Социальный статус мужчины и женщины

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,54 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальный статус мужчины и женщины

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЕСТЕСТВЕННО-ЭКОЛЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ









РЕФЕРАТ

по социологии на тему:

Социальный статус мужчины и женщины


Выполнил студент первого курса

Борисенко Олег

Содержание

. Введение

. Древний мир или время патриархата

. Средние века - Куртуазная любовь

. Эмансипация женщин

. Современное положение женщин в обществе

. Заключение

1. Введение

Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем.

Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.

Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль - это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль - действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей.

Люди обладают множеством статусов и принадлежат ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков: коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих; мужчины обладают большим социальным «весом», чем женщины; принадлежность к титульному этносу в государстве не одно и то же, что принадлежность к национальному меньшинству и т. д.

2. Древний мир или время патриархата

На Древнем Востоке от женщины требовалось абсолютное послушание мужу во всем. Семейные законы были суровы: непокорную жену супруг мог наказать, и наказать довольно жестоко. Согласно одному древнеассирийскому закону, муж имел право за непослушание, лень или отказ от исполнения супружеских обязанностей избить жену, остричь ее, отрезать ей уши, нос, выжечь на лбу рабское клеймо или выгнать из дома. При этом, что бы ни совершил мужчина, никто не мог привлечь его к ответственности, тогда как он мог все. Например, имел право вернуть бежавшую от его жестокости в родительский дом жену, если она пробыла там более четырех дней. При этом мог еще и подвергнуть ее унизительному испытанию: заставить доказывать, что за время своего отсутствия она не спала ни с одним мужчиной. Способ для этого избирался весьма оригинальный:

"Такую жену надлежит связать и бросить в воду; если она выберется благополучно, значит, она невиновна, и муж должен оплатить судебные издержки"

Ну, а если нет… Любое подобное "доказательство" измены означало для женщины неминуемую смерть.

В Древней Индии девочек с детства готовили к профессиональной храмовой проституции. В дальнейшем они составляли постоянный штат храма бога Вишну и становились достоянием мужчин любой касты. Даже самые знатные семьи, не раздумывая, посвящали своих дочерей этому своеобразному богослужению. В случае смерти мужа в Индии жену живьем сжигали вместе с покойным супругом. Эта свирепая традиция сохранилась в некоторых областях Индии и до наших дней.

На островах Фиджи всякая женщина становилась достоянием того, кто поймал ее во время состязаний на бегах. В это время собственность на женщину отменялась.

В Ниссау вдовы считались принадлежностью всех своих односельчан. Нередко вдову искусственно откармливали и съедали как общественное добро.

У некоторых народов друзья, родные жениха или приглашенные на свадьбу имели полное право на невесту, причем жених оказывался последним в очереди. Так было на Балеарских островах и у африканских авгилов, а у бареа в Абиссинии имеет место и в настоящее время.

У многих древних народов всякое должностное лицо, предводитель племени или рода, шаман, хан, жрец, князь, или как бы он не назывался, пользовался по отношению к невесте правом первой ночи. У большинства народов Аляски и других народов традиция права первой ночи существует и поныне. Подобная традиция была распространена и у дагестанских народов до прихода Ислама.

В Северной Америке мужчина, вступающий в брак со старшей сестрой, брал в жены также и всех ее сестер, как только они достигали определенного возраста. В Южной Америке женщинам, согласно обычаям, деформировали головы. У мундугуморов мужчины обменивали своих дочерей и сестер на новых жен.

В Древнем Китае с приходом невесты, в доме три дня соблюдался строгий траур и царило уныние, что психологически должно было подавить ее чувство достоинства. Жена обязана была всю жизнь скорбеть и печалиться о возможной утрате мужа. А для того чтобы обратиться к мужу жена должна была каждодневно соблюсти строгие церемониальные правила: при первом же утреннем крике петуха особенно тщательно очистить рот, омыть руки, причесаться, заколоть шпилькой волосы и обратиться как к государю, используя строго различные возвышенные эпитеты и выражения.

В Египте муж немедленно сжигал женщину за измену, а измена самого мужа не возбранялась. В Ассирии если женщина выносила из дому какую-то вещь, то считалась воровкой, и муж со спокойной совестью отрубал ей уши. После смерти мужа жена оставалась полностью в распоряжении его семьи и была обязана выйти замуж за одного из его родственников.

У арабов до прихода Ислама часто хоронили живьем новорожденных девочек. У евреев до прихода Моисея (мир ему) всякий отец имел право продать свою дочь в наложницы на известный срок, означенный в продажном контракте. Девушка при этом ничего не получала, деньги, полученные при этой продаже, поступали полностью отцу.

