Становление и развитие Китайской Народной Республики

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,26 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Становление и развитие Китайской Народной Республики

Министерство внутренних дел РФ

Московский университет

Кафедра истории государства и права







Реферат

на тему

"Становление и развитие Китайской Народной Республики "













Москва 2015 г.

Содержание

Введение

1. Становление СпЭЗ КНР

2. Особенности становления гражданского общества в КНР

3. Этапы экономического развития Китая (КНР)

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность темы определяется необходимостью комплексного изучения процессов, происходящих в соседних с Россией государствах, крупнейшим из которых является Китай, в интересах национальной безопасности и использования зарубежного опыта. Особенно важным представляется изучение процесса модернизации политической системы в КНР с точки зрения обеспечения экономического прогресса политическими методами, поскольку Китай в короткие исторические сроки добился значительных успехов в сфере экономики, не затрагивая пока фундаментальных основ своего политического строя. Прошедший осенью 2002 года XVI Всекитайский съезд Коммунистической партии Китая наметил пути продвижения КНР по пути рыночных реформ, не изменяя политическую систему в стране, ограничиваясь отдельными преобразованиями только внутри этой системы. Тем не менее, даже эти преобразования уже готовят почву для углубления процесса модернизации политической системы современного китайского общества.

Модернизация традиционного китайского общества началась в первые годы двадцатого столетия и прошла несколько этапов. Первый, основополагающий этап ознаменовался победой Синьхайской революции и установлении Китайской Республики, первого в истории страны республиканского строя. Второй этап начался в 1949 году, рубежом его стала победа национально-демократической революции и провозглашение КНР. Попытки модернизировать политическую систему китайского общества с использованием марксистско-ленинской теории привели к созданию партократического авторитарного государства, развивающегося под руководством неизменно правящей Коммунистической партии Китая, не имеющей серьезной организованной оппозиции. Начало третьего этапа модернизации китайского общества в целом, его политической системы в том числе, нисходит к концу 1970-х годов, когда КНР приступил к реализации рыночных реформ и политики открытости страны внешнему миру. Таким образом, Китай начал выходить из изоляции только четверть века тому назад, но изменения, последовавшие за этим, коснулись всех аспектов взаимоотношений его с внешним миром. За этот короткий исторический срок КНР прошла путь от исключения из ООН до активного участия в 50 официальных международных организациях, от торгового эмбарго Соединенных Штатов на торговлю с Китаем до вступления во Всемирную торговую организацию. Если до того за границей обучались только считанные десятки китайских студентов, то в настоящее время по международным программам обмена студентами за рубеж выезжает до 100 тыс. молодых китайцев. За это время Китай успел сменить внешнюю политику автаркии на политику открытости и готовности к интеграции. Начатые в 1978 г. реформы обеспечили Китаю экономический подъем и растущий авторитет на мировой авансцене. Тем самым были созданы условия для вовлечения страны в процесс глобализации, который стал важным фактором модернизации всех сторон жизнедеятельности китайского общества, включая его политическую систему.

Цель работы - изучение становления и развития КНР.

Задачи:

изучить историю КНР, уделить особое внимание политическому и экономическому развитию республики;

охарактеризовать процесс и особенности структурной трансформации политической системы Китая на различных этапах ее развития;

выявить влияние внутренних и внешних факторов на состояние и динамику современных политических процессов в КНР.

1. Становление СпЭЗ КНР

СпЭЗ - это специально выделенные районы Китая, в которых развиваются разнообразные формы внешнеэкономического сотрудничества и обеспечивается особо льготный, по сравнению с другими частями страны, режим для приложения иностранного капитала. Привлекательны для иностранных инвесторов в КНР дешевизна рабочей силы, богатые природные ресурсы, обширный китайский рынок, стабильность политики, невысокая ставка платы за земельные и производственные площади. По официальным данным, стоимость рабочей силы в КНР значительно ниже, чем в Сянгане. Создание СпЭЗ отразило начало качественно нового этапа во внешнеэкономической политике КНР, являлось первой и наиболее значительной стратегической мерой, после того как страна приняла курс на "открытую политику".

