Чсп. Пн. -
списочная численность основных производственных рабочих, чел.; процент
плановых невыходов на работу (по балансу рабочего времени), %.
|
|
|
В рассматриваемом примере списочная численность основных
производственных рабочих составит:
Согласно проведенным расчетам среднегодовой численности основных
рабочих организуются бригады рабочих. При этом в качестве оптимального следует
принимать размер бригады 6¸8
человек. Таким образом организуется две бригады.
2.
Организация ремонтного хозяйства
В процессе работы оборудование подвергается нагрузкам,
приводящим к износу: моральному и физическому.
Оборудование необходимо сохранять и поддерживать его
работоспособность с помощью замены или восстановления изношенных механизмов,
деталей. Основная задача ремонтного хозяйства - обеспечить бесперебойную
эксплуатацию оборудования при минимальных затратах на ремонтообслуживание.
Основные работы ремонтного хозяйства предприятия это:
) планирование и проведение ремонта и обслуживания
оборудования;
) разработка технологических процессов ремонта и их
оснащение;
) проведение обновления оборудования;
) паспортизация, аттестация.
Масштаб предприятия и принятая форма организации ремонта
влияют на состав ремонтного хозяйства. На больших заводах существуют
общезаводские и цеховые ремонтные службы, на небольших - ремонтное хозяйство
централизовано в масштабе завода, и не редко включает в себя энергетическое
хозяйство.
В состав цеховой ремонтной базы входят механическая
мастерская, слесарный участок, ремонтные бригады, кладовая. Руководят ремонтным
хозяйством механики цехов с помощью мастеров и бригадиров. В большинстве
случаев механики цехов административно подчинены начальникам производственных
цехов. Формы и масштабы исполняемых работ зависят от принятой формы организации
ремонта оборудования.
Система планово-предупредительного ремонта (сокращенно ППР) -
это система технических и организационных мероприятий, направленных на
поддержание и (или) восстановление эксплуатационных свойств технологического
оборудования и устройств в целом и (или) отдельных единиц оборудования,
конструктивных узлов и элементов.
ППР используется для профилактического обслуживания
оборудования.
В основе этой системы лежат работы по техническому
обслуживанию оборудования и по выполнению плановых ремонтов - текущих, средних
и капитальных.
Техническое обслуживание: осмотр оборудования, проверка на
точность, смазка и т.п. Данный вид работ, чаще всего, четко регламентирован и
проводится по заранее спланированному графику.
Плановые ремонты можно классифицировать по содержанию
выполняемых работ, трудоемкости и периодичности на текущий, средний и
капитальный.
Текущий ремонт - замена небольших деталей, частей механизмов
во время эксплуатации оборудования.
Средний ремонт - замена основных деталей, узлов оборудования.
Капитальный ремонт - самый сложный и долгий ремонтный
процесс. В него включается полная замена основных деталей, узлов, разборкой
двигателей, и т.п.
Повышение качества, эффективности, снижение расходов на выполнение
ремонта напрямую связано с подготовкой к ремонтным работам. В подготовку
включаются организационная, техническая и материальная.
Техническая подготовка связана с проектными работами по
разборке и последующей сборке механизмов, составлением дефектных ведомостей,
отчетах о неисправностях.
Материальная подготовка - это составление ведомости
материалов, деталей, инструментов и т.п. Предполагается наличие достаточного
количества запасных комплектующих.
Организационная подготовка выполняется одним из методов:
централизованным, децентрализованным и смешанным.
Централизованный метод предполагает проведение ремонтных
работ заводским ремонтно-механическим цехом, который подчиняется главному
механику. Этот метод эффективен на заводах с большим количеством однотипного
оборудования.
Децентрализованный ремонт предусматривает проведение всех
видов ремонта силами ремонтных рабочих цехов, которыми руководит механик цеха.
Запасные части изготавливаются прямо на местах. Этот метод применяется при
большом количестве разных типов производственного оборудования.
Смешанный ремонт объединяет централизованный и
децентрализованный методы. Для проведения капитального ремонта используется
ремонтно-механический цех. Остальные виды ремонтных работ выполняет цеховая
служба ремонтного хозяйства.
2.1
Энергетическое хозяйство
Основная задача энергетического хозяйства - это стабильное
обеспечение предприятия всеми видами энергии установленных параметров при
минимальных затратах. Параметры потребляемых ресурсов (объем, структура) зависят
от мощности предприятия, вида выпускаемой продукции, характера технологических
процессов. Также задачей энергетического хозяйства является обслуживание и
ремонт энергетического оборудования, выполнение норм и правил его эксплуатации,
модернизация оборудования и экономия потребляемой энергии.
