Социальные и психологические проблемы иммиграции и алкоголизма

  • Вид работы:
    Практическое задание
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    101,99 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальные и психологические проблемы иммиграции и алкоголизма

А., 38-летний иммигрант, и его 35-летняя жена обратились в агентство семейных услуг с жалобой на «семейные проблемы». Они женаты двенадцать лет и у них двое детей (сын - 6 лет и дочь - 8). Они живут в России восемь лет. Он работал рабочим каждый день в ЖКХ в течение пяти лет. Недавно он потерял работу. В настоящее время он работает поденщиком. Его жена работает в семье. А. жалуется, что его жена недавно начала жаловаться, что он пьет. Он признает, что в течение последних нескольких месяцев он увеличил свое потребление алкоголя, но отрицает, что это является проблемой для него, так как он пьет "только по выходным". А. и его жена говорят о трудностях, которые они испытывают, живя в России. Плохо говорят по-русски. А. понимает, что не позволить семье «скатиться вниз» - это его обязанность. В результате, он много работает для того, чтобы свести концы с концами. Для него пить в выходные - способ расслабления, который, по его мнению, он заслуживает.

. Какие факты представлены в данном кейсе?

социальный иммиграция алкоголизм беженец

Если говорить лаконично в данной ситуации мы видим налицо два ярко выраженных факта, требующих немедленного решения. Это:

·        Проблема иммиграции;

·        Алкоголизм на почве депрессии, порожденной потерей работы.

Теперь хотелось поподробнее поговорить о каждом из приведенных фактов.

Итак, проблема первая - иммиграция.

До недавнего времени иммиграция не играла существенной роли в динамике численности и состава населения России в силу "закрытости" СССР для внешних миграций. Обмен же населением между бывшими союзными республиками хотя и был достаточно интенсивен, но для России в условиях естественного прироста населения он не играл существенной роли. В первой половине 90-х гг. ситуация изменилась: миграция в значительной степени стали компенсировать потери от начавшейся депопуляции. В то время мало кто задумывался о России как о потенциальной стране массовой иммиграции, в основном внимание было сосредоточено на гуманитарных аспектах проблем вынужденной миграции, поэтому, видимо, попыток разработки стратегии иммиграционной политики в России не предпринималось.

Одновременно озабоченность проблемами иммиграции охватила и российские властные структуры. Она выразилась в принятии двух базовых законов в области гражданства и миграции, разработке и утверждении Концепции регулирования миграционных процессов, в изменении институциональной структуры ведомств, ответственных за реализацию миграционной политики. Несмотря на признание важности иммиграционных процессов для экономического и социально-демографического развития страны, современная миграционная политика имеет все черты ограничительной и ставит во главу угла обеспечение безопасности государства, которая понимается в довольно узком плане.

Между тем проблема роли миграции в контексте безопасности России в настоящее время заявляет о себе весьма серьезно<#"807213.files/image001.gif">

. Какую вы можете предоставить дополнительную информацию (научно - исследовательские знания из журналов и книг, Интернет-ресурсы) для разработки и выбора возможных вариантов решения

 

Иммигранты толпами устремляются в Москву на протяжении последних двадцати лет, причем не только в Москву, но и во все крупные города России

"Иммигранты, не спешат в Москву, в поисках новых возможностей", заявил недавно в интервью The Economist, президент Барак Обама, рассказывая о снижении роли России в мире. Хотя в целом его высказывания о состоянии дел в России были точны, заявление об отсутствии иммигрантов в Москве выявило ту область, в которой президент совершенно не разбирается, - это касается глобальных миграционных потоков. В действительности иммигранты толпами устремляются в Москву на протяжении последних двадцати лет, причем не только в Москву, но и во все крупные города России.

По оценкам отдела народонаселения ООН, по состоянию на 2013 год Российская Федерация уступала только Соединенным Штатам по количеству иммигрантов. Этот факт до сих пор неизвестен многим американцам, поскольку, обоснованно или нет, но о России обычно думают как о месте, откуда уезжают, но не куда приезжают. Да, действительно, в последние годы российские граждане во все больших количествах уезжают из страны (это явление сравнивают с утечкой мозгов в начале 1990-х); но в течение двадцати последних лет постоянно увеличивается и количество иммигрантов из бывших советских республик, приезжающих в Россию.

