Социальный капитал

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    349,03 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальный капитал

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет"

Факультет информатики и экономики

Кафедра экономики

Выпускная квалификационная работа

Социальный капитал


Работу выполнила:

студентка IV курса

Калдузова Ирина Александровна

Научный руководитель: доктор экон. наук,

профессор кафедры экономики

Селезнева Светлана Михайловна



Пермь 2014

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы исследования социального капитала

.1 Сущность социального капитала

.2 Спецификация социального капитала жителей сельской местности

Глава 2. Исследования, организация, проведение анкетирования

.1 Разработка проведения анкетирования

.2 Анализ результатов

Глава 3. Разработка и реализация рекомендаций по развитию у школьников стратегий накопления социального капитала

.1 Специфика преподавания образования

.2 Анализ эффективности от внедрения

Заключение

Список литературы

Введение

Развитие локальных рынков до размеров глобального не привело к утрате значимости персонифицированных отношений. В экономически развитых странах происходит постепенное изменение капитализма, ускоряется процесс социализации экономики. Этот процесс проявляется в социальной переориентации производства, смягчении социальной дифференциации, росте значения социальной сферы и т.д.

Правительствами многих стран давно усвоено, что социальный консенсус - баланс интересов различных групп и слоев общества по поводу распределения общественного продукта, установления размеров минимальной заработной платы, социальных выплат - повышает социальную устойчивость, способствует росту инвестиций, ускорению экономического развития.

Эти и другие тенденции, характеризующие процесс социализации экономики, привели к возникновению таких категорий, как "гуманизация труда", "постиндустриальное общество", "человеческий капитал", "социальный капитал" и т.д. Несмотря на явные достижения экономического империализма в области теории человеческого капитала и развития модели экономического человека в целом, его потенциал имеет ограниченное применение в вопросах исследования социального капитала.

Во-первых, неоклассика слабо учитывает влияние неэкономических - исторических, культурных, социальных и других факторов на социально-экономическое развитие. Во-вторых, в рамках неоклассики не возможен анализ социальных связей, которые лежат в основе социального капитала, т.к. общество, согласно неоклассикам, представляет собой "простую" сумму индивидов, а человек низведен до обезличенного фактора производства, человека-потребителя, преследующего только собственную выгоду.

Существенную помощь в области исследования социального капитала могут оказать достижения старого институционализма, которые помогают раскрыть значение культуры, социальных норм, традиций, этики и других институтов в накоплении социального капитала, а так же неоинституционализма. Использование таких категорий как "трансакционные издержки", "несовершенство информации", "неопределенность прав собственности", "оппортунизм" позволяет определить причины возникновения социального капитала, классифицировать уровни его накопления, выявить его функции и т.д.

Социальный капитал наиболее присущ малым сообществам, защищенным от внесшего влияния географическими и структурными границами. Такими качествами обладает село.

Традиционно высокий социальный статус сельской школы предопределятся многими факторами: экономическими (это "кузница кадров" для сельскохозяйственного производства), социальными (сообщество немногочисленных на селе профессионально подготовленных к работе специалистов), образовательными (школа - порой единственное учебно-воспитательное заведение на селе), культурными (средоточие сельской интеллигенции, культурной силы деревни), нравственными (духовный очаг жизни). Именно эти черты были присущи сельскому образованию с самого его основания.

Даже период функционирования системы образования в строго обозначенных рамках, когда образование являлось замкнутой сферой (период советской власти, особенно в 60-80 годы), сельская школа сохраняла свойства открытости социуму. Это отражалось в форме шефства колхоза или совхоза над школой, образовательных комплексов на селе и т.д.

Возможности сельских школ показывает, что они располагают значительными преимуществами по сравнению с городскими школами для организации образовательно-воспитательного процесса: компактность проживания учащихся; сотрудничество с учреждениями культуры, физкультуры и спорта, социальной защиты, медицинского и бытового обслуживания; органичное соединение основного и дополнительного образования (как правило, на селе нет учреждений дополнительного образования); только школа на селе сумела сохраниться как образовательно-воспитательное и культурно-просветительное учреждение, занимающееся воспитательной работой не только с молодежью, но и со всем населением. Сохранив базу, опыт работы с различными категориями на селе, сельская школа создает условия и предпосылки перехода к следующей ступени своего развития - социально-активной школе в условиях открытого сельского социума.

Актуальность исследования заключается в том, что сельская школа способна организовать целостный воспитательный процесс в открытой микросоциальной среде, объединяющей усилия школы, семьи, общественных формирований, производственных структур, средств массовой информации, самого человека и его ближайшего окружения, т.е. связать воедино процесс становления и жизнедеятельности людей в условиях сельского социума, что результатом формирования социального капитала.

Объект - социальный капитал как фактор развития человека и общества.

Предмет - процесс формирования социального капитала и развития человека, общества в рамках села.

База исследования - село Бабка Частинского района.

Цель - разработка рекомендаций созданию условий формирования социального капитала в рамках сельской школы.

Актуальность, объект, предмет и цель исследования предопределили необходимость решения следующих задач:

.   определить сущность социального капитала, его функции и структура;

2.      особенности формирования социального капитала жителей сельской местности;

.        разработка исследований условий развития человека в сельской местности;

.        анализ результатов исследования;

.        разработка рекомендаций создания образовательной и воспитывающей среды в сельской школе;

.        выделение показателей эффективности предложенных мероприятий.

В исследовании используется комплексная система методов: изучение, анализ и синтез литературы, системный подход, статистический анализ данных, содержательная и графическая интерпретация результатов.

Упоминания о социальном капитале, его структуре и функциях в неявном виде, то есть без введения соответствующей дефиниции, можно встретить в работах А. Смита, К. Маркса, Э. Дюркгейма, К. Менгера, русских экономистов - П.И. Георгиевского, Г.П. Федотова и др. Исследования научной трактовки получили отражение в исследованиях Л. Хэнифэн, П. Джона Р. Сила, Александра Р. Сима и Элизабет В. Лузли, исследователем обмена Дж. С. Хомансом, социологом Джейн Джейкобс и экономистом Гленом Лоури, Бурдье и Дж. Коулмана.

Общая закономерность социального взаимодействия, детерминирующая роль социальной среды в процессе становления личности формирования человека, взаимосвязь универсальной общечеловеческой миссии образования и его этнокультурной функции раскрыты в исследованиях философов В.Г. Афанасьева, И.В. Бестужева-Лады, Г.Н. Грачевой, И.С. Кона и др. Вопросы интеграции воспитательных возможностей социальных институтов в условиях формирования личности ребенка, отношений с миром детей и взрослых - Э.Д. Днепров, Н.Б. Крылова, В.И. Слободчиков, И.Д. Фрумин, Е.В. Бондаревская и др; социальной активности образования - С.А. Гильманов, О.В. Морева, Г.В. Осипов) и др. Социализирующая роль и адаптивные механизмы и возможности сельской школы раскрыты в научных исследованиях А.З. Андрейко, Е.В. Бондаревской, В.И. Поспеловой, В.А. Сухомлинского, А.Т. Шацкого, и др.

Личный вклад: разработка рекомендаций.

Глава 1. Теоретические основы исследования социального капитала

.1 Сущность социального капитала

Несмотря на успехи, связанные с разработкой концепции социального капитала, в научной среде нет единого мнения относительно сущности категории "социальный капитал".

Впервые категория "социальный капитал" была введена в оборот в конце 60-х годов 20-го века в работах Лиды Д. Хэнифэн. Для раскрытия его сущности автор использовал такие категории, как "товарищество", "симпатия", а также исследовал социальное взаимодействие людей в рамках общины и семьи.

По мнению Л. Хэнифэн взаимодействие в рамках семьи или общины позволяет ее членам аккумулировать социальный капитал, который помогает удовлетворять их социальные потребности и может использоваться для улучшения жизни всей общины. В литературе в настоящее время можно выделить четыре подхода к исследованию сущности социального капитала: анализ социального капитала с точки зрения общины, сетевой, институциональный и синергетический подход.

В рамках подхода, анализирующего общину, социальный капитал ассоциируется с клубами и ассоциациями, исследуются возможности общины по генерированию социального капитала, а так же исследуются его положительные и негативные экстерналии.

Представители сетевого подхода - Мария Н. Астон, Констанция Насансон, Марк Грановеттер, Р. Берт, А. Портес - акцентируют внимание на важности вертикальных и горизонтальных связей между людьми, на отношениях внутри общин и фирм. По мнению М. Грановеттера по мере изменения благосостояния члена группы, нужда во внешних и внутренних связях изменяется. В начале своей деятельности предприниматель зависим от своих соседей и друзей (например, получение льготного кредита), затем, по мере расширения бизнеса, необходим доступ к внешним ресурсам.

Т. Скокпол, С. Нэк, П. Колиэ, В. Истели, используя институциональный подход к исследованию социального капитала, рассматривают влияния формальных институтов на накопление социального капитала в рамках групп.

По мнению исследователей, благосостояние общества и фирм во многом зависит от слаженности взаимодействия, доверия, партнерства при решении социальных проблем. Т. Скокпол отмечает, что благосостояние общества и бизнеса не всегда повышается по мере ухода государства из социально-экономической сферы, так как только оно может поддерживать работоспособность институтов гражданского общества.

