транспортной тары не должно превышать 50 кг.
При температуре окружающей среды выше 25 °С плотность посадки птицы в транспортную тару должна быть уменьшена на 15-20 %.
Кроме водителя, автомашину, в которой перевозят животных и птицу, сопровождает специальный проводник независимо от количества перевозимых животных. Из-за необходимости, проводник должен находиться в кузове машины у животных, чтобы следить за ними. В таком случае для проводника в передней части кузова должно быть оборудовано специальное место, отгорожено от животных.
При перевозке животных на большие расстояния (нахождения в пути более 6 часов) их необходимо обеспечить запасом кормов. В дороге животных необходимо обязательно поить - не менее двух раз в сутки. Если животные находятся в пути более 12 часов, то их необходимо через каждые 10-12 часов выгружать для 3-4 часового отдыха. Если выгрузка животных невозможно, им необходимо давать отдых на этот срок без выгрузки из машины. Во время отдыха животных следует накормить и напоить, а машину очистить от навоза и добавить свежую подстилку.
Для больных животных ветеринарно - санитарными требованиями установлено, что расстояние от специализированных откормочных комплексов до мясокомбината не должна превышать 100 км.
Считают, что транспортировка животных на мясоперерабатывающее предприятие прошла хорошо, когда на расстоянии 50-100 км уменьшение живой массы у крупного рогатого скота не превышает 2,4 % , а у свиней -1,3 %.
В случае заболевания или падежа животных в пути проводник обязан сообщить в ближайшую государственную ветеринарную службу и в дальнейшем исполнять все указания врача ветеринарной медицины этого учреждения.
Перевозка животных по железной дороге.
Железной убойных животных можно перевозить на расстояние до 1500 км, но расстояние перевозки животных железной в Украине не превышает 300-800 км. Перевозить животных необходимо в специально оборудованных вагонах, обеспечивающий доставку скота без потерь живой массы и снижение качества мяса и шкур.
В современных условиях до 20 % животных доставляют на убой по железной дороге. Скорость транспортировки животных железной не превышает 150-200 км в сутки, а на центральных магистралях - 300-500 км. При транспортировке в вагонах меняются условия содержания животных, что отрицательно сказывается на их состоянии и приводит к значительной потере живой массы. Поэтому животных, предназначенных для транспортировки по железной дороге, предварительно готовят. С этой целью их за 8-10 суток до отправления переводят на режим кормления и содержания, который запланирован в пути.
Запрещается перевозить животных во второй половине беременности. Отобранных для транспортировки животных делят на группы с учетом пола и возраста, упитанности и живой массы.
Перевозят животных и птицу в специализированных вагонах. При отсутствии таковых, транспортировка осуществляется в обычных вагонах, дополнительно оборудованных для перевозки животных. Вагоны должны быть очищены и промыты, а при необходимости - продезинфицированы. Железная дорога обязана предоставить для оборудования вагонов дверные решетки, фуражные доски, кольца для привязывания крупного рогатого скота, фонари и лестницы.
Сейчас для перевозки животных чаще используют специализированные вагоны, оборудованные вентиляцией, кормушками, баками для воды и др.
Специальные вагоны построены на подобе пассажирских:
в торцевых стенах расположены двери и переходные площадки, чтобы проводник мог во время движения поезда переходить из одного вагона в другой;
крышу вагона двойной, что предотвращает переохлаждение животных зимой и перегревов летом;
кольца для привязывания животных;
шесть баков для воды, которые соединены между собой;
корыта, которые наполняются водой из баков;
шесть вентеляционных люков;
в потолке - четыре вентилятора, которые осуществляют обмен воздуха в вагоне во время движения;
шесть фуражных полок для хранения корма;
в торцевых стенах вагона есть по одному световому люку.
При транспортировке в товарных вагонах животных лучше ставить вдоль вагона в два ряда, головами к середине, и обязательно привязывать. Молодняк, свиней, овец располагают в вагоне без привязки.
Животных в вагоне располагают в зависимости от вида, массы и возраста.
Погрузка животных в четырехосные вагоны проводится из следующего расчета.
1.Крупный рогатый скот:
- взрослые - 16-24 гол.;
- молодняк - 24-28 гол.;
- телята - 36-50 гол.
- Овцы и козы - 80-110 гол.
