Характеристика избирательных законов по выборам в Государственную думу 1907 – 1917 гг

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,43 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Характеристика избирательных законов по выборам в Государственную думу 1907 – 1917 гг

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Кафедра правовых дисциплин




Контрольная работа

Дисциплина: История отечественного государства и права

Тема: Характеристика избирательных законов по выборам в Государственную думу 1907 - 1917 гг.

Выполнил

Студент 2 курса, группы 1227 зс

Сороколетов Д.Е.

Научный руководитель

К.и.н., доцент

Харьянова Л.В.


Рубцовск 2014 г.

ВВЕДЕНИЕ

Первая русская революция закончилась государственным переворотом 3 июня 1907 года: изданием нового избирательного «закона».

Избирательный закон не обращал внимания на существование политических партий. Все кандидаты в депутаты формально являлись независимыми самовыдвиженцами. Партийные избирательные списки не запрещались, но голосование проводилось по каждой кандидатуре персонально. Важной особенностью системы было то, что избиратели на первом этапе выборов (волостные сходы и рабочие собрания) голосовали за участников уездных избирательных съездов, а на втором этапе (уездные избирательные съезды, губернские рабочие избирательные съезды) - за участников губернского избирательного собрания, еще не зная точно окончательных кандидатов в депутаты (они официально объявлялись только в процессе губернского избирательного собрания). Избиратели скорее стремились выбрать для участия в собрании авторитетных и пользующихся доверием лиц, которым предстояло на губернском собрании самостоятельно, в зависимости от конкретной ситуации, решить, за какого кандидата голосовать.

Название «Государственная Дума» воспроизводит наименование российского представительного органа, действовавшего в 1906 - 1917 гг.

Объект исследования: положение о выборах в Государственную думу.

Цель исследования: представить характеристику избирательных законов по выборам в Государственную думу 1907-1917 гг.

Задачи:

рассмотреть предпосылки избирательного закона - Первую Государственную Думу России;

изложить сущность избирательного права;

исследовать принципы избирательного законодательства 1907 -1917 г.г.

Теоретической базой послужили труды следующих авторов: Алебастрова И.Л., Буренко В.И., Глинки Я.В. ,Калинычева Ф.И. , Смирнова А.Ф., Комарова С. А., Лазарева В. В., Моска Г., Муштук О.З., Лавриненко В.Н. , Пугачева В.П., Федорова А.Ю. Чистякова О.И., и др.

1. Предпосылки избирательного закона - Первая Государственная Дума России

Государственная Дума - это, прежде всего, законодательный орган. Её основная функция - законотворчество. Законодательный процесс построен Конституцией так, что именно Дума играет в нем основную роль [5; c.56].

Первая революция в России, начавшаяся 9 января 1905 г., ускорила движение страны к конституционному строю. 18 февраля 1905 г. Николай II подписал рескрипт (форма обращения монарха к должностному лицу с конкретным поручением) на имя министра внутренних дел А.Г. Булыгина. В этом официальном документе содержалось намерение императора привлечь к участию в подготовке законов представителей различных слоев, избранных народом. Главе МВД поручалось созвать совещание, на котором предполагалось обсудить меры по реализации данной идеи. После рассмотрения составленного проекта в узких правительственных кругах он был вынесен на обсуждение так называемого Особого совещания в летней резиденции царя, Петергофе. Это совещание проходило под председательством Николая II в июле 1905 г. По составу участников оно выходило за рамки исключительно бюрократического мероприятия. Например, в нем участвовали такие известные ученые, как профессора Н.С. Таганцев и В.О. Ключевский.

Первым шагом к созданию Думы стал Указ от 18 февраля 1905 года, которым были легализованы политическая агитация и политические партии, а 6 августа 1905 года император Николай II подписал манифест об учреждении Государственной Думы, которую предполагалось наделить законодательными полномочиями [8; c.100]. Но из-за бойкота выборов со стороны революционных кругов и сочувствующих положения манифеста не были реализованы. Манифестом от 17 сентября 1905 года Дума была провозглашена законодательным органом, и её полномочия окончательно были определены в основных государственных законах 1906 года.

Выборы в первую Государственную Думу были проведены в феврале-марте 1906 года. Крайние левые партии, в том числе большевики, бойкотировали их. Правые партии в условиях революции не смогли провести своих кандидатов. Победили на выборах умеренно левые партии, прежде всего, конституционно-демократическая (кадеты) [8; c.102].

Торжественное открытие Государственной Думы состоялось 27 апреля 1906 года в Зимнем дворце Санкт-Петербурга, его возглавил Николай II. Местом заседаний Думы стал Таврический дворец, её председателем был избран один из лидеров кадетской партии - С.А. Муромцев.

