Кинетостатический анализ кривошипно-шатунного механизма
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Кинетостатический
анализ кривошипно-шатунного механизма
Расчет механизма шарнирного четырехзвенника.
Рисунок 1
Таблица 1
Величина
|
1вар.
|
ОА,
мм
|
55
|
ОC, мм
|
120
|
ВC, мм
|
150
|
АВ,
мм
|
180
|
, рад/с30
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Структурный анализ механизма
Построение планов положения
механизма
Построение планов скоростей
4 Построение плана ускорения во
втором положении
Силовой анализ механизма
Расчет ведущего звена
Построение рычага Жуковского Н.Е.
8 Синтез зубчатых механизмов
9 Определение передаточного
отношения привода рычажного механизма
10 Синтез планетарного редуктора с
одинарным сателлитом
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Теория машин и механизмов»
предусматривает изучение общих методов исследования и проектирования
механизмов, и общих вопросов механики машин. При выполнении проекта используем
знания, которые получили при изучении теоретической части дисциплины, а также
предшествующих общетехнических дисциплин: физики, математики, теоретической
механики.
Важнейшие задачи теории механизмов и машин -
анализ механизмов. Анализ механизмов и машин включает исследование
кинематических и динамических свойств механизмов. При синтезе механизмов
решаются задачи построение схем механизмов по заданным кинематическим и
динамическим свойствам.
Курс теории машин и механизмов подготавливает к
изучению специальных дисциплин, посвященных проектированию машин и приборов
отдельных отраслей техники.
Основная цель курсовой работы - привить навыки
использования общих методов проектирования и исследования механизмов для
создания конкретных машин и приборов разнообразного назначения. Студент должен
научиться выполнять расчеты, применяя как аналитические, так и графические
методы решения инженерных задач на различных этапах подготовки конструкторской
документации.
Курсовая работа ставит задачи усвоения
студентами определенных методик и навыков работы по следующим основным
направлениям:
оценка соответствия структурной схемы механизма
основным условиям работы машин или приборов;
проектирование структурной и кинематической схем
рычажного механизма по заданным основным и дополнительным условиям;
кинематический анализ режима движения механизма
при действии заданных сил;
силовой анализ механизма с учетом геометрии масс
звеньев при движении их с ускорением.
Задание на курсовую работу содержит название
темы проекта, краткое описание назначение машины или прибора и функций их
исполнительных органов и элементов, структурные схемы основных механизмов,
схемы согласованности перемещений исполнительных органов, исходные данные.
Целью данной курсовой работы является
кинетостатический анализ кривошипно-шатунного механизма.
1 СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА
Исходная схема механизма (Рисунок 2):
Рисунок 2
Определяем степень подвижности исходного
механизма по формуле Чебышева.
W=3*n-2р5-р4
где n=3
(1, 2, 3) - число подвижных звеньев механизма;
р5=4 (1-4, 1-2, 2-3, 3-4) - количество
кинематических пар пятого класса;
р4=0 - количество кинематических пар четвертого
класса.
С учетом этого, степень подвижности механизма
будет равна
W=3*n-2р5-р4=3*3-2*4-0=1
В данном механизме одно ведущее звено. Примем в
качестве ведущего звена звено 1.
От исходного механизма отсоединяем наиболее
удаленную от ведущего звена группу Ассура, состоящую из звеньев 2 и 3.
Определяем степень подвижности группы Ассура по
формуле Чебышева.
W=3*n-2р5-р4=3*2-2*3=0
Следовательно, звенья 2 и 3 образуют группу
Ассура. Данная группа Ассура относится ко II
классу, имеет 2 порядок и 2 вид.
Определяем степень подвижности оставшейся части
механизма.
Определяем степень подвижности по формуле
Чебышева.
W=3*n-2р5-р4=3*1-2*1=1
Так как степень подвижности оставшейся части
совпадает с ранее найденной, то структурный анализ выполняется верно.
От этой оставшейся части нельзя отсоединить
группу Ассура, следовательно структурный анализ механизма закончен. Звено 1
относится к механизму I
класса.
Выразим структурную формулу строения механизма:
I класс (1) + II
класс (2, 3).
Вывод: В целом механизм относится к механизму 2
класса, так как он включает группу Ассура 2 класса.
