Старение населения как социально-демографический процесс

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,08 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Старение населения как социально-демографический процесс

Содержание

Введение

. Старение населения как социально-демографический процесс

. Старение населения в Беларуси

. Структура последствий демографического старения

. Духовно-культурные и морально-этические последствия феномена старения населения

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Перечень наибольших опасностей, грозящих миру в следующем веке, уже очень длинный и известный. В нём значатся распространение ядерного, биологического и химического оружия, разные виды высокотехнологического терроризма, резкие изменения климата, финансовые, экономические, политические мировые проблемы и т.д. И всё же есть ещё одна не вполне осознанная угроза - старение населения развитого мира, которая может в действительности изменить наше общее будущее серьёзнее, чем любая из перечисленных выше угроз.

Ожидается, что в следующие несколько десятилетий в странах развитого мира произойдёт беспрецедентный рост численности пожилых людей и невиданное сокращение числа молодых. Время и размах этого демографического преобразования уже определены. Пожилые люди этого столетия уже родились. Их можно сосчитать, а также предположить стоимость систем их пенсионного обеспечения.

В отличии от глобального потепления едва ли можно спорить о том, проявится ли глобальное старение и когда именно это произойдёт. По сравнению с другими угрозами, издержки всеобщего старения намного превысят возможности даже самых богатых стран мира. Если радикально не реформировать пенсионные системы, не подготовиться к этим реформам как можно раньше и смелее, то возникнут экономические кризисы, по сравнению с которыми остальные кризисы покажутся незначительными.

Старение поистине стало всеобщей угрозой, и поэтому ему необходимо уделять внимание в глобальной политике.

1. Старение населения как социально-демографический процесс

В 1956 г. французский демограф А. Сови отметил, что «среди всех значимых современных явлений старение населения является самым достоверным, меньше всего оспариваемым и наиболее подходящим для измерения и даже прогнозирования».

Процесс демографического старения населения - явление относительно новое. Ему предшествовала так называемая демографическая революция, основными проявлениями которой были уменьшение показателей смертности и быстро прогрессирующий спад показателя рождаемости. Сначала эти изменения были отмечены во Франции и Финляндии. Во второй половине XX века демографическая революция охватила все страны Европы и распространилась на другие континенты.

Наиболее часто используемым показателем старения общества является доля людей старшего возраста в его структуре (этот показатель выражается в процентах). Обычно полагают, что нижняя граница старости соответствует возрасту 60 - 65 лет. Глубокими стариками считаются люди в возрасте 80 лет и старше. Доля последних в структуре общества рассчитывается по отношению к общей численности населения или по отношению к количеству людей в возрасте 60 лет и старше.

Эксперты отдела демографии ООН в 1959 г. приняли возраст 65 лет как границу для измерения процессов старения и предложили три уровня, характеризующие демографическую структуру населения:

) при наличии 4% лиц старше 65 лет - молодое население;

) от 4 до 7% - структура зрелого населения;

Согласно Э. Россету, в процессе старения населения в зависимости от доли в его структуре людей в возрасте 60 лет и старше различают четыре фазы:

) отсутствие признаков демографической старости - менее 8%;

) ранняя переходная фаза между состоявшем демографической молодости и старости - 8 - 10%;

) поздняя переходная фаза между состоянием демографической молодости и старости - 10 - 12%;

) состояние демографической старости - 12% и более от общего числа людей в обществе.

В последнее десятилетие возникла необходимость выделения еще одной фазы - глубокой демографической старости, о которой можно говорить в том случае, когда доля людей в возрасте 60 лет и старше превышает 15% . [1. стр.26-27]

2. Старение населения в Беларуси

В последней четверти XX века развитые страны мира вступили в фазу демографического кризиса, выражающегося, среди прочего, в феномене старения населения. Его воспроизводство в ряде стран Европы, в том числе Восточной, а также Северной Америки, идет по регрессивному пути развития. При этом прогрессирующее старение населения привело к необходимости дифференцировать демографическую структуру по критериям возраста и пола человека, осознавать, что она подчиняется не только законам роста, но и трансформации половозрастной структуры. Данное явление, квалифицируемое учеными как «демографический возрастной взрыв», беспрецедентно в истории человечества и расценивается специалистами как необратимое.