В Конго беременной женщины сторонились как нечто отвратительного и мерзкого. Среди многих народов Африки, Америки и Полинезии было принято - как обычай гостеприимства - отдавать жен на временное пользование гостям или вообще проезжим путешественникам, остановившимся неподалеку от поселка. В Финикии отцы отдавали своих дочерей в пользование чужеземцам, как и мужья в Экваториальной Африке охотно предлагали своих жен богатым чужестранцам, ибо зарабатывали на этом неплохие деньги.

Кому-то может показаться странным, однако ни Древняя Греция, ни Древний Рим не были исключением в плане отношения к женщине. В Греции женщина практически не участвовала в общественной жизни. В греческих полисах (городах-государствах) женщины никогда не имели гражданства (т. е. фактически приравнивались к рабам), не обладали властью распоряжаться имуществом (исключением была Спарта), целиком находясь под опекой мужчин. Опекуном до замужества являлся отец либо ближайший родственник-мужчина, после замужества вся власть переходила к законному супругу. В Древней Греции красивая женщина стоила несколько голов рогатого скота. Как сказал Гомер, «четыре рабочих вола за одну жену». Древние греки считали, что любовная страсть к женщине - это болезненное проявление. «Любовь к женщине - это яд», - говорил Сократ. А Аристотель говорил, что «...женщина - это изуродованный от природы мужчина». Эзоп же был убежден что «огонь, женщина и море - три бедствия».

В древнем Риме казнили жриц, нарушивших обет девственности. Мужчины, согласно римскому праву, имели полное право на жизнь и смерть своих жен, которых они продавали, покупали, а нередко и убивали.

. Средние века - Куртуазная любовь

Говоря о средних веках, то, на мой взгляд здесь необходимо упомянуть о таком явлении как рыцарской культуре с почитание Прекрасной Дамы, основание которого стал культ Богородицы.

Из этого возникло такое явление, как куртуазная любовь. Это новое явление, в результате которого в женщине увидели прекрасный и достойный объект любви. «Сражаться и любить» - стало лозунгом рыцарей. Победа приносила не просто славу и уважение, а так же сердце дамы. Рыцарь был обязан быть влюбленным. Он должен был уважать, заботится, хранить верность и обожать свою даму, а так же должен быть всегда готов защитить честь не только своей дамы, но и любой женщины.

Но не смотря на явлении куртуазной любви, все же общество не разделяло подомных мнений о женщине. Мыслители рассматривали женщину как глупое низшее существо, которое не способно к образованию. Они рассматривали ее как некую ошибку. Но после трех тысячелетий понижений женщины, они радовались и такому повышению их статуса.

Для рыцарей женщина было разумная и чувственная, она помогала ему в поле боя, в минуты слабости и внутренних затруднениях.

Свои аргументы мужского шовинизма приводили и ученые. Не смотря на то, что по «Книге Бытия», женщина сотворена в раю, а мужчина в не рая, то не достоинство места ни его происхождение не идут в счет. Мужчина все равно выше женщины, так как ее удел это повиноваться своему мужчине. Это связано с тем, что женщину считали прародительницей первородного греха, в которого они вовлекли и мужчину.

Женщину не редко обвиняли в колдовстве, гадании и в других сферах черной магии, так как уже было сказано, женщина имеет дьявольское начало. Сначала считалось, что всевозможные превращения людей в другие существа, полеты и т.д. это бесовское наваждение, обман, позднее позиция духовенства радикально изменится. От разоблачения внушенных дьяволом иллюзий о ведовских шабашах, ночных полетах и превращениях людей в животных церковь перейдет к утверждениям об их истинности. Образ ведьмы, издавна существовавший в народном сознании, будет взят на вооружение учеными людьми и подвергнется последовательной демонизации. Европа вступит в полосу официально санкционированных гонений на ведьм.

Однако не следует считать, что женщина в Средние века была полностью бесправна, такое утверждение не имеет под собой реальной основы. патриархат женщина эмансипация социальный

В экономической жизни женщина играла немаловажную роль. Часто находясь в полной зависимости от своих родителей или мужа, она, тем не менее, брала на себя значительную часть хозяйственных обязанностей. В них входили не только традиционная работа по дому, женщины часто помогали своим мужьям или отцам в ремесле - в то время как мужчины были сосредоточены на производстве, их жены и дочери брали на себя сбыт товаров. После смерти мужа (необходимо помнить, что в бюргерских, да и многих крестьянских семьях, разница в возрасте в брачных парах была велика - порядка 10-15 лет) вдова брала на себя его обязанности, или даже могла возглавить цех или торговую гильдию, будучи сведуща в тонкостях коммерции или ремесла. Известно, что в Кельне 60-70 годах XV века женщины контролировали около 10% всей торговли вином, столько же в торговли свинцом, а одна женщина контролировала порядка 24% рынка сахара.

