Социологическая интерпретация семейных изменений в условиях трансформации российского общества

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,65 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социологическая интерпретация семейных изменений в условиях трансформации российского общества

Введение

Актуальность темы настоящей курсовой работы. Начиная с философского осмысления института семьи Платоном и Аристотелем, научный интерес к исследованию семейно-брачных и семейно-родственных отношений всегда был достаточно высок. И в наше время в отечественном и западном обществознании наблюдается большое внимание к анализу данной проблематики. Причиной всплеска научного интереса к проблемам семьи и брака в конце XX - начале XXI вв. является тот неоспоримый факт, что в сложном потоке социальных трансформаций глобальные процессы в изменении института семьи приобретают важное и самостоятельное значение. В настоящее время семейные изменения стали источником необратимых социальных трансформаций в индустриальных странах. Снижение уровней брачности и рождаемости, увеличение числа разводов и доли одиночных домохозяйств привели к негативной динамике возрастной структуры социума, интенсивному изменению его этнических характеристик, «перестройке» различных жизненно важных сфер общества - экономической, социальной, политической и др.

В свете глобальных семейных изменений необходимо сделать акцент на трагическое положение российской семьи. Демографический и семейный кризис, переживаемый современным российским обществом, является, на наш взгляд, самой трудноразрешимой задачей и грозит исчезновением с геополитической карты мира российского социума. Невыполнение семьей своих социальных функций - репродуктивной функции и функции социализации, - а также разрушение ценностей фамилизма привели к катастрофическим для нашей страны последствиям. С начала 90-х г.г. XX столетия в России наблюдается отрицательный естественный прирост населения. Беспрецедентный рост социального сиротства, детской и подростковой беспризорности, преступности, алкоголизма и наркомании, а также разрыв нормативно-ценностного единства между поколениями являются социальными показателями провалов в реализации семьей функции социализации. Кроме того, привычным становится существование в нашем обществе «социально незащищенных», «неблагополучных», «дисфункциональных», педагогически запущенных» семей. Семья перестает быть тем институтом, где закладываются основы гражданской культуры и социальной ответственности подрастающего поколения.

Поэтому стабильное и устойчивое развитие российского общества невозможно без конструирования и проведения эффективной государственной семейной политики, стратегическое направление которой состоит в возрождении ценностей фамилизма и оптимизации семейных и демографических процессов.

Исследование данной темы важно также с точки зрения обеспечения социально-культурной устойчивости нашего общества. Социально-культурное воспроизводство общества - сложная и трудная проблема, зависящая как от умелости действий структур управления в государстве, так и от самого социума.

Объектом настоящей работы являются социальные изменения института семьи. Предметом является социологическая интерпретация семейных изменений в условиях трансформации российского общества.

Цель курсовой работы: на основе историко-социологического анализа выявить устойчивые тенденции эволюции семейных отношений в российском обществе и определить факторы, которые могут способствовать повышению результативности современной семейной политики.

Глава 1. Теоретические основы изучения социокультурных аспектов функционирования семьи

.1 Понятийный аппарат исследования

Социальный институт - исторически сложившаяся форма организации совместной жизнедеятельности людей, возникающая из необходимости удовлетворения социальных потребностей общества и направленная на реализацию в нем определенных социальных функций. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил, определяющих так её поведение

Понятие социальный институт предполагает:

·наличие в обществе потребности и её удовлетворение механизмом воспроизводства социальных практик и отношений;

·эти механизмы, являясь над индивидуальными образованиями, выступают в виде ценностно-нормативных комплексов, регулирующих общественную жизнь в целом либо отдельную её сферу, но во благо целого;

В их структуре заключены:

·ролевые модели поведения и статусы (предписания их исполнения);

·их обоснование (теоретическое, идеологическое, религиозное, мифологическое) в виде категориальной сетки, задающая «естественное» видение мира;

·средства трансляции социального опыта (материальные, идеальные и символические), а также меры, стимулирующие одно поведение и репрессирующие другое, инструменты поддержания институционального порядка;

·социальные позиции - сами институты представляют собой социальную позицию («пустых» социальных позиций не бывает, поэтому вопрос о субъектах социальных институтов отпадает).

Несмотря на свою общеупотребительность, понятие семьи довольно многогранно, а его чёткое научное определение довольно затрудненно. В различных обществах и культурах определение семьи может некоторым образом различаться. Кроме того, часто определение зависит также и от той области, относительно которой это определение даётся. Существует много определений семьи. Каждое из них зависит от конкретных исторических, этнических и социально-экономических условий, а также от конкретных целей исследования.

