Уголовное наказание лиц, совершивших преступление

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    50,3 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Уголовное наказание лиц, совершивших преступление

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Понятие cистемы наказаний

1.1     Понятие системы уголовных наказаний

1.2 Основы классификации системы уголовных наказаний

2. Виды наказаний

1 Основные виды

2 Дополнительные виды

2.3 Наказания, как основные, так и дополнительные

Заключение

Библиографический список

 

ВВЕДЕНИЕ


Человек, проживающий в государстве, обязан соблюдать его законы. Такого правило установленное договором государства с человеком и обществом с целью поддержания в государстве порядка и недопущения хаоса и анархии. Поэтому правомерное поведение индивида составляет одну из его обязанностей. В ней реализуется свобода человеческого общения, удовлетворение разнообразных интересов личности, действия граждан, должностных лиц, государственных, общественных, и частных организаций - всех субъектов права будут правомерными тогда, когда они соответствуют установленным в нормах права дозволениям или связываниям (субъективным правам и обязанностям).

Если же поведение индивида или иных субъектов права переходит грань правомерности и становится правонарушением, то для них наступает ответственность, являющаяся как раз той мерой защиты интересов других субъектов - личности, общества, государства, на охрану которых и направлена вся деятельность государства.

Она наступает в результате нарушения предписания правовых норм и проявляется в форме применения к правонарушителю мер государственного принуждения.

Наиболее жестокими мерами государственного воздействия характеризуется уголовная ответственность, которая применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления.

В соответствии с ч. 1 ст. 43 УК РФ: "Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.

Определение целей наказания имеет весьма существенное значение, поскольку они: а) выражают политику государства в области борьбы с преступностью; б) способствуют определению оптимального вида и размера наказания в конкретных случаях; в) выступают в качестве основных показателей эффективности наказания. Цели наказания - это те конечные социальные результаты, на достижение которых направлено их применение.

В части 2 ст. 43 УК РФ названы три такие цели: восстановление социальной справедливости; исправление осужденного; предупреждение совершения новых преступлений.

Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица". Определение содержит указание на наиболее существенные признаки, присущие наказанию, которые можно разделить на две группы. Одни из них выражают сущность наказания, другие указывают на основания, порядок и правовые последствия его применения. Однако наказания, предусмотренные уголовным законом за совершение преступлений, различны по своему содержанию и тяжести. Помещены они в Уголовный кодекс в определенном порядке, образуя в целом систему наказаний.

Система наказаний как и любое законодательство очень динамично. На протяжении определенного количества времени она претерпевает определенные изменения, связанные формой государства: какие-то виды наказаний вносятся в уголовное законодательство, какие-то наоборот, исключаются из него.

Ведь уголовное законодательство наиболее существенно может ограничивать конституционные права граждан: свободу передвижения, выбор места жительства, избирательные права и т.д.

1. ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ НАКАЗАНИЙ

.1 Понятие системы уголовных наказаний

Наказания, предусмотренные уголовным законом за совершение преступлений, различны по своему содержанию и тяжести. Помещены они в Уголовный кодекс РФ в определенном порядке, образуя в целом систему наказаний. Такой порядок призван ориентировать суды в сторону экономии уголовной репрессии. В соответствии с ч. 1 ст. 50 УК РФ более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания. Следует учитывать, что систему наказаний образует именно та их последовательность, которая дана в ст. 44 УК РФ.

Под системой наказаний принято понимать установленный УК РФ исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенный в определенной последовательности исходя из степени их тяжести.

Приведенное определение основывается на трех основных признаках системы наказаний:

. Систему наказаний образует предусмотренный уголовным законом исчерпывающий перечень видов наказаний. Такой перечень предусмотрен ст. 44 УК РФ и включает в себя: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; конфискация имущества; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь.

2.   Перечень видов наказаний, приведенный в ст. 44 УК РФ, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Это означает, что суд в правоприменительной деятельности обязан придерживаться этого перечня и не вправе применять наказания, не предусмотренные законом. Как следует из перечня, виды наказаний весьма различны по своему содержанию и степени тяжести, по формам воздействия на осужденного. В нормах, где предусматриваются отдельные виды наказаний, входящих в перечень, раскрывается их суть, указываются пределы и условия их применения.

3.       Систему наказаний образует перечень их видов, расположенных в определенном порядке по степени тяжести - от менее строгого к более строгому. Однако о значении такого расположения можно говорить весьма условно. Так, перечень наказаний начинается со штрафа и лишения права занимать должности или заниматься деятельностью, но при этом вряд ли эти наказания обладают меньшей степенью репрессивности, чем следующее за ними лишение званий и наград, которое может быть лишь дополнительным наказанием. Конфискация имущества, которая также не применяется самостоятельно, в перечне стоит выше исправительных работ.

