Разработка инновационных предложений по оптимизации деятельности ЗАО Молочный завод 'Балаковский'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Сельское хозяйство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    516,47 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка инновационных предложений по оптимизации деятельности ЗАО Молочный завод 'Балаковский'

Содержание

Введение

Глава 1. Характеристика организации

1.1 Название фирмы и его обоснование

1.2 Характер собственности организации

1.3 Вид хозяйственной деятельности ЗАО МЗ «Балаковский»

1.4 Ассортимент выпускаемых товаров

1.5 Продолжитетьность работы предприятия на рынке

1.6 Важнейшие фирмы-контрагенты и фирмы-конкуренты

1.7 Численность работников и структура организации

Глава 2. Функции управления

Глава 3. Планирование

3.1 Миссия организации и стратегическое видение

3.2 Цепи организации

3.3 SWОТ-анализ

3.3.1 Оценка и анализ внешней среды

3.3.2 Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации

3.3.3 Изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии

3.3.4 Реализация стратегического плана и его оценка

Глава 4. Организация взаимодействия и полномочия

4.1 Построение структуры организации

4.2 Делегирование полномочий

4.3 Мотивация

4.4 Контроль

Глава 5. Инновационные технологии в молочной промышленности: предложения для внедрения

5.1 Проведение фундаментальных и прикладных исследований

5.2 Инновационные процессы при производстве и переработке молока

5.3 Проблемы внедрения инноваций в процесс производства и переработки молока

Заключение

Библиография

Введение


Актуальность темы исследования: за прошедшие годы экономических преобразований в России созданы определенные предпосылки для становления и развития малого и среднего предпринимательства. По крайней мере, в настоящее время стало очевидным, что малое и среднее предпринимательство, оперативно реагируя на изменения конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. Малый и средний бизнес мобилизует значительные финансовые и производственные ресурсы населения, которые в его отсутствие не могли бы быть использованы.

Необходимо отметить, что в значительной степени современные экономические трудности в развитии малого и среднего предпринимательства обусловлены несовершенством системы управления производством и инновационной деятельностью на малых и средних предприятиях. Бизнес - планирование позволит заглянуть в будущее предприятия, предусмотреть цели, сферу, масштабы и результаты его деятельности в соизмерении с источниками и затратами.

Инновационные процессы являются стратегическим фактором экономической стабильности функционирования отрасли, в то же время эффективное производство позволяет осуществлять внедрение прогрессивных технологий и оборудования, обеспечивая его инновационную составляющую. Как показала практика, экономическая эффективность производства и инновационная активность организации находятся в прямой взаимосвязи. Без обновления и модернизации технологических систем предприятия не имеют возможности производить продукцию, отвечающую высоким требованиям качества, а значит - обеспечить конкурентоспособность и товара и предприятия. Как следствие товаропроизводитель, применяющий устаревшие технологии не способен выиграть в конкурентной борьбе как с отечественными, так и с зарубежными компаниями - новаторами. Инновационные процессы являются эффективным инструментом для решения производственных, экономических и социальных проблем аграрной сферы экономики страны. В то же время именно эффективность является существенной предпосылкой для активизации инновационных процессов в отрасли.

Многие отечественные ученые, в новых экономических условиях, посвятили свои научные исследования проблемам повышения молочной продуктивности и качества молока. В их числе такие ученые как И.М. Дунин; С.А. Данкверт и др.; Г.В. Родионов, Н.И. Стрекозов, Л.К. Эрнст, Г.М. Туликов (1986-2010); Н.И. Морозова, Е.А. Горюнов, А.С. Шувариков (2004), Ф.А. Мусаев и другие.

Объект исследования курсового проекта - ЗАО Молочный завод «Балаковский».

Предмет исследования - проект внедрения инноваций в производственный цикл предприятия с использованием средств инициатора проекта, с привлечением средств сторонних инвесторов.

Цель данного курсового проекта - разработка инновационных предложений по оптимизации деятельности на примере ЗАО Молочный завод «Балаковский».

Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:

.        Исследовать предприятие: определить характер собственности, вид хозяйственной деятельности, ассортимент продукции, структуру организации,

.        Рассмотреть функции управления предприятия,

.        Исследовать особенности планирования предприятия,

.        Изучить организацию взаимодействия и полномочий предприятия,

.        Дать оценку инновационным технологиям в молочной промышленности на современном этапе.

В данном курсовом проекте в качестве методов исследования используются методы анализа, дедуктивно-аналитические методы исследования, метод обобщений.

Проект имеет логическую структуру и содержит введение, пять глав, 17 разделов, заключение, библиография из девятнадцати источников, одного приложения.

Глава 1. Характеристика организации


1.1 Название фирмы и его обоснование


ЗАО Молочный завод «Балаковский» создано в 2002 году на базе существующего перерабатывающего предприятия «Молоко Поволжья», существующего с 1998 года.

ЗАО зарегистрировано по адресу Саратовская обл., Балаково г., Саратовское шоссе, 22 дом.

Название предприятия отражает его месторасположение и вид производимой продукции - производство и реализация оптом молочных продуктов: сливочного масла, творога, маргарина, йогурта, молока, кефира, сметаны, сыра.

1.2 Характер собственности организации


Молочный завод «Балаковский» является коммерческой организацией, существующей в виде закрытого акционерного общества.

Под акционерным обществом понимается общество, уставной капитал которого разделен на определенное число акций, и участники которого не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью ОАО, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерные общества могут быть открытыми и закрытыми, что отражается в его уставе и фирменном наименовании. Различия между ними заключаются в следующем.

Акционеры открытого общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров этого общества. Такое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу в соответствии с законодательством РФ.

Основными характеристиками открытого общества являются масштабы объединенного капитала и большое количество владельцев. Основная идея, которая обычно преследуется при создании такой формы частного предприятия, заключается в привлечении и концентрации больших денежных средств (капитала) физических и юридических лиц с целью их использования для получения прибыли.

Общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц, признается закрытым обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

Акционеры закрытого общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества, по цене предложения другому лицу. Уставом общества может быть предусмотрено преимущественное право общества на приобретение акций, продаваемых его акционерами, если акционеры не использовали свое преимущественное право приобретения акций.

1.3 Вид хозяйственной деятельности ЗАО МЗ «Балаковский»


Молочный завод «Балаковский» занимается выпуском молочной продукции.

Сейчас основным направлением деятельности Молочный завод «Балаковский» являются:

-       производство молока;

-       производство кисломолочной продукции;

-       производство творога, йогурта, сметаны, сливок;

-       производство сыра; масла сливочного;

-       исследование рынка и сбыт продукции.

1.4 Ассортимент выпускаемых товаров


Молочный комплекс предназначен для переработки молока и выпуска цельномолочной продукции. Молочный комплекс выполняет следующие функции:

прием, сепарирование, охлаждение и пастеризация сырого молока;

выпуск питьевого молока 2,5 % жирности в полиэтиленовых пакетах емкостью 0,5 литров и 1 литр;

производство сыра «Балаковский» 45 % жирности;

сливочного масла сбоечного 72 % жирности;

сливок 6 %, 8 %, 20 %, 35 % жирности;

сметаны 20 % и 30 % жирности;

творог обезжиренный 1 %, 5 % жирности.

Проектная мощность предприятия - 15 тонн перерабатываемого молока в сутки с базисной жирностью 3,6 %. Штатная численность персонажей 50 человек при максимальной загрузке предприятия сырьем.