Если во второй половине XX столетия особенностью развития населения мира считался его быстрый рост в целом и в отдельных регионах, то императивом демографического развития в XXI веке для большинства стран мира становится старение населения - увеличение в общей численности населения пропорции лиц в возрасте 60 лет и старше при сопровождающемся сокращении доли лиц в возрасте до 15 лет.

Старение населения Беларуси - составная часть мирового демографического процесса. Страна переживает проблемы, аналогичные глобальным, и одновременно имеет свои особенности развития: кризисное демографическое развитие в конце XX столетия усугубилось сложностями социально-экономической и социокультурной трансформации, а также социально-экологическим кризисом в результате аварии на Чернобыльской АЭС. В Беларуси старение населения квалифицируется как одна из реальных демографических угроз социально-экономическому развитию. [2, стр.89-90]

Распространено мнение, что наиболее существенным фактором старения населения являемся снижение смертности и увеличение продолжительности жизни. Однако оно не соответствует действительности. Главную роль в этом процессе играет снижение уровня рождаемости, ибо, чем меньше рождается детей, тем впоследствии более значительной становится доля людей старшего возраста. Если старение индивида -необратимый процесс, который завершается смертью, то демографическое старение - обратимое явление. «Омоложение» населения может наступить только при повышении рождаемости, когда в структуре общества увеличивается доля детей и молодежи, а доля людей старшего возраста соответственно уменьшается.

В чем видят причины снижения рождаемости демографы? По этому вопросу есть несколько концепций:

) теория "препятствий",

) теория изменения ценностных ориентаций,

) теория вытеснения потребности в детях;

) интегративная теория или теория рождаемости как адаптивной реакции семьи ко всей совокупности условий жизни людей. [3]

Исторически первая - теория "препятствий" исходит из того, что людям, прежде молодым людям, и особенно девушкам, женщинам, некогда рожать и ухаживать за детьми. До 17 лет они учатся в школе, потом - в вузе. Потом - работа наравне с мужчинами, потому что муж или родители не способны обеспечить их необходимыми средствами существования; большими препятствиями на пути увеличения количества родившихся детей является необеспеченность молодой семьи жильем, бытовые трудности: жизнь в общежитии или с родителями, очереди в магазинах, отсутствие средств на одежду, обувь для ребенка, на необходимую мебель, бытовую технику и т.д.

В 70-е годы XX в. эта теория считалась общепризнанной. В 90-е годы демографы пришли к выводу, что эти "помехи" влияют на уровень рождаемости не прямо, а опосредованно, через формирование целостной системы потребностей, интересов, ценностных ориентаций. Почти каждый из нас знает молодые пары, обеспеченные практически всем необходимым, которые имеют лишь одного ребенка. На основании этого демографы считают, что современный уровень рождаемости почти полностью зависит от снижения уровня потребностей в детях. Уже сегодня есть часть семей, которые вовсе не нуждаются в детях, и демографы не исключают, что со временем ситуация в этом плане может ухудшаться и дальше.

Почему так? У каждого человека или семьи есть целая система потребностей, включая потребность в детях. У каждого человека есть определенная система общих представлений о том, как она должна жить, какими должны быть ее квартира, мебель, одежда, бытовая техника, питание и т.д. В том числе и сколько она хочет иметь детей. Какие бы материальные условия не создавало общество для определенной семьи, но если у нет потребности в 2-3-4 детях, она никогда не согласится иметь второго ребенка.