Система наказаний базируется на общих принципах уголовного права. В ней предметно выражаются принципы законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости и гуманизма.

Возникновение и развитие системы наказаний определяется общественным и государственным строем. Происходящие в обществе и государстве социально-политические изменения и тенденции непосредственно влияют на систему наказаний: изменяется иерархия их видов, одни наказания утрачивают свое значение и исключаются из уголовного законодательства, появляются новые их виды, обусловленные общими изменениями и потребностями в общественно-политической, экономической и идеологической сферах.

Например, ранее до введения в действие УК РФ 1996г., уголовное законодательство предусматривало следующую систему наказаний:

) лишение свободы;

) ссылка;

) высылка;

) исправительные работы без лишения свободы;

) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

) штраф;

) общественное порицание;

) направление в дисциплинарный батальон - для военнослужащих;

) конфискация имущества;

) лишение воинских и других званий, а также орденов, медалей, почетных званий и почетных грамот.

При этом конфискация и лишение званий, орденов и т.п. не могли применяться самостоятельно, поэтому, по существу, в систему наказаний не входили. Не входила в систему также и предусмотренная этим УК РФ высшая мера наказания - смертная казнь.

В последующем эта система претерпела ряд изменений. В 1999г. в УК РФ был включен новый вид наказания - условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду. Однако практика применения этого наказания показала его недостаточную эффективность. Выявилась также и низкая эффективность таких видов наказаний, как ссылка и высылка. В связи с этим названные три вида наказаний из уголовного законодательства были исключены.

Новый УК РФ с учетом коренных перемен, произошедших в государстве и обществе за последние годы, значительно расширил систему наказаний, включив в неё: обязательные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы и арест. А смертная казнь введена в общую систему наказаний, а лишение свободы подразделено на срочное и пожизненное. Новый УК РФ, также отдельно устанавливает систему и перечень наказаний, назначаемых несовершеннолетним. В нее входят: а) штраф; б) лишение права заниматься определенной деятельностью; в) обязательные работы; г) исправительные работы; д) арест; е) лишение свободы на определенный срок.

.2 Основы классификации системы уголовных наказаний

С учетом разнообразия предусмотренных законом наказаний, а также условий, при которых они могут быть назначены, в юридической литературе предложены различные варианты классификации наказаний. В зависимости от содержания и основной направленности правоограничений, составляющих содержание отдельных видов наказаний, среди последних можно выделить следующие:

. Наказания, не связанные с изоляций осужденного от общества, в том числе:

а) направленные на ограничение предусмотренных КонституциейРФ (ст. 34-37) прав по свободному распоряжению личным имуществом, землей, заработной платой, а также специальными льготами и преимуществами, предусмотренными законом для определенных категорий граждан, - штраф, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, конфискация имущества;

б) направленные на ограничение вытекающих из ст. 37 Конституции РФ правомочий граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию - лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе;

в)     направленные на ограничение предусмотренного ст. 27 Конституции РФ права граждан на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства - ограничение свободы; содержание в дисциплинарной воинской части.

2.       Наказания, связанные с изоляцией от общества, - арест, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы.

3.       Исключительная мера наказания - смертная казнь.

В соответствии с предусмотренным ст. 45 УК РФ порядком применения наказаний они подразделяются на три группы:

а) основные;

б) дополнительные;

в) назначаемые либо в качестве основных, либо в качестве дополнительных.

Данные виды будут рассмотрены в отдельном пункте этой работы.

Разделение наказаний на общие и специальные в теории уголовного права основано на особенностях лиц, осуждаемых за преступления. Некоторые наказания могут применяться лишь к лицам, обладающим специальными признаками, указанными в законе, в то время как другие наказания - к общей массе преступников. Например, ограничение по военной службе и содержание в дисциплинарной воинской части относят к специальным наказаниям, поскольку они применяются лишь к военнослужащим.

В ряде случаев закон указывает минимальные и максимальные периоды времени, в течение которых может исполняться определенное наказание, предоставляя суду право определять его срок в каждом конкретном случае. Исполнение других видов наказания в нормах уголовного права не связывается с каким-либо сроком. Отсюда наказания делят на срочные и не связанные с определенным сроком. К числу срочных видов наказания относятся: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок. В качестве наказаний, не связанных с определенным сроком, выступают: штраф; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; конфискация имущества; пожизненное лишение свободы; смертная казнь.

