Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников средствами театрализованной деятельности

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Английский
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    295,58 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников средствами театрализованной деятельности

Содержание

Введение

. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 Взгляды ученых на развитие интонационной выразительности речи

1.2 Характеристика интонационно-выразительной стороны речи

.3 Особенности развития интонационной выразительности речи у дошкольников в онтогенезе

1.4 Характеристика средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками

.5 Особенности работы с литературным материалом в театрализованной деятельности

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1 Цель, задачи, методики исследования. Констатирующий эксперимент

2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента

2.3 Опытно-экспериментальное обучение. Анализ и обработка результатов эксперимента

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

интонационный театрализованный речь дошкольник

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что интонация - важное смыслоразличительное средство языка, благодаря которому мы выражаем различные коммуникативные цели, которое необходимо формировать в дошкольном возрасте. Задержка в формировании интонационной выразительности речи к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по родному языку и может привести к нарушению коммуникативной функции языка.

Одним из малоисследованных направлений считается использование средств театрализованной деятельности, в целях развития интонационной выразительности речи у дошкольников.

При помощи средств интонационно выразительности осуществляется в процессе общения уточнение мыслей и выражений, а также эмоционально-волевых отношений. мысль приобретает законченный характер, высказыванию может придаваться дополнительное значение, не меняющее его основного смысла, может изменяться и смысл высказывания [1].

У детей в норме так же как у их сверстников выявляются нарушения интонационной выразительности речи. В связи с этим были выделены объект, предмет, гипотеза, цель и задачи исследования.

Объект исследования - процесс развития интонационной выразительности речи у дошкольников средствами театрализованной деятельности.

Предмет исследования - средства театрализованной деятельности для развития интонационной выразительности речи у дошкольников.

Гипотеза. Мы предположили, что развитие интонационной выразительности речи у дошкольников будет успешно в том случае, если:

·      занятия по театрализованной деятельности будут сключать комплекс упражнений, игр и этюдов для развития интонации, тембр, высота и сила голоса, темп, пауза, ритм, логическое ударение, речевое дыхание;

·        подобран и составлен художественно-речевой материал для развития интонационной выразительности речи;

·        создана художественно-эстетическая развивающая среда, позволяющая ребенку самостоятельно реализовывать свой творческий потенциал в театрализованной деятельности.

Цель исследования - разработать и апробировать использование средств театрализованной деятельности в развитии интонационной выразительности речи у дошкольников.

При этом были поставлены следующие задачи:

1)  Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу, посвященную развитию интонационной выразительности речи у детей 6-7 лет средствами театрализованной деятельности;

2)  Изучить характер воздействия театрализованной деятельности на развитие интонационной выразительности речи детей;

3)      Изучить состояние интонационной выразительности речи у дошкольников;

4)  Экспериментально проверить эффективность улучшения развития интонационной выразительности речи дошкольников используя театрализованную деятельность.

Методы проведения исследования:

1)  Организационные методы (комплексный и сравнительный);

2)      Имперические методы (беседа, констатирующий и формирующий эксперименты);

)        Качественный и количественный анализ полученных данных;

)        Графические методы (представление результатов).

Практическая значимость заключается в разработанном нами комплексе художественно-речевых средств для овладения навыками интонационной выразительности речи посредством метода художественного чтения. Этот комплекс может быть полезен логопедам, специальным педагогам и воспитателям в системе общего, специального и дополнительного образования дошкольников.

Научная новизна определяется тем, что выявлены особенности развития интонационной выразительности речи дошкольников 6-7 лет; определены и апробированы содержание и методы развивающие работы по формированию интонационной выразительности дошкольников.

Методологическую основу исследования составили:

общие дидактические положения о формировании уменй и навыков (Л.С. Выготский, Л.А. Леонтьев)

труды ученых в области нарушений речи ();

исследования по проблеме изучения интонационно-выразительных средств у дошкольников (Е.Э. Артемова, Е.Ф. Архипова, Л.Р. Забродина, Л.А. Копачевская, Л.А. Позднякова, А.Н. Полозова, Е.Е Шевцова);

технологии использование театрализованной деятельности для развития культуры речи у дошкольников (А.И. Буренина, О.В. Гончарова, Е.В. Мигунова, Э.Г. Чурилова).

На защиту выносится положение о том, что комплекс речевых средств театрализованной деятельности влияет на формирование интонационной выразительности речи у дошкольников.

Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, заключение, библиографический список из 40 источников и 6 приложений.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

.1 Взгляды ученых на развитие интонационной выразительности речи

Историю развития специальных исследований интонационной выразительности в языкознании можно разделить на два периода. Первый - с конца XIX до начала XX века - характеризуется поиском объекта изучения и методов его анализа. Во втором периоде - с 40-х годов XX века до наших дней происходило расширение интонационных исследований, связанное с развитием, как лингвистической теории, так и техники инструментальной фонетики. [26п]. Помимо изучения интонационной выразительности как совокупности супрасегментных единиц исследователями проводится анализ ее отдельных компонентов. Наибольшее значение для теории интонации имеют работы Л.В. Бондарко, Е.А. Брызгуновой, В.В. Виноградова, А.М. Гвоздева, Л.Р. Зиндера, Л.В. Златоустовой, Т.М. Николаевой, Н.Д. Светозаровой, И.Т. Торсуевой, Л.К. Цеплитиса, Н.В. Черемисиной, Л.В. Щербы.

Как фонетическое явление интонационной выразительности рассматривается в различных аспектах: артикуляторном, акустическом, перцептивном, лингвистическом [26].

Изучение интонационной выразительности в артикуляторном аспекте предполагает выявление работы органов речи.

Исследование интонационной выразительности в акустическом аспекте рассматривает речь как воздействующие на слуховой аппарат человека колебательные движения воздушной струи, в чем проявляются объективные характеристики интонации: частота основного тона, спектр, интенсивность и длительность (Я.П. Альтман, А.В. Венцов, Г.В. Гершуни, Л.А. Чистович)

Изучение интонационной выразительности в перцептивном аспекте предполагает исследование тех соответствий объективным характеристикам интонации, благодаря которым человек воспринимает то или иное значение, передаваемое интонацией. Звуковые ощущения, которые соотносятся с объективными характеристиками интонационной выразительности, - это высота, длительность, громкость, тембр (Вахтина Н.Ю.) [2].

В лингвистическом аспекте под интонационной выразительностью понимается сложное единство мелодических, динамических и временных характеристик речи. Каждый из этих параметров обладает своими специфическими единицами - носителями значения: тонемами, хронемами, акцентемами (Николаева Т.М.) [3].

Независимость интонации от конкретного лексико-грамматического состава высказывания позволяет говорить об относительной ее автономности. Большое значение для теории интонации имеют работы Л.В. Бондарко, Е.А. Брызгуновой, Л.П. Блохина, Л.Р. Зиндера, Л.В. Златоусовой, Т.М. Николаевой, Н.Д. Светозаровой, Н.С. Трубецкого, Л.Д. Щербы, разработавших концепцию суперсегментной организации речи как системы. Под просодической организацией речи понимается совокупность звуковых средств, которые оформляют последовательности сегментных единиц (фонем) и служат для объединения их в значимые языковые единицы: слова, синтагмы, высказывания. Использование в качестве просодических характеристик речи таких обязательных признаков звука, как длительность, интенсивность и частота основного тона, является одним из универсальных свойств человеческой речи (Н.Д. Светозарова) [5л].

Н.И. Жинкин, рассматривая просодическую организацию языка, отмечает, что «натуральная форма реализации языка - звуковая. Звук как функция времени меняется по параметрам: длительности, основной силы и высоты». Управление этими параметрами в процессе речи исследователь называет просодией. А реализуемую совокупность этих параметров - интонацией [18].

Е.А. Брызгунова, анализируя соотношение компонентов интонации, утверждает, что логическое ударение оформляется в речи сочетанием названных компонентов, поскольку на логических центрах голос меняется по высоте, силе, темпу, тембру [7].

Вопрос о природе единиц, участвующих в интонационном оформлении высказывания, подробно рассмотрел Л.В. Щерба, который отметил, что связь между смысловой и звуковой сторонами речи осуществляется в пределах простейшего синтаксического целого - синтагмы, единого смыслового целого в процессе речи - мысли.

