Транспортирование животных. Ветеринарно-санитарный контроль на транспорте

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Сельское хозяйство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,89 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Транспортирование животных. Ветеринарно-санитарный контроль на транспорте













Реферат

Тема: "Транспортирование животных. Ветеринарно-санитарный контроль на транспорте"

План

ветеринарный транспортировка травматизм животное

1.Задание службы ветеринарной медицины во время транспортировки

.Способы транспортировки, требования к транспортным средствам

.Подготовка убойных животных к транспортировки, оформление транспортной документации

.Требования к погрузке и содержанию животных во время транспортировки

.Профилактика транспортного травматизма и болезней, связанных с транспортировкой

1. Задание службы ветеринарной медицины во время транспортировки

Основным заданием транспортировки - обеспечить доставку животных на мясокомбинаты в найбыстрый срок без затрат в живой массе и продуктивности и защитить их в дороге от заболеваний.

Обязательным условием к транспортировке является ветеринарное разрешение (вет справка или вет свидетельство). Во время транспортировки следует соблюдать ветеринарно-санитарные требования.

К убоя допускаються здоровые животные из благополучных хозяйств. Они подлежат:

.Клиническому осмотру.

.Термометрии.

В зависимости от эпизоотии - вакцинации против сибирки, чумы свиней, рожи и др. инф. заболевания, если местность не благополучна (санитарная бойня).

Транспортная документация:

1.Ветеринарное свидетельство Ф №1 (живые животные), Ф № 2 (на продукцию) - выдают врачи государственной службы ветеринарной медицины, или ветеринарная справка ( по району).

.Товаротранспортная накладная (на каждую партию). На племенных животных, коров - + акт на выбраковку.

.Дубликат и корешок ветеринарного свидетельства (ЖД, водный, воздушный транспорт).

КРС, свинки и лошади должны бать с бирками, для животных промышленных хазяйств + номер секции откорма.

.Путевой журнал.

.Медицинские книжки работников.

2. Способы транспортировки, требования к транспортным средствам

- расстояния,

времени года,

специфичности местности.

Убойных животных в места их переработки на мясо доставляют:

автомобильным транспортом,

железнодорожным транспортом,

водным транспортом,

перегоном животных.

Перевозка животных автотранспортом.

В нашей стране перевозки животных автотранспортом является основным способом до ставки их на мясокомбинаты, который составляет около 80 % общих перевозок убойных животных. Автомобильным транспортом можно перевозить все виды сельскохозяйственных животных и птицы.

Автомобильный транспорт эффективнее железнодорожного при перевозке крупного рогатого скота на расстояние до 200 км, мелкого рогатого скота - до 300 км, свиней - до 500 км. При автомобильных перевозках скот доставляют в 2-3 раза быстрее по сравнению с железнодорожным транспортом. Животных можно доставлять от откормочного пункта непосредственно на мясокомбинат.

Скорость движения по асфальтированной дороге должна составлять не более 60 км/ч, по щебеночной - до 45 км/ч, по грунтовой - до 25 км/ч.

Перевозят животных на специальных автомашинах - скотовозах или обычных автомобилях с наращенными бортами. Высота бортов должна быть не менее, чем 100-110 см. При перевозке животных в неблагоприятных климатических условиях (жара, осенняя и зимняя непогода) кузов машины закрывают брезентом или другим материалом. Кузов машины должен быть чистым, пол целиком, без щелей и покрытая слоем подстилки (опилки, солома и т.д.)

Количество голов убойных животных, которых нагружают на машину, зависит от марки автомашины, упитанности животных, расстояния до мясокомбината, состояния дороги, сезона года и других факторов.

Ориентированно принято нагружать на скотовоз ГАЗ- 63- 1 -10-12 голов крупного рогатого скота,18-20 голов молодняка,40-45 взрослых свиней,80-100 овец и коз.