ПОСТРОЕНИЕ ПЛАНОВ ПОЛОЖЕНИЯ МЕХАНИЗМА
,
=0,055/50=0,0011м/мм.
где - 0,055м (размер ведущего звена,
взятый из исходных данных, в метрах).
Отрезок АО, изображающий ведущее
звено на чертеже, назначаем сами, в данном случае примем размер OA=50мм.
Определяем отрезки, изображающие известные
размеры звеньев механизма на чертеже, в выраженном масштабе:
AB = =
0.18/0.0011=164 мм;
BC = =
0.15/0.0011=136 мм;
OC = =
0.12/0.0011=109 мм.
Построение 8 планов положения механизма (Рисунок
5).
Рисунок 5
Построение положения механизма начинаем от
одного из крайних положений звеньев механизма. В нашем случае возьмем
положение, когда OA
и AB вытянутся в одну
прямую линию.
В любом месте поля чертежа выбираем точку О.
По размерам откладываем точку С.
Из точки О проводим окружность радиусом ОА.
Из точки С проводим дугу окружности радиусом ВС.
Из точки О проводим окружность радиусом ОА+АВ.
Соединяем точку В с точкой С и точкой О.
Разбиваем окружность радиусом ОА на 8 равных
частей от положения ОА.
Для определения текущих положений точки В из
точек А1, А2,…, А7 проводим окружность радиусом АВ до пересечения с окружностью
радиуса ВС.
ПОСТРОЕНИЕ ПЛАНОВ СКОРОСТЕЙ
Так как звено 1 совершает вращательное движение,
то линейная скорость любой точки этого тела может быть определена по формуле:
,
где ωi- линейная
скорость i-той точки;
- расстояние от i-той точки
до центра вращения.
Определим линейную скорость точки А
принадлежащей звену ОА:
30*0,055 = 1,65 .
Вектор скорости точки А будет
направлен в сторону вращения звена 1, перпендикулярно ОА.
Скорость точки В, принадлежащей 2
звену, определим по теореме сложения скоростей:
, (1)
где - перпендикулярно к звену BC;
- перпендикулярно к звену ОА;
- перпендикулярно к звену BA.
Рисунок 6
Построение плана скоростей будем вести по
уравнению (1) в следующей последовательности:
В любом месте поля чертежа выбираем
полюс .
Из полюса откладываем
отрезок ,
изображающий вектор скорости точки А, перпендикулярно звену ОА. Примем длину =75 мм.
Через точку проводим
линию действия вектора скорости перпендикулярно звену АВ, который
направлен в сторону вращения.
Через полюс проводим
линию действия вектора скорости точки
,
перпендикулярно звену ВС. Точку пересечения указанных линий обозначим через
точку . Полученный
треугольник называется планом скоростей (Рисунок 6).
Определим масштаб полученного плана скоростей:
1,65/75 = 0,022
Определим численные значения найденных линейных
скоростей:
;
0,022 = 4,27
где и - отрезки, измеренные на плане
скоростей (в мм).
Определим угловые скорости звеньев 2
и 3:
;
.
Используя масштаб скоростей и планы
скоростей, определим численные значения линейных и угловых скоростей.
Полученные значения сведем в таблицу:
|
ω1 (с-1)
|
υA (м/с)
|
υB (м/с)
|
υBA (м/с)
|
ω2 (с-1)
|
ω3 (с-1)
|
1
|
30
|
1,65
|
4,13
|
4,27
|
23,72
|
27,53
|
2
|
30
|
1,65
|
1,86
|
0,26
|
1,4
|
12,4
|
30
|
1,65
|
0,04
|
1,65
|
9,16
|
0,26
|
4
|
30
|
1,65
|
0,92
|
1,88
|
10,4
|
6,13
|
5
|
30
|
1,65
|
1,6
|
1,6
|
8,88
|
10,6
|
6
|
30
|
1,65
|
2
|
1,05
|
5,83
|
13,3
|
7
|
30
|
1,65
|
1,88
|
0,32
|
1,7
|
12,53
|
8
|
30
|
1,65
|
0
|
1,65
|
9,16
|
0
|
ПОСТРОЕНИЕ ПЛАНА УСКОРЕНИЯ ВО ВТОРОМ ПОЛОЖЕНИИ
Определяем ускорение точки А, принадлежащей 1
звену, так как звено ОА совершает вращательное движение с постоянной скоростью,
то на основании теоремы сложения ускорений, можно записать:
,
,
,
,
, а ,
.