Общей чертой срочных наказаний является то, что их исполнение предполагает специальное психолого-педагогическое (исправительное) воздействие на осужденного, включающее проведение с ним воспитательной работы и осуществление контроля за его поведением. Поэтому данные наказания рассчитаны прежде всего на лиц, обладающих устойчивыми антиобщественными ориентациями.

Научно-практическая ценность приведенных классификаций состоит в том, что они способствуют выявлению возможностей каждого вида наказания в предупреждении преступлений, позволяют находить оптимальное сочетание наказаний, прослеживать системные связи между ними.

2. Виды наказаний

.1 Основные виды

В соответствии с предусмотренным ст. 45 УК РФ порядком применения наказаний они подразделяются на три группы: а) основные; б) дополнительные; в) назначаемые либо в качестве основных, либо в качестве дополнительных.

Основные наказания могут назначаться только самостоятельно и независимо друг от друга. Они не могут присоединяться к другим видам наказания. Определяя наказание, суд может назначить только одно из основных наказаний, предусмотренных законом за данное преступление. К числу основных наказаний относятся: обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный, срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь (п. 1 ст. 45 УК РФ).

Рассмотрим их более подробно.

Обязательные работы являются новым видом наказания для российского уголовного права. Его включение в систему наказаний осуществлено с учетом рекомендаций международного сообщества, а также практического опыта некоторых зарубежных государств, имеющих развитую рыночную экономику.

Содержание рассматриваемого наказания, как указано в ч. 1 ст. 49 УК РФ, состоит в выполнении осужденным в свободное от работы время или во время, свободное от учебы, бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления. Характер такого рода работ действующим законодательством пока не определен. В зарубежных странах осужденные к подобным наказаниям чаще всего привлекаются к работам, не требующим высокой квалификации, низкооплачиваемым и не престижным у населения, например к очистке улиц, площадей, скверов и других объектов.

В случае злостного уклонения осужденного от обязательных работ ч. 3 ст. УК РФ позволяет заменять их ограничением свободы или арестом. При этом время, в течение которого осужденный работал, учитывается при определении срока ограничения свободы или ареста из расчета один день ограничения свободы или ареста за восемь часов обязательных работ. Согласно ст. 30 УИК РФ, злостно уклоняющимся от отбывания данного наказания, считается осужденный: а) более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин; б) более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину; в) скрывшийся с целью уклонения от отбывания наказания.

В ч. 4 ст. 49 УК РФ определен круг лиц, которым обязательные работы не могут быть назначены. Это инвалиды 1-й и 2-й групп, пенсионеры по возрасту, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до восьми лет, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву. Таким образом, можно предположить, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть осуждены к данному наказанию, но не за воинские, а за иные преступления, например за нанесение побоев (ст. 116 УК РФ), кражу (ч. 1 ст. 158 УК РФ) и др.

Исправительные работы являются одним из наиболее распространенных и традиционных именно для отечественного уголовного права. Исправительные работы (ст. 50 УК РФ) состоят в принудительном привлечении осужденного к труду на срок, установленный приговором суда, с удержанием определенной части его заработка в доход государства, установленном в пределах от 5 до 20%.

В ч. 1 ст. 50 УК РФ указано, что наказание в виде исправительных работ отбывается по месту работы осужденного. При этом в ч. 1 ст. 39 УИК РФ уточняется, что речь идет о его основной работе. Местом работы осужденного могут быть предприятия, учреждения и организации любой формы собственности, поскольку на каждое из них распространяются конституционные гарантии и предписания, предусмотренные трудовым законодательством либо иными нормативными актами (например, трудовые отношения членов кооператива регулируются ФЗ "О производственных кооперативах" от 8.05.96г., а также уставом кооператива).

Уголовным законом установлен срок отбывания исправительных работ - от двух месяцев до двух лет, в пределах которого суд определяет продолжительность наказания в каждом отдельном случае. Сроки исправительных работ, на основании ст. 72 УК РФ, исчисляются в месяцах и годах, при сложении наказаний или замене одного наказания другим допускается исчисление срока исправительных работ в днях. Уголовно-исполнительная инспекция может, как ходатайствовать перед судом о снижении размера удержаний в случае ухудшения материального положения осужденного, так и о замене неотбытого наказания ограничением свободы, арестом или лишением свободы в случае злостного уклонения от отбывания исправительных работ.

