Виды ораторской речи

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Английский
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,33 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Виды ораторской речи

Введение

Речь - исторически сложившаяся форма общения <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5> людей посредством языковых <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%B7%D1%8B%D0%BA> конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны - восприятие <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5> языковых конструкций и их понимание <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5>.

Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь - это язык в действии. Язык <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%B7%D1%8B%D0%BA> же - это система знаков <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BD%D0%B0%D0%BA>, включающая слова с их значениями плюс синтаксис <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D1%81> - набор правил, по которым строятся предложения <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_(%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B2%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0)>. Слово <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE> является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках. Объективным свойством словесного знака, обусловливающим теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо (абстрактно <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B1%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5>) от того, как он представлен в индивидуальном сознании. речь похвальное послание

В отличие от значения слова, личностный смысл - это отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности конкретного человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл - это субъективное переживание его содержания.

1.Развлекательная речь

Цель развлекательной речи заключается в отдыхе от серьезных дел, заряде бодрости и хорошего настроения, в занимательности и юморе.

При всей кажущейся легкости юмористической речи, пожалуй, ей одной труднее всего научиться. Чувство юмора и врожденный артистизм, способность смешно рассказывать анекдоты и самые, казалось бы, обычные вещи даются от природы. Если вам не дано веселить людей, не пытайтесь искусственно это делать. Чаще всего в таких случаях получается вымученные, вызывающие неловкость и недоумение словесные пассажи.

Вместе с тем, нельзя вести себя скованно, беспричинно конфузится. Открытость к юмору и словесной забаве поможет вам чувствовать себя свободно в развлекательной обстановке. К тому же, если у вас есть интерес к этому, можно попытаться через фольклор, юмористические зарисовки, учебу у остроумных людей развить у себя это ценное качество - быть острословом. Ведь аудитория высоко ценит иронию, карикатуру, насмешливое преувеличение, оптимистическую шутку, вообще легкость в обращении со словом («он за словом в карман не лезет»). Можно сказать, что чувство юмора - это здоровье ума. Поэтому публичному оратору душевная бодрость помогает поддерживать в аудитории высокую работоспособность и оптимизм, так необходимых в длительном и серьезном общении.

Социально-бытовое, деловое, в частности, дипломатическое общение и другие специальные его сферы часто используют неофициальные встречи, на которых доминирует развлекательная речь. Для развития деловых контактов, например, практикуются такие встречи, как: "Бокал шампанского" или "Бокал вина", "Завтрак", "Обед", "Обед-буфет", "Ужин", "А ля фуршет", "Коктейль" и др. Содержанием таких встреч являются попытки их участников сблизиться в человеческом плане, отвлечься от серьезных дел, и, разумеется, вкусно поесть.

В обычаях разных народов существуют разного рода праздники, включающие и семейные застолья, где речевое развлечение играет существенную роль в сближении гостей, родственников, соседей, сослуживцев и т.д. В таких случаях от искусства "тамады" вести застолье зависит результат: чувство единения, оптимизма, взаимоуважения, привязанности и радости от самого общения.

Выражение почтения и уважения в похвальном слове кому-либо принято излагать в оригинально-шутливой форме. Существует целый фольклорный жанр - тост, в котором юмористические нападки на привычки, странности, образ жизни и поведение людей, а также самоирония являются чуть ли не нормой.

Понятно, что для успешного развлечения нужно кое-что подготовить, спланировать и, возможно, отрепетировать. Хорошо подготовленный экспромт лучше неловкой остроты, сказанной невпопад. В данном случае давать какие-то рекомендации довольно сложно. Ясно одно: если вы хотите добиться расположения или доверия в неформальной встрече, вам нужно использовать лучшие качества вашего характера и, по возможности, заранее "просчитать" свое поведение. Как видим, и в этом, и в других случаях лучше удается общение, которое заранее подготовлено.

. Информационная речь

Информационная речь - речь, формирующая в слушателях новое знание о предметах и явлениях объективного мира

Информационная речь нацелена на передачу информации. Это, например, объявление, сообщение, доклад. Слушатели, пришедшие на такое выступление, заинтересованы в новой информации или новом мнении об уже известных фактах.

Информационная речь-речь, формирующая в слушателях новое знание о предметах и явлениях объективного мира. В классификации Аристотеля такой речи нет, так как он трактовал риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета. Сегодня однако, следует признать информационную речь одной из самых распространённых в человеческом общении. Среди информационных речей выделяются две большие смысловые разновидности. К первой относятся речи имеющие целью передачу новой для слушателя объективной информации. Ко второй-речи в которых оратор считает необходимым проинформировать слушателей о своей точке зрения. Интересной разновидностью информационной речи этого вида является "провокационная речь"-это особый тип речи, рассчитанный внутренне на получение некоторой ответной информации. Иными словами, оратор сообщает об определённом своём отношении к предмету, или рассказывает о некоторых фактах, имея в качестве сверхзадачи получение от адресата, который тот в другом случае вряд ли захотел бы сообщить.