С учетом этого будем иметь:
.
Для определения ускорения точки В,
принадлежащей 2 звену, запишем теорему сложения ускорений:
, (1)
, , .
;
.
Запишем теорему сложения ускорений
для точки В, принадлежащей 3 звену, так как звено 3 совершает вращательное
движение, то уравнение будет иметь следующий вид:
, (2)
, .
;
.
Приравняем правые части уравнений
(1) и (2), получим:
, (3)
Для определения неизвестных
ускорений и , по
уравнению (3) построим план ускорений. Построение плана ускорений будем вести в
следующем порядке:
Назначим масштаб плана ускорений:
,
где - нормальное ускорение точки А
(найденное в пункте 1).
pа
- отрезок изображающий ускорение на чертеже, назначаем сами.
Примем pа = 100 мм. С учетом этого:
.
;
.
В любом месте поля чертежа выбираем полюс плана
ускорений (p).
Из полюса p откладываем
отрезок pа
параллельно звену ОА.
Из точки а откладываем отрезок ab'
параллельно звену АВ.
Через точку b' проводим
линию действия ускорения .
Из полюса p откладываем отрезок pb'',
параллельно ВС.
Через точку b'' проводим
линию действия ускорения .
Точку пересечения проведенных выше
линий обозначим b. Соединим точки а и b, получим
полное относительное ускорение . Соединим точки p и b, получим
ускорение . Данный
график называется планом ускорений (Рисунок 7).
Рисунок 7
Определяем численные значения полученных
ускорений:
;
;
;
;
;
;
;
.
5 СИЛОВОЙ АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА
Рассмотрим силовой расчет шарнирно-рычажного
четырехзвенника во втором положении. Определим массу звеньев механизма в
соответствии с рекомендациями, изложенными в задании:
,
где = 10 кг/м - удельная масса звена;
- длина соответствующего звена.
С учетом этого масса звеньев равна:
Определим силы тяжести звеньев и
инерционные нагрузки, действующие на звенья механизма:
,
где mi - масса i-го звена;
g =10м/с2 -
ускорение свободного падения тела;
Gi - сила
тяжести.
С учетом этого сила тяжести звеньев
равна:
Определим инерционные нагрузки:
- главный вектор инерции,
- главный момент инерции.
mi - масса i-го звена,
- ускорение центра масс i-го звена,
- момент инерции i-го звена,
- угловое ускорение i-го звена.
С учетом этого:
;
;
;
;
;
.
Разбиваем механизм на структурные группы Ассура.
Вычерчиваем их отдельно от механизма в заданном положении и масштабе. На
выделенную группу Ассура наносим внешние и внутренние (реактивные) силы
(Рисунок 8).
Рисунок 8
Тангенциальные составляющие реакции
(,) определяем
из условия равновесия звеньев, на которые они действуют.
Звено АВ:
;
;
.
Звено ВС:
;
;
.
Нормальные составляющие реакции
определяем графически, путем построения плана сил по следующему векторному
уравнению:
.
Для построения плана сил назначаем
масштаб построения:
где Fmax -
максимальная по значению сила в векторном уравнении;
отрезок - произвольный отрезок,
назначаемый самостоятельно.
Примем отрезок длиной 75 мм. С
учетом этого:
.
Определим отрезки, изображающие
известные силы в выбранном масштабе на чертеже:
;
;
;
;
;
.
Построение плана сил ведем в
следующем порядке (Рисунок 9):
В любом месте поля чертежа проводим
линию действия силы ,
параллельно звену АВ.
В любом месте на проведенной выше
линии выбираем точку О. Из этой точки откладываем отрезок ,
изображающий силу .
Из конца вектора откладываем
отрезок ,
изображающий силу .
Из конца вектора откладываем
отрезок ,
изображающий силуи т.д.
Рисунок 9
Для определения реакции кинематической пары
точки В, построим план сил по одному из векторных уравнений (уравнение
равновесия звеньев АВ или ВС).
Условие равновесия звена АВ:
.
Условие равновесия звена ВС:
.
