Эксперимент в социологии
Министерство
образования и науки РФ
Федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
«Тюменский
государственный нефтегазовый университет»
Кафедра
«Социологии и Политологии»
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По
дисциплине «Социология»
На
тему: «Эксперимент в социологии»
План
Введение
. Понятие
эксперимента в социологии. Классификация. Типы
2. Методика
проведения эксперимента
. Выравнивание
условий эксперимента
. Программа
и инструментарий эксперимента
Список
использованной литературы
Введение
Эксперимент - специфический
метод, основанный на контролируемом взаимодействии исследователя с исследуемым
объектом в заранее заданных условиях. В эксперименте можно получить информацию
в искусственно созданной обстановке, что отличает этот метод от обычного
наблюдения.
В качестве объектов социологических
экспериментов выступают различные социальные группы
<#"807673.files/image001.gif">
Рис. 1. Воздействие СМИ на рост
социальной напряженности
Полученная в ходе эксперимента
информация об изменении показателей изучаемого объекта способствует уточнению,
опровержению или подтверждению исходной гипотезы исследования.
Экспериментальный метод позволяет получать достоверные результаты, которые
можно успешно применять в практической деятельности, например для повышения
эффективности функционирования социальных групп, организаций, институтов.
Однако в процессе применения экспериментального метода важно учитывать не
только достоверность данных, но и моральные и правовые нормы, а также интересы
и стремления людей, участвующих в исследовании.
Обычно (в реальном эксперименте) эта
проверка производится путем вмешательства экспериментатора в естественный ход
событий: он создает или изыскивает определенную ситуацию, приводит в действие
гипотетически. Причину и наблюдает за изменениями в ситуации, фиксирует их
соответствие или несоответствие предположениям. Эксперимент как
исследовательско-преобразовательная деятельность <http://sociologicheskaya.academic.ru/295/%D0%94%D0%95%D0%AF%D0%A2%D0%95%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%9E%D0%A1%D0%A2%D0%AC>
является формой практики, и его результаты применимы в качестве критерия
истины. Но для достижения такой силы доказательства эксперимент <http://sociologicheskaya.academic.ru/1394/%D0%AD%D0%9A%D0%A1%D0%9F%D0%95%D0%A0%D0%98%D0%9C%D0%95%D0%9D%D0%A2>
должен соответствовать требованиям, удовлетворение которых в социологии крайне
трудно. Во-первых, требуется достичь внутренней валидности эксперимента -
уверенности в том, что именно изучаемый фактор
<http://sociologicheskaya.academic.ru/1289/%D0%A4%D0%90%D0%9A%D0%A2%D0%9E%D0%A0>,
является причиной зарегистрированного изменения. Во-вторых, требуется достичь
внешней валидности эксперимента - уверенности в том, что полученные выводы
можно распространять на вне экспериментальные ситуации, что выявленная
зависимость является закономерной для аналогичных условий.
Эксперимент основывается на
разработке определенной гипотетической модели рассматриваемого явления. В
последнем выявляются основные взаимосвязанные параметры и их связи с др.
явлениями. На основе этой модели изучаемое явление описывается как система
переменных, среди которых выделяются независимая переменная (экспериментальный
фактор), подчиненная управлению экспериментатором и выступающая в качестве
гипотетической причины определенных изменений в зависимой переменной. Не
экспериментальными переменными являются свойства и отношения, имеющие
существенное значение для изучаемого явления, но т.к. их влияние в данном
эксперименте не исследуется, оно должно быть нейтрализовано (изолировано или
поддержано константным). Экспериментальное доказательство объяснительной
гипотезы основывается на логических схемах, разработанных Д.С. Миллем в 1843г.