Таким образом, имеющиеся материальные условия влияют на уровень рождаемости, но не напрямую, а через формирование общих представлений в обществе о ценности жизни, через формирование оптимального или престижного оскорбление семьи. Конечно, к таким выводам необходимо относиться критически: это лишь одна из концепций, могут быть и другие ситуации.

Факторы, влияющие на снижение рождаемости

К числу факторов, влияющих на снижение рождаемости, можно отнести:

. Утрату традиционных устоев крепкой семьи, отторжение женщины от семьи, потеря мужчиной роли главы семьи и кормильца.

Сегодня семьи, к сожалению, пытаются выжить, нежели строить полноценную семью. Сексуальная распущенность и болезни привели к «безопасному сексу» и контрацептивам, что в дальнейшем влияет негативно на уровень рождаемости.

. Весь комплекс взаимосвязанных разрушительных явлений так называемой "сексуальной революции", в первую очередь распространение либеральных взглядов на вопросы пола и обусловленных этим разводов, всяческих извращений, венерических заболеваний, добрачных половых связей; растление детей и молодежи программами "сексуального просвещения".

Перестройка дала толчок сексуальной революции, и начали строить новое общество с новыми ценностями, по-другому началось растление.

Современное человечество мгновенно ловится на все соблазны сексуальной революции. То, что раньше считалось морально предосудительным, теперь рекомендуется в качестве позитивной ценности. То, что раньше было безнравственным, теперь именуется новой свободой. Сексуальное наслаждение объявляется наивысшим и главнейшим. Именно секс становится для многих людей единственным смыслом их существования. За последние 20 лет секс проник во все области нашей культуры. Его ударами уничтожаются фундаментальные основы Белорусской национальной культуры. Происходит сексуализация литературы, театра, музыки, телевидения, печати, рекламы. Всей своей мощью эта «секс-культура» вторгается в нашу жизнь, в наши чувства и мысли. Со всех сторон нас окружает надвигающийся вал секса, трудно сохранить чистоту в условиях духовной анархии и наступления западной антикультуры. Взрослое население страны уже давно находится под плотным давлением секс пропаганды, а теперь активно начали втягивать и детей. Их приучают к бесстыдству и половой раскрепощенности. Еще Гитлер говорил: кто обладает молодежью, тот обладает будущим. Если детей развратить смолоду, то в будущем они не смогут создать полноценную семью. Для врага очень важно любой ценой повредить семью. Западная пропаганда навязывает нашей молодежи: все виды секса естественны, и ни каких извращений не существует. Постепенно любовь, семью, дружеские отношения подменяют сексом. Общество развращают. Из-за погони за сексуальным удовольствием, растет количество абортов, серьезные гормональные сдвиги из-за приемов контрацептивов, а это все в последующем ведет к бесплодию. Молодых людей мало заботит создание семьи, им внедряется формула: «получай от жизни всё!».

При соцопросах выявляющие репродуктивные установки подростков и молодежи, эксперты обнаружили растущий процент девушек и юношей, которые сознательно заявляют об отказе стать родителями. Если раньше была растущая установка на одного ребенка, то теперь растет установка на отсутствие детей вообще. Все больше становится участников движения .Стремление не иметь детей, иными словами избегать ответственности, под какими бы предлогами об этом ни говорилось - верный признак инфантилизма. Добровольная бездетность, чайлдфри (англ. childfree - свободные от детей, childless by choice - добровольная бездетность) - отсутствие детей и сознательное нежелание когда-либо иметь их. Речь не идёт о людях, которые откладывают рождение детей на более поздний срок или не имеют твёрдой позиции в данном вопросе. Бесплодные могут быть, могут и не быть чайлдфри, так как, с одной стороны, врождённое или приобретённое в результате заболеваний, травм и т.п. бесплодие не является сознательным выбором, а чайлдфри могут добровольно пойти на стерилизацию; с другой стороны, возможно наличие приёмных детей. Хотя наличие ребёнка противоречит формальному определению, оно не мешает некоторым людям относить себя к чайлдфри. [5]