Нет необходимости говорить, что в мире профессиональных военных доминировали мужчины, однако, зачастую женщины принимали весьма активную роль в обороне замков и крепостей. Стоит привести пример осады бургундцами Бове в 1472, когда после 25 дневной осады и нескольких неудачных штурмов, город так и не был взят, во многом благодаря смелости женщин, вдохновленных некой Жанной Ашетт. Обычно в массовом сознании присутствует образ женщины, которая льет на головы врагов раскаленное масло или смолу. Конечно, этот эффективный прием был одним из основных методов борьбы с противником, который был под силу женщине. В тоже время не может быть сомнений в том, что молодые и энергичные девушки, сражающиеся за свою жизнь, могли управляться с арбалетами, ручным огнестрельным оружием и даже древковым, помогая воинам отталкивать лестницы, и вести бой на стенах и в укреплениях. В связи с этим можно вспомнить Симона де Монфора, убитого из камнемета горожанками Тулузы. Роль женщин в качестве помощниц и обслуживающего персонала, подающих амуницию и припасы обороняющимся, тоже кажется незаменимой. В феодальном мире женщина в доспехах представлялась обычным делом: Жанн Фруассар говорит о графине Жанне де Монфор, которая: «Держа в руках крепкий и острый меч, билась отважно и с большой храбростью»

На память приходит пример Жанны ДАрк, однако стоит вдаваться в тщательный анализ этого феномена, стоит лишь сказать, что сам факт того, что ей доверили командование армией, говорит о многом. В армии герцога Бургундии находилось около 4000 женщин, у которых даже было свое знамя, с изображенной на ней женщиной. Очевидец тех событий говорит, что во время отступления они срывали с себя доспехи и выставляли грудь - демонстрируя таким образом свою половую принадлежность, они избегали смерти.

В хрониках Шиллинга, середины XV века, по крайней мере, трижды женщина изображена с алебардой, один раз со знаменем и в платье цветов кантона (Берна). Есть также изображение женщины с ручницей, несущей также сумку для пуль и пороховницу. На наш взгляд, это свидетельство высокого социального положения и сопряженного с этим доверия мужчин. Скорее всего, это вдовы или незамужние девушки, отправившееся по какой-то причине в поход в качестве комбатантов. В цюрихских городских анналах есть упоминание об Анне из Цюриха, которая получила долю в военной добыче после битвы при Грандсоне. Нет сомнений, что гораздо чаще женщины следовали за армиями не в качестве бойцов, а как помощницы. Зачастую получалось, что мужчины брали с собой свои семьи. Из мемуаров Пауля Дольштейна мы узнаем, что армия императора Карла V помимо солдат состояла также из большого числа женщин и детей, которые следовали за своими мужьями и отцами даже в северной Африке. При осаде Туниса многие не выдержали тягот и лишений похода, погибли в море или были убиты в стычках с турками. Причин, по которой солдаты брали с собой свои семьи, может быть несколько: во-первых, скорее всего, их не на кого было оставить, большие патриархальные семьи в позднем средневековье все чаще дробятся на современные нуклеарные семьи, и жена с детьми просто не смогла бы прокормиться. Вторая причина кроется в том, что часто простые солдаты не могли рассчитывать на то, что их имущество будет распределено в обозе во время марша, и их семьи нужны были еще и как помощники.

По ордонансу Людовика XI мастера-пушкари могли для проведения компании брать любых помощников, включая своих жен. Несомненно, что этот ордонанс лишь укреплял старый обычай. Большое количество спутников, охраны, прислуги и драгоценный дорожный инвентарь, включая сюда посуду, шатры и прочее, были необходимым элементом социального выражения крупного феодала. За каждым знатным лицом в военный поход отправлялось то количество вооруженных вассалов и прислуги, какое он мог себе позволить. Именно количество зависимых людей и внешний антураж самого аристократа определял социальный статус и утверждал значимость конкретного человека, умение тратить деньги на свой двор и свиту было значимой добродетелью в средние века. Таким образом, каждый крупный феодал брал с собой максимально большое количество прислуги, в том числе и женщин - в качестве поварих, кухарок, прачек. Конечно, среди них были и «дурные женщины». Можно со всей уверенностью сказать, что женщина в военном деле в позднем средневековье играла видную роль, была незаменимым членом походного лагеря, выполняя все вспомогательные обязанности, однако нередко и сражалась с оружием в руках бок о бок с мужчинами, разделяя все тяготы военной жизни. Нет сомнений, что роль женщины в армиях средневековой Европы была весьма значительной.