В социальных науках наиболее часто применяется метод единственного различения,
заключающийся в сравнении двух сложных явлений, отличающихся лишь тем, что в
первом из них присутствует некая гипотетическая причина, а в другом она
отсутствует. Гипотеза считается доказанной, если в первой системе вследствие
воздействия экспериментального фактора наблюдается определенное изменение
<http://sociologicheskaya.academic.ru/371/%D0%98%D0%97%D0%9C%D0%95%D0%9D%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%95>,
которое во второй системе отсутствует. Сам Милль, а также О. Конт, Э. Дюркгейм,
М. Вебер и др. отрицали возможность применения экспериментального метода в
изучении соц. явлений, считая последние слишком сложными и изменчивыми для
выявления четких причинных зависимостей. Поэтому эксперимент как метод эмпирического
исследования применялся до 20-хгг. XX в. почти лишь для природных и
искусственных объектов. Начиная с 20-хгг., постепенно расширялось применение
эксперимента в социальных науках.
Проводимые в соц. сфере эксперименты
различаются:
1) По характеру объекта и
предмета исследования;
) По специфике
поставленной задачи;
) По характеру
экспериментальной ситуации;
) По логической
структуре доказательства гипотезы.
По характеру объекта исследования
различаются реальные и мысленные эксперименты. Для реального эксперимента
характерно целенаправленное вмешательство в действительность, проверка
объяснительных гипотез путем планомерного изменения условий соц. деятельности.
В мысленном эксперименте проверке гипотез подвергаются нереальные явления, а
информация <http://sociologicheskaya.academic.ru/426/%D0%98%D0%9D%D0%A4%D0%9E%D0%A0%D0%9C%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%AF>
о них. Как реальные, так и мысленные эксперименты приводятся обычно не на
генеральной совокупности объектов исследования, а на модели (соответственно, на
натурной или знаковой модели) - на репрезентативной выборке. Среди мысленных
экспериментов следует различать эксперимент на математической модели, др.
приемы экспериментального анализа ранее собранной информации и эксперимент
экспостфактум <http://sociologicheskaya.academic.ru/1393/%D0%AD%D0%9A%D0%A1%D0%9F%D0%95%D0%A0%D0%98%D0%9C%D0%95%D0%9D%D0%A2_%D0%AD%D0%9A%D0%A1-%D0%9F%D0%9E%D0%A1%D0%A2%D0%A4%D0%90%D0%9A%D0%A2%D0%A3%D0%9C>.
По характеру предмета исследования различаются эксперименты, направленные на
проверку предполагаемых причинных зависимостей внутри определенной сферы
(производство
<http://sociologicheskaya.academic.ru/953/%D0%9F%D0%A0%D0%9E%D0%98%D0%97%D0%92%D0%9E%D0%94%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%9E>,
обслуживание, образование <http://sociologicheskaya.academic.ru/752/%D0%9E%D0%91%D0%A0%D0%90%D0%97%D0%9E%D0%92%D0%90%D0%9D%D0%98%D0%95>
и т.п.) или определенного вида социальной деятельности (организационной,
правовой, социально-психологической и т.п.).
Выделяются также собственно
социологические эксперименты, направленные на проверку причинно-следственных
связей между параметрами различных сфер, видов и аспектов деятельности, с
конечной целью выявить закономерности, пронизывающие всю деятельность данного
соц. субъекта. По специфике поставленной задачи различаются научные и
прикладные, проективные и ретроспективные, одно факторные и многофакторные
эксперименты. Научные эксперименты нацелены на приобретение нового знания,
прикладные - на получение практического (экономического, социального и пр.)
эффекта.
Эти две функции тесно взаимосвязаны,
один и тот же эксперимент является обычно и элементом исследования, и элементом
управления. Но в преимущественно научном эксперименте основным критерием его
результативности является надежность выводов, в преимущественно прикладном -
достижение определенного реального эффекта. В качестве разновидности научного
эксперимента следует выделить методический эксперимент, в котором доминирует
функция
<http://sociologicheskaya.academic.ru/1317/%D0%A4%D0%A3%D0%9D%D0%9A%D0%A6%D0%98%D0%AF>
проверки эффективности определенных процедур и приемов эмпирического
исследования. Проективные эксперименты направлены в будущее: исследователь
проектирует проявление определенных следствий, вводя в действие определенные
причины. Как особую разновидность проективного эксперимента можно выделить
созидательный эксперимент, нацеленный на проверку проекта принципиально новых
управленческих решений.