Одна из самых больших ошибок чайлдфри - перекладывание ответственности на самих детей. Им кажется, что дети - постоянно орущие и пачкающие пелёнки существа, единственная задача которых с рождения досаждать взрослым. Чайлдфри панически боятся детей, они брезгуют прикоснуться к ним, им неприятен сам запах ребёнка. За этим часто стоит собственный негативный опыт общения с маленькими детьми, страх потерпеть фиаско и неготовность взять на себя ответственность за другого. Если в самой основе движения чайлдфри лежит добровольное нежелание иметь детей, и соответственно, априори заявляется их отсутствие, то в последнее время и в рядах самих «добровольцев» завелись вольнодумцы! Люди с детьми всё чаще спешат причислить себя к чайлдфри, ссылаясь на свою неприязнь к собственным детям (пусть даже уже и существующим). Боюсь, если число таких «партизан» продолжит увеличиваться, добровольным бездетным придётся изменить свои правила и включить в сообщество ещё и родителей-неудачников. Но на мой многодетный взгляд, это - совсем другая история.

. Отторжение народа от религии и морали.

. Сектантство.

. Насаждение "массовой культуры", дающей простор личным интересам индивидуума, противоположным интересам семьи, общества, государства.

. Пропаганду ничем не ограничиваемого секса, насилия, разврата, сатанизма.

. Проституцию.

. Наркоманию, алкоголизм.

. Раннюю смертность в результате несчастных случаев, убийств и самоубийств.

. Перегруженность отрицательной информацией, создающей гнетущую и тревожную атмосферу в обществе, вызывающую постоянный стресс.

. Госфинансирование и государственную поддержку мероприятий по контролю над рождаемостью (внедрение программы "планирования семьи"; раздача бесплатных противозачаточных средств; оплата стерилизаций, абортов и их рекламы; налоговые льготы для тех, кто осуществляет эту деятельность; пропаганда малодетности).

. Бесплодие женщин в результате абортов.

. Жилищную проблему.


3. Структура последствий демографического старения

В Беларуси феномен старения населения вызывает ряд разнообразных последствий демографического, экономического, социального, политического, научно-понятийного и социокультурного характера. В демографическом плане изменения возрастной структуры населения влияют на естественное движение населения и модифицируют пространственно-временную структуру последнего редуцируя ее или расширяя; изменяют целостность социальной картины мира; нарушают сложившиеся пространственные соотношения и производственную среду; старят отдельные территории, хозяйственные объекты. Рост доли населения старших возрастов влияет на увеличение демографической нагрузки на работающее население, возрастание показателей смертности и заболеваемости, что будет способствовать увеличению депопуляции даже в случае стабилизации рождаемости.

В сфере экономики старение населения влияет на снижение экономической активности населения и общественной производительности труда; замедляет темпы экономического роста; влияет на уровень сбережений, инвестиции и потребление, рынок труда, налогообложение и трансферы в здравоохранении. Увеличение числа пожилых людей «вызывает усложнение проблем занятости; является сдерживающим фактором в технологическом перевооружении отраслей; отрицательно влияет на обновление интеллектуального капитала в обществе; ограничивает социальную и географическую мобильность - важные показатели развития трудовых ресурсов. Повышение среднего возраста трудоспособного населения ограничивает пластичность национальной экономики; снижает производительность труда; ускоряет старение человеческого капитала и замедляет рост квалификации; сдерживает профессиональное продвижение молодежи по служебной лестнице».