Таблица 1 Ассортимент продукции ЗАО Молочный завод «Балаковский»

Вид масла

Массовая доля, % жира, в том числе растительного

Энергетическая ценность, кДж/100г продукта воды

Сомо



 





соли


Вологодское

82,5

16,0

1,5

-

3113

Традиционного состава сладко сливочное и кислосливочное:






Несоленое

82,5

16,0

1,5

-

3113

Соленое

81,5

16,0

1,5

1,0

3096

Любительское:






Сладкосливочное:






Несоленое

78,0

20,0

2,0

-

2961

Соленое

77,0

20,0

2,0

1,0

2929

Кислосливочное:






Несоленое

78,0

20,0

2,0

-

2961

Соленое

77,0

20,0

2,0

1,0

2929

Крестьянское:






Сладкосливочное:






Несоленое

72,5

25,0

2,5

-

2776

Соленое

71,0

25,0

2,5

1,5

2726

Кислосливочное несоленое

72,0

25,0

2,5

-

2776

Российское сладкосливочное и кислосливочное

70,0

27,0

3,0

-

2686

Бутербродное сладкосливочное и кислосливочное

61,5

35,0

3,5

-

2378

«Эдельвейс»

52,0

43,0

5,0

-

2110

С наполнителями (вкусовыми, растительными маслом)

50-62

16-42

1,0-11,8

-

201-3113

Славянское:






Несоленое

80/32*

18,5

1,5

-

3050

соленое

79,0/31,6*

18,5

1,5

1,0

2985

 *Массовая доля жира

1.5 Продолжительность работы предприятия на рынке


Молочный завод «Балаковский» создано в 2002 году на базе существующего перерабатывающего предприятия «Молоко Поволжья», существующего с 1998 года.

ЗАО Молочный завод «Балаковский» - предприятие с богатыми традициями. Оно организовано в 1934 году и уже более семидесяти лет производит для населения высококачественные, натуральные молочные продукты.

На заводе выпускается около 80 наименований продукции, производственные мощности позволяют перерабатывать в сутки более 55 тонн сырого молока. Предприятие оснащено современным оборудованием по фасовке продукции в упаковки типа «поли пак», «пюр пак», «флоу пак», пластиковые стаканчики и ванночки, в ваккумную барьерную пленку.  Предприятие специализируется на производстве широкого ассортимента молочной продукции.

1.6 Важнейшие фирмы-контрагенты и фирмы-конкуренты


Фирмами-контрагентами являются:

         ЗАО «Уфамолзавод»,

         «Нефтекамский гормолзавод».

Основными конкурентами Молочный завод «Балаковский» являются:

         ОАО «Саратовский молочный комбинат»

         ОАО «Вольскмолоко»

         ОАО Энгельсский молочный комбинат,

         ООО Татищевский молочный завод,

         ООО «Совмол»,

         ООО «Пугачевский молочный продукт» и др.

1.7 Численность работников и структура организации


В настоящий момент численность всего персонала составляет более 130 человек, в том числе 20 человек - управленческий персонал.

Структура организации - это способ построения взаимосвязи между уровнями управления и функциональными областями, обеспечивающий оптимальное, при данных условиях, достижение цели организации.

Структура организации Молочный завод «Балаковский» является линейно-функциональной.

Главными достоинствами такой структуры является:

. высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций;

. освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов;

. исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций;

. стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов;

. уменьшение потребности в специалистах широкого профиля;

. поддержание постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами.

К недостаткам можно отнести следующее:

. чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач своих подразделений;

. появление тенденций чрезмерной централизации;

. длительность процедур принятия решений;

. относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения.

планирование инновационный управление

 

Глава 2. Функции управления


В современных теориях менеджмента и связанных с ним дисциплин, превалируют несколько подходов, которые тесно взаимосвязаны друг с другом и образуют единую практику и теоретическую основу. Общим для них является понимание того факта, что все процессы, происходящие в организации и вне ее, тесно взаимосвязаны друг с другом. Следовательно, если в классических школах управление понималось и осуществлялось в виде воздействия на внутренние факторы организации (например, снижение издержек), то в настоящее время на первый план выходят проблемы гибкости и адаптации к изменениям внешней среды.

Итак, современный менеджмент опирается на несколько общих мировоззренческих и методологических подходов. Наиболее часто применяемыми являются процессный, системный и ситуационные подходы. Кратко рассмотрим их:

Системный подход - руководители должен рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей меняющейся внешней среды.

Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого лучшего способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является методом, который более всего соответствует данной ситуации.

Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих мыслей.

Это концепция, означающий крупный поворот в управленческой мысли, широко применяется и в настоящее время. Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это, не какое - то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

Анри Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этой концепции считал, что существуют пять исходных функций. По его словам, «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Многие авторы дополняли эти функции.

В современном же менеджменте выделят четыре функции управления наиболее применяемые во всех организациях - это планирование, организация, мотивация и контроль. Эти четыре первичные функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения.

Функции управления Молочный завод «Балаковский» мы рассмотрим именно на процессном подходе.

Глава 3. Планирование


Планирование - определение направления и способа деятельности для достижения необходимого результата в конкретной ситуации. Планированию предшествует прогнозирование - анализ спектра возможных вариантов развития на основе выявления основных тенденций.

В планирование различают два основных этапа: стратегическое планирование и реализацию стратегии.

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринимаемых руководством, которые ведут к разработке мер, направленных на достижение организацией своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим принятию управленческих решений.

В рамках стратегического планирования имеется четыре вида управленческой деятельности: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение (осознание менеджерами организационных стратегий).

Применяются следующие виды планирования:

Стратегическое, при котором план, как правило, составляется на 5-15 лет и формулируются главные цели и задачи предприятия на перспективу.

Долговременное - составная часть стратегического планирования, планы разрабатываются на несколько лет и нацелены на решение отдельных самостоятельных проблем стратегии предприятия.

Текущее планирование - планы составляются на текущий финансовый год и представляет собой этап реализации стратегии предприятия; в нем указываются все направления деятельности предприятия и работа всех подразделений.

Оперативно - производственное планирование - детальные планы, направленные на решение конкретных вопросов деятельности предприятия.

Инвестиционные проекты - планы капитальных вложений, направляемых на создание производственных мощностей. Имеют долговременный характер.

Бизнес - планирование - план создания нового предприятия, выхода на рынок и обеспечения прибыльности хозяйственной деятельности.

Технологическое планирование - разработка норм по расходованию сырья, материалов, норм на отходы, составление рецептур и пр. направлено на снижение брака, потерь.

Социальное планирование рассматривает вопросы социально- квалификационной структуры работающих, повышение их квалификации, улучшений условий труда, быта и пр.

3.1 Миссия организации и стратегическое видение


Основная общая цель организации - четко выраженная причина ее существования - обозначается как ее миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.

Существует широкое и узкое понимание миссии. В случае широкого понимания миссия рассматривается как констатация философии и предназначения, смысла существования организации. Философия организации определяет ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществлять, и то, какого типа организацией намеревается быть.

В том случае, если имеется узкое понимание миссии, она рассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в которой проявляется отличие данной организации от подобных.

Миссия Молочный завод «Балаковский»: «Молоко - основа жизни на земле. Мы объединились для того, чтобы молоко, вобравшее в себя свежесть бескрайних лугов и золотое сияние солнца, приносило здоровье и настроение праздника в каждый дом. Мы уважаем право выбора покупателя и стремимся стать для него лучшим и любимым».

Стратегическое видение Молочный завод «Балаковский» представляется охватом рыночного сегмента в объеме не менее 5% от существующей в регионах емкости рынка

3.2 Цели организации


Цели - это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.