По одному из уравнений построим план
сил, в данном случае достаточно соединить точку с и точку k на
построенном выше плане сил.
Определим численные значения
найденных реакций:
;
;
;
;
.
РАСЧЕТ ВЕДУЩЕГО ЗВЕНА
В любом месте поля чертежа вычерчиваем ведущее
звено ОА в исходном положении в заданном масштабе.
На ведущее звено в соответствующих точках
наносим все внешние и внутренние силы (Рисунок 10).
Рисунок 10
Определяем уравновешивающую силу из условия
равновесия звена ОА:
,
,
.
Для определения реакции точки О построим план
сил по следующему векторному уравнению:
+ +++ = 0
Назначим масштаб плана сил и определим отрезки,
изображающие известные силы на чертеже:
;
;
;
;
.
Построение ведем в следующем порядке
(Рисунок 11):
В любом месте поля чертежа выбираем
точку О и откладываем отрезок , изображающий силу .
Из конца вектора откладываем
отрезок ,
изображающий силуи т.д.
Рисунок 11
7 ПОСТРОЕНИЕ РЫЧАГА ЖУКОВСКОГО Н.Е.
Определим уравновешивающую силу для данного
механизма, воспользовавшись принципом «жесткого» рычага Н. Е. Жуковского.
План скоростей для исследуемого положения
механизма поворачивается на 90о в любую сторону.
На повернутый план скоростей в одноименных
точках изображаем внешние силы, действующие на звенья механизма (Рисунок 12).
Рисунок 12
Моменты инерции, действующие на звенья АВ и ВС,
представим в виде пары сил, действующих из концов звеньев в направлении момента
инерции. Определим эти силы по формуле:
;
;
.
Определим сумму моментов всех сил
относительно полюса :
=
= =
= 33.15 Н.
*100%10%
*100% = 2.96%10%
СИНТЕЗ ЗУБЧАТЫХ МЕХАНИЗМОВ
Геометрический расчет зубчатой передачи внешнего
зацепления.
Исходные данные: z1
= 12; z2 = 24; m
= 10.
Определяем в соответствии с исходными данными
коэффициенты смещения x1
и x2. Коэффициенты
смещения будем определять по таблице 6.2 [1]. Для заданных значений z1
и z2 коэффициенты
смещения будут равны: x1=0,5,
x2=0,5.
. Определяем угол зацепления передачи, состоящей
из зубчатых колес, нарезанных со смещением:
Inv аw =
inv α+ = inv20o+ = 0.014904+0.020220 = 0.035124.
По найденному значению определяем
угол зацепления передачи:
o17’ = 26,28.
Определяем межосевое расстояние
зубчатой передачи:
аw = *() = * = 180*1.047 = 188.63 мм.
.6. Определяем диаметры делительных
окружностей:
d1 = mz1 = 10*12 =
120 мм.
d2 = mz2 = 10*24 =
240 мм.
Определяем делительное межосевое
расстояние передачи:
a = = = 180 мм.
Определяем коэффициент воспринимаемого
смещения:
y = = = 0.863
Определяем коэффициент
уравнительного смещения:
Δy = xΣ-y = 1-0.863 =
0.137
Определяем радиусы начальных
окружностей:
= () = * = 60*1.047 = 62.87 мм.
= () = * = 60*1.047 = 62.87 мм.
Проверка межосевого расстояния:
aw = + = 62.87+125.75 = 188.62 мм.
Определяем радиусы вершин зубьев:
= m(++x1-Δy) = 10(+1+0.5-0.137) = 10*7.363 = 73.63 мм.
= m(++x2-Δy) = 10(+1+0.5-0.137) = 10*13.363 = 133.63
мм.
Определяем радиусы окружности
впадин:
= m(+x1--) = 10(+0.5-1-0.25) = 10*5.25 = 52.5 мм.
= m(+x2--) = 10(+0.5-1-0.25) = 10*11.25 = 112.5 мм.
Определяем высоту зуба зубчатых
колес:
h = -= -= 73.63-52.5 = 133.63-112.5 =
21.13мм.
Определяем толщину зубьев колес по делительной
окружности:
S1 = m(+2x1tg20o) = 10(1.57+2*0.5*0.363) =
10*1.933 = 19.33 мм.=
m(+2x2tg20o) = 10(1.57+2*0.5*0.363) =
10*1.933 = 19.33 мм.
