Структура великопостного Богослужения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,09 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Структура великопостного Богослужения















Курсовая работа

По Литургике

На тему: «Структура великопостного богослужения»

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА

. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ДНИ, НЕДЕЛИ И СЕДМИЦЫ СВЯТОЙ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ

.1 Духовно-нравственный смысл подготовительных дней

.2 Содержание и духовный смысл седмиц Четыредесятицы

3. ОСОБЕННОСТИ ВЕЛИКОПОСТНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ

3.1 Особенности совершения всенощного бдения и Литургии в подготовительные Недели и Недели Четыредесятницы

.2 Суточный круг великопостного богослужения в седмичные дни

3.3 Особенности богослужений суточного великопостного круга

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Великий пост - это особое время, которое Церковь выделила нам для усиленного поста, молитвы и покаяния. Он состоит из поста святой Четыредесятницы и Страстной седмицы. По своей строгости он превышает Успенский пост, а по продолжительности - Рождественский и Петров. Единственный из всех постов, он имеет подготовительный период. Этот Пост, установленный «в подражание сорокадневному посту Моисея (Исх. 34), Илии (3Цар. 19), а главным образом - посту, совершенному Господом Иисусом Христом в Иудейской пустыне», является единственным постом освященным примером Самого Спасителя. Поэтому Церковь, которая есть Тело Его, постится 40 дней по примеру своего Божественного Основателя и Главы. Согласно 69-му Апостольскому правилу, а так же правилам Вселенских и Поместных Соборов, если клирик не постится в святую Четыредесятницу, то извергается из сана, а если мирянин, - то отлучается от Церкви. Этот пост назван Великим как по своей продолжительности, так и по своему значению: он подготавливает верующих к самому главному церковному празднику - Пасхе. По словам преподобного аввы Дорофея, Великий пост является посвященной Богу десятиной "от самый дней жизни нашей", ибо "составляет во всей точности десятую часть трех сот шестидесяти пяти дней года".

Великопостное богослужение значительно отличается от богослужения, совершаемого Церковью в другое время. Вместе с периодом Пятидесятницы Великий пост образует подвижный круг церковных праздников, в котором первая его часть служит приготовлением к Пасхе, а вторая - ее продолжением. «В уставе этот круг подвижных дней называется Триодионом, или Триодью, потому что в этот период времени поются Триоди постная и цветная». «Свое название «Триодь» (по-гречески - «Триодион», т.е. трипеснец - от слов: «трио» - три и «оди» - песнь) получила оттого, что в ней больше всего содержится трипеснцев», то есть неполных канонов, состоящий из трех песней. Целью настоящей работы является рассмотреть структуру и особенности богослужения Великого поста. Все особенности великопостной службы определяются их смыслом - содержанием молитвословий и песнопений и их назначением. Поэтому для того, чтобы раскрыть смысл этих особенностей, в работе рассматривается история Великого поста и великопостного богослужения, а так же богословское содержание великопостных чтений, молитвословий и песнопений. Задачей данной работы является по возможности рассмотреть уставные особенности богослужения Великого поста с точки зрения истории и богословия (нравственного и литургического). Рассмотрение уставных особенностей с нравоучительно точки зрения помогает усваивать само содержание великопостных чтений и молитвословий, что способствует более сознательному отношению, как к богослужению, так и к своему спасению вообще. В этом усматривается актуальность данной работы для нашего времени. Исторический подход имеет очень важное значение, так как великопостное богослужение создавалось Церковью более тысячи лет, начиная с первых веков христианства и кончая XV-м веком, в котором и приобрело нынешний вид. И поскольку богослужение создано в истории, то и понятым оно может быть лишь с исторической точки зрения. Именно поэтому первая глава данной работы посвящена происхождению и развитию Великого поста, где также кратко рассматривается история составления постной Триоди. Основными пособиями для этого исследования послужили диссертации двух выдающихся литургистов начала XX века. Первая - это "Толковый Типикон" профессора Киевской Духовной Академии Михаила Скабаллановича. Вторая - книга профессора Ивана Алексеевича Карабинова "Постная Триодь. Исторический обзор ее плана, состава, редакций и славянский переводов". За эту книгу Карабинов был удостоен Макарьевской премии. Она и "по сей день остается самым фундаментальным отечественным трудом по истории Постной Триоди" (из аннотации к книге). Данные труды Скабаллановича и Карабинова являются результатом творческого развития отечественной литургики XIX - начала XX века. Благодаря им исторический подход стал одной из важных составляющих отечественной литургики. Особое внимание исторической литургике уделено авторами-составителями 1-го тома Настольной книги священнослужителя. В «Практическом руководстве для священно-церковнослужителей» архимандрита Иоанна (Маслова) исторические и богословские замечания предваряют изложение особенностей богослужебного устава. Этот подход представляется наиболее целесообразным для осмысленного изучения и изложения устава. В книге свящ. Константина Субботина «Руководство к изучению Устава богослужения православной Церкви» наряду с изложением особенностей устава великопостных служб также даны краткие замечания, объясняющие их смысловое содержание.

Нравственно-богословское содержание дней Великого поста и отдельных частей великопостного богослужения излагается в первом томе «Настольной книги священнослужителя» С.В.Булгакова, а также в книге протоиерея Константина Никольского «Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви», в которой также содержится полное описание уставных особенностей. Все эти труды, за исключением «Настольной книги священнослужителя», относятся к концу XIX века. Непосредственно сам устав великопостных служб изложен прежде всего в Типиконе, затем в таких книгах как «Богослужебный устав православной Церкви» Василия Розанова и четвертый том «Настольной книги священнослужителя».

При изложении великопостного богослужения в данной работе мы руководствовались следующими принципами. Первая глава посвящена истории Великого поста и постной Триоди. Во второй главе излагается содержание и духовно-нравственный смысл воспоминаний подготовительных дней и седмиц Четыредесятницы. В третьей главе рассматриваются уставные особенности великопостных служб. Богослужения суточного круга излагаются не с вечерни, которою начинается суточный круг, а с полунощницы, то есть в том порядке, как они изложены в Часослове. При этом перед изложением отдельной великопостной службы (например, изобразительных) дается ее история, а при рассмотрении ее отдельных частей сначала излагается устав, а затем говорится о смысле данной части службы.

1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Великий пост развился из предпасхального поста, установленного еще святыми апостолами во исполнение слов Христовых: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9, 15). «Вне сомнения, апостолы запечатлели в своем сердце эти слова и, вспоминая последние дни Его жизни и Голгофу, ежегодно проводили их в посте. Сколько дней они постились и как, мы не знаем, но обычай этот рано распространился всюду, где только проповедано было Евангелие». Во II веке, когда некоторые восточные Церкви праздновали Пасху крестную, пост приходился на дни страданий и крестной смерти Спасителя. Пасхальный пост, по свидетельству св. Иринея Лионского, «продолжался где день, где два, где еще дольше; где обнимал промежуток времени в 40 часов». В III веке предпасхальный пост «удлинился до 40 дней, несомненно, под влиянием практики оглашения, из желания содействовать постом и молитвою подготовлению оглашенных ко крещению. По словам св. Иустина, обращающихся в христианство "учат, чтобы они с молитвою и постом просили у Бога отпущения прежних грехов, и мы молимся и постимся с ними"». В IV-V веках оглашение продолжалось по три года, а в Четыредесятницу торжественно заканчивалось. Некоторые огласительные действия «входили в состав суточного богослужения, а иные примыкали к нему, благодаря чему богослужение Четыредесятницы как бы сосредотачивалось около оглашенных и могло быть названо богослужением оглашенных».

Как свидетельствует приписываемый Сильвии Аквинской известный исторический памятник IV века "Путешествие к святым местам" верные относились к наставлениям для оглашенных с большим вниманием, чем к обычным наставлениям. Вероятно, это было вызвано тем, что верующие заметили большую пользу от повторения основных истин веры и нравственности. Может быть, такой повышенный интерес к оглашениям был вызван тем, что потом по домам верующие могли разъяснять эти истины своим оглашаемым родственникам. В любом случае предпасхальный пост и огласительные поучения уже в первые века стали временем воздержания и усиленной молитвы для всех членов Церкви. То, что крещеные постились и учились вместе с оглашенными, содействовало апостольской миссии Церкви в мире, что было особенно важно в то время - время ее распространения.