Невозможно переоценить значимость целей для организации. Они являются исходной точкой планирования; цели лежат в основе построения организационных отношений; на целях базируется система мотивирования, используемая в организации; наконец, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом.

Существуют четыре сферы, в которых организации устанавливают свои цели:

.        Доходы организации;

.        Работа с клиентами;

.        Работа с сотрудниками;

.        Оказание помощи обществу.

Рассмотрим цели организации Молочный завод «Балаковский» в аспекте долгосрочных и краткосрочных целей. Поскольку цели, установленные организацией в сферах потребностей и благосостояния сотрудников, социальной ответственности, не могут быть количественно и качественно измерены, рассмотрим цели фирмы в сфере её доходов и работы с клиентами.

В сфере доходов.

. Прибыльность

Долгосрочная цель: Рост прибыльности организации на 15 % к 2016г.

Краткосрочные цели: Увеличение прибыли от продажи к 2015 г.

Снижение издержек на 5% к 2015 г.

Рынки

Долгосрочная цель: Увеличение доли рынка до 10 % к 2017.

Краткосрочные цели: Усиление рекламы

Производительность (эффективность)

Долгосрочная цель: Увеличение продаж на 25 % к 2019г.

Краткосрочные цели: Повышение квалификации рабочих и служащих

Финансовые ресурсы

Долгосрочные цели: Достижение финансовой устойчивости организации

Краткосрочные цели: Достижение стабильной платежеспособности организации

Увеличение капитала организации на 10% к 2016 г.

Работа с клиентами

Долгосрочные цели: Привлечение клиентов на 20% к 2015 году

Краткосрочные цели: ремонт цехов, повышение квалификации рабочих и служащих.

Таким образом, предприятие Молочный завод «Балаковский» установила цели в различных сферах, способствующие достижению своей миссии.

3.3 SWОТ-анализ


Значительное воздействие на предприятие оказывают факторы внешней среды (макросреды), под влиянием которых изменениям могут подвергнуться эффективность функционирования предприятия и устойчивость его финансово-хозяйственной деятельности. В целях предотвращения каких-либо негативных последствий для конкретного предприятия, необходимо выявить и определить внешние факторы, имеющие свою классификацию. Маркетинговая среда слагается из микросреды и макросреды.

Внутренняя среда - представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и её возможностям по обслуживанию клиентуры, то есть поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями.

Внешняя среда - представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду, такими как факторы социального и культурного характера, демографического, экономического, природного, технического и политического.

Фирма, её поставщики, маркетинговые посредники, клиентура, конкуренты и контактные аудитории функционируют в рамках более обширной макросреды сил, которые либо открывают новые возможности, либо грозят фирме новыми опасностями. Эти силы представляют собой те самые «не поддающиеся контролю» факторы, за которыми фирма должна внимательно следить и на которые должна оперативно реагировать.

3.3.1 Оценка и анализ внешней среды

Проанализируем внешнюю среду, в которой действует Молочный завод «Балаковский».

Таблица 2 Анализ внешней среды фирмы

Группа факторов

Факторы

Факторы



Способств. достижению целей

Препятств. достижению целей

1 Экономические факторы

1. Нормы налогообложения. 2. Таможенные пошлины. 3. Курс валюты. 4. Темпы инфляции. 5. Уровень безработицы.

+    +

- - - - -

2.Рыночные факторы

1. Уровень конкуренции. 2. Демографические условия. 3. Уровень доходов населения.

+ + +

- - -

3.Технологические факторы

1. Совершенствование средств связи. 2. Совершенствование средств доставки товаров. 3. Совершенствование сбыта продукции.

+ + +


4. Социальные факторы.

1. Установки, жизненные ценности и традиции. 2. Уровень образования рабочей силы.

+ +

-


Проанализируем влияние каждого из внешних факторов на деятельность Молочный завод «Балаковский»

Экономические факторы.

Налоги (+ -)

Налоговый кодекс РФ в значительной степени упорядочил процесс осуществления налогового контроля и расширил круг правовых способов защиты правовых защиты прав и интересов налогоплательщиков.

Данный документ содержит множество положительных моментов, которые могут быть использованы предприятием для своей защиты при уменьшении налогов, например, право на получение разъяснений от налоговых органов, принцип «все сомнения в пользу налогоплательщика», запрет на проведение повторных налоговых проверок и др. Но все же существует большое количество налогов, которые предприятие вынуждено выплачивать государству.

Таможенные пошлины (-)

Увеличение таможенных пошлин может создать для предприятия трудности в удержании и расширении своих позиций на рынке, т. к. некоторые виды сырья предприятие получает от иностранных поставщиков и экспортирует свою продукцию за рубеж.

Курс валюты (-)

Сложная нестабильная обстановка в нашей стране, вылившаяся в финансовый кризис, привела к резкому скачку курса доллара. Это вызвало резкое подорожание сырья, ввозимого из-за границы. В связи с тем, что курс доллара постоянно изменяется, предприятие принял решение заключать договора с контрагентами только в рублевом эквиваленте.

Темпы инфляции (-)

Высокая инфляция отрицательно влияет на весь производственный процесс и является дестабилизирующим фактором развития производства и устойчивости его финансового положения. Финансовое планирование расходов усложняется неопределенностью будущих цен, а необходимая замена оборудования в цехах - возрастающими издержками.

Уровень инфляции в 2011году составил порядка 12-16 %. Соответственно ЗАО «Аллат »не удалось избежать повышения цен на продукцию. Чтобы не потерять выгодных партнеров, руководство стремится к снижению себестоимости и отпуск продукции производится по ценам на день ее отгрузки.

Уровень безработицы (+ -).

Уровень безработицы может оказаться для предприятия как положительно, так и отрицательно влияющим фактором. Наличие безработицы, в определенной степени, выгодно предприятию из- за легкости приобретения необходимой рабочей силы по низкой цене предложения, но одновременно, этот фактор имеет и негативные последствия: чем выше безработица, тем ниже спрос.

Рыночные факторы.

Уровень конкуренции (+ -).

Руководство предприятия четко понимает, что предприятие должно удовлетворять нужды потребителей также эффективно, как это делают конкуренты. В связи с этим предприятие стремится к выпуску высококачественной, эксклюзивной продукции, постоянно участвует в выставках, рекламирует свою продукцию, применяет различные виды упаковок и пр. Важным конкурентным преимуществом предприятия является территориальная приближенность к поставщикам, что позволяет экономить на доставке. Высокое качество товаров дают конкурентные преимущества перед другими производителями на рынках РБ, Оренбургской, Челябинской областей.

Демографические условия (+ -).

По данным статистики значительная часть населения находится в предпенсионном возрасте и не всегда подходит для работы на предприятии, кроме того, в последние годы из- за нестабильной экономической обстановки в стране снижалась рождаемость. Многие предприятия и заводы находятся на грани банкротства, особенно это актуально для небольших городов , в связи с чем молодое трудоспособное население уезжает в более перспективные города. Сейчас на предприятии преобладают работники со стажем работы от 14 до 19 лет, их доля 26 %. Эти работники с большим опытом работы, что сказывается на их производительности и качестве работы, но в дальнейшем у предприятия могут возникнуть затруднения в обеспечении квалифицированными работниками.

Уровень доходов населения (+ -).

Двояко влияющий фактор. Высокий уровень доходов, естественно, повышает покупательский спрос, но с повышением доходов существует угроза высокой инфляции, что повлечет за собой повышение цены и снижение сбыта.