В августе 1980 г. в Китае было принято Положение о "специальных экономических зонах провинции Гуандун", тем самым было официально провозглашено рождение СпЭЗ КНР. Китайская политика "зонирования" осуществлялась главным образом на базе четырех небольших приморских городов на юге Китая - первыми СпЭЗ стали Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу и Сямэнь, выбранные исходя из таких благоприятных факторов, как близость к морским торговым путям и наличие традиционных хозяйственных связей с зарубежными общинами китайских эмигрантов. В 1980-х гг. ЦК КНР принял новое важное решение об ускоренно освоении острова Хай - нань. В декабре 1987 г. было обнародовано Сообщение ЦК и Госсовета об "основании провинции Хайнань и подготовительных работах для него", к тому же было объявлено о том, что Госсовет будет предоставлять этой провинции больше самостоятельности и льгот, превращать ее в самую большую специальную экономическую зону Китая. 13 апреля 1988 г. I пленум ВСНП 7-го созыва принял Постановление об "основании провинции Хайнань и создании СпЭЗ Хайнань". Начиная с этого момента остров Хайнань, получая статус провинции стал самой крупной в стране СпЭЗ.

Пять имеющихся в КНР СпЭЗ расположены на юго-восточном приморском побережье страны. Общая их площадь - 34821,1 кв.км (0,36% площади страны), общее население - 14,1 млн. чел. (1,1% населения страны). СпЭЗ Шэньчжэнь расположена в южной части провинции Гуандун, граничит с Цзюлунским районом Сянгана, ее площадь 327,5 кв.км, население 3,06 млн. чел.; СпЭЗ Чжухай лежит на юге провинции Гуандун по западному берегу в устье реки Чжуцзян, граничит с Аомэнем, ее площадь 121 кв.км, население 0,97 млн. чел.;

СпЭЗ Сямэнь включает весь остров Сямэнь и Гуланъюй города Сямэнь, общая ее площадь 131 кв.км, население 1,04 млн. чел.; СпЭЗ Шаньтоу расположена на юго-востоке провинции Гуандун и состоит из двух частей: зоны вокруг озера Лунху на восточной окраине города Шаньтоу (площадь 22,6 кв.км) и зоны на полуострове Гуанъао - в юго-восточной части города Шаньтоу (площадь 30 кв.км), население ее составляет 1,78 млн. чел.; СпЭЗ Хайнань находится на юге страны, занимая весь остров Хайнань, площадь ее 34,189 тыс. кв.км, население 7,24 млн. чел. В 1992 г. по решению Госсовета КНР была создана зона технико-экономического освоения на полуострове Ян - пу, расположенном в северозападной части острова Хайнань. Ее площадь составляет ок.30 кв.км. В этой зоне применяется экономическая политика, напоминающая принципы "свободного порта" некоторых стран.

Цель создания СпЭЗ в КНР заключается в более полном использовании преимуществ их географического положения и обеспеченности трудовыми ресурсами. Это достигается путем проведения льготной политики для укрепления технико-экономического сотрудничества с другими странами, привлечения в больших количествах иностранного капитала, импорта передовой технологии, развития агропромышленного производства, расширения экспортной торговли и увеличения валютных поступлений и накоплений. Цель создания состоит также в изучении зарубежных научных достижений и накоплении опыта управления внешними связями, участии в международном разделении труда, анализе тенденций развития мировой экономики, изучении конъюнктуры мирового рынка и подготовке кадров. По словам Дэн Сяопина, СпЭЗ - это "окна, через которые идет заимствование технических достижений, методов управления, знаний: реализуется политика внешних сношений". Через эти зоны можно пере - нять зарубежные технические достижения, получить знания и научиться управлять, а управление тоже строится на знаниях.

По модели развития специальные экономические зоны Китая являются одной из наиболее известных разновидностей свободных зон комплексного типа. Они представляют собой комплексные зоны с промышленностью в качестве основы, сочетающие развитие индустрии, торговли и ряда других отраслей.

