Философское обоснование права

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,78 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Философское обоснование права

Министерство внутренних дел РФ

Московский университет

Кафедра истории государства и права










Реферат

на тему «Философское обоснование права»












Москва 2015 г.

Содержание

Введение

1. Право как предмет этического анализа

2. Методология, принципы и функции философии права

3. Право как феномен культуры

4.Обоснование необходимости философии права

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность темы определяется, прежде всего, тем, что, хотя и имеется ряд публикаций, затрагивающих отдельные вопросы темы и посвященных выдающимся представителям позитивистского направления в теории права в России, однако следует сделать оговорку. Немало из написанного отечественными исследователями позитивизма даже в последние десятилетия, не говоря уже о более отдаленном времени, требует серьезной корректировки и даже исправления, причем не только в силу естественного развития науки, т.е. накопления новых фактов и более глубокого истолкования старых, но и вследствие довлевших долгие годы над советским обществоведением идеологических догм и политических установок. Вполне логично, что с учетом новых обстоятельств возникает настоятельная необходимость пересмотра многих устоявшихся в отечественном правоведении «истин», тормозивших его развитие и связанных подчас с некритическим восприятием ряда положений марксизма, которые порой вопреки стремлениям их создателей, приобрели характер общеобязательных теоретических стереотипов. Устранение монополии марксизма в областях гуманитарного знания привело к необходимости переосмысления ряда методологических принципов и мировоззренческих ориентиров.

Реформирование современной российской государственности в контексте западной либерально-демократической правовой доктрины приобрело деструктивный характер из-за, по сути, насильственного «насаждения» на отечественную правовую почву концепций правового государства, рыночной экономики, демократии, прав человека без учета национальных традиций и особенностей. В этой связи большое значение приобретает анализ в историко-правовом контексте взаимодействия отечественной правовой культуры с западноевропейской общественной мыслью и влияния европейских идей и концепций на возникновение и становление в России философии юридического позитивизма. Как известно, школа юридического позитивизма трактует право как совокупность общеобязательных норм или правил поведения, обеспечиваемых принудительной силой государства и адресованных членам данного государства. Именно благодаря такому нормативному подходу к праву школа юридического позитивизма и представляет наибольший интерес. Современное нормативное понимание права отличается от того, каким оно было в советские годы, и при нынешних условиях оно делает упор на обоснование и раскрытие роли права как четкого, властного регулятора общественных отношений в целях формирования цивилизованного гражданского общества и правового государства, воспитания членов общества в духе уважения и строжайшего соблюдения Конституции РФ и законов, укрепления законности и правопорядка, борьбы с преступностью. Ведь необходимость решения этих вопросов ощущается сегодня как никогда остро.

Чрезвычайно важным является также выявление причин, приведших к постепенному угасанию философии юридического позитивизма и анализу социально-экономических условий способствовавших возрастанию интереса русских мыслителей к философии естественного права. Ведь сущность и содержание права определяется не только экономическим строем общества, но и моралью, правосознанием, культурой, а также достигнутым уровнем цивилизации. Особое внимание заслуживает такой духовный общечеловеческий фактор, уже несколько веков оказывающий мощное влияние на формирование и развитие права, как учение о естественных неотчуждаемых правах человека, которые должны лежать в основе позитивного, действующего права. Обосновывая приоритет прирожденных прав человека, естественно-правовая теория всегда выступала за создание и развитие такого позитивного права, которое основывалось бы на этих фундаментальных правах. Она признавала его значение и необходимость для практической реализации естественных законов, общечеловеческих идеалов и ценностей. Именно такое позитивное право и создается ныне в России в процессе формирования правового государства, что получило закрепление в Конституции Российской Федерации. Соответственно один из новых моментов, характеризующих нормативный подход к праву, состоит в стремлении к полному преодолению существовавшего ранее отрыва от идей естественной школы права.

В таком исследовательском контексте философско-правовой анализ русской философии права вполне уместен и необходим, поскольку позволяет возродить отечественную естественно-правовую традицию упорядочения социально-политической ситуации с позиций не только закона, но и религиозно-нравственных и метафизических оснований. Существенное значение приобретает анализ оригинальных идей по философскому осмыслению естественного права, выдвинутых русскими мыслителями Б.Н. Чичериным и B.C. Соловьевым.