Ограничение по военной службе является наказанием, ранее не известным уголовному законодательству России, впервые предусмотренным УК РФ. Оно призвано заменить собой исправительные работы применительно к военнослужащим, с учетом невозможности применения к последним исправительных работ. Так, согласно ст. 51 УК РФ, ограничение по службе назначается только тем военнослужащим, которые проходят военную службу по контракту, то есть избрали ее своей профессией. В законе прямо указано, что данное наказание применяется вместо исправительных работ в случаях осуждения военнослужащего за преступление, не относящееся к числу преступлений против военной службы, когда санкция соответствующей статьи допускает возможность осуждения к исправительным работам. Кроме того, применяется при осуждении за воинские преступления, в предусмотренных законом случаях.

Ограничение по военной службе назначается на срок от трех месяцев до двух лет, что почти совпадает со сроками исправительных работ. Минимальный размер удержаний из денежного содержания военнослужащего законом не определен, однако максимальный не может составлять свыше двадцати процентов, как и при исправительных работах. Наконец, при увольнении осужденного с военной службы до истечения сроков назначенного наказания суд может заменить не отбытую часть ограничения по военной службе более мягким видом наказания в порядке ст. 148 УИК РФ.

Ограничение свободы, как указано в ст. 53 УК РФ, заключается в содержании осужденного в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Это наказание является новым в системе наказаний, предусмотренной российским уголовным законом, однако подобного рода наказания широко применяются во многих государствах. Их общей чертой является возложение на осужденного обязанности в течение определенного времени находиться либо ежедневно посещать учреждение с особым исправительным режимом, получившим название режима "ограниченной свободы" или "полусвободного" режима. В системе уголовно-правовых мер, такие наказания выполняют роль своего рода промежуточного звена между наказаниями, связанными и не связанными с изоляцией от общества, и обычно применяются к преступникам, требующим повышенного внимания и контроля, но необязательно в условиях пенитенциарных учреждений.

Согласно ч. 2 и 3 ст. 53 УК РФ ограничение свободы назначается: а) лицам, осужденным за умышленные преступления и не имеющим судимости; б) лицам, осужденным за неосторожные преступления (независимо от наличия судимостей за ранее совершенные преступления). Срок данного наказания за совершение умышленных преступлений составляет от одного года до трех лет, за совершение неосторожных - от одного года до пяти лет. Допускается и назначение данного наказания на срок менее одного года, но только в случае замены им обязательных или исправительных работ.

Нормами гл. 8 УИК РФ предусмотрено, что осужденные к ограничению свободы отбывают его в исправительных центрах. По общему правилу осужденные должны жить и работать на территории данного учреждения, однако в предусмотренных законом случаях могут покидать его, вплоть до того, что отдельным их категориям может быть разрешена лишь периодическая явка в исправительный центр для регистрации. В процессе отбывания наказания, осужденные в обязательном порядке привлекаются к труду на предприятиях и в организациях различных форм собственности. С учетом последнего обстоятельства в ст. 53 УК РФ определен круг лиц, к которым данное наказание не может применяться. Это несовершеннолетние, инвалиды первой и второй группы, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до восьми лет, лица, достигшие пенсионного возраста, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву.

В случаях злостного уклонения осужденного от отбывания наказания, его, не отбытая часть, заменяется, наказанием в виде лишения свободы из расчета один день лишения свободы за один день ограничения свободы. При этом злостным уклонением от отбывания ограничения свободы признаются самовольное без уважительных причин оставление осужденным территории исправительного центра, невозвращение или несвоевременное возвращение к месту отбывания наказания, а также оставление места работы или места жительства.

Арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от одного до шести месяцев. В уголовном законе не раскрывается содержание того, что понимается под "условиями строгой изоляции", однако об этом можно получить представление из анализа норм главы 10 УИК РФ. Осужденные к аресту отбывают наказание по месту осуждения в арестных домах и содержатся в условиях, аналогичных условиям отбывания лишения свободы в тюрьме на общем режиме. Им не предоставляются свидания, за исключением свиданий с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи; не разрешается получение посылок и передач, за исключением содержащих предметы первой необходимости и одежду по сезону. Общее образование, профессиональное образование и профессиональная подготовка не осуществляются. Краткосрочные свидания предоставляются один раз в месяц только несовершеннолетним осужденным. Телефонные разговоры с близкими разрешаются только при исключительных личных обстоятельствах.

Администрация учреждения, использующего арест, вправе привлекать осужденных к работам по хозяйственному обслуживанию помещений, назначенных для их содержания, без оплаты. За хорошее поведение к осужденным могут применяться меры поощрения (благодарность, снятие наложенного взыскания), за нарушение порядка отбывания наказания - меры взыскания (водворение в карцер на срок до 10 суток).