В социальной сфере старение населения вызывает рост государственных расходов на социальные обеспечение и страхование; может сказаться на дефиците средств Пенсионного фонда в убыточной экономике (хотя может также создать положительные возможности его развития за счет капитализации и инвестирования финансовых средств); влияет на уровень бедности и качество оказываемых услуг системы социальной защиты от поколения к поколению, необходимость повышения возраста выхода на пенсию, на проблемы гериатрической и геронтологической, а также социально-медицинской помощи (ухода за пожилыми, создания условий для рекреации), социализации в пожилом возрасте. Старение населения будет продолжать оказывать влияние на здоровье человека и сферу здравоохранения, состав семьи и организацию жизни, структуру жилья и миграцию. [2, стр.92]

В политической сфере старение населения уже создало мощные влиятельные силу и голос, поскольку может реально влиять на модель голосования и репрезентативности на выборах. Избиратели старших возрастов выступают в качестве активного субъекта политики: обычно читают, смотрят новости, занимаются самообразованием по вопросам политики и голосуют более высоким представительством, чем любая другая группа населения. В этом смысле старение населения в полном объеме повлияло на направленность и структуру государственной политики Беларуси. Осознавая кризисность сложившейся ситуации, передовая научная и управленческая общественность Беларуси активизировала деятельность по осмыслению демографических угроз и принятию нормативных актов, направленных на обеспечение демографической безопасности республики. [2, стр.93]

Фактически возраст обусловливает проблему общественного сознания, ее образовательную и идеологическую составляющие, которые проявляются в характере общественных отношений и специфике управления обществом. Следует однозначно понимать, что проблемы демографической безопасности Беларуси сегодня - это проблемы безопасности не молодого, но стареющего общества с характерной тенденцией свертывания количественных показателей, с одной стороны, и нарастания значения качественных показателей в демографии, с другой. Проникновение в сущность общественных отношений ставит вопрос о признании необходимости введения демографического показателя в контекст общественного развития. Учет же данной компоненты означает соотнесение проблем общественного развития с такими очевидными критериями развития, как количественные и качественные характеристики населения: первые задают общие объемы развития, вторые - духовно-культурные и морально-этические параметры общественного развития и отношений в обществе.

население старение рождаемость чайлдфри

4. Духовно-культурные и морально-этические последствия феномена старения населения

Обозначенный выше многогранный спектр последствий старения населения обусловлен универсальными аспектами духовно-культурного и морально-этического плана. Разрешить данные проблемы означает достигнуть качественно нового уровня отношений между пожилым человеком и обществом, пожилым человеком и государством; между различными социальными группами и слоями населения; между поколениями.

Моральный аспект является сквозным измерением, пронизывающим все сферы последствий, и подразумевает следование определенным моральным ценностям, поскольку речь идет о жизнедеятельности достаточно уязвимой группы населения в возрасте, старше трудоспособного. В свою очередь данный критерий - отношения к возможности участия в общественном труде, установленный государством, является одним из самым существенных, и способ решения этой проблемы свидетельствует о степени моральности означенного государства и общества.

Социально-философское осмысление моральных аспектов старения населения касается природы измерений аксиологического и гуманистического порядка. В аксиологическом плане речь идёт о таких моральных ценностях, как нравственное значение, достоинство личности в пожилом возрасте, ее поступков; касается характеристики нравственно-общественных институтов и ценностных представлений, относящихся к области морального сознания: моральных норм, принципов, идеалов, понятия добра и зла, справедливости, участья. [2, стр.94]

При ослабленной общественной традиции в результате смены социально-экономической, политической парадигм и неустойчивой новой стратегии развития под угрозой оказываются духовное развитие общества и качество человеческого развития, а значит, ставится под сомнение ценность человека и будущего существования общества. Если ценностная установка в общественном сознании не затрагивает глубинного смысла жизни, не осознается на индивидуальном уровне, то сама жизнь человека перестает быть ценностью, складываются разрушительные отношения и формы поведения. Поэтому сегодня одной из насущных задач, на наш взгляд, является формирование абсолютных ценностей человеческого бытия как смысловых концептов сознания, способных оживить образ человеческого будущего. Такие фундаментальные ценности, как жизнь, справедливость, добро, совесть, требуют дальнейшего переосмысления.