Цель работы заключается в историко-философском исследовании проблем, связанных с процессом развития права в России.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: -проанализировать социально-политические и философские предпосылки зарождения философии юридического позитивизма;

исследовать проблему соотношения права и нравственности в позитивистских теориях права;

определить характер и степень влияния западноевропейской философии на формирование русского права.

1.Право как предмет этического анализа

Категории этики - это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали. При всем разнообразии подходов к определению системы этических категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом и практическом отношении категории: добро и зло, благо, справедливость, долг, совесть, ответственность, достоинство и честь.

Добро и зло - наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное. Добро - категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу. Зло - категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств.

С категорией добра связано и такое понятие, как добродетель - устойчивые положительные качества личности, указывающие на ее моральную ценность. Добродетели противостоит порок. Добродетельный человек не только признает положительные нравственные принципы и требования, но и творит добро, поступая в соответствии с ними (добродеять - делать добро). Представления о добродетели, как и о добре, исторически изменялись. Так, в Древней Греции в соответствии с учением Платона добродетель связывалась с такими нравственными качествами, как мужество, умеренность, мудрость, справедливость. Христианская вера в эпоху средневековья выдвинула три основные добродетели: веру, надежду, любовь (как веру в Бога, надежду на его милость и любовь к нему). При всей изменчивости взглядов в разное время и в различных слоях общества честность, гуманность, мужество, бескорыстие, верность и т. п. оценивались и оцениваются положительно.

В обыденной жизни благо - все, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, является средством для достижения определенных целей. Это и природные блага, и духовные (познание, образование, предметы культурного потребления). Полезность не всегда совпадает с благом. Например, искусство лишено утилитарной пользы; развитие промышленности, материального производства приводит человечество на грань экологической катастрофы. Добро - разновидность духовного блага. В этическом смысле понятие блага часто употребляется как синоним добра.

Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость - категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием

Аристотель впервые разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справедливость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях.

Несправедливость противоположна справедливости. Она там, где человек принижен, его права и достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределяются непропорционально.

Справедливость главенствует в профессиональной деятельности юристов. Само понятие «юстиция» по латыни означает справедливость (justitia). Юрист, таким образом, "представитель справедливости".

Справедливость - этическая и правовая категория. «Эта категория, - пишет Е.А. Лукашева, - подчас объявляется этиками как специфически моральная, а юристами - как специфически правовая»

Идея справедливости, требование справедливости пронизывают законодательство современного демократического общества. Правовое выражение требования справедливости содержиться во Всеобщей декларации прав человект, в том числе применительно к деятельности суда. В частности ст. 10 декларации гласит: «Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом». Ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, формулируя общее требование справедливости к судам при производстве по уголовным и гражданским делам, конкретизирует его в виде минимума процессуальных гарантий для каждого обвиняемого в уголовном преступлении. Требование справедливости в государстве и обществе воплощается в основных принципах и конкретных нормах Конституции Российской Федерации. Для профессии юриста справедливость есть нераздельный нравственный и служебный долг.

Справедливость считают синонимом правосудия. Правосудие с древних времен изображали с повязкой на глазах, с весами и мечом. Это означает, что судящий должен быть беспристрастен, что прежде, чем решить, он обязан точно взвесить все "за" и "против", а решив, непреклонно проводить справедливое решение в жизнь.

В юридической деятельности принципиальна проблема соотношения законности и справедливости. В силу известной консервативности законодательства и сложности регулируемых им отношений могут возникать ситуации, когда решение, формально соответствующее букве закона, окажется несправедливым, а также ситуации противоположного рода. Между тем незаконное решение в принципе нельзя признавать справедливым, поэтому необходимо своевременно отражать в законодательстве происходящие в обществе изменения, предусматривать возможность выбора решений в зависимости от обстоятельств дела (например, процесс смягчить наказание или вовсе от него освободить).

Уже созданы суды присяжных, правомочных принять решение в соответствии с их совестью, народным пониманием справедливости. Долг - категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях.

Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации.

Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.

Успешно выполнять свои функции работники судов и прокуратуры могут только тогда, когда они глубоко осознали социальное значение своей деятельности и обладают высоким чувством долга, готовы до конца, вопреки всем трудностям и препятствиям, его выполнить. Судья, прокурор, следователь не может мириться с нарушениями законов, прав человека, интересов общества и государства.

Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть - самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей.

Совесть - категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.

Совесть - субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как долг и ответственность перед самим собой.