Синергетический подход интегрирует сетевой и институциональный. Исследования, проведенные П. Эванс, Дж. Ишам, Д. Нараян, М. Вулкоком, показали, что для обеспечения устойчивого развития экономики необходимо партнерство бизнеса, общества и государства. По мнению исследователей, государство не только создает общественные блага, но и может содействовать длительному альянсу между различными классами и группами.

Для определения сущности социального капитала необходимо установление его взаимосвязи с принятой в экономической науке трактовкой капитала, выявление "социальной" и "капитальной" составляющей социального капитала.

В современной экономической науке капитал определяется как актив, способный приносить доход или ресурсы, созданные людьми для производства товаров и услуг. По К. Марксу, капитал представляет собой систему отношений, свойственных капиталистическому способу производства.

Наиболее четко проблемы сущности социального капитала были освещены в работах Дж. Коулмана. Работая на стыке экономики и социологии, он полагал, что сущность "социального капитала" может быть раскрыта, если в основу исследования будет заложен принцип рационального и целенаправленного поведения, с помощью которого можно объяснить не только поведение индивидов, но и развитие социальной организации.

По мнению Дж. Коулмана, социальный капитал, подобно другим формам капитала, продуктивен. Он способствует достижению определенных целей, добиться которых при его отсутствии невозможно. Так же, как и физический и "человеческий капитал", "социальный капитал" облегчает производственную деятельность. Например, группа, внутри которой существует высокий уровень доверия, способна совершить намного больше по сравнению с группой, не обладающей сплоченностью и доверием.

Однако, используемая Дж. Коулманом модель экономического человека, не позволяет выявить роль таких институтов, как культура, традиции, религия в процессе накопления социального капитала, отсутствие определения затрудняет классификацию явлений и процессов, относящихся к сфере функционирования социального капитала.

Говоря о сущности социального капитала, Дж. Коулман полагает, что в основе социального капитала лежит процесс накопления ожиданий и обязательств экономическими субъектами.

Говоря о сущности социального капитала, Дж. Коулман полагает, что в основе социального капитала лежит процесс накопления ожиданий и обязательств экономическими субъектами. Так субъект А оказывает субъекту В какую-либо услугу. Складывающиеся отношения предполагают, что субъект В в случае необходимости окажет аналогичную услугу субъекту А. Таким образом, субъект А накапливает ожидания, субъект В - обязательства. Если в случае необходимости субъект В не окажет услугу А, то отношения могут прекратиться.

По мере роста числа трансакций обязательства и ожидания накапливаются и у субъекта А, и у субъекта В. В этом, по мнению Дж. Коулмана, и состоит сущность социального капитала. Но возникает противоречие в объяснении автора: как в этом случае проявляется "капитальность" отношений, способность приносить какой-либо материальный или нематериальный доход? Если обязательства должны быть погашены в определенный срок, а обмен происходит эквивалентными по стоимости услугами, то любой "прирост" "чего бы то ни было" исключен.

Такой обмен не оказывает какого-либо значительного влияния на благосостояние сторон, участвующих в обмене, но способствует роту доверии, повышает открытость, т.е. способствует улучшению "качества" отношений. Со временем, по мере роста доверия и повторения взаимодействий, происходит накопление "потенциала" отношений. При необходимости, "потенциал" отношений служит основой для кооперации, объединения усилий для достижения общей цели, например, рытья колодца в деревне для общих нужд, уборки окружающей территории, совместной охране дачных участков.

Примером трансформации "качества" отношений в социально-экономический эффект, т.е. процесса превращения "потенциала" отношений в "социальный капитал", может быть предложенная Дж. Коулманом, схема взаимодействия финансового, человеческого и социального капитала при воспитании детей в семье.

Родители обладают финансовым и "человеческим капиталом", который включает в себя навыки, способности, образование родителей. В зависимости от того, насколько между родителями и детьми развито доверие, забота, открытость, внимание друг к другу, финансовый и человеческий капитал родителей может трансформироваться в человеческий капитал детей. Родители тратят свое время на обучение детей, потенциал отношений превращается в работающий социальный капитал, результатом функционирования которого является развитый человеческий капитал детей.

Исходя из проведенного исследования, социальный капитал можно определить как актуализированный потенциал отношений, основанных на честности, доверии, взаимопомощи, реализация которого приводит к социальному или экономическому эффекту.

Таким образом, "капитальная" составляющая социального капитала проявляется в его способности снижать трансакционные издержки, неопределенность и риск, повышать эффективность использования специфических активов и т.д. Если физический капитал воплощен в оборудовании и зданиях, то социальный капитал является невещественной субстанцией. Социальный капитал воплощен в отношениях, существующих между членами семьи, группы, общества, неразрывно связан с ними и поэтому не может продаваться или передаваться в пользование или владение.

"Социальная" составляющая социального капитала проявляется в том, что его носителем является семья, группа, общество, а накопление и использование происходит в отношениях между друзьями, коллегами по работе, просто незнакомыми людьми.

Основываясь на определении социального капитала, далее необходимого определить его структуру, функции, этапы возникновения, что может точнее описать данное понятие.

Фундаментом социального капитала являются человеческие отношения. Другими словами, социальный капитал возникает при взаимодействии нескольких людей, которое может осуществляться в рамках семьи, в трудовой сфере, в сфере образования и т.д. Социальный капитал может накапливаться как в отношениях, складывающихся между друзьями, соседями, так и между незнакомыми людьми.

Важным свойством социального капитала является то, что если отношения между людьми или экономическими агентами прекращаются, то накопленный социальный капитал может быть безвозвратно потерян.

Социальный капитал присущ отношениям людей в какой-либо группе, либо организации, например, фирме. Но никто из членов такой группы сам по себе не может обладать им. Только входя в группу, взаимодействуя с ее членами, человек получает возможность накапливать социальный капитал, извлекать выгоды от его накопления.

Не всякие человеческие отношения способны порождать социальный капитал. Прежде всего, они должны обладать определенным "качеством" - между людьми должно существовать доверие, обоюдность, взаимность, они должны быть готовы прийти на помощь. Постепенно между людьми формируется потенциал отношений - неактуализированный социальный капитал, который при определенных условиях трансформируется в социальный капитал.

Социальный капитал может накапливаться на нескольких уровнях общества: наноуровень, микроуровень, мезоуровень, макроуровень.

Рис.1 Уровни накопления социального капитала

Наноуровень. В экономической науке "точкой отсчета" любого исследования принято считать человека. Но социальный капитал "генерируется" и накапливается только в результате взаимодействия нескольких людей или экономических агентов, он "растворен" в социальных связях. Первоначальным уровнем взаимодействия с другими людьми для любого человека является семья.

Если внутри семьи отношения между ее членами строятся на основе любви, взаимопомощи и взаимного уважения, если родители заботятся о воспитании ребенка, то семья как институциональная единица способствует росту благосостояния каждого из ее членов, позволяет ребенку быстрее накапливать и реализовывать свой человеческий потенциал. Взаимодействие внутри семьи регулируется неформальными нормами, сам институт семьи охраняется законом. В этом проявляется институциональная составляющая процесса накопления социального капитала.

Вторым уровнем накопления социального капитала является микроуровень - уровень взаимодействия человека с друзьями, соседями, коллегами по работе, взаимодействие внутри различных социальных групп. Важность дружбы, хороших отношений с коллегами по работе и соседями подтверждается социологическими исследованиями.

Так, по данным Фонда "Общественное мнение" большинство людей в дружбе ценят взаимопомощь и взаимную поддержку (40%). При ответе на вопрос "Что вам нравится в вашей работе?", на второе место ставят хорошие отношения в коллективе. Более 85% людей считают, что благоприятная атмосфера в коллективе помогает успеху организации.

По данным того же фонда, большинство людей (87%), удовлетворено "качеством" отношений с соседями, еще около 70% отметило, что у них не бывает конфликтов с соседями. Вместе с тем, только 26% населения предпочитают поддерживать близкие, приятельские отношения с соседями.

Накопление социального капитала на мезоуровне общества - уровне взаимодействия различных социальных, национальных групп, сетевых объединений - оказывает непосредственное воздействие на стабильность всей социально-экономической системы. Это же относится и накоплению социального капитала на макроуровне при взаимодействии общества, государства, бизнес-структур и профсоюзов. В условиях экономики, характеризующейся большим разнообразием производственных, технологических, финансовых, информационных взаимосвязей, высокой степенью концентрации и централизации капитала, неуважение интересов общества со стороны бизнеса и государства может инициировать цепную реакцию разрушений всех экономических процессов.