Реальный эксперимент является всегда
проективным, мысленный - обычно ретроспективным, направленным в прошлое,
-исследователь анализирует информацию о совершившихся событиях, пытается
проверить гипотезы о причинах, вызвавших наличные следствия. Мысленные
эксперименты могут быть и проективными, если они используются для
прогнозирования будущих событий и если их выводы проверяются реальными
экспериментами и др. методами исследования. В однофакторном эксперименте
проверяется гипотеза
<http://sociologicheskaya.academic.ru/225/%D0%93%D0%98%D0%9F%D0%9E%D0%A2%D0%95%D0%97%D0%90>
о следствиях воздействия одной независимой переменной, в многофакторном -
целого комплекса переменных в их взаимодействии. Реальные многофакторные
социальные эксперименты в виду их сложности очень редки. Мысленные эксперименты
являются часто многофакторными, в первую очередь, эксперименты на математических
моделях. По характеру экспериментальной ситуации различаются контролируемые и
не контролируемые, лабораторные и полевые эксперименты. На результаты не
контролируемых экспериментов оказывают влияние не экспериментальные факторы.
Характер и степень их влияния при этом малоизвестны, часто остается неизвестной
и сама природа этих факторов. Научно достоверный результат достигается в
подобных экспериментах путем повторных опытов в различных условиях и с
различными группами испытуемых, чтобы достичь взаимное погашение влияния
побочных факторов. Контролируемый (идеальный, чистый, классический) эксперимент
предполагает выравнивание прочих условий на экспериментальном и контрольном
объектах, кроме воздействия экспериментального фактора, и периодические измерение
<http://sociologicheskaya.academic.ru/377/%D0%98%D0%97%D0%9C%D0%95%D0%A0%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%95>
значений как экспериментальных, так и не экспериментальных переменных.
Контролем всех основных переменных обеспечивается повторяемость эксперимента.
Контролируемый социологический эксперимент практически невозможен, но имеет
существенное значение как идеал внутренней валидности эксперимента. В
лабораторном эксперименте пытаются искусственно создать условия, максимально
приближенные как к задачам исследования, так и к реальной ситуации. Этим
увеличиваются возможности контроля над переменными. Но выигрыш в обеспечении
внутренней валидности эксперимента может означать проигрыш во внешней
валидности - с большим трудом добытый "чистый эффект <http://sociologicheskaya.academic.ru/1418/%D0%AD%D0%A4%D0%A4%D0%95%D0%9A%D0%A2>"
определенного фактора может оказаться довольно далеким от реальных условий, от
закономерностей реального социального поведения.
В полевом эксперименте ситуация
воздействия экспериментального фактора близка к естественным условиям, но и
гораздо менее контролируема. Среди полевых экспериментов различают активно
направленные и естественные. Активно направленным является эксперимент, в
котором исследователь вводит в действие экспериментальный фактор, приводящий,
по его гипотезе, к определенным следствиям. В естественном эксперименте
воздействие экспериментального фактора вызвано самим ходом событий. По
логической структуре доказательства гипотезы, различаются параллельные и
последовательные эксперименты. В параллельном эксперименте доказательство
опирается на сравнение
<http://sociologicheskaya.academic.ru/1139/%D0%A1%D0%A0%D0%90%D0%92%D0%9D%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%95>
состояний двух объектов исследования, экспериментальной и контрольной группы.
Экспериментальной является группа
<http://sociologicheskaya.academic.ru/248/%D0%93%D0%A0%D0%A3%D0%9F%D0%9F%D0%90>,
на которую оказал воздействие экспериментальный фактор, контрольной - та
группа, где его воздействия не было. Во всем остальном условия деятельности этих
групп выравнены, выравнен и состав групп.