Технологические факторы

Совершенствование средств связи ( +)

Технологические нововведения влияют на эффективность работы предприятия. Молочный завод «Балаковский» перешло на новый вид работы с клиентами по системе «Банк-Клиент». Система «Банк-Клиент» представляет собой программу, позволяющую проводить операции с денежными средствами на собственном банковском счете с помощью модемной связи, не выходя из офиса. Операционисту банка не нужно вручную вводить реквизиты платежных поручений, поэтому операционный день для пользователей системы длится дольше в среднем на 2 часа. Кроме того, бухгалтеру не нужно ежедневно ездить в банк, поскольку платежные поручения и выписки вполне можно забирать несколько раз в месяц по мере необходимости.

Совершенствование средств доставки товаров(+)

На предприятии возможна отгрузка продукции автомобильным транспортом и по железной дороге. Также предприятие заключило договор на пользование вагонами. Кроме того, решается вопрос о пополнении автопарка предприятия новыми грузовыми автомобилями для своевременной доставки продукции на склады и в магазины.

Совершенствование сбыта продукции (+).

Разработана маркетинговая политика на предприятии на основе анализа потребительских свойств продукции и прогнозирования потребительского спроса и конъюнктуры рынка. Проводятся исследования основных факторов, формирующих систему потребительского спроса на продукцию комбината, проводятся исследования соотношения спроса и предложения на аналогичные товары.

Социальные факторы

Установки, жизненные ценности и традиции( + - )

Установки, жизненные ценности и традиции влияют на организацию. Установки рабочих изменяются. В целом, сравнительно молодым рабочим не по душе традиционные патерналистские отношения, они хотят иметь больше независимости и социального взаимодействия на работе. Они не склонны считать какую то ни было организацию тем местом, где они намерены провести всю свою трудовую жизнь. Многие работники на предприятии нарабатывают опыт и стаж, чтобы в дальнейшем было легче устроиться на другое более перспективное предприятие.

Уровень образования рабочей силы (+)

Уровень образования имеет большое значение на любом предприятии. Вопросам подготовки и переподготовки специалистов-менеджеров уделяется серьезное внимание. Для повышения квалификации был создан учебно-курсовой комбинат. При устройстве на работу все рабочие в обязательном порядке проходят бесплатное обучение, после которого выдается аттестат. Также на предприятии ежегодно проводится аттестация всех руководящих лиц и ИТР.

Принимая во внимание достаточно высокий уровень технологии, квалификации персонала, наличие мощностей и не традиционность производимого товара - конкурентоспособность организации достаточно высокая.

Уровень качества также обеспечивается современной технологией, наличием в организации «НОУ-ХАУ», что подтверждают медали, дипломы и почетные грамоты, полученные на ежегодных конкурсах, в том числе проводимых и под эгидой международных ассоциаций. Но самым значимым показателем конкурентоспособности предприятия является относительно низкая цена на выпускаемую продукцию при высоком качестве, по сравнению с российскими конкурентами.

На основании вышеупомянутого, следует вывод, что молочные изделия, производимые ЗАО «Аллат » обладает высокой конкурентоспособностью.

3.3.2 Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации

Проанализируем внутреннюю среду организации Молочный завод «Балаковский»

Таблица 3 Анализ внутренней среды предприятия Молочный завод «Балаковский»

Сфера

Факторы

Сильная сторона

Слабая сторона

Кадры

1. Управленческий персонал (стиль управления, квалификация и др.). 2. Мораль и квалификация сотрудников. 3. Совокупность выплат работникам в сравнении с аналогичным показателем у конкурентов и в целом по отрасли. 4. Кадровая политика. 5. Использование стимулов для мотивирования выполнения работы.

+ +   + +

  -

Организация общего управления

1. Организационная структура 2. Организация системы коммуникаций. 3. Эффективность общей для всей организации системы контроля. 4. Организационная культура.

+ + + +


Торговля

1. Возможность продажи товаров по более низкой цене, чем у конкурентов. 2. Возможность охвата новых рынков. 3. Система контроля запасов товара

+  + +


Маркетинг

1. Товары, продаваемые фирмой (конкурентоспособность товаров). 3. Организация сбыта: знание потребностей потребителей. 4. Имидж, репутация и качество товара. 5. Методы рекламной работы предприятия в продвижении товара на рынок 6. Ценовая политика.

+ + + +  +

- -  -  -

Финансы

1. Возможность привлечения краткосрочного капитала. 2. Отношение к налогам. 3. Гибкость структуры капитала.

+ + +

 -


Кадры

Управленческий персонал (+).

Высшее руководство использует демократический стиль управления, характеризующийся высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений, созданием таких условий, при которых выполнение служебных обязанностей оказывается для них привлекательно, а достижение при этом успеха служит вознаграждением.

Мораль и квалификация сотрудников (+).

Квалификация сотрудников предприятия полностью соответствует текущим задачам предприятия. Все работники организации периодически увеличивают свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации для того, чтобы квалификация сотрудников соответствовала и будущим задачам организации. Поведение работников соответствует высоким моральным принципам, принятым в обществе.

Совокупность выплат работникам в сравнении с аналогичным показателем у конкурентов и в целом по отрасли (-).

В соответствии с политикой оплаты труда, по сравнению с другими организациями аналогичного профиля, совокупность выплат работникам несколько ниже, чем у конкурентов. Заработная плата работникам индексируется в соответствии с темпами инфляции, применяется целый ряд надбавок и доплат работникам (за выслугу лет, высокий уровень квалификации и т.д., и т.п.), премий, социальных выплат, что позволяет сохранять кадры и привлекать новых квалифицированных сотрудников. Следует также отметить, что данный показатель находится на уровне среднего по отрасли.

Кадровая политика(+).

Организация имеет постоянную потребность в обеспечении высокой производительности труда работников. Руководство предприятия заботится и об общем качестве трудовых ресурсов. Одним из способов достижения этой цели является набор и отбор наиболее квалифицированных и способных новых работников. Руководство проводит программы систематического обучения и подготовки работников в учебно-курсовом комбинате, расположенном на территории завода, помогая полному раскрытию их возможностей в организации. Отдел кадров решает задачи обеспечения производственной программы соответствующими кадрами, осуществляет наем, расстановку и увольнение, анализирует движение кадров и дисциплину труда, занимается кадровым делопроизводством. Основным направлением кадровой политики является стремление омоложения состава работающих и приведение показателей нарушения трудовой дисциплины к 0 %, посредством мер дисциплинарного характера.

Использование стимулов для мотивирования выполнения работы (+).

Для мотивирования выполнения работы используется материальное поощрение в виде приработка, премий. Ежемесячный приработок распределяется между рабочими в зависимости от качества выполненной работы. Также используются и нематериальные стимулы: продвижение по службе, стажировки, гибкий график работы, дополнительный отпуск.

Организация общего управления.

Организационная структура (+).

В Молочный завод «Балаковский» разработана система должностных инструкций, которая представляет собой перечень основных обязанностей , требующихся знаний и навыков , а также прав работника. Она разрабатывается по всем должностям и специальностям организации.

Организация системы коммуникаций (+).

В Молочный завод «Балаковский» действует внутренняя телефонная связь между цехами, бухгалтерией, отделами, руководителями подразделений. Также налажено сетевое окружение на установленных компьютерах, что облегчает работу бухгалтерии. Сочетание таких средств коммуникации, как совещания, служебные записки, телефонные переговоры, формальные отчеты позволили в конечном счете оперативно доводить информацию до многих работников предприятия. Также на предприятии работает внутризаводское радио, благодаря которым руководство имеет возможность передавать информацию на все уровни сразу.

