Современные версии коммунистических идей

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,86 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Современные версии коммунистических идей

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ПОЛИТОЛОГИИ








КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО КУРСУ Основы идеологии белорусского государства

ТЕМА: Современные версии коммунистических идей










Минск, 2014

Оглавление

Введение

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ «Комунизм». КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ комунизма

1.1 Понятие «коммунизма» как идеологии

1.2 Древние коммунистические идеи

1.3 Средневековые коммунистические учения

1.4 Современные коммунистические учения

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ Комунистические идеи конца XXI века

2.1 Сущность и основы анархо-коммунизма

2.2 Марксизм: общая характеристика, история становления

ГЛАВА 3 СОВРЕМЕННЫЕ коммунистические ИДЕИ XX века

3.1 Основные положения ленинизма

3.2 Троцкизм: общее понятие

3.3 Маоизм: краткая характеристика

Заключение

Литература

Введение

Облик современного мира в значительной мере сформировался под влиянием коммунистического движения коммунистических и рабочих партий различных стран, ориентировавшихся главным образом на политическую сторону учения К. Маркса и абсолютизировавших ее отдельные положения.

Значительный промежуток времени в ряде стран коммунистические и рабочие партии являлись правящими, в некоторых странах таковыми они являются и сегодня. Марксизм оказал громадное влияние на духовную жизнь и общественные процессы конца XIX и всего XX в., имел в полном смысле этого слова всемирно - историческое значение.

Опыт существования СССР и других социалистических стран со всей очевидностью свидетельствовал о действенности влиятельнейшей идеологической доктрины, применявшейся в практике социалистического строительства и основывающейся на принципах и идеях, выдвинутых и развитых К. Марксом, Ф. Энгельсом, В.И. Лениным. Такие важнейшие марксистские понятия и принципы как социально - экономическая формация, классы и классовая борьба, пролетарская революция, диктатура пролетариата, пролетариат как гегемон, капитализм, социализм и коммунизм, буржуазная и социалистическая идеология и многие другие заняли прочное место в сознании и мировоззрении нескольких поколений людей. Присутствуют они в разных преображенных формах и до сих пор.

Таким образом, необходимость и значимость для теории и практики дальнейших исследований коммунизма на современном этапе развития общества в целом и Республики Беларусь в частности, предопределили выбор темы настоящей работы.

Объектом исследования в представленной работе является коммунистические идеи.

Цель данной работы заключается в отражении современных коммунистических идей.

Цель работы предопределила постановку и решение следующих основных задач:

рассмотреть общие положения коммунизма, историю коммунистических идей;

проанализировать современные коммунистические идеи, возникшие в конце XXI века;

проанализировать современные коммунистические идеи, возникшие в XX веке.

Выводы и предложения, содержащиеся в работах указанных ученых, представляют определенную теоретическую базу для дальнейшего решения проблем, касающихся категориального анализа социализма и коммунизма.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ «Комунизм». КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ комунизма

1.1Понятие «коммунизма» как идеологии

Коммунизм, как идеология, представляет собой систему идей, ценностей и идеалов, которая выражает мировоззрение рабочего класса и его авангарда - коммунистической партии. Коммунистическая идеология вооружает коммунистические партии, международное коммунистическое движение ясной программой революционного переустройства мира.

Определение коммунизма может быть сведено к тезису «Коммунистического Манифеста» Маркса и Энгельса, в котором подчеркнут социально-экономический принцип: «Коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности». Следовательно, существует сходство капитализма и коммунизма как своеобразной «монополистической формы капитализма», по выражению Шафаревича. Но известно, что эта «схожесть» ложная, принимая во внимание другие, не экономические аспекты коммунизма [1, c. 103].

Представители коммунизма предлагали рассмотрение коммунизма как закономерный результат развития общества, действия объективных исторических законов и практической революционной деятельности людей, как высшую общественную формацию, неизбежно и естественно-исторически с необходимостью наступающую вслед за капитализмом. Важной сущностной характеристикой коммунизма является исчезновение государства и государственной власти. Идеалом коммунистической идеологии является общество, все члены которого социально равны и в котором, следовательно, не существует классов рабочих и буржуазии, бедных и богатых.

Особенностью идеологии социал-демократов является реформизм, обоснование возможности эволюционного перехода от капитализма к социализму мирными путями, без революционных взрывов общества, посредством постепенного врастания социалистических отношений в капиталистические. Основу экономической демократии они видят в общественной собственности, но в рамках смешанной экономики, выступая за политику регулирования и перераспределения доходов через эффективные механизмы рыночной экономики.

Социал-демократическая концепция политической демократии основывается на принципах равенства и свободы. В ней признается существование различных форм демократии при соблюдении таких основополагающих критериев политической демократии, как свободные выборы, политический плюрализм, возможность смены правительства мирными парламентскими средствами, гарантия прав личности и меньшинства, существование независимой судебной системы, основанной на верховенстве закона. В социальной сфере эти принципы предполагали доступность образования и духовных ценностей и др.