СпЭЗ Китая имеют как общие черты с экспортно-производственными зонами и зонами свободной торговли, созданными некоторыми странами, так и свои специфические особенности.

Главными общими чертами являются: -

в экономической деятельности зон осуществляется особая политика по сравнению с другими районами страны;

иностранным инвесторам предоставлены те или иные налоговые льготы;

особое внимание уделяется созданию благоприятного инвестиционного климата;

стимулирование расширения экспорта и участия в международной конкуренции.

К специфическим особенностям СпЭЗ КНР относятся: -

площадь СпЭЗ велика; в них больше жителей, структура производства многообразна, развитие получают первичный, вторичный и третичный сектора экономики, широка сфера инвестиций для иностранных инвесторов; - СпЭЗ выполняют большой круг функций: они являются не только базой и "окнами" открытости КНР внешнему миру, но и, главным образом, испытательными полигонами экономической реформы;

за исключением СпЭЗ Шэньчжэнь, остальные СпЭЗ Китая не отделены от других районов страны, экономические сношения их с этими районами весьма тесны.

Пять СпЭЗ КНР обладают высокой степенью открытости внешнему миру. Они находятся под юрисдикцией правительства страны, но имеют особую систему управления и проводят особую экономическую политику.

Экономическое развитие СпЭЗ зависит главным образом от привлечения и использования иностранного капитала; товары, производимые в них, в основном идут на экспорт. Многоотраслевая экономика, контролируемая государством, состоит преимущественно из совместных предприятий, основанных на китайском и иностранном капитале, кооперационных совместных предприятий и иностранных предприятий.

Экономическая деятельность в СпЭЗ регулируется преимущественно законами рынка. Им не устанавливается жесткий план, финансами они распоряжаются самостоятельно, многие виды налогообложения также производятся на местном уровне.

Зарубежные инвесторы в СпЭЗ пользуются значительно большими привилегиями, чем в других районах Китая.

Государство предоставило СпЭЗ право независимого управления экономикой. Они, например, имеют практически одинаковые права с провинциями, городами центрального подчинения и автономными районами в решении вопросов импорта технического оборудования и технологии, а также выбора строительных объектов.

С 1979 г. в КНР было принято около 100 законов и законодательных актов для СпЭЗ. Они предоставляют СпЭЗ целую систему льгот.

2. Особенности становления гражданского общества в КНР

В политической науке уже не одно десятилетие проходят теоретико-методологические дискуссии по поводу точного определения понятия гражданского общества. При всем плюрализме мнений по поводу сущности гражданского общества, наиболее правильной представляется следующее: "сфера спонтанного самопроявления свободных индивидов и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций граждан, которая ограждена необходимыми законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны органов государственной власти".

То есть, согласно данному, общепринятому, определению получается, что государства с социалистическим строем, где все политические, экономические и социальные процессы подчинены "диктатуре пролетариата", не могут обладать даже условиями для создания гражданского общества. Однако, во 2-й статье Конституции Китайской народной республики (КНР) , являющейся социалистическим государством, прописано, что "вся власть в Китайской Народной Республике принадлежит народу. Народ управляет государством, осуществляет управление экономическими, культурными и социальными делами, используя, согласно закону, различные каналы и различные пути". В свете данного противоречия представляется актуальным рассмотреть вопрос определения инструментов реализации гражданами своего права на управление государством, а также процесс создания среды, где формируется общественно активный гражданин.

Социальное развитие Китайской Народной Республике происходило согласно общим требованиям существования пролетарской диктатуры - ключевым марксистским тезисам об экономическом базисе и идеологической надстройке - определяющих все прочие аспекты взаимоотношений. Таким образом, даже на стадии идеологического обоснования "новой" социалистической государственности не учитывались ряд экономически недееспособных (согласно марксистско-ленинской теории) классов: землевладельцы и промышленники. Вместе с ними исчезали и становились неугодными ряд гражданских институтов: объединения капиталистов и промышленников, крестьянские и фермерские ассоциации.