Юрист, ведя производство по делу или выполняя другие функции, действует в сфере, затрагивающей жизненно важные блага людей, сталкивается со многими коллизиями, оказывается перед необходимостью принимать ответственные решения, нередко в сложных моральных ситуациях. И только работники с развитым чувством совести, способные правильно, самокритично и принципиально судить свои побуждения и поступки, могут эффективно выполнять свою высокую миссию и поддерживать престиж своей профессии и личности. Ответственность - категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности.

Этические категории и принципы пронизывают всю жизнь людей, даже и тех, кто не имеет представления о их научной трактовке. Они определяют содержание права, присутствуют в законодательных актах, в том числе регулирующих конкретную деятельность юриста. Знакомство с их сущностью необходимо юристу как для изучения и понимания права, так и для практической деятельности по его применению.

2. Методология, принципы и функции философии права

Философия права, как научная теория, содержащая мировоззренческие, гносеологические, онтологические основания и смысл права, его сущность и понятие, принципы и место в мире, исследует познавательные возможности и эвристический потенциал определенной философской концепции в особой сфере права, базируется на философско-природных, рационалистических, позитивистских, экзистенциальных, психоаналитических, теологических принципах в сочетании с философско-антропологическими поисками духовной основы, космоцентричних принципов и метасоциального содержания права.

Философия права как методологическая дисциплина дает возможность найти истину в числе жарких споров относительно задач государства, прогрессивных форм государственного устройства, отличия права от силы или произвола, об отношениях между личностью и государством, взаимоотношений личности, государства и права, механизма обеспечения прав человека и свободы лица, его генезиса в культуре. Все это составляет мировоззренческую функцию философии права, и главное в ней есть то что сущность права имеет философскую природу и его можно познать, лишь раскрыв философский источник последнего ".

Применительно к специальным юридических наук, теории права, социологии права философия права занимает такое же место, что и философия как общая методология отношении всех на ук. По своей сути философия права не может прибегать к изучению того многообразия текучих и изменчивых явлений, которое является объектом исследования именно отраслевой юриспруденции.

Но каждая отраслевая наука, руководствуясь общими принципами философии права, должна: "1) развить ее главные принципы применительно к своей области и 2) указать средства реализации полученных выводов в определенных условиях места и времени". Заинтересованность философскими проблемами права в последние годы значительно возросла. Об этом свидетельствуют многочисленные симпозиумы, конференции, научные исследования как в нашей стране так и за рубежом. Роль и ценность философии права состоит в том, что она 'показывает отношения между законом и правовыми феноменами, раскрывающих содержание закона, способствует развитию этических взглядов юристов, их общей правовой мировоззренческой и методологической культуры, а, следовательно, и эффективности профессиональной деятельности. философия права - это нравственный очаг законодательства.

История свидетельствует о том, что развитие проблемы правового государства неотделим от развития проблемы философии права. Наука о праве имеет многовековую историю, глубокое постижение которой происходит в процессе изучения новых факторов, характеризующих ее развитие в различных исторических периодах и странах

Философию права можно назвать учением о предельных сады права как одного из способов человеческого бытия.

Право, как деятельность человека, тесно связано с философией. Она представляет собой сферу драм и конфликтов, тяжелых сзистенцилних выборов и решений, когда буквально на каждом шагу открываются глубинные устои человеческого я. Фундаментальные проблемы права, такие как справедливость, свобода и равенство, вина и ответственность и проч., Одновременно важнейшими философскими проблемами, решение их укоренено в решении основных философских стань о сущности человека и смысл его жизни, о онтологическую структуру мира и способы его познания. Право, следовательно, по самому своему духу философское, оно является философией на практике, что, соответственно, предполагает и философию в теории, или философское осознание правовой жизни. Поэтому вполне очевидно, что умение видеть человеческий смысл своей деятельности, по-философски обосновывать теоретическую позицию и практичное решение является признаком высокой профессиональной и общественной честности юриста. Такое обоснование, особенно в сфере практических решений, не всегда осознается, но оно в значительной мере определяется доминирующими установками правосознания, правового мировоззрения, на формирование которого призвана воздействовать философия права. Философия дает осознание должного (ценностей и смыслов), раскрывает мир, каким он должен быть.

Этот мир ценностей дает стимул для изменения бытия, поскольку то, что должно быть, воспринимается как красивее и выше того, что есть. Наука описывает право таким, какое оно есть, а философия - таким, каким должно быть.