К VI веку ко времени Четыредесятницы, помимо оглашения и крещения, Церковь отнесла совершение таинств покаяния и причащения. В первые века, особенно во II-м и III-м, в Церкви «при исповедании грехов важных, имевших значение для всей христианской общины» имело место публичное покаяние. «Кающиеся, так же как и оглашенные, должны были пройти несколько степеней искуса, сообразно которым разделялись так же на классы». «Уже Анкирский Собор (314-315 гг.) временем как для принятия кающегося в Церковь, так и для перевода его из низшего разряда покаяния в высший, назначает Пасху "да приимутся в разряд слушающих слушающих Писания до великого дня Пасхи", - постановил он относительно вкушавших во время гонений идоложертвенное». Таким образом, на Пасху, отпавших и кающихся допускали до причащения, которому предшествовало время сугубого покаяния. «Под влиянием этого древнего приурочения к Четыредесятнице покаянной дисциплины, впоследствии все верующие стали рассматриваться в этом посте на положении кающихся (отчасти и оглашенных) и на основании этого лишались Литургии». Кроме того, в IV веке «Литургия по местам продолжала соединяться с агапою, следовательно, сопровождалась более или менее обильной и изысканной трапезою». Это стало ближайшей причиной запрещения Лаодикийским Собором 364 года совершать Литургию в постные дни: «Не подобает в Четыредесятницу приносити святый хлеб, разве токмо в субботу и в день воскресный». «Древние христиане Литургию, на которой совершалось освящение Даров, называли Пасхой, потому что присутствовали при этой Литургии с такими же радостными и высокими чувствами, с какими и при торжестве Пасхи. Такое празднество Церковь признала несоответствующим дням покаяния и строгого поста святой Четыредесятницы» 51-м правилом Лаодикийского Собора. По этой же причине перенесены были на субботние и воскресные дни и празднования мученикам, которые обычно соединялись с приношением, «понеже инии дние великаго поста, покаяния суть время, и должен есть кождо о согрешениих своих разум имети, и не оставити яже о тех потщание, на праздники уклонятися, и о тех потщание имети, и духовныя радости насытитися прежде времене».

После Миланского эдикта с увеличением числа обращающихся к христианству стал снижаться уровень нравственности и церковной дисциплины. Свт. Иоанн Златоуст свидетельствует, что многие легкомысленно и без рассуждения приступали к Святым Тайнам и даже и Великий Четверг. Он же в своем слове "Против иудеев" говорит, что «заметив вред, какой происходит от небрежнаго приступления, отцы, собравшись вместе, назначили сорок дней поста для молитвы, слушания (слова Божия) и церковных собраний», целью которых было подготовить верующих к достойному причащению святых Таин.

«В IV веке на Востоке наблюдаются два различных исчисления 40-цы»: палестинское и антиохийское. Согласно первому, 40-ца продолжалась 6 недель, т. е. 42 дня. Видимо, страстные пятница и суббота включались в нее как пасхальный пост, и поэтому для самой 40-цы оставалось ровно 40 дней. Согласно же второму исчислению, 40-ца длилась 7 недель, потому что «по антиохийскому исчислению для пасхального поста отводилась неделя, вследствие чего для 40-цы назначались особыя шесть недель». «…Антиохийское исчисление 40-цы было принято в Малой Азии и в Константинополе с его округом, палестинское же было усвоено Египтом, Элладой, Иллириком и Западом». «Во второй половине IV-го в…. на Востоке утверждается обычай - кроме воскресного дня почитать еще субботу: она становится днем богослужебных собраний, в нее запрещается поститься». Субботы в православном богословии являются праздничными днями, равночестными воскресным, ибо «…отменить празднование субботы, установленное Богом, никто не может». Согласно 64-му апостольскому правилу «Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень или в субботу, кроме единые токмо Великия субботы: да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен». Поскольку Великопостные субботы также освобождались от поста, то число постных дней в 40-це сокращалось еще более. Поэтому «с течением времени появились новые способы исчисления 40-цы. Они были направлены к тому, чтобы привести 40-цу в строгое соответствие с ея наименованием, т. е., чтобы в ней действительно насчитывалось ровно сорок постных дней». В конце IV в. в Иерусалиме 40-ца длилась уже 8 недель. Если из 56 дней вычесть 8 воскресений и 7 суббот, то получается 41 постный день. «Такой способ исчисления распространен был на Востоке, по-видимому, довольно широко. В начале VI-го в. он существовал как твердый обычай в антиохийском патриархате». О нем упоминает прп. авва Дорофей. Но на Востоке 8-недельная 40-ца стала подвергаться критике. Еще в VI-м веке патриарх Иерусалимский Петр (524-544) исчислял 40-цу уже по антиохийскому способу, т. е. 7 недель. В VII в. против нее выступил прп. Анастасий Синаит, «…и первым возражением против нея ставит то, что такое счисление принято еретиками…» «В VIII-м веке на Востоке среди православных между сторонниками 8 и 7-недельной 40-ц происходили горячие споры… Спрошенный Комитой Дамаскин признал правильным антиохийское исчисление 40-цы, которое в его время принято было и иерусалимскою церковью, но вместе с тем он не осудил и 8-недельной 40-цы, напротив, даже сдержанно одобрил ее». Впоследствии, вероятно, как компромисс между сторонниками 7 и 8-недельной 40-ц была принята Сырная седмица. Она делает переход к посту от мясоеда более постепенным и легким.

До IX века в Палестине появилась память сырной субботы. Если в Палестине утверждением Сырной седмицы развитие подготовительных дней к 40-це закончилось, то в Константинополе оно увеличилось еще на две седмицы. В IX веке там появилась вселенская родительская (мясопустная) суббота. Канон утрени этого дня написан прп. Феодором Студитом. В IX-X веках там же была введена неделя о блудном сыне, предшествующая мясопустной. «Причиной, повлиявшей на ея зачисление в приготовительные дни, вероятно, было содержание евангелия этой недели». Позднее появилась неделя о мытаре и фарисее. В XII веке она твердо заняла нынешнее место в уставе. Главной причиной присоединения ее к подготовительным дням послужило стремление «…обличить армян, проводящих эту седмицу в строгом посте, называемом у них "арачаворк", что значит - "первый". Этот пост соблюдается всеми восточными инославными христианами под именем поста Ниневитян». Армяне утверждают, что этот пост был назначен свт. Григорием, просветителем Армении, для исцеления от беснования царя Тиридата.

2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ДНИ, НЕДЕЛИ И СЕДМИЦЫ СВЯТОЙ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ

.1 Духовно-нравственный смысл подготовительных дней

Святая Церковь задолго начинает приготовлять верующих к Великому посту как к спасительному времени всеобщего духовного очищения и освящения. Первым подготовительным поучением является повествование о Закхее (Лк. 19, 1-10), которое читается на Литургии в воскресенье за четыре недели до начала поста. «История спасения Закхея показывает нам, что если сам грешник проникается сильным желанием искать Бога и духовно обновиться, то милость Божия дарует ему и то и другое». Но в этот день помимо Евангельского чтения в богослужении нет никаких песнопений на эту тему. В службе на этот день также нет никаких других особенностей, которые имели бы отношение к приближающемуся Великому посту. Поэтому это воскресенье не называют подготовительным.

Великому посту предшествуют следующие подготовительные дни: Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, Вселенская родительская мясопустная суббота, Неделя о Страшном суде (мясопустная), Сырная седмица (сплошная) и Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания (прощеное воскресенье).

Все подготовительные недели заимствуют свои названия из евангельских литургийных чтений в эти дни. В первую подготовительную неделю читается притча о мытаре и фарисее. В ней говорится о двух различных видах молитвенного обращения к Богу. Этой притчей Церковь подготавливает своих чад к посту тем, что научает их каяться подобно мытарю и избегать фарисейства, способного любой подвиг превратить из богоугодного дела в грех лицемерия и тщеславия. Поскольку о фарисее сказано, что он тщеславился тем, что постился два раза в неделю, то в эту седмицу Церковь отменяет пост в среду и пятницу, напоминая этим, что мы должны избегать фарисейского тщеславия своими внешними добродетелями. В неделю о блудном сыне читается евангельская притча, в которой показывается отеческая любовь Бога к кающемуся грешнику и Его бесконечная милость, ожидающая нашего покаяния. Если в предыдущей притче говорилось о смирении перед Богом, осознании своих грехов, то в этой - о деятельном покаянии, выражающемся в живом стремлении к Богу и исправлении жизни. В неделю о Страшном суде Церковь показывает, что «милосердный Господь есть и праведный судия, имеющий воздать каждому по делам, и что покаяние и благочестие наше должны непременно сопровождаться благотворением к ближним».

Мясопустная суббота (перед мясопустной неделей) является вселенской родительской. В нее совершается память всех от века усопших православных христиан. В этот день - перед воспоминанием о Страшном Суде - «святая Церковь молится об умерших, чтобы вместе с нами и они стали одесную Судии». «Мысль о конце нашей жизни, при воспоминании об отшедших уже в вечность, отрезвляюще действует на каждого, кто забыл о вечности и прилепился всей душой только к тленному и мимотекущему». «В субботу мясопустную Церковь по своему человеколюбию особенно молится о тех умерших, которые не получили церковного отпевания или вообще церковной молитвы…».