До прихода Коммунистической Партии Китая (КПК) к власти Мао Цзэдун в одной из своих статей сказал: "Мы категорически не принимаем политику терпимости в отношении подрывных действий реакционеров и реакционного класса". - После 1949 года идеологическими противниками стали все, кто ранее заявлял лояльность прежнему режиму. Таким образом, была объявлена война всем идеологическим течениям, духовным и религиозным взглядам, способным посеять среди населения сомнения в "верности" курса партии и класса, являющегося движущей силой прогресса. В марте 1950 года КПК выпустила "Указ о суровом подавлении реакционеров", который в истории называют "кампанией подавления реакционеров". Данный документ стал первым официальным проявлением подчинить воле партии неотъемлемые гражданские свободы. - Под определение "реакционер" мог попасть любой человек, усомнившийся в превосходстве создаваемого классового государства. Вместе с бурным движением "подавления реакционеров" активно реализовывалась программа "земельной реформы". Фактически "земельная реформа" была начата КПК на занятых ею территориях в конце 20-х годов XIX века. Внешне она преподносилась как реализация мечты "мирного небесного царства" о "совместной пахоте земли", а на самом деле являлась предлогом для борьбы с крупными землевладельцами. Итогом кампании против реакционеров и земельной реформы стало полное истребление системы низшего самоуправления районов, в большей степени, построенной без участия государства по принципу родовой знати. Также в результате отмеченных выше политических акций прекратили свое существование идеологически "неверные" объединения граждан и общества землевладельцев.

Борьба с владельцами заводов и крупными капиталистами, названная "борьбой против пяти" закончилась почти полным исчезновением объединений промышленников и предпринимателей, не упраздненных КПК.

Таким образом, в начале 1950-х годов из нескольких сотен функционировавших ранее институтов гражданского общества в КНР осталось только 9. Причем все они были направлены на консолидацию населения вокруг КПК и пропаганду социалистической идеологии.

Апогеем борьбы с проявлениями активной гражданской позиции в КНР принято считать временной интервал с 1966 по 1976, названный периодом "Культурной революции". Вследствие политики партии, направленной на борьбу с инакомыслием были упразднены не только неугодные организации, но также были убиты или покончили жизнь самоубийством представители интеллигенции: ученые, писатели, философы и правозащитники.

Ситуация начала незначительно меняться с конца 1970-х годов в период "реформ и открытости" Дэн Сяопина. Одним из важных результатов этого курса стали некоторые перемены гражданского общества: благодаря существующей и изменяющейся экономической, политической, законодательной и культурной обстановке, впервые в истории современного Китая стало расти число негосударственных организаций. Позиция Коммунистической Партии Китая по отношению к гражданскому обществу изменилась от отрицания и пренебрежения до разумного использования институтов и инструментов гражданского общества для контроля и манипуляции массами. Подобный поворот стал следствием закономерного развития общества, политической и экономической системы, при котором происходит отмирание несоответствующих актуальным вызовам и угрозам идеологем социалистического строя.

Однако, развитие институтов гражданского общества было приостановлено временным усилением давления со стороны власти после событий на площади Тяньаньмэнь 4 июня 1989 года в ответ на демократические требования населения. Следует отметить, что, несмотря на действия руководства страны, усилия наиболее прогрессивно мыслящих представителей научных кругов Китая увенчались успехом. - Начатая ими в начале 1990-х годов, по следам трагедии на площади Тяньаньмэнь, дискуссия о самой возможности существования реального (а не декларируемого) гражданского общества завершилась признанием концепции и факта его существования.

Интересен также тот факт, что в июне 1998 года Министерство гражданской администрации КНР официально изменило название Департамента по общественным организациям на Управление по делам негосударственных организаций. Этот незначительный с точки зрения сущностных изменений момент многими был расценен как официальное признание негосударственных организаций со стороны властей.