Согласно классическому определению одного из крупнейших английских социологов Энтони Гидденса <#"justify">·Психическая, духовная и эмоциональная близость её членов.

·Пространственная и временная ограниченность.

·Закрытость, межличностная интимность.

·Длительность отношений, ответственность друг за друга, обязанность друг перед другом.

Социальный аспект в определении понятия семьи доминировал в социалистическом <#"justify">1.2 Семья как социальный институт

«Социальные институты предполагают сознательно регулируемые и организованные способы деятельности индивидов и групп, воспроизведение наиболее устойчивых, повторяющихся образцов поведения, передающихся из поколения в поколение». Институт всегда упорядочен, формализован, даже стандартизирован. О семье можно говорить как о социальном институте в силу ее достаточно четкой структуры, определенных функций, которые выполняет только она и никакой другой институт больше, а также в силу постоянного воспроизведения этого института из-за потребности общества и личности в нем.

За процессом институционализации стоит социальная потребность людей иметь семью, жить в ней. Институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями. Но он же обладает надиндивидуальным качеством, то есть представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. Семью можно определять и как малую группу. «Семья - малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж и жена, родители и дети, другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности».

Семья прививает основные ценности, идеалы, научает следовать общественным нормам. Семья предлагает ребенку первые образцы деятельности и поведения, научает работать и жить рядом с другими людьми. Все вышеперечисленное представляет собой основы социокультурного процесса, происходящего в семье и развивающегося в ее социокультурном пространстве. Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом. Изучая малые и большие, традиционные и современные общества, социологи, культурантропологи и психологи постепенно выявляли некие элементы, которые обязательно присутствуют в каждой социальной культуре, формирующиеся и передающиеся, в первую очередь, через семью:

-язык, как символику и смыслы действий (знаки и значения);

-ценностную систему как совокупность жизненных целей и средств, идеалов, мировоззрений, мифов, идеологий;

-символы, понятия и смыслы, которые придаются действиям;

-типичные связи и взаимодействия (родственные, ценностные, функциональные, ритуальные и т. п.);

-образцы и эталоны поведения.

Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще не обеспечивает функционирование социального института. Для того, чтобы он работал, необходима интериоризация их личностью. Они должны стать ее внутренним достоянием, после чего происходит их полноценное воплощение в виде социальных статусов и ролей. В этом смысле социальное и культурное - неразрывно связано, но противоположно друг другу. Т. Парсонс провел очень четкие различия между социальным и культурным. Под социальным он понимал реальную социальную жизнь - процессы, события, факты, а культурное, по его мнению, - это то, как люди воображают социальную жизнь, или представления о реальности.

Являясь основным социокультурным институтом, семья, по идее, должна достигать цели освоения и последующего воспроизводства культурных и социальных ценностей, включения индивидов в определенную субкультуру, а также социализации индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм. Семья основывается на браке. А брак, чаще всего на ценности любви. Во всех сколько-нибудь сложных культурах, любовь, во всяком случае, в высших ее проявлениях, описывается не в натуралистических, а в религиозно-философских и эстетических терминах, ценностно-аксиологически. Но в силу того, что в семье есть дети, престарелые родственники, семья подвержена обширному социальному контролю - ее, несомненно, нужно рассматривать как социальный институт. Современная мировая тенденция - «гражданские браки», делающая институт семьи недооформленным, размывающая однозначность целей деятельности семьи и не позволяющая ей нормально функционировать. Растет число внебрачных детей… Увеличивается число фактических браков и союзов. Обследование молодых матерей в 2002 году в четырех городах России показало, что 23% из них заявили о фактическом, но юридически не оформленном брачном союзе. Все это позволяет утверждать, что мы наблюдаем четкую тенденцию разделения институтов брака и семьи.

На вопрос о функциях семьи, все же, нельзя ответить однозначно. Ответ будет зависеть от теоретического осмысления и реальных условий жизнедеятельности семьи. Например, Н. Смелзер, описывая функционалистскую теорию семьи, пишет: «Сторонники функционализма придают особое значение изменению функций семьи в последние два века; большинство из них утверждают, что в этот период западная семья утратила присущие ей функции». Среди основных - утраченных - функций семьи называются:

-экономические функции, сейчас сводящиеся к трате заработанных средств;

-функция передачи статуса, не обеспечивающаяся «напрямую», а лишь через получение соответствующего будущему статусу образования и внедрению в необходимый круг общения;

-социализация, остающаяся основной функцией семьи, но существенно ослабленной индустриализацией и связанными с ней переменами;

-поддержание социального благосостояния, заключающееся в заботе о детях и престарелых членах семьи. Но и эта функция также ослаблена в связи с развитием медицины и системы социальной защиты.