Если в экспериментальной группе
после воздействия исследуемого фактора наблюдаются определенные изменения, а в
контрольной группе - нет, гипотезу можно считать подтвержденной. В
последовательном эксперименте контрольная группа отсутствует. Одна и та же
группа выступает в качестве контрольной до введения экспериментального фактора
и в качестве экспериментальной группы после его введения. Доказательство
гипотезы опирается в этом случае на сравнение состояний исследуемого объекта до
и после воздействия изучаемого фактора. Обе логические структуры доказательства
гипотезы имеют конкретные разновидности.
2. Методика проведения
эксперимента
Одним из хорошо известных в
социологии методов сбора первичной информации является социальный эксперимент.
Основной задачей его применения является необходимость практического
апробирования теоретически установленных причинно-следственных закономерностей.
Вместе с тем, эксперимент следует рассматривать как метод проверки научной гипотезы.
В данном случае цель социального эксперимента заключается в выявлении
устойчивой реальной закономерности в виде четко выраженной
причинно-следственной взаимозависимости признаков социальных объектов.
Наиболее полное определение
эксперимента дано в «Рабочей книге социолога»: «Эксперимент в социологии - это
способ получения информации о количественном и качественном изменении
показательной деятельности и поведении объекта в результате воздействия на него
некоторых управляемых и контролируемых факторов».
Необходимость применения
социального эксперимента возникает тогда, когда нужно решить задачи, связанные
с реакцией какой-либо социальной группы на вводимые внутренние или внешние
факторы, если эти задачи не могут быть решены другим путем.
Общая логика эксперимента
заключается в том, чтобы при помощи выбора некоторой экспериментальной группы
(или групп) и помещения ее в необычную экспериментальную ситуацию (под
воздействием определенного фактора) проследить направление, величину и
устойчивость изменения интересующих социолога характеристик, которые называются
контрольными.
Самое главное в социальном
эксперименте - создание соответствующих условий (имеется в виду оптимальный
выбор экспериментальных факторов). В качестве контрольных выбираются факторы
(характеристики), самые важные с точки зрения изучаемой проблемы, создания
экспериментальной ситуации. В свою очередь изменение контрольных характеристик
должно зависеть от тех характеристик экспериментальной группы, которые вводятся
или изменяются самим исследователем. Такие характеристики называются
факторными. Характеристики, не имеющие значения, с точки зрения решения задач
исследования, называются нейтральными.
Виды эксперимента и
методы отбора экспериментальных групп.
Эксперименты различаются как по
характеру экспериментальной ситуации, так и по логической структуре.
По характеру экспериментальной
ситуации эксперименты подразделяются на полевые (объект находится в привычных,
естественных условиях) и лабораторные (искусственное формирование групп,
помещение их в специально создаваемые условия),
По логической структуре
доказательства гипотез различают линейный и параллельный эксперименты.
При линейном эксперименте
анализу подвергается одна и та же группа, являющейся и контрольной (в
первоначальном состоянии), и экспериментальной (в состоянии после
эксперимента).
В параллельном
эксперименте одновременно участвуют две группы: контрольная и
экспериментальная. Их состав должен быть одинаков по контрольным и нейтральным
характеристикам, причем, характеристики в контрольной группе остаются
постоянными, а в экспериментальной - изменяются. По окончании эксперимента
контрольные характеристики двух групп сравниваются. Затем делаются заключения о
причинах и объемах положительных или отрицательных изменений в объекте исследования.
Сама логика построения и
осуществления социального эксперимента может быть представлена следующей
структурой:
. Определение цели
эксперимента.
. Выбор объекта (контрольной и
экспериментальной групп).
. Определение предмета
исследования.
. Выбор контрольных, факторных
и нейтральных признаков.
. Определение условий
эксперимента и создание экспериментальной группы.
. Определение задач.