Почему же они приезжают? В российской экономике в последние два десятилетия наблюдаются то взлеты, то падения, а старение населения и высокая смертность постоянно требуют притока рабочей силы в города. И эта потребность кое-где даже увеличивается. Многие из приезжающих в Россию иммигрантов могут зарабатывать существенно больше, чем у себя дома. Жизнь среднестатистического трудового мигранта в России трудна, если не сказать больше, но та жизнь, от которой они уезжают, почти всегда намного тяжелее. Если в твоем городе в Узбекистане или Киргизии нет работы (а эти страны, согласно официальной статистике ООН и российских властей, поставляют больше всего трудовых мигрантов), то лучший вариант в этих условиях - попытать счастья в России. Хотя их личный опыт и впечатления могут очень сильно различаться, те мигранты, с которым мне удалось поговорить в самых разных российских городах от Москвы до Иркутска, часто отмечают, что в России у них уровень жизни значительно выше, чем дома.

Кроме трудовых мигрантов, Россия в последние двадцать лет приняла большое количество беженцев. В начале 1990-х годов в Россию от конфликта в Нагорном Карабахе бежали армяне и азербайджанцы, а из Узбекистана после начавшегося там этнического насилия, ехали турки-месхетинцы. Граждане Таджикистана в 1990-е годы бежали от гражданской войны, переселяясь в Россию и в другие бывшие советские республики. Трудно точно подсчитать количество беженцев, приехавших в страну в 90-е годы, но многочисленные конфликты в Центральной Азии явно порождали крупные потоки. В 2005 году, после массовой расправы в узбекском Андижане в Россию также приехало немало беженцев. В настоящее время убежище в России просят многие жители Афганистана, Анголы, Эфиопии, Сомали. Появляется все больше беженцев из восточной Украины.

То, что я подчеркиваю наличие трудовых мигрантов и беженцев в России, ни в коей мере не предназначено для преуменьшения тех многочисленных проблем, с которыми в этой стране сталкиваются иммигранты и ее граждане. Это вполне реальные проблемы, и им посвящено немало исследований и журналистских статей. Тем не менее, поскольку многие из иммигрантов в России это трудовые мигранты из бедных соседних стран или беженцы, уезжающие от этнического насилия и войн, термин «новые возможности», который употребил президент Обама, может показаться неуместным. Разве это «новая возможность», если ты приезжаешь, чтобы выжить? Американцы прекрасно должны понимать это, ибо экономическая пропасть между нашей страной и теми государствами, что расположены к югу от нашей границы, аналогична разнице между российской экономикой и экономикой соседних стран и бывших советских республик.

Мрачным примером последствий такой пропасти может стать кризис детей-беженцев, с которым Соединенные Штаты безуспешно пытаются справиться месяц за месяцем. Замечания президента Обама об иммигрантах (вернее, об отсутствии таковых) в России совпадают с теми дебатами на тему иммиграции, которые разгорелись в связи с наплывом детей-беженцев через границу. Есть некая ирония в том, что привлекая внимание к снижению роли и значимости России в мире, Барак Обама коснулся одной из самых сложных и тревожных проблем своего президентства - неспособности осуществить всеобъемлющую иммиграционную реформу.

Похоже, что президент Обама пытался продемонстрировать уменьшение значимости России для США, однако кризис на Украине и его последствия для Европы говорят о том, что Россия весома и значима как всегда. Так может, наша цель должна заключаться в налаживании более продуктивных отношений с Россией и с ее географическим окружением? Один из способов достижения этой цели - признать, что миграция это та область, где Соединенные Штаты и Россия, занимающие по ней первое и второе места, должны работать вместе и изучать опыт друг друга. Хотя в Соединенные Штаты мигранты едут гораздо дольше, чем в Россию, нам явно далеко до оптимального решения миграционных проблем. Обе страны никак не могут найти ответ на вопрос о том, что делать с огромной массой незаконных иммигрантов без документов, с центрами их содержания, как решать проблемы здравоохранения, проблемы антииммиграционных настроений, а также многие другие вопросы, связанные с иммиграцией.

