.

книжный выставка ярмарка

1.1    Классификация книжных выставок и ярмарок

Продолжительность книжных ярмарок обычно не превышает 10 дней. Самый оптимальный и часто встречаемый срок проведения - от 2 до 5 дней. Каждая книжная ярмарка как организационная структура имеет официальные условия участия.

Книжные выставки и ярмарки можно классифицировать по следующим признакам: территориально-географический, хронологический, масштаб деятельности, целевое назначение, форма собственности, типологический.

Различают ярмарки универсальные, многоотраслевые, специализированные, а также каталожные, на которых вместо образцов товаров широко представлена информация о них в виде каталогов, информационных листков и т. п.; оптовые, способствующие установлению хозяйственных связей между торговыми предприятиями и розничной торговли, где осуществляется широкая продажа товаров частным лицам.

Существуют следующие типы книжной ярмарки: книжный салон, книжная выставка-ярмарка, книжный базар. Если книжная ярмарка предназначена для широкой публики, она обычно называется «книготорговая ярмарка» и «книжный базар». От книжных салонов они отличаются своей чисто торговой направленностью и практическим отсутствием сопутствующих мероприятий.

«Книжные салоны», в отличие от книжных базаров - это крупные культурные мероприятия с научно-практической программой для профессионалов и культурной для населения. «Книжные выставки ярмарочного типа», когда на них заключаются договоры и осуществляется продажа экспонатов, обычно носят специализированный характер и называются книжными выставками-ярмарками.

Тип мероприятия зависит также от традиции и истории ярмарочной книготорговли страны-устроителя, например: во Франции традиционно проходят книжные салоны и книжные выставки-ярмарки; в Германии - книжные ярмарки; в России - книжные ярмарки и книжные салоны.

Сегодня развитие получают ярмарки всех типов, однако, явно наметилась и сохраняется тенденция к расширению деловой функции мероприятия; роль книжной ярмарки как места покупки и продажи прав резко возрастает. Современная международная книжная ярмарка, прежде всего ярмарка прав. Все вышеперечисленные типы преследуют две основные цели: коммерческую (торговую) и информационную (рекламную).

Книга является главным экспонатом на книжной ярмарке, но не единственным. Сегодня на книжных ярмарках экспонируются, кроме книг различной тематики, предназначенных для показа, продажи и уступки прав; периодические издания, плакаты, почтовые открытки, карты, картины, ноты, репродукции, и другие виды полиграфической продукции, а также грампластинки, компакт-диски, аудио- и видеокассеты, образцы современной редакционно-издательской техники, электронные издания и многое другое.

В настоящее время на ярмарках продаются и покупаются авторские права на книги как пользующиеся успехом, так и только задуманные автором или издателем, заключаются договоры о совместных изданиях, рекламируются изданные и готовящиеся к изданию книги

2.     
Развитие ярмарочного движения в России

С XVII века книги продавались на различных торговых ярмарках по всей России. Обычно печатные издания можно было встретить в пушных, рыбных рядах, а в Москве и Новгороде существовали отдельные книжные ряды, где книги соседствовали с церковной утварью.

Активная торговля на ярмарках началась в XIX веке и была связана с деятельностью артелей, торговавших лубочными изданиями. Книгами торговали на таких ярмарках, как Свенская ярмарка, Нижегородская ярмарка, Ирбитская ярмарка, в Лифляндской губернии проводилась Рождественская ярмарка. Ассортимент печатных изданий состоял из лубочных книг, календарей, сонников, старопечатных книг, дешевых изданий.

В конце XIX - начале XX века состоялись книжные выставки: Всероссийская выставка печатного дела и выставки произведений печати, которые стали своеобразным смотром печатного дела на рубеже веков и прототипом современных книжных ярмарок.

На книжных выставках этого периода экспонировались книги, периодические издания и другая печатная продукция, а также печатное оборудование, знакомящее как с историей книгопечатания, так и с современным состоянием издательского дел.

Во время революции и Гражданской войны ярмарки, книжные выставки на территории России не проводились. Появились ярмарки ненадолго только в период НЭПа (в начале 20-х годов с восстановлением Нижегородской и Ирбитской ярмарок), но в начале 30-х годов XX века они в СССР были упразднены.

На ярмарках в 20-е годы работали государственные и кооперативные издательства, использовавшие их для перераспределения печатной продукции, развития региональной сети своих отделений, непосредственных контактов с региональными потребителями и мелкооптовых продаж.

В послевоенный период ярмарки (универсальные) были восстановлены как одна из форм государственной и кооперативной торговли. Примером универсальных ярмарок могут послужить Ленинградская ярмарка и Ярмарка в Лужниках (Москва), где печатная продукция продавалась наравне с другими видами товаров.

Впервые в истории России и СССР в 70-е годы XX века начали проходить самостоятельные национальные книжные ярмарки - Всесоюзные оптовые книжные ярмарки, с целью пропаганды произведений печати.