Условия отбывания ареста строже, чем при отбывании лишения свободы в исправительных и воспитательных колониях. С учетом этого обстоятельства ч. 2 ст. 54 УК РФ указывает, что арест не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет. Минимальный срок ареста по общему правилу равен одному месяцу, но при замене обязательных или исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее одного месяца. Исполнение ареста имеет также некоторые особенности в отношении военнослужащих, которые отбывают его не в арестных домах, а на гауптвахте.

Содержание в дисциплинарной воинской части (ст. 55 УК РФ) применяется только как основное наказание и лишь к военнослужащим, проходящим военную службу на должностях рядового и сержантского состава по призыву или контракту. Это наказание устанавливается на срок от трех месяцев до двух лет в случаях: а) совершения преступлений против военной службы, если данное наказание предусмотрено соответствующей нормой Особенной части УК РФ; б) совершения иных преступлений, когда характер преступления и лично виновного свидетельствуют о возможности замены лишения свободы на срок не свыше двух лет содержанием осужденного в дисциплинарной воинской части тот же срок.

Дисциплинарная часть - воинское подразделение, специально предназначенное для отбывания рассматриваемого уголовного наказания, порядок и условия содержания в котором регламентированы нормами уголовно-исполнительного права. В дисциплинарных воинских частях (отдельных дисциплинарных батальонах и отдельных дисциплинарных ротах) устанавливается порядок исполнения и отбывания наказания, обеспечивающий исправление осужденных, воспитание у них воинской дисциплины, сознательного отношения к военной службе, исполнение возложенных на них воинских обязанностей и требований по военной подготовке, реализацию их прав и законных интересов, охрану осужденных военнослужащих и надзор за ними, личную безопасность осужденных и персонала части., Из содержания главы 20 УИК РФ видно, что режим содержания осужденных в дисциплинарных воинских частях во многом схож с режимом, устанавливаемым в местах лишения свободы.

Лишение свободы, как указано в ч. 1 ст. 56 УК РФ, заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в специальное учреждение на срок, определенный приговором суда. Оно обладает наибольшим числом правоограничений для осужденного, а, следовательно, повышенной по отношению к другим видам наказания репрессивностью. Поэтому действующее законодательство и ВС РФ ориентируют на необходимость взвешенного, обдуманного подхода к применению данного наказания, особенно в случаях совершения преступлений небольшой или средней тяжести, при наличии обстоятельств, смягчающих ответственность. В соответствии с нормами уголовно-процессуального права суд в обвинительном приговоре обязан мотивировать назначение наказания в виде лишения свободы, если санкция уголовного закона предусматривает и другие наказания, не связанные с лишением свободы. При этом должно соблюдаться указание ч. 1 ст. 60 УК РФ о том, что более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания.

В уголовном законе перечисляются места отбывания лишения свободы и виды исправительных учреждений: колонии-поселения, а также исправительные колонии общего, строгого и особого режима и тюрьмы. Лица, осужденные к лишению свободы, которым к моменту вынесения судом приговора не исполнилось 18 лет, помещаются в воспитательные колонии общего или усиленного режима (часть первая ст. 56 УК РФ). Новый УК РФ устанавливает предельные сроки лишения свободы: от 6 месяцев до 20 лет (часть вторая ст.56 УК РФ). Порядок исполнения лишения свободы применительно к каждому учреждению, где оно отбывается, режимные требования, и условия содержания осужденных определяются УИК РФ. Этим же нормативным актом устанавливается изменение вида исправительного учреждения, назначенного приговором (часть третья ст. 58 УК РФ).

В России оно было введено ФЗ от 17.12.92г., дополнившее тогда уголовное законодательство указанием, что при замене в порядке помилования смертной казни лишением свободы оно может быть назначено пожизненно. При этом, однако, пожизненное лишение свободы не было включено в систему уголовных наказаний и могло применяться не судом, а только Президентом России в порядке помилования осужденных к смертной казни. В настоящее время помимо этого пожизненное лишение свободы, применяется и судом в случаях, когда он сочтет возможным не применять смертную казнь. По своему содержанию данное наказание принципиально не отличается от лишения свободы на определенный срок и также состоит в изоляции от общества в специальном учреждении.

Смертная казнь является наиболее строгим и, по мнению многих, слишком жестоким уголовным наказанием. Оно состоит в лишении осужденного жизни и в случае приведения в исполнение характеризуется необратимостью.