Следующее воскресенье Неделя мясопустная, о Страшном Суде. Первое ее наименование объясняется тем, что ею «…оканчивается разрешение вкушать мясо (мясопуст - отпуст или прекращение употребления мяса) и возобновляется в среду и пятницу пост…». Второе название этой Недели указывает на содержание литургийного евангельского чтения (Мф. 25, 31-46) и богослужебных песнопений о Страшном Суде живых и мертвых. Напоминая нам о Страшном Суде, Церковь показывает, что «…никто не должен чрезмерно надеяться на великое милосердие Божие, представляемое в Неделю о сыне блудном, потому что милосердный Господь есть и праведный Судия, имеющий воздать каждому по делам, и что покаяние и благочестие наше должны непременно сопровождаться благотворением ближним. Ибо Господь произнесет последний суд Свой преимущественно по делам милосердия, и притом возможных для всех, не упоминая о других высших добродетелях, неодинаково доступных для каждого».

Если в Неделю о блудном сыне говорилось о милосердии Божием к кающемуся грешнику, о Его отеческой любви к нам, то в эту Неделю Церковь указывает, что Бог милосерд, но Он есть и праведный Судия,

Неделей о Страшном суде начинается сырная седмица. Свое название она «…получила от того, что Святая Церковь, постепенно вводя верующих в подвиг поста, с наступлением сырной седмицы ставит их на последнюю ступень приготовительного воздержания запрещением вкушать мясо и дозволением вкушать сыр и яйца, чтобы приучить отказаться от приятных яств и без печали переходить к посту. В просторечии она называется масленой или Масленицей. Святая Церковь называет ее "светлым предпутием воздержания" и "началом умиления и покаяния"…». В среду и пятницу Сырной седмицы нет поста, но согласно Уставу «…единственная трапеза, хотя и не постная допускается лишь после вечерни». Отсутствие физического поста в эти дни возмещается "богослужебным постом" - в эти дни богослужение совершается по великопостному чину и не положено Литургии.

Суббота сырная посвящена всем преподобным отцам, в подвиге просиявшим. В нее «…воспоминаются мужи и жены, просиявшие пощением». «Первоначально, по-видимому, это была память чисто монашеская, а потом, быть может, после принятия ея мирскими церквами к ней была присоединена память святителей и священномучеников… У палестинских подвижников был обычай уходить на 40-цу в пустыню. Св. Евфимий делал это после 14-го января, отпраздновав память препод. Антония. Св. Савва несколько изменил этот обычай: он обыкновенно уходил после памяти св. Евфимия (20-го числа) Позднее, по-видимому, начали отправляться незадолго, или даже - пред самой 40-цей». При этом, по-видимому, остался обычай перед уходом в пустыню совершать память великих подвижников, которая впоследствии была расширена в память всех преподобных отцов, в подвиге просиявших.

В последнее воскресенье перед постом посвящено воспоминанию Адамова изгнания из рая. Церковь напоминает нам об этом событии, «дабы мы, памятуя, какое великое зло внесено в мир непощением, поспешили радостно возложить на себя пост и блюсти его…». Также это воскресение называется прощеным по смыслу читаемого в этот день на Литургии Евангелия, повествующего о том «…что нужно человеку для получения от Бога прощения грехов во время поста и как должно постится (Мф., зач. 17)». Вечером в этот день совершается чин прощения. Он берет свое начало от обычая древних египетских пустынников, которые перед тем, как разойтись по пустыням на время поста, испрашивали друг у друга прощение и благословение на время Четыредесятницы.

.2 Содержание и духовный смысл седмиц Четыредесятницы

В Великий пост изменяется исчисление седмичного богослужебного круга. Он начинается не с воскресенья, как в прочие седмицы года, а с понедельника. Воскресные дни 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 6-й седмиц Великого поста следуют за седмичными днями. Такой порядок дней отражает общий смысл поста. Как весь пост является подготовкой к Пасхе, так каждая седмица поста является подготовкой к воскресному дню, в который прославляется воскресение Христово и который является малой Пасхой.

Первая и последняя седмицы Великого поста являются наиболее строгими, ибо в начале подвигов естественно иметь наибольшую ревность к благочестию. На первой седмице «…в первые два дня Четыредесятницы, а для могущих и в четыре первые дня не поставляет трапезы». В первые четыре дня на великом повечерии читается Великий канон св. Андрея Критского, а в среду и четверг - и канон прп. Марии Египетской.

«В субботу первой седмицы Великого поста, по древнему названию, Феодоровскую, Церковь совершает благодарственное празднование св. великомученику Феодору Тирону», который явился епископу и сообщил о том, что император Юлиан приказал осквернить всю пищу на рынке. Это празднество является подтверждением «…того, что пост угоден Богу, и что постящиеся находятся под особым Божиим покровительством». Первая Неделя Поста называется Торжеством Православия - от совершаемого в этот день торжества Православия, установленного в Греции в 842 г. при царице Феодоре в память восстановления православного почитания святых икон после гонения на них в VIII и IX веках и «…окончательной победы Православной Церкви над всеми ересями, возмущавшими Церковь…». В эту Неделю после Литургии совершается молебное пение, относящееся к Православию.

«В субботу 2-й седмицы, а также в субботы 3-й и 4-й седмиц поста совершается заупокойная служба. Во 2-ю Неделю поста совершается память свт. Григория Паламы, архиеп. Солунского, жившего в XIV в. На Соборе в Константинополе в 1341 году он «…обличил еретиков и защитил учение о свете Божественном, несотворенном, присносущном, которым сиял Господь на Фаворе и которым озаряются подвижники, достигающие этого озарения посредством молитвы и поста».

Третья Неделя поста называется Крестопоклонной, потому что на ее службе «…Церковь прославляет святой Крест и плоды крестной смерти Спасителя». На воскресной утрени этого дня совершается вынос Креста и поклонение ему. Поклонение Кресту «…бывает также в седмицу крестопоклонную, в те дни, которые св. Церковь, по преимуществу, назначает для моления и поста, именно в понедельник и среду, на 1-м часе, и в пятницу, по окончании всех часов». «Прославление креста Христова составляет предмет молитв и песнопений всей следующей за третьею неделею седмицы, до субботы. При поклонении кресту, на котором Господь смирил Себя до смерти, в каждый день сей седмицы обличается фарисейская гордость, осужденная Богом, и похваляется мытарево смирение». В четвертую Неделю поста совершается память прп. Иоанна Лествичника, жившего в VI веке. «После поклонения кресту Церковь поучительно воспоминает сего святаго, который изобразил лествицу добродетелей, украшающих жизнь людей, несущих крест, и сам своею жизнью показал живой пример несения креста и пощения».

«…Церковь в три дня пятой седмицы, в четверток, субботу и день воскресный предлагает особенные для верующих побуждения к подвигам благочестия». В четверг на утрени читается Великий канон св. Андрея Критского и канон в честь св. Марии Египетской, которые называются «стоянием Марии Египетской». В этот день совершается Литургия Преждеосвященных Даров и бывает звон в «красныя», т. е. не великопостный. «Если в четверг 5-й седмицы случится праздник Благовещения, то чтение великого канона переносится на вторник, и тогда в этот день совершается литургия Преждеосвященных Даров».

«Суббота 5-й седмицы называется субботой акафиста, а сама служба получила название Похвалы Пресвятой Богородицы». В этот день на утрени в четыре приема читается акафист Божией Матери. «В пятую Неделю (воскресенье) Великого поста Церковь воспоминает и прославляет св. Марию Египетскую, великую подвижницу V-VI в… и в ее лице представляет нам образ истинного покаяния, ободряет нас надеждой на неизреченное милосердиен и человеколюбие Божие к искренне кающимся». В пятницу 6-й седмицы Четыредесятница заканчивается.

3. ОСОБЕННОСТИ ВЕЛИКОПОСТНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ

.1 Особенности совершения всенощного бдения и Литургии в подготовительные Недели и Недели Четыредесятницы

На вечерни от Недели о мытаре и фарисее до пятой Недели поста на «Господи, воззвах» стихиры из Октоиха поются вместе со стихирами из Триоди. В первую подготовительную неделю, а также в 4-ю и 5-ю Недели поста на «Господи, воззвах» поются 7 стихир из Октоиха и 3 из Триоди. А в остальные Недели - 6 из Октоиха и 4 из Триоди. Стихиры на «Славу» на «Господи, воззвах», на литии и на стиховне - из Триоди. Во 2-ю, 4-ю и 5-ю Недели поста в Триоди нет стихир на литии.

По освящении хлебов в указанные Недели поется тропарь «Богородице Дево…» трижды, а в Недели Торжества Православия и в Неделю Крестопоклонную - тропарь Богородице поется дважды и один раз тропарь празднства.