Лучше транспортировать животных специальными автомашинами - скотовозами - полуприцепами: ОдАЗ - 9959 , грузоподъемностью 8 т, ОдАЗ - 9958 - 9 т, ОдАЗ - 9977 -11 т (двухярусная исполнения) и ОдАЗ - 9976 - 12 т для перевозки крупного и мелкого рогатого скота и свиней.

Контейнеры со свиньями перевозят на полуприцепах ОдАЗ - 9870 и полуприцепах КамАЗ в один ярус - 3 контейнера и в два яруса - 6 контейнеров. Перевозить крупный скот (лошадей, коров, быков и др.). Необходимо крепко привязать, разместив головой вперед. Молодняк крупного рогатого скота в возрасте до двух лет, свиней, овец, коз и других мелких животных перевозят не привязывая, но в таком количестве, чтобы все животные могли лежать в кузове автомашин. Лошадей перед транспортировкой в автомашине необходимо расковать. Птицу разрешается перевозить только в специально оборудованных клетках - по видам. Клетки грузят на автомашину ярусами (но не более четырех), располагая их так, чтобы обеспечить в каждой клетке свободную циркуляцию воздуха. Дно клетки должно быть плотным, влагонепроницаемым. В клетках должно быть достаточное количество подстилки.

Птицу перевозят в контейнерах или клетках различной конструкции. Наиболее распространенными являются клетки для кур и уток размером 90х60х30 см, для гусей и индеек 90х60х40 см. Оптимальным является перевозка птицы на расстояние 50-100 км в условиях содержания в клетках не более, чем 4-5 часов. Если птицу транспортируют на более дальнее расстояние, то через каждые 6:00 перевозки птицы следует предоставлять 2-3 часа отдыха. Кроликов для убоя на мясо перевозят в контейнерах или клетках размером 220х40х30 см, клетки делят на 8 отделений, каждое из которых рассчитано на одного взрослого животного.

Плотность посадки птицы при ее транспортировке должна быть (в головах на квадратный метр транспортной тары) не более чем:

куры яичных пород - 35;

куры мясных пород - 20,

цыплята - бройлеры - 35;

индюшата - 12;

индюки - 8;

цесарята - 45;

цесарки - 35;

утята - 25;

утки - 18;

гусята - 12;

гуси - 8.

Нагрузка на 1 м2 транспортной тары не должно превышать 50 кг.

При температуре окружающей среды выше 25 °С плотность посадки птицы в транспортную тару должна быть уменьшена на 15-20 %.

Кроме водителя, автомашину, в которой перевозят животных и птицу, сопровождает специальный проводник независимо от количества перевозимых животных. Из-за необходимости, проводник должен находиться в кузове машины у животных, чтобы следить за ними. В таком случае для проводника в передней части кузова должно быть оборудовано специальное место, отгорожено от животных.

При перевозке животных на большие расстояния (нахождения в пути более 6 часов) их необходимо обеспечить запасом кормов. В дороге животных необходимо обязательно поить - не менее двух раз в сутки. Если животные находятся в пути более 12 часов, то их необходимо через каждые 10-12 часов выгружать для 3-4 часового отдыха. Если выгрузка животных невозможно, им необходимо давать отдых на этот срок без выгрузки из машины. Во время отдыха животных следует накормить и напоить, а машину очистить от навоза и добавить свежую подстилку.

Для больных животных ветеринарно - санитарными требованиями установлено, что расстояние от специализированных откормочных комплексов до мясокомбината не должна превышать 100 км.

Считают, что транспортировка животных на мясоперерабатывающее предприятие прошла хорошо, когда на расстоянии 50-100 км уменьшение живой массы у крупного рогатого скота не превышает 2,4 % , а у свиней -1,3 %.

В случае заболевания или падежа животных в пути проводник обязан сообщить в ближайшую государственную ветеринарную службу и в дальнейшем исполнять все указания врача ветеринарной медицины этого учреждения.

Перевозка животных по железной дороге.