Неудачи советского эксперимента по строительству коммунизма в одной отдельно взятой стране существенно подрывали устои марксизма-ленинизма (основоположники коммунизма и социализма К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин (Ульянов) и международного коммунистического движения. В этих условиях возникла новая версия марксизма - неомарксизм - как стремление усовершенствовать марксизм на основе учета новых социальных и политических реалий. Главным в большинстве вариантов неомарксизма было стремление отмежеваться от дискредитировавших себя установок на революционные преобразования (что являлось одним из ключевых направлений изменения и усовершенствования общества и государства) и сформировать теорию марксизма «с человеческим лицом» [3, c. 143].

К концу ХХ века многие страны социализма-коммунизма не выдержали конкуренции с развитыми капиталистическими державами по уровню эффективности экономики, развитию современных технологий и др. таким образом, слабыми в идеях коммунизма оказались: недооценка социокультурных факторов развития общественного развития; абсолютизация сознательности и активности рабочего класса и недооценка исторической роли других категорий трудящихся; недооценка потенциала эволюционной динамики капитализма; нетерпимость к инакомыслию; трактовка буржуазной демократии только как диктатуры буржуазии и др.

Характерные особенности коммунизма

Коммунизм как единая общественно-экономическая формация характеризуется рядом общих принципиальных черт, присущих обеим его фазам [1, c. 109]:

·достаточно высокий уровень развития производительных сил и обобществления труда;

·общественная собственность на средства производства;

·всеобщность труда и отсутствие эксплуатации человека человеком;

·коммунистическое общественное самоуправление;

·отношения сотрудничества и взаимопомощи;

·планомерность и пропорциональность развития в целях возможно более полного удовлетворения материальных и духовных потребностей трудящихся;

·единство, сплоченность общества, господство единого марксистско-ленинского мировоззрения и др.

Поскольку общей собственностью становятся средства производства, постольку слово «коммунизм» и тут применимо, если не забывать, что это не полный коммунизм.

1.2Древние коммунистические идеи

Коммунистическое учение появляется сначала в религиозной форме: религия своим авторитетом как бы освящает уже исчезнувшие или исчезавшие формы, казавшиеся прекрасными в силу того убеждения, что золотой век - позади. Царство богов, по преданию, было временем полного господства коммунизма. Братскую жизнь в коммунизме вели многие жрецы античного мира (в Мемфисе, Фивах, Дельфах, Елевзине, Самофракии), галльские друиды и еврейские пророки. Тот же режим практиковался в буддийских монастырях.

Нравственно-религиозным характером отличались и коммунистические учения китайских философов Ян Чжу и Мо-ди, из которых последний требовал общности имущества, жен и детей. В Греции коммунизм получил выражение в недошедших до нас социальных романах, идеализировавших общественный быт варваров, например скифов, и приписывавших им коммунистический образ жизни, а равно и в учениях многих философов. Фалеас из Халкидона первый, по словам Аристотеля, предложил план реорганизации общества на началах полного равенства и общего обладания землей.

Пифагор собирал вокруг себя учеников, которые с ним вместе практиковали систему полного общения имуществ. Более 2000 лиц в великой Греции усвоили себе, по словам его биографа Порфирия, коммунистический образ мыслей Пифагора. Принцип пифагорейцев: inter amicos omnia communia. Эпикурейцы, если верить Диогену Лаэрцию, тоже вели коммунистический образ жизни.

Трудами третьего класса - ремесленников и земледельцев - они удовлетворяют свои необходимые потребности; роскошь и хранение драгоценных металлов им возбраняется; их коммунизм простирается на одежду, пищу, жилище, на жен и детей. Коммунистические идеи Пифагора и Платона нашли себе позднее последователей в лице Аполлония Тианского и Плотина, причем последний добивался их практического осуществления, но безуспешно [2, c. 37].

Настоящим убежищем коммунизма продолжали быть религиозные секты (Ессеи, Терапевты). «Все верующие были вместе и имели все общее: и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деяния св. Апостолов, II, 44-45). Позже коммунистические идеи делаются достоянием отпавших от правоверия сект, но и в среде церкви получают применение в монастырях. В начале II века Карпократ, философ из Александрии, требовал общности жен и имущества, вытекающей, по его мнению, из законов природы. Из Египта и Сирии получили начало целый ряд других сект: фибионитов, агапетов и других, исповедовавших учение коммунизма.

Непосредственно из среды христиан вышли в I столетии николаиты, видевшие в добровольной проституции принижение плоти и выводившие имущественный коммунизм из учения и примера апостолов.

1.3Средневековые коммунистические учения

Религиозный коммунизм

В V веке коммунизм проповедуется Пелагием, утверждавшим, что богатые не будут допущены в царствие Божие. Его учение распространилось в Африке, Палестине, Сицилии, Галлиях и Британии. В то же время коммунизм пропагандируется в Персии пророком Маздаком и затем воспринимается арабами, среди которых возникает несколько коммунистических сект.

В VII-VIII веках преследование навлекают на себя манихейцы, учившие, что материя - начало всяческого зла и выводившие отсюда обязательность полного коммунизма. Несмотря на то, что их было казнено до 100 тысяч, секта долгое время не исчезала и оказала большое влияние на последующие движения. В 1030 году в Турине сжигают еретиков, которые заявляют перед судом: omnem nostram possessionem cum omnibus communem habemus. Бедность и общность имуществ пропагандируется в XI и XII веках. катарами и валденцами.

