Православное христианство и его роль в развитии милосердия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    53,44 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Православное христианство и его роль в развитии милосердия

Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО "Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского"

Кафедра: социальной педагогики и организации работы с молодёжью.

Специальность: Социальная работа






Курсовая работа

На тему: "Православное христианство и его роль в развитии милосердия"



Выполнила: Градусова Анастасия Алексеевна.

Научный руководитель:

кандидат психологических наук,

доцент кафедры социальной педагогики и организации работы с молодежью Киселёва Татьяна Генадьевна.




Ярославль 2013

Оглавление

 

Введение

Глава I. Милосердие как социальное явление

1.1 Анализ понятия "милосердие" как социально-религиозного явления

1.2 Зарождение и развитие милосердия как социально-религиозного явления

1.3 Роль церкви в развитии милосердия в разные исторические периоды

1.3.1 Развитие милосердия в 18 веке

1.3.2 Развитие милосердия в 19 веке

1.3.3 Развитие милосердия в 20 веке

1.4 Роль социально-религиозного милосердия на современном этапе развития общества

Глава 2. Исследование понятия милосердия и его роли в развитии милосердия с точки зрения современности

Заключение

Список источников и литературы

Введение

Проблема милосердия существует ещё с давних времён, тогда ещё люди даже и не задумывались о том, что же это такое, они просто помогали друг другу и направляли на истинный путь. Даже сейчас никто не может дать точное определение этому понятию, так как у каждого оно ассоциируется по-разному. Даже классики отечественной литературы затрагивали проблему милосердия. Это и А.С. Пушкин, призывающий "милость к падшим", и А.П. Чехов, который презирал самодовольное счастье мещан.

Русская Православная Церковь с самого начала взяла в свои руки заботу о людях, лишенных средств к существованию. Со времени христианизации Руси до петровских реформ дело "общественного призрения" находилось исключительно в руках Церкви. Дела милосердия и благотворительности были нераздельно закреплены за Церковью еще Уставом князя Владимира. Так, например, в соответствии с данным Уставом наряду с "чернецами и попами", "нищие, слепые и хромые" считались "церковными людьми". В другом же документе - "Правиле о церковных людях" (XIII в.) - перечисляется ряд благотворительных дел, требующих большого количества церковных средств:". нищих кормление и чад мног, странным прилежание, сиротам и убогим промышление, вдовам пособие, девицам потребы, обидным заступление, в напастях поможенье, в пожаре и в потопе, пленным искупленье, в гладе прекормление, в худобе умирая покровы и гробы".

Мы считаем что тема рассматриваемая нами сейчас очень актуальна и заниматься её изучением стоит, так как она изучена недостаточно и требует к себе больше внимания. В первую очередь стоит обратить своё внимание на то, что же толкает людей на проявление милосердия, что они ждут от этого, а так же приобщать людей к такой деятельности.

Если заниматься проблемой милосердия люди будут по-другому смотреть на мир и на поступки, которые они совершают, возможно станет больше законопослушных граждан, тем самым уменьшаться преступления и будут появляться более важные дела, чем убийства и кражи. Помощь в рассмотрении данной проблемы может оказать церковь, так как только она может активно повлиять на человека.

Цель - изучить особенности становления и развития милосердия как социально-религиозного явления в разные исторические периоды.

Объект - социально-религиозные проявления милосердия.

Предмет исследования - динамика и особенности проявления социально-религиозного милосердия в разные исторические периоды.

Задачи:

Раскрыть проявления милосердия как социально-религиозного явления.

Проанализировать зарождение и развитие милосердия как социально-религиозного явления

Раскрыть роль церкви в развитии милосердия в разные исторические периоды.

Раскрыть социальные эффекты и роль социально-религиозного милосердия на современном этапе развития общества.

Глава I. Милосердие как социальное явление


1.1 Анализ понятия "милосердие" как социально-религиозного явления


Сегодня феномен милосердия анализируется учеными - представителями разных областей отраслевого знания: социологии, психологии, педагогики, психиатрии. Рассмотрение милосердия с философской точки зрения предполагает прояснение генезиса, сущностных оснований этого явления, направленность и динамику последующих изменений. Социально философский анализ базируется на принципе взаимодополнительности наследования и развития, позволяя более системно и целенаправленно подходить ко многим важным аспектам изучения деятельности человека. Социально-философский инструментарий позволяет раскрыть функции и сущность феномена милосердия. Особенность методологической функции милосердия определяется пониманием того, что сопереживание, сочувствие и понимание являются внутренними моментами любого просоциального поведения.

В социальной философии создан широкий спектр категорий для выражения милосердия, для его понимания, оценки, интерпретации и включения в общественные отношения. Это, прежде всего, такие категории, как: "сострадание", "сочувствие", "альтруизм", "благотворительность", "помилование" и т.д. Все они выражают ту или иную грань общей социально-философской проблемы милосердия. Вместе с тем, возникает необходимость уточнить сущностные основания каждой из этих близкородственных категорий и определить отличия от категории "милосердие".

Русская традиция милосердия, по мнению видного отечественного историка В.О. Ключевского, во внешнем своем проявлении направлялась преимущественно в одну только сторону: "человеколюбие на деле значило нищелюбие".

Архиепископ Викентий так говорит: "Милосердие - это потребность человеческой души, созданной по образу Божьему.

Милосердие - одно из свойств божественной мудрости. (см. приложение 11)

В Ветхом Завете милосердие понимается как внутренняя предрасположенность к добру. (см. приложение 7)

Милосердие, по мнению Логуновой Е.Г. - это безусловная личная любовь, послушание, чувство единства с "миром", уникальности своего собственного существования.

Милосердие - одно из свойств божественной мудрости. (см. приложение 9)

Милосердие должно проявляться как в материальной помощи нуждающимся, так и в моральной поддержке, в молитве. (cм. приложение 8)

О необходимости воскрешения доброты и милосердия говорит и Б. Екимов, описывающий случаи безразличного отношения к людям, особенно старикам и старухам. (см. приложение 5)

В христианском служении милосердия не только нуждающийся получает вспомоществование, но и сам благотворитель, помогая ближнему своему, духовно обогащается (см. приложение 4).