Потребление энергии на предприятии в различное время
происходит неравномерно. Поэтому режимы производства всех видов энергии
непосредственно зависят от режимов ее потребления. Потребности могут быть
покрыты с помощью собственных установок. Такое энергоснабжение называется
централизованным.
Децентрализованное электроснабжение используется в небольших,
а иногда и средних предприятиях, получающих энергию, например, от центральных
энергосистем или соседних предприятий.
Самый распространенный вариант - комбинированный. Часть
энергетических ресурсов производится на самом предприятии, часть берется извне.
Как показывает практика, данный вариант является самым эффективным.
Основные виды потребляемой энергии на предприятии:
электроэнергия;
тепловая и химическая энергия топлива;
тепловая энергия пара.
К энергетическим ресурсам относятся: электроток, натуральное
топливо, пар, сжатый воздух, природный и сжиженный газ, горячая вода и
конденсат, вода под напором.
Энергетическое хозяйство предприятия состоит из следующих
компонентов:
электрическая и тепловая станции;
высоковольтные подстанции, связывающие предприятие с
централизованной системой;
паросиловой цех;
газогенераторная, кислородная, компрессорная, водонасосная
станции;
цех ремонта электрооборудования;
слаботочная станция.
Энергетическое хозяйство делится на две части: общезаводскую
и цеховую.
К общезаводской части относятся генераторы и общезаводские
сети, объединяющиеся в несколько цехов: электросиловой, теплосиловой, газовый,
электромеханический. Их состав связан с энергоемкостью производства и связями
завода с внешними энергетическими системами. На небольших предприятиях
энергетическое хозяйство часто объединяется в один цех.
Цеховую часть энергохозяйства составляют первичные
потребители энергии - станки, вентиляционные приборы, подъемно-транспортное
оборудование, цеховые преобразовательные установки и внутрицеховые
распределительные сети.
Производственная форма энергетического хозяйства предприятия
в большей степени определяет его организационную форму управления.
Главный энергетик осуществляет непосредственное
административно-техническое руководство энергетическими цехами, а также
руководит службами цеховых энергетиков, осуществляет надзор за эксплуатацией
энергетического оборудования. Отдел главного энергетика находится в тесном
сотрудничестве с отделами капитального строительства, главного механика,
материально-технического снабжения.
Заместители главного энергетика осуществляют техническое и
оперативное руководство энергетическими цехами и сотрудниками энергослужб
цехов.
2.2
Инструментальное хозяйство
Инструментальное хозяйство создается для выполнения работ по
обеспечению производства инструментом и технологической оснасткой, организации
их хранения, эксплуатации и ремонта.
Состав и организация инструментального хозяйства весьма
разнятся и зависимы от типа производства, вида производимой продукции, ее
технической сложности и масштаба изготовления продукции.
Инструментальное хозяйство состоит из следующих частей:
цеха и участки, изготавливающие инструменты;
склады и комплектующие подразделения;
отделы, восстанавливающие и ремонтирующие инструменты;
подразделения, обеспечивающие рабочие места инструментом.
Работа инструментального хозяйства делится на 2 части:
инструментальное обслуживание и инструментальное производство.
Перед организацией производства либо приобретением
инструментов, рассчитывают потребность в нём. Определение потребности в
инструменте основывается на нормах износа - времени работы инструмента до его
выбытия, которое рассчитывается в часах.
Стандартно используют нормативы расхода инструмента на 1000
станко-часов или 100 единиц готовой продукции. Для серийного производства
норматив рассчитывается на 1000 часов работы однотипных станков. Регулирование
запаса инструмента - это также очень важная функция организации
инструментального хозяйства.
Минимум инструмента, необходимый предприятию для
бесперебойной работы, образует оборотный фонд. Он состоит из складских запасов
в центральном инструментальном складе и в цеховых инструментально-раздаточных
кладовых, эксплуатационного фонда на рабочих местах и инструмента в ремонте и
проверке.
Цеховой оборотный фонд состоит из инструмента на рабочих
местах и в инструментально-раздаточных кладовых.
Сумма запасов в центральном складе и цеховых оборотных фондов
создает общезаводской фонд. В центральном инструментальном складе располагается
основная часть запаса инструмента, включающая резервный фонд и инструмент для
новых объектов.
Рис. 1 Схема движения инструмента на предприятии:
- новый, 2 - изношенный 3 - отремонтированные, 4 -
восстановленный, 5 - затупленный, требующий ремонта, 6 - заточенный.
