региональный коммуникационный социокультурный беларусь
В наибольшей степени этот процесс характеризует функционирование телевидения. Оставшаяся в наследство от СССР его материально-техническая инфраструктура уже на рубеже 1980-1990-х гг. позволила довольно быстро реорганизовать вещательную сеть. Закон «О кооперации», принятый в 1988 г., дал импульс предпринимательской инициативе, направленной на создание региональных телекомпаний. Так, на территории Беларуси, наряду с исторически существующим областным ТВ, входящим и до сих пор в зону распространения телесигнала бывшего советского Белорусского ТВ (сейчас Первого национального телеканала), в городах районного подчинения, а также в некоторых областных центрах возникли принципиально новые производственно-творческие образования. После 1991 г. их привлекательность со стороны как организаторов, так и региональной аудитории существенно возросла, что опосредованно отразило подъем общественных настроений, связанных с суверенизацией государственного устройства республики и переходом к рыночной экономике.
Показательно, что в официальной терминологии появилась такая дефиниция, как государственные и негосударственные СМИ. Сегодня понятно, что под этим подразумевалась дифференциация источников финансирования инфопроизводства.
Применительно к региональному ТВ это означало довольно парадоксальную экономическую ситуацию. С одной стороны, вещание региональных ТВ-компаний осуществлялось в рамках передающей сети, подчиненной Министерству связи и дотируемой из госбюджета. С другой - региональные структуры стремились к экономической свободе. Освоение регионального сегмента рекламного рынка, стремление максимально снизить затраты на закупку оборудования, поиски внешних спонсоров - все это давало определенные преимущества в ускорении процесса становления.
Несмотря на ставку в основном на приобретение сравнительно недорогой любительской съемочной и монтажной техники стандарта VHS без учета ее морального устарения уже в момент приобретения, отсутствие долгосрочных бизнес-планов и безразличие к участию в модернизации системы электронной телекоммуникации в республике на паритетных началах с государством, период до 1994 г. можно назвать расцветом регионального ТВ. В это время заявило о себе множество ТВ-компаний в областных городах и районных центрах, причем независимо от индустриально-экономического потенциала этих городов и количества населения. Если в 1989 г. таких новообразований насчитывалось 16, то в 1993 г. - 101 [10, с. 210].
Однако уже к концу 1990-х гг. назрели проблемы, связанные с финансовым, техническим и творческим обеспечением деятельности новых ТВ-медиа. Ориентация на «быстрые деньги» и краткосрочный коммерческий эффект сыграла свою роль.
Многие из региональных телеканалов, как, например, в Речице, Солигорске и некоторых других районных центрах, вынуждены были прекратить существование. На начало 2000 г. лицензии на вещание были выданы Министерством информации только 57 региональным телекомпаниям [Там же]. В настоящее время в республике зарегистрировано 52 региональные телепрограммы.
Именно финансовое участие потребителя в качестве абонента кабельного и кабельно-эфирного ТВ позволило к настоящему времени иметь в республике развитую аналогово-цифровую трансляционную сеть, в параметрах которой распространяется и телесигнал региональных телекомпаний. Сегодня в число пользователей, которые обслуживаются 132 коммерческими операторами электросвязи, входит 1,73 миллиона домохозяйств. Это означает, что многоканальным телесигналом охватывается 71% населения. При этом 52% аудитории предпочитают кабельное ТВ. Его социальный пакет включает 8 каналов. Полный - до 50. Для сравнения - в Российской Федерации большинство зрителей (77%) предпочитают принимать бесплатное эфирное ТВ, в основном состоящее из 3-6 телеканалов [8].
За последние пять лет более чем в 2 раза возросло число зрителей спутникового ТВ. Это так же платная услуга, которая оказывается соответствующими коммерческими организациями. Сегодня 24% населения имеют индивидуальную спутниковую антенну. По социально-демографическому составу это преимущественно мужчины (53%), в возрасте 25-49 лет (64%), госслужащие, предприниматели и ИТР (35%). Для пользователей спутникового ТВ характерны два фактора: проживание как в городах, оборудованных оптоволоконным кабелем, так и в населенных пунктах без него, а также мотивация, направленная на более полное ознакомление с новостями (53%) и получение всестороннего анализа общественно-политической ситуации в стране и за рубежом (40%). Только в третью очередь просмотр мотивируется стремлением отдохнуть (35%) [7].
Эти данные позволяют сделать вывод о том, что в республике, несмотря на сложности развития рыночной экономики, формируется в целом система общественного ТВ, во многом функционирующая благодаря финансовому участию аудитории, разделяющей с государством затраты на техническое усовершенствование средств электросвязи. Необходимо также учесть, что к 2015 г. планируется полный переход на цифровое ТВ, что вызовет существенное увеличение телеконтента, размещаемого на интернет-платформе с использованием широкополосного доступа. Интернет-технология для трансляционной оптоволоконной сети означает расширение ее пропускной способности до более чем 100 телеканалов. Для собственно развития телевещания в режиме онлайн электронная коммуникация предоставляет автоматизированные интерактивные ресурсы, которые дают возможность осуществлять прием телесигнала по прямому запросу зрителя в любое время суток, составлять персональную программу просмотра и комбинировать по своему усмотрению телеконтент, поступающий по разным каналам.