На утрени тропари на «Бог Господь…» в подготовительные Недели поются только воскресные тропари и их богородичные, а в Недели поста к ним добавляются тропари Триоди.

Полиелей и Непорочны. Согласно Уставу, от Сырной Недели до отдания Воздвижения Честнаго Креста на утрени вместо полиелея поются Непорочны, т. е. 118-й псалом: «Блаженни непорочные в путь…», или 17-я кафизма, названная так для отличия ее от других молитвословий, начинающимися и называющимися словом «Блаженны». Полиелей же поется только в те Недели, в которые случится праздник Господень, или Богородицы, или великого святого.

В приготовительные Недели: о блудном сыне, мясопустную и сырную - после полиелейных псалмов (134-го и 135-го) поется 136 псалом: "На реках Вавилонских…". Поводом для составления этого псалма послужили события 585 года до Рождества Христова, когда вавилонский царь Навуходоносор вторгся на территорию Иудейского царства, до основания разрушил Иерусалим и главную святыню иудеев - храм, а народ увел в плен. Церковь, напоминая нам о столь далеких событиях, и проводя некую аналогию между ними и духовной жизнью христианина, изображает «сокрушение души смертным грехом, после чего она подвергается преобладанию страстей и духов отверженных». Этот псалом не поется в первую подготовительную Неделю - о мытаре и фарисее - потому, что в этот день образ покаяния дан в евангельском чтении и в песнопениях. В этом же псалме говорится только о сокрушении - о сидении на реках Вавилонских. Во время поста он не поется потому, что смысл поста - в деятельном очищении от грехов и страстей, а не только в сокрушении о них. Христиане должны не только сознавать свою греховность, но стремиться к своему отечеству, к небесному Иерусалиму.

В Неделю крестопоклонную «непорочны (на практике, заменяются на полиелей, который совершается в алтаре, при этом величание не поется) (Указания за 2008 г. стр. 208).

Покаянные тропари. Во все подготовительные Недели и все Недели Четыредесятницы на утрени после Евангелия, «Воскресение Христово видевше…» и 50-го псалма «…поются покаянные тропари, в которых покаянное чувство выражается с особой силой, поразительностью и глубиной». На «Слава» вместо «Молитвами Апостолов…» поется «Покаяния отверзи ми двери…», в основу которого положена притча о мытаре. На «И ныне» вместо «Молитвами Богородицы…» - «На спасения стези…», составленного на основе притчи о блудном сыне. После пения первого стиха 50-го псалма вместо воскресной стихиры поется тропарь «Множество содеянных мною лютых…», в котором выражаются предсказания Спасителя о Страшном суде. Таким образом, эти три покаянные тропаря тесно связаны с воспоминаниями первых трех подготовительных Недель.

Канон. Можно выделить 4 вида соединения канонов на утрени в Недели рассматриваемого периода:

Таблица

НеделиОктоихТриодьМытаря и фарисея, Блудного сына, Сыропустную и Торжества Православияна 8на 6О Страшном Суде и Крестопоклоннуюна 6на 8Свт. Григория Паламына 41-й на 42-й (святому) на 6Прп. Иоанна Лествичника и Марии Египетскойна 61-й на 42-й (святому) на 4

По 3-й и 6-й песни канона - чтения из Триоди; воскресные кондаки в этот период опускаются. По 9-й песни после воскресного светильна на «Славу» читается светилен Триоди, на «И ныне» - Триоди.

В Неделю крестопоклонную после Великого славословия совершается вынос Креста на середину храма для поклонения. Великое славословие поется «тихогласно» (Тип. Гл. 49, стр. 343 на об.). «…В конце великого славословия (настоятель облачается во все одежды, и чин выноса совершается так, как в праздник Воздвижения) - вынос Креста, произносится «Премудрость, прости» перед царскими вратами».

Хор трижды поет тропарь Креста «Спаси, Господи, люди Твоя…». Священник полагает на аналой блюдо с Крестом и кадит вокруг него трижды, а по исполнении каждения трижды поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко…». Это песнопение трижды повторяет хор, и совершается целование Креста.

Стихиры на хвалитех.

Схема соединения стихир на хвалитехНеделиОктоихТриодьО мытаре и фарисее44О блудном сыне53О Страшном Суде, Адамова изгнания, Торжества Православия и Григория Паламы54Крестопоклонную45Прпп. Иоанна Лествичника и Марии Египетской81

Начиная с Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых, на хвалитех на «Славу» поется стихира из Триоди, а евангельская стихира поется перед 1-м часом (на «Слава, и ныне») (Тип. гл. 49, 2-е зри).

На часах. Тропарь воскресный. «Слава», тропарь Триоди (если есть). Кондак Триоди. Во 2-ю Неделю два кондака Триоди на часах чередуются.

На Литургии. В Недели Четыредесятницы, кроме Недели Ваий совершается Литургия св. Василия Великого. Вместо «Достойно есть…» поется «О Тебе радуется…» (Тип. гл. 49, Неделя первая святых постов, 1-е зри, стр. 339).

Блаженны на Литургии в Недели рассматриваемого периода читаются Октоиха на 6 и Триоди на 4, а в 4-ю и 5-ю Недели - только Октоиха (на 8).

Тропари и кондаки. В Недели подготовительные и Четыредесятницы поются по входе поются тропарь воскресный, тропарь и кондак храма; тропарь Триоди; вместо воскресного кондака поется кондак Триоди. В подготовительные Недели нет тропарей Триоди, а в 1-ю и 3-ю Недели опускаются тропарь и кондак храма.

Трисвятое. В Неделю крестопоклонную вместо трисвятого поется «Кресту Твоему поклоняемся Владыко…» (Тип., гл. 49, Неделя третья святых постов, стр. 349).

Прокимен и аллилуарий: в Недели о мытаре и фарисее, блудного сына - гласа; в Недели Иоанна Лествичника и Марии Египетской - гласа и святого (святой); в Недели мясопустную, сыропустную, Торжества Православия, Крестопоклонную - Недели. Православия. Во 2-ю Неделю поста - Недели и святителя. Апостол и Евангелие - Недели, а во 2-ю, 4-ю и 5-ю Недели - Недели и святого. Причастен в Недели о мытаре, о блудном, сыропустную - воскресный; в Недели мясопустную и Торжества Православия - воскресный и праведным; в Неделю Григория Паламы, Иоанна Лествичника и Марии Египетской - воскресный и святого; в Неделю крестопоклонную - Недели.


Великопостное богослужение во многом отличается от богослужения, совершаемого Церковью в другое время года. В Великий пост «вечернее богослужение состоит из великого повечерия; утреннее - из полунощницы, утрени и первого часа; дневное - из часов: 3-го, 6-го и 9-го, чина изобразительных и вечерни, а по средам и пятницам с прибавлением к сему литургии Преждеосвященных Даров». Согласно Типикону, после первого часа совершался «совершенный отпуст», после которого братия расходились из храма. В 3-й час дня (по нашему в 12 часов дня) братия собирались на дневное богослужение. После отпуста вечерни совершалась заупокойная лития, и также был расход (Тип., гл. 49, 330 лист). Устав о трапезе в Типиконе находится после расхода вечерни, т. е. по окончании дневного богослужения. В 9 часов дня (по нашему исчислению в 15 часов дня) братия собирались в храм для совершения повечерия.

В настоящее время, согласно наиболее распространенной практике, утреннее богослужение соединяется с дневным. В некоторых приходских храмах утром совершают дневное богослужение (часы, изобразительные и вечерню), а вечером - повечерие, и утреннее богослужение (утреню и первый час).

.3 Особенности богослужений суточного великопостного круга

Общей особенностью великопостных служб является молитва Ефрема Сирина, которая произносится в конце каждой из них с 16-ю поклонами.

На полунощнице единственной особенностью является произнесение молитвы прп. Ефрема Сирина в конце первой ее части, по возгласе: «Боже, ущедри ны…» перед молитвой: «Владыко Боже Отче Вседержителю…». В тропарях первой части полунощницы воспоминается о Втором пришествии Христа и Страшном суде. Поэтому молитва «Господи и Владыко живота моего…» является естественным заключением первой части. В конце полунощницы молитва прп. Ефрема Сирина была бы неуместной, потому что вторая (заключительная) часть полунощницы посвящена молитве об усопших.

Утреня

) В отличие от обычной на великопостной утрени после возгласа «Благословен Бог наш…» перед «Приидите, поклонимся…» читается Трисвятое, «Отче наш…», «Господи, помилуй» 12 раз, «Слава, и ныне».