2.3 Складское
хозяйство
На предприятии бытового обслуживания населения перед
складским хозяйством ставятся следующие цели:
обеспечение сохранности материальных ценностей, поддержание
их в надлежащем виде;
обеспечение бесперебойного, комплексного и своевременного
обслуживания процесса производства;
отгрузка готовых товаров.
Состав складского хозяйства также зависим от типов и объемов
процесса производства.
Функции отделов складского хозяйства:
прием, проверка, оформление, размещение поступающих
материальных ценностей;
организация хранения грузов в надлежащем виде;
контроль и учет движения грузов;
обеспечение производства необходимыми компонентами,
метриалами;
комплектация и отпуск произведенных продуктов;
разработка мер по модернизации складского хозяйства.
Склады, состоящие в складском хозяйстве, можно
классифицировать по большому количеству признаков, в том числе: по назначению
грузов, по роли в процессе производства, по сфере обслуживания, по хранящимся
там товарам.
По роли в процессе производства их можно разделить на
следующие виды:
сбытовые;
снабженческие;
производственные.
Сбытовые склады предназначены для хранения реализуемой
продукции.
Снабженческие склады служат для сохранности поступающих извне
производственных запасов сырья, топлива, материалов.
К производственным относятся склады, предназначенные для
хранения собственно производимых полуфабрикатов, запасных деталей, инструмента,
и т.п.
По объемам деятельности склады различаются на: общезаводские,
районные и цеховые.
По хранящимся ценностям склады могут быть:
специализированными и универсальными.
На предприятиях различают 2 формы снабжения
материально-техническими ресурсами: транзитную и складскую.
Транзитная форма используется, когда организация получает
сырье напрямую от поставщика данного ресурса. Этот тип снабжения очень
экономичен, так как обходится без посредников, и используется в тех случаях,
когда необходимый объем материалов на данный момент времени равен транзитной
норме поставок. Эта форма показывает максимальную эффективность при массовом
потреблении материалов, снижая издержки производства.
Складская форма снабжения используется, когда необходимый
объем материалов меньше транзитной нормы, и организация получает потребные
ресурсы от организаций оптово-розничной торговли.
Выбор формы снабжения обуславливается особенностями
потребляемых ресурсов, его цены, качества, доступности и других факторов.
Задачи службы снабжения на небольших предприятиях обычно
исполняют отдельные работники. На средних - бюро (отделы), на крупных - отделы
и управления материально-технического обслуживания.
.4
Транспортное хозяйство
Задачами транспортного хозяйства являются: осуществление
бесперебойной транспортировки всех грузов в соответствии с производственным
процессом, поддержание транспорта в рабочей кондиции, уменьшение количества
издержек на транспортные и погрузо-разгрузочные работы.
Эффективная организация транспортного хозяйства позволяет
снизить себестоимость продукции. Применение различных видов транспортных
средств зависит от особенностей технологических процессов.
Транспортные средства можно разделить по назначению на
следующие виды: внутренний, внешний и межцеховой транспорт.
Внутрицеховой транспорт используется для перемещения грузов
внутри цеха в процессе производства, обеспечивая снабжение сырьем материалами и
комплектующими деталями. Движение происходит не только от складов к рабочим
местам, но и между рабочими местами.
Внешний транспорт используется для связи предприятия с
поставщиками, покупателями, станциями водного, воздушного, железнодорожного
транспорта.
Межцеховой транспорт является связующим звеном между цехами
предприятия, складами и другими производственными объектами.
В работе предприятия используются разнообразные виды
транспорта - это и автомобильный, подъемный, железнодорожный, конвейерный
транспорт.
Организация стабильных и устойчивых грузопотоков позволяет
осуществлять грузоперевозки согласно графику по постоянным маршрутам и с
одинаковой интенсивностью. При нестабильных грузопотоках в серийном и единичном
производствах грузоперевозки возможны с помощью разовых заданий, либо
необходимо укрупнять сменный график.
Для постоянных перевозок по определенным маршрутам
используются несколько систем маршрутов - это маятниковая и кольцевая.
В маятниковой системе движение грузов происходит в одном,
двух направлениях, а также верно. Одностороннее движение означает движение
груза в одну сторону, например, после ремонта, продукт перемещается в сборочный
цех. Двустороннее движение характерно для взаимодействия цехов.
Веерная схема применяется при включении склада в движение
грузов и поставок через него деталей и материалов в цехи. Минусом данной
системы является недостаточная загруженность транспорта на обратном пути.