Наверное, в настоящее время сотрудничество на самом высоком уровне между США и Россией по таким вопросам нереально, но по крайней мере, между двумя странами существует совместная работа на местном уровне. Продолжает свою работу народная дипломатия, создавая многочисленные российско-американские рабочие группы по различной тематике, включая миграцию, и американское правительство думает о финансировании самых важных программ из области их деятельности. Я считаю, что мне повезло, так как я работаю в двух исследовательских группах по этому направлению. Одну финансирует Национальный научный фонд США, а вторую российско-американская программа «Обмен социальным опытом и знаниями». В обеих работают российские и американские участники, изучая миграционные проблемы в двух странах. Благодаря таким инициативам становится ясно, насколько похожи те проблемы, с которыми сталкиваются Соединенные Штаты и Россия. Поддерживая такие контакты и форумы общения, мы помогаем гражданам США и России получать реальное представление о ситуации и проблемах на местах в их странах, какие бы заявления ни делали наши политические лидеры.

Мэри Элизабет Малинкин, научный сотрудник программы Института Кеннана при Центре Уилсона.

Ужесточение правил регистрации по месту жительства в РФ не станет препятствием для миграции, однако сами гости будут менее защищены от произвола, считают лидеры национальных диаспор Приморского края. По мнению лидеров узбекской и киргизской диаспор, проживающих в Приморье, законодательная инициатива президента РФ Владимира Путина об усилении ответственности за нарушение правил регистрационного и миграционного учета не приведет к снижению потока мигрантов из республик бывшего СССР, но вполне может осложнить им жизнь.

«Думаю, что граждане других республик все равно будут приезжать в Россию работать, несмотря на ужесточение правил регистрации. Хотя новые штрафы могут привести к росту злоупотреблений со стороны представителей правоохранительных органов. У нас почему-то считается, что в проблеме нелегальной миграции виноваты только сами мигранты, и никто не задумывается, почему они живут и работают в России нелегально. Одними штрафами и ужесточением правил проблему не решить», - заявил PrimaMedia руководитель общественной организации выходцев из Узбекистана «Адолат» Баходир Нураков.

Лидер узбекской диаспоры приводит в пример Южную Корею, куда также приезжает большое количество трудовых мигрантов из Узбекистана: проблемы нелегалов там не существует, поскольку переезду предшествует оформление необходимых для проживания и работы в Корее документов. В Россию же могут въехать практически все желающие.

С ним согласен председатель кыргызской диаспоры «Мекендештер» («Соотечественники») Каныбек Капаров. «Если штраф за нарушение правил регистрации будет увеличен, то положение мигрантов в России станет более тяжелым, но приезжать сюда на заработки они не перестанут. Кроме того, многие из тех, кто приехал, стремятся остаться в России, а значит, будут приспосабливаться к новым правилам», - отметил Капаров.

Среди азербайджанцев, проживающих в Приморье, нелегалов практически нет, заявил в свою очередь председатель общественной организации азербайджанской диаспоры в Приморье «Достлуг» («Дружба») Рамиз Зейналов. «Однако я считаю, что повышение штрафов и ужесточение правил регистрации может привести к тому, что мигрантов на Дальнем Востоке и в России станет меньше. Хотя для того, чтобы регион развивался, нужно привлекать сюда людей, в том числе и граждан бывших союзных республик», - полагает он.

Как сообщалось, россиянам, переехавшим жить в другой город, а также иностранцам, прибывшим в Россию, придется заплатить крупный штраф или отправиться на исправительные работы, если на новом месте они не будут зарегистрированы по всем правилам. Законопроект, усиливающий ответственность за нарушение правил регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания вплоть до уголовной ответственности, на рассмотрение Государственной Думы РФ накануне внес президент Владимир Путин.

7. Что вы узнали о данной проблеме и возможности ее решения?

Из социальных проблем современности для нашей страны особенно остро стоит проблема приезжих из стран ближнего зарубежья и соответственно миграционной политики.

С одной стороны, демографический спад и развал системы средне-специального образования в России привели к тому, что возникло большое количество свободных рабочих мест в области производства. С другой стороны, на южных границах России образовался ряд небольших государств с полуразрушенной экономикой и населением, которое не может найти работу у себя на родине. Естественно, многие граждане этих стран не прочь переехать работать в Москву. В отличие от жителей столицы, приезжие соглашаются на гораздо меньшую зарплату и выполняют ту работу, которая для москвичей неприемлема по соображениям престижа.