Определяем радиусы основных
окружностей:
= *cos20o = *0.939 = 60*0.939 = 56.34 мм.
= *cos20o = *0.939 = 120*0.939 = 112,68 мм.
Определяем углы профиля зубьев по
окружности вершин:
= arcos() = arcos() = arcos 0.765 = 40.07o
= arcos() = arcos() = arcos 0.842 = 32.51o
Толщина зубьев по окружности вершин:
= m**[+2x1tg20o-z1(-)] = 10*[1.57+1*0.363-12(0.14096-0.014904)]
= 12.27[1.933-12*0.126056] = 7.65*0.420328 = 5.157 мм.
= m**[+2x2tg20o-z2(-)] = 10*[1.57+1*0.363-24(0,069838-0.014904)]=11,13[1.933-24*0,054934]
= 11,13*0,614584=6,840 мм.
Определяем коэффициент толщины
зубьев по окружности вершины:
= = = 0.5157
= = = 0.6840
Определяем коэффициент торцового
перекрытия:
εа = (tg-tg)+(tg-tg) = (0.841-0.493)+(0.637-0.493) =
1.910*0.348+3.821*0.144 = 0.664+0.550 = 1.214
9 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРЕДАТОЧНОГО
ОТНОШЕНИЯ ПРИВОДА РЫЧАЖНОГО МЕХАНИЗМА
Дано: nдв = 1420 ; n1 = 71 ; za = 12; zв = 24.
Определяем передаточное отношение
привода:
u1в = = uред*uот = = 20
Определяем передаточное отношение
открытой передачи:
uот = = = 2
Определяем передаточное отношение
всего редуктора:
uред = ()2 = = = 10
Определяем передаточное отношение
одной планетарной части редуктора:
= = = 3,1
СИНТЕЗ ПЛАНЕТАРНОГО РЕДУКТОРА С
ОДИНАРНЫМ САТЕЛЛИТОМ
Записываем условие постоянства
передаточного отношения:
= 1+ = 3.1
Передаточное отношение должно быть известно либо в явном
виде, либо в неявном.
Используя условие постоянства
передаточного отношения, задаваясь числом зубьев солнечной шестерни (z1) z1 17 (z1 = 60)
определяем число зубьев коронного колеса (z3). Оно
должно быть z3 85 (z3 = 126).
Число зубьев сателлита (2)
определяем из условия соостности валов:
z1+z2 = z3-z2 z2 = = = 33
Полученное значение чисел зубьев
определяем (проверяем) из условия соседства сателлитов:
(z1+z2)*sin z2+2
(60+33)*sin600 33+2
где k
- число сателлитов.
Записываем условие сборки редуктора. Его суть
заключается в следующем: зубья сателлитов одновременно должны войти во впадины
коронного колеса (3) и солнечной шестерни (1) и при этом должен сохраняться
угол расположения между сателлитами.
= = 62
.6. Зная числа зубьев колес,
определяем диаметры делительных окружностей всех колес:
d1 = mz1 = 10*60 =
600
d2 = mz2 = 10*33 =
330
d3 = mz3 = 10*126 =
1260
По найденным значениям вычерчиваем
планетарный редуктор в двух проекциях в масштабе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В этой работе был выполнен кинетостатический
анализ механизма по заданным параметрам: размерам звеньев, их массе и скорости
ведущего звена. Были определены скорости точек и звеньев, а также их ускорения
в одном из положений. Выполнив силовой расчет, определили реакции в опорах,
значения и направления уравновешивающей силы.
ЛИТЕРАТУРА
кривошипный
шатунный механизм редуктор
1. К.В.
Фролов, С.А. Попов, А.К. Мусатов и др. “Теория механизмов и машин”, учебник для
вузов, под редакцией К.В. Фролова - М.: Высш. шк., 2007. - 496с.: ил.;
2. Левитский
Н.И. “Теория механизмов и машин”: учебное пособие для вузов. - 2-е изд.,
перераб. и доп. - М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 2010. - 592 с.;
. Артоболевский
И.И. “Теория механизмов и машин”: учебник для вузов. - 4-е изд., перераб. и
доп. - М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 2011. - 640с.;Артоболевский “Теория
механизмов и машин”.