. Выбор способов контроля
протекания эксперимента.
. Определение методов проверки
эффективности эксперимента.
Логика эксперимента всегда
подчинена поиску причин, характера изменения интересующего исследователя
социального явления или процесса.
Типологизация социальных
экспериментов представлена в таблице 1.
Таблица 1 Типы социальных
экспериментов
Основные
деления
|
Типы
|
I.
Специфика задач.
|
1.Научно-исследовательские;
2.Практические.
|
II.
Характер экспериментальной ситуации.
|
1.Полевые;
2.Лабораторные.
|
III.
Логическая структура доказательства гипотезы.
|
1.Параллельные;
2.Последовательные.
|
IV.
Характер объекта.
|
1.Социальный;
2.Педагогический; 3.Экономический и т.д.
|
Приведем пример социального
эксперимента в области физической культуры и спорта.
Цель эксперимента - выявить
влияние различных стилей руководства деятельностью студентов (авторитарного и
демократичного) на занятиях по физическому воспитанию на их двигательную
активность. Контрольная и экспериментальная группы организовывались с учетом
цели и задач исследования. Предмет исследования - эффективность занятий по
физическому воспитанию в условиях различного стиля руководства деятельностью
студентов. Контрольными характеристиками в данном исследовании выступает
уровень двигательной активности студентов на занятиях, факторными - различные
стили руководства. Нейтральными могут выступать качество выполнения
двигательных действий. Экспериментальная ситуация задается проведением занятий
в контрольной и экспериментальной группах различными стилями руководства.
Гипотезой, положенной в
основание данного социального эксперимента явилось предположение о том, что
применение демократического стиля руководства деятельностью студентов на
занятиях по физическому воспитанию, предусматривающего некоторую свободу выбора
видов двигательной активности, приведет к повышению двигательной активности.
В заключение отметим, что
современная практика показывает, что экспериментальные исследования являются
надежным методом сбора информации и научного анализа.
. Выравнивание условий
эксперимента
Выравнивание условий относится
ко всем объектам, участвующим в опытах: экспериментальным и контрольным.
Возможны эксперименты и без контрольного объекта, повторяющиеся несколько раз.
Тогда выравниванию подлежат условия экспериментальных объектов в каждой серии
опытов.
Прежде чем приступить к
выравниванию условий, надо выделить характеристики, предположительно влияющие
на ожидаемое следствие. Это требует предварительного анализа проблемы при
разработке программы исследования. Все эти характеристики потенциально представляют
собой экспериментальные переменные. Но в каждом отдельном опыте проверяется
воздействие только одного из выделенных факторов, а остальные подлежат
выравниванию.
В первую очередь выравнивают
основные параметры общей социальной ситуации, такие, как тип поселения, отрасль
производства, этническая и культурная среда, временной интервал и другие
особенности, равноприложимые ко всем объектам изучаемого процесса.
Основные приемы выравнивания
индивидуальных характеристик в случае, когда единицы наблюдения - индивиды,
следующие.
. Точечное выравнивание
применяют в опытах с малыми группами. Процедура сводится к подбору индивидов в
подлежащих выравниванию группах по единым признакам, выделенным как
существенные, таким, например, как: а) возраст; б) семейное положение; в) пол;
г) постоянное место жительства и т.д. Тогда при выравнивании в
экспериментальной и контрольной группах каждому индивиду в первой группе должен
быть найден аналог во второй: Иванову, студенту 3 курса, 20 лет, неженатому,
иногороднему должен соответствовать Петров с точно такими же данными. Такой
способ эффективен для малочисленных групп, поэтому применяется, как правило, в
лабораторных экспериментах и крайне редко - в полевых исследованиях.
. Частотное выравнивание
предполагает сопоставление существенных признаков в опытной и контрольной
группах в пропорциях, средних величинах и т.д., в соответствии с аналогичными
показателями генеральной совокупности (см. табл. 2)..
