Фанаты и болельщики в футболе: особенности социальных общностей

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,34 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Фанаты и болельщики в футболе: особенности социальных общностей

Министерство образования Российской Федерации

Волгоградский государственный технический университет

Кафедра истории, культуры и социологии










Реферат по социологии

на тему: Фанаты и болельщики в футболе: особенности социальных общностей


Выполнил:

студент группы АТ-113

Кавтаскин В.И.





Волгоград 2013

Введение

Подбирая тему для семестровой работы по социологии, я думал не об одном варианте. Этот предмет рассматривает множество разнообразных сфер жизни общества и зачастую поднимает на рассмотрение весьма злободневные вопросы. Мой интерес пробудили несколько тем, описывающих современные общественные явления. Но среди них я выбрал именно тему болельщиков и фанатов в футболе, так как с этим явлением я имел непосредственный контакт.

Если говорить о нашем городе, ещё не так давно футбольная команда Ротор переживала определённый кризис. По причинам, которые до сей поры вызывают споры, команда вылетела из премьер-лиги, вследствие чего потеряла много болельщиков. Но постепенно, шаг за шагом, клуб начал выбираться из «ямы», набирая популярность у зрителей. Сегодняшняя посещаемость, полностью заполненные трибуны в дни главных матчей, удивляют тех болельщиков, кто не оставил «Ротор» и во времена упадка. Именно они сегодня вправе называть себя фанатами.

Огромное количество людей на стадионе кажется таким однообразным, одним целым. Но среди них выделяются определённые группы. В первую очередь, это вышеупомянутые фанаты. Они намеренно отделяют себя от остальных болельщиков как идеологически, имея собственные взгляды на происходящее на стадионе, так и территориально, располагаясь на отдельном секторе от остальных болельщиков. Первое, что требуют фанаты друг от друга - это преданность, верность футбольному клубу, который они поддерживают. Девиз - пройти огонь, воду и медные трубы вместе с любимой командой. Посещение домашних матчей обязательно, не смотря на то, как в этот момент играет команда - проигрывает подряд не первый матч или ведёт беспроигрышную серию. Желательны поездки на гостевые игры команды - «выезда».

Сегодняшний интерес к матчам команды вызван не только сдвигами в игре в лучшую сторону. Среди молодёжи стало модным ходить на сектор стадиона, в особенности на фанатский сектор. Это и есть вторая группа болельщиков, известное явление в фанатском движении, так называемые «шарфисты». «Вообще шарфистом зовется тот, кто напропалую накупает символику какого-либо клуба и носит ее, не проникнувшись при этом идеологическим духом команды. Шарфистам в большинстве случаев плевать на историю футбольного клуба, ривалы и тому подобные «святые» для фирмачей вещи. Он - что-то вроде кузьмича, однако при этом пытается себя позиционировать как ультрафанат». [3] «Шарфисты» являются пассивной частью футбольных болельщиков, в отличие от фанатов.

И, наконец, третья, на мой взгляд, категория лиц, посещающих футбольные матчи. Это так называемые «кузьмичи». Айваз Маннанов в своей книге даёт этому термину следующее определение. «Болельщики, не принимающие участия в акциях фанатских группировок и не участвующие в драках. Люди среднего и старшего возрастов». Это основная масса болельщиков.

Это результаты моего личного «исследования», мои собственные наблюдения. Я решил поместить эту информацию именно во введение, так как она раскрывает моё отношение к выбранной теме, даёт начальное ознакомление с вопросом. Остальная часть работы с опорой на профессиональные, научные источники подтверждает мою точку зрения и описывает нюансы рассматриваемого явления.

Цель

Делая эту семестровую работу, я поставил перед собой цель ознакомить читателя явлением болельщиков и фанатов в нынешней массовой культуре.

Моей целью, естественно, не является настолько глубоко описать тему футбольного фанатизма, как сделал это автор книги «Я фанат». Но я должен выбрать основной материал, который ознакомит читателя с этой проблемой.

Задачи


1. Историографическая справка

На мой взгляд, футбольные болельщики появились тогда, когда появился сам футбол. Ведь сложно устоять от азарта при просмотре сложного, интересного матча. Подсознательно происходит выбор стороны, и болельщик переживает игру вместе со своей командой.

Но откуда, когда и почему появились фанаты, выяснить не так уж просто, хотя весьма интересно. Обратимся с этим вопросом к Википедии, свободной энциклопедии.