В результате такого обширного выбора высокотехнологичных носителей информации и инвестиционном климате, опирающемся на финансовую поддержку населения, еще более острым, чем в предыдущие десятилетия, становится вопрос о социально-культурном качестве продукции, предлагаемой региональными производителями. Теоретически по этому поводу принято считать, что интерес регионального зрителя к информации, прямо отражающей реалии окружающей его повседневной жизни, намного выше, чем к той, которая охватывает семантику общего социального бытия. За давностью лет ушли в прошлое событийные поводы, которыми были вызваны эти исследования. К «лидерам мнений», исходя из предвыборной ситуации, были отнесены СМИ [4, с. 60-61]. На основании полученных данных была разработана и первая трехзвенная модель коммуникации. В 1948 г. Г. Лассуэл под влиянием кибернетической модели Н. Винера с элементом обратной связи и математической К. Шеннона и У. Уивера - с расчетом количества информации как меры, удерживающей коммуникацию от энтропии, дополнил ее еще тремя элементами. Так в научную литературу вошла традиция связывать статистические данные с конкретным содержанием опросов, проводимых в дискретные отрезки времени. Отсюда у медиаспециалистов окрепла убежденность в том, что именно региональные СМИ как наиболее территориально близкие к потребителю «лидеры мнений» способны наиболее полно идентифицировать его потребности в адекватном информационно-символическом продукте [2].
Не отрицая достижений в исследованиях структуры информационных ориентаций и апробированной в этом направлении методологии, все же необходимо указать, что медиакомпетенция современной региональной телеаудитории выходит за пределы обозначенной только этим подходом детерминации.
Сегодня даже в США с наиболее развитой в мире сетью телекоммуникаций отмечается, что эксплуатация «демократии зрителей» и «демократии потребителей» в конце концов, привела к обратному результату. Телеаудиторией, пишут современные аналитики, вновь осознается сложность, которая скрывается за видимой простотой репрезентации на экране привычного мира. Развитие технологии телесетей в их современном виде сделало более могущественным то самое население, для управления которым она была разработана [9, с. 35-36].
Это наблюдение вполне обоснованно можно отнести и к аудитории белорусского регионального ТВ. Если в 1990-е гг. интерес к региональному телеконтенту был обусловлен собственно новизной этого феномена в системе республиканского ТВ, то в настоящее время интенция зрителя не ограничивается прежней шкалой коммуникационных ценностей. Между тем, по сравнению с предыдущим десятилетием, содержательно-семантическая структура регионального ТВ не претерпела существенных изменений, о чем свидетельствует анализ программной сетки таких крупных сегодня региональных ТВ-компаний, как «Арт-Видео» (г. Витебск), СКИФ (Витебский регион), «Нирея» (Гомельский регион), «Гродно плюс» (г. Гродно), «Могилев-2» (г. Могилев), «Буг-ТВ» (Брестский регион).
Как и прежде, преимущество в среднесуточной сетке вещания отдается фильмопоказу, в том числе с повтором художественных кинофильмов и сериалов. Причем, если в начале 2000-х гг. доля фильмопоказа составляла около 40% [10, c. 214], то в настоящее время она в среднем превышает 50% [1]. Некоторые телеканалы, как «Буг-ТВ», сократили производство новостных выпусков, что косвенно говорит об экономии внутренних ресурсов на содержание штата профессиональных репортеров или фрилансеров. Вместе с тем увеличилось эфирное время, которое отводится под развлекательный контент. Так, «Арт-видео» в Витебске в течение эфирного дня 6 раз, начиная с 6.00, транслирует «Музыкальный чат». То же самое характерно для гомельской «Ниреи», которая 2 раза в день предлагает «Музыкальную программу».
В целом можно сделать вывод о незаинтересованности региональных компаний в самостоятельном производстве оригинальной продукции различной тематики и жанров. Если в 1990-е гг. эта тенденция объяснялась отсутствием творческого опыта и квалифицированных кадров журналистов, операторов и режиссеров, то сегодня можно говорить о сложившейся закономерности. Лишь на нескольких региональных телеканалах, таких как «Могилев-2», «Гродно плюс», уделяется внимание регулярной подготовке новостных выпусков, хотя и с разной частотностью в течение суток. Мала и доля телепередач, рассказывающих об истории, культуре, краеведческих особенностях регионов. Частично закрывает этот пробел витебский
«Арт-видео», предлагая два раза в неделю выпуск «Культура Витебщины». Витебский же СКИФ осуществляет проект «Твой шанс», в котором принимают участие народные таланты.
Правда, в заслугу регионального ТВ можно поставить факт его активного участия в формировании внутриреспубликанского рекламного рынка.