В. А. Сластенин разделяет функции семьи на функции по отношению к обществу и на функции по отношению к человеку. Основными функциями семьи по отношению к обществу являются:

-физическое воспроизводство населения. Для смены поколений необходимо соответствующее число детей в рамках определенного государства;

-воспитательная функция - передача знаний, умений, навыков, норм, ценностей, духовное воспроизводство;

-производственно-хозяйственная. Социологи показали, что для того, чтобы освободить семью от хозяйственных забот (приготовление пищи, стирка, уборка жилища и пр.) потребуется дополнительно 40 - 45 млн человек;

организация досуга, так как значительная часть времени проводится вне работы, учебы (семейное общение).

Функции семьи по отношению к человеку:

-супружеская функция. Супруги - самые близкие люди, они взаимодополняют друг друга. Отдыхают, получают моральную поддержку.

-родительская функция - семья дает необходимое для гармонии в жизни, для того, чтобы в старости скрасить жизнь родителей.

-организация быта. Известно, что семейный быт - самый комфортный быт в психологическом смысле.

Подводя итог под всем вышеизложенным, к основным функциям семьи как института социализации можно отнести:

-репродуктивную;

-воспитательную, заключающуюся в социализации молодого поколения и поддержании культурного воспроизводства общества;

-хозяйственно-бытовую, заключающуюся в поддержании физического здоровья членов общества, уходе за детьми и престарелыми членами семьи;

-экономическую, заключающуюся в получении материальных средств членами семьи, в материальной поддержке малолетних, престарелых и больных членов семьи;

-сферу первичного социального контроля, заключающуюся в моральной регламентации поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентации ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

-духовного общения, заключающуюся в развитии личностей членов семьи, духовном взаимообогащении;

-социально-статусную, заключающуюся в предоставлении определенного социального статуса членам семьи, воспроизводстве социальной структуры;

-досуговую, заключающуюся в организации рационального досуга, взаимообогащении интересов;

-эмоциональную, заключающуюся в получении психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональной стабилизации индивидов и их психологической терапии.

Семейную систему можно сравнить с живым организмом, имеющим свой жизненный цикл. В разных стадиях своего функционирования семья по-разному обращена к обществу и выполняет новые особенные функции:

Первая стадия - жизнь одинокого молодого человека, финансово практически самостоятельного, живущего отдельно от своих родителей. Эта стадия была названа временем монады.

Вторая стадия начинается в момент встречи с будущим брачным партнером. Влюбленность, роман, возникновение идеи брачного союза, то есть длительных, стабильных отношений, - все это относится к ней.

Третья стадия - заключение брака, объединение влюбленных под одной крышей, начало ведения совместного хозяйства, общая жизнь. Эта стадия была названа временем диады. Это время первого кризиса семьи.

Четвертая стадия возникает в том случае, если преодолен кризис третьей стадии, брак сохранился и появился первый ребенок. Возникающий на этой стадии кризис еще более серьезный. Появился третий член семьи, изменилась семейная структура.

Пятая стадия жизненного цикла семьи характеризуется появлением второго ребенка. Она проходит достаточно просто, так как не нужно заключать новый договор о том, как жить с детьми и кто за что отвечает, как это было на предыдущей стадии. Разумеется, детей может быть гораздо больше чем двое, но на модели двух детей можно показать все необходимые закономерности развития семейной системы. В дисфункциональной семье могут быть неправильные подсистемы: коалиции мама с одним ребенком против папы с другим, или мама с детьми с одной стороны и папа - с другой.

Шестая стадия - это школьные годы детей. В это время семья вплотную сталкивается с правилами и нормами внешнего мира, отличными от правил внутрисемейной жизни. Итак, на этой стадии жизненного цикла семьи проверяются границы семейной системы, экспортируемость норм, мифов, правил и игр.

Седьмая стадия жизненного цикла семьи связана с временем полового созревания детей. Семья в это время должна решить важнейшую задачу: подготовить ребенка к сепарации, к самостоятельной жизни. Вот здесь именно та точка, где проверяется жизнеспособность и эффективность функционирования семейной системы.

Восьмая стадия - это повторение третьей стадии, только члены диады находятся в другом возрасте. Дети выросли и живут самостоятельной жизнью, родители остались вдвоем. Эта стадия часто называется «стадией опустевшего гнезда».

Девятая стадия жизненного цикла - это жизнь монады, одиночество; супруг умер, человек доживает свою жизнь один, так же, как он жил в молодости, еще не создав своей семьи, только теперь это старый человек, у которого за плечами прожитая жизнь.