К милосердию чаще всего нам приходится себя понуждать; а ведь это значит, что оно не является органической составляющей нашей жизни. (см. приложение 1)

Например, Шутова Г.А. считает, что люди двойственны по природе: и добра и зла в человеке поровну. Гусейнов А.А. утверждает, что людям свойственна врождённая доброта и отзывчивость, а Д. А.Ф. де Сад предполагает изначальную жестокость в человеке. Мы склоняемся к мнению Шутовой Г.А., так как на наш взгляд Гусейнов А.А. идеализирует человеческую натуру. Если бы в человеке заложено добро в большей степени, чем зло, то эгоистические наклонности, склонность к насилию отсутствовали бы в личности. Д.А.Ф. де Сад руководствуется мыслями о человеке как о животном, поэтому приписывает ему агрессивность.

Спорным вопросом является и объект проявления милосердия. Эрих Фромм выступает за то, что "нет достижения в том, чтобы любить человека одной с тобой крови. Любовь проявляется только тогда, когда мы любим тех, кого не можем использовать в своих целях". Шутова Г.А. склоняется к тому, что сначала ребёнок должен полюбить своих родных, увидеть, что они о нём заботятся, а потом эта любовь перерастёт в любовь к людям и человечеству в целом. Фридрих Ницше призывает людей любить дальнего, а не ближнего, так как эта любовь (к дальнему) является источником духовного развития человека, а любовь к ближнему есть дурная любовь к самим себе".

Споры идут и по поводу того, какой категорией должна являться гуманность. Владимир Мономах считает её духовной категорией, Джон Локк - категорией права и государства (должна быть закреплена в законах), Иван Тимофеевич Фролов - категорией общественных отношений. Мы считаем, что, прежде всего милосердие является категорией духовной, но в то же время нельзя отрицать его общественную природу, так как человек воспитывается в обществе и усваивает его ценности. В правовом аспекте нормы гуманизма также нашли своё проявление: "право на честное имя", "право на свободу вероисповедания", поэтому ни одно из утверждений нами не отвергается.

Философы обсуждают мотивы совершения добрых поступков. Ницше одним из мотивов считает возвышение себя в собственных глазах. Смирнова Е.О. как мотив выделяет желание соответствовать моральной норме.Д. А.Ф. де Сад провозглашает реакцию общества на поступки мотивом проявления милосердия. Сухомлинский В.А. доказывает, что мотивом совершения добрых поступков являются чувства человека. В данном случае нельзя утверждать, что вышеприведённые высказывания неверно характеризуют мотивацию, они выделяют различные мотивы, которые, зависят от уровня развитости милосердия.

Опилаг Я.Г. рассматривает две точки зрения на воспитание милосердия, по одной из них воспитуемым можно передать те качества, которыми обладает воспитатель; по другой воспитать в человеке можно и те качества, которыми воспитатель не обладает. Мы придерживаемся второй точки зрения, так как воспитатели, как и все люди, несовершенны, но они пытаются развивать личность положительную во всех отношениях.

Подводя итоги вышеизложенного, мы подчеркиваем, что милосердие должно быть деятельным. В человеке изначально заложены добро и зло, поэтому задача педагога воспитывать, раскрывать добрые чувства в личности, иначе отрицательные стороны проявятся в поступках. В воспитании добрых чувств большую роль играет семья, сначала у ребёнка проявляется любовь к родителям и близким потом в любовь к людям и человечеству в целом.

Одного ведущего мотива совершения добрых поступков выделить невозможно, их существует множество, среди которых можно выделить: возвышение себя в собственных глазах (данный мотив является отрицательным), желание соответствовать моральной норме (данный мотив способствует дальнейшему развитию мотивации в положительную сторону, является основой для этого), реакция общества на поступки (это мотив внешний) и самой высокой ступенью развития мотивации считается эмпатия (внутренний мотив).

Изучив различные источники, можно сделать вывод, что милосердие - это сострадательное и заботливое отношение к слабому или страдающему человеку, которое оказывают не безразличные люди к проблемам других, при условии того, что это принесёт кому-нибудь пользу, мотивировав своё действие желанием помочь ближнему, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации.

1.2 Зарождение и развитие милосердия как социально-религиозного явления


Само явление милосердие возникло задолго до того, как люди придумали ему понятие. В Древнем Риме, в Афинах богатые горожане старались помочь людям, которые нуждались в пище, одежде. В их обычае было принято устраивать общественные трапезы, раздавать согражданам деньги, одежду и пищу. Гусейнов считал, что это не могло быть рассматриваться как милосердие, потому что деньги и пища раздавалась не всем, а только тем, кто состоял в патриархальном родстве. Богатые были обязаны помогать нуждающимся и поэтому бедняки не просили помощи, а требовали её.

С приходом в общественную жизнь христианства взгляд на человека изменился. Прокофьев А.В. считает, что все религии основаны на идее человеколюбия, но христианство единственная, которая формирует гуманистические традиции в обществе.

Владимир Мономах в своём "Поучении" анализирует подход христианства к человеку. Мотивом милосердия, по его мнению, является "богобоязнь и упование на Его милость", а проявлениями - помощь убогим, почтение духовных служителей и любовь к ровесникам и старшим.

Другой богослужитель Максим Грек в "Послании о фортуне" глубже раскрывает сущность милосердия, он затрагивает такую сторону как деятельность, отмечает, что сочувствия и пожелания добра человеку недостаточно, необходимо помогать ему, поддерживать в трудную минуту не только словом, но и делом.

Православие отрицает насилие и превозносит ценность человека, но в интерпретации Библии возникает противоречие. Одной из главных заповедей Библии является "не убий", но Иосиф Волоцкий в "Слове об осуждении еретиков" утверждает необходимость в уничтожении ереси. Он называет отступников проклятыми, требует "наказания преступников"

В средневековый период человек перестал являться общественной и духовной ценностью, несмотря на то, что церковь имела большое влияние на формирование общественных норм. Важнейшим требованием к добродетели, по Бернару Клервоскому, было удаление человека от мира, то есть от людей. Также требованиями являлись презрение к миру, потребностям человека, к телу, к радостям и наслаждениям, к земному, приходящему счастью, к богатству и славе. Общество способствовало пробуждению агрессии. Это проявлялось в многочисленных войнах - междуусобицах, в рабовладельчестве. Оказание помощи человеку порождало долг, то есть человек, принявший помощь, должен был помнить о долге помощнику.