Железной убойных животных можно перевозить на расстояние до 1500 км, но расстояние перевозки животных железной в Украине не превышает 300-800 км. Перевозить животных необходимо в специально оборудованных вагонах, обеспечивающий доставку скота без потерь живой массы и снижение качества мяса и шкур.

В современных условиях до 20 % животных доставляют на убой по железной дороге. Скорость транспортировки животных железной не превышает 150-200 км в сутки, а на центральных магистралях - 300-500 км. При транспортировке в вагонах меняются условия содержания животных, что отрицательно сказывается на их состоянии и приводит к значительной потере живой массы. Поэтому животных, предназначенных для транспортировки по железной дороге, предварительно готовят. С этой целью их за 8-10 суток до отправления переводят на режим кормления и содержания, который запланирован в пути.

Запрещается перевозить животных во второй половине беременности. Отобранных для транспортировки животных делят на группы с учетом пола и возраста, упитанности и живой массы.

Перевозят животных и птицу в специализированных вагонах. При отсутствии таковых, транспортировка осуществляется в обычных вагонах, дополнительно оборудованных для перевозки животных. Вагоны должны быть очищены и промыты, а при необходимости - продезинфицированы. Железная дорога обязана предоставить для оборудования вагонов дверные решетки, фуражные доски, кольца для привязывания крупного рогатого скота, фонари и лестницы.

Сейчас для перевозки животных чаще используют специализированные вагоны, оборудованные вентиляцией, кормушками, баками для воды и др.

Специальные вагоны построены на подобе пассажирских:

 в торцевых стенах расположены двери и переходные площадки, чтобы проводник мог во время движения поезда переходить из одного вагона в другой;

 крышу вагона двойной, что предотвращает переохлаждение животных зимой и перегревов летом;

 кольца для привязывания животных;

 шесть баков для воды, которые соединены между собой;

 корыта, которые наполняются водой из баков;

 шесть вентеляционных люков;

 в потолке - четыре вентилятора, которые осуществляют обмен воздуха в вагоне во время движения;

 шесть фуражных полок для хранения корма;

 в торцевых стенах вагона есть по одному световому люку.

При транспортировке в товарных вагонах животных лучше ставить вдоль вагона в два ряда, головами к середине, и обязательно привязывать. Молодняк, свиней, овец располагают в вагоне без привязки.

Животных в вагоне располагают в зависимости от вида, массы и возраста.

Погрузка животных в четырехосные вагоны проводится из следующего расчета.

1.Крупный рогатый скот:

  • взрослые - 16-24 гол.;
  • молодняк - 24-28 гол.;
  • телята - 36-50 гол.
  • Овцы и козы - 80-110 гол.
  • Свиньи:
  • массой до 80 кг - 50-60 гол.;
  • массой 81-100 кг - 44-50 гол.;
  • массой 101-150 кг - 28-44 гол.;
  • массой свыше 150 кг - 20-28 гол.
  • Лошади - не более 14 гол.
  • Верблюды - не более 8 гол.

В летнее время животных в вагоны грузят на 10-15 % меньше, чтобы избежать перегрева.

При перевозке животных железной их обслуживает бригада проводников, из расчета: один проводник на два вагона, груженных крупным рогатым скотом или овцами, и один проводник на один вагон, груженный свиньями. Из числа проводников назначается старший, который является штатным работником животноводческого хозяйства.

Старший проводник получает от заведующего базы ветеринарное свидетельство с дубликатом, товарно - транспортную накладную и путевой журнал, в котором указано, на каких станциях есть фуражные базы и пункты водопоя, а также станции удаления и утилизации погибших животных.

В вагон грузят до 1000 голов кур, 1250 голов цыплят, 200-300 гусей или индюков и 250-350 уток в зависимости от их живой массы.

При транспортировке более 6:00 предприятие обеспечивает животных достаточным количеством корма (в соответствии с действующими нормами транспортирования) в количестве, необходимом на все время пребывания в пути.