Около 1260 года в Анконе появляется секта так называемых фратичелли (братцев), ушедших из монастырей вследствие распущенности монастырской жизни и странствовавших по всей Италии и Франции, уча, что необходимым условием спасения является отказ от частной собственности. После тех преследований, которым эту секту подвергли Бонифаций VIII и Иоанн XXII, фратичелли исчезли, но имя их продолжало прилагаться ко многим коммунистическим сектам последующего времени и, между прочим, к беггардам, игравшим в Германии ту же роль, как фратичелли - в Италии.

Во второй половине XIII века распространились еще другие коммунистические секты - так называемых апостолов, во главе которых стоял Герардо Сегарелли, сожженный на костре в 1304 году, и дольчинистов, последователей Дольчино, ученика Сагарелли, разделившего участь своего учителя. Коммунистическим, но не столь оппозиционным характером отличались учения гумилиатов или pauperes catholici, бегинов и братьев и сестер свободного духа.

Секта последних была обломком беггардов и опиралась в своих коммунистических тенденциях на пантеистическое учение, по которому каждая душа - обитель Бога, материя же ей враждебна; поэтому человек, желающий иметь общение с Богом, должен отрешиться от всего недуховного.

В конце XV века громадную популярность снискала себе проповедь чешского пророка Богейма.

В Моравии оно привело к основанию колонии, практиковавшей в своем общежитии мирный, дружеский коммунизм. Множеству других религиозных сект реформационной эпохи враждебные им историки приписывали коммунистические тенденции, но относительно большинства - совершенно несправедливо. Так же неосновательно называют коммунистическими общины гернгутеров, при совместности жизни и работе не отрицающих частной собственности, и в особенности знаменитые парагвайские колонии иезуитов, представлявшие собой в действительности не что иное, как своеобразную организацию принудительного крепостного труда.

Утопический коммунизм

Кроме аскетического коммунизма перечисленных выше сект и революционного коммунизма анабаптистов, средние века, уже на заре нового времени, породили коммунизм материалистический, выразившийся прежде всего в «Утопии» Томаса Мора, господствовавший в течение XVII-XVIII веков и получивший наиболее острое выражение в заговоре Бабёфа.

Вдохновленный Платоном, но в еще большей степени - экономическими бедствиями современной ему английской жизни, Томас Мор нарисовал в своей «Утопии» (1518), этом замечательнейшем из всех социальных романов, материалистически-коммунистический идеал (по совокупности развиваемых в ней идей «Утопия» принадлежит, впрочем, больше к истории социализма, см. Утопический социализм). Население изображаемой Мором фантастической страны торговли не ведет и денег не имеет, но получает все необходимое от государства, в обмен на 6-часовой обязательный труд. Порабощение людей, по мнению Мора - следствие частной собственности [2, c. 57].

Самый совершенный общественный порядок - тот, который дает наилучшее удовлетворение всех потребностей наибольшего количества людей. Получив огромное распространение, «Утопия» Мора заслужила одобрение некоторых наиболее образованных людей того времени (например Эразма Роттердамского) и вызвала целый ряд подражаний. Ближайшее - «I mondi celesti, terrestri e infernali» (1552), Дони.

Три основных закона рекомендует Морелли для реорганизации общества: первый - собственность отменяется, второй - всякий человек рассматривается как должностное лицо, как чиновник, и mpemий - каждый гражданин обязан содействовать общему благу. Получать от государства пропитание - это право, работать - это обязанность граждан. До известной степени коммунистические идеи излагались священником Жаном Мелье в его «Завещании» (1760), опубликованном, с пропуском именно коммунистических мест, Вольтером, как противорелигиозный документ.

Богатые всегда предпочитают свое личное благо благу общественному, а бедные не могут любить правительство, которое оставляет их в нищете. Одна только общность имуществ создает добрых граждан. Однако, на полное осуществление своих идей Мабли не надеется; ему кажется, что «жадность и честолюбие всегда будут тормозить дело законодателя», которому предлагает следовать, главным образом, примеру Ликурга.

Считая целью жизни не наслаждение, а добродетель, Мабли, в отличие от Мора и его последователей, придает своему коммунизму характер до известной степени аскетический и рекомендует людям «умеренность». Законодательство Ликурга (коммунистический характер которого французскими писателями XVIII в. крайне преувеличивался) казалось образцовым не одному Мабли: в «Энциклопедии» Ликург назван «философом, лучше всех знавшим природу человека». Вдохновлялись в то время «Республикой» Платона и примитивным коммунизмом острова Крита. Геро-де-Сешелль, составляя проект конституции, искал также в парижской библиотеке подлинных законов Миноса, чтобы положить их в основание французского законодательства.

1.4 Современные коммунистические учения

До середины XIX века обычно проводилось чёткое различие между социализмом и коммунизмом. Представители этих учений не соглашались с друг с другом и создавали разные организации.

В 1847 году в Лондоне из остатков коммунистического клуба создан был, для целей мирной пропаганды, союз коммунистов, куда вошли Маркс и Энгельс; в качестве программы Союза, после его второго конгресса, ими был издан Коммунистический манифест, переведенный на все европейские языки и получивший громадную известность. Представляя собой первую формулировку основных принципов научного социализма, Коммунистический манифест заимствует у коммунизма его идеал, а у социализма - экономическое учение и многие практические требования, причем последние занимают первое место, а коммунизм отступает на второй план.