Постепенно общественные ценности менялись, что привело к переходу в эпоху Ренесанса (Возрождения) отличительной чертой которой стало признание интересов и прав человека. Появилось такое понятие как гуманиз, центром которого стал человек. Попов А.А. считает, что целью гуманизма является развитие ума, чтобы понять себя и свои отношения с другими людьми, с миром; обогатить свои отношения с людьми, способности к самореализации, в любви к ближнему. В отличие от средневековых взглядов, которые определяли человека как существо низкое, нуждающееся в постоянном страдании, дабы повысить свой духовный уровень, эпоха Возрождения провозглашала человека, только что родившегося, уже достойным уважения как личность, но нуждающимся в развитии способностей. Изменились общественные нормы и правила поведения. Духовное совершенствование общества требовало создания определенных правил, которым следовало бы общество и отдельные люди. Таким образом, духовные требования стали правами и обязанностями человека, правилами и нормами поведения, закреплёнными на бумаге.

В эпоху становления буржуазного строя, после Великой французской революции обострилась борьба против "фальшивого христианского милосердия". Специальным декретом милостыня была объявлена проступком, поэтому всяческая благотворительная деятельность была запрещена.

На более поздних этапах развития буржуазного строя филантропия снова стала в почёте у буржуазии. Гусейнов А.А. рассматривает благотворительность как облагодетельствование униженных и оскорблённых буржуазией. По его мнению, буржуазия стремится за счёт благотворительности повысить свою самооценку. Сначала владельцы мануфактур лишают людей работы, а потом пытаются им помочь подаянием.

Мы согласны с мнением Гусейнова А.А., что такое проявление милосердия как благотворительность на данном этапе развития общества уничтожало человеческое достоинство бедных и превозносило достоинство богатых.

Во взаимоотношениях людей в эпоху буржуазного строя большое значение имело положение человека в обществе. Отношения высших классов между собой не носили оттенка гуманности, большую роль во взаимопомощи играли деньги. Альтруизм не был присущ людям того времени. Люди же низших сословий напротив проявляли заботу друг о друге и старались оказывать поддержку.

Можно сделать вывод, что на разных ступенях развития общества представления о гуманизме, милосердии менялись. Апогея гуманистическая мысль достигла в эпоху Возрождения. Некоторые стороны милосердия не затронуты в историческом анализе, не имеют временного аспекта. В наше время также идут споры по определению правильных взглядов на них.

Русская православная церковь, окончательно оформившаяся при Ярославе Мудром, создала и свой центр благотворительности в Киево-Печерском монастыре. Этот монастырь был известен своим милосердием по отношению к нуждающимся - при нем была бесплатная гостиница для богомольцев, лечебница, бесплатная трапезная для бедных странников. На первых порах церковь была основным субъектом благотворительной деятельности. Церковное имущество провозглашалось достоянием бедных, а священнослужители - лишь распорядителями этого имущества в интересах обездоленных. Пожертвования в церковь притекали также под влиянием взгляда на благотворительность как на "защиту от грехов". Это обеспечило церкви на долгое время ведущую роль в благотворительной деятельности.

Развитие теории и практики социальной работы в России имеет долгую многовековую традицию. Логика становления отечественной государственности привела к тому, что одну из центральных ролей в общественном призрении играла Русская Православная Церковь (далее РПЦ). Веками всечеловеческая, христианская идея любви к ближнему призывала национальное самосознание россиян к милосердию и благотворению. К сожалению, достаточно долго эти понятия отождествлялись исключительно с религиозной деятельностью РПЦ и христианской моралью. Замалчивался тот реальный вклад, который внесла РПЦ в дело помощи "сирым и убогим” на протяжении всей своей истории. Однако, по мере возрождения в конце XX - начале XXI вв. отечественной благотворительности и восстановления института социальной работы становится очевидной необходимость изучения и практического применения опыта религиозной благотворительности РПЦ, которая с самого начала своего существования была организацией, взявшей в свои руки заботу о бедных и неимущих людях.

В рамках курсовой работы мы проанализировали роль русской православной церкви в становлении и развитии милосердия, начиная с XVIII века.

 

.3.1 Развитие милосердия в 18 веке

Начиная с Петра I, светское правительство стало смотреть на Церковь не как на высочайшую святыню народа, а как на одну из подпорок государственного аппарата, нуждавшуюся в опеке и надзоре. Для этого правительству понадобилось сломать старый строй церковного управления, сочетавший в себе соборное начало и первосвятительское возглавление, а на его месте учредить новую синодальную систему.

Выражая дух исконно русского правосознания, Петр I писал в указе 1702 года: "Совести человеческой приневоливать не желаем и охотно предоставляем каждому на его ответственность пещися о спасении души своей". Правительство, однако, не избегало поощрительных мер по отношению к обращенным инородцам. Крещенных крепостных отписывали от их некрещеных помещиков. С 1720 года всем новообращенным представлялась трехлетняя льгота от податей и рекрутства. В Казанской епархии, где значительную часть населения составляли магометане и язычники, миссионерство заметно оживилось при митрополите Тихоне (1701-1724 гг.). Его деятельными помощниками были ключарь кафедрального собора священник Феодор и Раифский иеромонах Алексий. Среди язычников мордвы, черемисов (марийцев), чувашей миссия имела немалый успех, но магометане оказались гораздо упорней. Митрополит Тихон первым в России открыл школу для крещенных инородцев. Когда из-за недостатка средств эту школу пришлось закрыть, святитель продолжал обучать новокрещенных детей в духовном училище при епархиальном доме.

православное христианство социальный милосердие

Частная благотворительность в виде пожертвований на церковное строительство, обеспечение церковной службы и нужд причта, в виде милостыни нищим, в тюрьмы и в "убогие" монастыри, на выкуп должников была известна с давних времен. Нищелюбие в православном сознании всегда расценивалось как проявление христианского милосердия, как прямое выражение любви к ближнему. Оно также питалось взглядом на милостыню как на средство спасения души. Не случайно духовные завещания лиц различной социальной принадлежности полны распоряжений, касающихся не только погребения тела и форм поминовения души по христианскому обряду, но и актов милосердия и призрения страждущих. Упоминаемое в завещаниях "устроение души" воедино соединяло заботу о поминовении ее с церковной благотворительностью и милосердием. На эти цели выделялись суммы от нескольких десятков до нескольких тысяч рублей.

 

.3.2 Развитие милосердия в 19 веке

В 1864 году Александром II было принято законодательство о церковных братствах и церковно-приходских попечительствах, допускавшее и регламентировавшее церковную благотворительность. С 1866 года учреждение при монастырях благотворительных и воспитательных заведений сделалось обязательным для каждой вновь открываемой обители. В указе обер-прокурора Синода графа Л.А. Толстого от 6 апреля 1866 года учредителям монастырей предлагалось "соединить с удобствами монашеской жизни цель благотворительную или воспитательную". По этому указу в период с 6 апреля 1866 года по 1869 год было учреждено 10 монастырей со школами, богадельнями и приютами.