«Как и сам футбол, истоки околофутбольного насилия берут своё начало в Британии. Английский футбол знаком с инцидентами, связанными с футбольными беспорядками, начиная с XIX века. Уже в те времена поклонники команд и сами игроки нередко сходились «стенка на стенку» после окончания игры. Однако, футбольное хулиганство в том виде, в котором оно существует по сей день, начало зарождаться в Великобритании в конце 1950-х годов.

Рабочая молодёжь окраин больших городов Англии, не имея средств на дорогие развлечения, выбрала вполне доступный - футбол. Постепенно им стало недостаточно поддержки команды на домашних матчах, а с началом поддержки своих клубов на гостевых поединках возникли первые проблемы.

В середине 1960-х годов трибуны английских стадионов примерно на 70 % состояли из тех, кто отождествлял себя с футбольным насилием. Каждый второй матч заканчивался серьёзными потасовками, некоторые районы городов на время матчей превращались в запретные зоны. Из одного города в другой с чётко определённой целью выявить сильнейшего выезжало от 400 до 7000 человек. Вследствие этого тысячи обычных поклонников игры стали держаться подальше от стадионов, а телетрансляции стали для них единственной альтернативой посещению матчей.

Ситуация не улучшилась, когда телевидение, помимо самой игры, стало демонстрировать массовые драки с участием болельщиков. Это не только воодушевляло хулиганов, но и являлось новым средством общественной огласки и саморекламы. Аналогичная ситуация наблюдалась и в прессе - коллекционирование газетных заметок стало настоящим увлечением для многих фанатов.

Ситуация требовала вмешательства властей, и реакция последовала. Были значительно ужесточены законы, регулирующие правопорядок; на самых отъявленных и опасных для общества хулиганов заводились специальные картотеки. Многие из хулиганов оказались за решёткой, другие отделались пожизненными запретами на посещение футбольных матчей. Полиция внедряла своих людей в фанатскую среду, выявляя лидеров и предотвращая возможные пересечения враждующих группировок на корню. Наконец, развивающиеся технологии позволили оборудовать стадионы и прилежащие к ним территории камерами видеонаблюдения, что в значительной степени повышало вероятность хулиганов быть опознанными и впоследствии арестованными.

В конце 1970-х - начале 1980-х годов внутренняя проблема Англии переступила границы и приняла общеевропейский масштаб. Довольно успешная игра английских клубов в Еврокубковых турнирах раз за разом привлекала все большее и большее количество британцев, желавших посмотреть игру своих земляков на выезде. Флагманами английского выездного движения стали фанаты «Ливерпуля», которые постепенно стали прививать европейцам свой «стиль поддержки клуба», включая побоища и погромы во всех городах, где волей жребия выпадало играть их клубу.

Дело дошло до того, что после трагических событий, произошедших в 1985 году на бельгийском стадионе «Эйзель», где на финальном матче Кубка Европейских Чемпионов между клубами «Ювентус» и «Ливерпуль» в результате футбольных беспорядков погибло 39 болельщиков, УЕФА отстранила на 5 лет все английские клубы от участия в еврокубках, а «Ливерпуль» был отстранён на год сверх этого срока.

Так как игра транслировалась в прямом эфире, картина разыгравшейся трагедии обошла практически весь мир. В результате жесточайших мер, принятых властями Англии, многие хулиганские группы прекратили своё существование, другие же, придя в шок от увиденного на экранах, сами вернулись к нормальной жизни. Постепенно движение затухало, и причин этому было несколько. Первой и, наверное, самой главной являлась социальная переориентация молодёжи. В начале 1990-х годов Британию захватила танцевальная рейв-культура с обилием наркотиков, которая вывела хулиганское движение из моды. Немаловажную роль в постепенном остывании движения сыграла и трагедия, произошедшая на шеффилдском стадионе «Хиллсборо» 15 апреля 1989 года, где в результате давки погибло 96 ливерпульских болельщиков. Англия пережила шок, некоторое время люди попросту боялись ходить на стадионы.

На современном этапе английский «околофутбол» приобрёл отчётливые черты так называемого стиля «Casuals» (то есть обычный). Основным принципом любого английского фаната является незаметность, отсутствие клубных цветов в одежде, символики, выделяющейся из общей массы внешности.