Семейная структура, как и брачная, является моментным показателем, фиксируемым во время переписей или специальных обследований населения. Поэтому дать представление о семейной структуре населения можно только по данным переписей или обследований. При этом практика демографической статистики выделяет семьи по следующим признакам:

·размер семьи (число её членов);

Нуклеарные семьи - семьи, состоящие из одной брачной пары с детьми

Сложная семья - к семейному ядру добавляются другие родственники как по восходящей линии (прародители, прапрародители), так и по боковым линиям (различные родственники каждого из супругов). Также может включать в себя несколько брачных пар, члены которых связаны родственными узами и ведением совместного хозяйства.

·число детей в семье

·малодетные семьи - 1-2 ребёнка (недостаточно для естественного прироста)

·среднедетные семьи - 3-4 ребёнка (достаточно для малорасширенного воспроизводства, а также для возникновения внутригрупповой динамики)

·многодетные семьи <#"justify">Для понимания семьи как социального института также большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль - один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями в семейной группе. Они подразделяются на супружеские, родительские, детские, межпоколенные и внутрипоколенные. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа.

Глава 2. Взаимодействие института семьи с другими социальными институтами

.1 Влияние государства и церкви на социальный институт семьи

Семья и государство принадлежат к базовым элементам институциональной структуры общества, иными словами: это ведущие социальные институты общества, находящиеся в непрерывной диалектической взаимосвязи и взаимодействии.

Занимая прочное место в системе общественных отношений, семья всегда была объектом особого внимания со стороны государства и церкви.

Игнорирование прямой и непосредственной связи между семьей, с одной стороны, и обществом и государством с другой, опирается на ложный тезис о том, что эволюционные сдвиги в семье поколебали ее статус как социального института, превратили семью в сферу личных взаимоотношений супругов, родителей и детей, в силу чего связь семьи с обществом утратила необходимый респонсивный характер.

С принятием православия на Руси в менталитет народа закладывалась новая модель сексуально-брачного поведения. Основу правовых норм, касающихся семейного поведения, составили начала христианской нравственности. Базовым элементом, который Церковь кладет в основу христианского брака, явилась христианская любовь, предполагающая духовное начало, а не плотское. Тема любви между мужем и женой, которая была заложена в христианской морали, абсолютно не соответствует отношениям влюбленности в современном смысле. Это семейная любовь матери и отца, ограничивающая и отменяющая романтизм добрачной связи. Понятие «христианской любви» как семейной обеспечило основные подходы христианской морали к нормативной основе сексуального поведения человека. Это означало, что сексуальные отношения возможны только между мужчиной и женщиной (создавалась основа моногамного брака) и возможны только в браке, служа репродуктивным целям (слияние сексуального, брачного и репродуктивного поведения), сексуальные отношения между мужем и женой устанавливались на всю жизнь (пожизненный брак, невозможность развода).

В социологической литературе существует различная интерпретация норм сексуального поведения в семье. Сторонник феминистского подхода Рэндал Коллинз считает, что отношения в семье - это отношения собственности, включающие в себя следующие разновидности: право собственности на человеческое тело (сексуальная собственность), право собственности на детей (поколенческая собственность); право собственности на имущество (хозяйственная собственность). Сексуальная собственность - это якобы ключ к структуре семьи, тот стержень, вокруг которого вращается все остальное. Согласно Рэндалу Коллинзу, сексуальные нормы концентрируют усилия на контроле за сексуальной собственностью и другими видами обмена собственности, включенными в брачные отношения.

Фамилистический подход придерживается другой трактовки регламентации сексуального поведения. Высокая смертность и невозможность контроля над ней образовали табу на предупреждение и прерывание беременности, что поддерживало слитность сексуального и репродуктивного поведения, воспрещая все, что прямо не ведет к рождаемости. Сформированные таким образом нормы многодетности продолжили свое действие в изменившейся социальной реальности. Социальные институты, которые появлялись на социальном поле родовой организации, должны были сохранить преемственность с родом в плане воспроизводства населения. Создавался новый социальный конструкт единства репродуктивного и сексуального поведения, который должен был обеспечить численное воспроизводство поколений в условиях семейной организации общества. С этой целью на славянский язык переводились целые кодексы греко-римских постановлений и составлялись церковные уставы Владимира, Ярослава, Святослава с использованием заимствований по регламентации семейного быта.