Государственная Дума первого созыва провела одну сессию: с 27 апреля по 8 июля 1906 года. К концу работы Думы в ней насчитывалось 499 депутатов. Все они имели равные права. По закону они не были ответственны пред избирателями и избирались на 5 лет, однако император мог досрочно прекратить полномочия всех депутатов. Члены Государственной Думы пользовались (с рядом оговорок) иммунитетом от судебного преследования, получали крупное жалование и путевое довольствие.

Дума рассматривала проекты новых законов и штатные расписания всех государственных учреждений, государственную роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами ведомств, отчеты органов государственного контроля по исполнению бюджета и смет доходов и расходов, решала и рассматривала ряд других вопросов, наиболее актуальных для данного времени.

Дума предложила программу демократизации России. Она предусматривала [6; c.99]:

введение ответственности министров и правительства в целом перед Думой;

гарантию всех гражданских свобод;

установление всеобщего бесплатного образования;

проведение аграрной реформы;

отмену смертной казни и полную политическую амнистию.

Эту программу правительство не приняло, что усилило его противостояние с Думой.

Самым спорным был аграрный вопрос, по которому были выдвинуты два основных проекта. Но достаточно радикальный характер предлагаемых преобразований не устраивал ни правительство, ни консервативно настроенных помещиков. Проект не был принят. Обсуждение аграрного вопроса могло спровоцировать крестьянские волнения, и царь Николай II через 72 дня после открытия Думы распустил её, заявив, что она не успокаивает народ, а разжигает страсти, вместо того, чтобы способствовать упрочению позиций самодержавия [6; c.101].

Манифестом от 9 июля 1906 года, подписанным императором Николаем II, первая Государственная Дума прекратила свою деятельность, и было объявлено о выборах второй Государственной Думы.

Государственная дума. прежде всего. должна была стать (и в определенные периоды была) кузницей законов. Но ее полномочия не ограничивались сферой законодательства. Дума влияла на формирование примерно двух третей государственного бюджета страны, являлась барометром общественных настроений, осуществляла некоторый контроль за работой правительства, преимущественно в форме обращения к министрам с запросами. Вопрос о том, достаточно ли было прав у Государственной думы, чтобы считать ее парламентом, до сих пор остается дискуссионным.

. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

Избирательное право имели не все жители империи. Для того, чтобы иметь избирательное право необходимо минимум за год до выборов соответствовать специальным критериям.

Избирательное право по волостной курии имели крестьяне-домохозяева, владевшие надельной либо частной землей и лично ведшие хозяйство. Эти избиратели не участвовали в избирательном съезде напрямую, а только избирали от каждых десяти дворов одного участника волостного схода, после чего волостной сход избирал двух уполномоченных на уездный избирательный съезд. Если крестьяне имели достаточно имущества для голосования в цензовых куриях, они могли записаться в эти курии взамен волостной [4; c.143].

Для избирательного права (в виде личного права участия в избирательном съезде) в землевладельческой курии требовалось за год до выборов владеть в том же уезде (на выбор) [11; c.159]:

количеством земли (или горнозаводскими дачами), не меньшим, чем указано в особом приложении к Положению; количество варьировалось по губерниям от 800 десятин в глухом Яренском уезде до 125 десятин в самых оживленных зонах; средняя норма в экономически активных губерниях была 200-300 десятин;

имуществом, не составляющим торгово-промышленного заведения, стоимостью по земской оценке не менее 15000 рублей (подразумевались сельскохозяйственные предприятия: сады, виноградники, конные заводы и т.п.).

Частные владельцы земель, а также церкви и монастыри, владевшие землей и имуществом ниже указанной нормы, могли объединяться в группы, совместно обладавшие необходимым минимумом, и присылать на избирательный съезд представителя группы.

Для избирательного права (в виде личного права участия в избирательном съезде) в 1й городской курии требовалось не менее года до выборов владеть в том же городе (на выбор) [11; c.161]:

для городов губернских, областных, с градоначальствами и с населением не менее 20 тыс. человек - недвижимым имуществом стоимостью не менее 1000 рублей, в прочих местах - не менее трехсот рублей (данным требованиям на практике отвечали любые многоквартирные жилые дома и большая часть индивидуальных; собственность на квартиры в Российской империи была практически неизвестна; все, жившие в многоквартирных домах, были арендаторами);

- требующим выборки свидетельства торговым предприятием - первых двух разрядов, промышленным предприятием - первых пяти разрядов, пароходным предприятием, с которого уплачивается промыслового налога <#"center">имперский выборы избирательный законодательство

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Избирательный закон 3 июня 1907 г. существенно изменил нормы социального и территориального представительства в Государственной думе. Основные принципы, определявшие характер избирательной системы, остались неизменными: сохранялись курии; выборы депутатов производились посредством все той же «четырехчленной формулы» (не равные, не всеобщие, не прямые, тайные). Но все это не являлось главной целью составителей нового Положения о выборах.