В России на протяжении XX века смертная казнь отменялась пять раз, но всякий раз через непродолжительное время вновь восстанавливалась. В настоящее время ее применение основано на ст. 20 Конституции РФ, в соответствии с которой смертная казнь "вплоть до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей".

В соответствии с этим ст. 59 УК РФ предусматривает смертную казнь как временную меру, с учетом Указа Президента РФ от 16.05.96г. "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы". Смертная казнь может применяться только за совершение особо тяжких преступлений против жизни и не может назначаться несовершеннолетним, женщинам, а также мужчинам, достигшим шестидесятипятилетнего возраста. Она также не назначается при вердикте присяжных о снисхождении за приготовление и покушение на преступление (ч. 4 ст. 66 УК РФ). Некоторые ограничения применения смертной казни предусмотрены в рамках институтов освобождения от ответственности или наказания за истечением сроков давности (ст. 78, 83 УК РФ), а также в нормах уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права.

Согласно ч. 3 ст. 59 УК РФ смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок в двадцать пять лет. Порядок исполнения смертной казни регламентирован гл. 23 УИК РФ. В ст. 186 УИК указано, что данное наказание исполняется непублично путем расстрела.

2.2 Дополнительные виды

Дополнительными наказаниями являются такие, которые не могут назначаться самостоятельно, а могут лишь присоединяться к основным наказаниям для усиления воспитательно-предупредительного воздействия на осужденного. Согласно ч. 3 ст. 45 УК РФ таковыми являются: лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; конфискация имущества.

Данное наказание применяется только в качестве дополнительного при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности осужденного, то есть в случаях, когда совершенное преступление и другие обстоятельства, ее характеризующие, по мнению суда, обусловливают невозможность сохранения у лица имеющегося специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Воинские звания - это звания, принятые в Вооруженных Силах РФ, других войсках (например, пограничных), органах внешней разведки, федеральных органах службы безопасности, установленные Законом РФ от 28.03.98г. "О воинской обязанности и военной службе"(рядовой, матрос, сержант, лейтенант, майор и т.д.).

Специальными являются звания, присваиваемые работникам органов внутренних дел, дипломатической, таможенной, налоговой службы и т.д. Например, перечень и порядок присвоения специальных званий начальствующего состава органов внутренних дел регламентирован Положением о службе в органах внутренних дел РФ. К почетным званиям относятся: заслуженный или народный артист, народный учитель, заслуженный деятель науки РФ и другие, предусмотренные Положением о почетных званиях, утвержденным Указом Президента РФ.

Согласно Положению о федеральной государственной службе, утвержденному Указом Президента РФ, государственным служащим, занимающим государственные должности, присваиваются классные чины - действительный государственный советник РФ, государственный советник 1-го, 2-го и 3-го класса, советник государственной службы 1-го, 2-го и 3-го класса и т. д. В соответствии с ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О прокуратуре РФ" от 25.11.95г. прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ присваиваются классные чины прокурорских работников, например: старший советник юстиции, советник юстиции и т. д.

Государственными наградами РФ являются: звание Героя РФ, ордена, медали, почетные звания, предусмотренные Положением о государственных наградах РФ, утвержденным Указом Президента РФ № 442 от 2.03.94г. "О государственных наградах РФ". Перечень вышеуказанных государственных званий, чинов и наград является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Поэтому, например, нельзя лишить осужденного в порядке ст. 48 УК РФ почетных званий, присвоенных международными организациями, иностранных       орденов и медалей, профессиональных квалификационных разрядов, ученых степеней и званий, оперативных званий и т. п.

Как указано в нормах уголовно-исполнительного законодательства, для лишения лица соответствующего звания, чина, награды достаточно наличия вступившего в законную силу приговора суда, копия которого направляется органу или должностному лицу, присвоившему данное звание, чин или награду. Должностное лицо вносит в определенные документы сведения о лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград, а также принимает меры к лишению его прав и льгот, связанных со званием, чином или наградами.

В уголовном законе (ч. 1 ст. 52 УК РФ) конфискация имущества определена как принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного. Являясь дополнительным наказанием, конфискация усиливает основное наказание (главным образом лишение свободы). Кара применительно к этому виду наказания состоит в самом существенном материальном (имущественном) воздействии на осужденного посредством изъятия в собственность государства либо всего, либо части его имущества. Причем это изъятие осуществляется принудительно (без согласия осужденного и помимо его воли, представителем органа власти - суда - судебным исполнителем) и безвозмездно (без возмещения его стоимости).