Нормы пожизненного брака и деторождения в течение всего репродуктивного периода, которые являются одной из составляющих в системе норм многодетности фамилистической культуры, создавались на Руси через ограничения сексуального поведения. Церковь в форме церковного права и государство в форме светского права создавали юридические документы, в которых принудительным образом сначала ограничивалась, а потом и запрещалась полигамия и расширялась сфера моногамного брака. Запрещалось наложничество и прелюбодеяние, общепринятые во времена язычества и свидетельствовавшие об автономности брачного и сексуального поведения в дохристианскую эпоху; также запрещался добровольный развод.

Борьба государства и церкви за влияние на семью, увенчалась в советское время полным отделением церкви от семьи и усилением тоталитарного давления государства на личность. С приходом к власти большевиков церковь отодвинулась на задний план и трансформацией семьи активно начало «заниматься» государство...

В различные исторические эпохи может существовать или равное отношение семьи и учреждений власти по поводу ответственности индивида за свои действия, то есть ответственности индивида перед семьей и тем самым перед обществом, или же преобладание непосредственной личной ответственности перед государством. Последнее обстоятельство связано с отношением государства к семье как к объекту управления и манипулирования, а не как к относительно автономной системе, независимой от государства. С одной стороны, такое восприятие семьи способствует прямому и косвенному вмешательству государства в регламентацию отношений супругов, родителей и детей, родственников. С другой стороны, дает возможность для личности ориентироваться непосредственно на внесемейные институты, минуя семью, видоизменяет и само семейное поведение индивидов, их внутрисемейные роли. Именно такие объектно-субъектные отношения (в которых государство выступало в качестве субъекта, а семья в качестве объекта социального воздействия) складывались между двумя социальными институтами российского общества - семьей и государством на протяжении ХХ века.

Почти сто лет происходит ломка, модернизация, возникновение новых социальных образцов, утрата старых в сфере общественных отношений. Семья как структурообразующая система общественной жизни фокусировала все кардинальные изменения, происходящие в российском обществе.

За этот исторический отрезок времени функции семьи как социального института редуцировались и частично передавались или замещались другими социальными институтами общества, прежде всего, государством.

Для того, чтобы понять как происходил этот процесс необходимо обратиться к истокам новейшей истории России. Октябрьская революция 1917 года принесла семье насильственное ее реформирование. Мероприятия советской власти по реформированию семьи были продиктованы коммунистической идеологией, объявлявшей «буржуазную» семью виновной в моральной и социальной патологии. Поскольку семья - наиболее консервативное убежище старого режима, основанного на частной собственности, задача советской культурной революции - лишить семью этого ее недостатка, т. е. способности быть «консервативным убежищем». При этом задача сделать семью «прогрессивным убежищем» нового режима даже не выдвигалась новой властью: ведь теперь именно трудовой коллектив должен стать «убежищем» для советского человека. Семье в воспитании «нового человека» отводилась второстепенная роль - дошкольные и школьные учреждения были призваны исправлять «негативное» воздействие семьи на формирование личности. Одновременно семейное домохозяйство, «семейный быт» постоянно оказывались ответственными за закрепощение женщины, за ее отвлечение от борьбы наравне с мужчинами за идеалы рабочего класса.

В декабре 1917 года Декретами ВЦИК и СНК «О гражданском браке», «О расторжении брака» был разрушен старый институт брака и положено начало формированию новой, социалистической семьи. В этом документе особо подчеркивалась добровольность брака, его светский, гражданский характер и упрощенность развода. Этим актом был нанесен сильный удар по идеалу святости брака, веками поддерживаемого церковью, а упрощение процедуры развода ослабляло ответственность супругов друг перед друг другом и перед детьми. В 1926 году в «Кодекс о семье» было внесено положение, предусматривающее необязательность законной регистрации брака, так как считалось, что акт регистрации ущемляет свободу и чувства любящих людей разного рода формальностями. Этими правительственными постановлениями началось идеологическое наступление Советской власти на институт семьи и брака.

Советская власть, осуществляя свои регулятивно-авторитарные функции, тем самым вторгалась в наиболее интимную сферу человеческого существования, разрушая семейные основы. Опирающиеся на «благие» намерения мероприятия власти были направлены на противопоставление двух важнейших сторон жизни семьи, благодаря единству которых она существует и может существовать в качестве социального института и малой социальной группы. Намеренное занижение ценности сексуальных и брачных уз, ценности кровного родства, отцовства и материнства лишало семью морально-психологической общности, нравственной ответственности и взаимопомощи. Все это не могло не сказаться на устойчивости семьи как социального института и на качестве воспитания новых поколений.