Правительство извлекло уроки из событий 1906-1907 гг., эпохи двух первых Дум. Ставка на консервативность крестьянства, его лояльное отношение к власти в годы революции себя не оправдала. По новому избирательному закону земледельческая (крестьянская) курия понесла самые значительные потери. Если в период выборов в I и II Государственные думы в Европейской России крестьянские представители имели свыше 40 процентов мест выборщиков на губернских избирательных собраниях, на которых избирались депутаты Думы, то по закону 3 июня 1907 г. - немногим более 20 процентов [6; c.127]. По существу это означало разгром земледельческой курии, поставившей в Думу первого и второго созывов депутатов-трудовиков, кадетов, социалистов.

Итак, роль Государственной думы в последнее десятилетие существования имперской России невозможно оценить однозначно. Эта роль была двойственной. Государственная дума, особенно третьего и четвертого созывов, стала неотъемлемой частью модернизированной системы власти, которая все более приходила в соответствие с социально-экономической модернизацией страны, и этот опыт можно считать позитивным.

Вместе с тем на определенных этапах, и прежде всего в годы Первой мировой войны, Дума выступала фактором, дестабилизировавшим политическую ситуацию в России. Конструктивного взаимодействия самодержавия и общероссийского представительного учреждения, правительства и Думы не получилось.

Вопреки распространенному мнению, в России начала XX в. политическая модернизация несколько опередила социально-экономическую. Новые идеи и институты использовались для выражения старых интересов. Откровенно экстремистская тактика Союза русского народа, ориентация на привлечение под свои знамена широких масс служили делу защиты вполне традиционных вещей: автократии, аграрной экономики, общины и т.д. На другом политическом полюсе грубо-уравнительные настроения значительной части населения нашли выражение в симпатиях к социалистическим партиям, официальные программы которых были созвучны рафинированному западноевропейскому социализму. Нечто похожее происходило и с Государственной Думой: социальные реальности оказались таковыми, что парламент - важнейший инструмент согласования общенациональных интересов в демократическом индустриальном обществе тяготел к превращению в арену борьбы интересов сугубо партикуляристских.

Думское большинство пыталось (и во многих отношениях вполне успешно) противостоять этой тенденции. Но старания депутатов не встретили достойной поддержки в обществе. Нельзя сбрасывать со счета и влияние войны. Последняя оказала неоднозначное воздействие на судьбу российского парламентаризма. С одной стороны, война способствовала сближению позиций разнородных политических сил, росту числа сторонников парламентского пути для России, с другой - усилилось расхождение интересов различных социальных групп. Измученные тяготами войны низы требовали простых, радикальных решений. В качестве инструмента для их разработки и осуществления парламентские институты явно не годились.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Глинка, Я.В. Одиннадцать лет в Государственной думе. 1906-1917: Дневник и воспоминания. - М., 2001.

2.Государственная Дума. 1906-1917. Стенографические отчеты. В 4 т. - М., 1995.

.Государственный строй Российской империи накануне крушения: Сборник законодательных актов / Сост. О.И. Чистяков, Г.А. Кутьина. - М., 1995.

.Законотворчество думских фракций. 1906-1917: документы и материалы. - М., 2006.

.Калинычев, Ф.И. Государственная дума в России. Сборник документов и материалов. - М., 1957.

.Очерки по истории выборов и избирательного права. - Калуга-Москва: ИД «Калуга», 1997.

.Комаров, С. А. Общая теория государства и права. -М., 2010. -371 с.

.Моска, Г. Элементы политической науки. // Социологические исследования. -№ 1. 2012.

.Политический процесс: основные аспекты и способы анализа / Под ред. Е.Ю. Мелешкиной - М.: ИНФРА-М; Весь мир, 2008. -177 с.

.Ривера, Ш. Принципы народовластия. // Социс. -№ 12. 2006.

.Российское законодательство Х-ХХ веков. В 9 т. Т. 9. Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. - М., 1994.

.Русский конституционализм: от самодержавия к конституционно-парламентской монархии: Сб. документов. - М., 2001.

.Смирнов, А.Ф. Государственная Дума Российской империи. 1906-1917: Историко-правовой очерк. - М., 1998.

Приложение

Итоги выборов в I, II, III, и IV Госдумы Российской империи:

Распределение депутатов Государственной думы по партиямПартияI ДумаII ДумаIII ДумаIV ДумаРСДРП <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%A1%D0%94%D0%A0%D0%9F>(10)651914Эсеры <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%81%D0%B5%D1%80%D1%8B>-37--Народные социалисты <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D1%8F_%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2>-16--Трудовики <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8>107 (97)[1] <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8B%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%8B_%D0%B2_IV_%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%83%D1%8E_%D0%94%D1%83%D0%BC%D1%83_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8>1041310Прогрессивная партия <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D1%8F>60-2848Кадеты <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE-%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D1%8F>161985459Автономисты70762621Октябристы <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BA%D1%82%D1%8F%D0%B1%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%8B>135415498Националисты--97120Правые--5065Беспартийные10050-7

Похожие работы на - Характеристика избирательных законов по выборам в Государственную думу 1907 – 1917 гг

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!