И.Г. Торсуева, используя семантический подход при выявлении единиц реи, выделяет высказывания. Основными характеристиками высказывания являются его коммуникативная направленность, адресованность, возможность смыслового членения, эмоциональная насыщенность, присутствие подтекста. В отличие от предложения, обладающего значением, у высказывания, помимо значения, имеется конкретный целостный смысл, оно обладает авторством и экспрессивной стороной [5].

Интонация каждой фразы является результатом взаимодействия многих факторов, наиболее важными являются: коммуникативная установка говорящего, отражение им ситуации общения, универсальные физиологические основы производства речи.

Наиболее эмоциональны фразы типа «восклицание», «приказание», «импликация», меньшей степенью эмоциональности обладают фразы типа «общий и специальный вопрос», а слабая степень эмоциональной насыщенности свойственна простым утверждениям и фразам.

Л.В. Бондарко выделяет несколько факторов, определяющих поведение всех компонентов интонации: «…важным является место главного ударения в синтагме: именно в этом месте происходит самое значительное изменение мелодики - понижение или повышение. Само направление изменения определяется типом интонации (повествование, вопрос, незавершенная интонация, восклицание). Изменение темпа и громкости также связаны с местом главного ударения: если оно близко к концу синтагмы, то темп замедляется более значительно, а громкость ослабляется меньше, чем в том случае, когда синтагматическое ударение оказывается близко к началу синтагмы [9].

1.2 Особенности развития интонационной выразительности речи у дошкольников в онтогенезе

Интонационная выразительность речи представляет совокупность ритмико-интонационных свойств речи. Интонационно выразительная сторона речи реализуется через такие качества речи, как тембр, высота и сила голоса, темп, пауза, ритм, логическое ударение, речевое дыхание, дикция. Просодические компоненты определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе коммуникации, несут определенную семантическую нагрузку и т.д.

В понятие интонации включается темп речи (степень скорости произнесения речевых элементов), паузы (перерывы в произнесении речевых элементов), тембр речи (окраска человеческого голоса), тон речи (степень высоты звука), мелодика (чередование повышений и понижений голоса, логическое ударение и словесное ударение) [32].

Темп речи -это важнейший компонент интонации. Темп - скорость произнесения речевых элементов. Темп речи может изменяться. Это зависит от содержания высказывания, эмоционального настроя говорящего [38].

Патологически быстрая речь (тахилалия) требует усиленного внимания, что вызывает утомление. Патологически замедленная речь (брадилалия), наоборот, ослабляет внимание, что тоже приводит к утомлению.

Темп речи зависит от возраста говорящего. Темп речи определяется содержанием текста.

Индивидуальный компонент интонации - тембр, колорит голоса. У каждого человека свой тембр. Тембр голоса может изменяться, что зависит от эмоционального состояния человека, от времени суток. Тембр голоса бывает разнообразным, а его восприятие всегда субъективно.

Особое место в интонации занимают паузы - это «незвуковое» интонационное средство. Паузы необходимы, так как они разрывают поток речи, чем облегчают восприятие речи. Интонационно-логические паузы отделяют один речевой такт от другого, помогают выяснить их смысл. Если не делать логической паузы, получится сплошной текст, в котором трудно разобрать, какие слова в предложении по смыслу тесно связаны между собой и объединены интонационно. Различают смысловую паузу (логическую), целиком определяемую синтаксисом, и ритмическую паузу, от синтаксиса не зависящую и определяемую ритмическим импульсом. Первая наличествует во всякой речи, вторая - только в стихотворной. Длительность пауз и характер их распределения в речевом потоке во многом определяют ритмико-мелодическую сторону интонации.

Сила голоса зависит от того, как направлены звуки голоса в резонаторы, в каком состоянии они находятся. Громкость обеспечивается хорошей работой дыхательного аппарата, активной артикуляцией, отсутствием лишнего мышечного напряжения. При нарушении силы голоса он становится иссякающим, слабым, либо слишком громким. Сила голоса - это величина объективная, это реальная энергия звука, измеряемая в децибелах. Сила звучания зависит от амплитуды (размаха) колебания голосовых связок, степени их напряженности, а также от деятельности резонаторов (полости рта и носа). Громкость голоса зависит от его силы. Но если сила голоса - величина объективная, то громкость - понятие субъективное, связанное с нашим восприятием звука. Громкость - это управляемое качество голоса. Ее можно и нужно менять в зависимости от различных обстоятельств общения. Гибкое изменение громкости голоса - это средств достижения выразительности речи, ее разнообразия, адекватности ситуации общения [17].

Высота голоса - это физиологическое свойство речевого голоса, управляемое напряжением голосовых складок и частотой их колебаний. Характеризуется организационным дыханием и активной работой резонаторов, усиливающих звук. При нарушении высоты голоса он становится монотонным, тремолирующим, дрожащим, невыразительным, немодулированным, иногда фальцетообразным [31].

Ритм - это закономерное повторение соизмеримых и чувственно ощутимых единиц. Ритм в широком смысле присущ непосредственно целому ряду природных явлений и человеческому организму (ритмичное дыхание, работа сердца, кровообращение и т.д.) [19].

В основе ритмической организации человеческой речи лежит тот естественный, первичный ритм, который характеризует деятельность человеческого организма и в частности человеческое дыхание. Поскольку процесс дыхания относительно ритмичен, постольку ритмична в известной мере и человеческая речь: необходимость периодических вдохов и выдохов вызывает соответствующие остановки голоса - паузы, которые разбивают речь на единицы, называемые речевыми тактами. Таким образом, единицей речевого ритма становится слово или группа слов, ограниченные от последующих при помощи паузы.

Логическое ударение - это выделение наиболее важного слова в ряду остальных для предания предложению точного смысла. Логическим признается смысловое ударение, максимально сильно акцентируемое, четко выделенное интонационно (силой и значительным интервалом высоты тона по сравнению с обычным словесным ударением). Специфика логического ударения - в особой семантике и в мере выделения акцентируемого слова. Следовательно, средствами выражения логического ударения являются: усиление словесного ударения, повышение или понижение тона на ударном слоге выделенного слова, увеличение длительности, которое достигается усилением напряженности артикуляции ударного слога [27].

Речевое дыхание - это основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменить силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику. Правильное использование дыхания в речи заключается, во-первых, в экономном и равномерном расходовании воздуха, во-вторых, в своевременном и незаметном наполнении запаса его (на паузах).

В нормальной речи плавность органически сочетается с паузами, которые являются необходимым компонентом речевого высказывания [8].

Дикция - Основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного аппарата: языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки.

1.3 Особенности развития интонационной выразительности речи у дошкольников в онтогенезе

По мнению Жинкина, интонационная выразительность речи является наивысшим уровнем развития языка. Просодические проявления можно отметить уже у детей в младенческий период [20].

Начальным этапом доречевого развития считается рефлекторный крик ребенка, который к 2-3 месяцам жизни становится все более модулированным и отражает различные оттенки недовольства, являясь тем самым средством коммуникации с окружающими. До двух месяцев голосовые выражения дифференцируются благо-I даря разным интонациям голоса (крика, плача), но более подробной дифференциации плач уже не получает, так как после двух месяцев дифференцируются звуки. В сочетании с выразительными мимическими движениями интонированный крик и модулированные звуки являются средством выражения состояния ребенка. Р.В. Тонкова-Ямпольская указывает, что во время крика ребенка активизируются специфические зоны коры. Ребенок слышит свой крик, импульсы достигают слухоречевых и речедвигательных зон коры, а отсюда передаются на органы артикуляции, постепенно давая им толчок к развитию.

В 2-4 месяца у ребенка появляются короткие звуки - гуканье, а затем и гуление. Звуки не несут смыслового содержания, но имеют определенную интонацию, с их помощью ребенок привлекает внимание взрослого. Прежде всего, дети усваивают и передают типы интонации, которые наиболее часто употребляются взрослыми. Звуки гуления становятся средством общения с взрослым в силу их интонационной выразительности, начиная с конца третьего месяца жизни, когда звуки гуления делаются достаточно отчетливыми по интонации [35].

Наиболее интенсивный процесс накопления звуков лепета происходит после шестого месяца в течение седьмого месяца, затем процесс накопления звуков замедляется и новых звуков появляется мало. Процесс интенсивного накопления звуков в лепете совпадает с периодом миелинизации, значение которой заключается в том, что с ее наступлением связан переход от генерализованных движений к более дифференцированным. От 7-8 месяцев до одного года артикуляция особенно не расширяется, но появляется понимание речи. Семантическую нагрузку в этот период получают не фонемы, а интонация, ритм, а затем общий контур слова. Общение осуществляется с помощь эмоциональной интонации. Примерно к 11 месяцам появляются активные лепетные цепи слогов. При этом какой-либо слог выделяется длительностью, громкостью, высотой звука. Вероятнее всего, это начальная стадия формирования ударения.