. Эмансипация женщин

Эмансипация женщин - стремление к уравнению прав обоих полов, исходящее от мысли, что первоначально все человеческие индивидуумы были равны между собой и что неравенство полов обязано своим происхождением насильственному подчинению женщин мужчинами. Эмансипация является, таким образом, актом освобождения, восстановлением естественного состояния и торжеством права над узурпацией. Эмансипация женщин - явление новое, начатки которого относятся к великой французской революции.

Вслед за декларацией прав человека Олимпией де Гуж формулирована была "декларация прав женщины". Главные требования её заключались в активном и пассивном избирательных правах и в допущении ко всем должностям. Во времена конвента женщины принимали участие в клубах, вмешивались в прения, основывали особые женские клубы ("Amies de la constitution", "Femmes r é publicaines" и др.) и защищали свои права в особых печатных органах. Когда вожди женского движения стали предлагать представительницам своего пола одеть мужские костюмы, чтобы уничтожить внешние различия полов, конвент постановил лишить женщин права иметь свои собрания и закрыть женские клубы (30 октября 1793 г.). Эмансипация женщин вновь выступила на сцену в эпоху июльской революции 1830 г.; к этому времени относится и появление самого термина (" é mancipation de la femme"). Возрождение женского вопроса находилось в тесной связи с французским социализмом и достигло кульминационной точки в сенсимонизме, с его учением о "паре" Более реальные цели стали преследоваться сторонниками Эмансипация со времени февральской революции 1848 г., когда за это движение стал Консидеран предложивший в парламенте даровать избирательные права женщинам. Несколько позже то же предложение и столь же неуспешно внесено было Пьером Леру. С половины XIX в. феминистическое движение во Франции все развивалось, но больших политических приобретений им не сделано. В 1892 г. женщинам-рабочим было предоставлено право голоса в добровольных третейских разбирательствах с работодателями. - В Англии Мэри Вольстонкрафт в книге: "Vindication of the rights of woman" (Лондон, 1792), написанной под влиянием Кондорсе, старалась доказать, что недостатки и слабости женского пола - исключительно последствия неправильного воспитания и ложного общественного положения женщин. Она указывала на необходимость экономической независимости женщин и признания за ними тех же общественных и политических прав, какими пользуются мужчины. Во имя нравственной чистоты она предлагала воспитывать мальчиков и девочек совместно в общественных школах. В половине XIX в. Эмансипация женщин в Англии много обязана литературной деятельности Бентама, Герберта Спенсера, в особенности, Дж. Стюарта Милля. По почину социологического общества, в Англии появился первый союз для поощрения женского промышленного труда, за которым последовали другие общества подобного же характера. С 1865 г. началась агитация за избирательные права женщин при парламентских выборах. Право активного участия в муниципальных выборах было предоставлено в 1869 г. самостоятельным (незамужним), платящим налоги женщинам. Акт о местном управлении 1894 г. дал женщинам в Англии активное и пассивное право при выборах в общинный и окружной советы; они могут даже председательствовать в этих советах, но не имеют права быть мировыми судьями. Стремление к дарованию женщинам права участия в парламентских выборах до сих пор оставалось безуспешным, но предложение, сделанное по этому предмету в 1897 г., получило большинство в палате общин; только несогласие палаты лордов не дало законопроекту войти в силу. Из британских колоний дальше всего на пути Эмансипация женщин пошла Новая Зеландия, где с 1893 г. все местные жительницы, не моложе 21 года, имеют избирательные права. Такие же права женщинам в 1894 г. даны и Южной Австралией. Во всей Австралии в отношении общинных выборов не признается различия прав обоих полов. В Канаде женщинам принадлежит активное право участия в общинных выборах. - В Германии еще в 1792 г. Т. Фон-Гиппель издал книгу: "Ueber die b ü rgerliche Verbesserung der Weiber", в которой во имя государственного блага требовал освобождения женщины. Он стоял за совместное воспитание мальчиков и девочек и за допущение женщин ко всем профессиям. Для облегчения физического воспитания он предлагал одинаковую одежду до 12-летнего возраста. Предложения Гиппеля не встретили поддержки в германской литературе, и до последнего времени в Германии практически не существовало политического женского движения. Избирательные права принадлежат женщинам только на местных общинных выборах, но и то не везде и большей частью только незамужним. С 1860-х годов стали появляться многочисленные общества и союзы, чаще всего устроенные одними женщинами; стали возникать учебные заведения, сильно подвинувшие вперед женское образование. В Северной Америке с самого начала положение женщины было более выгодное, чем в Европе. То обстоятельство, что женское население в большинстве местностей в Штатах долго было в меньшинстве, привело к тому, что как замужние, так и незамужние женщины искони пользовались здесь большей свободой и самостоятельностью, чем у народов более древней культуры. Абигейл Смит Адамс, жена президента Адамса, еще в 1776 г. требовала допущения женщин к общественным школам и политической их равноправности. Первое из этих требований было удовлетворено, но требование политической равноправности для всей совокупности Соединенных Штатов осталось невыполненным: только Нью-Джерси и Виргиния на первых порах предоставили женщинам избирательное право. На конгрессе 1901 г. был еще прибавлен вопрос о женской прислуге. Для целей исключительно образовательных учреждено общество "Frauenbildung-Frauenstudium", распространенное по всей Германии. Женские профессиональные союзы появились с 1890-х годов почти повсеместно в Германии. В 1891 г. в Америке создался национальный союз женщин (National council of women), по образцу которого в 1894 г. в Берлине устроен союз германских женских обществ (Bund deutscher Frauenvereine). Подобные союзы появились и в других государствах. Среди работниц на фабриках стали появляться особые общества с 1870-х годов. Многие из них возникли в австралийской колонии Виктории в 1880-х годах. После того как союзы мужчин-рабочих высказались в 1889 г. за организацию представительниц женского труда, подобные общества стали в большом числе появляться в Англии. Решение мужчин-рабочих вызвано было тем соображением, что улучшение платы за женскую работу сделает женскую конкуренцию менее опасной мужчинам. Особенно трудилась над устройством женских рабочих союзов леди Дильк, а еще раньше неё - г-жа Мод Станлей явилась горячей поборницей устройства клубов для лондонских работниц. В Соединенных Штатах конгрессы женщин стали собираться с 1848 г. В 1850 г. состоялся первый женский конгресс, исключительно касавшийся вопросов избирательного права (National Woman Suffrage Convention). В 1869 г. создались два больших общества: ежегодно собирающееся в Вашингтоне National Woman Suffrage Association, с газетой "The Revolution", и передвижное общество American Suffrage Associatio n, с журналом "Woman's Journal". В 1890 г. они слились в "National American Woman Sufrage Association". По типу этих обществ основано в Англии в 1867 г. National Society of Women, первым президентом которого был Дж. Ст. Милль. Первым международным учреждением в области Эмансипации женщин явилась основанная в Женеве в 1868 г. Ligue internationale des femmes. В 1888 г. в Чикаго был основан "международный совет женщин" (International council of women), к которому примкнули 11 обществ, в том числе германский Bund deutsc h er Frauenvereine. Ростом движения в пользу Эмансипации следует объяснить и появление большого количества женских благотворительных обществ, имеющих целью то взаимную поддержку, то заботу о бедных, больных, рожающих, безработных. Своеобразным явлением в области феминизма является американское женское общество трезвости - Woman's Christian Temperance Union, основанное в 1873 г. в Бостоне, насчитывающее теперь более 200000 членов и обладающее капиталом в 150000 фн. стерл.