В 1882 году святым праведным Иоанном Кронштадтским был построен "Дом Трудолюбия", получивший известность как просветительно-благотворительное учреждение, которое давало каждому возможность получать помощь не как подаяние, а как награду за известный труд. Целью этого дома призрения было стимулирование трудовой деятельности, что не достигалось, как правило, частной милостыней. В таком "Доме Трудолюбия" протоиерей Иоанн Кронштадтский разместил благотворительные учреждения, в которых неимущие не только работали, но и учились, лечились, могли отдыхать, получать пособия, ночлежный приют и т.д. Здесь была предпринята попытка заменить милостыню коллективным трудом самих нуждающихся, самообеспечением, заменить чувство жалости на сострадание, что явилось важным шагом на пути институционализации социального служения Русской Православной Церкви.

Существенной стороной милосердно-благотворительной деятельности было создание благотворительных обществ при Санкт-Петербургских городских больницах во 2-ой половине XIX века. Самое старейшее из них было основано в 1866 году при Санкт-Петербургской городской Обуховской больнице, в то время как сами городские больницы возникли уже в XVIII столетии именно "с целью призрения неимущих больных". Прежде же, "главной. и единственной задачей каждой городской больницы. было заботиться о больном только со времени принятия его на больничную кровать до времени. выписки из больницы".

Благотворительные общества при больницах заботились о больном и его семье и после выписки из больницы, помогали семьям во время нахождения одного из их членов в больнице одеждой и деньгами, принимали на свое попечение ослабленных вследствие перенесенной болезни людей, обеспечивали в случае необходимости их медикаментами и протезами. Желающим отправиться на родину бесплатно предоставляли такую возможность. Бесприютных детей больных или умерших в больнице родителей благотворительные общества принимали на свое попечение.

Характерно, что при таких городских больницах обычно строились церкви, а благотворительные общества, как раз и создавались при больничных храмах. Так, в Обуховской больнице благотворительное общество существовало при церкви Божией Матери "Всех скорбящих Радость".

С середины XIX века началось развитие новой для России формы благотворительности - сестринского милосердия, которое тесно связано с общим контекстом патриотического служения русской православной церкви и является важным аспектом многогранной истории этого служения.

Первая в Европе Свято-Троицкая женская община, готовившая сестер милосердия для попечения о раненых, была основана в 1844 году в Петербурге. Данного рода общины объединяли женщин-христианок от 18-20 до 40 лет (приблизительно), представлявших все сословия и звания, с "одним духовным намерением - бескорыстно служить страждущим". Сестры милосердия таких общин давали обещание (присягу) служения ближнему, сопровождавшееся церковным обрядом и напоминающее монашеские обеты. [см. приложение 10]

Во второй половине XIX века свидетельствуют о формировании принципиально нового важного направления социального служения РПЦ. [2, стр.401-430]

Приходская благотворительность осуществлялась в следующих основных формах: материальная и медицинская помощь; помощь просветительской деятельности. Материальная помощь включала в себя помощь натурой: раздача платья, продуктов, взносы за обучение и содержание в богадельнях, плата за проживание, а также предоставление дешевых обедов. Медицинская выражалась в оказании помощи врача и бесплатном предоставлении лекарств больным. Довольно большое место в деле народного просвещения занимали церковно-приходские школы. Финансировались они и из приходских поступлений, но большая часть казенных поступлений шла со стороны Синода. К 1908 г. в России имелось 26.097 школ, в которых обучалось 1.401.866 учащихся, а школ грамоты - 13.650 с 436.000 учащимися.

Император Петр I, учреждая институт государственной прокуратуры, поставил синодального обер-прокурора в положение, сходное с сенатским генерал-прокурором. Екатерина усилила его значение. А Александр I, со времени, учреждения в 1802 г. министерств, вообще присвоил ему звание министра. Тем самым Православная Церковь получила статус министерства, притом что в этом министерстве Синод занял совершенно такое же положение, как иноверные секты. Сам министр духовных дел князь Голицын был на стороне сект и запрещал духовной цензуре пропускать печатные произведения против вредных сочинений. В такой ситуации Р.П.Ц. было трудно заниматься благотворительностью, так как все финансовые средства находились под контролем министра, в том числе и на благотворительность. Сами христиане, конечно, продолжали давать милостыню и помогать друг другу, но и их сознание уже начинало меняться.

 

.3.3 Развитие милосердия в 20 веке

Традиции милосердия, благотворительной деятельности активно развивались в восточно-христианской церкви с самого начала ее формирования. Со времен христианизации Руси до 1917 г. дело "общественного презрения" находилось в руках церкви.

Однако после октября 1917 г. Церкви запретили всякую социальную заботу. Ленинским декретом она была отделена от государства и школы. Храмы подвергались варварскому разрушению. Конфискации церковного имущества, разорение монастырей, убийства и высылки священнослужителей - вот обычная практика того периода. Две войны, репрессии в 1928 и в 1934 гг. нанесли древней Русской Церкви такой удар, от которого ей не удаётся оправиться и до сих пор. Однако самым тяжким испытанием в условиях социальной изоляции стала невозможность проявлять благотворительность в мужской жизни верующих. Все же и в это трагическое время РПЦ была духовным пастырем в делах милосердия. В начале 20-х гг. в России разразился страшный голод, унесший огромное число человеческих жизней. Советская власть было не в состоянии справиться с бедствием, а во многом и усугубляла его. Не раз гонимый Святитель Тихон обращался к Христианам всего мира помочь россиянам, а также к приходам, уцелевшим от грабежа, с просьбой о пожертвовании церковных украшений, не имеющих обрядового предназначения в фонд помощи голодающим. В это время РПЦ тратила на милосердно-благотворительную деятельность средств менее чем другие организации, фонды.

Во время Великой Отечественной войны РПЦ не оставалась в стороне от общего дела борьбы с врагом. В первый же день войны, глава Православной Церкви в России, Патриарший Местоблюститель Митрополит Сергий, 74-летний старец, опубликовал своё воззвание ко всем верующим нашей страны. В этом воззвании Митрополит Сергий обращается со всею силою убедительности к патриотическим чувствам верующих людей, призывает к исполнению священного долга перед родиной освящая этот патриотический порыв первосвятительским благословением.