В среднем животные получают на центнер живой массы в сутки:

крупный рогатый скот сена - 4 кг;

овцы и козы - 5,5 кг;

свиньи - 2,5 кг комбикормов, в зависимости от их массы;

птица - 8 кг комбикормов (на 100 голов);

кролики (на голову) - 300 г травы (сена) или 100 г силоса или корнеплодов и 20 г концентрированных кормов.

Кроме кормов, на каждую транспортируемую животное берут подстилку - 1,5 кг в сутки (солома или подстилочный торф). Но для подстилки в летнее время можно использовать песок , который в жару увлажняют водой. Концентраты хранить в мешках, а сено или солому в прессованном виде в тюках.

Кормят скот и птицу в пути 2 раза в сутки, поят животных на специально отведенных для этой цели станциях, зимой 2 раза, а летом 3 раза в сутки. Поить животных желательно перед кормлением.

Проводник, сопровождающий скот, должен следить за чистотой в вагоне, убирать навоз несколько раз в сутки, сгребая его в специально отведенное место. Очищают вагон от навоза только на станциях, где поят животных.

В случае заболевания животных или падежа их в пути проводник должен сообщить дежурному ближней станции и через него вызвать транспортного ветеринарного врача, который принимает меры по ликвидации заболевания в соответствии с инструкцией по борьбе с соответствующей болезнью, составляет акт и делает отметку в путевом журнале.

Если обнаружено трупов, их выгружают, соблюдая ветеринарно -санитарных правил. Вынужденный убой животных на пути их транспортировки категорически запрещается.

Перевозка животных водным путем.

Перевозят животных водными путями в специальных баржах, обычно летом.

Располагают животных на баржах из расчета следующих норм площади (на одну голову):

·крупного рогатого скота -2,0-2,5 м2,

·овец и коз - 0,75-1,1 м2,

·свиней крупных - 2,0-2,5 м2,

·свиней средних - 1,0-1,25 м2,

·лошадей - 2,5-3 м2.

Перевозка животных водным транспортом может происходить реками и морем.

Для крупного рогатого скота, в среднем, в сутки нужно иметь 30-35 л, а для мелкой - 6 л. Если время транспортировки животных превышает 6 часов, то животных в пути кормят в соответствии с нормами перевозки животных по железной дороге.

Для сопровождения животных выделяются проводники, из расчета 1 проводник на:

·20 голов крупного рогатого скота,

·10 лошадей,

·30 свиней,

·60 овец,

·10-15 клеток птицы и кроликов.

В случае выявления в пути больных животных или трупов проводник изолирует их и сообщает судебной администрации ближайшего порта, где есть ветеринарно - санитарный надзор на транспорте.

Транспортировка водным путем животные переносят значительно лучше, чем по железной дороге.

Транспортировка животных перегоном.

Гоном на мясоперерабатывающие предприятия доставляют только крупный и мелкий рогатый скот, преимущественно на небольшие расстояния - до 95-100 км. При перегоне на большие расстояния перемещения скота совмещают с нагулом. На сегодня гоном доставляют не более 10 % убойных животных.

Отобранных для перегона животных после ветеринарного осмотра взвешивают, определяют упитанность, биркують и формируют из них группы в зависимости от местных условий.

Группа крупного рогатого скота не должен превышать 250 голов, мелкого рогатого скота - 1000 голов.

Группы формируются по виду, полу и возрасту животных. На каждые 50-60 голов крупного рогатого скота или 250-300 голов овец предлагается один гуртоправ. Для перегона отбирается только здоровый скот.

Запрещается перегонять:

молодняк;

животных во втором периоде беременности;

животных с травматическими повреждениями, которые препятствуют длительному перегону;

старых, беззубых животных;

животных с высокой упитанности.

Гонят животных специально выделенными трассами, которые утверждаются облгосадминистрацией, если это в пределах области, или Государственным департаментом ветеринарной медицины, если трасса проходит через несколько областей. Трассы должны проходить по местности, благополучной по заразным болезням животных, и в стороне от пастбищ для местных животных. При передвижении гоном скот обеспечивают водопоем и кормом в местах остановок, только в малонаселенных пунктах скот может передвигаться, пользуясь природными выпасами.