Эффективность общей для всей организации системы контроля (+)

На комбинате контроль за выполнением принятых решений ведут начальники подразделений, которые подчиняются Генеральному директору. Ежедневно Генеральный директор проводит оперативные совещания, на которых присутствующие начальники отделов, от которых зависит производство, отчитываются о проделанной работе. Также на предприятии ежегодно проводится инвентаризация материальных запасов и аудиторские проверки. Эффективность общего контроля имеет положительный результат, дисциплинирует работников.

Организационная культура (+).

Организационная культура Молочный завод «Балаковский» выполняет интегрирующую функцию, т.е. объединяет работников в их повседневной деятельности, формирует общую для всех психологию, чувство принадлежности к комбинату, гордость за него. Она решает проблему приспособления людей друг к другу и к организации с помощью участия в различных производственных и досуговых мероприятиях: «Лучший по профессии», проведение спортивных семейных соревнований и т.д. Все это помогает работникам устанавливать контакты между собой.

Торговля

Возможность охвата новых рынков (+).

Месторасположение предприятия и постоянно увеличивающаяся номенклатура товарного ассортимента позволяет выходить на новые рынки как с принципиально новой продукцией, так и уже известной покупателям.

Возможность продажи по более низкой цене, чем у конкурентов (+).

Благодаря вводимым технологическим новшествам, себестоимость продукции снижается, что делает ее более привлекательной, чем у конкурентов.

Система контроля запасов товара (+).

На складах сконцентрированы все запасы произведенной продукции, которые отражены в бухгалтерской отчетности и занесены в компьютер по виду и ассортименту. Каждое поступление и отпуск со складов также отражаются в бухгалтерских проводках, что позволяет иметь оперативные сведения о наличии продукции на предприятии. В связи с тем, что предприятие работает с постоянными клиентами по заказу и по предоплате, продукция практически не залеживается на складах.

Маркетинг

Товары, продаваемые предприятием (+-).

Специфика алкогольной продукции такова, что она пользуется постоянным спросом и практически не подвержена сезонным и др. колебаниям. Ценовая политика, качество продукции и продолжительное время нахождения на рынке алкогольной продукции делают товары предприятия конкурентными. Но конкуренция на этом рынке очень высока.

Организация сбыта: знание потребностей потребителей (+-).

На комбинате имеется специальная служба маркетинга и сбыта продукции, которая ведет постоянную работу с клиентами для выявления недостатков продукции и пожеланий по расширению ассортимента, установлению цены и пр. Но структура предприятия такова, что результаты опросов и анкетирования не всегда своевременно поступают заинтересованным службам.

Имидж, репутация и качество товара(+).

Продукция Молочный завод «Балаковский»- гарантия качества. Выпускаемая комбинатом продукция разнообразная, экологически чистая, признана потребителем и является победителем многих конкурсов, как в России, так и за рубежом.

Методы рекламной работы предприятия в продвижении товара на рынок (+-)

Все расходы, связанные с рекламной деятельностью предприятия, включаются в себестоимость продукции. Выделение средств на рекламную компанию зависит от объема реализованной продукции. Рекламная компания проводится в СМИ (радио, телевидение, журналы, газеты), а также на выставках, салонах, в которых предприятие принимает участие.

Ценовая политика(+-)

Проводимая ценовая политика ориентируется в основном только на 2 фактора: 1) себестоимость изделия; 2) цены конкурентов - неосновной фактор. Не учитываются: 1) стратегическое положение предприятия; 2) условия отгрузки; 3) ценовая дифференциация.

Ошибочной является практика установления цены на продукт, исходя из простого сравнения с ценами конкурентов.

Финансы

Возможность привлечения краткосрочного капитала (+)

Для развития своей деятельности, расширения производства, приобретения сырья, материалов предприятию недостаточно средств. Поэтому предприятие открыло в ОАО «УралСиб» и ОАО «Региональный банк развития» кредитные линии. Это удобно и для банка и для заемщика. Банк дает определенную сумму на повторяющейся основе и на короткий срок. Цель кредитной линии заключается в ускорении процедуры займа денег, чтобы предприятию не приходилось подавать новую заявку на рассмотрение. Это достаточно легкий и незамедлительный доступ к финансированию в условиях стесненного денежного рынка.

Отношение к налогам (+-)

Эта категория носит противоречивый характер. Выплата налогов приводит к уменьшению распределяемой прибыли, сдерживает экономический рост предприятия. С другой стороны налогообложение способствует улучшению социального положения трудящихся.

Гибкость структуры капитала (+)

Наиболее очевидным вариантом повышения ценности предприятия является инвестирование в новые активы, приносящие доход. На основании финансовой оценки руководство предприятия решило направлять средства в более выгодное и пользующееся спросом на данный момент производство водки. При увеличении объема продаж водки увеличатся и денежные поступления. Растущие объемы продаж могут оправдать вложения в расширение производственных мощностей, вызвать прирост оборотного капитала.

3.3.3 Изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии

Перед организацией стоят четыре основные стратегические альтернативы. Хотя имеется множество вариантов каждой из этих альтернатив, мы сосредоточим наше внимание на выборе общей стратегии. К данным четырем альтернативам относятся ограниченный рост, рост, сокращение, а также сочетание этих трех стратегий.

Ограниченному росту характерно установление целей от достигнутого, скорректированных с учетом инфляции.

Стратегия ограниченного роста применяется в зрелых отраслях промышленности со статичной технологией, когда организация в основном удовлетворена своим положением. Организации выбирают эту альтернативу потому, что это самый легкий, наиболее удобный и наименее рискованный способ действия.

Рост - осуществляется путем ежегодного значительного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего года. Она применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро изменяющимися технологиями.

Альтернативой, которую реже всего выбирают руководители и которую часто называют стратегией последнего средства, является стратегия сокращения. Уровень преследуемых целей устанавливается ниже достигнутого в прошлом. Фактически для многих фирм сокращение может означать здравый путь рационализации и переориентации операций.

Стратегия сочетания всех альтернатив будут скорее всего придерживаться крупные фирмы, активно действующие в нескольких отраслях.

Руководство фирмы, проанализировав все возможные альтернативы, приступает к выбору стратегии развития бизнеса на текущий период.

Выбор стратегии фирмы осуществляется руководством на основе анализа ключевых факторов, характеризующих состояние фирмы, с учетом результатов анализа портфеля заказов, а также характера и сущности реализуемых стратегий.

На стратегический выбор, осуществляемый руководителями влияют разнообразные факторы. Вот некоторые из них:

. Состояние отрасли, в которой работает организация;

. Риск является фактом жизни компании, но высокая степень риска может разрушить компанию;

. Знание прошлых стратегий;

. Фактор времени.

Проанализируем силу отрасли предприятия, в которой действует организация по основным экономическим показателям:

Прибыльность (доходность) отрасли

Для данной отрасли уровень прибыльности несколько выше среднего уровня, что позволяет предприятию функционировать на должном уровне.

Масштабы конкуренции

Уровень конкуренции в данной отрасли находится на среднем уровне

Размер рынков

Рынок данного предприятия огромен и позволяет расширять свои сферы услуг.

Характеристика товара

Товар на данном предприятии разнообразен и качествен.

3.3.4 Реализация стратегического плана и его оценка

После стратегического планирования наступает реализация выбранной стратегии. Для того, чтобы контролировать и управлять процессом реализации стратегии и быть уверенными в достижении поставленных целей руководители должны разрабатывать подробные планы, программы, проекты и бюджеты. Различают четыре этапа реализации стратегии:

Тактика. Руководство разрабатывает краткосрочные планы, согласующиеся с его общими долгосрочными планами.