Марксизм провозгласил ближайшей целью создание пролетарского государства и отмену крупной частной собственности на средства производства. Основным принципом такого государства провозглашался лозунг «От каждого по его способностям, каждому - по его труду», при этом сохраняется оплата труда и денежное распределение товаров. Строй, в котором собственником средств производства является государство, обычно называется социализмом. В далёкой перспективе Маркс предсказывал появление системы, основанной на принципе «каждый по способностям, каждому по потребностям», которую обычно называли коммунизмом, а некоторые современные марксисты - полным коммунизмом. Сам Маркс назвал коммунизмом общественно-экономическую формацию, основанную на общественной собственности на средства производства, первой стадией которого является социализм, а высшей - коммунизм. Таким образом, марксистский термин «коммунизм» объединяет эти две системы [3, c. 248].

С конца XIX века и по наше время наиболее значительными коммунистическими идеологиями являются анархо-коммунизм и марксизм. В XX веке на основе марксизма появились такие коммунистические учения, как ленинизм, троцкизм и маоизм.

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ Комунистические идеи конца XXI века

.1 Сущность и основы анархо-коммунизма

Анархический коммунизм или анархо-коммунизм (также называемый либертарный коммунизм) - это одно из направлений анархизма и коммунизма, целью которого является установление анархии (то есть безвластного общества - в смысле отсутствия иерархии и принуждения, «прослойки паразитов» по выражению махновских анархо-коммунистов, где власть принадлежит самому обществу и осуществляется на принципах выборности и делегирования полномочий).

Главным теоретиком, придавшим идее анархо-коммунизма стройную, законченную форму считается Пётр Алексеевич Кропоткин (1842-1921), который однако не был первым анархистом-коммунистом [5, c. 24].

Идеи анархо-коммунизма сыграли важное значение в борьбе за новую, советскую, народную, демократическую власть в центральной Евразии в начале XX века, в частности, стали идейной базой нескольких крестьянских армий в разных регионах бывшей Российской империи, боровшихся не только против самодержавия, но и против излишнего централизма и установления большевистской диктатуры на местах - Повстанческой Армии Украины.

Главнейшие деятели Великой французской революции были чужды коммунизму и даже ему враждебны; но тем не менее и в эту эпоху коммунистические идеи имели своих представителей. Франсуа Буассель (1728-1807), адвокат, оратор якобинских клубов, требовал полного равенства, а как условия его - общности имуществ и разделения продуктов сообразно потребностям.

Марат в своих филиппиках против «денежной аристократии» договаривался иногда до таких мыслей: «равенство прав должно привести к равенству наслаждений; только на этом может успокоиться мысль».

Определенно коммунистическими тенденциями отличался устроенный Бабёфом и вскоре закрытый правительством «клуб равных», а еще более возникший в 1796 г. между Бабёфом, Дарте и др. заговор ниспровергнуть республиканское правительство и создать новую государственную форму на началах коммунистических..

С подавлением заговора Бабёфа коммунизм вплоть до 30-х годов ничем не заявляет о себе во Франции.

Общины Оуэна в Англии

В Англии филантроп и социалист Роберт Оуэн, предложивший сначала устроить колонии для безработных, в середине 20-х годов начинает рекомендовать коммунистические общины, как полное решение рабочего вопроса, и сам предпринимает в Америке (в Индиане и в Мексике) несколько неудачных опытов этого рода. Насчитывают 11 коммунистического характера общин, основанных его последователями; все они были недолговечны. Однако, теоретическое учение Оуэна принадлежит всецело социализму.

Ранний мормонизм

Идеи социальной справедливости и обобществления всего имущества доминировали в мормонской церкви на раннем этапе, когда большим влиянием в ней пользовался проповедник Сидни Ригдон. Когда Ригдон был отлучён от церкви в результате кризиса преемника, мормоны постепенно отказались от практики обобществления имущества.

Анархо-коммунизм является социально-экономическим течением в анархистской мысли, призывающей к созданию общества, существующего на основе всеобщего самоуправления, выстраиваемого снизу вверх, в котором будет отсутствовать частная собственность, вместо которой предлагается свободное пользование всеми продуктами труда всеми членами общества [6, c. 67-69]

Основы анархо-коммунизма

·Децентрализация

·Свобода

·Равенство

·Взаимопомощь

Децентрализация - то есть замена централизованного государства и управления свободной федерацией самоуправляющихся территориальных коммун (общин) и производственных союзов.

-я промышленная революция позволяет довести децентрализацию до конца, превращая анархию в содружество производящих/творящих личностей.

Свобода - имеется в виду в первую очередь свобода для полного и всестороннего развития личности без внешнего ограничения в лице государственного правительства, а также финансового. Соответственно речь идет о свободе от политического и экономического давления, когда правители принуждают человека поступать тем или иным образом, с оглядкой на государственные законы, а товарно-денежные отношения вынуждают продавать свою рабочую силу владельцам частной собственности и средств производства. Все люди должны иметь равную возможность свободно, и во взаимном согласии с другими людьми определять условия собственной жизни.

Равенство - означает отсутствие иерархии, одинаковые для всех возможности удовлетворения индивидуальных потребностей и нужд, а также равный доступ ко всем общественным благам.

