В период расследования дела до суда сохранялось тайное и письменное производство, которое восходило еще к дореволюционному процессу. Ведение следствия осуществлялось особыми следственными судьями, полномочия которых по УПК были весьма широки, а последующее законодательство (например, закон 1856 г.) еще более их расширило. Следственный судья мог издать приказ о явке обвиняемого на следствие, о его принудительном приводе или аресте; он производил допрос обвиняемого, свидетелей, совершал осмотр на месте преступления и другие следственные действия.
Заключительная часть процесса - судебное разбирательство уголовных дел - строилась на принципах гласности, устности и состязательности. УПК предусматривал разграничение следствия и обвинения. Последнее на суде поддерживал не следственный судья, а прокурор. После выступления на суде прокурора слово имел адвокат. В случае последующей реплики прокурора адвокат имел право на ответ. УПК подтвердил введенный еще в годы революции (под влиянием английской судебной системы) суд присяжных, которые выносили вердикт о виновности или невиновности обвиняемого. Но УПК Франции не требовал единогласия присяжных, вердикт мог быть вынесен простым большинством (закон 1845 г. предусматривал квалифицированное большинство в 8 голосов из 12).
В соответствии с УПК председательствующий в судебном заседании судья получил возможность давления на присяжных. Перед вынесением вердикта он обращался к присяжным с речью, в которой резюмировал дело, фиксировал основные доказательства, формулировал вопросы, на которые должны были дать ответ присяжные. Напутственное резюме нередко выливалось в обвинительную речь, оно было отменено в 1881 г.
В течение всего XIX в. УК и УПК активно использовались сменяющими друг друга правительствами для поддержания необходимого публичного порядка. Правящие круги Франции неоднократно прибегали к использованию не только судебных, но и внесудебных методов расправы в случаях возникновения острых политических ситуаций.
В 1881 году специальным законом о печати устанавливалась уголовная ответственность за широкий круг преступлений и проступков, "совершаемых путем печати". В законе предусматривались наказания для лиц, использующих печать для "публичного оскорбления" должностных лиц, "оскорбления нравственности", подстрекательства к неисполнению воинских обязанностей и т.д.
В июле 1894 г. в связи с убийством президента Карно был принят закон, особо наказывающий "анархическую пропаганду", если она направлена к совершению преступлений.
Но постепенное развитие и укрепление демократических начал во французском обществе привело и к определенной либерализации уголовно-правовых институтов. Так, в разное время во Франции были приняты законы, отменявшие явно антидемократические положения УК 1810 г. В 1832 г. были отменены клеймение и отсечение руки, в 1848 г. - смертная казнь за политические преступления, в 1854 г. - гражданская казнь.
В период Второй империи осуществлялась также либерализация в области уголовной политики, которая нашла свое выражение в ослаблении санкций в отношении целого ряда преступлений и лиц, не представлявших серьезной социальной опасности.
В 1885 году специальным законом было введено условное освобождение, которое применялось к лицам, отбывшим не менее половины срока заключения (для рецидивистов - две трети срока). Для условного освобождения требовалось, чтобы администрация места заключения засвидетельствовала "хорошее поведение" заключенного, а также возможность его "честного существования" после выхода из тюрьмы. Однако условное освобождение не применялось к лицам, присужденным к депортации, к каторге в колониях, к пожизненному заключению.
В первой половине XX в., особенно при неустойчивых правительствах Третьей республики, осуществление серьезных уголовно-правовых реформ наталкивалось на политические трудности. Изменения в Уголовном кодексе касались главным образом частных вопросов (обман во время проведения различных государственных экзаменов и конкурсов, злоупотребления в казино, проституция, разрушение исторических памятников и т.д.).
Во второй половине XX в. необходимость усиления борьбы с преступностью, принимающей новые формы (терроризм, экологические преступления), потребовала существенных изменений в самом уголовном законодательстве, которое почти за два века действия наполеоновского УК основательно устарело.
Наиболее благоприятные условия для проведения радикальных уголовно-правовых реформ сложились при Пятой республике, когда формирование правового государства сделало необходимой более эффективную и целенаправленную борьбу с преступностью.