Данные онтогенеза свидетельствуют о том, что интонационные средства воспринимаются и усваиваются детьми значительно раньше, чем начинается формирование словесной речи. Исследование Тонковой-Ямпольской показали, что процесс овладения интонационной системой языка начинается у ребенка уже на стадии гуления. Гвоздев отмечает, что ребенок пользуется интонацией понижения для выражения спокойного констатирования уже в период однословного предложения. Примерно в то же время появляются разновидности восклицательной интонации, а на втором году жизни - вопросительные [5].

Проявления интонационной выразительности речи, выражающиеся в виде эмоционально-выразительных вокализаций, являются предпосылкой языкового развития ребенка.

Интонационная выразительность речи включает в себя несколько акустических компонентов: тон голоса, его тембр, интенсивность, или силу звучания голоса, мелодику, паузы, словесное логическое ударение, темп речи. Эти акустические характеристики интонационной выразительности речи зависят от частоты и амплитуды колебания голосовых связок, от степени мускульной напряженности органов речи, от различной скорости смены артикуляций, от эмоционального тонуса.

Интонационная выразительность речи увеличивает объем сообщения, сообщая не только то, что содержится в тексте, но и то, что в подтексте. Анатомо-физиологическую природу интонационной выразительности речи составляют речедвижения, в основе которых лежат модуляции глоточной трубки, влияющие на мощность звуковой речи (Жинкин) [19].

Интонационная выразительность речи уточняет семантическую сторону речи, выявляет ее эмоциональное содержание и оказывает сильное воздействие на слушателя. Интонация организует смысловую сторону речи при помощи логических интонаций - повествования, перечисления, выделения ударных слов, изменения темпа речи.

Реакции младенца на тон голоса проявляются довольно рано: в 4 месяца ребенок прислушивается к голосу взрослого, реагирует улыбкой, смехом, гулением, может насторожиться и заплакать, то есть адекватно реагирует на тон взрослого.

Восприятие интонации отмечается у детей раньше, чем воспроизведение. Это связывают с тем, что интонационное поле речеслухового анализатора (восприятие интонации) заканчивает свое становление к концу периода лепета, тогда как становление интонационного поля в речедвигательном анализаторе (воспроизведение интонации) заканчивается только в период формирования устной речи.

Классификацию типов интонационной выразительности речи предложил А.К. Цеплитис и выделил следующие [36]:

. Интеллектуальные

. Волюнтативные

а) повествовательные

б) побудительные

. Эмотивные

. Изобразительные

Значение интеллектуальных типов интонационной выразительности речи предоставляет собой отраженные в языке моменты мыслительной деятельности, связанной с порождением высказываний: утверждение (передача информации) или вопрос (выражение желания получить информацию).

Волюнтативные значения интонационной выразительности речи относятся к сфере речевой деятельности человека. Выделяют две группы волюнтативной интонации:

а) повествовательные - интонация констатации в высказываниях факта или суждения, но не выражающих интонационно волю или эмоциональное состояние говорящего; интонация совета, но без принуждения исполнить его;

б) побудительные типы интонации: интонация приказа; интонация просьбы.

Эмотивная интонация - выражение эмоций интонационными средствами: гнева, испуга, нежности, печали, равнодушия, стыда, удивления.

Изобразительные типы интонационной выразительность речи служат для воспроизведения физических свойств явления, предмета. Семантика этих типов интонационной выразительность ричи связана с такими психическими процессами, как восприятие, ощущение, воображение. Например, для сообщения о чем-то большом используется низкий диапазон голоса, т.е. низкие частоты и замедленный темп, а для характеристики чего-то маленького используется высокий диапазон голоса.

Мелодика является основным компонентом интонационной выразительности речи и обеспечивает повышение и понижение тона голоса. Фонетическая мелодика в сочетании с ударением и паузами оформляет смысловые отношения между частями фразы. Русской речи свойственно четыре вида мелодики по направлению движения тона: нисходящая мелодика, восходящая мелодика, восходяще-нисходящая мелодика, ровная мелодика.

.4 Характеристика средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками

Театрализованная деятельность - деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей. Она приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Будучи по своему характеру синкретической деятельностью, она наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одномоментности восприятия, легкости воображения и веры в превращения, эмоциональной восприимчивости, не только образного, но и логического мышления, двигательной активности и т.п. (Л.В. Артемова, Л.С. Выготский, Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович, Д.Б. Эльконин и др.). Это говорит о широком развивающем потенциале театрализованной деятельности.

Существует много разновидностей театрализованной деятельности, отличающихся художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности. По классификации Л.С. Фурминой - это предметные (действующими лицами являются предметы: игрушки, куклы) и непредметные (дети в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль) [18].

Театрализованную деятельность исследователь Л.В. Артёмова делит на две группы: драматизация и режиссёрская деятельность [5].

Гончарова О.В. выделяет следующие формы театрализованной деятельности:

спектакли;

театрализованные игры;

драматизация;

музыкально-драматические спектакли.

В основе драматического спектакля лежит литературное произведение - пьеса <#"809144.files/image001.gif">

Показатели уровня сформированности восприятия и воспроизведения ритма на констатирующем и контрольном этапах эксперимента значительно повысились, также изменились и качественные характеристики. Если на констатирующем этапе исследования некоторые дети не могли точно воспроизвести ритм по подражанию, то в контрольном эксперименте они справились с заданием свободно, мы обнаружили значительный скачок в их развитии.

Диаграмма 2

Сравнение результатов обследования восприятия и воспроизведения интонации констатирующего и контрольного экспериментов


По данным, представленным в диаграмме 2, можно проследить значительные изменения в динамике развития восприятия и воспроизведении интонации у детей.

После специально организованной работы 60 % детей научились использовать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи, что в 6 раз выше этого же показателя на начальном этапе нашего исследования. Объяснение этому заключается в том, что в данной группе были созданы специально организованные виды деятельности, интегрирующие знание об интонационной стороне речи.

Диаграмма 3

Сравнение результатов обследования восприятия и воспроизведения логического ударения констатирующего и контрольного экспериментов


Показатели уровня сформированности восприятия и воспризведения логического ударения на констатирующем и контрольном этапах эксперимента значительно повысились, также изменились и качественные характеристики. Если на констатирующем этапе исследования некоторые дети не могли выделить нужного слова без образца, с трудом находили нужное слово в стихотворении, то на контрольном эксперименте они справились с заданием свободно, мы обнаружили значительный скачок в их развитии.

Диаграмма 4

Сравнение результатов обследования модуляций голоса по высоте и силе констатирующего и контрольного экспериментов


По сравнению с результатами констатирующего эксперимента представления детей силе и высоте голоса стали более полными, глубокими, характеризуются осознанием ценности и значимости данного знания для собственной жизнедеятельности. Однако иногда дети затруднялись в правильном воспроизведении по высоте и силе речевых высказываний.

Не все дети в полной мере овладели навыками модуляций голоса, но восприятие и дифференцировка по высоте и силе освоена дошкольниками в полной мере на высоком уровне.

Диаграмма 5

Сравнение результатов обследования восприятия и воспроизведение тембра констатирующего и контрольного экспериментов


Наиболее затруднительное задание для дошкольников 6-7 лет оказалось восприятие и воспроизведение тембровой характеристики голоса. Детям сложно было дифференцировать грусть и гнев, страх и удивление, они часто путали именно эти эмоции, в то время как радость дошкольники выделяли сразу и это вызывало у них позитивную реакцию.

Затруднения возникли и при различении тембра голоса людей разного возраста. детский и женский часто называли просто детским голосом, и не отличали голоса пожилых мужчин и женщин.

При воспроизведении тембра определенного сказочного персонажа некоторым детям требовалось насколько попыток, прежде чем они верно голосом изображали персонажа.

Диаграмма 6

Сравнение результатов обследования речевого дыхания констатирующего и контрольного экспериментов


При проведении констатирующего эксперимента мы столкнулись с тем, что у детей не сформировано диафрагмально-реберное дыхание. На занятиях по сценической речи в опытно-экспериментальном обучении был сделан акцент и обращено более пристальное внимание на формирование правильного физиологического дыхания. Результаты можно увидеть на диаграмме 6 при сравнении результатов в начале и конце учебного года.