Изучение работ, посвященных социальному капиталу, позволяет выделить ряд его функций:

.   социальный капитал за счет повышения доверия, степени "взаимопроникновения" между участниками сделки позволяет снизить трансакционные издержки, связанные с формальными механизмами координации - контрактами, иерархией, бюрократическими правилами;

2.      социальный капитал облегчает персонифицированное неформальное взаимодействие между рыночными агентами. Ранее считалось, что модернизация экономики, расширение рынков привлечет за собой замену неформальных механизмов координации формальными. В большинстве случаев так и произошло. Но на рынках специфических активов, при реализации инвестиционных и инновационных проектов с высокой степенью неопределенности роль персонифицированного взаимодействия между партнерами по-прежнему велика;

.        накопленный на уровне фирмы социальный капитал позволяет делегировать ряд полномочий по принятию решений "вниз", т.е. низовому уровню менеджеров;

.        накопление социального капитала на макроуровне общества способствует повышению доверия к институтам государства, консолидации общества, росту социальной стабильности, которая в конечном счете, способствует ускорению экономического развития;

.        накопленный социальный капитал на уровне групп и семьи, взаимовыручка и взаимопомощь их членов позволяют снизить социальную уязвимость, получить в кризисной ситуации необходимую поддержку;

.        включение в накопление социального капитала позволяет получить доступ к ресурсам, созданным или перераспределяемым в рамках общины, сети.

Социальный капитал складывается из совокупности активных связей между людьми: доверия, взаимопонимания, совместно разделяемых ценностей и правил поведения, которые объединяют членов в человеческие сети и сообщества, а также делают возможным сотрудничество.

 

.2 Спецификация социального капитала жителей сельской местности

социальный капитал общество бизнес

В России существуют значительные различия между городом и сельской местностью в уровне доходов и бедности, в развитии социальной инфраструктуры и возможностях доступа к образованию и здравоохранению. Одним из результатов подобного неравенства стала деформация демографической и социальной структуры сельских населенных пунктов. Традиционный для сел уклад жизни с прочными родственными и соседскими связями оказался под угрозой.

По сравнению с жителями городов, сельские жители сталкиваются со значительно большими трудностями в использовании социальных контактов для овладения знаниями и для расширения возможностей трудоустройства. Доля сельских жителей, знакомых с лицами, умеющими работать на компьютере, остается значительно ниже средней по стране. Особенно велика разница по этому показателю между сельскими населенными пунктами и столицей республики. Если в сельской местности контакты с человеком, умеющим работать на компьютере, имеют 58,1% жителей, то в городе - более 90%. Доля сельчан, имеющих родственников, друзей или знакомых среди руководителей предприятий и организаций, составляет 32,8% против 48,7% в столице.

Указанные различия усугубляются неравным доступом к средствам связи и массовой информации. Так, если жители столицы имеют возможность смотреть по обычной сети вещания более 10 телевизионных каналов, то в большинстве сельских районов, за исключением приграничных, доступно не более 3 каналов. Несмотря на то что в последние годы в республике было открыто более 20 новых радиостанций в диапазоне ультракоротких волн, зона их вещания не охватывает многие сельские населенные пункты. Число телефонных линий на 100 человек населения в сельской местности в 1,5-2 раза ниже, чем в городах. Весьма заметен разрыв между городом и деревней в качестве телефонной связи: если города переходят на современные цифровые АТС, то в сельской местности используется устаревшее оборудование.

Различия в уровне образования и социально-профессиональном статусе также создают неравенство возможностей формирования и использования социального капитала. Влияние этих факторов усиливается их взаимной обусловленностью и зависимостью друг от друга. Так, наличие образования облегчает установление разнообразных социальных контактов, тогда как недостаточный уровень образования ограничивает круг межличностных связей.

По сравнению с лицами со средним и начальным образованием лица с высшим образованием в полтора раза чаще контактируют с теми, кто умеет работать на персональном компьютере. Аналогичная зависимость наблюдается и в отношении контактов с руководителями предприятий и организаций. Доля лиц с высшим образованием, имеющих родственников, друзей и знакомых среди руководителей, почти в два раза превышает таковую среди лиц со средним и неполным средним образованием.

Возможным объяснением подобного неравенства являются дружеские контакты, завязывающиеся в период обучения в высших учебных заведениях и на работе. Вероятность установления подобных взаимоотношений оказывается более высокой среди лиц, имеющих одинаковый уровень образования, чем среди людей с разным образовательным статусом.

Пользование средствами связи также различается в зависимости от образования и социального положения. Среди абонентов мобильной телефонной связи преобладают индивидуальные предприниматели, граждане с разъездным характером работы, а также студенты. Уровень использования Интернета во многом зависит от возраста. Наибольший процент пользователей Интернета приходится на возраст от 20 до 30 лет.

Особый акцент на общину села и деревни делается нами также в силу ряда причин:

.   Население этих территорий менее мобильно, чем в городе. Как правило, люди поколениями всю жизнь проживают в одном селе, деревне или хотя бы внутри одного района. Сообщества привязаны к "своей" земле, возникает чувство некого патриотизма к своей малой родине.

2.      Социальная сеть взаимодействий сообщества деревни и села по сравнению с городским сообществом более плотная: контакты населения менее формальные, основаны на личных взаимообязательствах, люди вынуждены взаимодействовать практически каждый день.

.        Небольшие размеры территориальных сообществ сельской местности и пространства, на котором они проживают, обеспечивают прозрачность деятельности отдельных субъектов. Люди могут не только видеть процесс решения той или иной задачи, но так же быть информированными и дать оценку результату всей работы человека.

Все это способствует осознанию крестьянами своей собственной ответственности за происходящее, обретение веры в свои силы и усиление идентификации себя как некой общности, живущей на одной территории - воспитанию местного патриотизма.

Социальная активность общества, направленная на обеспечение нормальных условий жизнедеятельности населения, а также кооперация населения для их улучшения в рамках действующих правовых систем, является одной из форм проявления социального капитала. Самоорганизация на местах может иметь как низовой характер в виде небольших объединений и организаций, так и перейти в более развитую упорядоченную структуру, например, в органы территориального общественного самоуправления.

Для многих территорий наличие высокоразвитого социального капитала в форме самоорганизации и гражданской ответственности обеспечивает возможность передачи решений некоторых задач населению, т.е. вовлечение местных сообществ в непосредственное управление. Практика частичной передачи управления на уровни территориальных общностей в руки гражданско-активному населению широко распространена и успешно реализуется в развитых странах Запада. Судьба территории оказывается в руках ее жителей, а не только управляющей власти, целью которой становится формирование комфортного пространства для развития изнутри, предоставление институциональной среды, поддерживающей развитие самоорганизации и самоуправления. Осуществление подобной частичной передачи управления возможно только с привлечением ресурсов социального капитала внутри территориальных сообществ. В российских сообществах подобная практика мало распространена, поскольку население зачастую оказывается пассивно к участию в управлении на местах.

Территория в первую очередь является платформой для развития общественной жизни и, следовательно, формирования индивидуального и общественного социального капитала. Исходя из ее особенностей, складываются характерные индивидуальные черты местного сообщества. Историческая и, особенно, этническая определенность территории местного сообщества оказываются очень важными факторами изоляции и, одновременно, факторами, способствующими развитию местного самоуправления. Именно благодаря пространственной изоляции и развитости местного самоуправления община получает устойчивость к нежелательным внешним воздействиям.

Население села характеризуется определенным уровнем развития социального капитала в силу существования устойчивых социальных взаимоотношений, накопленного опыта совместного взаимодействия; необходимо присутствие чувства солидарности: высокий уровень взаимной поддержки, неродственного альтруизма, готовность к взаимовыручке и кооперации. В России соседская солидарность, поддерживаемая родством, дополнительно подкрепляется в местных сообществах низким миграционным уровнем. Особенно это характерно для сельских сообществ и сообществ малых городов России.

Подобным малым социальным объединениям свойственна высокая доля самоорганизации (налаживание жизни с расчетом на свои силы и поддержку местного сообщества), что является фактором, способствующим развитию местного самоуправления.

Местные природные ресурсы, имеющие непосредственное значение для хозяйственной и экономической деятельности, могут играть роль катализаторов развития самоуправления лишь в случае их использования для публичных нужд, т.е. когда имеет место быть развитие какой-либо общественной активности. Так, например, в селе Намцы (Якутия) общественная организация пенсионеров-мужчин взяла в аренду земельный участок территории и превратила его в туристско-охотничий заказник. Таким образом, местное сообщество создало источник ресурсов для общественно-политической организации населения всего поселка. Социальный капитал уровня небольшого сообщества в процессе своей реализации создал положительный эффект для сообщества большего масштаба, принеся не только экономическую выгоду, но также активизировав местное население. Стимулирующее значение может иметь так же и нехватка ресурсов, заставляющая местное сообщество кооперироваться и повышать свою социальную активность для поиска новых источников или для защиты утрачиваемых ресурсов (последнее особенно характерно в качестве причин формирования сообществ активистов-экологов). Финансовые ресурсы, поступающие извне, по нашим наблюдениям, чаще всего служат в качестве лимитирующего фактора развития самоорганизации и самоуправления.

В России особенно актуальна проблема нехватки и деградации квалифицированных кадров на местах, где стремительно падает число людей с высшим образованием или образованием, позволяющим хотя бы четко сформулировать потребности сообщества, выстроить план по реализации задуманных проектов и по решению местных проблем.