Сферу философии права, ее предмета, кратко можно выразить термином "основы", а сферу ее метода - термином "рефлексия" или "критика". Философия права изучает мир права в его всеобщности и целостности как его эйдетической, смысловое содержание. Философия права - это философское учение о праве, которое отвечает на вопросы, возникающие в сфере правового метода философии. Она сосредотачивается прежде всего на выявлении содержания права, а также на обосновании понимания этого содержания. По своему статусу философия права - комплексная, смежная дисциплина, находящаяся на стыке философии и юриспруденции. Философия права играет очень важную, значительную роль в правоохранительной деятельности сотрудников ОВД.

Философия права исследует смысл права, его сущность и понятие, его основы и место в мире, его ценность и значение, его роль в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества.

Правовая тематика, как известно, изучается всей юридической наукой, предметом которой является позитивное право. При этом для традиционных дисциплин (от теории государства и права с отраслевыми наук) официально-властная данность позитивного права выступает как высший авторитет в вопросе о том, что есть право в определенное время и определенном месте. Необходимость и важность как официально-властного установления действующего права, так и его изучение методами и средствами юриспруденции (юридико-политической проработки нормативного материала, его комментирование, систематизации и классификации, разработка вопросов законодательства и правоприменения, юридической техники и т.п.) являются общепризнанными и очевидными. Все это имеет большое практическое и научное значение.

Но вне сферы юридико-аналитического подхода к позитивному праву (в смысле того, что традиционно называется юридическим догматикой) остается ряд проблем общетеоретического, методологического, философского профиля, подлежащих предметной области философии права. Официально-властный авторитет, который устанавливает позитивное право, - это, конечно, существенный факт, что имеет значение не только для практики, но и для любой теории. И на это обстоятельство обращает не только юридическая догматика, но и любая философия права. Однако уже на уровне обыденного сознания (при всей его законопослушности и уважения к власти) видно, что одно дело - авторитет законодателя и совсем другое - разумность, правильность, справедливость самого закона, которым регламентируются все основные стороны жизни человека, его права и обязанности.

С точки зрения позитивного права вся истина о праве есть в самом позитивном праве, под которым подразумеваются все властные признаны источники действующего права (законы, подзаконные акты, санкционированное обычное право, судебные прецеденты и т.д.), Все официальные учреждения, наделенные законной силой, то есть - закон. Такой подход к праву, который сводит право вообще к позитивному праву, то есть отождествляет право и закон, характерный для юридического догматики и имеющийся в разных вариантах юридического позитивизма и легизма. Здесь истина о праве исчерпывается волей законодательства, мнением и позицией официально-властного установки позитивного права. Эта позиция, конечно, не соответствует природе и требованиям разума, ориентированного не на мнение и авторитеты, а на истинное, теоретически, философски обобщенное знание о соответствующем объекте, в данном случае - о праве.

Методологическая концепция правопонимания в предметно и содержательно развернутом виде охватывает весь мир права, все правовое поле в его существенном единстве, во всех его определениях и реальных проявлениях.

3. Право как феномен культуры

Каждая культура владеет своей картиной мира - религиозного или философского характера, своей картиной общества, своим обликом человека, своей картиной отношения между человеком и обществом. Культуры отличаются друг от друга посредством радикального различия представления о ценностях. Право является одновременно причинным фактором культуры и ее результатом. Подобно тому, как некоторые общечеловеческие ценности рассматриваются в концептуальных рамках общей культуры, базовые ценностные установки в праве и ценности самого права можно рассматривать в качестве общих контуров правовой культуры любого общества.

История развития права как доминирующего регулятора общественных отношений в западноевропейском обществе свидетельствует о произошедшем изменении ценностной иерархии права: средство (юридический формализм) стало доминировать над целью (справедливостью).

Т.о. можно вести речь не только о кризисе права как важнейшего культурного феномена западноевропейского общества, но и острейшем кризисе самого общества, поскольку его единственная опора (т.к. религиозно - нравственный фактор и иные общественные регуляторы, необеспеченные государственным принуждением как на Востоке, не имеют определяющего значения) - не справляется с возложенной на неё функцией. Если форма остается без содержания: т.е. опоры на нравственные, морально этические нормы внутри национальных правовых систем и в международных отношениях, возникает возможность юридического произвола.