Возвращающийся транспорт чаще всего едет пустым, либо недостаточно загруженным.
Решением данной проблемы является применение кольцевой
системы. Для неё характерно обслуживание нескольких постоянных пунктов, в
которых происходит последовательная передача грузов.
2.5
Организация контроля качества продукции
Качество бытовой услуги - объединение свойств и характеристик
услуги, придающих способность удовлетворить определенные запросы заказчика,
соответственно её назначению.
Показатель качества исполнения бытовой услуги -
количественная характеристика одного или нескольких свойств выполнения услуги,
составляющих ее качество, которая рассматривается в определенных условиях её
производства и потребления.
Система контроля качества продукции - это совокупность
используемых методов и средств оценки качества, объектов и субъектов контроля,
регулирование компонентов внешней среды, профилактика брака в процессе
производственного цикла.
Технический контроль - это проверка соблюдения технических
норм и требований, которые предъявляются к качеству продукции на всех стадиях
её изготовления, а также производственных условий и факторов, которые
обеспечивают требуемое качество. Объекты технического контроля - это сырьё,
материалы и полуфабрикаты, которые поступают на предприятие извне, а также
продукция предприятия на всех стадиях ее производства, технологические
процессы, инструменты и оборудование, технологические процессы. Технический
контроль предназначен для обеспечения выпуска продукции, которая соответствует
всем нормам и требованиям конструкторско-технологической документации, для
изготовления продукции с минимальными издержками средств.
Технический контроль - это комплекс взаимосвязанных и проводимых
в соответствии с установленным порядком контрольных операций. Большинство из
них - это неотъемлемая и обязательная часть производственного процесса,
возлагающаяся на рабочих, которые выполняют соответствующую производственную
операцию. Параллельно им работает специализированный персонал - работники
заводского отдела технического контроля (ОТК).
Классификация видов технического контроля качества достаточно
разнообразна и может быть основана на различных признаках: время и место
проведения контроля в технологическом цикле, объект контроля, воздействие
контроля.
По воздействию на объект контроль делится на разрушающий и
неразрушающий контроль. Разрушающий контроль используется для определения
установленных предельных отклонений нормативов, для проверки на прочность и
сопровождается разрушением объекта. Неразрушающий контроль позволяет
контролировать объект без разрушений. Он используется для замеров отклонений
формы и расположения поверхностей, температуры, размеров деталей. Данный вид
контроля позволяет воздействовать на ход процесса производства.
Различают входной, операционный и приемочный контроль, а
также непрерывный, периодический и летучий контроль.
Входной контроль используется для проверки всех поступающих
материалов, сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Он проводится по ряду
параметров, среди которых: визуальный и инструментальный контроль геометрии
продукции, наличие дефектов и т.п. Он является началом создания качества
формирующегося изделия.
На различных стадиях процесса производства изделия проводится
операционный и межоперационный контроль. Его порядок и назначение определяется
маршрутными и операционными картами.
Проверкой готовых изделий и наиболее важных узлов занимается
приёмочный контроль. В него включается проверка взаимного расположения частей
изделия, качество их соединения, масса узлов и т.п.
Непрерывный и периодический контроль является соответственно
либо непрерывной проверкой соответствия нормам и параметрам либо периодической
проверкой через установленные интервалы времени.
Летучий контроль проводится в произвольные моменты времени.
Методы технического контроля:
визуальный осмотр, который позволяет определить наличие
поверхностных дефектов;
замеры, которые позволяют определить соблюдение нормативных
размеров в деталях и узловых соединениях;
За реализацию технического контроля качества на предприятии
отвечает отдел технического контроля (ОТК). Его главными задачами являются
предотвращение выпуска продукции, которая не соответствует стандартам,
техническим условиям, эталонам, повышение ответственности всех отделов
производства, за качество продукции выпускаемой ими.
Соответственно задачам, у ОТК возникает ряд функций:
контроль, разработка методов обеспечения качества продукции, и его
стимулирование.
Рис. 2 Структурные подразделения ОТК
2.6
Организация оплаты труда и материального стимулирования работников
Основой организации оплаты труда является заработная плата.
Очень большое социально-экономическое значение для каждой организации имеет выбор
эффективной формы и системы оплаты труда. Заработная плата создает материальную
основу развития человеческого капитала, рационального использования рабочей
силы и эффективного управления персоналом.
В заработной плате выделяют две основные формы: повременную и
сдельную.
Повременная оплата труда характеризуется начислением
работнику платы по установленному окладу или ставке за время, которое он
фактически отработал.