На призыв первосвятителя Митрополит Сергий Русской Церкви все верующие отозвались на это обращение. Они охотно несли, по примеру своих патриотов-предков, не только деньги, облигации, но и лом серебра, меди и другие вещи: обувь белье, полотно и т.д. Было заготовлено и сдано немало вяленой и кожаной обуви, шинелей, шапок, носков, перчаток, белья. Был организован особо сбор на подарки для бойцов в день Красной Армии, давший свыше 30 тыс. рублей, подарки были разнесены по лазаретам раненым, которые сердечно встречали такую внимательную о них заботы.

По всей стране служили молебны о даровании победы. В приходах проводился сбор средств для обороны и подарков бойцам, на содержание раненых в госпиталях и сирот в детских домах. На сооружение танковой колонны имени Дмитрия Донского было собрано 8 млн. рублей. Сибирская эскадрилья "За Родину” была построена и оснащена за счет средств клириков и мирян. Всего за войну на нужды фронта православными верующими было собрано 200 млн. рублей.

После войны РПЦ совместно с другими религиозными организациями активно участвовала в борьбе за мир. Немалые взносы были сделаны ею в советский фонд мира. Опыт миротворческого служения Русской Церкви общепризнан. Он укрепил ее международные связи как гуманитарного, так и экономического характера. Несмотря на то, что открытые нападки на Церковь, в силу ее заслуг перед страной прекратились, она, как и прежде, была вынуждена совмещать активную патриотическую позицию во внешней политике с социальным индифферентизмом внутри страны. Если отдаление Церкви от государства способствовало восстановлению ею автономии, то, с другой стороны, это же "отлучило” религию от благотворительности. Попытки Церкви стать полезной обществу разбивались о принцип: "Социализм можно построить и без Бога”.

Перестройка изменила отношение официальной власти к неоднократным заявлениям деятелей Церкви о желании включиться в возрождающееся движение милосердия. Ответ на них ограничивался включением духовенства в состав Советского фонда культуры, Детского фонда им.В.И. Ленина и т.д. Неудовлетворенность возникшими на волне обновления форм благотворительности выражалось еще и в том, что милосердие для христианина, как сказано в Евангелии, не может быть абстрактным. Это любовь на деле. Священнослужители всё чаще высказывались против формального отношения к средствам Церкви как к источнику финансирования общегосударственных социальных акций и планов благотворительной работы глобального характера.

Принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации подтвердила отделение религиозных объединений от государства, но уже на фоне всеобщего признания роли Церквей в процессе обновления. Перестройка вернула ей право на приоритет в делах милосердия и сострадания. По Закону о свободе вероисповеданий, религиозным объединениям и церквям разрешено заниматься благотворительностью, что сразу активизировало их социальную работу. Приходы помогают прихожанам медикаментами, пастырским попечительством. Получаемая Церковью помощь из-за рубежа распределяется среди многосемейных, малоимущих, инвалидов-прихожан. Организована школа медсестер при Марфо-Мариинской обители, появился новый синодальный отдел благотворительности.

За последние годы Русская Православная Церковь значительно усилила работу в области социального служения и благотворительности. Эта работа осуществляется на общецерковном и епархиальных уровнях через Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата (ОЦБСС МП), возглавляемый архиепископом Солнечногорским Сергием, Управляющим делами Московской Патриархии. Каковы же основные направления РПЦ в наши дни?

) Значительное место в деятельности Отдела занимают медицинские программы. Одним из наиболее важных направлений в социальном служении Русской православной церкви сегодня, как и прежде, является помощь страдающим людям в рамках медицинских учреждений (больниц, госпиталей). В конце 1990 г. в Санкт-Петербурге рядом с Духовной академией открылась первая в нашей стране после 1917 г. церковная благотворительная больница святой блаженной Ксении Петербургской.

Руководство Центральной клинической больницы Московского Патриархата во имя святителя Алексия совместно с Отделом и Правительством Москвы приступило к созданию на базе больницы патронажной службы, призванной обеспечить уход за больными и престарелыми людьми. В настоящее время такого рода патронажная служба уже функционирует в Южном округе Москвы. В условиях перехода медицинского обслуживания на коммерческую основу больница Московского Патриархата является одной из немногих клиник, где обследование и лечение осуществляется бесплатно.

При Всероссийском центре психического здоровья Академии медицинских наук России функционирует психиатрическая служба, которая оказывает бесплатную помощь лицам, направленным на лечение приходами Москвы, Московской области и других епархий. На постоянном диагностическом наблюдении находятся 250 человек. В клинике одновременно проходят лечение 20 больных - на некоммерческой основе. В 1996 г. создана специальная реабилитационная служба. Через Отдел по церковной благотворительности возможна госпитализация больных в 1-ю психиатрическую больницу им. Н.А. Алексеева (б. Кащенко), где пастырское попечение о душевнобольных осуществляет настоятель больничного храма в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость”. Силами сотрудников клиники и Отдела на территории этой психиатрической больницы в июле 1996 г. воздвигнута мемориальная часовня.

Значительным событием явилось подписание в марте 1997 г. Соглашения о сотрудничестве между РПЦ и Министерством здравоохранения России. Данное соглашение открыло широкие возможности для расширения окормления пациентов клиник для разработки совместных с медицинскими учреждениями благотворительных проектов.

Специфической особенностью милосердной и благотворительной деятельности религиозных организаций является ее неразрывная связь, ее единство с религиозной проповедью, с миссией. "Более 200 сестер милосердия, окончивших училище при храме царевича Димитрия, не только оказывают медицинскую помощь, но несут дела милосердия страждущим ряда больниц г. Москвы”. Идея единства милосердия и миссии заложена в основу "Концепции возрождения духовного просвещения и благотворительности Русской православной церкви”, а также организационной и функциональной структуры Комиссии по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности.

Православное духовенство полагает, что благотворительность и милосердие должны быть тесно связаны с религиозной проповедью. "Милосердие - форма христианской проповеди”. Отсюда необходимость в специально подготовленных кадрах” обладающих не только необходимой профессиональной подготовкой, но и нравственными качествами. Такие кадры сегодня готовятся в сети училищ сестер милосердия, в рамках братства врачей, при некоторых больницах и др.

1.4 Роль социально-религиозного милосердия на современном этапе развития общества


января 2009 г. в Екатеринодарской епархии, в городе Усть-Лабинске, состоялась III Всероссийская Конференция "Русь православная в XXI веке без наркотиков". Православная Церковь считает наркоманию не только заболеванием, но и тяжким грехом. А одна из главных миссий Церкви состоит в том, чтобы оградить и уберечь человека от греха и пороков. Только совместными усилиями Церкви, общества и государства можно справиться с негативными тенденциями развития нашей страны.