Речевой выдох, сильная воздушная струя были хорошо освоены детьми и на занятиях лишь актуализировались ранее приобретенные знания и навыки.

Диаграмма 7

Сравнение результатов обследования темпо-ритмической организации речи констатирующего и контрольного экспериментов


В начале учебного года при проведении констатирующего эксперимента было выявлено, что некоторые дошкольники не могут самостоятельно управлять темпом речи или это дается им с трудом.

На занятиях со скороговорками на это обращалось особое внимание. Скороговорки произносились в разном темпе, с учетом сохранение различаемой на слух дикции. Использовались только простые скороговорки, в которых отражена только одна мысль. Так детям проще акцентировать свое внимание на задании, нежели на запоминании сложных многоуровневых скороговорок.

Вывод по второй главе

По результатам этих данных мы пришли к выводу о том, что уровень развития интонационной выразительности речи детей повысил качественную результативность. Дети стали сосредоточеннее, внимательнее, активнее, вырос объем активного и пассивного словаря, речь детей стала более интонированная.

Контрольный этап исследования, цель которого состояла в выявлении позитивных изменений в формировании интонационной выразительности речи дошкольников 6-7 лет, а также о динамике их изменений, позволил обнаружить количественные и качественные изменения, обусловленные теми педагогическими условиями, которые разрабатывались в процессе проведения работы. Анализ результатов контрольного эксперимента свидетельствует о позитивных изменениях у участников экспериментальной группы:

дети научились правильно идентифицировать и преобразовывать интонационные рисунки, правильно воспроизводят фразы с логическим ударением;

повысился общий уровень речевой коммуникации детей с общим недоразвитием речи;

дети научились владеть своим голосом, интонацией, мимикой, жестами, более чёткой стала артикуляция;

сократилось количество случаев использования жестовой речи в словесном общении.

Таким образом, можно констатировать, что в результате проведения предложенной нами комплексной, систематической и целенаправленной коррекционно-развивающей работы позитивно изменился уровень сформированности интонационной стороны речи детей с ОНР. Применение театрализованных игр оказало положительное влияние на просодический компонент речи старших дошкольников с нарушениями речи.

Заключение

Роль интонационной выразительности речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего.

Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения коррекционных задач, для овладения интонационными характеристиками речи.

Целью данной работы явилось выявление особенностей интонационной стороны речи работы по ее развитию средствами театрализованной деятельности.

В нашей работе мы опирались на теоретические и методологические труды специалистов в области речи. Мы пришли к выводу о том, что в трактовке термина интонация единства не существует. Под интонацией в лингвистике понимают систему фонетических средств, служащих для оформления фонетической целостности высказывания и выявления его смысла (Л.В. Бондарко, И.Г. Торсуева). В логопедии интонация - это сложный комплекс просадических элементов, включающих мелодику, ритм, темп, тембр и логическое ударений (М.А. Поваляева).

У детей в норме так же как у их сверстников выявляются нарушения интонационной выразительности речи. Сведения об особенностях интонации детей малочисленны, что явилось основанием для их изучения.

На основе теоретических данных было проведено исследование в ходе которого мы:

подобрали комплекс методик, направленных на диагностику интонационной выразительности речи у дошкольников 6-7 лет;

провели опытно-экспериментальное обучение, дали анализ полученных данных от констатирующего и контрольного экспериментов;

подобрали и систематизировали речевой материал для работы над интонационной выразительности речи.

Констатирующий этап эксперимента выявил ряд особенностей, позволяющих выделить наиболее типичные затруднения. У детей не полно сформированы способности продуцирования интонации, отражающей эмоциональное состояние. Возникают трудности в идентификации интонационных рисунков, наблюдается ограничение способности к преобразованию интонационного рисунка предлагаемых фраз.

Исследование показало, что для большинства дошкольников свойственны средний и выше среднего уровни сформированности интонационной выразительности речи. С этой целью нами была разработана программа направленная на формирование интонационной выразительности речи у дошкольников. В основу неё были взяты занятия по сценической речи и художественному чтению.

 Цель опытно-экспериментального обучения: формировать умение пользоваться основными компонентами интонации, такими как темп, ритм, мелодика, пауза.

Для того чтобы определить, насколько эффективна была система предложенных упражнений по формированию просодики, оказала ли она влияние на исходный уровень интонационной выразительность речи, был проведен контрольный эксперимент с сохранением тех же этапов и методик диагностики, что и в констатирующем эксперименте.

 Контрольный этап эксперимента ярко продемонстрировал динамику в сторону повышения показателей сформированности интонационной стороны речи и доказал достаточно высокую эффективность проведённой работы. Для большинства детей стали свойственны выше стреднего и высокий уровни сформированности интонационной выразительности речи.

Поведённое нами исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы развития интонационной выразительности речи у дошкольников 6-7 лет Дальнейшая исследовательская работа может быть продолжена в рамках реализации выявленных и систематизированных педагогических условий. Перспективу нашего исследования мы видим во внедрении программы в практику работы на постоянной основе в ГОАУ ДОД ЯО «Центр детей и юношества».

В ходе исследования получила подтверждение гипотеза о том, что развитие интонационной выразительности речи у дошкольников 6-7 лет, будет более успешным, проводится работа по развитию просодических элементов речи: интонации, тембр, высота и сила голоса, темп, пауза, ритм, логическое ударение, речевое дыхание;

o   подобран и составлен художественно-речевой материал для развития интонационной выразительности речи;

o   создана художественно-эстетическая развивающая среда, позволяющая ребенку самостоятельно реализовывать свой творческий потенциал в театрализованной деятельности.

o   если в работе использовать систему педагогических мероприятий в виде театрализованных игр.

Библиографический список

1.           Акулова О. Театрализованные игры [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - С. 60-64.

2.      Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст]: игры, упражнения, сценарии / Е.А Антипина. - 3-е изд., перераб. - М.: Сфера, Творческий Центр, 2009. - 128 с.

3.      Антонова, Ю.А. Весёлые игры и развлечения для детей и родителей [Текст] / Ю.А. Антонова.- М: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО «Дом 21 век», 2007.- 288с. - Библиограф.: 280-2886 с.

.        Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л. В. Артемова. - М. : Просвещение, 2001. - 127 с.

5.      Артоболевский Г. Художественное чтение. [Текст] / - М., 1978,

6.      Бондарко Л. В. Звуковой строй современного русского языка. [Текст]:Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Рус. яз. и литература». М., «Просвещение», 1977. 175 с. с ил.

7.      Борисова, Е. А. Развитие мимической и интонационной выразительности речи у заикающихся дошкольников [Текст] / Е. А. Борисова // Логопед. - 2005. - № 1. - С. 17-23.

8.      Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. [Текст] - Брызгунова Е.А. - М.: Просвещение, 1981.

9.      Вахтина Настасья Юрьевна. Становление интонационной системы в раннем детском возрасте: Экспериментально-фонетическое исследование на материале русского языка [Текст]: диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.19.- Санкт-Петербург, 2000.- 318 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-10/706-

.        Всеволдский-Гергросс, В. Н. Русский театр [Текст] / В. Н. Всеволдский - Гергросс. - М. : Наука, 1992. - 182 с. : ил.

.        Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: психологический очерк / Л.С. Выготский. - 3-е изд.: - М.: Просвещение, 1991.

.        Выготский Л.С.Собрание сочинений. Т.5. [Текст] - М.: Педагогика, 2003. - 136 с

.        Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2005. - N 1. - с. 18-23.

.        Германова М. книга для чтецов. - М., 1960,

.        Горбина, Е.В. В театре нашем для вас поем и пляшем. [Текст]: Музыкальные сказки-спектакли для дошкольников / Е.В. Горбина, М.А. Михайлова. - Ярославль: Академия развития: Академия, КО: Академия Холдинг, 2000. - 112 с.: ил.

.        Елецкая. О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: [Текст] Под ред. С.Л. Новоселовой. - М., 2005

17.    Ершова А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании // Эстетическое воспитание. - М., 2002.

18.    Ефросинина Л.А. Литературное чтение. - М.: Вентана-Граф, 2004. -224с.

19.    Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Учпедгиз, 1968.

.        : Жинкин, Н. И. О произвольном и непроизвольном управлении звуковыми механизмами пения и речи / Н. И. Жинкин // Вопросы психологии. - 1978. - № 4. - С. 73-83.