Взаимопомощь - речь идет о том, чтобы заменить эгоизм, который разделяет людей, солидарностью, призванной восстановить общественную гармонию, когда люди помогают друг другу и заботятся о ближних, исходя из принципа «поможешь ты, помогут тебе» [7, с. 73-82].

Анархо-коммунизм подразумевает эгалитаризм и отказ от социальной иерархии и социальных различий, которые являются результатом неравного распределения богатства, а также как отмену частной собственности и товарно-денежных отношений. Вместо них предлагается коллективное производство и распределение богатств посредством добровольной ассоциации [8, с. 86-93]. При анархистском коммунизме больше не должно быть государственной и частной собственности. Каждый человек и/или группа лиц будут свободны способствовать производству и удовлетворить своих потребности, основанных на их собственном выборе. Подразумевается, что системами производства и распределения будут управляться самими их участниками соответствующих процессов.

2.2 Марксизм: общая характеристика, история становления

коммунизма ленинизм марксизм

Марксизм - философское, экономическое и политическое учение, основанное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Существуют различные интерпретации учения Маркса, связанные с различными политическими партиями и движениями в общественной мысли и политической практике. Политический марксизм является одним из вариантов социализма наряду с левым анархизмом, христианским социализмом и не принимающей марксизма частью демократического социализма и социал-демократии.

Традиционно считается, что большое значение в теории Маркса имеют 3 следующих положения:

.учение о прибавочной стоимости (политическая экономия капитализма),

2.материалистическое понимание истории (исторический материализм),

.учение о диктатуре пролетариата.

Как полагают некоторые исследователи, центральным пунктом теории Маркса, сохраняющим свою актуальность до настоящего времени - является его концепция развития отчуждения человека от продуктов его собственного труда, отчуждения человека от его собственной сущности и превращение его в капиталистическом обществе в винтик производственного процесса. Отчуждение выступает как форма социальных связей, социальная структура, чуждая человеку, господствующая над ним, лишающая его возможностей творческого саморазвития и разрушающая его сущность. В «Экономико-философских рукописях» 1844 г. Маркс ставит проблему отчуждения в центр своего экономико-философского анализа капиталистического общества. Классовая борьба, диктатура пролетариата, отмирание классов и государства, построение коммунистического общества, которое также включает в себя несколько фаз, - для Маркса являются звеньями одной цепи, последовательными стадиями исторического процесса преодоления отчуждения, формой присвоения человеком своей отчуждённой сущности посредством трансформации общественных отношений и формирования подлинного всесторонне развитого человека [9, с. 84].

Часто принято разделять:

·Марксизм как философское учение (диалектический и исторический материализм);

·Марксизм как учение, оказавшее влияние на научные концепции в экономике, социологии, политологии и других науках;

·Марксизм как политическое течение, утверждающее неизбежность классовой борьбы и социальной революции, а также ведущую роль пролетариата в революции, которая приведёт к уничтожению товарного производства и частной собственности, составляющих основу капиталистического общества и установлению на основе общественной собственности на средства производства коммунистического общества, направленного на всестороннее развитие каждого члена общества.

Маркс выступал против распространенного в современной ему Германии «третирования» философии Гегеля и объявляет себя его учеником. Критикуя Гегеля, Маркс ставит вопрос о материалистической переработке его идеалистической диалектики.

В своих ранних работах Маркс с одной стороны осуждает философию за её умозрительное сознание, но с другой стороны, настойчиво подчеркивает необходимость воплощения философии в действительность. Так, широко известен 11-й тезис Маркса о Л. Фейербахе: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменять его».

Позднее такая позиция вырождается в резкую критику метафизической философии в «Немецкой идеологии».

Основным трудом Маркса в экономической сфере является «Капитал». Объектом критики Маркса являются меркантилистская, классическая и вульгарная школы. Основная ценность и научная новизна работы Маркса - в комплексном изучении специфического товара Рабочая сила. В результате анализа Маркс выделил и отдельно исследовал прибавочную стоимость как самостоятельное экономическое явление. С помощью этого нового понятия Маркс пытался объяснить источник и природу прибыли на капитал, а также различные формы экономической эксплуатации [10, с. 375-414].

Мнения современных исследователей об экономическом учении марксизма разделились. Некоторые экономисты (Бём-Баверк и др.) поставили под сомнение как саму экономическую доктрину Маркса, так и политические выводы из неё. Другие признают важное современное значение экономической теории К. Маркса.

Карл Маркс не использовал в своих работах термин «социология», ассоциировавшийся в то время с именем Огюста Конта. Однако в современной научной практике принято считать, что работы Маркса оказали значительное влияние на развитие социологии [11, с. 147]. Воззрения Маркса в значительной степени отличаются от многих других признанных классиков социологии, поэтому его идеи принято выделять в отдельное направление. Прежде всего, стоит сказать о материалистическом понимании истории: в основе всех социальных изменений лежат не идеи и прочие духовные ценности, а сугубо экономические интересы основных социальных групп общества. Так, в результате конфликта классов по поводу экономических ресурсов и свершаются революции, обозначающие смену общественно-экономических формаций. Другими словами, все изменения в обществе и движение истории происходит в результате разрешения социальных конфликтов, возникающих между господствующим и другими классами общества. Именно на конфликте, по мнению Маркса, построена социальная структура.

Таким образом, можно утверждать, что Маркс отвергал идею социального консенсуса, согласно которой единство общества зиждется на социальной солидарности, и утверждал, что общество изначально нестабильно и только благодаря этому внутреннему противоречию живёт и развивается.