Несмотря на существенное, по сравнению с серединой XX века, расширение списка негосударственных организаций следует отметить, что партия и правительство продолжают политику контроля над ними. Контроль осуществляется путем жесткого финансового мониторинга и созданием политических образований (полит. отделов или ячеек партии) внутри негосударственных общественных структур. С точки зрения финансовой зависимости от государства институты гражданского общества в Китае делятся на: полностью финансируемые из госбюджета, частично самостоятельные и полностью самостоятельные организации. Традиционные для социалистического общества "негосударственные" объединения находятся под полным контролем партийных и правительственных структур. Не стоит упускать из виду тот факт, что большинство неправительственных организаций, в том числе и международных, также находятся под контролем КПК путем создания политических отделов. - Сегодня в КНР данный механизм закреплен юридически и является обязательным при регистрации организации в органах власти. Для многих структур подобная "зависимость" является не столько проблемой, сколько источников выгоды - лояльность государству и возможность контролировать себя позволяет легче получать гранты и дополнительное финансирование, а также зачастую способствует расширению полномочий при негласном попустительстве местных чиновников. Однако с точки зрения политической науки возникает закономерный вопрос - возможно ли квалифицировать данные организации как полноценные институты гражданского общества или они лишь завуалированное проявление тотального контроля партии?

Помимо подчинения государственным и партийным структурам неправительственные и некоммерческие организации пытаются влиять на политический и экономический процессы. Однако степень этого влияния все же ограничивается рамками, не позволяющими той или иной структуре выдвигать идеологемы и тезисы, в корне противоречащие существующему курсу КПК, доступные широким массам населения. По этой причине в числе неугодных находятся большинство международных НКО, пропагандирующих "западные" идеалы свободы и демократии, а также правозащитные организации, стремящиеся остановить или, хотя бы, опубличить "перегибы" в работе КПК, спецслужб и правоохранительных органов с инакомыслящими.

С точки зрения современного политического процесса КНР даже существующие сегодня "неполноценные" институты гражданского общества - колоссальный шаг вперед. Прежде всего, даже контролируемые структуры учат граждан, пусть и робко, но все же выражать свою позицию, что было невозможно в 50-70-е годы. А, во-вторых, данные структуры восстанавливают уничтоженную во время политики земельной реформы и борьбы с реакционерами систему социального самоуправления. Понятно что сущность и структура гражданского общества современного Китая скрывает его неполноценность, неэффективность, как инструмента социального развития, а также неспособность противодействовать государственной машине в сфере защиты населения от произвола. Хотя официальные власти все чаще говорят о том, что неправительственные организации становятся новыми каналами и путями трансляции народной воли в области социального, политического и экономического управления, а также сокращают коммуникационный разрыв между партией, правительством и гражданами, - на самом деле это не соответствует действительности.

Описанный выше процесс становления гражданского общества в КНР определяет три ключевые особенности:

·Абсолютное большинство внутренних негосударственных организаций являются подконтрольными и управляемыми государством - таким образом, создается специфическая модель управляемого (правильнее сказать - направляемого) гражданского общества.

·Неправительственные организации современного Китая неравномерны в своем развитии и правах, что вызвано тесной связью с интересами партийных и правительственных структур - одобрение деятельности, полномочия и финансирование получают только те, кто выгоден режиму по тем или иным параметрам, остальным (преимущественно международным) путь закрыт.

·Существует колоссальное различие между декларируемыми и фактическими функциями многих негосударственных организаций. - Зачастую наиболее "благонадежные" и "правильные" организации - всего лишь ретрансляторы идеологии и дополнительный фактор консолидации населения вокруг партии и правительства.

Проведенный анализ особенностей развития и становления гражданского общества в КНР свидетельствует о том, что современные внешние вызовы и угрозы приводят к постепенной трансформации политической, экономической и социальной сфер жизни общества. В свою очередь, данные процессы стимулируют гражданскую активность населения, формирование и становление неправительственных и некоммерческих организаций. Это доказывает, например, идущая "снизу" инициативность неправительственных организаций, появление так называемых "think tanks" чья деятельность направлена на стимулирование социального развития и включение в дискуссии вокруг формирования курса партии и правительства. Однако, несмотря на уже четкое, оформившееся направление развития гражданского общества в КНР, эта тенденция в ближайшее время не станет доминантой, особенно, учитывая, общую политическую ситуацию в Китае в конце XX - первом десятилетии XXI веков.