- Свиньи:
- массой до 80 кг - 50-60 гол.;
- массой 81-100 кг - 44-50 гол.;
- массой 101-150 кг - 28-44 гол.;
- массой свыше 150 кг - 20-28 гол.
- Лошади - не более 14 гол.
- Верблюды - не более 8 гол.
В летнее время животных в вагоны грузят на 10-15 % меньше, чтобы избежать перегрева.
При перевозке животных железной их обслуживает бригада проводников, из расчета: один проводник на два вагона, груженных крупным рогатым скотом или овцами, и один проводник на один вагон, груженный свиньями. Из числа проводников назначается старший, который является штатным работником животноводческого хозяйства.
Старший проводник получает от заведующего базы ветеринарное свидетельство с дубликатом, товарно - транспортную накладную и путевой журнал, в котором указано, на каких станциях есть фуражные базы и пункты водопоя, а также станции удаления и утилизации погибших животных.
В вагон грузят до 1000 голов кур, 1250 голов цыплят, 200-300 гусей или индюков и 250-350 уток в зависимости от их живой массы.
При транспортировке более 6:00 предприятие обеспечивает животных достаточным количеством корма (в соответствии с действующими нормами транспортирования) в количестве, необходимом на все время пребывания в пути.
В среднем животные получают на центнер живой массы в сутки:
крупный рогатый скот сена - 4 кг;
овцы и козы - 5,5 кг;
свиньи - 2,5 кг комбикормов, в зависимости от их массы;
птица - 8 кг комбикормов (на 100 голов);
кролики (на голову) - 300 г травы (сена) или 100 г силоса или корнеплодов и 20 г концентрированных кормов.
Кроме кормов, на каждую транспортируемую животное берут подстилку - 1,5 кг в сутки (солома или подстилочный торф). Но для подстилки в летнее время можно использовать песок , который в жару увлажняют водой. Концентраты хранить в мешках, а сено или солому в прессованном виде в тюках.
Кормят скот и птицу в пути 2 раза в сутки, поят животных на специально отведенных для этой цели станциях, зимой 2 раза, а летом 3 раза в сутки. Поить животных желательно перед кормлением.
Проводник, сопровождающий скот, должен следить за чистотой в вагоне, убирать навоз несколько раз в сутки, сгребая его в специально отведенное место. Очищают вагон от навоза только на станциях, где поят животных.
В случае заболевания животных или падежа их в пути проводник должен сообщить дежурному ближней станции и через него вызвать транспортного ветеринарного врача, который принимает меры по ликвидации заболевания в соответствии с инструкцией по борьбе с соответствующей болезнью, составляет акт и делает отметку в путевом журнале.
Если обнаружено трупов, их выгружают, соблюдая ветеринарно -санитарных правил. Вынужденный убой животных на пути их транспортировки категорически запрещается.
Перевозка животных водным путем.
Перевозят животных водными путями в специальных баржах, обычно летом.
Располагают животных на баржах из расчета следующих норм площади (на одну голову):
·крупного рогатого скота -2,0-2,5 м2,
·овец и коз - 0,75-1,1 м2,
·свиней крупных - 2,0-2,5 м2,
·свиней средних - 1,0-1,25 м2,
·лошадей - 2,5-3 м2.
Перевозка животных водным транспортом может происходить реками и морем.
Для крупного рогатого скота, в среднем, в сутки нужно иметь 30-35 л, а для мелкой - 6 л. Если время транспортировки животных превышает 6 часов, то животных в пути кормят в соответствии с нормами перевозки животных по железной дороге.
Для сопровождения животных выделяются проводники, из расчета 1 проводник на:
·20 голов крупного рогатого скота,
·10 лошадей,
·30 свиней,
·60 овец,
·10-15 клеток птицы и кроликов.
В случае выявления в пути больных животных или трупов проводник изолирует их и сообщает судебной администрации ближайшего порта, где есть ветеринарно - санитарный надзор на транспорте.
Транспортировка водным путем животные переносят значительно лучше, чем по железной дороге.
Транспортировка животных перегоном.
Гоном на мясоперерабатывающие предприятия доставляют только крупный и мелкий рогатый скот, преимущественно на небольшие расстояния - до 95-100 км. При перегоне на большие расстояния перемещения скота совмещают с нагулом. На сегодня гоном доставляют не более 10 % убойных животных.