.        Кутьмин С.П Краткий словарь театральных терминов для студентов режиссерской специализации / Кутьмин С.П.;ТГИИК; Каф.реж. и акт. мастерства.- Тюмень, 2003.- 57с

.        Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М.: Учпедгиз, 1978.

.        Ласкавая Е., Радциг М. Практикум по художественному чтению. - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2009. - 112с.

.        Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. метод. пособие;. - Великий Новгород, 2006. - 126 с.

.        Николаева, Т. М. Просодия Балкан: слово -высказывание - текст / Т. М. Николаева. - М. : Инд-рик, 1996. - 349 с.

.        Павалаки И.Ф. «Темпо-ритмическая организация движений и речи дошкольников». Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - М.: 2006 - 156 с.

.        Петрова Л. Техника сценической речи. - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2010. - 144с., ил.

.        Поваляева, М.А. Полный справочник. Настольная книга логопеда. / М.А. Поваляева. - М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. - 608с

.        Позднякова Л.А. Логопедическая работа по преодолению нарушений интонационной выразительности речи у дошкольников со стертой дизартрией: авториф. дисс. к.п.н. / Л.А. Позднякова - СПб., 2004. - 21с.

.        Полозова, А.Н. Особенности формирования умений выразительного чтения стихотворений детьми шести-семи лет (подг. к школе группа): авторефер. дисс. к.п.н. / Л.,1972.-21с.

.        Светозарова Н.Д.Интонационная система русского языка Автор: Наталия Дмитриевна Светозарова: Ленинградского университета (Ленинград) Год: 1982 Страниц: 175

.        Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. -- 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с, ил., 4 л. ил.

.        Станиславский, К. С. Работа актёра над собой в творческом процессе воплощения / К. С. Станиславский. - 2-е изд., испр. - М. : Изд. ЛКИ, 2010. - 504 с.

34.    Торсуева И.Г. Название: Интонация и смысл высказывания Издательство: Едиториал УРСС <#"809144.files/image008.gif">

Инструкция № 2. «Покажи, как укачивают ребенка, куклу».

Примечание: активно используется помощь в виде движений руки логопеда, которые указывают, вверх поднимается или вниз опускается голос.

Оценка уровней:

Высокий: 4 балла - задание выполняется с достаточными модуляциями по высоте;

Выше среднего: 3 балла - задание выполняется с недостаточными модуляциями голоса по высоте;

Средний: 2 балла - задание выполняется без модуляций голоса по высоте, но при сопряженном выполнении задания высота голоса изменяется;

Ниже среднего: 1 балл - задание выполняется без модуляций голоса по
высоте, но при сопряженном выполнении задания высота голоса остается без изменений;

Низкий: 0 баллов - задание не выполняется.

Таблица 12

Результаты обследования модуляции голоса по высоте

ФИ ребенка

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Итого:

1

Воронин Никита

4

3

2

9

2

Данькова Диана

4

4

3

11

3

Крутецкая Дарья

4

4

4

12

4

Пронин Иван

4

4

4

12

5

Райкова Полина

4

4

3

11

6

Седова Анастасия

4

3

2

9

7

Соленникова Екатерина

4

4

4

12

8

Талашова Виктория

4

3

3

10

9

Усова Анна

4

4

4

12

10

Филиппова Виктория

4

4

3

11


8. Обследование модуляций голоса по силе

Целью обследования является определение умения ребенка изменять громкость голоса. Обследование модуляций голоса по силе необходимо, чтобы определить, как ребенок со стертой дизартрией может менять голос по силе (громкости).

Материал для исследования: звуки; звукоподражания; предметные и сюжетные картинки, на которых изображены транспортные средства, расположенные близко и далеко.

. Восприятие отдельных звуков и звукоподражаний, произнесенных с разной силой голоса.

Процедура: Ребенку предлагается прослушать различные изолированные звуки и показать картинку с изображением предмета удаленного - на тихий голос или картинку с изображением приближенного предмета - на громкий голос логопеда.

Инструкция № 1: «Слушай внимательно. Плывет корабль, он гудит - «УУУУУ». Если пароход близко - он гудит громко, если далеко - тихо. Услышишь громкий гудок, подними картинку, где корабль близко, тихо, где корабль далеко».

Громко


Тихо

- самолет близко

У

- самолет далеко

- пожарная машина

А

- пожарная машина

 близко


 далеко

- поезд близко

О

- поезд далеко

- «скорая помощь»

И

- «скорая помощь»

 близко


 далеко

 

Инструкция № 2. «Послушай, как подают голос разные животные, насекомые, птицы. Отгадай по их голосу, далеко они от нас или близко. Напомним, что если далеко, то голос слышим тихий, если близко, то голос слышим громкий».

Громко

Тихо

Жук- ЖЖЖЖЖ

жжжжж

Комар - ЗЗЗЗЗЗЗ

ззззззз

Кузнечик - ЦЦЦЦЦ

цццццц

Кукушка - КУ-КУ

ку-ку

Лягушка - КВА-КВА

ква-ква

Сова - УХ-УХ

ух-ух

Осёл - ИА-ИА

иа-иа


Примечание: звукоподражания дают вразнобой.

. Воспроизведение отдельных звуков и звукоподражаний, произнесенных с разной силой голоса.

Инструкция № 1. «Покажи, как гудит пароход, самолет, машина и др., если они далеко, и как гудят, если они близко?»

Близко

Далеко

Самолет (У) - ... ?

...?

Пароход (Ы) - ... ?

...?

Поезд (О) - ... ?

...?

Машина (И) - ... ?

...?

 

Инструкция № 2. «Покажи, как подают голоса разные животные, насекомые, птицы. Если они далеко? (тихо) Если они близко (громко)?»


Близко


Далеко

Жук (ЖЖЖ) -

... ?


...?

Комар (333) -

... ?


...?

... ?


...?

Кукушка (КУ-КУ) -

... ?


...?

Лягушка (КВА) -

... ?


...?

Сова (УХ) -

... ?


...?

Корова (МУ) -

... ?


...?



3. Воспроизведение постепенного нарастания и падения силы голоса при произнесении отдельных звуков и звукоподражаний.

Инструкция № 1. «Покажи, как гудит приближающийся самолет, поезд, машина и т.д.».

Инструкция № 2: «Покажи, как гудит удаляющийся самолет, поезд,

машина и т.д.».

Инструкция № 3: «Покажи, как подают голос приближающиеся животные, насекомые, птицы».

Инструкция № 4: «Покажи, как воет сирена - сначала тихо, а потом все громче и громче, т.е. на одном выдохе, а потом затихает».

Оценка уровней:

Высокий: 4 балла - задание выполняется верно.

Выше среднего: 3 балла - правильное выполнение задания с передачей силы голоса, но только после нескольких проб, после неоднократного демонстрирования образца.

Средний: 2 балла - задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу работы.

Ниже среднего: 1 балл - для выполнения задания требуется активная помощь взрослого.

Низкий: 0 баллов - задание не выполняется, повторные инструкции неэффективны.

Таблица 13

Результаты обследования модуляций голоса по силе

ФИ ребенка

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Итого:

1

Воронин Никита

4

2

2

8

2

Данькова Диана

4

3

3

9

3

Крутецкая Дарья

4

3

3

10

4

Пронин Иван

4

3

2

9

5

Райкова Полина

4

4

4

12

6

Седова Анастасия

4

4

3

11

7

Соленникова Екатерина

4

3

3

10

8

Талашова Виктория

4

2

2

8

9

Усова Анна

4

3

3

10

10

Филиппова Виктория

4

3

3

10


9. Обследование восприятия тембра

При исследовании восприятия тембра голоса оценивается умение определять характер звучания тона голоса на слух.

Материал для исследования: картинки - символы-маски, изображающие чувства, эмоции людей; слова-междометия; предложения; картинки с изображением людей разного возраста.

. Различение тембра голоса на материале междометий

Процедура: логопед произносит одиночные междометия с изменением тембра голоса, выражая голосом разнообразные эмоциональные состояния. Затем логопед предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением различных человечков - символов-масок, изображающих чувства, и выбрать подходящую (лицо человечка должно выражать соответствующее чувство).

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Лица этих человечков выражают различные чувства:

1

2

3

4

5

грусть,

удивление,

радость,

гнев,

страх.


Логопед произнесет маленькие слова (восклицания), а ты подумай, каким тоном голоса логопед произнес слово, и покажи подходящего человечка».

. Ах! - радость восхищение.

. Ой! - испуг, страх.