Дневной перегон для крупного рогатого скота, подлежащего убою, не должен превышать 15-20 км, а для мелкого рогатого скота - 10-12 км.

Во время перегона животных запрещается:

смешивание различных групп;

столкновение групп с животными местного населения;

перегон животных по дорогам, где прошел скот, больной ящуром, саркоптоз и другие заразные заболевания;

перегон животных в сильный дождь, град, бурю и при температуре ниже -20 °С;

выпас животных на сенокосах и посевах.

Поят животных через час после остановки: летом 2-3 раза, а осенью

раза в сутки. Запрещается поить животных водой из луж, болот и ям.

В случае невозможности сдачи животные на ближайшее мясоперерабатывающее предприятие или бойню, с разрешения специалиста ветеринарной медицины проводят вынужденный убой. Для этого выбирают сухой участок местности, не ближе 100 м от дороги и от места остановки группы, снимают верхний слой почвы с дерном, застилают ее чистой соломой и проводят убой животного и разделки туши. После окончания собирают все отходы, солому, снимают верхний слой почвы и закопавают все это на площадке, где проводился убой животного, на глубину не менее 1,5 м, поверхность участка, где проводили убой, заравнивают дерном.

Тушу и органы после осмотра врачом ветеринарной медицины (фельдшером) и сдают на ближайший ветсанутильзавод или мясоперерабатывающее предприятие, где изготавливают сухие животные корма после микробиологических исследований. При невозможности сдачи на мясокомбинат (большое расстояние и во время жары) мясо и мясопродукты солят и сдают в консервированном виде.

. Подготовка убойных животных к транспортировки, оформление транспортной документации

Для сохранения качества и количества сырья важным этапом является предубойная подготовка, которую целесообразно начинать уже в хозяйствах.

При подготовке скота для сдачи на мясокомбинат учитывают особенности местных условий, расстояние транспортирования, время убоя животных. Рекомендуется перед отправкой животных на мясокомбинат (в последние дни) скармливать им обычные корма; количество кормов и частоту кормления не следует увеличивать или сокращать; не кормить животных перед транспортировкой; для экономии кормов после предварительного согласования с мясокомбинатом предубойное голодание начинать уже в хозяйстве; время последнего кормления животного в хозяйствах отмечать в товаро-транспортной накладной; воду давать без ограничения; бирковать и татуировать животных за 2-3 нед. до отправки на мясокомбинат; кожный покров животных очищать щеткой, а не острыми предметами.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ:

1.Заполняется печатными станками или шариковой ручкой. Можно через копирку, но подписи отдельно на каждом документе.

.Допускается аббревиатура, но разрешенная в Украине.

.Дубликат и корешок ветеринарных документов - оригиналы подпесей и печатей.

.Ветеринарные свидетельства Ф № 1 и Ф № 2 заполняются на украинском языке.

.Ветеринарные свидетельства Ф № 1, Ф № 2 и Ф № 3 СНГ заполняются на российском языке.

.Международные ветеринарные сертификаты заполняются украинским и английским языками или языком стран экспорта.

.Количество голов пишется прописью

.Ветеринарные справки, которые выданы на предубойном осмотре птицы, действуют на протяжении 1 суток.

4. Требования к погрузке и содержанию животных во время транспортировки

·при перегоне и погрузке в машину не использовать палки, кнуты, острые предметы и не причинять животным боли, применять только электропогонялки или хлопушки;

·животных погружать в транспорт, используя специальные эстакады или мостики, угол подъема в машину не должен превышать 30-35°;

·животных погружать партиями из одного станка, что особенно важно при отправке беконных свиней.