При этом возникает опасность,
что может быть разное сочетание значений выделенных признаков в опытной и
контрольной группах, отличающееся и от их распределения в генеральной
совокупности. Например, если в качестве опытной и контрольной групп берутся,
допустим, по одной группе юридического и бухгалтерского факультетов, то в них
может быть разное соотношение мужчин и женщин, или городских и иногородних,
отличающееся от распределения этих параметров во всей генеральной совокупности,
т.е. среди всех студентов академии.
Таблица 2 Частотное
выравнивание индивидуальных характеристик в контролируемом эксперименте (в %)
Характеристика,
подлежащая выравниванию
|
Генеральная
совокупность (студенты академии)
|
Группа
|
|
|
Экспериментальная
|
Контрольная
|
Пол
|
Мужской
|
42
|
40
|
40
|
Женский
|
58
|
60
|
60
|
Местожительство
|
Городские
|
75
|
75
|
75
|
Иногородние
|
25
|
25
|
25
|
. Выравнивание по квоте,
применяемое часто в больших выборках, позволяет устранить недостатки
предыдущего метода. В этом случае сопоставляют группы по пропорциональному
представительству признаков, взятых в жестких сочетаниях (квотах), как показано
в табл. 3
Таблица 3 Выравнивание
индивидуальных характеристик в контролируемом эксперименте методом квоты (в %)
Квота
характеристик, подлежащая выравниванию
|
Группа
|
|
экспериментальная
|
Контрольная
|
Мужчины
- юристы III курса, городские, возраст 20 лет
|
10
|
10
|
Женщины
- юристы III курса, городские, возраст 20 лет
|
15
|
15
|
. Случайно-механическое
выравнивание используется при массовых экспериментах, на крупных объектах,
когда отбор индивидов производится по правилам случайной бесповторной выборки.
Однако данный прием не годится для небольших групп.
Разновидность контролируемых
натурных экспериментов - рандомизация (от английского random - случайность),
которая позволяет устранить или минимизировать воздействие неконтролируемых
"случайных" факторов.
Используя значительное число
экспериментальных и контрольных объектов или проводя многочисленные
эксперименты, рандомизация позволяет "гасить" влияние
неконтролируемых (фоновых) воздействий, если они не являются систематическими.
Тогда экспериментальный эффект оценивается обычным исчислением значимости
средних по критериям состояния "до - после" на экспериментальных и
контрольных объектах, а степень значимости выявленных закономерностей
определяется с помощью корреляционного анализа.
Довольно плодотворным методом
социологического исследования может быть мысленный эксперимент, или
квазиэксперимент. Своеобразие его в том, что вместо манипуляций с реальными
объектами мы оперируем с информацией о совершившихся событиях.
В натурном эксперименте
исследователь проектирует предполагаемые события, воздействуя на
экспериментальный объект их гипотетическими причинами. В мысленном же
эксперименте ход рассуждений обратный: от наличных следствий к возможным
причинам. Такой экспериментальный ход называется ретроспективным анализом или
экспериментом "ex-post-facto".
Например, можно ретроспективно
проверить предположение о том, что характер творческой деятельности студента
существенно влияет на направления его последующей карьеры (вспомним Жванецкого:
"Мы с Ильченко и Карцевым кончили Одесский институт инженеров водного
транспорта. Понятно, что это за институт, если посмотреть, каких специалистов
он выпускает"). В данном случае, проверяем, насколько участие студента в
научных исследованиях определяет его дальнейшую карьеру в сфере науки. Для этого
из списка выпускников вуза выбираем тех, кто сделал карьеру в научной сфере -
защитил диссертацию, работает в вузе или научно-исследовательском институте и
т.д. Затем проверяем их наличие в списках участников НИРС в те года, когда они
учились в институте. Если доля участвовавших в НИРС среди этой группы будет
существенно выше, чем в среднем по контингенту студентов вуза, то, очевидно,
сделанное предположение обоснованно.