. Ух! - недовольство.

. О! - удивление.

. Эх, - грусть, сожаление.

. Различение тембра голоса на материале предложений

Процедура: Ребенку предлагается прослушать одно и то же предложение, определить на слух, каким тоном голоса оно было произнесено, и показать картинку с изображением человечка, лицо которого выражает соответствующее чувство.

Инструкция: «Логопед сейчас произнесет предложение, а ты подумай, каким тоном оно было произнесено, ' и покажи подходящего человечка».

. Скоро гроза! (недовольно)

. Скоро гроза! (радостно)

. Скоро гроза?! (удивленно)

. Скоро гроза. (грустно)

. Скоро гроза! (со страхом, испуганно)


. Различение тембра голоса людей разного возраста

Процедура: Перед ребенком раскладываются картинки с изображением людей разной возрастной категории (женщина, мужчина, ребенок, бабушка, дедушка). Затем ребенку предлагается прослушать магнитофонную запись с записанными на пленку голосами людей разного возраста и показать соответствующее изображение людей.

Инструкция: «Рассмотри внимательно картинки. Послушай и определи, чем голос звучит. Покажи подходящую картинку».

Речевой материал: одна фраза, произнесенная разными голосами.

«Угадай, чей голос?»

. Женский голос.

. Мужской голос.

. Детский голос.

. Голос пожилой женщины.

. Голос пожилого мужчины.

Оценка уровней:

Высокий: 4 балла - задание выполняется правильно.

Выше среднего: 3 балла - правильное выполнение задания точное восприятие тембра, но только после нескольких проб, после неоднократного демонстрирования образца

Средний: 2 балла - задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу работы.

Ниже среднего: 1 балл - для выполнения задания требуется активная помощь взрослого.

Низкий: 0 баллов - задание не выполняется, повторные инструкции неэффективны.

Таблица 14

Результаты обследования восприятия тембр

ФИ ребенка

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Итого:

1

Воронин Никита

3

2

1

6

2

Данькова Диана

3

3

2

8

3

Крутецкая Дарья

3

3

4

10

4

Пронин Иван

4

3

4

11

5

Райкова Полина

3

3

3

9

6

Седова Анастасия

3

2

2

7

7

Соленникова Екатерина

4

3

4

11

8

Талашова Виктория

3

2

2

7

9

Усова Анна

4

3

4

11

10

Филиппова Виктория

4

3

3

10


10. Обследование воспроизведения тембра голоса

Оцениваются эмоциональные характеристики голоса. Так как изменение окраски голоса характерны для определенных разновидностей эмоциональной речи, изучение ее особенностей у детей проводится на материале междометий и сказки «Колобок».

Выясняется, достаточно ли ребенок владеет своими голосовыми возможностями, может ли изменять окраску голоса в соответствии с предъявленными требованиями и ситуацией, способен ли передать голосом эмоциональные переживания и чувства персонажей сказки, может ли подражать голосам сразу нескольких животных.

Перед выполнением задания с детьми проводится беседа о возможных изменениях голоса. Детям говорится о том, что голос может меняться в зависимости от ситуации: голос может быть ласковым или писклявым, грубым или хриплым, веселым или печальным, жалобным или испуганным и т.д.

. Передача междометиями с помощью разных оттенков голоса эмоционального состояния

Материал для исследования: серии сюжетных картинок с изображением разного настроения у действующих лиц.

Процедура: Логопед предлагает ребенку рассмотреть серию сюжетных картинок и определить, какое настроение у изображенных на ней действующих лиц. По каждой картинке дается комментарий. Ребенку предлагается выразить состояние действующего лица, используя междометия, изменяя окраску голоса по ситуации на картинке.

Инструкция: «Посмотри на картинку, догадайся, как подают голос, если...»

Упала чашка

- Ой! (испуганно).

Забили гол в ворота

- Ура! (радостно).

Прося убрать игрушки

- У-У (недовольно, плаксиво)

Устали и хотят спать

- Ох (устало, тихо)

Рубят дрова

- Ух (тяжело).

Грозят пальцем, нельзя

- Ая-яй (строго).

детям брать спички



. Изменение тембра голоса в зависимости от того, какому персонажу сказки подражает ребенок

Материал для исследования: сюжетная картинка с персонажем сказки «Колобок».

Процедура: В предварительной беседе уточняется содержание сказки «Колобок», ее действующие лица. Выясняется, какими голосами они говорят - одинаковыми или разными. Если они говорят разными голосами, то что характерно для каждого из них.

Инструкция: «Вспомни, кто пугал колобка и хотел его съесть? Каким голосом говорили...»

Заяц - // - (звонким, задорным, чистым голосом).

Волк - // - (грубым, низким голосом, с угрозой).

Медведь - //- (громким, низким, спокойным).

Лиса - // - (мягким, ласковым, хитрым голосом).

Оценка уровней:

Высокий: 4 балла - правильное выполнение задания с точным соответствием всех характеристик тембра голоса данного персонажа, с первой попытки и очень выразительно.

Выше среднего: 3 балла - правильное выполнение задания с передачей тембра голоса, но только после нескольких проб, после неоднократного демонстрирования образца.

Средний:2 балла - некоторые изменения окраски голоса есть, но недостаточно выразительные и не совсем правильные.

Ниже среднего: 1 балл - для выполнения задания требуется активная помощь взрослого.

Низкий: 0 баллов - задание не выполняется, повторные инструкции неэффективны.

Таблица 15

Результаты обследования воспроизведения тембра

ФИ ребенка

Задание 1

Задание 2

Итого:

1

Воронин Никита

1

2

3

2

Данькова Диана

3

3

6

3

Крутецкая Дарья

3

3

6

4

Пронин Иван

2

2

4

5

Райкова Полина

4

3

7

6

Седова Анастасия

2

2

4

7

Соленникова Екатерина

4

3

7

8

Талашова Виктория

1

2

3

9

Усова Анна

4

3

7

10

Филиппова Виктория

3

3

6


11. Обследование речевого дыхания

Начинают обследование речевого дыхания с оценки координации вдоха и выдоха. Определяют характер дыхания ребенка в покое и при речи. Визуально определяют характер дыхания в покое: дышит ли ребенок носом или ртом.

Выделяют 3 типа дыхания:

поверхностное

грудное

нижнереберное.

При поверхностном (ключичном) дыхании живот на вдохе втягивается, а плечи поднимаются. При грудном - расширяется грудь на вдохе. При межреберном (диафрагмальном) - при вдохе выпячивается живот, а при выдохе опадает живот. Нижнереберное, диафрагмальное дыхание считается наиболее физиологичным.

. Определение типа дыхания

Материал для исследования: состояние покоя, при котором ребенок может сидеть, лежать, стоять.

Процедура: Ребенку предлагается спокойно посидеть, постоять или полежать на кушетке. Руки логопеда располагаются одна на плечах, а другая на животе. При спокойном дыхании ребенка определяется, какая часть туловища поднимается. Если поднимаются плечи, то это дыхание относится к поверхностному ключичному. Если поднимается при вдохе живот, то это диафрагмальное. Если расширяется грудь, то это относится к грудному типу дыхания.

Инструкция: «Полежи на кушетке спокойно. Руки логопеда будут проверять, как ты дышишь».

. Исследование умения дифференцировать носовое и ротовое дыхание

Инструкция: «Покажи, как ты умеешь дышать: вдыхать и выдыхать. Слушай внимательно и выполняй».

Вдохни носом (понюхай цветок) - выдохнуть носом (2-3 раза). Рот при этом закрыт.

Вдохни носом, а выдохни ртом (погрей руки) (2-3 раза).

Вдохни ртом (как рыба) - выдохни ртом (погрей руки).

Вдохни ртом, а выдохни носом.

. Исследование целенаправленности воздушной струи

Материал для исследования: пузырек, ватный шарик, маленькая свечка для дня рождения.

Инструкция: «Покажи, как ты умеешь дуть».

Вот мяч, а вот ворота. Подуй на шарик и забей мяч в ворота.

Вот пузырек. Подуй в него так, чтобы пузырек засвистел.

Вот свеча, ее зажгли в день рождения ребенка. Задуй свечу с первого раза.

. Исследование силы воздушной струи.

Материал для исследования: граненый карандаш, губная гармошка.

Инструкция: «Проверим, как ты сильно умеешь дуть».

Вот карандаш (на расстоянии 20 см), подуй на него так, чтобы он прокатился по столу. Для этого вдохни носом и сильно выдохни на карандаш. Губы вытяни трубочкой.