5. Профилактика транспортного травматизма и болезней, связанных с транспортировкой

Заболевания животных при транспортировке на мясоперерабатывающие предприятия, независимо от вида транспорта, возникающие в случае невыполнения ветеринарно - санитарных требований по транспортировке.

Транспортировка животных автотранспортом.

В условиях транспортировки автотранспортом чаще наблюдаются такие заболевания: травматические повреждения, тепловые и солнечные удары, заболевания органов дыхания и желудочно - кишечного тракта и др.

Травматические повреждения. Травматические повреждения возникают у всех видов животных во время транспортировки неподготовленным транспортом, в случае перевозки животных без надлежащего расположения в транспортном средстве (без учета возраста, пола, упитанности и вида животных).

Тепловые удары. Тепловые удары могут возникать у всех видов животных, но наиболее чувствительны к этому заболеванию свиньи, особенно упитанные. Причиной теплового удара является несоблюдение норм нагрузки животных в летнее время года и использования необорудованного транспорта. У больных наблюдается гиперемия слизистых оболочек, слабость, учащенное дыхание, учащенный пульс. Животное падает и не встает. С целью улучшения состояния животных необходимо остановить транспорт, поставить его в тень, проветрить кузов машины и через 2-3 часа, когда поражение животных устранены, можно продолжать движение.

Солнечные удары. Солнечные удары возникают при транспортировке животных в необорудованном транспорте и отсутствия крыши на кузове. У пораженных животных такие клинические признаки, как и при тепловом ударе. Чтобы устранить опасность, достаточно машину с животными поставить в тень и проветрить кузов.

Заболевания органов дыхания. Заболевания органов дыхания возникает у всех животных, но чаще у молодых, во время транспортировки их на не оборудованном транспорте, что приводит к возникновению сквозняков.

Отравление животных. Отравление животных возникает, когда их перевозят на транспортных средствах, которые использовались для перевозки минеральных удобрений, грузов, содержащих ядовитые вещества и т.п. С целью профилактики отравления транспортные средства перед погрузкой животными необходимо подготовить. Для этого проводят тщательную механическую очистку транспорта, моют кузов, а при необходимости, проводят его санитарную обработку.

Транспортировка животных железной дорогой.

При транспортировке животных железной могут возникнуть практически такие же заболевания, как и в условиях перевозки автотранспортом: тепловые удары, травмы, заболевания органов дыхания и желудочно - кишечного тракта, транспортная лихорадка, отравления и др. Специфические для транспортировки железной заболевания обусловливаются продолжительности пребывания в пути, высокой температуре в вагонах, особенно в случае несоблюдения требований к расположению животных, плохим уходом за животными.

Вагонная болезнь. Вагонная болезнь наблюдается при транспортировке крупного рогатого скота. Она проявляется учащенным дыханием и пульсом, гиперемией слизистых оболочек, шаткостью во время движения. В тяжелых случаях случаются сильные потуги, слабость (признаки подобные послеродового пареза) при нормальной температуре тела. После выгрузки животных из вагона признаки данного заболевания в течение 2-3 часов исчезают.

Плевродения. Заболевание возникает у лошадей и проявляется болезненностью грудной клетки, ростом частоты дыхания и пульса, температура в пределах нормы. После выгрузки животных из вагона и отдыха клинические признаки заболевания исчезают.

Заминка. Заболевание встречается у овец и телят при транспортирования. Возникает заболевание в случае нарушения условий транспортировки. Сильные толчки, рывки, резкое торможение приводит к тому, что крупный скот подминает слабую конечность. Для профилактики заболевания необходимо в вагонах устанавливать перегородки.

Транспортная лихорадка. Болеют все виды животных во время транспортирования в холодное время года. Возбудитель - фильтрующий вирус. Заболевания у животных проявляется гиперемией слизистых оболочек носа и конъюнктивы, кашлем, слюнотечением и повышенной температурой тела. Животные болеют в течение 7-10 суток.

Похожие работы на - Транспортирование животных. Ветеринарно-санитарный контроль на транспорте

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!