Восточные цивилизации, несмотря на существенные различия базовых ценностных установок в культуре (например, Китая, Индии и Исламского мира) более устойчивы, т.к. устойчивы их внутренние регуляторы. Т.е. основной массив отношений за некоторыми исключениями, регламентируемых юридическими нормами на Западе, на Востоке обеспечены иными регуляторами. Т.к. нравственные, религиозные, этические нормы в независимости от конкретного содержания исполняются по собственной воли и убежденности, не требуют обеспечения государственным принуждением, а также обладают свойствами стабильности и неизменности.

В связи со своеобразием отечественной духовности, а, следовательно, особенностями правосознания, интересна роль права как культурного феномена в России. Нет врожденной веры закон, тем ни менее роль права как регулятора общественных отношений как у любого европейского государства считается ведущей. Пусть без стройной религиозной системы как Ислам или морально - этической системы норм как в Китае, но сочетающие в себе и религиозность и моральность, базирующиеся на идеях «правды», «совести» и др. присущих русской культуре базовых идеях, - имеющиеся нравственные нормы обладают в общественных отношениях важнейшим значением.

Именно представителями отечественной дореволюционной мысли, такими как Ильин Иван Александрович, Соловьев Владимир Сергеевич, Новгородцев Павел Иванович и другими выдающимися мыслителями была предпринята попытка соединить и теоретически обосновать систему юридических норм и систему нравственных норм, объединить достоинства обеих регулятивных систем, сведя к минимуму их недостатки. Т.е. ими вкладывалось в понятие «право» качественно новое содержание, причем на прочных методологических основаниях, избегавших ошибок предшествующей европейской юридической мысли. Кроме того, гуманистический потенциал идей заложенных в работах данных мыслителей, на сотни лет опередил современную им правовую мысль, существовавшую в тот период времени в Европе, и не является реализованным на настоящий момент, и даже, к сожалению, в должной степени не исследован, если не сказать - забыт.

Из данных тезисов следуют выводы: Во-первых, необходимо учитывать, что право как специфический социальный регулятор развивается в рамках определенной культуры, которая выступает для него смысловым каркасом, т.е. использует право для защиты определенной системы ценностей и в тоже время наделяет определенной ценностью само право. Во-вторых, не смотря на некоторое взаимодействие правовых культур, основным их свойством является самодостаточность, "замкнутость на себя", несводимость их к чему-то "общечеловеческому", универсальному, в противном случае происходит размывание и растворение культуры, сопровождающие исчезновение этноса*. В-третьих, т.к. иерархия ценностей, являющаяся стержнем культуры западноевропейского общества существенно отличается от ценностей, лежащих в основе русской культуры то непереносимыми на российскую почву являются и системообразующие идеи западной правовой культуры: идея свободы как политической свободы, а, значит, и идея гражданского общества и правового государства. Так, например, идея самоценности закона, т.е. верховенства права (позитивного), существующая на Западе сопровождается в т.ч. такими объективными предпосылками: стабильностью и предсказуемость законов; юридической грамотностью населения; законопослушностью, а так же полным доверием гражданина к правовым структурам и готовностью обращаться к юридическим процедурам в личных и деловых отношениях. Без наличия данных объективных предпосылок в культуре, рожденных ею, сформированных и отточенных в ней самой в течение веков, реализация идеи правового государства невозможна и будет оставаться пустой декларацией.

Сказанное не означает проповедования правового нигилизма, но является призывом обратить внимание на феномен права как феномен определенной культуры, без соотнесения с западными образцами и использованием соответствующей терминологии в рамках предлагаемых устоявшихся концепций, а полностью самостоятельно. В противном случае будет оставаться огромный разрыв между теорией и законодательством (официальным правом, официальной системой ценностей) с одной стороны, - и реальным правопорядком (используемой в качестве направляющих идей иной системы ценностей) с другой.

4. Обоснование необходимости философии права

Как правило, они обосновываются или неприменимостью данного подхода для решения вопросов практической юриспруденции, или его безграничностью, а отсюда невозможностью реализации в полном объеме. Такая позиция, основывающаяся на узкопрофессиональной «юридизации» феномена права и искусственно изолирующая его от метафизических наук (т.е. наук о духе), характерна, прежде всего, для юридической догматики, представленной в настоящее время различными вариациями юридического позитивизма и легизма (от лат. lex - закон).

«Чтобы узнать основной высший смысл права, приводит пример такого подхода французский философ права Ф. Батиффоль, - необходимо установить: почему существуют различные общества; но как ответить, не зная точно, что представляет собой человек, к чему он стремится, куда идет и должен идти? В конце концов, нам необходимо знать о Вселенной в целом, чтобы дать надлежащий ответ на подобные вопросы; но он не возможен для нас. Поэтому лучше ограничиться изучением позитивного права».