3. Этапы экономического развития Китая (КНР)

Культурная революция в Китае, проводившаяся с 1967 г., нанесла огромный вред китайской экономике. Модель основывается на приоритете развития сельского хозяйства и жесткой центральной власти. Промышленное производство сократилось. В стране назрели очень серьезные социально-экономические проблемы. После 1976 г. Китай сменил курс экономического развития.

С 1978 г. взят курс на образование богатого демократического социалистического государства с душевым доходом населения на уровне среднеразвитых стран мира.

Начиная с 1979 г. Китай взял курс на переход от закрытого общества к открытому в расчете на приток иностранных инвестиций в страну для модернизации и развития промышленного производства. Географическая близость Гонконга была основным преимуществом для иностранных компаний, Которые начали размещать в Китае трудоемкие сборочные производства, ориентированные на экспорт.

Для стимулирования инвестиций китайское правительство создало 4 особые экономические зоны: Шанхай, Чжухай, Шаньтод и Хайкоу, куда и направились потоки прямых иностранных инвестиций Гонконга, Тайваня и США.

В 1984 г. было открыто 14 прибрежных городов и портов. Западные инвесторы получили возможность выхода на крупные внутренние рынки Китая.

В 1985 г. в Китае было открыто еще 18 городов, которые имели избыток дешевой рабочей силы и где располагалось производство первичных и перерабатывающих отраслей экономики. Это повлекло перемещение целых заводов и современных производственных комплексов ТНК в данные регионы, модернизацию местных предприятий.

В 1985-1986 гг. на эти города приходилось 23% промышленного производства и 40% экспорта Китая.

В 1990 г. введена новая корпоративная политика, вступили в действие нормативные акты о защите авторских прав. Это активизировало инвестиции из Японии, США и Западной Европы.

С 1992 г. в Китае проводятся мероприятия, направленные на либерализацию сферы услуг и предпосылок для вступления в ВТО. В следствии чего были открыты ранее закрытые сектора экономики: недвижимость, транспорт, телекоммуникации, розничная торговля и т.д.

В 1995 г. принят закон, позволяющий иностранным компаниям создавать холдинги.

Китай постоянно делает шаги по привлечению иностранных инвестиций. Они включают в себя: налоговые каникулы, льготные импортные тарифы, облегчения правил приема и увольнении иностранного персонала.

В общем можно выделить четыре этапа экономического развития Китая:

Переход от натурального, полунатурального хозяйства к плановой товарной экономике.

Переход от аграрного к индустриальному обществу.

Переход от закрытого общества к открытому.

Переход от общества "моральных принципов" к правовому

китайская народная республика политический

Заключение

Специфика развития КНР показывает, что там демократизация экономики по темпам развития ушла вперед по сравнению с политической реформой.

Быстрый темп экономического роста в странах Азии свидетельствует о том, что либерализация их экономик, основанная на признании многообразия форм собственности и предоставлении населению предпринимательских свобод, способствует укреплению тенденции к демократизации всех основ жизни мирового сообщества.

Опыт в области модернизации политической системы КНР в целом и его итоги на сегодняшний день, очевидно, не имеют аналога в мировой истории и свидетельствуют о наличии огромных созидательных возможностях развивающихся стран, как в области демократизации политической системы, так и в сфере экономического строительства, пока еще не реализованных в полной мере.

Раскол Китая на милитаристский Север и республиканский Юг отодвинул задачу строительства республики на второй план. На первом этапе модернизации ее движущим мотивом стал общенациональный интерес - объединение страны, включая освобождение северо-восточных территорий Китая, захваченных Японией, и создание, таким образом, единого государства как первостепенной предпосылки для провозглашения и строительства республики на новых демократических началах. Следует отметить, что две основные политические силы Китая первой половины прошлого столетия - КПК и Гоминьдан, исходя из принципа национализма, практически ставили перед собой одну и ту же генеральную задачу - объединить страну, освободив ее от агрессоров, но решали их разными путями.