С целью улучшения организации наркологической помощи подросткам, страдающим зависимостью от психоактивных веществ, участники III Всероссийской конференции "Русь Православная в ХХI веке без наркотиков" решили развивать сеть приближенных к населению консультационных пунктов, позволяющих подросткам и их родителям получить психологическую, духовную и экстренную наркологическую помощь в учебных заведениях, на предприятиях и в храмах; образовать систему раннего выявления и профилактической работы среди молодых людей, склонных к употреблению наркотиков; организовать "уличную работу" с участием социальных работников с целью выявления больных наркоманией для предоставления возможности получения первичной помощи и дальнейшего лечения; создать условия для оказания научно-практической и духовной помощи наиболее неблагополучным семьям объединенными силами специалистов: врачей-наркологов, психологов, педагогов, духовенства.

В Смоленской области например инвалидам, одиноким больным старикам, неполным многодетным семьям подарили дрова, собрав на эту акцию деньги.

Курский областной центр "Милосердие", который возглавляет священник Михаил Никитин, занимается помощью кризисным семьям в сельской местности. В его пятилетней практике нет ни одного случая изъятия детей из семьи.

Сегодня церковь реализует различные благотворительные программы социальной направленности, такие как антиалкогольная программа. В 1996 г. активно развивалась антиалкогольная программа Отдела. Сейчас в России функционирует 25 семейных клубов трезвости, еще 8 готовы к открытию. В Отделе юстиции города Москвы зарегистрировано общественное движение "На пути к трезвости”, в Попечительский совет которого входят представители Русской Православной Церкви.

Еще одной программой, которую патронирует РПЦ, является детская программа. В связи с этим следует упомянуть деятельность школы-приюта во имя преподобного Сергия Радонежского в Медведкове. В школе, где проживают, учатся и получают воспитание более 70 детей из наиболее неблагоприятных семей, имеется часовня, в которой совершаются молебны, Таинство Крещения, проводятся катехизические беседы. Посильное участие в душепопечении сирот и беспризорных детей - воспитанников приюта принимает настоятель Покровского храма в Медведкове протоирей Порфирий Дьячек. Воспитанники школы-приюта в свободное от учебы время не только посещают театры, цирки, занимаются в кружках, отдыхают в летних лагерях, но и с раннего возраста приучаются к оказанию помощи престарелым - жителям близлежащих домов.

Кроме того создано общество помощи детям-сиротам и инвалидам во имя святых бессребрянников Косьмы и Домиана и др. Отделом по церковной благотворительности и социальному служению Московской патриархии учрежден международный благотворительный центр преподобного Серафима Саровского. Задачей центра является оказание необходимой комплексной помощи в духовном воспитании, профессиональной подготовке воспитанников детских домов и детей, нуждающихся в социальной защите, а также создание материальных условий для начала их самостоятельной жизни.

Социальная деятельность РПЦ в сфере образования. Живая практика РПЦ трудами многих священников мирян-катехизаторов, родителей и самих обучаемых породила многообразные формы религиозного образования, катехизация мирян и миссионерства:

·воскресные школы при храмах;

евангелические кружки для взрослых;

·группы подготовки взрослых ко крещению;

·православные детские сады;

·православные группы в государственных детских садах;

православные гимназии, школы, лицеи;

·православные факультативы в частных и государственных школах;

систематические беседы по определенным программам в храмах;

публичные лекции в храмах;

·лекции по отдельным предметам, темам и проблемам в вузах;

православные курсы катехизаторов;

Православный Свято-Тихоновский богословский институт;

Православный университет Иоанна Богослова и другие подобные ему высшие учебные учреждения;

организованные паломничества;

православные детские, юношеские и семейные лагеря; [14, стр.76-89]

Помощь престарелым и инвалидам. Характерно в этом отношении деятельность православного общества "Надежда и спасение”, которое оказывает разнообразную помощь престарелым людям на дому. Доброй традицией стало проведение благотворительных вечеров и концертов для престарелых, инвалидов, ветеранов войны и труда с участием духовенства и детских хоров воскресных школ. [6. стр.10]

Программа по борьбе с безработицей. Знамением времени стала проблема безработицы. Её решение также находится в сфере внимания РПЦ Сейчас совместно с храмом святых апостолов Петра и Павла в Лефортове Отдел разрабатывает программу по созданию рабочих мест. Планируется, что безработные прихожанки будут заниматься на дому швейным делом Кроме того, вопросы женской безработицы призван решать и созданный при Отделе Координационный совет женских благотворительных организаций. Думается, и сестричества, и братства могут и должны самым активным образом участвовать в деле церковной благотворительности, в решении целого ряда социальных проблем. Этому процессу способствует подписанное в текущем году Соглашение о сотрудничестве Русской Православной Церкви с Министерством социальной защиты.

Особым направлением социального служения Русской православной церкви в современных условиях является работа с беженцами, организация продовольственной, наиболее нуждающимся соотечественника в странах ближнего зарубежья и республиках РФ.

В сотрудничестве с государственными и общественными организациями Отдел оказывает консультативную, а по мере сил и материальную помощь в виде одежды, продуктов питания, проездных документов.

Проблемам оказания помощи беженцам и вынужденным переселенцам был посвящен ряд конфессий и семинаров Русской православной церкви (Чечня, Северная Осетия и Ингушетия), помощь была оказана на сумму 500 тыс. долларов. США.

Оказание помощи жертвам стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. Весьма характерным является то факт, что благотворительная помощь и милосердная поддержка оказывается независимо от национальной и религиозной принадлежности. По этому поводу Отделом проводилась конференция, где принимали участие представители духовенства, в том числе и московского.

Работа с заключёнными. Все большее место в милосердной деятельности православия занимает работа с заключенными. Церковь не забывает и своих чад, преступивших черту закона и справедливо оказавшихся лишенными свободы. Священники, несмотря на приходскую загруженность, идут к страждущим, неся им слово Истины. В октябре 1994 года в домодедовском Учебном центре состоялась совместная конференция представителей исправительных учреждений и Церкви. С обеих сторон были высказаны пожелания дальнейшей совместной работы в деле духовного просвещения и воспитания осужденных. Благодаря открытости и не формальности подхода руководства данного управления к проблеме воспитания лиц, оказавшихся в заключении, в настоящее время более чем в 60 исправительно-трудовых учреждениях, изоляторах открыты православные храмы, часовни, молельные дома. Анализ почты из мест заключения свидетельствует о великом значении храма в деле духовной поддержки заключенных и их исправления.