Существует несколько обоснований необходимости существования философии права, среди которых мы рассмотрим только два: исторический и актуальный. Историческое обоснование необходимости существования философии права основывается на неопровержимом факте, что эти проблемы всегда волновали человечество на всем протяжении его существования.

«Бесцельно ставить вопрос о законности такого рода исследований, - справедливо отмечал С. Франк, - он оправдан уже исторически как естественное удовлетворение нашего неискоренимого постоянного запроса человеческого духа. Запроса, выражающегося в постоянной духовной озабоченности людей о том, что есть подлинная правда, что должно в их общественной жизни».

В свою очередь актуальное обоснование философии права основывается на выявлении такого аспекта, такой стороны права, познание которой возможно только при помощи философского подхода.

Какой же аспект права, его сущностная особенность с необходимостью предполагает философско-правовой подход? Очевидно, это обусловлено эзотерической (т.е. скрытой, тайной) сущностью самого феномена права. Право, несомненно, является одним из самых труднодоступных объектов познания и не стремится открывать исследователю свои тайны. Безусловный прогресс юриспруденции в последние десятилетия во всем мире, десятки написанных монографий и защищенных диссертаций по проблемам права, повышение престижности юридического образования и правовой культуры населения в целом - все это не снижает актуальности поставленной проблемы. Напротив, на месте решенной исследователем правовой проблемы возникают новые, а достигнутая им вершина в правовой науке открывает в ней новые, неведомые горизонты в виде бесчисленных вопросов, проблем, загадок и тайн.

Для иллюстрации этого феномена можно воспользоваться созданным А. Шопенгауэром образом развивающегося научного знания как бесконечно увеличивающейся в своих размерах сферы: чем значительнее ее объем, тем больше у ее поверхности точек соприкосновения с непознанным. Этому образу соответствует познавательный парадокс: чем больше мы знаем о праве, тем больше тайн и загадок возникает перед исследователем. Таким образом, область исследования философии права лежит на пересечении этих тайн, загадок и ее задача заключается в их раскрытии.

В чем коренятся источники эзотеричности права? Эта характерная черта права вытекает из его непосредственной связи с бытием человека, его сущностью, деятельностью и несет в себе особенности любого культурного феномена. Ведь известно, что человек - это самый таинственный и сбивающий с толку объект исследования (Тейяр де Шарден). Но этот таинственный объект по определению может быть познан только самим человеком и никем иным. Ведь как писал Ф. Достоевский, «человек есть тайна, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

Подобно тому, как в человеке мы различаем физическое тело и душу (дух), так и во всех культурных (т.е. человеческих) феноменах мы обнаруживаем предметную форму и духовно-идеальную сущность. В праве мы также находим предметную и духовную стороны, за которыми исторически закрепились названия «позитивное право» и «естественное право». Данные словосочетания могут показаться не совсем удачными, но они сложились исторически и закрепились, к тому же они отражают структуру данного явления.

Что же понимается в философии права под позитивным и естественным правом?

Под позитивным правом подразумевается действующая система правовых норм, отношений и судебных решений. Под естественным же правом, как правило, подразумеваются идеальные первоосновы права. Понятие «естественное право» выражает глубинную сущность права, а его «идеальность» проявляется в том, что оно: во-первых, существует в сознании (правосознании) как его установка (хотя и находит выражение в формах поведения); во-вторых, представляет собой идеал, т.е. очищенную от случайностей форму должного в отношениях между людьми.

Кроме того, естественное право определяет исходные принципы, на основе которых принимаются (во всяком случае, должны приниматься) действующие правовые нормы и на основе которых происходит их оценка. Такая оценка осуществляется на основе иерархии ценностей, которую задает философия, решающая вопрос об отношении человека к окружающему миру, в том числе и ценностном отношении.

Критическая оценка, в которой выражается отношение человека к правовым нормам, необходима по отношению к реальному правопорядку, чтобы человек не стал его заложником. Однако критическое отношение личности к существующему правопорядку не имеет ничего общего с пренебрежительным отношением к существующему законодательству, а тем более к нарушению существующих законов.