) Вместо «Бог Господь…» поется «Аллилуия» по гласу Октоиха с четырьмя стихами из пророка Исаии. «Аллилуия» значит «хвалите Господа». Если в обычные дни здесь говорится о явлении Бога и Господа нам, то на великопостной утрени говорится о стремлении человека к Богу, смысл которого является в хвалении Бога, или в прославлении Его своею жизнью. Первый стих - «От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя на земли» (Ис. 26:9) - выражает усердие к Богу, осознавая то, что на земле сияет свет Его заповедей, т. е. Он уже открыл нам Свою волю. Второй стих - «Правде научитеся, живущии на земли» - говорит о том, что верующие обязаны учиться познавать и исполнять правду, т. е. волю Божию. В третьем стихе - «Зависть приимет люди ненаказанныя» (Ис. 26:11) - говорится об участи тех, кто не будет учиться правде Божией и останется ненаказанным, т. е. ненаученным. Эти люди в день Страшного суда сильно позавидуют праведным. В четвертом стихе - «Приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли» (Ис. 26:15) - содержится молитва о ниспослании скорбей людям, имеющим силу и власть на земле, для того, чтобы они смирились и не противились Богу, потому что гордость является причиной отпадения от Бога и пренебрежения Его заповедями.

) После «Аллилуия» поются Троичные тропари гласа. Окончание первого тропаря «соответствует службе дня». Например, в понедельник - «Предстательствы бесплотных Твоих, помилуй нас»; во вторник - «Молитвами Предтечи Твоего помилуй нас» и т. д. Окончание второго и третьего тропарей не изменяются. Второй оканчивается словами: «молитвами всех святых Твоих помилуй нас», третий - «Богородицею помилуй нас». Эти тропари называются Троичными потому, что в них говорится о прославлении Троицы ангелами, которые воспевают песнь: «Свят, Свят, Свят…». В данном случае Церковь ставит ангелов нам в пример для подражания в усердии к молитве.

Тропарь празднуемого святого здесь не поется потому, что с древности (в Студийском уставе) он являлся принадлежностью праздничной службы, а не аллилуйной.

) Кафизмы и седальны. Поскольку Четыредесятницы - время сугубого покаяния и сугубой молитвы (усугубити - делать вдвое, удвоять), Псалтирь в храме за седмицу прочитывается дважды. Поэтому на утрени читаются три кафизмы. Исключение составляет четверг 5-й седмицы («стояние Марии Египетской). В этот день на утрени одна кафизма потому, что читается Великий канон. Если в этот четверг придется Благовещение, то эта служба переносится на вторник.

По первой кафизме седальны читаются из Октоиха. Если празднуемый святой имеет свой кондак, то к ним добавляется мученичен (из седальнов Октоиха по второй кафизме) (Тип., гл. 49, стр. 325 на обор.). Если у святого нет своего кондака, то этот мученичен читается по 6-й песни канона. Мученичен непременно должен быть прочитан либо по первой кафизме, либо в каноне потому, что пример мучеников укрепляет в терпении подвига поста. По второй и третьей кафизме читаются седальны Триоди. В них идея поста и покаяния связана связывается с воспоминанием дня седмицы. В Четыредесятницу по кафизмах ектений нет, за исключением особых праздничных дней.

5) После 50-го псалма диакон (если нет, то иерей) произносит литийную молитву: «Спаси, Боже, люди Твоя…». Хор поет: «Господи, помилуй» 12 раз, и священник произносит возглас: «Милостию и щедротами…». Эта молитва не читается в четверг Великого канона.

) Канон. На великопостной утрене читается полный канон святого (из Минеи), который соединяется с трипеснцами Триоди. Первая песнь трипеснца зависит от дня седмицы (в понедельник - 1-я песнь, во вторник - 2-я и т. д.), а две другие - всегда 8-я и 9-я. Те песни, в состав которых входят трипеснцы, поются на 14: канон Минеи со ирмосом на 6 и трипеснцы на 8. Во втором трипеснце есть один тропарь (в понедельник 1-й седмицы в первой песни - два тропаря), который не входит в эти 14. Этот тропарь читается с припевом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Катавасией является ирмос второго трипеснца.

Песни, в которых нет трипеснцев, поются на 4 (без ирмоса). В 1-й, 4-й, 5-й и 7-й песнях ирмос поется перед тропарями, а в 3-й и 6-й песнях - только после тропарей, т. е. в качестве катавасии.

Если случатся два святых, то в песнях с трипеснцами читаются оба канона Минеи на 6 (первые два тропаря обоих в каждой песни обоих канонов соединяются в один). В песнях без трипенсцев, как правило, каноны святых читаются на 8.

Канон читается с библейскими песнями из раздела Ирмология «Во святую и великую Четыредесятницу стихословятся песни сице». Полностью стихословятся лишь те песни, в которых есть трипеснцы. В остальных случаях библейские песни стихословятся на 4.

Седален по 3-й песни и кондак по 6-й читаются из Минеи, а светилен - из приложения Триоди (или из приложения Октоиха); светилен же Минеи, если есть, опускается. Светилен читается по гласу Недели. Произносится трижды - через «Слава» и «И ныне». Когда он читается первый раз, запев к нему берется в зависимости от дня (в понедельник - «Предстательствы безплотных Твоих, и спаси мя», во вторник - «Молитвами, Господи, Предтечи Твоего, и спаси мя» и т. д.). Запевы у светильна при втором и третьем его произнесении не изменяются. На «Славу» запев: «Молитвами, Господи, святых Твоих, и спаси мя». На «И ныне» - «Молитвами, Господи, Богородицы, и спаси мя». Обычно в светильнах говорится о плодах подвига святого и о просвещении, как о цели наших молитв к нему. Светильны Триоди являются молитвенными обращениями ко Христу, Который есть Свет истинный, пришедший в мир (см. Ин. 1:9; 9:5). В них содержатся прошения о просвещении души духовным светом. В окончаниях же светильнов, в отличие от Троичных тропарей после «Аллилуия», говорится не о помиловании, а о спасении, так как спасение есть цель молитвы и следствие духовного просвещения.

) Стихиры на хвалитех поются из числа стихир на «Господи, воззвах» второго святого (если есть).

Стихиры на стиховне всегда поются из Триоди (даже на Благовещение). «Если святой будет иметь утренние стихиры на стиховне, то Слава - святого, И ныне, Богородичен по гласу Славы из дополнительной части Минеи, а в среду и в пяток крестобогородичен Минеи на ряду».

) Окончание утрени.

В период ОктоихаВ Четыредесятницу«Благо есть…» - 1 раз.«Благо есть…» - дважды.Трисвятое по «Отче наш…»Тропарь святому или праздника. Слава, и ныне. Богородичен.Тропарь: «В храме стояще славы Твоея…»Сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже…» Возглас: «Яко милостив…»«Господи, помилуй» 40 раз. «Слава, и ныне».Иерей: «Премудрость». Хор: «Благослови».Чтец: «Честнейшую херувим…». «Именем Господним благослови, отче».Иерей: «Сый благословен Христос Бог наш…»Хор: «Утверди, Боже…»Чтец: «Небесный Царю, веру утверди…». Молитва прп. Ефрема Сирина.

Сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже…» в конце великопостных утрени и вечерни опускается, видимо, потому, что она является усиленным молением о людях, а пост - это время усиленной молитвы о своих грехах. Поэтому вместо нее 40 раз произносится «Господи, помилуй». В конце обычной утрени произносится возглас «Премудрость», возвещающий о начале отпуста, который «…является благословением на выход из храма и заключительным прославлением Бога». В конце великопостной утрени этого возгласа нет, по всей видимости потому, что она заканчивается не прославлением Бога, а усиленными молитвами.

Вместо пения «Утверди, Боже…» читается молитва: «Небесный Царю…». В ней говорится о мире, о храме, об усопших отцах и братиях. Заканчивается она упоминанием о покаянии, которое является смыслом великопостной службы: «…и нас в покаянии и исповедании приими…».

Часы

)3-й, 6-й и 9-й совершаются вместе.

) На каждом часе после трех обычных псалмов читается кафизма, за исключением, 1-го часа понедельника и на 1-го и 9-го часов пятницы.

) Вместо чтения тропаря святого священником перед царскими вратами произносится от лица молящихся тропарь часа с двумя его стихами. Клирос поет этот тропарь трижды: после произнесения его священников и после каждого из двух стихов. Во время пения клиросом тропаря совершаются великие поклоны. Тропари связаны с воспоминаниями часов и являются усиленным молитвенным обращением к Богу. Поэтому они сопровождаются земными поклонами. Стихи этих тропарей взяты из псалмов. Тропарь часа в Уставе называется "постным".

По Трисвятом вместо кондака святому читается постный тропарь (отличный от первого). На 1-м часе постный тропарь по Трисвятом положен один и посвящен Богородице: «Преславную Божию Матерь…», служащий седальным 6 гласа. В среду и пятницу на этом часе читается тропарь Кресту: «Скоро предвари…» - седален 4 гласа. «Тропарь положен один, может быть, в соответствие нумерации часа и по усталости от утрени». На остальных часах по Трисвятом читаются по три тропаря.