ГЛАВА 3 СОВРЕМЕННЫЕ коммунистические ИДЕИ XX века

.1 Основные положения ленинизма

Ленинизм - философское, политическое, социально-экономическое и практическое учение, созданное В. И. Лениным в развитие марксизма. Учение было характерно для официальных идеологических систем государств социалистического типа и для оппозиционно-радикальных движений, ориентированных на силовые методы захвата политической власти [12, с. 284].

Основные положения:

·Империализм - высшая и последняя стадия капитализма.

·Революции раньше всего произойдут в «слабых звеньях», то есть в неразвитых странах.

·Для победы революции должен сложиться союз рабочих и крестьян, с руководящей ролью у первых.

·Диктатура пролетариата осуществляется под руководством партии революционного авангарда.

Специфика диалектического единства теории и практики в ленинизме заключается в том, что он является одновременно и учением (логически взаимосвязанной системой категорий, совокупностью умозаключений, отражающих объективно существующие отношения и связи между явлениями объективной реальности), и доктриной, то есть, целеполагающим изложением практических шагов по проведению в жизнь политики, основанной на соответствующей теории.

В своей доктринальной части ленинизм соответствует большевизму (начало которому положил в 1903 году сам В. И. Ленин), и эти два понятия не противопоставимы вплоть до 1922 года, то есть пока Ленин активно действовал как руководитель партии большевиков, и его трудами продолжали развиваться, по определению, и большевизм, и ленинизм.

Вплоть до 1917 года межпартийная полемика между двумя крупнейшими фракциями российских социал-демократов ведётся, в основном, в терминах «большевизм» против «меньшевизма», олицетворением которых были, соответственно, Ленин и Ю. О. Мартов.

Активно использоваться понятие «ленинизм» стало после ухода В. И. Ленина от дел по причине болезни (1922). С этого момента вожди РКП(б) часто употребляют его в своих публичных выступлениях на разных уровнях, вплоть до съездов и конгрессов.

Восходящее к И. В. Сталину и распространённое в научной литературе определение - Ленинизм есть марксизм эпохи империализма и пролетарской революции подразумевает, что: 1) теоретические корни ленинизма лежат в марксизме; 2) что зародился он в эпоху, когда резко ускорившееся развитие капитализма сопровождалось грандиозными социальными потрясениями, вплоть до революционного свержения прежнего строя; 3) что ленинизм при этом есть не повторение марксизма, а новое, основанное на нём учение, учитывающее изменения, произошедшие после смерти К.Маркса и Ф.Энгельса. Факт, что успешная социалистическая революция свершилась далеко не в самой развитой индустриальной державе (как полагали классики марксизма) относится к практической, доктринальной части марксизма и ленинизма, не исчерпывая всех аспектов соотношения обоих учений [13, с. 227].

В области понимания общественных явлений Ленин восстановил единство естественно-научного материализма с материализмом историческим и единство между диалектическим пониманием природы и диалектическим пониманием общественного развития, то есть истории. Настаивая на единстве диалектическо-материалистического понимания, Ленин показал, что диалектический материализм есть методология исследования и природных, и общественных явлений, конкретизируясь для последних как исторический материализм, требуя от диалектиков, чтобы они следили за развитием естественных наук.

3.2Троцкизм: общее понятие

Троцкизм - теория, представляющая собой развитие марксизма на основе взглядов, изложенных Львом Троцким и другими лидерами Левой оппозиции в 1920-1930-е годы, а также лидерами Международной левой оппозиции и Четвёртого интернационала. В качестве самоназвания также используется: большевики-ленинцы, ортодоксальные марксисты, революционные марксисты.

В настоящее время существует несколько троцкистских концепций, отличающихся, в частности, подходами к оценке роли и деятельности бюрократии в СССР. Крупнейшими теоретиками после смерти Троцкого являлись Эрнест Мандель, Тед Грант и Тони Клифф.

Джеймс Патрик Кэннон в своей книге 1942 года «История американского троцкизма» отмечал, что «троцкизм не является новым движением или новой доктриной, а лишь восстановлением, возрождением подлинного марксизма, который был развит и воплощён в жизнь русской революцией и первыми днями Коммунистического Интернационала». В подобной оценке они не одиноки среди марксистских движений XX века: подобным же образом характеризуют своё направление и их оппоненты - сталинисты и маоисты, считающие, что их вожди творчески развили марксизм-ленинизм - этот термин, однако, троцкистами не используется. Троцкизм при этом уточняет и развивает некоторые положения марксистской теории.

Ключевыми пунктами троцкистской теории являются:

·поддержка теории перманентной революции в противоположность теории двух стадий;

·упор на необходимость мировой социалистической революции в противоположность теории социализма в одной стране;

·критика отсутствия внутрипартийной демократии и Советского руководства после 1923 года;

·анализ природы политического режима в Советском Союзе и поддержка политической революции в нём;

·поддержка социалистической революции в развитых капиталистических странах через массовые действия рабочего класса;

·использование принципов переходных требований.