В 1979 г.ООН принимает Конвенцию о ликвидации дискриминации в отношении женщин.

Первым международным соглашением, провозгласившим равенство мужчин и женщин в качестве основополагающего права человека, стал Устав Организации Объединённых Наций (1945). В 1979 ООН приняла Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Большинство мусульманских стран не признаёт этих положений.

Главы государств - женщины

До настоящего времени демократически избранными главами государств и правительств стали более 20 женщин. Первой женщиной, возглавившей правительство, стала Сиримаво Бандаранаике (1960, Шри-Ланка), первой женщиной-президентом - Изабель Перон (1974, Аргентина), первой женщиной, занявшей президентский пост в результате выборов, - Вигдис Финнбогадоттир (1980, Исландия), первой женщиной, возглавившей правительство в мусульманской стране, - Беназир Бхутто (1988, Пакистан). Сегодня женщины являются главами государств в Ирландии (1997,Мэри Макэлис), Финляндии (2000, Тарья Халонен), на Филиппинах (2001, Глория Арройо), в Германии (2006, Ангела Меркель), Чили (2006, Мишель Бачелет), и Аргентине (2007, Кристина Киршнер).

. Современное положение мужчин и женщин в обществе

Равноправие является важнейшей основой любого демократического общества, которое стремится к социальной справедливости и уважению прав человека. Практически во всех обществах и сферах деятельности женщины подвергаются дискриминации в семье, в обществе и на рабочем месте. Хотя причины и последствия этого могут быть различными в разных странах, дискриминация в отношении женщин является широко распространенным явлением. Сохранению этого явления способствует наличие устоявшихся стереотипов, а также традиционных культурных и религиозных обычаев и представлений, принижающих роль женщин.