Культурно-мировоззренческие идеалы пожилых и старшей возрастной группы трудоактивного населения не соответствуют духовным взглядам, ориентирам и потребностям молодежи; моральные добродетели пожилых не убеждают молодежь своим совершенством и качеством: новые технологии и стоящие за ними новые кумиры молодежи не понятны пожилым, более того - идеологически мало приемлемы. Духовно-культурные разногласия усугубляются материальными конфликтами: в современном белорусском обществе ситуация такова, что зачастую пенсионеры более защищены вниманием государства, чем молодежь и трудоспособное население, поскольку финансовая поддержка пенсионеров более очевидна, чем других социально-демографических групп населения. Здесь следует отметить, что реализация морального принципа справедливости в стареющем обществе не означает, что все внимание должно уделяться пожилым за счет молодежи и трудящегося населения. Справедливость распределения материальных и социальных ресурсов должна быть адекватной, поскольку гуманистический аспект политики заключается в небезразличном отношении государства к человеку любого возраста.

Духовно-практическое разрешение проблем пожилых означает совершенствование морального и правового сознания стареющего общества. Культурные изменения в стареющем обществе также связаны с таким демографическим измерением, как пол, поскольку происходит феминизация стареющего населения (как правило, до 70 процентов пожилых составляют женщины). Тендерные же изменения могут оказать значительное влияние на социально-культурные факторы: социальный статус, пути получения социальной и медицинской помощи, обеспеченность значимой работой и доступом к продуктам питания. Здесь культурные ценности и традиции определяют в значительной мере степень заботы о пожилых, которую может позволить себе каждое конкретное общество. [2,стр.97]

Фактически уровень заботы о пожилых является свидетельством и одним из наиболее показательных критериев культуры общества в целом, поскольку процесс старения населения требует действенности и консолидации духовно-культурных и морально-этических мер. Общество, явно или неявно устанавливая определенный социальный статус для пожилых людей, должно создавать конкретные посильные условия существования для них, демонстрируя таким образом уровень действенного морального и правового общественного сознания.

Заключение

Процесс демографического старения сейчас приобрел беспрецедентные масштабы, которые не имеют аналогов за всю историю человечества. Старение населения характеризуется увеличением процентной доли пожилых людей (т.е. лиц в возрасте 60 лет и старше) при сокращении процентной доли детей (т.е. лиц в возрасте до 15 лет), а также сокращением процентной доли населения трудоспособного возраста (от 15 до 59 лет).

Старение населения - глубинный процесс, который сильно сказывается на всех сторонах жизни людей. В экономической сфере старение населения отражается на экономическом росте, накоплениях, инвестициях, потреблении, занятости, пенсионном обеспечении, налоговой политике и передаче накопленных знаний и опыта из поколения в поколение. В социальной сфере старение населения сказывается на составе семьи и условиях жизни, потребностях в жилье, миграционных тенденциях, эпидемиологической обстановке и потребностях в медицинской помощи. В политической сфере старение населения может влиять на результаты выборов и систему политического представительства.

Пока имеет место тенденция к снижению смертности в пожилом возрасте и сохраняются низкие показатели рождаемости, доля населения пожилого возраста будет продолжать увеличиваться.

Список используемой литературы

. Снытко, Н. Старение населения и его последствия в Беларуси / Н. Снытко // Свободная мысль. - 2008. - №6 - с. 89 - 99

3. http://boycottcreative.com/index.php?option=com_content&view= article&id=684&Itemid=301 <http://boycottcreative.com/index.php?option=com_content&view=article&id=684&Itemid=301>

. <http://www.krsu.edu.kg/vestnik/2002/v4/a05.html>

. <http://ru.wikipedia.org/wiki/Добровольная_бездетность>

. <http://www.zavet.ru/rapsbio3.htm>

Похожие работы на - Старение населения как социально-демографический процесс

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!