Возможность влияния сообществ на принятие решений на местном уровне путем выдвижения ими предложений по улучшению жизни территории часто ограничена низким уровнем правовой грамотности населения и безынициативностью - чаще предпочтение падает на обращение с жалобой, а не с конкретными предложениями. Подобная ситуация не дает возможности развития даже низового уровня самоуправления, поскольку встает вопрос нехватки квалифицированных кадров, способных стать лидерами небольших территориальных сообществ.

Возможности создания и использования социального капитала наиболее ограничены в сельской местности. Для улучшения ситуации следует обеспечить ускоренное развитие социальной инфраструктуры на селе. Совершенствование систем связи, компьютеризация сельских школ и подключение их к Интернету должны стать важной частью программ социального развития села. Для расширения возможностей сельских жителей и других уязвимых групп (в том числе людей с низким уровнем образования и профессиональной квалификации, лиц старшего возраста, безработных) государственным органам и общественным организациям следует шире применять новые формы работы с населением, включая организацию работы общественных приемных, проведение ярмарок вакансий, создание социально-деловых центров и поддержку участия граждан в местном самоуправлении и реализации социальных и гражданских инициатив.

Выводы: Социальный капитал есть актуализированный потенциал отношений, основанных на честности, доверии, взаимопомощи, реализация которого приводит к социальному или экономическому эффекту.

"Капитальная" составляющая социального капитала проявляется в его способности снижать трансакционные издержки, неопределенность и риск, повышать эффективность использования специфических активов и т.д. Социальный капитал является невещественной субстанцией и воплощен в отношениях, существующих между членами семьи, группы, общества, неразрывно связан с ними и поэтому не может продаваться или передаваться в пользование или владение.

"Социальная" составляющая социального капитала проявляется в том, что его носителем является семья, группа, общество, а накопление и использование происходит в отношениях между друзьями, коллегами по работе, просто незнакомыми людьми.

Социальный капитал возникает при взаимодействии нескольких людей, которое может осуществляться в рамках семьи, в трудовой сфере, в сфере образования и т.д. Социальный капитал складывается из совокупности активных связей между людьми: доверия, взаимопонимания, совместно разделяемых ценностей и правил поведения, которые объединяют членов в человеческие сети и сообщества, а также делают возможным сотрудничество.

По сравнению с жителями городов, сельские жители сталкиваются со значительно большими трудностями в использовании социальных контактов для овладения знаниями и для расширения возможностей трудоустройства. Социальная сеть взаимодействий сообщества деревни и села по сравнению с городским сообществом более плотная: контакты населения менее формальные, основаны на личных взаимообязательствах, люди вынуждены взаимодействовать практически каждый день.

Социальная активность общества, направленная на обеспечение нормальных условий жизнедеятельности населения, а также кооперация населения для их улучшения в рамках действующих правовых систем, является одной из форм проявления социального капитала. Самоорганизация на местах может иметь как низовой характер в виде небольших объединений и организаций, так и перейти в более развитую упорядоченную структуру, например, в органы территориального общественного самоуправления.

В следующей главе представлен анализ развития человека в сельской местности и влияния социального капитала на данный процесс.

Глава 2. Исследования, организация, проведение анкетирования

.1 Разработка проведения анкетирования

Важной областью в исследовании социального капитала являются вопросы, касающиеся взаимодействия социального капитала с другими формами капитала - финансовым капиталом, человеческим, символическим и другими. Под социальным капиталом мы будем понимать потенциал отношений, основанных на честности, доверии, взаимопомощи, актуализация которого приводит к социальному и экономическому эффекту. Например, росту благосостояния отдельной семьи, группы людей, общества.

Так, по мнению В.В. Радаева капитал представляет собой накапливаемый ресурс, который включен в процессы воспроизводства и возрастания стоимости путем взаимной конвертации своих разнообразных форм. Все формы капитала, рассмотренные П. Бурдье, могут в той или иной мере конвертироваться в экономический капитал. Например, социальный капитал, являясь основой для создания коммуникационных сетей, помогает рыночным агентам получать более полную информацию о ресурсах, выставленных для продажи на рынке, снижает трансакционные издержки.

Несмотря на достигнутые результаты в области исследования механизма конвертации различных форм капитала, существует ряд проблем, нуждающихся в глубоком изучении. Во-первых, в экономической литературе отсутствует четкое изложение функционирования механизма конвертации социального капитала в финансовый или человеческий. Во-вторых, с позиции автора, проблему взаимодействия различных форм капитала нужно понимать шире. С нашей точки зрения, при исследовании проблем взаимодействия различных форм капитала нужно говорить не только о конвертации одной формы капитала в другую, но и о синергетическом эффекте, который оказывает накопление одной формы капитала на скорость накопления и эффективность использования другой.

Исследовать механизмы трансформации различных форм капитала, выявить и оценить возможный синергетический эффект от взаимодействия различных форм капитала будет легче, если для этого использовать эмпирический материал. При исследованиях на макроуровне экономической системы этим материалом могут выступать данные государственной статистики, при исследованиях на микроуровне - данные социологических исследований. Обширное социологическое исследование невозможно без хорошо проработанных гипотез и разработанного инструментария исследований. Учитывая это, автором в мае 2014 года было проведено разведывательное социологическое исследование.

Разведывательное социологическое исследование представляет собой исследование, направленное на решение ограниченного круга задач. Как правило, оно охватывает небольшие исследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по своему объему инструментарии исследования. Обычно такие исследования используются для предварительного обследования явления или процесса, когда проблема мало или совсем не изучена.

Целью исследования являлось изучение роли социального капитала в процессе становления человека как профессионала и создания возможностей для получения дохода благодаря полученным знаниям. Другими словами, в процессе исследования должна была сформироваться эмпирическая база для определения значения социального капитала в процессе накопления человеческого капитала и его последующей трансформации в финансовый.

Достижение поставленной цели потребовало решения ряда задач:

.   необходимо было выявить, какое влияние на формирование профессиональных качеств человека оказывают созданные им социальные коммуникации с другими людьми, его природные способности и т.д.;

2.      в рамках исследования стояла задача установить, происходит ли изменение социальных качеств человека, например, отзывчивости, по мере накопления человеческого капитала и повышения его независимости;

.        необходимо было определить, насколько имеющиеся у человека знания и умения могут выступать в качестве фактора, гарантирующего высокий доход. Другими словами, важно было установить может ли человек благодаря полученным знаниям и высокой квалификации рассчитывать на высокий доход.

В качестве метода разведывательного социологического исследования был выбран опрос. Для проведения опроса было отобрано две группы респондентов. В первую группу вошли респонденты в возрасте от 21 года до 35 лет, добившиеся на сегодняшний день определенных успехов в бизнесе, науке, искусстве и т.д. Критериями отбора "успешных" респондентов выступало наличие собственного бизнеса, занимаемые руководящие должности и т.п. Все из отобранных респондентов первой группы имеют высшее образование и работают. Данная категория респондентов получила название "Специалисты".

Всего в опросе приняло участие 74 человека. Автором были розданы 74 анкеты - поровну между "Рабочими" и "Специалистами". Четыре респондента из числа "Специалистов" и одни человек из числа "Рабочих" отказались отвечать на вопросы анкеты. В результате было собрано 69 заполненных анкет.

Характеристика исследуемых.

Около 82% семей - полные, однако только 50% из них имеют доход более двух минимальных зарплат на человека, поэтому очень стеснены в средствах, не могут себе позволить лишних затрат на воспитание и обучение своих сыновей и дочерей. В каждой второй семье кто-то из взрослых не работает или не имеет постоянного дохода. И хотя неблагополучных семей всего восемь, реально две трети семей по данным психологической службы школы отмечают усиление напряженности в отношениях на почве бедности, нищеты. Семьи, в частности, не в состоянии приобрести все необходимое для дополнительного образования своего ребенка, организовать его отдых в каникулярное время и т.д.

 

.2 Анализ результатов


При исследовании факторов, оказывающих влияние на становление человека как профессионала, было выделено две группы факторов. В первую группу факторов вошли: высокая работоспособность и усидчивость, воля и целеустремленность, стремление к успеху и признанию, надежда на получение высокой заработной платы, любовь к выбранному делу, желание делать дело лучше других, добросовестность и т.д.

Результаты опроса представлены на рис.2.

Рис.2. Факторы, оказывающие влияние на формирование человека как профессионала

По мнению респондентов, относящихся и к группе "Специалисты", и к группе "Рабочие", наиболее значимыми факторами, помогающими человеку стать профессионалом в выбранной специальности, являются воля и целеустремленность - 21,3% "Специалисты" и 20,2% "Рабочие", высокая трудоспособность - 16,7% и 17,5% соответственно. На третье место и "Специалисты", и "Рабочие" поставили любовь к выбранному делу - 15,7% и 10,5% соответственно. На четвертом месте у "Специалистов" оказались добросовестность и желание хорошо делать выбранное дело - 13,9% (9,6% - у "Рабочих" респондентов). Пятое место у "Специалистов" занял ежедневный кропотливый труд - 10,2% (10,5% - для "Рабочих").