Сейчас нередко приходится слышать мнение, что при помощи притока мигрантов можно решить демографическую проблему в нашей стране и поднять производство. Так, Ж. А. Зайончковская пишет: «...чтобы Россия могла прийти к середине века с той же численностью населения, какую она имеет сейчас, ей необходимо привлечь в течение 50 лет от 35 до 70 миллионов иммигрантов - в зависимости от сценариев рождаемости и смертности»<http://www.socionauki.ru/journal/articles/254226/>. Но на этом пути возникают проблемы, причем чем дальше, тем настоятельнее выступает необходимость их решения.

При теперешнем состоянии вещей отношения между огромным большинством приезжих из СНГ и жителями Москвы в некотором отношении можно рассматривать как классовые отношения между рабочими и капиталистами. Гости из СНГ в большинстве своем едут в столицу с конкретной целью - продать свою рабочую силу. Капиталисты же - будь то городские власти, или частная строительная фирма, или владелец продуктовой палатки - предоставляют средства производства, берут на себя функции управляющего, а заодно получают прибыль.

Справедливости ради надо отметить, что не все приезжие - чернорабочие, и уж тем более не все москвичи - капиталисты. Так, наиболее состоятельные и предприимчивые из гостей столицы нередко открывают свое «дело». Однако это скорее исключение, чем правило. К тому же приезжие, занявшиеся коммерцией, достаточно быстро осваиваются и ассимилируются коренным населением.

Каким образом мигрантам удалось «захватить» целые сферы хозяйственной деятельности? Прежде всего, потому, что иностранцы зачастую согласны работать поистине в нечеловеческих условиях: по 10-12 часов в день и без выходных. За это они обычно получают временное место жительства - точнее, свои «нары» - и жалкую зарплату. Конечно, в таких условиях не может быть и речи ни о какой культурной ассимиляции мигрантов, ни о каком повышении их рабочей квалификации, тем более ни о каком развитии их личностей.

Несмотря на это, сейчас только в Москве по некоторым оценкам находится около трех миллионов приезжих из стран СНГ. И противоречия, которые возникают между ними и коренным населением, приобретают форму межнациональных и межкультурных конфликтов.

Связи между мигрантами в нашей стране весьма прочны: иностранцы, не будучи до конца приняты в нашем обществе, поддерживают между собой тесные контакты и оказывают друг другу взаимопомощь. Они образуют хорошо интегрированные диаспоры. Эти образования присутствуют в обществе в виде инородного тела наподобие государства в государстве и являются элементами, создающими нестабильность. А о том, к каким последствиям по всему миру приводит непродуманная миграционная политика, мы каждый день слышим в программах новостей: это и конфликт в Югославии, и беспорядки во Франции, и резня в Кондопоге...

Процессы ассимиляции ослабляют и постепенно разрушают связи внутри диаспоры, но скорость их протекания весьма невелика. Ей препятствует целый ряд разнообразных факторов. Во-первых, разница в социальных позициях ограничивает общение между приезжими и коренным населением. К этому добавляются и ограничения, которые накладываются языковыми барьерами. Далее, коренное население подчас враждебно относится к мигрантам. Кроме этого, нельзя игнорировать и значительные культурные различия. Из последних двух факторов вытекает неприятие смешанных браков. Не следует сбрасывать со счетов и причины чисто формального характера, например сложности при получении гражданства.

Кроме проблем, возникающих на почве межнациональных отношений, есть и проблемы прагматического плана. Так, большинство приезжих - это неквалифицированные рабочие, способные осуществлять лишь операции, не требующие серьезной подготовки. Очевидно, если приезжие проходили бы обучение по специальности, то наша экономика получила бы серьезные дивиденды.

Все описанные выше проблемы можно решить лишь проведением взвешенной и последовательной миграционной политики. Не «сколько рабочих рук нам нужно?», а «сколько мигрантов мы способны ассимилировать?» и «скольким мигрантам мы можем предоставить работу с нормальными условиями труда и без ущерба для себя?» - вот вопросы, на которые мы должны искать ответы.