В настоящее время троцкистское движение представлено в мире несколькими политическими интернационалами. Наиболее крупными из них являются:

Воссоединенный Четвертый интернационал - имеет наиболее крупные секции во Франции (действует в Новой антикапиталистической партии), Швеции (Социалистическая партия), Италии (Ассоциация «Критическая левая»), Дании (действуют в Красно-зеленой коалиции), Португалии (действуют в Левом блоке), Шри-Ланке (Новая партия общественного равенства), Филиппинах (Революционная рабочая партия Минданао) и Бразилии (действует в партии «Социализм и свобода»). Является одним из инициаторов объединения «Европейские антикапиталистические левые». Лидерами Четвёртого интернационала являются Ален Кривин, Оливье Безансно, Эрик Туссен, Алан Торнетт, Франсишку Лоуса и другие. По итогам европейских выборов 2009 года, депутатом Европарламента стал представитель датской секции интернационала Серен Сендергаард, баллотировавшийся от Народного движения против ЕС[14].

Международная социалистическая тенденция (МСТ) - международное объединение, придерживающееся взглядов Тони Клиффа на природу Советского Союза. Имеет наиболее крупные секции в Великобритании (Социалистическая рабочая партия), Греции (Социалистическая рабочая партия) и Ирландии (Социалистическая рабочая партия). Ведущими теоретиками и лидерами интернационала в настоящее время являются Алекс Каллиникос, Крис Харман и другие. МСТ является одним из инициаторов объединения «Европейские антикапиталистические левые».

Комитет за рабочий интернационал (КРИ) - имеет наиболее крупные секции в Великобритании (Социалистическая партия), Ирландии (Социалистическая партия) и Германии (организация «Социалистическая альтернатива»). Долгие годы ведущим теоретиком КРИ являлся Тед Грант (до исключения в 1991 году). Одним из ведущих лидеров КРИ в настоящее время является Питер Тааф. По итогам европейских выборов 2009 года, в Европарламент прошел лидер ирландской Соцпартии Джо Хиггинс. КРИ является участником объединения «Европейские антикапиталистические левые».

Международная марксистская тенденция (ММТ) - имеет крупную секцию в Пакистане (действует в Пакистанской народной партии). Во всех странах, где действуют секции ММТ, они придерживаются тактики энтризма в массовые левые и прогрессивные партии. Ведущим теоретиком интернационала являлся Тед Грант. В настоящее время лидером ММТ является Алан Вудс.

3.3Маоизм: краткая характеристика

Маоизм - политическая теория и практика, основой которых является система идеологических установок Мао Цзэдуна. Был принят в качестве официальной идеологии КПК и КНР до его смерти в 1976 году; наряду с «теорией Дэн Сяопина» и «идеей о трех представительствах» Цзян Цзэминя по настоящее время составляет основу идеологии Компартии Китая [12, c. 344].

В 60-70-х XX в. идеи Мао Цзэдуна стали базой идейно-политического течения в рамках коммунистического и национально-освободительного движения, которое стали называть маоистским, хотя организации в рамках этого течения обычно называли себя «марксистско-ленинскими». Многие коммунистические партии Европы и Латинской Америки вслед за советско-китайским конфликтом раскололись на группы, ориентированные на СССР, и т. н. «антиревизионистские» группы, ориентированные на Китай и Албанию (в свою очередь, «антиревизионисты» пережили несколько расколов после смерти Линь Бяо, а затем Мао Цзэдуна, ареста Цзян Цин и обнародования албанским лидером Энвером Ходжей критики Мао). В настоящее время маоистские движения весьма активны во многих странах Азии и Латинской Америки. На Филиппинах и в Индии маоистские повстанцы ведут вооружённую борьбу с правительством. В Непале маоисты возглавляют правительство.

Официальная наука в КНР в состав «идей Мао Цзэдуна» включает следующие теоретические разработки:

·в области философии - в теории познания Мао определил значение общественной практики как источника познания, разработал проблемы этапов развития процесса познания, целей познания и критериев истины;

·в области политэкономии достижением Мао было объявлено учение о плановом товарном характере социализма, а также разработка вопроса о различных формах распределения при сохранении главенствующей роли распределения по труду;

·в области научного социализма Мао Цзэдуном была разработана теория «новой демократии», в которой указан «правильный путь взятия политической власти китайского образца» - «теория окружения города деревней»; разработано учение о стратегии и тактике революции;

·в области экономики - программа «новодемократической революции», предусматривавшая параллельное развитие различных общественно-экономических укладов;

·в области международных отношений - теория «трёх миров», принцип независимости и самостоятельности в международных отношениях [15, c. 187].

Критики маоизма указывают на следующие черты:

·Создание террористического подполья.

·Экспорт революций в другие страны.

·Культурная революция, направленная против традиционализма, как хаос, создаваемый и направляемый высшим партийным руководством.

·Совмещение коммунистических идей с великоханьским шовинизмом и китаецентризмом (в КНР) [16, 286].

В официальной китайской науке идеи Мао 1930-50 гг. отделены от его решений, принятых в 1960-70 гг., которые КПК признала ошибочными. В годы раскола советские пропагандисты делали акцент именно на решениях и идеях Мао незадолго до Культурной революции и самой Культурной революции. Но основное внимание они уделяли расхождениям маоизма с марксизмом-ленинизмом и характеризовали маоизм как мелкобуржуазное антимарксистское учение, создающее преграды к строительству социализма и раскалывающее мировое коммунистическое движение. Некоторые современные исследователи указывают на неадекватность такой критики.