Уже в 60-70-х гг. была пересмотрена значительная часть текста УК 1810 г., что привело к декриминализации ряда преступлений или к применению санкций, ограничивающих возможность совершения новых преступлений (запрещение заниматься определенным видом деятельности, конфискация автомобиля и т.д.).
В 1981 году в результате длительной борьбы демократических сил из уголовных наказаний была исключена смертная казнь. Вместе с тем для обеспечения эффективной борьбы с наиболее опасными деяниями была осуществлена криминализация и пенализация терроризма, нарушений в сфере окружающей природной среды, безопасности труда.
Существенной либерализации подверглась сама система исполнения наказаний (уменьшение сферы применения лишения свободы, создание режима "полусвободы", особенно при краткосрочном заключении), когда содержание осужденного в местах заключения сочетается с пребыванием его в домашних условиях.
В июле 1992 г. результатом предшествующего широкого реформирования уголовного права стало принятие нового Уголовного кодекса Франции, который вступил в силу в 1994 г. и полностью заменил собой УК 1810 г.
Новый Кодекс существенно отличается от предшествующего как по своей структуре, сложившейся из четырех взаимосвязанных, но самостоятельных законов, так и по своим основных принципам, предполагающим усиление борьбы с социально опасными преступлениями, но сохраняющим в целом демократическую и гуманистическую направленность.
Весьма радикальному пересмотру подверглись общие положения об уголовной ответственности, которые вобрали в себя новеллы, внесенные в уголовное право Франции в предшествующие десятилетия.
Так, новым для УК Франции является включение в его текст на основе обобщения предшествующей законодательной практики целого ряда норм, предусматривающих уголовную ответственность юридических лиц. При этом уголовной ответственности могут быть подвержены не только предпринимательские и т.п. объединения, но и территориальные единицы, если их преступные деяния "совершены при исполнении деятельности, являющейся предметом договора о передаче государственно-властных полномочий".
В третьем разделе общих положений, посвященных наказаниям, нашел отражение большой опыт уголовной, в том числе пенитенциарной, политики французского государства в XX в. Перечень наказаний за совершение преступлений в новом УК достаточно простой и краткий. В связи с отменой смертной казни в качестве высшей меры наказания выступает пожизненное лишение свободы.
К наказаниям за преступления относится также заточение или заключение на длительные сроки (до 30 лет, до 20 лет и т.д.), но продолжительность срочного тюремного заключения не может быть менее 5 лет.
Наказание в виде лишения свободы не исключает возможности назначения и дополнительных наказаний (штраф, ограничение правоспособности, конфискация какого-либо предмета, закрытие незаконного заведения и т.д.).
Перечень исправительных наказаний, назначаемых за совершение уголовного деликта, более широк. Для физических лиц может быть назначено тюремное заключение по шкале, где максимальная продолжительность - не более 10 лет, а минимальная - не менее 6 месяцев. Кроме того, предусматриваются такие исправительные наказания, как штраф, неоплачиваемая работа в общественных интересах, лишение или ограничение ряда прав, прямо установленных статьей 131-6 (лишение водительских прав <#"center">Заключение
Наряду с гражданским законодательством во французской системе права времен Наполеона необходимо говорить о уголовном праве, уголовно-процессуальном и гражданско-процессуальном праве. Именно поэтому когда говорят о кодексе Наполеона, имеют в виду в большинстве случаев всю правовую систему эпохи Наполеона. Кодекс Наполеона применим для континентальных стран Европы XIX - начала XX вв. Вне этого исторического времени и пространства он в большинстве случаев теряет свою актуальность и применимость.
В истории государственно-правового строительства каждая из стран реализовывала эти принципы по-своему. Сам процесс становления во Франции новой правовой системы (права) после революции 1789 года был растянут во времени на несколько веков (XVIII - XX). Он характеризуется определёнными чертами, собственно и позволяющих нам говорить о новом праве. Развитие нового права во Франции носило эволюционный характер, в этом процесс не было революций. Развитие определялось как способом существования, так и способом развития права. Способы существования права сводились к законодательству и систематизации права. Способы развития нового права, в том числе и кодекса Наполеона, были связаны с порядком усвоения предшествующего правового материала и его переосмысления. Способы развития нового французского права были преемственность, рецепция, правовая экспансия и заимствование.