Отсюда можно сделать вывод, что право как сфера человеческой деятельности тесно связано с философией. Фундаментальные проблемы права, такие, как справедливость, свобода и равенство, вина и ответственность и др., являются одновременно и важнейшими философскими проблемами, а их решение уходит своими корнями в решение основных философских вопросов о сущности человека и смысле его жизни, об онтологической структуре мира и способах его познания.

Право, таким образом, но самому своему духу «философично», оно представляет собой «философию на практике», что, соответственно, предполагает и «философию в теории», роль которой и выполняет философия права.

Значение философии права в подготовке будущих юристов. Вполне очевидно, что умение осознать высокий гуманистический смысл своей деятельности, философски обосновать свою теоретическую позицию и принимаемое практическое решение является признаком высокого профессионализма и гражданской честности юриста.

Такое обоснование, особенно в области практических решений, не всегда осознается, однако оно в значительной степени определяется доминирующими установками мировоззрения юристов, на формирование которого призвана оказывать влияние философия права. Попытки решать фундаментальные теоретические проблемы юриспруденции без философского обоснования приводят, как правило, к их релятивизации либо догматизации. «Тот, кто полагает, что обойдется без философского обоснования функционирования правовой системы, - пишет французский философ права Г.А Шварц-Либерман фон Валендорф, - в действительности бессознательно руководствуется своей «личной», доморощенной философией, рискуя кончить блужданиями в потемках правовой дисгармонии».

Таким образом, необходимость изучения студентами юридических вузов философско-правовых знаний <#"justify">Заключение

С возникновением позитивизма появилась возможность внести некоторую ясность в вопрос о понятии права. Именно представители философии юридического позитивизма, решительно отделив право от морали, внесли огромный вклад в развитие науки о праве. Они в XIX веке определили предмет правоведения и ограничили его анализом юридических норм.

На процесс формирования философии права в России непосредственное влияние оказала западноевропейская философия. В своих теоретических поисках идеологи различных социальных сил России пореформенного периода часто опирались на европейский позитивизм: на труды Д. Милля, Г. Спенсера, Э. Литтре и других западноевропейских мыслителей. Это влияние заключалось не в простом копировании западноевропейских идей позитивистских учений русскими философами и правоведами, а в модернизации и приспособлении этих идей к условиям своей страны с учетом национального правосознания.

Особое влияние на развитие позитивистских теорий права в России оказали социологические воззрения О. Конта. Вместе с тем, ее русских сторонников отталкивал чрезмерный объективизм этого французского философа, его пренебрежение психологической проблематикой, стремление представить процесс познания как один из аспектов мирового развития, которое осуществляется само по себе вне всякой связи с личностным творчеством ученого, в то время как русские мыслители связывали процесс познания с некими высшими нравственными задачами и не смотрели на него как на простое накопление новых сведений об окружающей действительности. Это порождало как восторженные, так и презрительные оценки позитивистской концепции со стороны русских мыслителей.

Однако уже в конце XIX - начале XX века позитивистская методология и основанные на ней философско-правовые идеи начинают испытывать кризис. Наряду с этим назревает потребность восстановить богатый запас естественно-правовых идей отечественных мыслителей, имеющим своим методологическим источником классическую немецкую философию. В это время Россия переживала поистине уникальный период своего развития. Своеобразие этой эпохи заключалось в сочетании посткрепостнического феодализма и современных на тот момент форм капитализма, средневековые стереотипы общественного сознания и европейские идеалы и ценности. Возобновившаяся с конца 80-х - начала 90-х гг. XIX века попытка построить правовое государство делает актуальной задачу внимательного анализа теоретического и практического опыта русского либерализма

Фундаментальные проблемы общественной системы на пороге XX столетия. Вновь потребовали того, чтобы была найдена духовно-философская основа для решения вопросов, связанных с назревшими изменениями в общественно-политической жизни общества. Для большинства русских либералов теоретической базой стала теория естественного права. Благодаря своей гибкости, глубине и ярко выраженной гуманистической направленности естественно-правовая теория стала своего рода мировоззрением, в рамках которого вырабатывались новые политико-правовые идеи. В России происходит бурный всплеск интереса к естественному праву, что и предопределило необходимость его возрождения после длительного господства позитивизма.

Подавляющее большинство представителей школы естественного права в России развивали свои идеи в русле неокантианства, неогегельянства и религиозной метафизики. Причем это возвращение к философским основам И. Канта и Г. Гегеля сопровождалось не только их реанимацией, но и попытками восполнить «пробелы» философско-правовых доктрин этих авторов. Поворот значительной части русской интеллигенции к И. Канту во многом был обусловлен потребностью поднять значение личности в России, провозгласит ее абсолютную ценность и потребовать защиты человека и его прав.