Конфискация имущества может применяться лишь в качестве дополнительного вида наказания, только в случаях, прямо предусмотренных нормами Особенной части УК РФ за тяжкие и особо тяжкие преступления, когда эти преступления совершены из корыстных побуждений при соблюдении установленных законом ограничений на некоторые виды имущества, необходимые осужденному или лицам, находящимся на его иждивении. Перечень имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда, выделен в качестве приложения к Уголовно-исполнительному кодексу РФ.

Из текста закона следует, что конфискация как вид наказания может быть полной или частичной. При полной конфискации изъятию подлежит все имущество, являющееся собственностью осужденного. Частичная конфискация распространяется только на то имущество, которое указано в приговоре суда, путем указания на размер изымаемого имущества либо путем перечисления конфискуемых предметов.

Из текста ч. 2 ст. 52 УК РФ следует, что недопустимо назначение конфискации имущества в случаях, когда возможность ее применения предусмотрена в санкции за тяжкое или особо тяжкое преступление, однако само это преступление совершено не из корыстных побуждений, например, по политическим мотивам. Такие дитуации могут иметь место в случаях совершения преступлении, предусмотренных ст. 275, ч. 2 ст. 359 УК РФ и др.

Высшие судебные органы неоднократно обращали внимание судов на основания и порядок применения дополнительных наказаний. Судам было рекомендовано в каждом конкретном случае обсуждать вопрос о целесообразности применения дополнительного наказания.

Недопустимо применение его к лицам, к которым оно по закону не может быть применено (например, к несовершеннолетнему конфискация имущества). Дополнительное наказание не может быть более строгим, чем основное, а также быть того же вида, что и основное. Не может быть назначено дополнительное наказание, имеющее такие же карательные свойства, что и основное (например, лишение права заниматься определенной деятельностью в дополнение к лишению права занимать должность). Правильное сочетание основного и дополнительного наказания, подчеркивали высшие судебные органы, содействует реализации принципа его индивидуализации и, в конечном счете, достижению целей наказания.

2.3 Наказания, как основные, так и дополнительные

Как следует из законодательного определения штрафа, его карательное воздействие направлено на существенное ущемление имущественного, материального положения осужденного. Поэтому, как правило, штраф и как основное, и как дополнительное наказание предусмотрен в санкциях статей Особенной части УК РФ за совершение корыстных преступлений.

В основу определения размеров штрафа положены либо кратность по отношению к минимальному размеру заработной платы, установленному законодательством РФ, либо размер заработной платы или иных доходов осужденного. При этом закон однозначно устанавливает (применительно к МРОТ), что этот размер устанавливается на момент назначения наказания. Закон предписывает судам при определении конкретного размера штрафа учитывать тяжесть совершенного преступления и имущественное положение осужденного.

Следует также учитывать, что замена штрафа другими видами уголовного наказания предусмотрена законом не при всяком, а лишь при злостном уклонении осужденного от уплаты штрафа. В соответствии со ст. 32 УИК РФ, злостно уклоняющимся от уплаты штрафа, считается осужденный, не выплативший штраф в установленный законом срок и скрывающий свои доходы и имущество от принудительного взыскания. В случаях, когда уклонение от уплаты штрафа не является злостным, наказание исполняется принудительно в порядке, предусмотренном Гражданско-процессуальным кодексом РФ.

Как указано в ст. 47 УК РФ, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

Оно может назначаться на срок от одного года до пяти лет в качестве основного и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания в тех случаях, когда суд с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного признает невозможным сохранение за ним права занимать какую-либо должность либо работать в какой-либо сфере деятельности.

В отличие от штрафа лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, согласно ч. 3 ст. 47 УК РФ, может назначаться в качестве дополнительного наказания и в тех случаях, когда оно не предусмотрено санкцией статьи Особенной части УК РФ в качестве наказания за данное преступление.

В качестве основного этот вид наказания может быть назначен лишь в случаях, указанных в законе.

При этом следует иметь в виду, что это не лишает осужденного возможности вообще работать в данном ведомстве или в системе. Речь идет лишь о лишении права находиться на конкретных должностях (например, связанных с ответственностью за материальные ценности) или продолжать выполнять конкретные профессиональные функции (к примеру, врача).

Порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью подробно урегулирован, нормами уголовно-исполнительного права, можно лишь отметить, что администрация -организаций по месту работы или службы осужденного, а также органы, правомочные аннулировать разрешение на занятие определенным видом деятельности, обязаны обеспечить исполнение приговора суда в трехдневный срок после его получения. Злостное неисполнение приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью влечет за собой уголовную ответственность виновных лиц по ст. 315 УК РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

уголовный наказание арест исправительный

Уголовное наказание есть способ воздействия на лиц, совершивших преступления. Оно представляет собой совокупность установленных государством для лиц, осужденных за преступления, правовых ограничений, реализация которых обеспечивается государственным принуждением и располагается в санкции соответствующей статьи УК РФ.