Как известно, японские женщины живут в обществе, где "властвует и правит мужчина". Доминирующая роль мужчины в этой стране сложилась исторически давно, и, как во всех странах Востока, эта преобладающая роль выражена везде: и в деловой среде, и в области искусства, и в области политики. Но красота и неповторимость японской женщины, ее стремление к согласию, ее великое терпение, чувство гармонии и равновесия во всем, готовность к самопожертвованию славились с далеких времен и несли славу о японской женщине по всему миру.

Жена работающего делового японца мирится с тем, что встречается со своим мужем не больше пары дней в неделю. Все остальное время он проводит в различных ресторанах, барах, кафе. Нередко выпивший муж приходит домой лишь под утро, иногда с провожающими его другими женщинами из злачных заведений. И жена проводит всех в дом, радушно примет гостей, расплатится за мужа и не проявит ни малейшего недовольства или обиды. Женская ревность для японцев - одно из постыдных и аморальных качеств. Тем более что в Японии не считается грехом наличие у мужчины любовниц, и практически каждый из представителей сильного пола не упускает в своей жизни такой возможности и сложившегося традициями права.

Со стороны может показаться, что японская женщина находится под гнетом патриархата и давления со стороны мужчины. Однако это далеко не так. Именно японка имеет больше прав, чем женщины других стран Азии и Востока. Японской женщине доверяется воспитание детей и решение их судеб, ей полностью отдается право распоряжаться заработком мужа и решать, какие расходы и в каком объеме необходимо сделать, японские женщины работают, и некоторые из них материально твердо стоят на ногах.

К концу 80-х годов ХХ века своей активностью и борьбой иранки добились изменений в образовании, здравоохранении и других сферах жизни иранского общества. Женщинам были предоставлены все права на получение образования наравне с мужчинами, качественное медицинское обслуживание, предоставление рабочих мест не только в традиционных женских сферах, но и в экономической и политической жизни страны, а также различные льготы и многое другое.

Надо отметить, что и в настоящее время иранские женщины стремятся получить самое лучшее образование, занять престижные должности; они талантливы, усидчивы, трудолюбивы. Большинство иранок трудятся и работают наравне с мужчинами, большая часть студентов в высших учебных заведениях страны - женщины, а безработица среди иранских женщин составляет не более 12 - 13%. Правда, в университетах девушки и юноши учатся в разных аудиториях, на работе женщины также трудятся в отдельных комнатах, а в автобусах ездят отдельно от мужчин.

Практически все иранки прекрасно водят машину, занимаются спортом (альпинизмом, греблей и даже легкой атлетикой), ведут активный образ жизни, великолепно рисуют, увлекаются музыкой и живописью.

По Корану, мусульманин может иметь четыре жены, но практически все мужчины Ирана создают семью и живут только с одной женщиной. Семья в Иране священна, разводы случаются крайне редко, а женщины не находятся под патриархальным гнетом, как это зачастую представляется на Западе. Напротив, правит домом женщина, все денежные расходы, ведение хозяйства, воспитание детей лежат полностью на ней, но уважение и почтение к мужу прослеживаются в иранской семье в каждой мелочи.

Семья в Египте занимает главную часть жизни каждого египтянина. Египетская семья - это большая группа, состоящая не только из мужа, жены и детей, но и других родственников по мужской линии. Главой семьи является пожилой мужчина и его жена. Эту семейную группу связывают не только родственные узы, но и чувства социальной зависимости, долга и обязанностей по отношению друг к другу.

Выбор невесты или жениха-традиционно дело родителей. Но в последнее время всё чаще считаются и с мнением молодых. Предпочтение отдается девушке стройной, с белой кожей, с правильными чертами лица и тонкой талией. Однако красота девушки ставится лишь на второе место после характера, умения вести себя, происхождения невесты и её моральных достоинств.

Власть мужа беспрекословна. Египетская семья-это система патриархальных отношений, где муж-глава, а жена обязана во всём слушать мужа и подчиняться ему. Большинство женщин в Египте не работают и материально полностью зависят от мужа, видя свой смысл жизни в семье и детях. Но практически все семьи в Египте моногамны, и жестокое обращение с женщиной встречается крайне редко. Патриархальная модель уклада семьи сохраняется на территории практически всего Египта. Однако Каир - "город контрастов" - живет своей, иной жизнью, где на протяжении уже многих лет женщина борется за свои права и успешно реализует их.

В последние годы под влиянием европейской цивилизации в Каире молодые женщины стали более раскрепощены, образованны, уверены в себе. Они занимаются карьерой, своим образованием, увлекаются спортом, интересуются современной жизнью, очень часто одевают европейскую одежду. Современные египтянки стремятся получить хорошее образование в лучших университетах и институтах страны, многие из них нередко выезжают в Европу или США, по возвращении занимают престижные должности и прекрасно могут обеспечить себя самостоятельно. В итоге многие египтянки становятся более избирательными в выборе спутника жизни, к которому также предъявляются высокие требования, не спешат выйти замуж и завести семью.