Список литературы
2.Ильинский Н. И. История государства и права зарубежных стран. М.: Изд-во деловой и учебной литературы, 2006. 624 с.
.История буржуазного конституционализма XIX в. / Под ред. В. С. Нерсесянца, В. Г. Графского, Л. С. Мамут. М.: Наука, 1986. 280 с.
.История государства и права зарубежных стран / Под ред. К. И. Батыра. М.: Проспект, 2004. 494 с.
.История государства и права зарубежных стран / Под ред. С. А. Чибиряева. Л.: Былина, 2002. 472 с.
.История государства и права зарубежных стран: В 2 т. / Под общ. ред. Н. А. Крашенинниковой. 3-е изд. М.: Норма, 2005. Т. 1. 719 с.; Т. 2. 815 с.
.История XIX в.: В 8 т. / Под ред. Э. Лависса и А. Рамбо. М.: Соцэкгиз, 1938. Т. 5. 583 е.; Т. 6. 663 с.
.История Франции: В 3 т. / Отв. ред: А. 3. Манфред. Л.: Наука, 1973. Т. 2. 663 с.
.Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть / Под ред. Б. А. Страшуна. 4-е изд. М.: Норма, 2005. 895 с.
.Конституционное право зарубежных стран / Под общ. ред. Л. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. 2-е изд. М.: Норма; Инфра-М, 2005. 1043 с.
.Косарев А. И. История государства и права зарубежных стран. М.: Норма, 2002. 450 с.
.Маклаков В. В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть. М.: Волтерс Клувер, 2006. 866 с.
.Мерзляков Н. С. Государственный строй Франции: Учеб. пос. по курсу государственного права буржуазныхи государств / Отв. ред. Д. А. Гайдукова. М., 1957. 112 с.
.Пельтан К. История Франции от 1615 г. до наших дней. СПб.: Изд. Н.В.Сорина, 1903.340 с.
.Прело Л. Конституционное право Франции. Л.: Изд-во иностр. лит., 1957. 640 с.
.Прудников Л. Н. История государства и права зарубежных стран. М.: Юнити-Дана, 2006. 366 с.
.Ратиани Г. Л. Франция. Л.: Мысль, 1980. 470 с.
.Реймский Р. История. Л.: Росспэн, 1997. 324 с.
.Рогинская А.Е. Очерки по истории Франции XV-XIX вв. М.: ИМО, 1958. 364 с.
.Серебренников В.П. Конституционное право Франции. Минск: Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1976. 240 с.
.Смирнов А. Ю. Империя Наполеона . М.: Эксмо, 2003. 288 с.
.Уэйд Э., Филиппе Д. Конституционное право. М.: Изд-во иностр. лит., 1950. 587 с.
.Файф Ч. А. История Европы XIX в.: В 9 т. / Под ред. И. В. Лучицкого. М.: Изд. К. Т. Солдатенкова, 1890. Т. 3. 365 с.
.Федоров К. Г. История государства и права зарубежных стран. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. 456 с.
.Черниловский 3. Л. Всеобщая история государства и права. М.: Юрист, 2000. 576 с.
.Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юрист, 2006. 669 с.
.Энциклопедический словарь: В 3 т. / Под ред. Б. А. Введенского. М.: Большая советская энциклопедия, 1955. Т. 3. 745 с.
.Эрбе Л. Наполеон Под ред. П. К. Хартмана. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. С. 533-570.
.Эсмен А. Общие основания конституционного права. СПб.: Изд. О. Н. Поповой, 1898. 138 с.
.Эсмен А. Основные начала государственного права. Т. 1. М.: Типолитография В. Рихтер, 1898. 450 с.
.Наполеон / Под ред. Е. В. Тарле. М.: Соцэкгиз, 2006. 160 с.