Вот губная гармошка, подуй в нее сильно, чтобы появился звук.

Критерии оценки:

балла - диафрагмальный тип дыхания, дифференцирует ротовой и носовой вдох и выдох, выдыхаемая воздушная струя сильная и целенаправленная.

балла - диафрагмальный тип дыхания, дифференцирует носовой и ротовой вдох и выдох, снижен объем и сила выдоха.

балла - диафрагмальный тип дыхания, аритмичность вдоха и выдоха, малый объем и сила выдоха, недостаточная дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха.

балл - верхнеключичный тип дыхания, аритмичность вдоха и выдоха, малый объем и сила выдоха, не дифференцирует ротовой и носовой вдох и выдох.

баллов - задание не выполняет.

. Исследование особенностей фонационного дыхания.

) Воспроизведение на одном выдохе предложений с увеличением количества слов.

Процедура: ребенку предлагается вдохнуть через нос и на выдохе произносить предложение.

Инструкция: «Послушай внимательно предложение и повтори его. Старайся сказать предложение плавно, на одном выдохе».

. Девочка рисует цветок.

. Девочка рисует цветок карандашами.

. Девочка рисует красивый цветок карандашами.

. Девочка рисует красивый цветок цветными карандашами.

) Воспроизведение на одном выдохе чистоговорки.

Процедура: ребенку предлагается вдохнуть через нос и на выдохе произносить чистоговорку. Экспериментатор показывает образец выполнения задания.

Жу-жу-жу - я все лужи обхожу.

Ша-ша-ша - наша Маша хороша.

Ко-ко-ко - мне до речки далеко.

) Воспроизведение на одном выдохе автоматизированного ряда.

Инструкция: «Посчитай от одного до десяти на одном выдохе».

) Воспроизведение короткого стихотворения.

Процедура: при прочтении короткого стихотворения фиксируется, в какой фазе дыхания ребенок начинает речь. Отмечается наличие координации фонации и дыхания. Определяется также дискоординация фонации и дыхания.

Инструкция: «Прочитай стихотворение красиво, выразительно, с паузами, как на празднике».

Наша Таня громко плачет,

Осень наступила,

Уронила в речку мячик.

Высохли цветы.

Тише, Танечка, не плачь,

И глядят уныло

Не утонет в речке мяч.

Голые кусты.


Критерии оценки:

балла - речь на выдохе, объем речевого дыхания хороший.

балла - речь на выдохе, объем речевого дыхания ограничен.

балла - речь на выдохе, но ослаблен речевой выдох.

балл - речь возможна на вдохе, дискоординация дыхания и фонации.

0 баллов - не справляется с заданиями.

Таблица 16

Результаты обследования речевого дыхания

ФИ ребенка

Зада-ние 1

Зада-ние 2

Зада-ние 3

Зада-ние 4

Зада-ние 5

Итого:

1

Воронин Никита

1

3

4

3

3

14

2

Данькова Диана

1

3

4

4

3

15

3

Крутецкая Дарья

2

4

3

4

3

16

4

Пронин Иван

1

4

3

2

3

13

5

Райкова Полина

2

4

3

3

4

16

6

Седова Анастасия

1

3

4

4

3

15

7

Соленникова Екатерина

1

4

3

2

3

13

8

Талашова Виктория

1

3

4

4

3

15

9

Усова Анна

1

4

4

3

4

16

10

Филиппова Виктория

2

4

4

3

4

17


12. Обследование темпо-ритмической организации речи

. Определение темпа речи ребенка

Измерение темпа осуществляется у дошкольников со стертой дизартрией при использовании следующих параметров:

Единица измерения - слог.

Характеристика темпа - количество слогов в определенный промежуток времени (секунду).

Материал для исследования: предложения, в которых исключены слова сложной слоговой структуры и звуки, которые еще не исправлены. Также для проведения исследований необходим магнитофон и секундомер.

Процедура: Ребенку предлагается повторить за логопедом предложения или ответить на вопросы, запись которых производится на магнитофон. Затем проводится вычисление количества слогов в секунду.

Инструкция № 1: «Слушай предложения и повторяй за логопедом».

Мальчик читает книгу.

Утром звонко поют птицы.

Бабушка вяжет внуку теплые носки.

Ваня любит рисовать карандашами.

Инструкция № 2. «Ответь на вопросы».

Что делает мальчик?

Когда поют птицы?

Кому вяжут носки?

Что любит делать мальчик?

Критерии оценки:

балла - темп норма (4-5 слогов в секунду);

балла - незначительное отклонение от нормы (± 1 слог);

балла - убыстренный темп (7-8 слогов в секунду), замедленный темп (2-3 слога в секунду);

балл - очень быстрый темп (более 9 слогов в секунду), очень медленный темп (1-2 слога в секунду);

баллов - из-за выраженных речевых нарушений допускает повторы слов, затрудняется в передачи слоговой структуры слов. В связи с этим не удается объективно произвести измерение темпа.

. Исследование восприятия темпа речи

Материал для исследования: Для исследования восприятия различного речевого темпа предварительно ребенку объясняют, что темп речи может быть быстрым, медленным и нормальным. Вводятся картинки-символы. Например: заяц бегает быстро - и говорит очень быстро, черепаха ползает медленно - и говорит медленно, ежик ходит спокойно - и говорит спокойно, нормально.

Процедура: Ребенку предлагается на слух определить изменение темпа речи в тексте, который читает логопед и показать соответствующую картинку-символ: зайца - быстрый темп, черепаху - медленный темп, ежика - нормальный темп.

Инструкция: «Посмотри на картинки. Ежик ходит спокойно - и говорит спокойно, нормально, черепаха медленно ползает - и говорит очень медленно, заяц бегает очень быстро - и говорит очень быстро. Сейчас логопед будет говорить предложения, а ты угадай, как говорит логопед и покажи соответствующую картинку».

По веточке ползает длинная гусеница. (медленный темп)

Из-под топота копыт пыль по полю летит. (быстрый темп)

Кто-кто в теремочке живет? (медленный темп)

В лесу дети собирали грибы и ягоды. (нормальный темп)

У пчелы, у пчёлки почему нет чёлки? (быстрый темп)

Зимой дети любят кататься на санках и коньках. (медленный темп)

Критерии оценки:

балла - задание выполняет верно.

балла - ошибается, но после повтора предложения исправляет ошибки.

балла - после повторного произнесения предложения ошибки не исправляет.

балл - путается, не соотносит с картинками.

баллов - задание недоступно.

. Исследование воспроизведения отраженного темпа речи

Материал для исследований: воспроизведение предложений с различной темповой организаций за логопедом отраженно.

Процедура: Ребенку предлагается прослушать предложения и повторить их в том же темпе за логопедом.

Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за логопедом предложения точно так же».

Весной тает снег и бегут ручьи. (нормальный темп)

Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне? (быстрый темп)

Самолет построим сами и помчимся над полями. (быстрый темп)

Улитка носит свой домик на спине. (медленный темп)

На море во время шторма очень большие волны. (нормальный темп)

Критерии оценки:

балла - повторил верно.

балла - убыстрение, замедление темпа возможно после нескольких попыток.

балла - темп изменяет незначительно.

балл - темп не может изменять, не управляет темпом.

баллов - задание недоступно.

. Самостоятельное управление темпом речи

Самостоятельное изменение темпа речи ребенок должен производить по сигналу на материале небольшого знакомого стихотворения, например, «Мой веселый звонкий мяч» С. Маршака.

Процедура: При предъявлении различных картинок-символов ребенок должен менять темп речи по ходу чтения стихотворения.

Инструкция: «Ты будешь читать стихотворение, как увидишь картинку с зайцем, читай быстро, а увидишь черепаху - читай медленно, увидишь ежа - читай нормально, спокойно».

Картинки


Мой веселый звонкий мяч,

Черепаха

Ты куда пустился вскачь?

Ёж

Синий, красный, голубой,

Заяц

Не угнаться за тобой.