Подобная деятельность осуществляется во многих исправительно-трудовых колониях. (Например, в исправительно-трудовой колонии № 33 в Саратове, где в 1992 г. был освящен храм блаженной Ксении Петербургской, в исправительно-трудовой колонии № 5 в Санкт-Петербурге, где самими заключенными был построен новый храм во имя священномученика Вениамина Петроградского. Храм был освящен патриархом Московским и веся Руси Алексием II, передавшим в дар заключенным Библию и др. религиозную литературу).

Общеизвестно, что пребывание осужденных в тюрьмах мало способствует их нравственному исправлению. Обычно в заключенном видят, прежде всего, преступника, а основной формой воздействия на него считается наказание. Вернувшиеся на свободу люди часто вновь становятся на путь преступления. Общение с осужденными верующих, духовных лиц строится на принципиально иной нравственно-психологической основе. Человека, совершившего преступление, они "отделяют” от самого преступления. Они видят в этом человеке не столько виновника, сколько жертву злой воли. Такая психологическая установки позволяет священнослужителю или верующему-мирянину в общении с осужденным избежать позиции морального превосходства, роли воспитателя в ее упрощенном понимании. "Священник не просто побеседует и утешит, - пишет иеромонах Сергий, первый за последние 70 лет церковнослужитель, посетивший Бутырскую тюрьму. - Он разделит со страждущим его непосильную нравственную ношу, будет сострадать вместе с ним”.

Медицинская и патронажная помощь. Социальное служение в разных сферах активно развивает и ряд московских приходов. Так, приход во имя благоверного царевича Димитрия при 1-й градской больнице с помощью сестричества осуществляет медицинскую и патронажную помощь. Сестры милосердия по окончанию училища, а также прихожане храма трудятся в самых трудных отделениях 1-й градской больнице в качестве медсестер по уходу за больными и санитарок. В патронажной службе работают и прихожане храма, которые обслуживают на дому больных, проводят уборку квартир, стирку, готовят еду, покупают продукты. Те, кто имеет медицинское образование, осуществляют медицинское образование, осуществляют медицинский уход - инъекций, перевязки, внутренние вливание, кормление, личную гигиену, частичную реабилитацию больных. Члены сестричества не только несут послушания в 1-й градской больнице, опекая одиноких больных и осуществляя патронажную службу на дому, но и занимаются с детьми-сиротами, посещая детский дом № 12, Свято-Димитриевский приют, приют для несовершеннолетних детей города Москвы, помогая заключенным, а также социально не обеспеченным слоям населения и больницам.

Не меньше в этом направлении трудится и приход святителя Митрофана Воронежского. При нем организован Медико-просветительский центр "Жизнь”, который ставит своей целью информировать россиян о таком тяжком греховном явлении, как аборт. За три года сотрудниками Центра прочитано около 800 лекции в школах, училищах, институтах. Проведено более десятка разных передач, семь телепрограмм и более 20 публикации в различных изданиях, посвященных этой тематике. Общий тираж брошюр и листовок достиг миллионов экземпляров. Установлены связи с 598 медицинскими учреждениями, куда регулярно направляются издания Центра. Существует патронажная, окормляющая 8 тяжелобольных людей, не имеющих возможности самостоятельно передвигаться.

Активно занимается благотворительной деятельностью и братство святителя Филарета, митрополита Московского, при храме Всех Святых б. Новоалексеевского монастыря, готовящего открытие богадельни при данном приходе. Систематически оказывается помощь неимущим, престарелым, слепым, многодетным благодаря постоянным доставкам гуманитарной помощи по каналам братства из США и Бельгии. [6, стр.28-29]

Социальное служение РПЦ в Вооружённых Силах. Реформы и духовное возрождение нашего общества в немалой степени коснулись и воинских коллективов Российской Армии. В 1996 г. мы стали свидетелями тесного и плодотворного сотрудничества российского воинства и Православной Церкви. Такое сотрудничество - веление времени, оно обусловлено возрождением государственно-патриотической идеи и лучших традиций верного служения Отечеству.

Глава 2. Исследование понятия милосердия и его роли в развитии милосердия с точки зрения современности


Изучив большое количество литературы мы узнали какую роль православие сыграло в развитии милосердия в разные исторические периоды, а так же раскрыли это понятие как социально-религиозное явление.

Мы составили анкету. Цель её состояла в том, чтобы на примере современной молодёжи определить роль церкви в становлении милосердия и понять насколько люди в наше время определяют способна ли церковь помочь людям, а так раскрытие понятия милосердия с точки зрения молодого поколения. Количество опрошенных нами составило 15 человек, четверо из которых юноши остальные девушки. Возрастную категорию мы взяли от 15 до 24 лет.

Первый вопрос: Вы верующий человек?


Проанализировав этот вопрос мы пришли к выводу, что большая часть опрошенных верующие, то может быть люди начнут чаще совершать хорошие поступки и будут меньше совершать противозаконных поступков.

Второй вопрос: Готовы ли вы помочь нуждающимся в трудный момент?


Проанализировав второй вопрос мы определили, что все репонденты готовы помочь человеку.

Третий вопрос: Кому Вы могли бы помогать?


Анализ третьего вопроса дал нам определить, что люди готовы помогать не только каким-то определённым группам лиц, а всем тем, кому нужна помощь.

Четвёртый вопрос: Какую помощь вы готовы оказать?


Проанализировав четвёртый вопрос мы определили, что люди больше всего готовы оказывать помощь физически, чем какую-либо другую помощь, но всё-таки они пока не готовы участвовать в православной жизни, но возможно когда-нибудь начнут помогать и церкви.

Пятый вопрос: Где территориально вы готовы помогать?


По пятому вопросу мы определили, что для людей абсолютно не важно где помогать, им важен результат их деятельности.

Шестой вопрос: Нуждаетесь ли вы в какой-нибудь помощи?


Этот вопрос дал нам понять то, что хоть люди сами нуждаются в помощи, но они готовы помогать другим, не смотря на то что у них у самих есть проблемы.

Седьмой вопрос: Как вы думаете что такое милосердие?


Проанализировав седьмой вопрос мы определили, что люди понимают, что такое милосердие по-разному, но все их ответы схожи друг с другом.

Восьмой вопрос: Проявляете ли вы милосердие?