) На 6-м часе после Богородичного: «Яко не имамы дерзновения…» читается тропарь пророчества дважды через «Слава, и ныне», затем прокимен со стихом, а затем паримия из пророка Исаии.

) На 3-м и 6-м часах вместо возгласа «Молитвами святых отец наших…» произносится возглас: «Боже, ущедрины…».

) После возгласа: «Боже, ущедрины…» дважды читается молитва: «Господи и Владыко живота моего…» с 16-ю поклонами. На 9-м часе эта молитва читается один раз с тремя земными поклонами потому, что «…следующее за 9-м часом последование изобразительных начинается прямо с пения Блаженных с 17-ю поклонами (14 поясных и 3 земных). Соединение в одном месте многих поклонов (16 и 17) будет нарушением меры и затруднительно для многих богомольцев. Но «Блаженны» поются один раз в сутки и поклоны на них не могут быть ни отменены, ни сокращены. Посему в конце 9-го часа сокращается число положенных в этом месте поклонов и молитва св. Ефрема Сирина читается один раз».

Изобразительные

После молитвы 9-го часа: «Владыко Господи Иисусе Христе…» сразу совершается последование изобразительных. «Так называется краткая служба, которая совершалась иногда пустынножителями вместо литургии и служила некоторым изображением или подобием ее, почему называется также обедницею». Со временем «…прежний обычай самопричащения иноков (анахоретов) исчезает…», а чин изобразительных остается. Он совершается вместо литургии, если почему-либо ее не положено. Ибо смыслом богослужений суточного круга является приготовление к литургии, которая придает этому кругу полноту. Она как бы является центром этого круга. Когда же литургии не положено, то эту ее роль выполняют изобразительные, которые напоминают о цели всех молитв - единении с Богом. В Навечерия Рождества Христова и Богоявления, в Великий Четверток и Великую Субботу изобразительные в богослужебном круге, по-видимому, находятся как изобразительные, так и Литургия. Согласно Уставу, в эти дни после изобразительных полагается расход. Литургия же присоединяется к вечерне и, следовательно, относится к следующему суточному кругу.

В дни Великого поста опускаются изобразительные псалмы (102-й и 145-й), так как они являются торжественными песнопениями, и тропарь «Единородный Сыне…». Поэтому изобразительные начинаются пением Блаженн. Заключительные молитвы: «Помяни нас, Господи…», «Помяни нас, Владыко…» и «Помяни нас, Святый…» поются медленно, и во время их пения делаются три земных поклона. По «Отче наш…» читаются кондаки храма, дня, рядового святого Минеи (если есть), «Слава» - заупокойный кондак, «И ныне» - кондак: «Предстательство христиан непостыдное», или кондак Господского храма.

Для наглядности ниже приводится таблица окончаний изобразительных

Окончание изобразительныхНе в постВ пост, если есть ЛитургияВ пост, если нет ЛитургииКондак (кондаки) «Господи, помилуй» 40 раз«Слава, и ныне», «Честнейшую…». «Именем Господним…» Иерей: «Боже, ущедри ны…» Молитва прп. Ефрема Сирина с 16-ю поклонами.Трисвятое. «Отче наш…». «Господи, помилуй» (12)Молитва: «Всесвятая Троице…» Диакон: «Премудрость». Клирос: «Достойно есть…» Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас» Клирос: «Честнейшую херувим…» Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…» Клирос: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (3), «Благослови». Иерей: Отпуст.Хор: «Господи, помилуй» (3)

Вечерня

Последование вседневной вечерниесли она совершается без Литургии Преждеосвященных Даровесли она соединяется с Литургией Преждеосвященных ДаровЧтец: «Аминь» (после молитвы прп. Ефрема Сирина). Диакон: «Благослови, Владыко» Иерей: «Благословенно Царство…» Хор: «Аминь».Чтец:«Приидите, поклонимся…» трижды и 103-й псалом. Великая ектения. Кафизма 18 (за исключением седмичных дней 5-й седмицы)На каждом антифоне кафизмы - малая ектения. Во время 1-го антифона Агнец полагается на дискос; во время 2-го - совершается каждение Агнца; во время 3-го - совершается перенесение Агнца на жертвенник.«Господи, воззвах…»Стихиры на 6: Триоди 3 и Минеи 3Стихиры на 10: Триоди 6 и Минеи 4Входа нетВход с кадилом Диакон: «Премудрость, прости»Чтец (или хор): «Свете Тихий...»Хор: «Свете Тихий…»Диакон: «Вонмем». Иерей: «Мир всем». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость. Вонмем». Чтец - прокимен первой паримии Триоди со стихом. Далее читается первая паримия. После нее диакон: «Вонмем». Произносится прокимен второй паримии Триоди со стихом.Диакон: «Повелите» Иерей с кадилом и свечой в руках, стоя лицом к престолу, изображая ими крест, произносит: «Премудрость, прости». Затем, обратясь к молящимся, воздвигает свечу с кадилом и возглашает: «Свет Христов просвещает всех».Диакон: «Премудрость»Чтец: «Притчей чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает вторую паримию Триоди«Сподоби, Господи…». Просительная ектения. Стихиры на стиховне Триоди. «Ныне отпущаеши». Трисвятое по «Отче наш». Хор поет тропари: «Богородице Дево…». «Слава» - «Крестителю Христов…». «И ныне» - «Молите за ны…». «Под Твое благоутробие…». (После каждого из первых трех тропарей совершается земной поклон). Иерей: «Мир ти». Диакон: «Премудрость». Поется великий прокимен: «Да исправится молитва моя…» с четырьмя стихами. Молитва прп. Ефрема Сирина с тремя поклонами («уставом не предписано, но, обыкновенно совершается»). На этом вечерня заканчивается.Далее окончание вечерни, не соединяемой с Литургией, совершается так же, как на великопостной утрени до молитвы прп. Ефрема Сирина, а после нее - так же, как в конце изобразительных (если есть Литургия Преждеосвященных Даров). Только после отпуста поется не «Господи, помилуй» трижды, а многолетие.

Возглашение: «Свет Христов просвещает всех» означает, что «…в конце веком нам, сидящим во тьме, воссиял через воплощение Свет истинный - Иисус Христос и исполнил вселенную светом Своей благодати». Фимиам кадила означает благодать, а свет свечи - истину. Священник благословляет кадилом и свечой в знак того, что «…благодать… и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1:17).

Литургия Преждеосвященных Даров

Литургия Преждеосвященных Даров - это Литургия, на которой не совершается освящение Даров, а для причащения предлагаются Св. Дары, освященные прежде. Согласно 52-му правилу VI Вселенского собора, она совершается в дни Великого поста. Полную Литургию древние христиане называли Пасхой, потому что они присутствовали на ней «…с такими же радостными и высокими чувствами, с какими и при торжестве Пасхи. Но эти чувства не согласуются с сокрушением и печалию, с какими должно проводить дни великого поста». Потому 49-м правилом Лаодикийского собора было предписано не совершать полной Литургии в седмичные дни Великаго поста. Но чтобы постящихся не лишить не лишить небесной пищи Тела и Крови Христовых, необходимых для укрепления в духовной жизни, совершается Литургия Преждеосвященных Даров.

Первоначально эта Литургия, как и полные, совершалась по устному преданию и не везде одинаково. В IV веке для азиатских церквей ее отредактировал свт. Василий Великий. В VII веке свт. Григорий Двоеслов собрал и письменно изложил чин Литургии Преждеосвященных Даров. Он узаконил совершать ее один раз в году - в Великий Пяток Страстной седмицы. До XVI века Литургия Преждеосвященных Даров называлась Литургией св. Василия Великого. С XVI в. (первоначально на Афоне) она стала называться Литургией св. Григория Двоеслова (видимо, для того, чтобы отличать ее от полной Литургии св. Василия Великого, которая совершается 10 раз в году).

Литургия Преждеосвященных Даров начинается сразу после молитвы прп. Ефрема Сирина, которой заканчивается вечерня. Диакон произносит сугубую ектению: «Рцем вси…», ничем неотличающуюся от сугубой ектении на полной Литургии. Далее следует ектения о оглашенных. Со среды 4-й седмицы поста после нее произносится ектения о просвещаемых, т. е. о тех, кто готовится ко крещению. В древности оглашение могло продолжаться до трех лет. Те оглашенные, которые принимали крещение на эту Пасху, назывались «иже ко просвещению», т. е. просвещаемыми. Со среды 4-й седмицы начиналось усиленное приготовление их ко крещению. Поэтому на Литургии о них произносилась особая ектения.