Тем не менее, несмотря на настойчивое стремление привить семье принципы социалистического коллективизма, семья в значительной степени сохранила присущие ей традиционные нормы и ценности межличностной среды общения, эмоциональной среды обитания. «Живучесть» семьи можно объяснить первичностью внутрисемейных отношений, когда каждый участник взаимодействия ощущает себя уникальной личностью, а не обезличенным исполнителем социальных ролей. Как специфически малая группа, основанная преимущественно не на институциональных формах (традиции, нормы, ценности), а на межличностных интересах, семья продолжала играть важную роль в социализации личности. В этом отношении в России и в промышленно развитых странах Запада наблюдались сходные процессы: семья могла и может влиять на формирование личности независимо от совокупных общественных отношений более эффективно, чем другие социальные институты, нередко действуя вне связи с ними и вопреки им.

Как указывалось выше, Советское государство пыталось решить проблемы воспитания нового человека самостоятельно, минуя семью. Этим самым был нанесен ущерб еще одной функции семьи - функции первичного социального контроля. Отечественные социологи семьи А. И. Антонов и В. М. Медков утверждают, что семья является основной ячейкой социального контроля, и, как социально-психологическая целостность, именно семья должна оказывать социализирующее воздействие на личность. В семье закладываются основы воспитания нового человека; семья формирует мировоззрение ребенка; он ориентируется, прежде всего, на членов семьи и других родственников, и лишь затем на социальное окружение и общество в целом. Семья регламентирует взаимоотношения между родственниками и индивидуальные потребности членов семьи. По существу, нормированием и санкционированием всех жизненных ситуаций и отношений семья осуществляет и системно реализует функцию социального контроля.

В послевоенные годы советская власть вынуждена была бесшумно отойти от радикальных прокламаций 20-х годов в отношении семьи. Это нашло отражение и в законодательных актах. В отличие от Конституций СССР 1924 и 1936 годов в Конституцию СССР 1977 года была внесена статья, обязывающая родителей нести ответственность за воспитание детей, что стало молчаливым признаком провала политики нивелирования роли семьи в деле воспитания подрастающих поколений.

В постсоветской России усугубление положения семьи продолжилось наряду с трансформацией общества и общественных отношений. Стабилизация семьи как социального института началась лишь после 2000 года, когда государство стало оказывать социальную и экономическую поддержку семье.

2.2 Семья и гражданское общество в России

семья социальный общество гражданский

Сегодня в нашей стране, в отличие от советских времен, все больше пишут о кризисе института семьи. «Лакированное» представление о советской семье как бесконфликтной ячейке общества сменяется весьма пессимистическим утверждением о трудноразрешимости проблем современной семьи, которая подвержена урбанизации городов, снижению потребительского влияния на детей, особенно в городах. Одним словом, в России идут непростые процессы формирования новых, партнерских взаимоотношений государства и такого важного структурного элемента гражданского общества, как семья.

Именно в семье наиболее зримы и ощутимы все изъяны социальной политики государства. Это с одной стороны. А с другой, сама семья выступает фактором социальной стабильности государства, сохранения преемственности поколений, национальных традиций, развития личности и общества, формирования (установления) гражданских позиций каждого члена семьи.

Однако сегодня семья сталкивается с целым рядом острых проблем, которые имеют социальный характер и могут быть сконструированы по основным функциям семьи: экономическая, репродуктивная, жизнеохранительная, социально-психологическая и социокультурная. Очень показательна в этом отношении ситуация, в которую попали женщины и дети. Есть такая точка зрения, что выброшенная на рынок труда не подготовленная к рыночным отношениям женщина оказалась самой незащищенной… Чтобы выжить, прокормить детей, она вынуждена была браться за самую низкую, тяжелую, неквалифицированную работу. Но есть и другая точка зрения, что многие женщины сумели «подстраховать» своих мужей в то время, когда они лишились своих мест, открыв салоны красоты, приемные пункты стирки белья, ателье, небольшие магазины-гастрономы и т. д.

Важнейшим регулятором общественных отношений вообще и семьи в частности является право. В п.2. ст.7. Конституции РФ 1993 г. подчеркивается, что в Российской Федерации «обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан».

Экономическая роль семьи в рыночной экономике чрезвычайно важна. В связи с этим семья решает многообразные проблемы ведения домашнего хозяйства, семейного бизнеса, воспроизводства рабочей силы, обеспечения необходимого уровня потребительского спроса, создания инвестиционного потенциала и другие. Разрешение проблем семьи, ведущей домашнее хозяйство и занимающейся предпринимательской деятельностью в условиях рыночной экономики, следует искать в формировании новых потребностей и возможностей семьи, реализации ее экономических функций, обеспечении социальной поддержки и нормальных бытовых условий семьи.