Пересечения враждующих группировок проходят вдали от стадионов и в большинстве случаев заранее оговариваются в Интернете или же по телефону. Фанаты стали мобильнее и бдительнее. Изменения в структуре английского общества привели в движение большее количество довольно состоятельных и образованных молодых людей, которые придали ему большую закрытость и расчётливость. Проводимые акции планируются неделями и просчитываются до каждой детали, ведутся информационные войны, проводятся отвлекающие манёвры. Учитывая современные технические возможности английской полиции, до сих пор считающей одним из приоритетных направлений борьбу с околофутбольным насилием, эти меры в той или иной степени просто помогают английским хулиганам выжить.

Единственной отдушиной для англичан являются выездные матчи в Европе, однако и там после нашумевшей высылки в 1993 году из Нидерландов 1100 английских фанатов представители Туманного Альбиона стали вести себя более сдержанно». [2]

Теперь, зная об истоках фанатского движения, поинтересуемся историей этого явления в нашей стране. Для этого предлагаю обратиться к книге Айваза Маннанова «Я - фанат».

«В тридцатые - сороковые годы прошлого столетия болельщики в СССР шли по своему, совершенно обособленному от остальных стран, пути. Футбол был настоящим праздником - сюда принято было ходить с семьей, подругой, женой, детьми и друзьями. В буфете свободно продавалась водка, которую закусывали тут же бутербродами. Около стенда с турнирной таблицей чемпионата часто можно было увидеть болельщиков двух противоборствующих команд - они спокойно обсуждали шансы на успех в предстоящем матче.

Рождение футбольного фанатизма в СССР датировано семидесятыми годами XX века. Впервые человек в шерстяном красно-белом шарфе московского «Спартака» появился на трибунах в 1972 году, и это символизировало собой начало фанатского движения.

Через пять лет, когда «Спартак» находился еще в первой лиге чемпионата СССР, у клуба появился свой моб. Члены этой бригады уже тогда могли похвастаться наличием фанатских атрибутов - шарфами и шапочками, связанными родственниками, а также изготовленными своими руками знаменами. Тогда же у них появились и первые кричалки. Когда парни в красно-белых шарфах начинали зажигать на трибунах, остальные зрители смотрели на них, а не на поле. Отношение милиции к фанатам поначалу было достаточно лояльным. Позже пришла директива сверху, что весь этот саппорт явление антисоветское, - и понеслось… Если болельщик шел на стадион с флагом, то преспокойно мог загреметь в отделение. Поэтому наиболее продвинутые фанаты полотнища стягов обматывали вокруг тела. Так и шли на стадион - словно бойцы Красной армии со знаменем полка в атаку. Позднее стражи правопорядка у входа на стадион стали отбирать не только флаги, но и розетки, значки, футболки. Таким образом, саппорт-культура, едва зародившись в столице, была тут же задушена.

Едва с трибун начинали скандировать кричалки, как туда сразу же бросалась милиция. Советские болельщики не имели никакой возможности хоть что-нибудь узнать о фанатах из других стран. В Союзе существовала информационная блокада относительно всего, что было неугодно коммунистической партии.

Однако запреты действовали лишь до поры до времени. Настоящим же идеологическим прорывом можно считать скандальный видеосюжет в «Международной панораме» в 1972 году. За первым сюжетом последовал второй. В нем показали один из английских стадионов, а также размахивавших флагами местных саппортеров, раскрашенных во все цвета радуги и явно уже принявших на грудь.

Но так как открытый саппорт активно запрещался властями, приходилось действовать иначе. «Спартачи», например, стали носить повседневную одежду двух цветов - красного и белого. Милиционеры понимали, конечно, в чем подвох, но поделать ничего не могли. Так же вскоре стали поступать фанаты других команд.

В Союзе всех саппортеров упорно называли словом «болельщики», а новомодный сленговый термин «фанат» воспринимался партией и КГБ в штыки. А как же - явная антисоветчина. Слово западное, и черт его знает, что там за ним кроется. И вообще слово «фанат» по смыслу очень близко к слову с явно негативным оттенком «фанатик», означающим болезненную, граничащую с религиозным обожанием страсть к чему-либо.

Тем не менее к середине семидесятых годов фанатское течение имело место в ряде крупных городов Советского Союза - Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси. Конечно, активных фанов, в силу противодействия властей, было немного - от нескольких сотен в Москве до десятка парней в Тбилиси.