В конечном итоге КПК пришла к власти в ходе борьбы с войсками гоминьдановского правительства и при военной помощи Советского Союза, чье участие сыграло решающую роль в разгроме вооруженных сил Японии. Китайская Республика, возглавляемая Национальным правительством Чан Кайши, рассчитывавшая на помощь западных держав и не получив ее, в решающий момент битву за Китай проиграла. Разумеется, большую роль в поражении режима правых сил сыграла реакционная, антинародная политика Гоминьдана, лишившая его опоры среди населения. б) Начало второго этапа отмечено победой национально-демократической (народной) революции в стране, ее объединением и провозглашением Китайской Народной Республики. Образование КНР в 1949 году стало логическим завершением одного из сложнейших и противоречивых периодов в истории китайской государственности. Традиционный подход к оценке государства в Китае, как центра Вселенной, Поднебесной, унаследованный через конфуцианское образование, стал сочетаться в политике КНР с требованиями современности, в первую очередь, с необходимостью дальнейшей радикальной модернизации страны, в первую очередь, ее политической системы, государственного устройства, всей правовой системы, экономического и социального законодательства.

Концепция демократии для Китая, выдвинутая и претворенная в жизнь Коммунистической партией Китая, эволюционировала от рабоче-крестьянской демократии к народной демократии (новая демократия в противовес буржуазной демократии Сунь Ятсена), к социалистической демократии и, наконец, к социалистической демократии с китайскими характеристиками.

Приход КПК к власти в общенациональном масштабе способствовал изменению взглядов китайских лидеров на участие компартии в руководстве страной. В период до образования КНР Мао Цзэдун и его сторонники признавали необходимость участия в структуре власти представителей разных политических сил. Но в новых исторических условиях (после устранения Гоминьдана с политической арены и в отсутствие других организованных мощных оппозиционных сил) в КНР была сформирована однопартийная система, произошло утверждение партийно-государственной структуры, близкой по характеру советскому образцу.

Высшая власть в стране конституционно была закреплена за Всекитайским собранием народных представителей (своеобразный аналог парламента). Пирамида построенной по вертикали власти, в соответствии с принципом демократического централизма, устанавливающим подчинение низших органов власти высшим, включала в себя собрания народных

Такой оборот событий был обусловлен рядом объективных обстоятельств: тесное военно-политическое сотрудничество КПК и СССР в течение всего периода вооруженной борьбы против японских захватчиков, а также против Гоминьдана; изоляция Китая на международной арене капиталистическими державами, отсутствие опыта хозяйственного строительства в условиях плановой экономики и т.д. представителей, создаваемых по территориально-административному признаку.

Перерождение демократической формы правления к концу 70-х гг. прошлого столетия в авторитарную власть, культ личности Мао во многом было вызвано своеобразием китайского (восточного) политического менталитета, сформированного веками и основанного на принципе верховенства единоличной императорской власти. В известной степени это явление представляется исторически неизбежным. Но такая власть в новых условиях исчерпала свои созидательные возможности и привела к тому, что лозунг "освобождение сознания", выдвинутый после кончины Мао Цзэдуна, был положен в основу обеспечения всей последующей политики реформ и открытости в Китае. в) Третий значительный этап модернизации политической системы китайского государства начался с реформ Дэн Сяопина после 1978 г. Основным содержанием этого периода стали преобразование планово-централизованной экономики в рыночную экономическую систему и демократизация политической жизни страны, в первую очередь, Коммунистической партии Китая. Этот процесс в целом обеспечивает Китаю стабильный экономический рост, укрепляет единство нации и государственность, повышает авторитет КНР на международной арене.

Несмотря на все особенности политической системы, которые отличают современное государственное устройство Китая от западных стран с развитой демократией, в ней прослеживается отражение как достижений западной цивилизации в ее поисках наиболее рациональной политической системы организации общества, так и собственный исторический опыт китайского народа в области модернизации политической системы КНР.