Во вторую группу были собраны факторы, отражающие возможность стать профессионалом благодаря личным усилиям человека и складывающейся независимо от него благоприятной внешней ситуации. В эту группу вошли: хорошая память, объем времени, который человек посвящает выбранной специальности, качество полученного образования, условия, созданные на рабочем месте, знания и опыт, полученный от родителей, возможность погрузиться в среду профессионалов, способность получать новые знания самостоятельно и т.д.

Полученные результаты опроса, отраженные на рис.3, показали, что респонденты двух групп по-разному оценивают влияние перечисленных факторов на формирование человека-профессионала.

На диаграмме видно, что группа респондентов "Специалисты" на первое место поставила способность получать новые знания самостоятельно. Важность этого фактора отметили 23,5% респондентов. В группе "Рабочих" данный фактор оказался только на пятом месте - 13,5% опрошенных. Такое различие говорит о том, что быстрое развитие человека как профессионала в выбранном деле возможно только при условии постоянного поиска им нестандартных решений, способности эффективно работать при дефиците информации. Таким образом, способность искать и обрабатывать нужную информацию самостоятельно становится важным конкурентным преимуществом на рынке труда, а в повседневной работе - гарантией карьерного и профессионального роста.

Рис.3. "Внутренние" и "внешние" факторы, оказывающие влияние на формирование человека как профессионала

Вторым по значимости фактором у респондентов из группы "Специалисты" являются условия, созданные для самореализации на рабочем месте. Важность условий труда выделили 18,5% респондентов. Значимость комфортных условий труда, системы мотивации, возможности обмениваться идеями с коллегами и руководством подчеркивают и респонденты, отнесенные к группе "Рабочие". У них данный фактор находится на первом месте. Его выделили 21,6% респондентов.

На третье место и "Специалисты" и "Рабочие" поставили качество полученного образования - 17,3% и 16,2% соответственно. Именно оно закладывает необходимый фундамент для последующего совершенствования в выбранной специальности.

Также на третьем месте у "Специалистов" находится возможность погрузиться в среду профессионалов. Возможность общаться с коллегами, достигшими высокого профессионального уровня способствует получению нового опыта и знаний, генерированию идей. Возникающие при таком взаимодействии социальные коммуникации позволяют извлекать пользу из знакомств: получать более высокооплачиваемую работу, участвовать в совместных прибыльных проектах. Именно при совместном взаимодействии происходит накопление социального капитала, эффектами функционирования которого являются: снижение трансакционных издержек, повышение эффективности использования высокоспецифичных активов и т.д.

В отличие от "Специалистов", группа "Рабочих" поставила способность погрузиться в среду профессионалов только на шестое место (8,1% респондентов против 17,3% "Специалистов"). Вероятно, в будущем по мере накопления профессионального опыта значение этого фактора будет повышаться.

На пятом месте у "Специалистов" оказался объем времени, отданный на освоение выбранного дела - 14,8% респондентов из этой группы отметили данный фактор. Несмотря на то, что такой важный фактор оказался только на пятом месте, разбежка между ним и предыдущим фактором составляет чуть более 2% респондентов.

Подчеркивая важность усилий, которые человек отдает своему совершенствованию в выбранном деле, "Рабочие" поставили данный фактор на третье место- 16,5%.

Наиболее значительное различие в стратегии совершенствования своих профессиональных качеств между "Специалистами" и "Рабочими" проявилось в оценке важности врожденных способностей. По мнению "Специалистов" недостаток внимания, памяти может быть компенсирован напряженной самостоятельной работой. Исходя из этого, данный фактор оказался на шестом месте - 4,9% респондентов. Однако, по мнению второй группы респондентов, данный фактор является одним из определяющих в процессе профессионального совершенствования. Его отметили 18,9% респондентов из "Рабочих".

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что люди, добивающиеся профессиональных успехов в выбранной специальности используют следующую стратегию достижения успеха: опираясь на качественное образование, они расширяют контакты в профессиональной среде для получения новых знаний и свежей информации, не боятся самостоятельно выдвигать новые идеи и искать собственные решения поставленных задач.

Второй задачей исследования была диагностика возможных изменений качеств человека по мере накопления им человеческого капитала. Для этого респондентам было предложено определить, какие группы качеств - предпринимательские, социальные, творческие или профессиональные в наибольшей степени важны для современного человека.

К предпринимательским качествам были отнесены: трудолюбие, высокая работоспособность, целеустремленность, упорство, к социальным - способность сопереживать другому, честность, способность прийти на помощь, доброта, открытость.

В группу творческих и профессиональных качеств вошли: способность к самостоятельному получению знаний, желание досконально разобраться в выполняемой работе, поиск новых идей, способность решать нестандартные задачи и т.д.

Первоначально предполагалось, что по мере возрастания человеческого капитала значение социальных качеств будет сокращаться, а роль профессиональных и предпринимательских возрастать.

Результаты ответов на поставленные вопросы представленные на рисунке 4 показали, что и "Специалисты", и "Рабочие" наиболее важными качествами человека считают профессиональные качества.

Рис.4. Качества, наиболее важные для современного человека

В анкетах их отметили 33,8% и 32,2% респондентов из группы "Специалисты" и "Рабочие" соответственно. При этом респонденты из группы "Специалисты" самым важным профессиональным качеством человека считают способность к самостоятельному получению знаний - 30,7% (только 10,5% - у "Рабочие").

Предпринимательские качества две группы участников опроса поставили на третье место - 22,1% респондентов выделили их в группе "Специалисты", 30,5% - в группе "Рабочие". Среди предпринимательских качеств "Специалисты" выделили целеустремленность - 36,7% (20,4% - респондентов в группе "Рабочие").

Творческие качества и "Специалисты", и "Рабочие" поставили на четвертое место. Их выделили 18,5% и 13,0% респондентов соответственно.

Гораздо больше различий между "Специалистами" и "Рабочими" выявилось при определении предпочтительной стратегии достижения успеха. Результаты выбора стратегии представлены на рисунке 5.

Рис.5. Предпочтительная стратегия достижения успеха

При выборе приоритетной стратегии достижения успеха 43,8% "Специалисты" отметили, что успеха можно добиться благодаря работе в команде, 31,3% - благодаря собственным усилиям. У "Рабочих" разница между "индивидуалистами" и "коллективистами" более значительна. Коллективную стратегию достижения успеха отметили в своих анкетах 64,7% "Рабочих" и только 26,5% респондентов выступили за "единоличное" достижение успеха. Такое различие в стратегиях говорит о росте независимости и увеличении опоры на собственные силы по мере накопления социального капитала.

Третьей задачей исследования было определение возможности получать более высокий по сравнению с другими доход благодаря накопленному человеческому капиталу. Для этого респондентам было предложено оценить, насколько перечисленные в анкете факторы обеспечивают возможность получения более высокого дохода. В первую группу вошли качества, отражающие волевые стороны личности человека и способность к труду: умение активно продвигать себя, труд, высокая работоспособность. Во вторую - качества, отражающие уровень профессионализма - степень владения выбранной профессией, редкость специальности, репутация. В третью группу были отнесены коммуникационные качества человека, способность индивида поддерживать хорошие коммуникации с внешним миром и быть в центре информационных потоков, т.е. умение накапливать и эффективно использовать социальный капитал. В четвертую группу попали способности человека совершать поступки, расходящиеся с этикой, но которые гарантируют получение более высокого дохода, по крайней мере, в краткосрочной перспективе - обман, умение подстроиться под мнение начальства и т.д. Результаты обработки ответов отражены на рисунке 6.

Среди факторов, помогающих получать более высокие доходы, 43,8% респондентов, относящихся к группе "Специалистов", выделили способность к напряженному упорному труду. Это же качество отметили 37,9% респондентов в группе "Рабочих".

Рис. 6. Факторы, оказывающие влияние на уровень дохода

На втором месте оказались факторы, отражающие способность человека устанавливать эффективные коммуникации с внешним миром. Их выделило 25,0% и 31,0% "Специалистов" и "Рабочих" соответственно. Профессиональные качества оказались на третьем месте. Их важность подчеркнули около 18% респондентов в каждой группе.

Разработка теоретических вопросов трансформации социального и человеческого капитала в финансовый, и проведенное социологическое исследование, позволили установить, что на процесс формирования профессиональной компетенции человека значительное влияние оказывает умение получать знания самостоятельно, возможность устанавливать контакты с другими специалистами в выбранной области профессиональных интересов, а также условия, созданные для самореализации на рабочем месте. Врожденных природных способностей оказывается недостаточно для решающего воздействия на формирование человека-профессионала.

Выводы: Проведенные исследования позволяют сделать вывод о возрастании "индивидуализма" и независимости по мере накопления человеческого капитала. С другой стороны, исследование показало, что на сегодняшний день большинство людей связывает возможность получения высокого дохода не с профессиональными способностями, т.е. человеческим капиталом, а с наличием воли и целеустремленности, включенности в социальные сети.

Формирование основ человеческого капитала у детей и подростков на селе связано в первую очередь с условиями организации обучающей и воспитывающей среды т.е. школы, включенность в данный процесс семьи и общественности.

Роль социального капитала в формировании человеческого капитала и экономического развития местности заключается в обеспечении обществом обучающей и воспитывающей среды, центром которой должна стать школа, как основной институт культуры и развития в сельской местности.