Многие болельщики смотрели на них с завистью и восхищением, и лишь милицейские отряды, отправлявшие саппортеров в отделения после каждой игры, остужали их пыл пополнить ряды сподвижников чужеродной социализму субкультуры. Первые мобы по мере сил пытались увеличить численность своих рядов. Так, фаны «Спартака» перед матчем собирались на секторе и громко кричали: «„Спартак! Все сюда!»

С семидесятыми связана и практика выездов, уже получившая к тому времени в европейском фан-течении статус культовой. Начало ей в Союзе положили фанаты московского «Спартака». Впервые спартачи отправились на организованный выезд в 1977 году: сорок человек с комплектом атрибутики укатили на автобусе в Минск. Вскоре дебют состоялся и у киевской бригады. Уникальной получилась первая выездная акция тбилисских фанатов. В количестве десяти человек они прибыли в Москву, где были немедленно арестованы нарядом милиции, посажены в изолятор внутреннего содержания и на следующий день выдворены из столицы обратно в Грузию.

Фанаты в СССР были сродни героям - им приходилось преодолевать огромные расстояния, чтобы увидеть матч любимой команды в гостях. А ведь при этом в Совдепии делалось все возможное, чтобы не допустить подобных выездов.

Но с того момента, как на пост Генерального секретаря Коммунистической партии Советского Союза вступил Михаил Сергеевич Горбачев, все в корне изменилось. У советских болельщиков появилось куда больше свободы для самовыражения, чем они сразу же активно воспользовались. Ряды фанатов стали пополняться с пугающей для правоохранительных органов скоростью. Теперь молодые люди на трибунах все чаще и чаще позиционировали себя как активные саппортеры. Это выражалось как визуально - в ношении аксессуаров и атрибутики, так и практически. Некоторые московские бригады только на выезды привозили по 250-300 человек. Вполне естественно, что такое число фанатов уже превышало критическую отметку безопасности общественного порядка. При Горбачеве для Советского Союза приоткрылось окно на Запад, и новоявленные советские фанаты наконец узнали-таки, что из себя представляет саппорт в Европе. И тут Союз вздрогнул. «Совки» поняли, что драки являются одним из неотъемлемых компонентов любого моба и любой фирмы.

Столкновения между болельщиками двух разных команд время от времени случались и много ранее. Но это были не спланированные акции, а хаотичные побоища стенка на стенку. Причем обе «стенки» обычно находились в подпитии.

Хотя были исключения из правил. В 1947 году 15 мая сталинградский «Трактор» принимал на своем поле московскую команду ВВС, которая считалась в то время самой «блатной». Она была создана по инициативе сына Сталина (за глаза ВВС называли «ватага Василия Сталина»), и в нее вошли лучшие игроки СССР. В Сталинграде «летчики» вели себя и в гостинице, и на поле весьма некорректно: разгромили несколько номеров и спровоцировали не одну потасовку во время матча. В итоге разозленная местная публика не только забросала московских футболистов с трибун подручными предметами, но и после матча атаковала гостей. В Союзе это был первый инцидент подобного рода.

В 1955 году в Ереване во время игры «Спартак» - ОДО (Свердловск) разгоряченная местная публика атаковала сначала приезжую делегацию, а потом вступила в схватку с милиционерами.

Ожесточенные столкновения между болельщиками возникали и в 1956 году («Динамо» Киев - «Торпедо» Москва), и в 1960-м (ЦСКА - «Динамо» Киев), и в 1961-м («Динамо» Тбилиси - «Спартак» Ереван), и в 1970-м («Торпедо» Кутаиси - «Пахтакор» Ташкент).

«Спартак» всегда все делал первым - так уж сложилось, что именно фаны красно-белой команды были первопроходцами на неосвоенной ниве зачинающейся субкультуры. Нынешний их ривал с ЦСКА уходил корнями в далекое прошлое, а первая массовая схватка между фанатами этих команд состоялась в 1980 году, когда «Спартак» и ЦСКА встречались между собой в «Лужниках». На трибуне «B» сидело около двадцати тысяч спартачей, тогда как трибуна «D» вобрала в себя примерно двести человек в красно-синих майках. «Спартак» победил в дерби со счетом 3:1, а фанам ЦСКА пришлось ой как нелегко. Мало того что в течение всех девяноста минут игры они выслушивали нелицеприятные скандирования в свой адрес, мало того что их команда проиграла, да еще и после матча им досталось по всем статьям. Многократно превосходящий их по численности моб «Спартака» напал на армейских фанатов в метро, и те обратились в бегство.