Обобщая опыт философско-правовой интерпретации соотношения права и философии, естественного и позитивного права в дореволюционном правоведении в России, можно сказать, что теоретически эта проблема была достаточно глубоко осмыслена, главное направление в ее решении составляло признание органической взаимосвязи нравственной и правовой сущности человека и общества, взаимообусловленности естественного и позитивного права.

Хотя в России теории естественного права появились еще в XVIII веке, но их господство в общественных науках не было долгим и лишь с 80-х годов XIX века в России наметилось оживление естественно-правовой мысли, главным образом, благодаря трудам Б.Н. Чичерина и B.C. Соловьева.

позитивизм нравственность право философия

Список литературы

1.Азаркин Н.М. История юридической мысли России / Н.М. Азаркин. -М.: Юрид. литература, 2009. 528 с.

2.Алексеев А.П. Философы России XIX XX столетий (биографии, идеи, труды): энциклопедический словарь-справочник / А.П. Алексеев. - М.: Книга и бизнес, 2003. - 221 с.

.Гурвич Г.Д. Философия и право / Г.Д. Гурвич // Вопросы философии. -2001.-№2.-С. 34-40.

.Евграфов В.Е. Гегель и философия в России 30-е годы XIX века 20-е годы XX века / В.Е. Евграфов. - М.: Наука, 1974. - 264 с.

.Емельянова И.А. Историко-правовая наука России XIX века. История русского права. Методологические и исторические очерки : в 2 ч. / И.А. Емельянова. Казань : Изд-во Казанского университета, 1988. -Ч. 2.-155 с.

.Желтова В.П. Философия и буржуазное правосознание / В.П. Желтова. -М.-.Наука, 1977.- 104с.

.Жуков В.Н. История русской правовой мысли / В.Н. Жуков. М. : Юристь, 2008.-315 с.

.Жуков В.Н. Русская философия права М 2004

.Керимов Д.А. Философские проблемы права / Д.А. Керимов. М. : Мысль, 2002.-472 с.

.Козлихин И.Ю. Идея правового государства: История и современность / И.Ю. Козлихин. СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2003. -152 с.

.Коркунов Н.М. История философии права. Пособие к лекциям / Н.М. Коркунов. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 2005.-508 с.

.Кузнецов Э.В. Философия права в России / Э.В. Кузнецов. М.: Юридическая литература, 2009. 208 с.

.Новгородцев П.И. Лекции по истории философии права. Учения нового времени XVI XVIII вв. и XIX в. - 2-е изд., испр. и доп. / П.И. Новгородцев. - М. : Общество взаимопомощи студентов Московского коммерческого инст., 1992. - 345 с.

.Петражицкий Л.И. Очерки философии права. Основы психологической теории права. Обзор и критика современных воззрений на существо права . М 2006

.Пухты Г.Ф. Энциклопедия права / Г.Ф. Пухты ; под. ред. Карасевича. -Ярославль : Типография Г. Фальк, 1992. 187 с.

.Пяткина С.А. О правовой теории русского юридического позитивизма / С.А. Пяткина // Правоведение. 2004. - № 4. - С. 116-120

.Соловьев Э.Ю. И. Кант : взаимодополнительность морали и права / Э.Ю. Соловьев. М. : Наука, 2002. - 216 с. - (Немецкая классическая философия. Новые исследования).

.Спекторский Е. Очерки философии общественных наук / Е. Спекторский. Варшава: Б.и., 1997. - 420 с.

.Трубецкой Е.Н. Труды по философии права / Е.Н. Трубецкой. СПб. : Изд-во РХГИ, 2001.- 543 с.

.Хропанюк В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. М.: Омега-Л, 2006.-382 с.

.Чичерин Б.Н. Философия права / Б.Н. Чичерин. СПб.: Наука, 2008. -426 с.

. Г.Ф. Учебник русского гражданского права: в 3 т. / Г.Ф. Шершеневич. СПб.: Изд-во Статут, 2005. - Т. 1. - 462 с.

.Шершеневич Г.Ф. Общая теория права / Г.Ф. Шершеневич. М. : Изд. Башмаковых, 1991. - Вып. 1.-257 с.

Похожие работы на - Философское обоснование права

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!