Первая Московская международная книжная выставка-ярмарка (ММКВЯ) была проведена в 1977 году. В ней приняли участие 1535 фирм из 67 стран. С этого времени она была занесена в Международный календарь книжных вставок-ярмарок и стала проходить один раз в два года, а с 1995 года стала ежегодной. ММКВЯ с конца 70-х до начала 90-х гг. была крупнейшей неанглоязычной книжной ярмаркой в мире. В 2014 году ММКВЯ проходила уже 27-й раз.

Характерным примером первых книжных ярмарок начала 90-х годов может послужить «Северная Пальмира»-92, середины 90-х годов - Международная книжная ярмарка «Санкт-Петербургский книжный салон».

В конце XX века изменились и сами российские книжные ярмарки - теперь это деловые коммерческие мероприятия.

В Условиях участия в ярмарке с первых ее дней было записано, что она проводится под девизом «Книга на службе мира и прогресса» в целях расширения деловых связей между издательствами и книготорговыми организациями, поощрения экспорта, импорта и взаимных переговоров; популяризации лучших изданий отечественных книгоиздателей и книгоиздателей мира; содействия всемерному развитию международного культурного сотрудничества. Таким образом, ярмарка была изначально задумана и организована как своеобразное средство коммуникации, которое невозможно заменить даже самыми современными и отлаженными достижениями информационной технологии, как событие огромной культурной значимости.

3. Развитие ярмарочного дела за рубежом

.1 Франкфуртская книжная ярмарка

История Франкфуртской книжной выставки (Frankfurter Buchmesse) насчитывает более 500 лет. Впервые она прошла в 1473 году, а систематически проводилась с 1574 года и ее основание связывают с первопечатником Иоганном Гуттенбергом, жившим в соседнем от Франкфурта городе Майнце. К концу столетия Франкфурт превратился в центр книгопечатания Германии и Европы.

Новейшая история выставки началась в 1949 году, и с тех пор Buchmesse проходит в центре Германии ежегодно, став крупнейшим книжным форумом планеты. Мероприятие проводится на территории выставочного комплекса Frankfurt Messe - одного из крупнейших в мире. Книжная ярмарка занимает 10 павильонов, в большинстве которых экспозиция располагается на нескольких этажах. Общая площадь экспозиций - 172 000 кв. м.

Основные тематические разделы выставки: книги и периодические издания (газеты, журналы), антикварные книги, библиотеки, технологии торговли книгами, комиксы, топографические карты, атласы, оцифровка и электронная публикация материалов, фильмы и СМИ, аудиокниги, дизайн и оформление печатных изданий, иллюстрации, права и патенты.

Франкфуртская книжная ярмарка - это крупнейшая в мире отраслевая ярмарка международного издательского дела: 7.300 экспонентов из более чем 100 стран мира, около 280.000 посетителей, более 3.400 мероприятий и примерно 9.000 аккредитованных журналистов. Помимо того, она является межотраслевым местом встречи представителей кинопромышленности и игровой индустрии. Главную тему предлагают ежегодно чередующиеся с 1976 года страны - почетные гости ярмарки, которым предоставляется возможность самыми разнообразными способами представить посетителям ярмарки свой книжный рынок, свою литературу и культуру.

.2 Лейпцигская книжная ярмарка

История книжных ярмарок во многом зависела и зависит от истории Лейпцигской книжной ярмарки, которая с середины XVII века до середины XX века была эталоном для всех остальных ярмарок, определив основные формы развития, так она впервые начала осуществлять торг по образцам, а ее Торговый Дом стал первым в мире выставочным Домом.

В 1914 году впервые прошла Международная выставка книгопечатания и графики (Bugra), а после Второй мировой войны в Лейпциге состоялась первая послевоенная книжная ярмарка. В конце XX века Лейпцигская книжная ярмарка одна из первых взяла на себя миссию восстановления взаимоутраченных контактов с Восточной Европой и Россией.

.3 Туринская международная книжная ярмарка

Туринская международная книжная ярмарка (Salone del libro di Torino) традиционно проводится в комплексе Линготто и является второй в Европе по величине после Франкфуртской. Так, в 2006, 2007 и 2008 годах количество ее посетителей превысило 300 000 человек. Церемония открытия первой Туринской выставки была проведена в 1988 году в Королевском театре Турина. На ней присутствовал наш великий соотечественник - поэт Иосиф Бродский.

Первый книжный салон, который был развернут в центре Torini Esposizioni, собрал свыше 500 участников и более 100 000 посетителей.

.4 Парижская книжная выставка

Франция является одним из лидеров книгопечатания и имеет свою ежегодную книжную выставку Livre Book Fair, которая проходит в Париже. Впервые выставка была проведена в 1981 году и практически сразу получила статус одного из крупнейших культурных мероприятий Франции. Каждый год туда съезжаются самые яркие представители французской интеллигенции и тысячи читателей. Выставка проводится при поддержке Министерства культуры Франции и является одним из самых влиятельных событий своей страны.