Потерпев поражение в неравном бою, фанаты ЦСКА стали реорганизовывать свое движение. Армейский моб увеличился в несколько раз и оброс мускулами. Видимо, памятный бой с красно-белыми оказал определенное влияние на дальнейшие акции фанатов ЦСКА. Самые известные движи они проводили именно в метро, где отлавливали саппортеров красно-белых. Особо дурной славой среди врагов армейцев пользовалась станция метро «Каширская», где одновременно пребывали в ожидании жертв около ста фанатов ЦСКА.

Таким образом, когда Советский Союз прекратил свое существование, практически каждая бывшая республика, ставшая самостоятельным государством, стояла на пороге перемен, в том числе - и в околофутбольном мире. Самой первой субкультуру организованного саппорта освоила Россия.

В России сложилось крайне негативное отношение к футбольному фанатизму, навеянное истеблишментом. Благодаря глубоким корням «совкового» мировосприятия фанат воспринимается как хулиган. Но футбольный фанат - это не всегда хулиган, или, по крайней мере, не хулиган в первую очередь. Футбольный фанат - это человек, являющийся носителем саппорткультуры со всеми ее принципами и ценностями, ее специфической практикой и глубоким символизмом.

После распада СССР фан-движение в России стало развиваться семимильными шагами. Демократия позволила упасть железному занавесу, и теперь российские болельщики могли видеть, как обстоят дела с саппортом на Западе, проецируя новое для себя течение на современную Россию. Локализация движения футбольных фанатов как части общей субкультуры произошла в двух городах - Москве и Санкт-Петербурге. Остальные населенные пункты России располагают лишь небольшими активными мобами, в то время как обе столицы благодаря многочисленности населения и возможности сублимировать и ассимилировать любые социокультурные явления стали настоящими флагманами организованного саппорта.

Впрочем, и сама система саппорта стала меняться. В столице слишком сильно подражали английским фанатам (у которых, к слову, все обстоит не так прекрасно, как описывается в книгах Дуги Бримсона). Мобы Москвы перешли непосредственно к околофутбольному хулиганизму - они не ставили своей целью посещение матчей любимого клуба, главным стали «третьи таймы» - выяснение отношений с саппортерами противника. То есть возникла ситуация, когда фирма ставится выше клуба». [3]

. Наши дни

Сегодня проблема футбольных фанатов в обществе стоит не так остро, как в прошлое десятилетие. Поэтому предлагаю рассмотреть именно ситуацию недавнего времени. Ведь эта часть общественной жизни внесла свою лепту в наши воспоминания о недавнем прошлом. Для этого обратимся к книге известного автора, написавшего не одно произведение об этом явлении, Дуги Бримсона, «Фанаты» (англ. Eurotrashed: The Rise and Rise of Europes Football Hooligans).

«К концу сезона 1994 года практически у каждого крупного футбольного клуба России появились свои группировки, однако драки между ними были нечастыми и скоротечными, не говоря уже о сравнительно небольшом количестве их участников. Теперь, когда милиция заняла крайне жесткую позицию по отношению к фанатам, футбольные хулиганы, дабы не привлекать к себе лишнего внимания со стороны властей, стали осторожными и скрытными, приняв на вооружение тактику, характерную для Англии.

Сезон 2000 года сильно разочаровал российских хулиганов, чьи планы постоянно срывались милицией. Вместе с тем все большую обеспокоенность среди футбольных болельщиков вызвало частое применение оружия, особенно ножей. После смерти фаната "Зенита", погибшего от ударов железным прутом во время драки с участием 350 хулиганов, лидеры группировок ЦСКА и "Спартака" встретились для обсуждения условий грядущих баталий друг с другом. Главным пунктом повестки дня стал запрет на использование оружия, но, несмотря на достигнутую договоренность, некоторые хулиганы ЦСКА все-таки не устояли перед соблазном. Спартаковцам предстояло узнать об этом в самом скором времени, когда двум враждующим лагерям довелось повстречаться на одной из станций московского метрополитена. Однако в 2000 году противоборствующие стороны смогли на какое-то время забыть о старых обидах, хотя, стоит отметить, это произошло не впервые (фанаты обеих команд присутствовали в большом количестве у стен американского посольства в Москве в 1999 году во время акции протеста против бомбардировок Сербии). Летом 2002 года, после поражения российской команды на чемпионате мира от японцев, фанаты учинили массовые погромы в Москве. На фоне исключительно мирно прошедшего турнира это происшествие вызвало широчайший резонанс во всем мире. Еще более негативную международную оценку российские фанаты получили в сентябре 2002 года, когда в преддверии отборочной встречи Евро-2004 с командой Северной Ирландии они спровоцировали крупные беспорядки в Москве, в результате которых девять человек были госпитализированы.