Черепаха

 

Таблица 17

Результаты обследования темпо-ритмической организации речи

ФИ ребенка

Зада-ние 1

Зада-ние 2

Зада-ние 3

Зада-ние 4

Итого:

1

Воронин Никита

4

2

2

1

8

2

Данькова Диана

4

3

3

2

12

3

Крутецкая Дарья

4

3

3

3

13

4

Пронин Иван

4

3

3

3

13

5

Райкова Полина

4

3

3

2

12

6

Седова Анастасия

4

3

2

3

13

7

Соленникова Екатерина

4

3

2

2

11

8

Талашова Виктория

4

2

2

1

8

9

Усова Анна

4

4

3

3

14

10

Филиппова Виктория

4

3

3

3

13


Приложение 6

Таблица 18

Результаты обследования восприятия ритма

ФИ ребенка

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Итого:

1

Воронин Никита

4

3

3

10

2

Данькова Диана

4

4

4

12

3

Крутецкая Дарья

4

3

3

10

4

Пронин Иван

4

4

4

12

5

Райкова Полина

4

4

4

12

6

Седова Анастасия

4

3

3

10

7

Соленникова Екатерина

4

4

4

12

8

Талашова Виктория

4

4

4

12

9

Усова Анна

4

4

4

12

10

Филиппова Виктория

4

4

4

12


Таблица 19

Результаты обследования воспроизведения ритма

ФИ ребенка

Зада-ние 1

Зада-ние 2

Зада-ние 3

Зада-ние 4

Итого:

1

Воронин Никита

2

3

3

2

10

2

Данькова Диана

4

4

4

4

3

Крутецкая Дарья

3

3

3

3

12

4

Пронин Иван

4

4

4

4

16

5

Райкова Полина

4

4

3

3

14

6

Седова Анастасия

3

3

2

2

10

7

Соленникова Екатерина

4

4

4

4

16

8

Талашова Виктория

4

4

3

3

14

9

Усова Анна

4

4

4

4

16

10

Филиппова Виктория

4

4

4

4

16


Таблица 20

Результаты обследования восприятия интонации

ФИ ребенка

Зад. 1

Зад. 2

Зад. 3

Зад. 4

Зад. 5

Зад. 6

Зад. 7

Зад. 8

Ито-го:

1

Воронин Никита

4

4

4

4

4

4

4

4

32

2

Данькова Диана

4

4

4

3

4

2

3

3

27

3

Крутецкая Дарья

4

4

4

4

4

4

4

4

32

4

Пронин Иван

4

4

4

4

4

4

4

4

32

5

Райкова Полина

4

4

4

4

4

3

4

4

31

6

Седова Анастасия

4

4

3

3

4

3

3

2

26

7

Соленникова Ек.

4

4

4

4

4

4

4

4

32

8

Талашова Виктор.

4

4

4

4

4

3

4

4

31

9

Усова Анна

4

4

4

4

4

4

4

4

32

10

Филиппова Викт.

4

4

4

4

4

4

4

2

30


Таблица 21

Результаты обследования воспроизведения интонации

ФИ ребенка

Зада-ние 1

Зада-ние 2

Зада-ни 3

Зада-ние 4

Зада-ние 5

Итого:

1

Воронин Никита

2

2

2

2

3

12

2

Данькова Диана

4

3

2

3

3

15

3

Крутецкая Дарья

4

4

4

4

4

20

4

Пронин Иван

4

4

4

3

3

18

5

Райкова Полина

4

4

3

3

3

17

6

Седова Анастасия

4

4

3

3

3

17

7

Соленникова Екатерина

4

4

4

4

4

20

8

Талашова Виктория

4

4

3

2

3

16

9

Усова Анна

4

4

4

3

4

19

10

Филиппова Виктория

4

4

4

3

4

19


Таблица 22

Результаты обследования восприятия логического ударения

ФИ ребенка

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Итого:

1

Воронин Никита

4

4

4

12

2

Данькова Диана

4

4

3

11

3

Крутецкая Дарья

4

4

4

12

4

Пронин Иван

4

4

4

12

5

Райкова Полина

4

4

4

12

6

Седова Анастасия

4

4

4

12

7

Соленникова Екатерина

4

4

4

12

8

Талашова Виктория

4

4

3

11

9

Усова Анна

4

4

4

12

10

Филиппова Виктория

4

4

4

12


Таблица 23

Результаты обследования воспроизведения логического ударения

ФИ ребенка

Зада-ние 1

Зада-ние 2

Зада-ние 3

Зада-ние 4

Зада-ние 5

Ито-го:

1

Воронин Никита

4

2

1

2

12

2

Данькова Диана

4

3

3

4

2

16

3

Крутецкая Дарья

4

4

4

4

4

20

4

Пронин Иван

4

4

4

4

3

19

5

Райкова Полина

4

4

4

4

3

19

6

Седова Анастасия

4

4

4

3

2

17

7

Соленникова Екатерина

4

4

4

4

4

20

8

Талашова Виктория

4

4

3

3

2

16

9

Усова Анна

4

4

4

4

4

20

10

Филиппова Виктория

4

4

4

3

3

18


Таблица 24

Результаты обследования модуляции голоса по высоте

ФИ ребенка

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Итого:

1

Воронин Никита

4

3

3

10

2

Данькова Диана

4

4

4

12

3

Крутецкая Дарья

4

4

4

12

4

Пронин Иван

4

4

4

12

5

Райкова Полина

4

4

4

12

6

Седова Анастасия

4

4

3

11

7

Соленникова Екатерина

4

4

4

12

8

Талашова Виктория

4

4

3

11

9

Усова Анна

4

4

4

12

10

Филиппова Виктория

4

4

3

12


Таблица 25

Результаты обследования модуляций голоса по силе

№ФИ ребенкаЗадание 1Задание 2Задание 3Итого:






1

Воронин Никита

4

4

3

11

2

Данькова Диана

4

4

4

12

3

Крутецкая Дарья

4

4

4

12

4

Пронин Иван

4

4

4

12

5

Райкова Полина

4

4

4

12

6

Седова Анастасия

4

4

4

12

7

Соленникова Екатерина

4

4

4

12

8

Талашова Виктория

4

4

3

11

9

Усова Анна

4

4

4

12

10

Филиппова Виктория

4

4

4

12


Таблица 26

Результаты обследования восприятия тембр

ФИ ребенка

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Итого:

1

Воронин Никита

3

3

2

8

2

Данькова Диана

4

3

4

11

3

Крутецкая Дарья

4

4

4

12

4

Пронин Иван

4

4

4

12

5

Райкова Полина

4

3

4

11

6

Седова Анастасия

4

2

3

9

7

Соленникова Екатерина

4

4

4

12

8

Талашова Виктория

4

2

3

9

9

Усова Анна

4

4

4

12

10

Филиппова Виктория

4

4

4

12


Таблица 27

Результаты обследования воспроизведения тембра

ФИ ребенка

Задание 1

Задание 2

Итого:

1

Воронин Никита

3

2

5

2

Данькова Диана

4

3

7

3

Крутецкая Дарья

4

4

8

4

Пронин Иван

3

3

6

5

Райкова Полина

4

4

8

6

Седова Анастасия

3

3

6

7

Соленникова Екатерина

4

4

8

8

Талашова Виктория

2

3

5

9

Усова Анна

4

4

8

10

Филиппова Виктория

4

4

8


Таблица 28

Результаты обследования речевого дыхания

ФИ ребенка

Зада-ние 1

Зада-ние 2

Зада-ние 3

Зада-ние 4

Зада-ние 5

Итого:

1

Воронин Никита

2

3

4

4

3

16

Данькова Диана

4

4

4

4

3

18

3

Крутецкая Дарья

4

4

4

4

3

18

4

Пронин Иван

3

4

3

3

3

16

5

Райкова Полина

3

4

4

4

4

19

6

Седова Анастасия

3

3

4

4

3

17

7

Соленникова Екатерина

3

4

3

3

3

16

8

Талашова Виктория

2

4

4

4

4

18

9

Усова Анна

3

4

4

4

4

19

10

Филиппова Виктория

3

4

4

4

4

19

 

Таблица 29

Результаты обследования темпо-ритмической организации речи

ФИ ребенка

Зада-ние 1

Зада-ние 2

Зада-ние 3

Зада-ние 4

Итого:

1

Воронин Никита

4

3

2

2

11

2

Данькова Диана

4

4

4

2

14

3

Крутецкая Дарья

4

4

4

4

16

4

Пронин Иван

4

4

4

4

16

5

Райкова Полина

4

4

4

4

16

6

Седова Анастасия

4

4

4

4

16

7

Соленникова Екатерина

4

4

4

2

14

8

Талашова Виктория

4

3

2

2

11

9

Усова Анна

4

4

4

4

16

10

Филиппова Виктория

4

4

4

4

16

Похожие работы на - Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников средствами театрализованной деятельности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!