Политика. Представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей.

Процедуры. Описывает действия, которые следует предпринять в конкретной ситуации.

Правила. Определяет содержание действий в конкретной ситуации.

Раньше ЗАО «Аллат » в основном ориентировался на рынок Республики и близлежащие регионы. В настоящее время руководство ориентируется и на регионы которые находятся далеко. Имеются связи с Республикой Алтай, Приморским краем и другими регионами Российской Федерации.

Вывод: ту стратегию и тот план который выбрал для себя ЗАО «Аллат » функционирует и реализуется очень успешно.

 

Глава 4. Организация взаимодействия и полномочия

 

.1 Построение структуры организации


Структура Молочный завод «Балаковский» является линейно-функциональной, построенной по региональному принципу. Структура организации следующая:

ЗАО возглавляет директор, назначаемый на эту должность Генеральным директором Молочный завод «Балаковский».

Директор действует на основании доверенности, добросовестно и разумно представляет его интересы на территории Балаковского муниципального района и за его пределами.

Директор действует на принципе единоначалия и несет ответственность за последствия своих действий в соответствии с федеральными законами и законами РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом предприятия и заключенным с ним контрактом.

Директор в пределах прав, установленных контрактом найма и контрактом о закреплении имущества, от имени филиала распоряжается его имуществом, заключает договоры, выдает доверенности, контролирует деятельность филиалов и представительств.

Назначение заместителей директора, главного инженера, главного бухгалтера согласовывается с генеральным директором Молочный завод «Балаковский».

Анализируя организационную структуру предприятия, необходимо отметить, что на предприятии сложилась в целом адекватная данному типу производства функциональная структура. Функционирует система четко специализированных отделов и служб предприятия.

В существующей организационной структуре есть положительные стороны системы управления: права и обязанности генерального директора изложены в контракте; на предприятии имеются положения об отделах, должностные инструкции, в соответствие, с которыми проводится основная работа предприятия.

Но, несмотря на положительные моменты, на предприятии сложилась такая ситуация, когда структура управления стала постепенно отставать от требований времени. Основными недостатками существующей организационной структуры являются: чрезмерная замкнутость структурных подразделений на первых руководителей и, как следствие, их перезагрузка (невозможность выполнять свои функции в полной мере); разные аспекты службы работы с персоналом либо отсутствуют вообще, либо разнесены по функциональным подразделениям с различными уровнями подчиненности; в отделе маркетинга отсутствует служба управления изменениями, которая определяет в конкретный момент времени ориентацию предприятия на требования внешней среды; в существующей структуре управления отдел маркетинга находится на оперативном уровне управления (отдел маркетинга подчиняется зам. ген. директора по маркетингу и сбыту), поэтому информация, напрямую, не поступает в другие структурные подразделения, в связи с чем, другие отделы не могут принимать оперативные действия.

У каждого из заместителей, нет четкой направленности на работу с производством. Создается ощущение, что производство живет само по себе, что совершенно недопустимо.

Совершенно не расписан процесс документооборота как внутри предприятия, так и в связи с внешней средой.

4.2 Делегирование полномочий


Делегирование полномочий - это часть процесса управления, в результате чего часть своих обязанностей руководитель делегирует своим подчиненным, при этом контролируя и координируя их деятельность.

Отделом маркетинга проделана большая работа в области маркетинговых исследований. Отделу делегированы полномочия по осуществлению эффективных продаж производимой предприятием товарной продукции. Материал, с которым работает служба маркетинга не товар, а информация. И задача специалистов по маркетингу заключается в сборе данных, их обработке, подготовке аналитических материалов для руководства фабрики и формирование программы мероприятий. Поток информации, поступающей к начальнику отдела, помогает в проведении анализа, планировании, претворении в жизнь и контроле за исполнением маркетинговых мероприятий.

Рис. 1. Организация функций и полномочий по отделу маркетинга

4.3 Мотивация


Мотивация труда - это система мероприятий, направленных на достижение необходимых показателей производительности и качества труда посредством воздействия на трудовые ресурсы предприятия.

Для управления трудом на основе мотивации необходимы такие предпосылки, как выявление склонностей и интересов работника с учетом его персональных и профессиональных способностей, определение мотивационных возможностей и альтернатив в коллективе и для конкретного лица. Необходимо полнее использовать личные цели участников трудового процесса и цели организации.

Для решения этой задачи необходимо создание механизма мотивации повышения эффективности труда. Под этим подразумевается совокупность методов и приёмов воздействия на работников со стороны системы управления предприятия, побуждающие их к определенному поведению в процессе труда для достижения целей организации, основанной на необходимости удовлетворения личных потребностей.

Рассмотрим способы улучшения мотивации труда. Они объединяются в пять относительно самостоятельных направлений: материальное стимулирование, улучшение качества рабочей силы, совершенствование организации труда, вовлечение персонала в процесс управления и не денежное стимулирование.

Первое направление отражает роль мотивационного механизма оплаты труда в системе повышения производительности труда. Оно включает в качестве элементов совершенствование системы заработной платы, предоставление возможности персоналу участвовать в собственности и прибыли предприятия.

Безусловно, мотивационному механизму оплаты труда отводится большая роль, но постоянное повышение уровня оплаты труда не способствует как поддержанию трудовой активности на должном уровне, так и росту производительности труда. Применение этого метода может быть полезным для достижения кратковременных подъемов производительности труда

Совершенствование организации труда - содержит постановку целей, расширения трудовых функций, обогащения труда, производственную ротацию, применение гибких графиков, улучшению условий труда.

Постановка целей предполагает, что правильно поставленная цель путем формирования ориентации на ее достижение служит мотивирующим средством для работника.

Расширение трудовых функций подразумевает внесение разнообразия в работу персонала, то есть увеличение числа операций, выполняемых одним работником. В результате удлиняется рабочий цикл у каждого работника, растет интенсивность труда.

Обогащение труда подразумевает предоставление человеку такой работы, которая давала бы возможность роста, творчества, ответственности, самоактуализации, включения в его обязанности некоторых функций планирования и контроля за качеством основной, а иногда и смежной продукции.

Улучшение условий труда - острейшая проблема сегодняшнего дня. На этапе перехода к рынку возрастает значимость условий труда как одной из важнейших потребностей человека. Новый уровень социальной зрелости индивида отрицает неблагоприятные условия трудовой среды. Условия труда, выступая не только потребностью, но и мотивом, побуждающим трудиться с определенной отдачей, могут быть одновременно фактором и следствием определенной производительности труда и его эффективности.

В качестве мотивирующего момента на предприятии действует сдельно-премиальная система оплаты труда, которая позволяет работнику контролировать собственный доход за счет показателя собственной трудоотдачи.

 

.4 Контроль


Контроль - одна из существенных функций управления, основу которой составляет организационная, техническая, экономическая, финансовая и другая информация. Управленческий контроль включает: сбор, обработку и анализ информации о фактических результатах хозяйственной деятельности, сравнение их с плановыми показателями; выявление причин этих отклонений; разработку мероприятий, направленных на устранение отрицательных отклонений.

Проведение контроля имеет очень большое значение для организации, более того, неправильно организованная работа по контролю может создавать трудности в работе организации и даже наносить ей вред. К числу возможных негативных проявлений функционирования системы контроля относятся следующие:

-       подмена целей организации параметрами контроля в результате того, что сотрудники начинают ориентировать свою деятельность на те показатели, по которым их контролируют;

-       чрезмерное контролирование деятельности подразделений и сотрудников;

-       перегрузка руководителей информацией, поступающей из системы контроля.