Системой наказаний является установленный в уголовном законе исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенных в определенном порядке.

Установление в законе видов наказаний с указанием их размеров и порядка применения имеет важное значение для реализации основных принципов уголовного права при назначении и индивидуализации наказания осужденным.

Разнообразие видов наказаний дает возможность суду учесть тяжесть совершенного преступления, опасность лица, его совершившего, и назначить осужденному справедливое наказание.

В основу данной системы наказаний положен критерий их сравнительной тяжести: новый УК РФ отказался от прежнего принципа построения системы наказания от более тяжкого к менее тяжкому. Это ориентирует суд на выбор не более строгого, а наиболее справедливого наказания.

По сравнению с прежним законодательством с изменением политической обстановки в системе видов наказаний произошли существенные изменения. Были исключены такие виды наказаний, как общественное порицание, возложение обязанности загладить причиненный вред, увольнение от должности. Вместе с тем в системе наказаний нового УК РФ появились новые виды наказаний: обязательные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы и арест. Эти виды наказаний призваны по возможности ограничить применение лишения свободы.

Обращаясь к классификации системы наказаний можно выделить разнообразные ее варианты. Но по праву основным, закрепленным в уголовном законодательстве вариантом деления наказаний является, классификации их на основные, дополнительные и наказания, которые могут быть как основными, так и дополнительными.

Основными являются наказания, которые могут применяться только самостоятельно и не присоединяются к другим наказаниям. К ним относятся: обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы; пожизненное лишение свободы и смертная казнь.

Дополнительные наказания могут назначаться самостоятельно и присоединяются к основному наказанию. Дополнительные наказания назначаются лишь в дополнение к основному. К ним относятся: лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, а также конфискация имущества.

Остальные виды наказаний, т.е. штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, могут применяться как в качестве основных наказаний, так и в качестве дополнительных.

Считается, что данная классификация является наиболее правильной и наиболее удобной для применения на практике судами, с целью облегчения судам их работы по осуществлению правосудия и наказания виновных.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

1. Конституция РФ. Принятая всенародным голосованием 12.12.93г. //РГ. 1993. 25 декабря.

2. УК РФ от 13.06.96г. // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2951.

3. УИК РФ от 08.01.97г. // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198.

4. ФЗ "О введении в действие УК РФ" от 13.06.96г. // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2952.

5. ФЗ "О введении в действие УИК РФ" от 18.12.96г. // РГ. 1997. 16 января.

6. Постановление Пленума ВС РФ "О ходе выполнения судами Постановления Пленума ВС РФ от 14.04.88г. "О практике назначения судами РФ наказания в виде лишения свободе" № 8 от 25.10.96г. // Бюллетень ВС РФ. 1997. № 1.

7. ФЗ "О производственных кооперативах" от 8.05.96г. // СЗ РФ. 1996.3 20. Ст. 2321.

8. Указ Президента РФ от 16.05.96г. "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы"

10.         Положение о службе в органах внутренних дел РФ от 23.12.92г. // САПП РФ. 1993. № 52. Ст. 5086.

И. Положение о почетных званиях, утвержденное Указом Президента РФ от 30.12.95г. // РГ. 1996. 13 февраля.

12.   Положение о федеральной государственной службе, утвержденное Указом Президента РФ от 22.12.93г. // РГ. 1993. 24 декабря.

13.   ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О прокуратуре Российской Федерации" от 25.11.95г. // РГ. 1995. 25 ноября.

14.   Положение о государственных наградах РФ, утвержденное Указом Президента РФ № 442 от 2.03.94г. "О государственных наградах РФ" // РГ. 1994. 10 марта.

УЧЕБНАЯ ЛИТРАТУРА

15.   Комментарий к УК РФ. Под ред. В.И.Радченко. М., 1996.

16.   Галиакбаров P.P. Система и виды наказаний: Лекция. Горький: ГВШ МВД СССР, 1985.

17.   Наумов А.В. Уголовное право. Общая часть. М., 1996.

18.   Детков А.П. Пожизненное лишение свободы: уголовно- правовые и уголовно-исполнительные аспекты. Томск. 1996.

19.   Багрий-Шахматов Л.В., Гуськов В.И. Теоретические проблемы классификации уголовных наказаний. Воронеж. 1971.

Похожие работы на - Уголовное наказание лиц, совершивших преступление

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!