Правомерным считаем сделать вывод о том, что стратегия модернизации политической системы КНР на первоначальном этапе строительства социализма опирается на концепцию социалистической демократии с китайскими характеристиками. Она органично вписывается в общую теорию строительства социализма с китайскими характеристиками и является развитием идей Сунь Ятсена о народовластии. Модернизация политической системы в условиях Китая не предполагает насильственного слома существующего тоталитарного режима, который по всем партийным и государственным документам определяется как строй социалистической демократии с китайскими характеристиками. Однако такое определение имеет свое научное обоснование: критерием эффективности социалистической демократии в Китае признается общественно-политическая практика, основанная на строгом учете существующих реалий. Именно в рамках общественно-политической практики на сегодняшний день в КНР достигнуты важные результаты синтеза китайской и западной политической традиции (ценности западной демократии и их переосмысление в Китае). Постановка партией вопроса о реформе политической системы уже сама по себе имеет большое стратегическое и политическое значение. Реализация задач реформы путем демократизации политических институтов и государственного строя в целом имеет непосредственное отношение к проблеме устойчивого развития Китая.

Список литературы

1.Китайская Народная Республика. Конституция и законодательныеакты. М.: Прогресс, 1984.

2.Конституция Китайской Народной Республики. Пекин: Синьсин, 1983.

.Актуальные вопросы социально-политической жизни КНР. Экспресс-информация ИДВ РАН, № 11, М, 2009.

.Актуальные проблемы внутреннего положения Китая. Информационные материалы ИДВ РАН, выпуск 14-15. М.: ИДВ РАН, 2003.

.Ван Хунъин. Китайская традиция международных отношений. М., 2004.

.Егоров К.А. Китайская Народная Республика: политическая система и политическая динамика. М.: Наука, 2003.

.Егоров К.А. Представительная система Китая: история и современность. М.: Наука, 2008.

.Итс Р.Ф., Смолин Г.Я. Очерки истории Китая с древнейших времен до середины XVII века. Ленинград: Учпедгиз, 2001.

.Китай в мировой и региональной политике. История и современность. М.: ИДВ РАН, 2000.

.Китай на рубеже тысячелетий (по материалам научной конференции Центра исторических и политических исследований ИДВ РАН, состоявшейся в декабре 1997 г.). Информационные материалы ИДВ РАН. М., 1998.

.КНР США: тенденции политических перемен в Азиатском регионе. М.: Экспресс-информация ИДВ РАН, № 2, 2003.

.Кулик Б.Т. Международная научная конференция "Будущее Китая и Северо-Восточной Азии". Проблемы Дальнего Востока, 2007, № 5.

.Новейшая история Китая. 1928-1949. Под редакцией М.И. Сладковского. М.: Главная редакция восточной литературы Издательства "Наука", 1994.

.Политическая система Китайской Народной Республики (структура основных институтов власти). Экспресс-информация №1. М.: ИДВ РАН, 2006.

.Попов П.С. Изречения Конфуция, учеников его и других лиц. СПб., 1910.

.Портяков В.Я. Китайская Народная Республика: поиск путей социально-экономического развития. Часть 1. Из истории зарождения экономической реформы в Китае (1978-1982). М.: Информационный бюллетень ИДВ РАН, № 10, 1995.

.Портяков В.Я. Китайская Народная Республика: поиск путей социально-экономического развития. Часть 2. "Золотой век" экономической реформы в Китае (проблемы и процессы 80-х годов). М.: Информационный бюллетень ИДВ РАН, № 11 1995.

.Потапов М.А. Внешнеэкономическая политика Китая. (1980-1990 гг.). М., 1995.

.Стратегия объединения Китая: Аомынь. Экспресс-информация ИДВ РАН* №9, М. 2000. Энциклопедия нового Китая. М., 2009.

.Структура экономики Китая. Сб. ст., М.: Прогресс, 2004.

.XIII съезд КПК и реформа в Китае. Сборник статей о Китае. Под редакцией Су Вэньминя. Перевод выполнен сотрудниками Бюро переводов при ЦК КПК. Пекин: Издательство "Пекинский еженедельник", ноябрь 1997. Первое издание.

.Хальман С. Политические границы экономической и конституционной реформы. Актуальные вопросы социально-политической жизни КНР. Экспресс-информация ИДВ РАН, №11, М, 2009.

Похожие работы на - Становление и развитие Китайской Народной Республики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!