Руководство организации должно иметь четкую позицию в отношении роли и места системы контроля, с тем, чтобы она эффективно справлялась с решением только тех задач, которые соответствуют общим задачам стратегического управления.

Для того чтобы контроль был эффективным, он должен обладать следующими характеристиками:

-       контроль должен быть ориентирован на выполнение намеченной стратегии;

-       контроль должен быть ориентирован на результаты (контролируется достижение конкретной цели, а не деятельность работника, отдела, предприятия вообще);

-       контроль должен быть своевременным (контроль осуществляют тогда, когда ситуация может быть изменена, т.е. когда ситуация управляема. Другими словами, контроль должен быть профилактическим, а не констатирующим);

-       контроль должен «соответствовать делу» (контроль должен помогать менеджеру, а не мешать ему);

-       контроль должен быть гибким (процедуры контроля не могут быть абсолютно идентичными для различных процессов, производств, сотрудников, хотя они в известной степени унифицированы);

-       процедура контроля должна быть понятной как проверяющему, так и проверяемому;

-       затраты на проведение контрольных мероприятий не должны ухудшать экономических показателей деятельности компании.

Для того чтобы контроль был эффективным, менеджерам необходимо четко представлять, что их действия должны быть направлены на:

-       установление осмысленных стандартов, воспринимаемых сотрудниками;

-       установление жестких, но достижимых стандартов;

-       установление двустороннего общения при проведении контроля, позволяющего воспринимать обратную информацию;

-       стремление избежать чрезмерного контроля;

-       вознаграждение сотрудников за достигнутые результаты.

Контроль бывает предварительный, текущий и итоговый.

Система контроля как функция управления включает следующие виды контроля: административный, финансовый, технологический, ревизию, аудит.

Рассмотрим процедуру контроля в организации на примере контроля за достижением цели по увеличению сбыта продукции.

Контроль и координация по отделу маркетинга возложены на начальника отдела маркетинга, которому подчинен штат менеджеров, сориентированных по географическому принципу. Таким образом, каждый менеджер несет персональную ответственность по вверенному ему региону. При этом расчет плана продаж осуществляется в соответствии с данными отделов муниципальной статистики о численности населения и в соответствии с данными отдела маркетинга и проведенных маркетинговых исследований о количестве потребляемых ежемесячно спиртных напитков на душу населения и с учетом демографических особенностей (средний доход населения, покупательская способность) а также социальных особенностей (средний доход населения, покупательская способность населения, приоритеты при выборе продуктового набора и т.д.)

Глава 5. Инновационные технологии в молочной промышленности: предложения для внедрения

 

.1 Проведение фундаментальных и прикладных исследований


Наиболее продолжительной является первая фаза структуры инновационного процесса. Проведение фундаментальных и прикладных исследований связано с высоким риском и большими капитальными вложениями разработчика, однако является необходимым звеном в процессе создания научно-технической продукции. Инновационный процесс реализуется, когда происходит передача информации и ее материальных воплощений из сферы исследований в производство, причем результаты этого процесса находят своего потребителя, следовательно, можно сказать, что исследование, производство и потребление являются основными базовыми элементами структуры инновационного процесса. Каждый выполняет определенную функцию в общем процессе: в сфере исследований инновация создается, в производстве - тиражируется и затем перемещается в сферу производственного или непроизводственного потребления.

Инновационный процесс по своей организационно-экономической сущности базируется как на научно-технической, так и инновационной деятельности, но его конечной целью является не только производство научной и научно-технической продукции, но и получение на основе ее использования нового или улучшенного продукта. Следует различать научно-техническую и инновационную деятельность, эти понятия отличаются по своей целевой направленности.

Целью научно-технических достижений является преимущественно создание, а потом уже применение новых знаний, а цель инновационной деятельности - преимущественное их использование на практике.

Вовлечение результатов научно-технической деятельности в хозяйственный оборот рассматривается правительством РФ ключевым направлением подъема российской экономики, обеспечивающим реализацию национальных интересов страны, причем обеспечение правовой охраны результатов научно-технической деятельности рассматривается как одно из важнейших условий введения их в хозяйственный оборот и создания рынка инноваций.

Рынок - это сложная экономическая система взаимоотношений по обмену товарами и услугами, основанная на спросе, предложении и цене. Рынок инновации, являясь составной частью системы экономических отношений, имеет общие черты и подчиняется общим законам развития системы (закона стоимости, спроса и предложения).

В период развития рыночных отношений в АПК стал активно развиваться научно-технический и внедренческий бизнес, при этом научные разработки, передовой опыт становятся товаром, который может быть реализован при наличии спроса на него. Главным принципом функционирования рынка инновации является продвижение более прогрессивного по технологическим и экономическим критериям научного товара, способного обеспечить получение дополнительного эффекта. Рынок инновации в АПК формируют научные и образовательные организации, творческие коллективы, ученые, изобретатели. Потребителями инновационного товара являются сельскохозяйственные организации, фермеры и иные предприятия, специализирующиеся на производстве и сопровождении сельскохозяйственной продукции и товаров для АПК. Опыт развитых зарубежных стран свидетельствует, что посредником между создателями инновации для аграрного сектора и ее потребителями являются консультационные, внедренческие формирования и другие специальные рыночные структуры в их составе или в сотрудничестве с ними (банки данных инновационной продукции и интеллектуальных ресурсов, биржи, аукционы, выставки). Задачами подобных формирований является содействие внедрения инновационных процессов в серийное производство.

 

.2 Инновационные процессы при производстве и переработке молока


С точки зрения длительности периода реализации инновационной разработки, выделяются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные инновационные проекты. Так, к краткосрочным инновационным проектам, целесообразно относить проекты с периодом реализации менее 3 лет, среднесрочным - проекты с периодом реализации от 3 до 5 лет, долгосрочным - свыше 5 лет.

По сферам применения инновационных разработок предлагается выделять технологические и организационно-управленческие инновации. Технологические инновации предполагают нововведения в селекции и генетики, технологии производства и переработки продукции, кормопроизводстве, защите животных от болезней и т.д. Так, например, технологические инновации предполагают изменение в технологии производства продукции или ввод в действие новой производственной линии.

На наш взгляд, приоритетными направлениями технологических инновационных разработок в молочном скотоводстве и промышленной переработке молока являются: разработка низкозатратных, ресурсосберегающих технологий и систем производства и переработке продукции; внедрение новых или усовершенствование действующих методов селекции, генетики и биотехнологии, генной инженерии для создания новых пород животных с заданными биологическим и хозяйственными признаками; применения биологически активных веществ повышающих продуктивность животных; использование сбалансированного рациона кормов и пр.

Организационно-управленческие инновации предполагают осуществление различного рода мероприятий по совершенствованию организации и управления производственным процессом. Организационная группа инновации предполагает совершенствование организационной структуры производства, сюда относятся новшества в сфере оптимального состава функциональных служб предприятия, разработка научно-обоснованных предложений по рациональному размещению, зональной специализации производства животноводческой продукции и пр.

Управленческие инновации предполагают совершенствование структуры управления производством, выработку адаптированных рекомендаций по использованию научно-технических достижений и внедрение передового опыта на данном предприятии; повышение уровня квалификации работников отрасли, выбор направлений и уровней развития производства с учетом конкретных возможностей хозяйствующего субъекта.