Сдельная форма оплаты труда характерна тем, что работник
получает плату за выполненный объем работы на основании действующих расценок.
Для нормирования труда организациями используются два вида:
тарифное и организационно-техническое нормирование труда.
Организационно-техническое нормирование подразумевает под собой установление
норм количества труда, а тарифное - норм качества труда.
Тарифная система состоит из тарифной ставки, тарифной сетки,
тарифных коэффициентов и тарифно-квалификационных справочников.
Тарифная сетка - это таблицы с дневными или почасовыми
тарифными ставками, начиная с низшего, первого разряда. В настоящее время чаще
всего используются шестиразрядные тарифные сетки, зависимые от условий работы.
Тарифная ставка является размером оплаты труда, определенной
сложности, произведенного за единицу времени. Она всегда выражена в денежной
форме, и по мере увеличения разряда её размер возрастает.
Разряд является показателем уровня квалификации рабочего и
сложности выполняемой работы.
Тарифный коэффициент указывается в тарифной сетке для каждого
разряда и показывает зависимость тарифных ставок от разряда выполняемой работы.
Во время планирования заработной платы подсчитываются все
суммы по тарифным ставкам, окладам, основным расценкам, а также все виды
доплат. Фонд заработной платы планируется на весь списочный персонал. Этот фонд
разделяется на промышленно-производственного и непромышленного персонала. Фонд
заработной платы промышленно-производственного персонала определяется по
категориям рабочих (рабочие, ИТР, служащие и т.д.).
Тарифный фонд составляется из заработной платы, которая выплачивается
сдельщикам по расценкам и повременщикам по тарифным ставкам.
Доплатами к тарифному фонду являются премии за выполнение и
перевыполнение плана, надбавки за работу в ночное время, за руководство
бригадой, обучение учеников, доплаты подросткам. Фонд часовой заработной платы
составляется из этих доплат и тарифного фонда.
Фонд дневной заработной платы состоит из доплат за работу в
сверхурочное время, оплаты сокращенных часов кормящим матерям и оплаты простоев
внутри рабочего дня.
Общий фонд годовой заработной платы состоит из фонда дневной
заработной платы и доплат, установленных законом за не полностью отработанное
время (невыходы, вызванные выполнением общественных и государственных
обязанностей, отпуска и выходные пособия, целодневные простои).
Заключение
В данном курсовом проекте был организован участок сборки
швейных машин после ремонта.
При расчете типа производства, оно было отнесено к массовому
типу. Для данного типа эффективны поточные методы организации работ.
Была рассчитана списочная численность работников, подведен
баланс рабочего времени.
Была рассмотрена хозяйственная часть организации
производства, в том числе: ремонтное, энергетическое, складское, транспортное
хозяйства и контроль качества.
Подводя итоги, можно понять, что организация производства на
предприятии сферы сервиса тесно связана с организацией труда. Рациональная
организация, совершенствование организации производства, обеспечивающее
повышение производительности труда, улучшение условий труда, рост материального
и культурного уровня работников - это основополагающие, ключевые правила для
современных предприятий сферы услуг. Виды и типы производства очень разнообразны
и организация производства на них также вариативна. К каждому производству
необходимо подходить комплексно, чтобы организовать эффективную работу на нём.
Библиографический
список
1.
Грузинов В.П., "Экономика предприятия и предпринимательство". -
М.: "СоФит", 2009
2.
Звягинцев Ю.Е., Оперативное планирование и организация ритмичной работы на
промышленных предприятиях. - Киев, 2010. - 157 с.
.
Кобелев А.Г., Устройство и ремонт бытовой техники. - М., 2011. - 320 с.
.
Минаев Э.С., Агеева Н.Г., Аббата дага А. Управление производством и
операциями: 17-модульная программа для менеджеров "Управление развитием
организации". Модуль 15. - М.: ИНФРА-М, 2009.
.
Низовцев Г.А., Организация и планирование предприятий по ремонту бытовой
техники. - М., 2010. - 304 с.
.
Низовцев Г.А., Найгеборен У.М. Организация и планирование предприятий
бытового обслуживания населения. Т.1. - М., 2013. - 288 с.
.
Шатаев И.М., Основы организации бытового обслуживания населения: Учебник
для вузов. - М.: Легкая индустрия, 2010. - 344 с.
.
Шепеленко Г.И., Экономика, организация и планирование производств на
предприятии. 2-е изд. - Ростов-на-Дону: ИЦ МарТ, 2011.