Таким образом, школа должна стать центром, формирующим и транслирующим социальный капитал на общество, в первую очередь подрастающего поколения. При этом школа должна аккумулировать имеющиеся ресурсы общества: привлекать родителей, субъектов администрации, культуры и предпринимательства, создавая тем самым общую для всех учащихся высокий уровень социального капитала.

Глава 3. Разработка и реализация рекомендаций по развитию у школьников стратегий накопления социального капитала

.1 Специфика преподавания образования

В массовом сознании утвердились суждения о роли образования, отводящие ему пассивную социальную роль. Образование представляется не самостоятельным субъектом социальной жизни, а исполнителем социального заказа, улавливающим запросы общества и транслирующим необходимые для удовлетворения запросов знания и умения своим беспрекословно "впитывающим" нужное ученикам. Необходимость усиления социальной активности образования в России актуализировалась сегодня как глобальной сменой характера общечеловеческой культуры (рост значения информатизации, усиление роли творческой деятельности, новое качество технического прогресса и др.), так и изменениями в социально-политической и экономической жизни страны, повлекшими за собой повышение роли отдельных личностей, регионов (и их систем образования) в развитии общества, рост самостоятельности образовательных учреждений. Если мы в этих условиях редуцируем деятельность системы образования к предоставлению услуг, а само образование будем представлять как набор и способы предоставления услуг, мы "выносим" активность человека за границы сферы образования в целом, лишаем образование культурной глубины, оставляем ему роль инструмента в руках государства и социальных стереотипов. Необходимость школы в создание социального капитала путем активизации и объединения общества на селе подтверждается выводами сделанными в результате исследования, представленного во второй главе.

Социально активное образование, по определению С.А. Гильманова, это целенаправленное, инициативное, конструктивное, продуктивное участие образования как социального института в значимых изменениях в социокультурной жизни общества, региона. При этом должны быть активными не только действия субъектов системы образования, ее учреждений, но и показатели самого процесса образования. Это и активность педагогов, и активность ученика, активность субъектов образования "внешняя", непосредственно проявляемая в социуме, и "внутренняя", касающаяся стратегических преобразований в системе образования. Если образование пассивно, оно, как зеркало, только отражает влияния общества, если активно - изменяет общество, формируя систему важных социальных отношений и ценностей, служа инициатором важных социокультурных новшеств. Характер активности может быть различным - от влияния опосредованного, при простом осознании в обществе важности знаний, до прямого, когда представители системы образования (ученые и практики) становятся субъектами инновационной социальной деятельности. Поэтому социальная активность образования может быть внешней (активность субъектов образования как отрасли в социально значимых изменениях в обществе), так и внутренней (формирование активной жизненной позиции участников образовательного процесса, рождение и реализация инноваций); непосредственной (прямое участие в социокультурной жизни) и опосредованной (в том числе через сформировавшиеся качества личности, социально активную мотивацию субъектов образовательного процесса.

Школа на селе представляет различные уровни образования детей и взрослых и интегрирует деятельность различных социальных институтов, в том числе учреждений культуры, физкультуры и спорта, социальной защиты, медицинского и бытового обслуживания и др., а в основе ее деятельности лежат три главных методологических принципа:

·  открытости, что предполагает функционирование школы в активном взаимодействии с производственными и социокультурными объектами социума;

·        интеграции культурно-образовательных ресурсов села как ведущего фактора при формировании благоприятной среды социализации учащихся;

·        ценности всех видов педагогической деятельности: воспитания, обучения, трудовой подготовки, социальной работы с детьми и их семьями, психолого-педагогической помощи детям.

В рамках создания среды формирующей создание социального капитала и его трансляции на развитие человеческого капитала и экономического положения села рекомендуется создание центра образования на селе, движущей силой которого будет школа.

Базисом всей педагогической системы в Центре образования является, построение обучающей среды, эстетическое воспитание и художественное развитие, оздоровление среды обитания детей и взрослых. Основные направления воспитания:

.   Создание системы воспитания, основанной на глубоком освоении культурного наследия села, России, включение учащихся в этнокультурную традицию как ее носителей и продолжателей.

2.      Приобщение к труду взрослых, к ремеслу, совместный труд с умельцами.

.        Воспитание ответственности, воли, характера в ходе установления взаимной помощи в общем деле взрослых и детей.

Рассмотрим кратко задачи и содержание работы каждого подразделения.

Школа становления (детский сад)

Основная задача: создание адаптивного дошкольного учреждения, работа в котором будет строиться с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

Основные направления работы:

·  создание условий для естественного эффективного развития и саморазвития ребенка, его личностного роста;

·        формирование и развитие познавательных способностей детей;

·        повышение воспитательных возможностей семьи;

·        организация процесса взаимовоспитания детей и родителей, их психологическое консультирование.

Модель выпускника Школы становления:

. Здоровье и физическое развитие:

·  физически развит в соответствии с возрастной нормой;

·        физически подготовлен к продолжению обучения;

2. Развитие познавательной деятельности:

·  сформированы развернутые представления о мире,

·        сформированы интеллектуальные умения:

·        сформирована произвольность психических процессов: внимания, памяти, мышления;

·        сформированы основы художественных способностей (музыкальных, изобразительных, литературных и т.д.).

3. Поведение и общение:

·  владение приемами и навыками эффективного межличностного общения с взрослыми и сверстниками;

·        принятие и соблюдение социальных и этических норм,

·        сформированность практических умений уважительного отношения к природе, человеку, рукотворному миру, к самому себе.

4. Мотивационная готовность к обучению в школе:

·  желание учиться в школе,

·        имеет познавательный или социальный мотив учения.

Школа развития самостоятельности (1-4 классы).

Задача: Совершенствование условий учебной деятельности.

Основные направления работы:

·  развитие художественно-эстетических способностей и нравственных качеств личности;

·        дальнейшее приобщение учащихся и их родителей к знаниям о здоровом образе жизни через систему обучения и воспитания;

·        изучение культурного наследия села.

Модель выпускника Школы развития самостоятельности:

Организация учебного труда:

·  умеет работать по заданному алгоритму;

·        владеет операционным контролем учебной работы;

·        владеет разными видами чтения (сплошным, выборочным, по ролям);

·        оценивает учебные действия, свои и товарища;

·        умеет работать с различными источниками информации;

·        умеет работать со словарями;

·        умеет воспроизводить основные смысловые компоненты прослушанного, анализировать ответ, дать оценку прослушанному рассказу;

·        ведет диалог на основе увиденного;

·        сформирована положительная мотивация к обучению.

2. Здоровье и физическое развитие:

·  физически готов к выполнению школьного режима;

·        сформирована привычка к здоровому образу жизни и полезным привычкам.

3.Познавательные способности:

·  сформированы развернутые представления о мире,

·        сформирована познавательная активность,

·        сформированы художественно-эстетические способности.

4.Поведение и общение:

·  сформированы коммуникативные навыки и навыки культурного поведения, - обладает высокими нравственными качествами;

·        способен управлять поведением.

Школа самоутверждения (5-9 классы).

Задача: Создание такой образовательной среды, которая способствовала бы в оптимальной степени развитию общей культуры и возможностей ребенка.

Основные направления работы:

·  формирование прочных устойчивых, глубоких знаний основ наук, целостное восприятие окружающего мира;

·        повышение мотивации обучения, через активизацию познавательной деятельности, развитие общих и специальных способностей детей, их диагностика; - дальнейшее формирование умственного труда;

·        продолжение работы по формированию коммуникативных и рефлексивных навыков;

·        продолжение работы по воспитанию учащихся и формированию творческой личности школьника с высокими нравственными качествами;

·        развитие личности ребенка на основе гармоничного включения богатство национально культурного наследия;

·        формирование навыков здорового образа жизни.

Модель выпускника Школы самоутверждения

. Организация учебного труда:

·  умеет составлять и работать по индивидуальному плану обучения, с учетом рекомендаций;

·        осуществляет самоконтроль и дает самооценку своей учебной деятельности.

2. Познавательная деятельность:

·  принимает участие в творческой и исследовательской деятельности;

·        обладает достаточным уровнем базовых знаний, необходимых для продолжения образования.

3. Культура личности:

·  владеет культурой устной и письменной речи;

·        бережно относится к общекультурным и общечеловеческим ценностям;

·        основополагающие принципы жизнедеятельности: патриотизм, открытость, гуманизм; осознанное отношение к здоровью и физкультуре.

Школа выбора и самоопределения (10-11 классы).

Основная задача: Развитие личности, способной осознавать себя гражданином общества, социального прогресса, умеющего применять полученные знания для продолжения образования и в трудовой деятельности.

Основные направления работы:

·  освоение учащимися теоретических основ наук;

·        формирование целостной картины мира;

·        развитие специальных и практических способностей учащихся;

·        овладение навыками научно-исследовательского труда;

·        овладение основами профессиональных знаний (на основе профильной дифференциации);

·        мониторинг психического, физического, интеллектуального развития старшеклассников и коррекционная работа специалистов;

·        формирование личности, способной осознанно оценивать физическое состояние, возможности своего организма и необходимость ведения здорового образа жизни.