Далее следуют две ектении о верных. После последней ектении священник произносит возглас: «По дару Христа Твоего…». После этого возгласа хор поет: «Ныне силы небесныя…». Священнослужителями совершается вход, на котором переносятся преждеосвященные Дары с жертвенника на престол. Священнослужителя совершают вход в молчании, т. е. не возглашают поминовения, потому что на этой Литургии не совершается проскомидия. После входа совершаются три великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина. Эти поклоны совершаются не в конце (как у остальных великопостных богослужений), а после Входа потому, что далее молящиеся готовятся ко причащению и причащаются. Поэтому далее нет покаянных молитвословий, и молитва прп. Ефрема Сирина с земными поклонами была бы здесь неуместной.

После поклонов диакон произносит просительную ектению. Она отличается от подобной ектении на полной Литургии только первыми двумя прошениями. В ее первом прошении вместо «Исполним молитву нашу…» произносится: ««Исполним вечерню молитву нашу…» потому, что по Уставу эта Литургия совершается вечером (после вечерни). Во втором прошении вместо «О предложенных и освященных честных Дарех…» произносится: «О предложенных и преждеосвященных честных Дарех…». Далее - последование как на полной Литургии, за исключением следующих моментов:

вместо возгласа: «Святая святым» произносится: «Преждеосвященная Святая святым»;

независимо от дня и празднуемого святого на Литургии Преждеосвященных Даров всегда поется причастен: «Вкусите и видите…»;

при выносе Даров поется: «Благословлю Господа на всякое время…»;

по возгласе: «Спаси, Боже, люди Твоя…» поется: «Хлеб Небесный и Чашу жизни…»;

третье прошение благодарственной ектении начинается со слов: «Вечера всего совершенна…»;

заамвонная молитва - «Владыко Вседержителю, Иже всю тварь мудростию соделовавый…»;

на отпусте поминается святой следующего дня; составитель Литургии (св. Григорий Двоеслов) поминается не перед святыми дня и храма, а после них.

Великое повечерие

«Великое повечерие (обычно отдельно от утрени) совершается вечером в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу во все седмицы Великой Четыредесятницы, за исключением четверга и пятницы 5-й седмицы (суббота Акафиста)», т. е. в вечер тех дней, в которые не совершалась полная Литургия. «Повечерие, как показывает самое наименование, есть служба, совершаемая "по вечери", т. е. после вечерней трапезы (ужина), перед отходом ко сну». Через молитвы великого повечерия «…Церковь располагает нас к покаянию… которое в конце дня особенно необходимо и благовременно, как отчет пред Богом в нашем поведении в течение дня». Согласно Известию учительному в Служебнике, со службой повечерия соединены воспоминания «…о сошествии Христа во ад, о победе Его над диаволом и об освобождении из ада и введении в рай душ всех праведников». Также в последовании великого повечерия содержатся молитвы о сохранении от ночного страха и внезапной смерти.

Великое повечерие можно состоит из трех частей.

Первая часть. Обычные начальные молитвословия. «Приидите, поклонимся…» трижды. В первые четыре дня Великого поста, когда на повечерии читается канон св. Андрея Критского, после «Приидите, поклонимся…» читается 69-й псалом: «Боже, в помощь мою вонми…», и начинается чтение Великого канона.

После «Приидите, поклонимся…» - псалмы: 4-й, 6-й, 12-й. «Слава, и ныне». «Аллилуия…» (3). «Господи, помилуй» (3). «Слава, и ныне». Псалмы: 24-й, 30-й и 90-й. «Слава, и ныне». «Аллилуия…» (3). «Господи, помилуй» (3). «Слава, и ныне». В этих шести псалмах выражается надежда на Бога в подаянии земных благ (пс. 6), скорбь о грехах и моление об их прощении (пс. 6, 12), надежда на прощение грехов и на защиту от врагов (пс. 24, 30 и 90).

Далее поются пророческие стихи из книги пророка Исаии (Ис., гл. 8 и 9): «С нами Бог, разумейте языцы и покарайтеся, яко с нами Бог…». В них говорится о Христе Сыне Божием, о Его воплощении и о плодах этого воплощения для неверующих и для верующих.

Затем поются тропари в честь Св. Троицы, в которых испрашиваются вечер и ночь без греха: «День прешед, благодарю Тя, Господи…». «Слава: День прешед, славословлю Тя, Владыко…». «И ныне: День прешед, песнословлю Тя, Святый…».

После этих тропарей читается тропарь: «Безплотное естество…». В нем воспоминается о славословии ангелами Св. Троицы и содержится молитва к Богородице, апостолам, пророкам и мученикам о нас, чтобы и мы сподобились прославлять Троицу. После тропарей, прославляющих Св. Троицу читается Символ веры, в котором исповедуется вера в Троицу и в домостроительство нашего спасения. Далее произносятся молитвы ко всем святым, как к тем, которые достигли спасения и имеют дерзновение молиться перед Богом и о нас. Заключаются эти обращения к святым прошением к Богу об очищении от грехов - в знак того, что, прося святых о себе, мы и сами должны заботиться о спасении.

Далее - снова усиленное обращение к Св. Троице: Трисвятое по «Отче наш…». Затем поются тропари. Для понедельника и среды назначаются три тропаря: «Просвети очи мои…» (в нем содержится молитва о просвещении души). «Слава» - «Заступник души моея буди…» (об заступлении от соблазнов и спасении души). «И ныне» - «Яко не имамы дерзновения…» (молитва к Богородице).

Для вторника и четверга назначаются четыре тропаря: «Невидимых враг моих…» (о защите от врагов и просвещении ума). Стих: «Призри, и услыши мя, Господи Боже мой», тропарь: «Яко страшен суд Твой, Господи…» (о Страшном Суде). «Слава» - «Слезы ми даждь, Боже…» (прошение о даровании покаяния в грехах). «И ныне» - «Непостыдную, Богородице, надежду Твою имея…».

После тропарей - «Господи, помилуй» 40 раз. «Слава, и ныне». «Честнейшую херувим…». «Именем Господним благослови, отче» - благословение на окончание первой части повечерия. Иерей: «Молитвами святых отец наших…». Чтец: «Господи, Господи, избавлей нас…» - молитва, в которой кратко излагаются моления, заключающиеся в первой части повечерия. Вторая часть великого повечерия - покаянная.

«Приидите, поклонимся…» трижды. Пс. 50-й, 101-й и покаянная молитва Манассии, царя Иудейского: Господи Вседержителю…». Трисвятое по «Отче наш…». Покаянные тропари: «Помилуй нас, Господи…». «Слава» - «Господи, помилуй нас…». «И ныне» - «Милосердия двери отверзи нам…». «Господи, помилуй» 40 раз. «Слава, и ныне». «Честнейшую херувим…». «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших…». Покаянная молитва ко Св. Троице: «Владыко Боже Отче Вседержителю…».

Третья часть великого повечерия «…главным образом, состоит из славословий и хвалений Богу и святым угодникам Божиим, и она подобна той части утрени, которая начинается пением канона».

«Приидите, поклонимся…» трижды. Пс. 69: «Боже, в помощь мою вонми…» (молитва о спасении от врагов). Пс. 142: «Господи, услыши молитву мою…» («сей есть от семи покаянных псалмов, есть молитва сокрушенного сердца, о грехах кающегося»). Эти псалмы «…составляют как бы переход от службы покаянной к службе более торжественной. Так, в псалме: «Боже, в помощь мою вонми», говорится: «Да возрадуются и возвеселятся о Тебе вси ищущии Тебе, Боже…». И в псалме: «Господь, услыши молитву мою» слышим: «… Имене ради Твоего ради, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою». Таким образом, здесь содержится как бы указание на то, что Господь, сошедши во ад, возвел из темницы ада души праведников».

Далее читается великое славословие, читаемое на непраздничной утрени. Оно «…составляет как бы продолжение молитвословий, содержащихся в предшествующих ему псалмах. В славословии находятся самыя слова 142-го псалма "Господи, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой"».

После великого славословия читается канон, «…в котором прославляются святые, возрадовавшиеся и возвеселившиеся о Боге, ищущие Бога, которых Господь оживил, и души коих правдою Своею извел от печали». «Великий канон читается не в третьей части повечерия, где обыкновенно канон составляет торжественную часть службы, а в самом начале повечерия потому, что Великий канон приготовляет, настраивает душу к покаянному молению, какое затем и следует в повечерии».

В пятницы вечером на великом повечерии читается заупокойный канон Октоиха с утрени субботы и канон святого, случившегося в субботу или неделю этой седмицы. «С понедельника 2 седм. Великого поста начинается совместное пение канона Пр. Богородицы и канонов тех святых, которые прилучатся в период времени от Лазаревой субботы до недели Антипасхи». В пятницы вечером канон Богородицы не поется, так заменяется заупокойным каноном Октоиха.