Как гласит древняя индийская мудрость, "все мужчины в Индии одновременно являются преданными сыновьями, обожествляющими своих матерей, и женоненавистниками".

Главное предназначение в жизни женщины этой страны - стать матерью. Но вместе с этим индийцы считают, что быть женщиной - это расплата за грехи в прошлой жизни. Считается, что женщина носит в себе активные силы природы, творческую энергию, она дает силу и приносит удачу мужчине. Поэтому здоровье и процветание мужа полностью зависит от жены. Остаться вдовой для индианки означает быть похороненной заживо. Именно поэтому до сих пор индийские женщины сжигают себя после похорон мужа. Обряд самосожжения был официально отменен лишь в 1978 году, но до сих пор в стране происходят обряды "сати" - вдовьего самосожжения на костре.

Традиции говорят, что остаться вдовой - это расплачиваться за все женские грехи, поэтому, даже не сжигая себя, индианка, оставшаяся без мужа, отказывается от всех удовольствий: ест очень скромную пищу, спит на голом полу, обрезает волосы, каждый день проводит в молитвах и до конца жизни не заводит новую семью. Хотя в настоящее время и существует официальное право выйти второй раз замуж вдове, но этим правом практически никто не пользуется. Вдову обходят стороной, избегают даже соседи и родственники.

Поэтому чтобы не остаться вдовой, все индийские жены берегут своих мужей и охраняют их: обращаются к ним на "вы", никогда не произносят их имени вслух (считается, что это укорачивает жизнь мужа), омывают им ноги, отдают самую лучшую пищу, никогда не садятся в транспорте, если стоит муж.

В Азии и Африке женщины работают на 13 часов в неделю больше, чем мужчины, и в большинстве случаев их труд не оплачивается. В мировом масштабе заработная плата женщин на 30 - 40 процентов меньше, чем у мужчин, выполняющих ту же работу. Женщины занимают 10 - 20 процентов управленческих и административных постов во всем мире и менее 20 процентов рабочих мест на производстве. Среди глав государств женщины составляют менее 5 процентов. Если бы в системе национальных учетов неоплачиваемая работа женщин по дому и в семье рассматривалась в качестве одного из видов производственной деятельности, то общий объем производства увеличился бы на 25 - 30 процентов.

Западные социологи бьют тревогу - непрекращающаяся дискриминация женщин на производстве может обернуться застоем в экономике. К такому нерадостному для прекрасной половины человечества выводу пришли авторы обнародованного осенью 2000 г. доклада ООН о народонаселении. Откровенное угнетение женщин не только влечет за собой рост преступности и разрушительные последствия для здравоохранения. Сегодня речь приходится вести об опасном неравноправии женщин даже в тех странах, где борцы за права женщин добились, казалось бы, впечатляющих успехов.

Чего стоит хотя бы пример Кэтлин Макгрэт. Ей впервые и истории американских ВМС поручили командование ракетным фрегатом с экипажем в 262 человека. Но в тех же США, где возглавляемые женщинами предприятия - это самый быстрорастущий сектор экономики, весьма распространен скрытый "половой" расизм. Даже в тех фирмах, где реализуют специальные программы содействия выдвижению женщин. Дамы владеют в Штатах уже более чем третью фирм, и на них заняты более 27 миллионов трудящихся. Правда, большинство из этих фирм - небольшие, и работают они, как правило, в сфере услуг.

Но проблема выходит далеко за рамки прав человека. Социологи указывают, что даже в ближайшие годы обеспечение равномерного расового и полового состава рабочей силы для многих предприятий может стать буквально вопросом жизни и смерти. Во всем виновата демография - к 2006 году женщины будут составлять 47 процентов всей рабочей силы США, увеличится и доля "цветных" работников, а вот белые мужчины будут составлять уже только 44 процента занятых. Так что руководителям предприятий пора подумать о том, как помочь успешной карьере слабого пола.

А вот на Востоке женщинам о трудовом равенстве пока приходится только мечтать. Даже во вполне "рыночных" Китае и странах Юго-Восточной Азии женщинам безработица грозит куда больше, чем представителям сильного пола. Впрочем, это еще цветочки. В Азии 60 миллионов девочек числятся пропавшими без вести, но эксперты ООН утверждают, что они были убиты родителями, не пожелавшими иметь дочерей, так как рождение девочек в ряде стран считается божией карой.