. Программа и инструментарий
эксперимента
Программа эксперимента
представляет собой описание экспериментально проверяемой гипотезы и процедур ее
проверки (системы переменных, экспериментального фактора, ситуации (условий)
эксперимента, экспериментальной и контрольной групп, инструментария
эксперимента).
В инструментарий эксперимента
входят протокол, дневник и карточка наблюдения.
Главным результирующим
документом экспериментального метода является протокол эксперимента, в котором
должны быть отражены следующие позиции:
. Наименование темы
эксперимента.
. Точное время и место его
проведения.
. Четкая формулировка
проверяемой гипотезы.
. Содержание экспериментального
фактора.
. Характеристика зависимых
переменных и их индикаторов.
. Сущностное описание
экспериментальной группы.
. Характеристика контрольной
группы и принципов ее отбора
. Описание экспериментальной
ситуации.
. Характеристика условий
эксперимента.
. Ход эксперимента, т.е. его
обстановка:
А) до введения
экспериментального фактора;
Б) в процессе его ввода;
В) после его введения;
Г) после окончания
эксперимента.
. Оценка чистоты эксперимента и
использованного инструментария.
. Прочие выводы.
. Данные о составителях
протокола и степени их согласия.
. Дата подписания протокола.
Поскольку экспериментальный
метод сложнее других, зачастую в его применении допускаются ошибки. Назовем
некоторые, наиболее распространенные:
. Эксперимент проводится для
получения информации, которая может быть получена иными, более простыми
способами.
. За эксперимент выдается
включенное или стандартизированное не включенное наблюдение.
. Нет органической связи
проведенного эксперимента с целью, задачами и гипотезами исследования.
. Допущена двусмысленность или
иная существенная значимая неточность в формулировке гипотезы, вынесенной на
экспериментальную проверку.
. Неправильно построена
теоретическая система переменных, перепутаны причины и следствия.
. Экспериментальный фактор
(независимая переменная) выбран произвольно, без учета того, что он должен
играть роль детерминанты и поддаваться управлению со стороны исследователя.
. Независимая и зависимая
переменные не нашли адекватного отражения в эмпирических индикаторах.
. Недооценено воздействие на
зависимые переменные факторов, не входящих в независимую переменную.
. Экспериментальная ситуация
четко не определена, в силу чего эксперимент проводится с нарушением его
условий.
. Субъективные оценки
экспериментальной ситуации преобладают над объективными характеристиками.
. В ходе эксперимента
выяснились такие важные свойства экспериментальной группы, которые не были
известны до его начала.
. Контрольная группа не
представляет собой аналога экспериментальной группы по существенным для
исследования параметрам
. Контроль за ходом
эксперимента был ослаблен и \ или неэффективен.
. Инструментарий эксперимента
нацелен лишь на фиксацию определенных данных (по типу инструмента наблюдения),
а не на соблюдение чистоты эксперимента.
. Выводы экспериментаторов
подстраиваются (подгоняются) под гипотезу без достаточных на то оснований.
социальный эксперимент спорт
Использованная литература
1. Рывкина Р.В.,
Винокур А.В. Социальный эксперимент. Новосибирск, 1966;
2. Куприян
А.П. Методологические проблемы социального эксперимента. М., 1971;
. Куприян
А.П. Проблема эксперимента в системе общественной практики. М., 1981;
4. Рабочая
книга социолога. М., 1983, Ядов В.А. Социологическое исследование: методология
<http://sociologicheskaya.academic.ru/643/%D0%9C%D0%95%D0%A2%D0%9E%D0%94%D0%9E%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98%D0%AF>,
программа, методы. М., 1987;
. Вихалемм
П.А. Эксперимент в социологическом исследовании // Методы сбора информации в
социологическом исследовании. Кн.2. М.,1990;
. Андреенков
В.Г. Методы сбора данных// Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова
Г.В., Москвичева Л.Н.). М., 1996. П.А. Вихалемм.