После канона читается «Достойно есть…». Трисвятое по «Отче наш…». Затем велегласно и косно поется на 6-й глас тропарь: «Господи сил, с нами буди…» и 150-й псалом: «Хвалите Бога во святых Его…». Тропарь поется после каждого стиха псалма. Затем поется: «Слава» - тропарь: «Господи, аще не быхом святыя Твоя имели молитвенники…». «И ныне» - «Многая множества…». «Всесвятая Богородице…». «Все упование мое…».

«На великом повечерии в пятницу вечером вместо «Господи сил, с нами буди» будет читаться:

)на 1-й седмице - кондак св. великомученику Феодору Тирону;

)на 2-й, 3-й и 4-й седмицах - кондак «Со святыми упокой…»;

)на 6-й седмице в пятницу вечером - кондак св. Лазаря…»".

После «Господи сил…» (или кондака) - «Господи, помилуй» 40 раз. Далее великое повечерие совершается как и малое, за исключением:

вместо возгласа: «Молитвами святых отец наших…» - возглас: «Боже, ущедри ны…», а после него - молитва прп. Ефрема Сирина с 16-ю поклонами, Трисвятое по «Отче наш…» и «Господи, помилуй» 12 раз;

вместо отпуста: «Христос, истинный Бог наш…» священник читает коленопреклонную молитву: «Владыко Многомилостиве…».

Великие повечерия, совершаемые в пятницу вечером заканчиваются так же, как и малые повечерия в период пения Октоиха.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

пост духовный седмица всенощный бдение

В ходе данной работы были изложены история поста, смысл его воспоминаний и уставные особенности богослужений подготовительных и великопостных дней. Уставные особенности Сырной седмицы, суббот, малых повечерий и праздничных дней будут рассмотрены в работе на следующих курсах обучения. Рассмотрение истории Великого поста показало, что он развивался с I века. Окончательно его продолжительность была установлена примерно в VIII веке, а подготовительные седмицы были установлены в X-XII веках. Воспоминания Недель Великого поста устанавливались Церковь с IV века (суббота 1-й седмицы поста) до XV в. (примерно в это время было установлено празднование в честь свт. Григория Паламы во 2-ю Неделю поста). Поскольку пост формировался почти полторы тысячи лет, то он отражает в себе жизнь Церкви в эту эпоху. Основное же его назначение - это призывание верующих к истинной жизни, которая состоит в покаянии и единении с Богом через исполнение Его заповедей. Церковь всегда придавала посту большое значение. Он подтверждается правилами Вселенских и Поместных Соборов. На протяжении веков между различными Церквами шли споры о его продолжительности. Только краткое изучение истории поста показывает его значение для Церкви. Каждая из его Недель соединена с каким-нибудь важным воспоминанием из истории Церкви и наполнена глубоким смыслом, который имеет непосредственное отношение к покаянию. В молитвословиях и песнопениях поста раскрывается учение о покаянии и спасении.

Таким образом, Великий пост является частью подвижного годичного богослужебного крага. Во время него изменяется характер седмичного круга: седмичные дни являются подготовкой к воскресным дням, хотя по содержанию воскресенья являются началом седмиц. (например, в седмицу крестопоклонную). Более же всего особенность великопостного периода отражается в суточном круге. В полунощнице имеется всего одно отличие - наличие молитвы прп. Ефрема Сирина. Утреня же и часы настолько отличаются от обычных, что можно говорить о великопостной утрени и великопостных часах. Общей особенностью служб великопостного суточного круга является то, что в них никогда не читаются тропари и кондаки святым дня (Минеи). На всех службах они заменяются постными тропарями и кондаками. Следующей очень важной общей особенностью великопостных служб является то, что на них увеличиваются молитвы, обращенные к Св. Троице. Так, утреня начинается с дополнительного Трисвятого. После «Аллилуия» поются троичные тропари. На великом повечерии поются и читаются тропари, обращенные к Св. Троице. Самой значительной особенностью является совершение Литургии Преждеосвященных Даров. Если изобразительные и великое повечерие совершаются в некоторые другие дни года, то Литургия Преждеосвященных Даров является принадлежностью только Великого поста. Первоначально некоторые особенности великопостных служб были вызваны историческими причинами, которые со временем утратили свое значение. Так, чтения Великого поста сначала изначально были предназначены для оглашенных. Впоследствии подготовка оглашенных отошла на второй план, и чтения и молитвословия поста обращены к чадам Церкви. Например, возглашение: «Свет Христов просвещает всех» сначала было обращено к оглашенным. Теперь же оно относится к членам Церкви. Каждая особенность постной службы вызвана имеет духовно-нравственный смысл. Поэтому изучение устава богослужений Великого поста необходимо соединять с изучением смысла их чтений, молитвословий и песнопений

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

I. Источники:

.Афанасий (Сахаров), свт. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. - СПб.: САТИС, 2008. - 330 с.

.Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. В русском переводе с параллельными местами. - М.: Библейские общества, 1995. - 1346 с. - прилл.

.Дорофей, авва, преп. Душеполезные поучения. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2002. - 240 с.

.Ирмологий, обдержай вся ирмосы осмогласника, владычних же и Богоматере праздников, и всего лета. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. - 239 листов.

.Правила Святых Поместных Соборов с толкованиями. Часть 2-я. Правила первых шести Святых Поместных Соборов. - Тутаев, Православное Братство свв. Князей Бориса и Глеба, 2001 - 886 с.

.Правила Святых Вселенских Соборов с толкованиями. Ч. 1. Правила соборов 1-7. - Тутаев, Православное Братство свв. Князей, 2001 - 1438 с.

.Симеон Солунский, блаженный. Объяснение православных богослужений, обрядов и таинств. - «Оранта», 2009. - 512 с.

.Служебник. - Изд-во Московской Патриархии, 2001. - 582 с. - Репринтное изд. с испр. и доп.

.Типикон. - М.: Изд-во Московской Патриархии, 1997. - 583 листа.

.Триодь Постная. Ч. 1. - М.: Изд. Московской Патриархии, 1992. - 520 листов. - нотное прилл.

.Часослов. - Изд-во Московской Патриархии, 1998. - 352 с.

II. Литература:

.Богослужебный устав Православной Церкви. Опыт изъяснения изложения порядка богослужения Православной Церкви. / Сост. В.Розанов. - М.: «ИнтерДиалект+», 1998. - 676 с.

.Ветелев А., прот. Путь к пробуждению: Сборник великопостных и пасхальных поучения и бесед. - М.: Изд. «Русский хронограф 1991», 2002. - 351 с.

.Ветхозаветные сотницы. - М.: Сибирская Благозвонница, 2009. - 479 с.

.Дебольский Г., прот. Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви. - «Харвест», 2001. - 848 с.

.Карабинов И.П. Постная Триодь. Исторический обзор ее плана, состава, редакций и славянских переводов / Союз писателей России; Отв. ред. В.В.Павленко. - М.: Информационно-издательская продюсерская компания «ИХТИОС», 2004. - 352 с.

.Кураев А., диак. Протестантам о Православии. Наследие Христа. - Клин, «Христианская жизнь», 2006. - 671 с.

.На реках вавилонских. Путь покаяния на примере двух песнопений Великого Поста. - М.:, 2004. - 72 с.

.Настольная книга священнослужителя. Т. 1. - М.: Изд. Московской Патриархии. - 704 с.

.Настольная книга священнослужителя. Т.4. - М.: Изд. Московской Патриархии, 2001. - 814 с.

.Никольский К., прот. Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви. - М.: Изд. Совет РПЦ, 2008. - 902 с.

.Полный церковно-славянский словарь. / Сост. прот. Г.Дьяченко. - М., 1993. - 1120 с.

.Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «ПРАВОСЛАВНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2000. - 655 с.

.Православный церковный календарь 2010. - М.: Изд-во Московской Патриархии, 2009. - 224 с.

.Практическое руководство для священно-церковнослужителей при совершении богослужений в двунадесятые праздники, дни Постной и Цветной Триоди. / Сост. архим. Иоанн (Маслов). - Киев : Об-во любителей правосл. лит-ры : Изд-во им. Свт. Льва, папы Римского, 2003. - 311 с.

.Синаксари Постной и Цветной Триодей. - М.: ПСТГУ, 2009. - 238 с.

.Смирнов Е.И. История христианской Церкви. - М.: Изд. Прихода храма святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке, 2007. - 726 с.

.Субботин К., свящ. Руководство к изучению устава богослужения Православной Церкви. - СПб. : Сатис, 1994. - 228 с.

.Толковый Типикон. Историческое объяснение типикона с историческим введением. Сост. проф. КДА М.Скабалланович. - М.: Изд. Сретенского монастыря, 2004. - 816 с.

.Успенский Н. Д. Православная Литургия: историко-литургические исследования. Праздники, тексты, устав. - М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007. - 432 с.

.Чтение на каждый день Великого поста. - М.: Изд. Сретенского м-ря, 2002. - 415 с.

Похожие работы на - Структура великопостного Богослужения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!