Модель выпускника Школы выбора и самоопределения:

·  умеет оценивать самокритично результаты по индивидуальному плану обучения и представить их педагогам,

·        умеет организовать научно-практическую конференцию, олимпиаду, социологические исследования, конкурсы с учащимися младших классов, взрослыми,

·        умение применять знания в нестандартной ситуации.

2. Познавательная деятельность:

·  готовность и способность к продолжению образования,

·        осознанные интересы и готовность реализовать их,

·        способность использовать знания на практике.

3. Здоровье:

·  обладает потребностью в здоровом образе жизни и экологической культурой,

·        обладает антистрессовой защитой,

·        умеет применять простейшие способы оказания первой помощи на практике, в чрезвычайных ситуациях.

4. Культура личности:

·  выпускник - образованный человек, творческий, с высокими моральными и гражданскими принципами,

·        обладает художественно-эстетическими способностями,

·        владеет правовой культурой, культурой общения,

·        бережно относится к общечеловеческим ценностям,

·        знает историю края и его культурное наследие.

Досуговый центр: В школе существуют следующие виды внеурочной деятельности: интеллектуальная, физическая, общественно-организаторская, творческая. Учитывая снижение уровня здоровья детей, а также растущий процент детской наркомании в стране, в Центре образования уделяется особое внимание профилактической работе.

Спортивный центр.

Основная задача: создание системы оздоровления детей в рамках Центра образования, массовое привлечение населения к занятиям физкультурой и спортом.

Направления деятельности:

·  формирование у детей и взрослых положительного отношения к физической культуре, нацеленности на здоровый образ жизни;

·        организация работы с физически ослабленными детьми, а также детьми, имеющими хронические заболевания;

·        приобщение школьников и их родителей к знаниям о здоровом образе жизни;

·        организация медицинского мониторинга на протяжении всего периода обучения каждого ребенка в образовательном комплексе;

·        участие в совместных (с родителями) спортивных праздниках и соревнованиях, в спортивных и коллективных играх;

·        самореализация в физкультурной и спортивной деятельности.

·        изучение народных, спортивных традиций.

Научно-исследовательский центр.

Основная задача: Приобретение детьми навыков культуры умственного труда, интереса к познавательной деятельности. Интеллектуальное развитие учащихся.

Направления работы:

·  приобретение знаний естественно-географических особенностей, истории и культуры родного края;

·        формирование познавательных интересов;

·        интеллектуальное развитие педагогов, учащихся, родителей;

·        самоопределение в познавательной деятельности, реализация познавательных интересов и потребностей;

·        привитие навыков организации познавательной активности: участие в дискуссиях, конференциях, предметных неделях, написание и защита исследовательских проектов.

Клубный центр.

Основная задача: Изучить познавательные интересы и потребности школьников и создать условия для личностного развития познавательных, эстетических, коммуникативных, творческих возможностей учащихся через сохранение и развитие школьных, региональных традиций.

Направление работы;

·  развитие культуры общения, эстетической культуры;

·        реализация творческого интереса, творческих способностей;

·        сохранение и развитие школьных традиций;

·        личностное развитие;

·        улучшение эстетической среды школы;

·        самореализация детей и взрослых в деятельности школы, клуба, села.

Школа искусств.

Основная задача: создать условия для развития художественного творчества, приобщения к основной русской культуры детей и взрослых.

Направления работы:

·  формирование национального самосознания, уважения к культуре;

·        сохранение и развитие школьных традиций;

·        улучшение эстетической среды школы, села.

Центр социальной помощи.

Основная задача: оказание социально-педагогической и психологической помощи всем участникам образовательного процесса (учащимся, педагогам, родителям).

Основные направления работы:

·  создание единой эффективно-действующей системы социально-психологической помощи учащимся, их родителям, педагогам образовательного комплекса, а также различным категориям населения.

·        коррекция затруднений и консультаций по проблемам, возникающим в процессе социального становления личностного роста учащихся, смягчение или полная компенсация препятствий для индивидуального развития.

·        формирование личности, владеющей психологическими методами защиты от стрессовых ситуаций, способной адаптироваться в постоянно меняющихся социальных и экономических условиях, знающей свои юридические обязанности и права и умеющей ими пользоваться.

·        организация профориентационной работы с учащимися и их родителями.

В целом структуру центра образования можно представить в виде схемы (см. рис.7):

Рис.7. Структура центра образования

 

.2 Анализ эффективности от внедрения


В перспективе три образовательных структурных подразделения сольются в единое целое. Детский сад и музыкальная школа из структурных подразделений превратятся в отделения, реализующие программы дошкольного и дополнительного образования при школе.

Создание Центра образования и его работа при привлечении всех общественных ресурсов позволит достичь следующих положительных результатов:

·  обеспечение непрерывности образования и воспитания учащихся дошкольного, начального, основного, дополнительного образования, а также образования взрослых;

·        включенность каждого ребенка в систему дополнительного образования, более полное изучение и реализация его интересов, наклонностей, способностей;

·        создание единого социокультурного пространства для развития творческого потенциала детей, подростков и взрослых;

·        расширение материальной и кадровой базы для досуговой деятельности учащихся и их родителей;

·        возможность перераспределения средств бюджета на организацию внеклассной и внешкольной воспитательной работы между отделениями, входящими в Центр образования.

Данная модель позволяет учащимся получать качественное образование и воспитание на селе, максимально используя возможности и ресурсы всех отделений. Так ребята, посещающие эстетическое отделение, могут являться организаторами всех мероприятий, проходящих на территории села.

Посредством "Центра образования" школа сможет решить существующие проблемы; создавая единое образовательное пространство, вывести на более высокий уровень развития не только детскую, но и взрослую часть населения.

Внешние характеристики

Внутренние характеристики

1.Сформировано социокультурное пространство села, в которое включены все субъекты, жители сообщества с опорой на систему образования как базовую

1.Социальная адаптация и социальная мобильность в качестве целей социально-личностного воспитания; 2. Позитивные ценности на основе гармонии социального и культурного как основа формирования духовного мира личности;

2. Школа открыта и оптимально включена в социум. Установлены отношения партнерства и сотрудничества системы образования с социальными институтами.

1. Творческий подход педагогического коллектива к формированию учебных планов и программ в соответствии с целевыми установками деятельности школы. 2. Содержание образования и направления внеурочной деятельности, адекватные целевым установкам на формирование культуры и социализации личности  3. Сочетание личностно-ориентированной и социально-направленной парадигм образования и воспитания как осознанный педагогический выбор. 4. Творческая активность ученика в усвоении ценностей культуры и социальных норм.


В результате создания центра к внешним характеристикам будет относится социокультурное пространство села, ядром которого будет социально-активная школа, а также отношения между субъектами образовательной деятельности и социумом. Внутренние характеристики указывают на культуросозидающую деятельность самой школы, что выражается в выборе целей и ценностных основаниях обучения и воспитания, отборе содержания образования, образовательной парадигмы. Основной механизм реализации основных характеристик - инициативность и активность школы в формировании социокультурной среды.

Выводы: В рамках создания среды формирующей создание социального капитала и его трансляции на развитие человеческого капитала и экономического положения села рекомендуется создание центра образования на селе, движущей силой которого будет школа.

Базисом всей педагогической системы в Центре образования является, построение обучающей среды, эстетическое воспитание и художественное развитие, оздоровление среды обитания детей и взрослых. Основные направления воспитания:

.   Создание системы воспитания, основанной на глубоком освоении культурного наследия села, России, включение учащихся в этнокультурную традицию как ее носителей и продолжателей.

2.      Приобщение к труду взрослых, к ремеслу, совместный труд с умельцами.

.        Воспитание ответственности, воли, характера в ходе установления взаимной помощи в общем деле взрослых и детей.

В качестве формирования среды, создающей и транслирующей социальный капитал на человеческий и финансовый предложено создание образовательного центра. В основе центра - активная деятельность школы по объединению внешних ресурсов села: культурно-образовательных учреждений, администрации, бизнеса, родителей. Такое объединение позволит интегрировать все ступени обучения и развития, организовать единый процессии и привлечь к нему все имеющиеся ресурсы. Создание доверительной среды и общности села позволит создать социальный капитал, аккумулирующийся вокруг подрастающего поколения. В результате социальный капитал позволит далее усилить воздействие всех привлеченных ресурсов и создавать в учащихся человеческий капитал более высокого уровня и качества.

Заключение

Социальный капитал есть актуализированный потенциал отношений, основанных на честности, доверии, взаимопомощи, реализация которого приводит к социальному или экономическому эффекту.

"Капитальная" составляющая социального капитала проявляется в его способности снижать трансакционные издержки, неопределенность и риск, повышать эффективность использования специфических активов и т.д. Социальный капитал является невещественной субстанцией и воплощен в отношениях, существующих между членами семьи, группы, общества, неразрывно связан с ними и поэтому не может продаваться или передаваться в пользование или владение.

"Социальная" составляющая социального капитала проявляется в том, что его носителем является семья, группа, общество, а накопление и использование происходит в отношениях между друзьями, коллегами по работе, просто незнакомыми людьми.