Отобранных для перегона животных после ветеринарного осмотра взвешивают, определяют упитанность, биркують и формируют из них группы в зависимости от местных условий.
Группа крупного рогатого скота не должен превышать 250 голов, мелкого рогатого скота - 1000 голов.
Группы формируются по виду, полу и возрасту животных. На каждые 50-60 голов крупного рогатого скота или 250-300 голов овец предлагается один гуртоправ. Для перегона отбирается только здоровый скот.
Запрещается перегонять:
молодняк;
животных во втором периоде беременности;
животных с травматическими повреждениями, которые препятствуют длительному перегону;
старых, беззубых животных;
животных с высокой упитанности.
Гонят животных специально выделенными трассами, которые утверждаются облгосадминистрацией, если это в пределах области, или Государственным департаментом ветеринарной медицины, если трасса проходит через несколько областей. Трассы должны проходить по местности, благополучной по заразным болезням животных, и в стороне от пастбищ для местных животных. При передвижении гоном скот обеспечивают водопоем и кормом в местах остановок, только в малонаселенных пунктах скот может передвигаться, пользуясь природными выпасами.
Дневной перегон для крупного рогатого скота, подлежащего убою, не должен превышать 15-20 км, а для мелкого рогатого скота - 10-12 км.
Во время перегона животных запрещается:
смешивание различных групп;
столкновение групп с животными местного населения;
перегон животных по дорогам, где прошел скот, больной ящуром, саркоптоз и другие заразные заболевания;
перегон животных в сильный дождь, град, бурю и при температуре ниже -20 °С;
выпас животных на сенокосах и посевах.
Поят животных через час после остановки: летом 2-3 раза, а осенью
раза в сутки. Запрещается поить животных водой из луж, болот и ям.
В случае невозможности сдачи животные на ближайшее мясоперерабатывающее предприятие или бойню, с разрешения специалиста ветеринарной медицины проводят вынужденный убой. Для этого выбирают сухой участок местности, не ближе 100 м от дороги и от места остановки группы, снимают верхний слой почвы с дерном, застилают ее чистой соломой и проводят убой животного и разделки туши. После окончания собирают все отходы, солому, снимают верхний слой почвы и закопавают все это на площадке, где проводился убой животного, на глубину не менее 1,5 м, поверхность участка, где проводили убой, заравнивают дерном.
Тушу и органы после осмотра врачом ветеринарной медицины (фельдшером) и сдают на ближайший ветсанутильзавод или мясоперерабатывающее предприятие, где изготавливают сухие животные корма после микробиологических исследований. При невозможности сдачи на мясокомбинат (большое расстояние и во время жары) мясо и мясопродукты солят и сдают в консервированном виде.
. Подготовка убойных животных к транспортировки, оформление транспортной документации
Для сохранения качества и количества сырья важным этапом является предубойная подготовка, которую целесообразно начинать уже в хозяйствах.
При подготовке скота для сдачи на мясокомбинат учитывают особенности местных условий, расстояние транспортирования, время убоя животных. Рекомендуется перед отправкой животных на мясокомбинат (в последние дни) скармливать им обычные корма; количество кормов и частоту кормления не следует увеличивать или сокращать; не кормить животных перед транспортировкой; для экономии кормов после предварительного согласования с мясокомбинатом предубойное голодание начинать уже в хозяйстве; время последнего кормления животного в хозяйствах отмечать в товаро-транспортной накладной; воду давать без ограничения; бирковать и татуировать животных за 2-3 нед. до отправки на мясокомбинат; кожный покров животных очищать щеткой, а не острыми предметами.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ:
1.Заполняется печатными станками или шариковой ручкой. Можно через копирку, но подписи отдельно на каждом документе.
.Допускается аббревиатура, но разрешенная в Украине.
.Дубликат и корешок ветеринарных документов - оригиналы подпесей и печатей.
.Ветеринарные свидетельства Ф № 1 и Ф № 2 заполняются на украинском языке.
.Ветеринарные свидетельства Ф № 1, Ф № 2 и Ф № 3 СНГ заполняются на российском языке.
.Международные ветеринарные сертификаты заполняются украинским и английским языками или языком стран экспорта.
.Количество голов пишется прописью
.Ветеринарные справки, которые выданы на предубойном осмотре птицы, действуют на протяжении 1 суток.