Данный вопрос дал нам понять, что большинство респондентов проявляют милосердие.

Девятый вопрос: Считаете ли вы что церковь может помочь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации?


Проанализировав этот вопрос мы пришли к выводу, что мнение людей разделилось - кто-то считает что церковь способна помочь человеку, другие же считаю наоборот, что не способна, но первых всё-таки больше, значит вера в пользу церкви у людей ещё осталась.

Изучив полученные данные можно сделать вывод что больше половины молодёжи верующая и они считают что церковь может помочь в решение проблем людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Заключение


Целью проведённого нами исследования является: изучить особенности становления и развития милосердия как социально-религиозного явления в разные исторические периоды. Для достижения данной цели был поставлен и разрешён комплекс научно-исследовательских задач.

Решая первую задачу мы изучили ряд источников, в которых нашли различные определения понятия "милосердия", анализировали его и определили его особенности. В процессе решение данной задачи был сформирован следующий вывод: милосердие - это сострадательное и заботливое отношение к слабому или страдающему человеку, которое оказывают не безразличные люди к проблемам других, при условии того, что это принесёт кому-нибудь пользу, мотивировав своё действие желанием помочь ближнему, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации.

Решая вторую задачу мы рассмотрели зарождение и развитие милосердия как религиозное явление, изучили как понималось это понятие известными людьми в разные исторические периоды. В процессе решения данной задачи был сформирован следующий вывод: на разных ступенях развития общества представления о милосердии менялись. Некоторые его стороны не затронуты в историческом анализе, не имеют временного аспекта. В наше время также идут споры по определению правильных взглядов на них.

Решая третью задачу мы изучили ряд источников, в которых определили как церковь участвовала в милосердии в разные исторические периоды, а конкретно рассмотрели 18, 19,20 века. В процессе решения данной задачи был сформирован следующий вывод: благотворительность и милосердие должны быть тесно связаны с церковью. "Милосердие - форма христианской проповеди”. Отсюда необходимость в специально подготовленных кадрах” обладающих не только необходимой профессиональной подготовкой, но и нравственными качествами. Такие кадры сегодня готовятся в сети училищ сестер милосердия, в рамках братства врачей, при некоторых больницах и др.

Особое внимание мы уделили проявлению милосердия на современном этапе развития общества. Решая последнюю задачу мы изучили различные источники информации-книги, журналы, газеты, где нашли как церковь проявляет себя сейчас в милосердных делах. В процессе решения данной задачи был сформирован следующий вывод: церковь, активно принимает участие в милосердных делах сейчас, но она не только сама помогает людям, но и призывает, чтобы этим занимались все верующие люди, в силу своих возможностей.

Так же проделав большую работу мы составили анкету, с помощью которой мы рассмотрели милосердие с точки зрения молодого поколения, выявили тот факт, что сейчас люди считают что церковь способна помочь в решение трудных проблем, которыми они занимались веками - это такими как алкоголизм, наркомания, беженство, бездомство и другие.

Тем самым мы достигли всех задач, которые были поставлены ранее и определили то что данной проблемой стоит заниматься, так как многие проблемы ещё не решены, и можно подключить православную церковь к их решению.

Список источников и литературы


Литература:

. Большой путеводитель по Библии: Пер. с нем. - М.: Республика-449с.

. Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России - М. ЗАО Изд-во Центр полиграф. 2001-443с.

. Власов П.Б. Обитель милосердия. М., 1991.

. Державин Н.250 лет Санкт-Петербургской епархии // Журнал Московской патриархии. Официальная хроника. - 1993. - № 10. - С.13 - 15.

. Доклад патриарха московского и всея Руси Алексия II на архиерейском соборе русской православной церкви // Журнал Московской патриархии. - 1997. - № 3. - С.41 - 42.

. Заявление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода русской православной церкви от 28 декабря 1996 года. // Журнал Московской патриархии. - 1997. - № 2. - с.40.

. Зубанова С.Г. Православная церковь в России в XIX веке: социальный и духовно-культурный аспекты. М., 1995.

. Логунова Е.Г. Человеческое милосердие в отечественной философской мысли / Е.Г. Логунова // Онтология и поэтика Традиции: язык и текст. Сборник научных статей / Отв. ред. Г.В. Мосалева. - Ижевск: Изд-во "Удмуртский университет", 2011. - С.108 - 113.

. Московский церковный вестник. - 1989. - № 4. - С.5.

. Нечипорова Е.В. Милосердие и благотворительность в деятельности русской православной церкви // Научные ведомости Белгородского государственного университета - 2009,№ 7.

. Официальная хроника. Спецвыпуск. Архиерейский собор Русской православной церкви - М., 1995. - С.35.

. Прот.Ф. Вансер Воорт. Практика и богословие благотворительности в Русской Православной Церкви // Путь православия. 1993. №2.

. Социальная концепция Русской Православной Церкви. - М.: Даниловский благовестник, 2001. - 192 с. Русская православная церковь в советское время (1917-1991). Материалы и документы. М., 1995. Т.1. С.115-120.

. Теория социальной работы: Учеб. пособие. / М.В. Ромм, Е.В. Андриенко, Л.А. Осьмук, И.А. Скалабан и др.; Под ред. М.В. Ромма. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000.Ч. II. - 112 с.

. Федотов А.А. Русская Православная Церковь в 1943-2000 гг.: внутрицерковная жизнь, взаимоотношения с государством и обществом - Иваново: Ивановский государственный университет, 2005. - 136с.

. Хроника христианства/Пер. с нем.В. Годфрида. - М.: ТЕРРА, 1999. - 464с

. Человенко Т.Г., Кононова Е.С. Благотворительность в истории Русской Православной Церкви. Учебное пособие. Орел, изд. Социально-Образовательного Центра, 1997.

. Цыпин В. ИСТОРИЯ РУССКИЙ ЦЕРКВИ 1917-1997 - М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. - 831 с.

Электронные ресурсы:

19. Социальное служение Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. URL: <http://www.sociolesson.ru/socless-1174-1.html> (Дата обращения: 1.12.2013)

. Милосердие [Электронныйресурс]. URL: <http://domostroitel.org.ru/page/miloserdie> (Дата обращения: 30.11.2013)

. Заявление Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с реформой школьного образования в России. [Электронныйресурсы]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/317949.html (Дата <http://www.patriarchia.ru/db/text/317949.html  (Дата> обращения: 23.11.2013)

Похожие работы на - Православное христианство и его роль в развитии милосердия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!