Социальный капитал возникает при взаимодействии нескольких людей, которое может осуществляться в рамках семьи, в трудовой сфере, в сфере образования и т.д. Социальный капитал складывается из совокупности активных связей между людьми: доверия, взаимопонимания, совместно разделяемых ценностей и правил поведения, которые объединяют членов в человеческие сети и сообщества, а также делают возможным сотрудничество.

По сравнению с жителями городов, сельские жители сталкиваются со значительно большими трудностями в использовании социальных контактов для овладения знаниями и для расширения возможностей трудоустройства. Социальная сеть взаимодействий сообщества деревни и села по сравнению с городским сообществом более плотная: контакты населения менее формальные, основаны на личных взаимообязательствах, люди вынуждены взаимодействовать практически каждый день.

Социальная активность общества, направленная на обеспечение нормальных условий жизнедеятельности населения, а также кооперация населения для их улучшения в рамках действующих правовых систем, является одной из форм проявления социального капитала. Самоорганизация на местах может иметь как низовой характер в виде небольших объединений и организаций, так и перейти в более развитую упорядоченную структуру, например, в органы территориального общественного самоуправления.

В следующей главе представлен анализ развития человека в сельской местности и влияния социального капитала на данный процесс.

Проведенные исследования позволяют сделать вывод о возрастании "индивидуализма" и независимости по мере накопления человеческого капитала. С другой стороны, исследование показало, что на сегодняшний день большинство людей связывает возможность получения высокого дохода не с профессиональными способностями, т.е. человеческим капиталом, а с наличием воли и целеустремленности, включенности в социальные сети.

Формирование основ человеческого капитала у детей и подростков на селе связано в первую очередь с условиями организации обучающей и воспитывающей среды т.е. школы, включенность в данный процесс семьи и общественности.

Роль социального капитала в формировании человеческого капитала и экономического развития местности заключается в обеспечении обществом обучающей и воспитывающей среды, центром которой должна стать школа, как основной институт культуры и развития в сельской местности.

Таким образом, школа должна стать центром, формирующим и транслирующим социальный капитал на общество, в первую очередь подрастающего поколения. При этом школа должна аккумулировать имеющиеся ресурсы общества: привлекать родителей, субъектов администрации, культуры и предпринимательства, создавая тем самым общую для всех учащихся высокий уровень социального капитала.

В рамках создания среды формирующей создание социального капитала и его трансляции на развитие человеческого капитала и экономического положения села рекомендуется создание центра образования на селе, движущей силой которого будет школа.

Базисом всей педагогической системы в Центре образования является, построение обучающей среды, эстетическое воспитание и художественное развитие, оздоровление среды обитания детей и взрослых. Основные направления воспитания:

·  Создание системы воспитания, основанной на глубоком освоении культурного наследия села, России, включение учащихся в этнокультурную традицию как ее носителей и продолжателей.

·        Приобщение к труду взрослых, к ремеслу, совместный труд с умельцами.

·        Воспитание ответственности, воли, характера в ходе установления взаимной помощи в общем деле взрослых и детей.

В основе центра - активная деятельность школы по объединению внешних ресурсов села: культурно-образовательных учреждений, администрации, бизнеса, родителей. Такое объединение позволит интегрировать все ступени обучения и развития, организовать единый процессии и привлечь к нему все имеющиеся ресурсы. Создание доверительной среды и общности села позволит создать социальный капитал, аккумулирующийся вокруг подрастающего поколения. В результате социальный капитал позволит далее усилить воздействие всех привлеченных ресурсов и создавать в учащихся человеческий капитал более высокого уровня и качества.

Список литературы

Законы

1.   Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 16 октября 2006 г.)

Книги

2.   Актуальные вопросы социально-экономического развития муниципальных образований: Сборник научных статей по материалам межрегиональной научно-практической конференции. 19 ноября 2010 г. Петрозаводск / Отв. ред. Р.Р. Пивненко, Т.В. Сачук. - Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2011. 382 с.

.     Белова Л.П. Социальная активность сельской школы. Монография. Вестник ТОГИРРО, №1(7).- Тюмень, 2010. - 150 с.

4.      Миренкова Г.В. Устойчивое развитие сельский территорий: теория, методология, практика / Г.В. Миренкова; под науч.ред. З.М. Ильиной. - Горки: БГСХА, 2011. - 200 с.

5.   Мухамеджанова А.Г. Человек - исходная категория экономической теории // Поиск. - 2002, с.186-197.

6.      Розанова Л.И. Альянс бизнеса и органов местной власти./ Актуальные вопросы управления муниципальной собственностью: Сб. наун. тр./ Под ред Т.В. Сачук. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009. - 150 с.

.        Филиппов Ю.В., Черная Е.А. Управление местным развитием как особый вид деятельности / В кн.: Социальный и человеческий капитал как основа инновационного развития местных сообществ. - Краснодар, 2010. - 180 с.

.        Фукуяма Ф. Доверие, социальные добродетели и путь к процветанию. М.: АСТ "Ермак", 2004.

9.   Ferguson K. M. Social Capital and Childrens' Wellbeing: a Critical Synthesis of the International Social Capital Literature // Int. J. Soc. Welfare. - 2006. - Vol. 15

Журналы

1.   Алексеева Е.П. Социально-экономическое содержание категории "капитал" [Текст] / Е.П. Алексеева // Молодой ученый. - 2012. - №6. - С. 344-350.

2.      Бузгалин, А.В. Социальный капитал: клей, обеспечивающий устойчивость позднего капитализма или гексоген в его основании? / А.В. Бузгалин // Общественные науки и современность. - 2011. - № 3. - С. 147-161.

3.   Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология - 2002. - № 5. - С.60-75.

.     Жгун, Л.С. Социальный капитал в региональном педагогическом образовании / Л.С. Жгун // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - № 6. -С. 158-165.

.     Ищенко И.Г. Теоретический подход к формированию понятия "социальный капитал" // Известия ПГПУ. Общественные науки. 2006. № 2.

6.      Корицкий А.В. Истоки и основные положения теории человеческого капитала. // "Креативная экономика", 2007, №5, с. 3 - 10.

.        Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность - 2001. - №3. - С.121-139

.        Переверзева А.В. Человеческий потенциал и человеческий капитал: взаимосвязь и взаимовлияние // Сборник материалов по итогам Третьей международной научно-практической онлайн-конференции, Москва, 27-30 июля 2011 года / Под общей редакцией профессора О.Н. Мельникова. - М.: Креативная экономика, 2011. - 496 с.: ил.- c. 449-456.

.        Радаев В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация // Общественные науки и современность - 2003. - №2. С. 5-16.

.        Русинова Н.Л., Панова Л.В. Сафронов В.В. Здоровье и социальный капитал (Опыт исследования в Санкт-Петербурге) // Cоциологические исследования. - 2010. - № 1. - С. 87-100 и др.

.        Сажина В.А. Социальный капитал и местное самоуправление в России // Государственное управление. Электронный вестник. Выпуск №26. 2011. С.2-6.

12. Чернов, Е.А. Ресурсный потенциал региональных групп интересов: основные тенденции формирования и использования / Е.А. Чернов // Регионология. -2011. - № 3. - С. 49-51.

13.    Формирование социального капитала в условиях социально-экономической дифференциации российских регионов / Л.И. Найденова, Г.Б. Романовский // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2012. - № 1 (21). - С. 136-142.

14. Филиппов Ю.В. Обновление России: организационно-управленческие ресурсы местного развития // Человек. Сообщество. Управление. 2009, №4, с.11-16.

15.    Шмаков В.И. Проблемы реформирования и роста эффективности местного самоуправления в Российской Федерации // Вестник Московского Университета. Сер. 21. Управление (государство и общество). № 2. 2010. С. 54−72.

.        Narayan D., Pritcheth L. Cents and Sociability: Household income and Social Capital in RularTazania // Economic Development and Сultural Chance. 1999. Vol. 47, № 4. P. 871-897.

Электронные ресурсы

.     Бурдье П. Социальное пространство и генезис "классов" URL: http://bourdieu.narod.ru/sp/PB_SP_genese_de_classes.htm

18.    Бурдье П. Социолог под вопросом // http://sociologi.narod.ru/lib/PBq.htm

.        Данные опроса Фонда "Общественное мнение" "Отношения с соседями" URL: http://bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dom0619/domt0619_4/tb061912

.        Данные опроса Фонда "Общественное мнение" "Работа: руководители и подчиненные" URL: http://bd.fom.ru/cat/humdrum/work

.        Данные опроса Фонда "Общественное мнение" "Трудовые ценности" URL: http://bd.fom.ru/report/cat/humdrum/work/d030131

.        Капелюшников Р.И. Экономический подход Гэри Беккера к человеческому поведению URL: http://libertarium.ru/libertarium/68397.html

23.    Smith, M. K. Social Capital // The encyclopedia of informal education (Infed). URL: http://www.infed.org/biblio/social_capital.htm

24.    Human capital in a global and knowledge-based economy. Final report: URL: http://europa.eu.int/comm/employment_social/news/2002/jul/report_final.pdf.

Похожие работы на - Социальный капитал

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!