4. Требования к погрузке и содержанию животных во время транспортировки
·при перегоне и погрузке в машину не использовать палки, кнуты, острые предметы и не причинять животным боли, применять только электропогонялки или хлопушки;
·животных погружать в транспорт, используя специальные эстакады или мостики, угол подъема в машину не должен превышать 30-35°;
·животных погружать партиями из одного станка, что особенно важно при отправке беконных свиней.
5. Профилактика транспортного травматизма и болезней, связанных с транспортировкой
Заболевания животных при транспортировке на мясоперерабатывающие предприятия, независимо от вида транспорта, возникающие в случае невыполнения ветеринарно - санитарных требований по транспортировке.
Транспортировка животных автотранспортом.
В условиях транспортировки автотранспортом чаще наблюдаются такие заболевания: травматические повреждения, тепловые и солнечные удары, заболевания органов дыхания и желудочно - кишечного тракта и др.
Травматические повреждения. Травматические повреждения возникают у всех видов животных во время транспортировки неподготовленным транспортом, в случае перевозки животных без надлежащего расположения в транспортном средстве (без учета возраста, пола, упитанности и вида животных).
Тепловые удары. Тепловые удары могут возникать у всех видов животных, но наиболее чувствительны к этому заболеванию свиньи, особенно упитанные. Причиной теплового удара является несоблюдение норм нагрузки животных в летнее время года и использования необорудованного транспорта. У больных наблюдается гиперемия слизистых оболочек, слабость, учащенное дыхание, учащенный пульс. Животное падает и не встает. С целью улучшения состояния животных необходимо остановить транспорт, поставить его в тень, проветрить кузов машины и через 2-3 часа, когда поражение животных устранены, можно продолжать движение.
Солнечные удары. Солнечные удары возникают при транспортировке животных в необорудованном транспорте и отсутствия крыши на кузове. У пораженных животных такие клинические признаки, как и при тепловом ударе. Чтобы устранить опасность, достаточно машину с животными поставить в тень и проветрить кузов.
Заболевания органов дыхания. Заболевания органов дыхания возникает у всех животных, но чаще у молодых, во время транспортировки их на не оборудованном транспорте, что приводит к возникновению сквозняков.
Отравление животных. Отравление животных возникает, когда их перевозят на транспортных средствах, которые использовались для перевозки минеральных удобрений, грузов, содержащих ядовитые вещества и т.п. С целью профилактики отравления транспортные средства перед погрузкой животными необходимо подготовить. Для этого проводят тщательную механическую очистку транспорта, моют кузов, а при необходимости, проводят его санитарную обработку.
Транспортировка животных железной дорогой.
При транспортировке животных железной могут возникнуть практически такие же заболевания, как и в условиях перевозки автотранспортом: тепловые удары, травмы, заболевания органов дыхания и желудочно - кишечного тракта, транспортная лихорадка, отравления и др. Специфические для транспортировки железной заболевания обусловливаются продолжительности пребывания в пути, высокой температуре в вагонах, особенно в случае несоблюдения требований к расположению животных, плохим уходом за животными.
Вагонная болезнь. Вагонная болезнь наблюдается при транспортировке крупного рогатого скота. Она проявляется учащенным дыханием и пульсом, гиперемией слизистых оболочек, шаткостью во время движения. В тяжелых случаях случаются сильные потуги, слабость (признаки подобные послеродового пареза) при нормальной температуре тела. После выгрузки животных из вагона признаки данного заболевания в течение 2-3 часов исчезают.
Плевродения. Заболевание возникает у лошадей и проявляется болезненностью грудной клетки, ростом частоты дыхания и пульса, температура в пределах нормы. После выгрузки животных из вагона и отдыха клинические признаки заболевания исчезают.
Заминка. Заболевание встречается у овец и телят при транспортирования. Возникает заболевание в случае нарушения условий транспортировки. Сильные толчки, рывки, резкое торможение приводит к тому, что крупный скот подминает слабую конечность. Для профилактики заболевания необходимо в вагонах устанавливать перегородки.
Транспортная лихорадка. Болеют все виды животных во время транспортирования в холодное время года. Возбудитель - фильтрующий вирус. Заболевания у животных проявляется гиперемией слизистых оболочек носа и конъюнктивы, кашлем, слюнотечением и повышенной температурой тела. Животные болеют в течение 7-10 суток.