Репродуктивная функция зависит в том числе и от качества жизни. Поэтому важно разработать новую политику в управлении социальной сферой. Необходимо, чтобы в программах экономического и социального развития не только предполагались меры в области социальной поддержки населения такие, как развитие сети учреждений стационарного и нестационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, семей, женщин и детей, адресная направленность социальной помощи наиболее нуждающихся, но и механизмы их реализации.

В целом же семья является не только уникальным социальным институтом, но и малой группой со сложной системой взаимоотношений.

Существенным выводом в пользу развития семьи как важнейшего элемента гражданского общества является то, что семья, по сути дела, является своеобразным инвестиционным проектом получения отдачи через много лет. Семья - один из важнейших институтов социальной системы гражданского общества, та сфера отношений, где человек проводит большую часть своей жизни. Семья, ее цели, степень материального благополучия, духовные отношения ее членов во многом определяют жизнь человека, его общественную активность, влияют на успехи и достижения всего гражданского общества. Семья - основа демографической политики общества и государства и, следовательно, залог существования государства. Семью можно рассматривать как первичную социальную структуру, в которой происходит воспитание будущих членов общества, закладываются основы общественного поведения человека.

Глава 3. Исследование дисфункций современной российской семьи

.1 Методические основы исследования

Трансформация социокультурного института семьи, его зыбкость неустойчивость в современных российских условиях, приводит к невозможности воспроизведения преемственности ценностей и культуры поколений. Старшее и младшее поколение в одной семье во все времена переживало трудности взаимопонимания. Разрешение подобных конфликтов было возможно только на основе культурного взаимодействия, общих духовных ценностей. Духовные, культурные и социальные ценности не передаются генетические. Поэтому семья должна их взращивать и поддерживать. Ценности реализуются в функциях семьи, через правильное понимания их значимости, и, соответственно, того места в семье, которая каждая из этих функций должна занимать.

В данном исследовании проверялась гипотеза: дисфункция семьи как социокультурного института переживается членами семьи как вынужденная неверная расстановка функциональных приоритетов.

Исследование построено как изучение функциональной деформации современной российской семьи. Оно включало три этапа: подготовительный, этап собственно исследовательский, и этап обработки данных, получения результатов, обобщений и выводов. На первом подготовительном этапе разработана методика исследования, бланки ответов для испытуемых В качестве методического материала использовался список функций семьи:

-репродуктивная;

-воспитательная

-хозяйственно-бытовая;

-экономическая;

-первичного социального контроля;

-духовного общения;

-социально-статусная;

-досуговая;

-эмоциональная.

С данным списком было предложено каждому респонденту работать дважды.

Обработка результатов:

Цель обработки результатов - определение связи между ранговыми оценками функций семьи, входящими в представления об идеальной семье и реальной семье, в которую включен испытуемый. Мера связи устанавливается с помощью коэффициента ранговой корреляции Ч. Спирмена. Оценки от 1 до 9 предложенных качеств в обоих рядах принимаются за их ранги. Разность рангов, определяющих место того или иного качества личности, дает возможность вычислить коэффициент по формуле:

Дает возможность вычислить коэффициент по формуле:- число предложенных функций семьи (n=9);- разность номеров рангов.

Чтобы высчитать коэффициент, необходимо вначале подсчитать на бланке, в специально отведенной колонке, разность рангов (d) по каждой предложенной функции. Затем каждое полученное значение разности рангов (d) возводят в квадрат и записывают результат на бланке в колонке (d), суммируют и сумму () вносят в формулу.

Коэффициент ранговой корреляции (г) может находиться в интервале от -1 до +1. Коэффициент не менее -0,4 и не более +0,4 (при р = 0,05), мы будем принимать за слабую незначимую связь (или ее отсутствие) между представлениями человека об идеальной семье, семье такой, какой она «должна быть» и реальной семье, в которой респондент живет. Такой результат, скорее всего, будет свидетельствовать о том, что респондент не особо задумывался о проблемах своей семьи. Значение коэффициента корреляции от +0,41 до +1 - свидетельство наличия значимой положительной связи, разной степенью удовлетворенности функционирования своей семьи. Но, значения от +0,9 до +1 часто выражают неадекватно завышенное, лживое представление о своей семье, нежелание обнаруживать ее несостоятельность или реальные трудности. Значение коэффициента корреляции в интервале от -0,41 до -1 говорит о наличии значимой отрицательной связи между идеальным представлением о семье и реальным положением семьи, в которую включен респондент. Чем ближе коэффициент к - 1, тем больше степень несоответствия, тем выше недовольство респондента реальными приоритетами функций в семье.

На втором этапе мы провели опрос респондентов.

На третьем этапе проводилась обработка полученных данных с использованием математических методов. Проводился количественный и качественный анализ данных.