Тематика Livre Book Fair очень разнообразна и затрагивает такие сферы, как наука, религия, путешествия, экология, искусство, международные отношения. На выставке традиционно работает специальный павильон, посвященный прессе.

.5 Нью-йоркская книжная выставка

За океаном, в США, также проводятся всевозможные книжные выставки, самая известная из которых - нью-йоркская BookExpo America, которая впервые прошла в 1947 году. Нью-йоркская выставка - самое масштабное и яркое литературное событие Северной Америки, известное далеко за пределами США и успешно конкурирующее с крупными книжными выставками Восточного полушария. Нью-Йоркская антикварная книжная ярмарка - также и крупнейшая в сфере антикварной литературы. На последней, 51-й выставке представляли редкие книги, карты и гравюры более 100 международных дилеров. Выставка представлена Антикварной Книжной Ассоциацией Америки (ABAA).

Заключение

Работа рассматривала историю возникновения и развития книжных выставок-ярмарок на Западе и в России. По итогам работы можно сделать следующие выводы:

1.       Возникшие в XIII веке в Германии как форма оптовой торговли книгами, выставки-ярмарки со временем стали играть существенную роль в обществе - его политике, науке, экономике, культуре.

2.      При этом на различных этапах исторического развития на первый план выдвигались те или иные функции ярмарок.

.        Сегодня книжные выставки и ярмарки стали неотъемлемым элементом современной жизни мирового сообщества.

4.      Можно прогнозировать появление в будущем наряду с книжными ярмарками виртуальных книжных ярмарок. На этом этапе появление новой международной книжной ярмарки в книжном мире будет событием, расширение их количества будет происходить за счет появления и развития специализированных книжных ярмарок, а специализация при этом будет становиться все более узкой, что станет основным в развитии ярмарочного движения.

5.      В современных условиях усиление роли и значения книжных выставок-ярмарок обусловлено рядом причин, в т.ч. интенсивным процессом интеграции, наблюдающимся в книжном деле: книжные рынки отдельных стран перерастают национальные границы и все заметнее приобретают интернациональные черты.

. Главным являются экспорт и импорт книг, продажа лицензий и покупка их у зарубежных правообладателей, торговля через Интернет, освоение зарубежного опыта и воспроизводство идей на внутреннем рынке, участие в международных и национальных выставках-ярмарках. Последняя форма, по данным Российской книжной палаты, является наиболее предпочтительной для подавляющего большинства отечественных издательств и оптовых фирм, что связано с разрушением старой централизованной системы оптовой книжной торговли и отсутствием на настоящий момент ее качественной замены. Кроме того, ничто не может сравниться с выставками-ярмарками по эффективности рекламы и пропаганды книги и чтения. А это означает, что выставки-ярмарки активно участвуют в развитии культуры.

. Книжные ярмарки - это своеобразное средство коммуникации. Их нельзя заменить и доведенными до совершенства достижениями информационной технологии. Личные отношения между деловыми партнерами, близость к покупателю как стратегический фактор успеха становится ключевой позицией и в международной, и во внутренней конкуренции.

. Ярмарки способствуют наблюдению за общим развитием отрасли, активизации интереса к книге и книжному делу, повышению авторитета фирм-участников, получению информации об инновациях отрасли, приобретению опыта профессиональных контактов.

Таким образом, организация книжных выставок и ярмарок во всех аспектах их деятельности - организационно-экономическом, книговедческом, технологическом - является одной из наиболее насущных проблем современности.

Список использованной литературы

1. Айгистов Р.А. Московское книжное дело сегодня. / Р.А. Айгистов, Н.И. Михайлова, И.П. Ткач. - М., 2005. - 103 с.

. Есенькин Б.С., Майсурадзе Ю.Ф. Книжный бизнес: отечественный и зарубежный опыт. - М., 2001. - 190 с.

. Ленский Б.В. Книга в современных информационных потоках. XXI век: Докл. // Девятая междунар. науч. конф. по пробл. книговедения. - М., 2000. - 236 с.

. Ленский Б.В Книгоиздательская система современной России. - M., 2001. --185 с.

. Проблемы взаимодействия издателей, книготорговцев и библиотек в едином информационном поле : Межотраслевой сборник статей. - М., 2002. - 136 с.

6. Журнал «Книжная индустрия». URL: <#"812265.files/image001.jpg">


Корабль «Логос Хоуп» принадлежит компании GBA Ships, которая была создана почти 40 лет назад, для того чтобы обеспечить качественной литературой страны, не имеющих легкого доступа к книжным изданиям. Помимо продажи книг, на борту организуются различные культурные и образовательные программы.

Источник: Сайт «Теории и практики». URL: ttp://theoryandpractice.ru/posts/2276-samye-interesnye-knizhnye-yarmarki-v-mire-leyptsig-london-nyu-york-i-frankfurt

Похожие работы на - Российские и международные книжные ярмарки. История, назначение, роль

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!