"Ты не сможешь выиграть этот матч"- "Нет, смогу Я прошёл серию тренировок с особыми нагрузками и нахожусь сейчас в очень хорошей спортивной форме". Как видно из этого примера провокационная речь (первая реплика) имеет вид первичного жанра. Таким образом, предмет информационной речи-всё многообразие окружающего мира: люди, вещи, понятия, явления, события, факты. Тезис информационной речи-это суждение, преактивная часть которого содержит новую информацию о предмете. Основной принцип построения информационной речи-последовательное и ясное изложение содержания. Для большинства информационных жанров(особенно это касается для деловой речи)именно новизна и полезность информации является тем стержнем, который поддерживает интерес и внимание слушателей и не требует специальных приёмов возбуждения интереса.

3.Воодушевляющая речь

Воодушевляющая речь призвана воздействовать на чувства людей.

Цель дружеского послания - поддержать близкого человека в трудную минуту, помочь ему преодолеть душевный кризис: используя соответствующие факты и примеры, вселить уверенность в том, что все изменится к лучшему. В дружеском послании также может выражаться чувство радости и гордости за кого-то, за его успехи и достижения. Дружеское послание не должно быть нравоучительным, назидательным. В нем следует постараться передать свои искренние чувства, убедить адресата в своем неравнодушии к его жизни. Стиль должен быть непринужденным, естественным. В нем неуместны избитые выражения, тяжеловесные стандартизированные обороты.

Проповедь - это один из видов богословско-церковного красноречия. В проповедях подчеркивается значение для человека заповедей Христа, христианской морали. Основу проповеди составляют нравственные религиозные поучения, библейские заповеди («Возлюби ближнего своего», «Не убей», «Не укради» и др.). В ней говорится о добродетелях - тех качествах ума и сердца, которыми должен обладать человек, чтобы стать образом и подобием Божьим (вера, надежда, доброта, знание, мудрость и т. д.). Убежденность, эмоциональность, изысканность слога и образность проповедей воодушевляют человека, вселяют в него веру.

Стихотворение также можно назвать воодушевляющей речью, поскольку в нем выразительно, ярко, образно передаются чувства человека, его переживания, сокровенные мысли, душевные порывы. Стихотворение будет по-настоящему воодушевляющим в том случае, если имеется соответствие лексики, тропов, интонационно-синтаксических форм, звукового строя речи, ритма тем чувствам и мыслям, которые выражены в этом стихотворении.

. Убеждающая речь

Основная цель убеждающей речи - воздействуя на взгляды людей, убедить их в правильности того или иного мнения, той или иной точки зрения. Всякое логическое доказательство состоит из трех взаимосвязанных элементов: тезиса (мысль или положение, истинность которого надо доказать); аргументов (доводы, основания, с помощью которых обосновывается тезис); демонстрации, или формы, способа доказательства (логическое рассуждение, которое применяется при выведении тезиса из аргументов).

Тезис необходимо сформулировать четко, он должен оставаться неизменным в ходе всей речи и не содержать в себе логического противоречия. В качестве аргументов, доказательств нужно использовать проверенные факты, статистические данные, мнения, почерпнутые из авторитетных источников, подходящие к случаю примеры.

Убеждающей может быть речь, произнесенная в самых различных ситуациях: в быту (почему зимой надо тепло одеваться); в суде (адвокатская речь, убеждающая в невиновности подсудимого); в сфере коммерческой деятельности (о необходимости заключения именно этой сделки) И т. д.

Кроме того, большую роль в убеждении слушателей играют голос, тон, темп речи, интонация, жесты и мимика.

Голос - одно из главных средств воздействия на аудиторию. Голос характеризуется силой, высотой, тембром, мелодическим звучанием и некоторыми другими качествами и оттенками, которые дают возможность выразить самые разнообразные чувства, настроения. По экспериментальным данным, наш слух способен различать до 10 тысяч оттенков человеческого голоса.

Очень важна для выступающего сила голоса. Если выступающий говорит тихо, его слышат только находящиеся рядом слушатели. Остальные либо перестают следить за выступлением, либо волевым усилием заставляют себя вслушиваться, в результате чего быстро устают от речи. Чрезмерно громкий, особенно крикливый голос раздражает слушателей, быстро надоедает.

Важную роль в восприятии речи играет тон голоса - его окраска, звучание. Ваш голос будет звучать по-разному в зависимости от того, с каким настроением вы говорите, в каком состоянии находитесь.