.2 Выводы

В нашем исследовании участвовали 32 человека в возрасте от 18 до 40 лет, включенных в жизнь родительской или своей семьи. 15 респондентов проявили удовлетворенность тем, как функционирует их семья. Трое респондентов дали размытые ответы, которые никак нельзя интерпретировать. 12 респондентов открыто признали функциональную несостоятельность своей семьи, так как члены семьи, по-видимому, слишком много времени вынуждены уделять одним функциям, и игнорировать другие в ущерб потребностям членов семьи. 2 респондента проявили скрытое недовольство, «не вынося сор из избы».

Очевидно, что зачастую члены семьи не могут сделать семью такой, какой они хотели бы ее видеть. У них возникает ощущение несостятельности как своей собственной, так и семьи в целом. Гораздо более спокойную реакцию на несоответствие семьи собственным представлением давали те респонденты, которые в полной мере понимали, что семья - это еще и социальная система и ее состояние существенно зависит от социально-экономического и социально-политического состояния государства.

Современная российская семья должна стать объектом социально-культурной деятельности со стороны государства, а также тех, кто в этом заинтересован. Необходимо разрабатывать и проводить социально-культурные мероприятия для конкретных семей, вести с ними плановую социальную работу. Уже выросло поколение, испытавшее на себе «социокультурный провал», для которого функции семьи сводятся к добыванию денег и выживанию. Должна быть признана ведущая роль семьи в обществе, ее основная функция по сохранению и развитию культуры.

Обобщая все вышеизложенное можно сделать следующие выводы:

-члены современной российской семьи заняты поисками денег и других средств к существованию, ведением хозяйства и бытовыми проблемами своих престарелых и малолетних близких. От этого существенно страдают те функции, которые и создают социокультурное пространство семьи;

-желаемая семья в существенной мере не совпадает с реальной, представления о желаемой семье существенно расходятся с реальностью, что не может не порождать напряженности и беспокойства;

-очевидно, что зачастую члены семьи не могут сделать семью такой, какой они хотели бы ее видеть. У них возникает ощущение несостятельности как своей собственной, так и семьи в целом;

-должна быть признана ведущая роль семьи в обществе, ее основная функция по сохранению и развитию культуры.

Заключение

Проблемы семьи на современном этапе развития российского общества и государства остаются чрезвычайно сложными. Семья как социокультурный институт в пореформенной России потерпел существенный ущерб. Речь идет не просто о трансформации или деформации семьи как института, а о его функциональной несостоятельности. Попросту говоря, семья не справляется со своими функциями. Это имеет далеко идущие последствия в виде потери культурного наследия, так как оно не передается генетически. Но, тем, не менее, составляет основной признак человеческого вида вообще. Без воспроизведения социальных отношений, культуры и развития духовности невозможен социальный прогресс. О семье можно говорить как о ведущем социокультурном институте с обилием различных функций. Семья как социокультурный институт выполняет важные общественно-значимые функции: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-бытовую, экономическую, составляет сферу первичного социального контроля, духовного общения, социально-статусную, досуговую, эмоциональную.

Именно в семье на всю оставшуюся жизнь закладываются основы человеческой личности, ее ценности, способы деятельности в мире, усваиваются основные нормы общежития, истинно человеческие способы удовлетворения потребностей. Под угрозой находится само воспроизведение семейного института, без которого немыслимо общество. В семье непрерывно происходит социокультурный процесс. И его качество зависит, в существенной мере, от того, как государство относится к семье. Долгие годы тоталитаризма в бывшем СССР привели к пренебрежительному отношению к семье, ее роли в становлении и поддержании гуманного общества и сильного государства. Значительное место среди социокультурных факторов институционального кризиса современной российской семьи занимает переоценка культурных ценностей вследствие глубинной трансформации общества. Реальную ценность приобрел индивидуализм, потребительство в самом худшем смысле этого слова, аморальное и преступное отношение людей друг к другу.

Осознавая такую угрозу, государство строит социальную политику в отношении семьи так, чтобы ее укрепить. И не последнее место занимает в этом деле социокультурная работа с семьей. Должна быть признана ведущая роль семьи в обществе, ее основная функция по сохранению и развитию культуры. Материальная и социально-культурная помощь семье со стороны государства поможет восстановить нормальное функционирование этого важнейшего социокультурного института. Проведенное нами исследование вскрыло существо дисфункций семьи, заключающееся в неверном, несоответствующем позитивному развитию института семьи, общества, государства и личности расположению функциональных приоритетов.

Похожие работы на - Социологическая интерпретация семейных изменений в условиях трансформации российского общества

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!