Ошибочность взглядов Мао Цзэдуна, которая привела Китай к огромным потрясениям, экономической катастрофе и многомиллионным жертвам, была настолько очевидна, что даже Дэн Сяопин в одном из интервью признал, что идеи Мао Цзэдуна имели здравое, рациональное зерно лишь на рассвете его политической карьеры (в 30-40 гг.).

Китайские исследователи отметили объективные и субъективные причины, обусловившие появление «левых ошибок» у Мао Цзэдуна. Среди таковых были названы отрыв от реальности, от масс, подмена волюнтаристскими идеями объективного анализа реальной ситуации, опасения по поводу «возрождения капитализма» и «возникновения ревизионизма» в КНР (по аналогии с СССР, где Хрущёв подверг критике Сталина), желание сохранить «чистоту» революции, отсутствие соответствующего механизма противодействия перед лицом абсолютной власти Мао Цзэдуна.

Заключение

В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы:

·коммунизм представляет собой систему идей, ценностей и идеалов, которая выражает мировоззрение рабочего класса и его авангарда - коммунистической партии, кроме того коммунистическая идеология вооружает коммунистические партии, международное коммунистическое движение ясной программой революционного переустройства мира;

·коммунистическое учение возникло сначала в религиозной форме - царство богов, по преданию, было временем полного господства коммунизма, братскую жизнь в коммунизме вели многие жрецы античного мира, галльские друиды и еврейские пророки. Тот же режим практиковался в буддийских монастырях;

·с конца XIX века и по наше время наиболее значительными коммунистическими идеологиями являются анархо-коммунизм и марксизм. В XX веке на основе марксизма появились такие коммунистические учения, как ленинизм, троцкизм и маоизм;

·основной целью анархо-коммунизма является установление анархии (то есть безвластного общества - в смысле отсутствия иерархии и принуждения, где власть принадлежит самому обществу и осуществляется на принципах выборности и делегирования полномочий);

·Маркс отвергал идею социального консенсуса, согласно которой единство общества зиждется на социальной солидарности, и утверждал, что общество изначально нестабильно и только благодаря этому внутреннему противоречию живёт и развивается;

·основными положениями ленинизма являются империализм (высшая и последняя стадия капитализма), революции раньше всего произойдут в «слабых звеньях», то есть в неразвитых странах, для победы революции должен сложиться союз рабочих и крестьян, с руководящей ролью у первых, а также диктатура пролетариата осуществляется под руководством партии революционного авангарда;

·Маоизм представляет собой политическую теория и практика, основой которых является система идеологических установок Мао Цзэдуна.

В результате проделанной работы были достигнуты следующие задачи:

рассмотрены общие положения коммунизма, история коммунистических идей;

проанализированы современные коммунистические идеи возникшие в конце XXI века;

проанализированы современные коммунистические идеи возникшие в XX веке.

Литература

.Мийон-Дельсоль, Ш. Политические идеи XX века / Ш. Мийон-Дельсоль - М., 1995. - с. 103.

2.Бабосов, Е.М. Основы идеологии современного государства / Е.М. Бабосов - Мн., 2004. - с. 276

.Яскевич, Я.С. Основы идеологии белорусского государства / Я.С. Яскевич - Мн., 2004. - с. 341

.Матусевич, Е.В. Современные идеологические концепции и доктрины. Основы идеологии белорусского государства: Учеб. пособие для вузов / Е.В. Матусевич - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004 - с. 384

.Дамье, В. В. Очерки по истории анархических идей и статьи по разным вопросам / В.В. Дамье - М: 1991 - с. 482

.Кропоткин, П. А. Хлеб и воля. современная наука и анархия / П.А. Кропоткин - М.: Правда, 1990 - c. 184.

.Дамье, В. В. Атомизация общества и социальная самоорганизация: Российский контекст / Рабочие в России: исторический опыт и современное положение / В.В. Дамье - М.: Едиториал УРСС, 2004 - с. 359

.Грав, Ж. Будущее общество / Ж. Грав - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009 - с. 257

.Платонов, С. После коммунизма. / В. Аксёнов, В. Криворотов, С. Чернышёв - М.: Молодая гвардия, 1989 - с. 395

.Фромм, Э. Марксова концепция человека / Э. Фромм - М.: «Республика», 1992. - с. 548

.Андерсон, П. Размышления о западном марксизме (монография) / П. Андерсон - М.: Интер-Версо, 1991. - 271 с.

.Грицанов, А. А. Новейший философский словарь. Научное издание / А.А. Грицанов - Минск: В. М. Скакун, 1998. - 896 с

.Вольфсон, М. Ленинизм / Малая советская энциклопедия / М. Вольфсон - 1929. - Т. 4. - с. 578.

.Сабадо, Ф. Крайне правые теснят неолибералов. Итоги выборов в Европарламент / Ф. Сабадо - 2009.

.Богословский, В. А. и др. Великодержавная политика маоистов в национальных районах КНР В.А. Богословский - М.: Политиздат, 1975 - c. 245

.Кузьмин, С. Л. Скрытый Тибет: история независимости и оккупации / С.Л. Кузьмин - С.-Петербург: изд. А. Терентьева, 2010 - с.474

Похожие работы на - Современные версии коммунистических идей

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!