Темп речи - это скорость, быстрота, с которой говорящий произносит слова, предложения и весь текст в целом. Обычно медленнее произносится начало речи, так как оно устанавливает контакт со слушателями, настраивает их на восприятие материала.

Еще одним важным средством, без которого трудно представить себе устное выступление, является интонация. Она способна передать тончайшие оттенки чувства, настроения, эмоционального состояния человека. Иногда именно в интонации кроется истинный-смысл сказанного. Например, выражение Ну молодец! можно произнести таким образом, что оно окажется способным передать и радость, и иронию, и недовольство, и восхищение, и разочарование.

Особыми возможностями для передачи информации и убеждения слушателей обладают жесты и мимика. Жесты употребляются в тот момент, когда необходимо оживить речь, усилить ее выразительность, подчеркнуть высказанную мысль.

В зависимости от назначения жесты подразделяются на ритмические (подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, т. е. то, что передает интонация), эмоциональные (подчеркивают недоумение, огорчение, досаду, восторг, радость, выражают отношение говорящего к содержанию сообщения), указательные (выделяют какой-то предмет из ряда однородных, показывают место), изобразительные (используются в случае отсутствия объекта или для изображения объекта, имеющего сложное название) и символические (приветствие, прощание, утверждение, отрицание, недоумение, призыв к молчанию). Жесты национальны. Например, восточные люди, приветствуя друг друга, складывают ладони перед грудью.

Жест, поза, движение головы - сугубо индивидуальны. Однако существуют определенные правила, которые надо соблюдать во время публичного выступления:

не придумывать жесты, ибо жестикуляция должна быть непроизвольной;

не жестикулировать непрерывно, жесты должны быть контролируемы;

разнообразить жесты, ибо разные слова требуют и различного жестового подчеркивания;

соизмерять жесты со смыслом сказанного;


.Призывающая речь

Призывающая речь - содержит прямой призыв к совершению действия самими слушателями. Относится к категории самых распространённых.

Призывающие к действию речи ставят целью воздействие на поступки слушателей. В них обязательно присутствует императивная модальность, и поэтому в классификации по форме взаимодействия с другими репликами все призывающие речи относятся к рубрике "ответ предполагается".

Призывающие речи ближе к аристотелевскому роду речей совещательных, рассуждающих о пользе и вреде, а также о способах достигнуть наилучшего решения: "Итак, ясно, что мы должны иметь в виду как желательное в будущем или как уже существующее в настоящем, когда уговариваем кого-нибудь, и что, напротив, когда отговариваем кого-нибудь, потому что второе противоположно первому. Так как цель, которую преследует совещательный оратор, есть польза, потому что совещаются не о конечной цели, но о средствах, ведущих к цели, а такими средствами бывает то, что полезно при данном положении дел, полезное же есть благо."[6, 33] Именно средства достижения цели, которая есть общественное благо, должны быть предметом призывающих речей в деловой сфере.

Среди призывающих к действию речей деление может быть произведено по степени интенсивности побуждения: речи с небольшой интенсивностью (совет, просьба, предложение) и речи с сильной интенсивностью (приказ, воззвание, ультиматум). Последние отличаются тем, что при их создании применяются дополнительные средства усиления императивной модальности. Причем некоторые жанры образуют пары, в которые входят жанры, похожие по всем признакам, кроме степени интенсивности: поручение - приказ, просьба - требование, приглашение - вызов.

О сущности этого рода речей можно сказать все то же, что и об убеждающих речах. Однако в этом случае все действия оратора должны быть более интенсивными и определенно выраженными, т. е. в них сильнее пафос. "Согласие в совещательной речи - это согласие действовать определенным образом в определенных целях, а присоединение - объединение в действии. Включение речи в деятельность требует от ритора особого внимания к пафосу, который необходимо поддерживать и развивать не только в процессе принятия решения, но в особенности в процессе его реализации."

Заключение

В речи человека обычно выявляется весь психологический облик личности. Такая существенная сторона, как степень и особенность общительности, которая лежит в основе многих классификаций характеров, непосредственно проявляется в речи. Показательно обычно бывает уже то, как человек начинает разговор и как он его заканчивает; в темпах речи более или менее отчетливо выступает его темперамент, в ее интонационном, ритмическом, вообще экспрессивном рисунке - его эмоциональность, а в ее содержании просвечивают его духовный мир, его интересы, их направленность.


Список используемой литературы

. Александров Д. Н. Риторика: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-Дана, 2007. - 534 с.

. Зарецкая Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М.: Дело, 2007. - 477 с.

. Львов М. Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2002. - 272 с.

. Петров О. В. Риторика: Учеб. пособие для вузов. М.: Профобразование, 2001. - 423 с.

. Хазагеров Т. С. Общая риторика Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 320 с.

Похожие работы на - Виды ораторской речи

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!