5.3 Проблемы внедрения инноваций в процесс производства и переработки молока


В блоке экономических факторов, негативно влияющих на развитие инновационных процессов, первостепенное значение имеет ограниченность материальных и финансовых ресурсов, для осуществления технического перевооружения, переоснащения и внедрения передовых производственных линий, проведения реконструкции предприятия. Это создает для инновации весьма жесткие условия, не позволяет реализовать не только крупные инновационные проекты, но и ускорить процесс выбытия морально и физически изношенного оборудования.

В наиболее экономически развитых странах мира преобладающими источниками финансирования инновационных разработок являются крупные промышленные компании, стремящиеся расширить свои рынки сбыта. Так, в Японии и Южной Корее доля их капитала составляет 72,4%, Финляндии - 70,2%; 68,2% в США. В менее развитых странах правительство финансирует наибольший объем исследовательских работ (в Мексике - 65,3%, в Турции - 47,7%).

Ведущим движущим фактором эффективного функционирования отрасли является внедрение инновации. К сожалению, инновационный потенциал АПК используется на 4-5 %, в то время как в США он составляет 50 %. Доля наукоемкой продукции в АПК России не превышает 0,3 % от общего объема, а в развитых странах составляет более 20 %.

В России предприятия агропромышленного комплекса не имеют достаточного количества средств для осуществления инновационных разработок. Как известно, фундаментальные исследования капиталоемкие и требуют высоких экономических затрат при неявном экономическом эффекте, поскольку инновационные процессы тесно взаимосвязаны с инвестиционной деятельностью. В сельское хозяйство, несмотря на сезонный характер работы, вкладывается в 2,4 раза меньше инвестиций в расчете на объем продукции, чем в промышленность, а к стоимости основных средств - в 4,6 раза. Инвестиции частных структур в АПК не решают общей проблемы, а объемы иностранных инвестиций крайне малы. Инвестиции без инноваций бессмысленны, ввиду неэффективности воспроизводства оборудования, организационно-экономических и управленческих методов, устаревших по своим характеристикам. Концентрация на предприятиях значительных организационных, технологических и интеллектуальных ресурсов, а так же научно-производственного потенциала должна создавать предпосылки для наращивания объемов инвестиций в разработку и производство высокоэффективной и конкурентоспособной продукции. Сдерживающим инновационную активность фактором являются высокий экономический риск инновационной деятельности и длительные сроки окупаемости инновационных проектов в АПК, завязанные на многолетний сельскохозяйственный цикл; а также отсутствие платежеспособного спроса на инновационную продукцию, поскольку нововведение часто удорожает произведенный товар и потребитель не в состоянии приобрести новинку, ввиду ее высокой стоимости.

Ключевым фактором роста объема производства молока и молочной продукции и повышения его эффективности является непрерывное обновление производства на базе освоения достижений науки и техники, а также перехода к инновационным моделям хозяйствования, что представляет собой расширенное производство.

Таким образом, главным фактором в развитии молокоперерабатывающего предприятия и повышении его эффективности, и достижении стабильного экономического роста является использование инноваций.

Заключение


В курсовом проекте рассмотрен процесс планирования управления предприятием спиртоводочной отрасли пищевой промышленности.

Управление предприятием имеет четыре важнейших функции, выполнение которых определяет эффективность деятельности всей организации в деле достижения ее целей: планирование, организация, мотивация, контроль. В процессе планирования были выработаны цели стратегия его поведения, обеспечивающая достижения доставленных целей. Для решения стратегических задач была создана структура предприятия и распределены все полномочия. Для мотивации были разработаны методы стимулирования работников, основанные на экономических и неэкономических методах стимулирования.

Поскольку в стратегическом планировании заложена цель создания дополнительных предприятий, целесообразно организационную структуру перевести с линейной на функциональную, то есть в принятии управленческих решений в дальнейшем должны участвовать и функциональные заместители. Таким образом, снизится загруженность самого руководителя, ответственность распределится между руководителем и функциональными заместителями, что способствует к развитию творческого подхода к деятельности управленческого аппарата.

Деятельность предприятия должна быть направлена на постоянное обновление и расширение ассортимента. Кадровая политика должна быть направлена на специализацию работников.

Стратегия предприятия должна содержать следующие маркетинговые мероприятия:

исследование потенциального спроса

возбуждение спроса

качественное удовлетворение потребностей потребителя (покупателя).

Многозвенность в процессе товародвижения до потребителя, высокий уровень снабженческо-сбытовых надбавок, нарушение взаимных обязательств, в первую очередь платежей, высокие транспортные издержки, значительная стоимость используемых в производстве энергетических ресурсов, высокая доля импортного продовольствия и широкая его реклама также значительно снижают эффективность внедрения инновационных процессов.

Важным является также преодоление антагонизма интересов между сельхозпроизводителями, перерабатывающими предприятиями на основе развития вертикально-интегрированных структур на взаимовыгодных рыночных условиях. Подобная выгода за счет объединения производственных и финансовых ресурсов, обеспечения полного цикла - от производства сырья до выпуска готовых изделий и их реализации позволяет решать крупномасштабные задачи реструктуризации предприятий, увеличивать объемы производимой продукции высокого качества.

Библиография


1.   Балашов А.И. Управление проектами: Учебник для бакалавров./ Под общ. ред. Е.М. Роговой. М.: Юрайт, 2014.

2.      Баринова Ю.А., Суслов С.А. Производств отдельных видов сельского хозяйства в период с 1996 по 2011 год// Вестник НГИЭИ. - 2013. - № 9.

.        Буценко Л.С. Агропромышленная интеграция в региональном молочном подкомплексе // Экономика сельского хозяйства России. - 2013. - № 6.

.        Быкова А.Г. Менеджмент. Организационные структуры управления. М.: Экономистъ, 2011.

.        Завьялов П.С. Формула успеха». М.: Междунар. отношения, 2008.

.        Иванова Н.А., Климова Н.В. Развитие инновационных процессов в производстве и переработке молока (на материалах Ульяновской области): Монография. Ульяновск, ГСХА, 2007.

.        Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Ростинтер, 1996.

.        Козловских Л.А., Филатов О.К., Цветкова Т.Н. Планирование, финансы, управление на предприятии. 3-е изд. М.: Финансы и статистика, 2009 .

.        Лагунов В.Я. Основы маркетинга. М.: МЭИ, 2002.

.        Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2002.

.        Обухова Т.Н. Основные направления снижения себестоимости производства молока// Экономические науки. - 2008. - № 2.

.        Орлов Б.Л., Осипов В.В. Управленческий и финансовый анализ деятельности предприятия: Учебное пособие. 4-е изд. перераб. и доп. М.: МГТА, 2011.

.        Орлов А.И. Менеджмент: Учебник. 3-е изд. М.: Изумруд, 2013.

.        Петруненков А.А. Организация разработки нового товара: Учебно-методическое пособие. 4-е изд., перераб. М.: Монолит, 2012.

.        Рафел М., Рафел Н. Как завоевать клиента. 2-е изд. СПб.: Питер, 2006.

.        Санду И.С. Развитие инновационных процессов в АПК // Экономика сельского хозяйства России. - 2002. - № 12.

.        Санду И.С. Организационно-экономические основы инновационных процессов в сельском хозяйстве. 3-е изд. Перераб. и доп. М.: Экономика, 2010.

.        Сафиуллин Н.А., Каримова Р.Р. Особенности управления инвестиционно-инновационной деятельностью в молочном скотоводстве // Вестник Казанского университета. - 2011. - Т. 20. - № 2.

.        Шуварин М. В. Снижение себестоимости как один из факторов повышения эффективности производства молока // Вестник НГИЭИ. - 2013. -№11 (30).

Похожие работы на - Разработка инновационных предложений по оптимизации деятельности ЗАО Молочный завод 'Балаковский'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!