Стоит заметить, что обе группы достаточно активно используют средства массовой информации для пропаганды своей деятельности. Лидерство здесь принадлежит "Ред-Блю Уорриорз" (фирма ЦСКА), а многочисленные фанзины [От англ. magazine - журнал. Как правило, выступают от лица всех фанатов своего клуба, однако в последнее время ведущие хулиганские группировки также обзавелись своими печатными органами. Подобно хулиганским "фирмам", фанзины также пекутся о своей репутации, соревнуясь друг с другом в качестве полиграфии, объеме, объективности, диапазоне предлагаемых материалов, компетентности и, самое главное, в остроумии, специализирующиеся исключительно на хулиганской тематике, вы легко найдете в открытой продаже». [1]

. Научный взгляд

После вышеприведённой информации от первоисточника, А. Маннанова, и Д. Бримсона, имеющих прямое отношение к теме футбольных хулиганов, необходимо всё же посмотреть на этот вопрос со стороны. Конкретнее, с научной точки зрения. Поэтому ещё одной частью моей работы станет научная статья, посвящённая изучению социальных общностей фанатов и болельщиков. Она написана доктором философских наук Валерием Андреевичем Луковым.

«Футбольные болельщики. Близкую к криминальным субкультурам группу составляют фанаты (фаны) футбольных команд. Сообщества футбольных фанатов - одна из наиболее распространенных форм субкультурной молодежной активности в современной России, имеющая давнее происхождение. Многие формы поддержки команд своими болельщиками сложились еще в 30-е годы, когда футбол был любительским в полном смысле слова и футболисты работали в трудовых коллективах (иначе говоря, в среде своих болельщиков). Позже, по мере профессионализации футбола в России, возникла современная практика организованных выездов фанатов для поддержки команды на играх в других городах.

Специфика этой субкультурной формы состоит в ситуативности идентификации, что требует от участников минимума усилий и не затрагивает глубоко образ жизни. Опрошенные нами в мае 2000 г. фанаты футбольных команд (37 юношей-москвичей) не знали истории этих спортивных коллективов, им достаточно было актуальных знаний о недавних и предстоящих матчах. Разумеется, сама игра на футбольном поле их вдохновляет, но более значимы (как можно судить из интервью) моменты общей эмоциональной разрядки, возможности "оторваться", проявлять свои чувства в полной мере (орать, буянить). Порой их действия, как показали события 9 июня 2002 г. в Москве, носят прямо криминальный характер.

Компенсаторное назначение буйства на стадионе и вандализма после матча очевидно. Но субкультурный смысл футбольных фан-сообществ этим, разумеется, не исчерпывается. Молодые болельщики получают возможность в кругу своих сверстников моделировать свое поведение как групповое и в то же время не испытывающее давления основных социально-контрольных инстанций (родители, школа и т. п.).

Футбольные фанаты - сложное по организации сообщество. В среде фанатов московского "Спартака" выделяются, в частности, такие группы, как "Ред-уайт хулиганс", "Гладиаторы", "Восточный фронт", "Северный фронт" и др. Группировка, удерживающая контроль над всем сообществом, - "Правые". В нее входят в основном молодые люди, отслужившие в армии. "Правые" выезжают на все матчи команды, их основная функция - заводить стадион, организовывать реакцию болельщиков ("волну" и т. д.), но также и командовать "военными действиями" - битвами с болельщиками враждебных команд и милицией. Выезды в другие города очень часто связаны с драками - нередко уже на вокзальной площади. В целом хулиганствующая масса молодых людей хорошо управляема вожаками (предводителями) из "Правых".