Но и там, где такие истории любой посчитает дикостью, женщинам нередко приходится довольствоваться малым. В "цивилизованной" Канаде на каждый полученный мужчиной доллар приходятся 72 скромных цента, заработанных женщиной. Но и это может быть связано не с достатком равноправия, а с его избытком. Потому что частенько, когда женщина становится товарищем, ей могут "по-товарищески" указать дверь.

По-прежнему большинство женщин работают и тех сферах, которые традиционно считаются женскими. Они и медсестры, и продавцы, и секретарши, и воспитательницы детских садов. Достаточно неожиданный прогресс в борьбе за равные условия труда зафиксирован в Дании. Здесь комиссия по налоговым спорам фактически приравняла в правах девиц с желтым билетом и ремесленника, купившего новый станок. Жрицы любви в Дании отныне получат право списать с налогов стоимость операции по увеличению размеров груди. Эксперты посчитали, что грудь является рабочим инструментом, а расходы по уходу за таковыми по датским законам списываются с налогов.

Ответная реакция на победный марш эмансипации по Европе не заставила ждать. В Финляндии пресса уже во всеуслышание говорит о недостаточной социальной защищенности сильного пола. Мужчины по статистике чаще оказываются вне общества, умирают не по естественным причинам, теряют связь с детьми после развода. Как видим, снова во многом виновата демография.

Такая дискриминация по половому признаку накапливается во многих фирмах уже годами и десятилетиями, а в результате профессиональный уровень руководящих кадров отнюдь не повышается. Скорее, наоборот. Негативный эффект от этого, по мнению социологов, уже сказывается, но количественной оценке он вряд ли поддается.

Последние несколько десятилетий в истории человечества прошли под знаком небывалого доселе интереса к проблемам женщин. Особенно этот интерес заметен на Западе, и это вполне понятно: именно европейские страны можно назвать "колыбелью" феминизма, и именно это движение стало своего рода "катализатором" рефлексии общества по поводу социальной роли женщины.

В самом деле, "декларации независимости", которые то и дело приходится слышать из уст представительниц слабого пола, заставляют задуматься не только отдельно взятых мужчин - мужей, друзей, отцов, - но и целые "мужские сообщества": правительства, международные организации, церковь. Речь идет не столько о лирической задумчивости, сколько о понятной обеспокоенности действительным изменением роли женщины в современном мире, которое требует какой-то реакции, осмысления.

Женщины, покинув веками принадлежавшее им место у семейного очага, вышли на арену общественной жизни и заявили о себе как о самостоятельной силе современной цивилизации. С этим трудно спорить, потому что их профессиональные качества во многих случаях не уступают, а чем то и превосходят профессиональные качества мужчин - в частности, в интеллектуальной области.

Считается, что политика - арена мужчин. Но иногда сюда вторгаются женщины волевые и умные. Старомодный удел женщины, очерченный тремя К (Кinder, Кueche, Kirche - дети, кухня, церковь), понемногу уходит в прошлое. Голда Меир, Индира Ганди, Маргарет Тэтчер - ограничимся этими именами. Раиса Горбачева или Хиллари Клинтон были известны как "сильные жены".

Заключение

Не смотря на то, что на протяжении всей истории, к женщине относились как глупому ничтожному существу, которое не имеет прав, всё же женщины прошли через все сложные испытания, которые бросила им судьба, и добились равенства в правах с мужчинами. Женщины инновационной культуры смогли получить права во всех сферах жизни, но все же, и в наши дни патриархат имеет место быть, что можно наблюдать в обществе с доминирующей традиционной культурой (Азия, Африка и т. д.).

В современном обществе обострилась проблема мужского шовинизма. Появляется все больше разговоров о том, как женщине приходится бороться с мужским шовинизмом при приеме на работу. Многие мужчины по прежнему считают женщину глупой и не подлежащей ни какой логике, все же по легенде первое дерево посадила женщина…

Как бы там ни считали мужчины, в женщине от природы заложена сообразительность и выносливость выше чем в мужчинах. Женщина опережает мужчину в развитии, что дает девочкам реальное преимущество в конкуренции с мальчиками.

В заключение я хотелось бы сказать несколько слов о перспективах изменения социального статуса женщин в мире. Похоже, что в условиях современного мира, в частности России женщины рискуют в ближайшей перспективе утратить одно из наиболее значимых завоеваний недавнего прошлого - обладание независимым социальным статусом. Положение женщин в России продолжает ухудшаться. Нам представляется, что для преодоления этих неблагоприятных тенденций необходимо проведение активной социальной политики, ориентированной на поддержание социального статуса женщины в российском обществе, политики, которая поможет женщинам осознать собственные жизненные цели и добиться независимого социального и профессионального статуса.

Похожие работы на - Социальный статус мужчины и женщины

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!