В обозначениях "своих" также прослеживается иерархическая организационная структура. Основное средство отличия - шарф ("розетка", "роза"). Обычный шарф выдержан в цветах футбольной команды (у спартаковских фанов - сочетание белого и красного) и может иметь различные надписи (у спартаковских болельщиков, например: "Lets go Spartak Moscow"). Варианты "хулиганского" шарфа содержат оскорбление противника и вызов (например, спартаковский ромб, перекрещенный шпагами, внизу надпись: "Смерть врагам!" и изображение непристойного жеста). Те, кто участвовал в более чем 10 выездах на матчи команды в другие города, вправе носить особый - с индивидуальным номером - шарф, который изготовляется по заказу в Великобритании. Иметь такой шарф - значит, относиться к элите (группе "Правых"). Потеря номерного шарфа (обычно в драке, стычке с милицией) влечет за собой потерю права принадлежать к элитной группировке, вернуться в которую возможно после получения выполненного на заказ нового шарфа.

В рамках фановского движения сочетаются разные установки и стили жизни. Группа спартаковских болельщиков "Гладиаторы" руководствуются философией "чистого образа жизни". Физически хорошо развитые (ценности и практика бодибилдинга), ее участники избегают драк, но защищают "маленьких" - самую юную часть фанатов, новичков. В то же время среди фанатов выделяется группа, которую "свои" презрительно называют "Колдырь бой-фронт", - 17-18-летние и старше болельщики-алкоголики ("колдырь" на сленге - пьяница, пьет что попало).

В известном смысле сообщества футбольных фанатов восполняют недостатки социального опыта межгруппового взаимодействия, включая и опыт масштабного противостояния. В последнее время такие сообщества при разных командах все активнее заключают договоры о "ненападении" и совместных действиях против других сообществ (у спартаковских, например, - договор с болельщиками за "коней" - ЦСКА, дружба с малочисленными сообществами "торпедонов" - болельщиков команды "Торпедо", "паровозиками" - болельщиками команды "Локомотив", но враждебные отношения с болельщиками команды "мусоров" - московского "Динамо").

Некоторые стороны общественного движения институционализируются, и, в частности, в официальных фан-клубах при спортивных обществах фаны могут получать именные карточки для покупки билетов на матчи своей команды со скидкой». [4]

футбол фанат болельщик хулиганизм

Выводы

Подводя к концу свою работу, мне хотелось бы укомплектовать полученную информацию и сделать на её основе определённые выводы. В этом мне поможет статья одного известного в кругах фанатов Спартака блоггера Валерий Petrovitch.

«Petrovitch: Кто ты: Болельщик или фанат?

По моей классификации все любители футбола и хоккея делятся на 3 категории:

) просто любители футбола (хоккея) - они не болеют ни за одну команду, кроме сборной, многие из них смотрят только чемпионаты мира, Европы и ОИ, в футболе (хоккее) разбираются слабо, хотя есть и такие, что смотрят ЧР ни за кого не болея, а также смотрят чемпионаты Италии, Испании, Англии и знают зарубежный футбол лучше многих болельщиков. Этих, как правило, не волнует конкретная команда, их интересует красивая игра. К этой же категории относятся глорихантеры, которые сегодня болеют за одну команду, завтра за другую, в зависимости от турнирного положения;

) болельщики - они болеют за конкретную команду, переживают за неё, знают всех игроков основы и дубля, историю команды, коллекционируют программки, статьи, атрибутику и всё прочее, что касается любимой команды. Многие вследствие географического положения редко посещают стадионы, другие могут жить в том же городе, что любимая команда, но из-за возраста, семейного положения или по другим причинам тоже чаще смотрят футбол по ТВ;

) фанаты - как и болельщики болеют за определённую команду. Это наиболее активные любители футбола, они обычно организованы, трудно представить фаната одиночку, не только постоянно посещают матчи любимой команды, но и гоняют на выезды, «шизят» на трибунах, устраивают перформансы, дерутся с фанатами других команд и ОМОНом, ломают стулья и т.д. Однако многие из них, как ни странно, в футболе разбираются слабовато, для них важнее себя показать, драка с конями куда интереснее, чем сам футбол;


Список использованной литературы

1) Бримсон Д. «Фанаты» (англ. Eurotrashed: The Rise and Rise of Europes Football Hooligans) - 2003

) «Википедия, свободная энциклопедия» - интернет-энциклопедия.

) Маннанов А. «Я - фанат» М.: 2008.

) Луков В.А. Особенности молодёжных субкультур в России // Социологические исследования. М.: 2002. № 10. С. 134-136.

) Сайт фанатов футбольного клуба Спартак. Статья признанного среди фанатов Спартака автора Валерия Petrovich «Кто ты: болельщик или фанат?»

Похожие работы на - Фанаты и болельщики в футболе: особенности социальных общностей

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!