Каковы должны быть основные черты российской миграционной политики? Во-первых, приток мигрантов необходимо ограничить. Делать это нужно уже сейчас, хотя задача эта не так проста. Ограничение количества иностранных продавцов на рынках в конце прошлого года практически парализовало их работу. То же самое может случиться и с другими отраслями хозяйства. Параллельно с ограничением иммиграции нужно ужесточить ответственность для нарушителей, особенно для работодателей, использующих труд нелегальных мигрантов.

Одновременно с ограничением количества иностранцев нужно воспитывать свои трудовые кадры, ведь без производства ни одна страна не может существовать. Для этого нужно заново выстроить систему средне-специального образования.

Безусловно, необходимо стимулирование рождаемости среди коренного населения. В этом направлении некоторые шаги уже сделаны.

И еще: очень важно предпринять все возможное для скорейшей ассимиляции приезжих, которые уже успели «осесть» на территории России. Нужно, с одной стороны, пресекать пропаганду межнациональной розни, с другой - прививать приезжим русский язык и культуру, чтобы если не они, то по крайней мере их дети и внуки смогли бы стать подлинными россиянами.

8. Какую стратегию вы можете представить для социальной работы с данной семьей? Т.е. что необходимо сделать на этой недели, через месяц?

Социальная работа с беженцами и иммигрантами:

а) профессиональная деятельность специалистов по оказанию помощи беженцам и иммигрантам в повседневной жизни для адаптации и восстановления их способности социального функционирования в новой иноэтнической среде; создание условий для преодоления кризисного состояния и возвращения к самостоятельной жизни и жизнеобеспечению;

б) оказание содействия в реализации возможностей и получении необходимых материальных ресурсов, предназначенных беженцам, иммигрантам в соответствии с законом.

Социальная работа с беженцами и иммигрантами направлена на содействие людям в решении их личностных проблем. В социальной работе реализуется государственная социальная политика по отношению к данной категории населения: осуществляется реабилитационная программа; оказывается психологическая помощь по преодолению душевных срывов и жизненных кризисов; предоставляется информация о возможностях и условиях реализации прав беженцев и иммигрантов; оказывается прямая натуральная и финансовая поддержка.

Работа с иммигрантами и беженцами проводится через социальные службы - систему государственных и негосударственных структур, имеющих в своем составе специализированные виды работ (правовая, реабилитационная, психологическая, финансовая и другие виды). Социальная работа ведется на индивидуальном групповом уровнях, а также с отдельными семьями, со всеми категориями населения, детьми, взрослыми, престарелыми.

Социальный работник, осуществляющий работу с иммигрантами и беженцами, выполняет роль посредника между клиентом и государственными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о духовном, физическом и психологическом здоровье населения; содействует взаимопониманию между беженцами, иммигрантами и окружением; влияет на взаимодействие между организациями и институтами по оказанию помощи и услуг, защищает и помогает реализовывать интересы, права беженцев и иммигрантов, предоставляемые им в соответствии с законом. Наряду с высоким профессионализмом, социальный работник должен обладать такими обязательными качествами, как человеколюбие, склонность к сопереживанию, психологическая грамотность, хорошие коммуникативные и организаторские способности

9. Какую реакцию можно ожидать от каждого члена этой семьи?

Здесь возможны три исхода данной ситуации:

.        Семья вернется на Родину.

.        Семья освоит традиции нашей страны, глубоко изучит русский язык и останется в России. В семье воцарится мир и спокойствие.

.        Самый плохой исход - семья распадется.

. Как на это необходимо реагировать?

Стараться помочь семьям иммигрантов освоиться в чуждом для них ментальном и экономическом пространствах. А также стараться как можно более толерантно отнестись к подобного рода ситуациям.

11. Данная проблема актуальна для общества?

Настоящая проблема весьма актуальна для общества, как на Российском, так и на мировом уровнях, в особенности с данным глобальным экономическим кризисом.

Все уезжающие жить в другую страну или те, кто только начинает об этом задумываться, рано или поздно обязательно сталкиваются с рядом серьезных проблем, которые часто возникают на пути иммигранта. Это могут быть, как бюрократические <http://e-migration.ru/information/problemy-immigracii.html> или финансовые проблемы <http://e-migration.ru/information/problemy-immigracii.html>, так и чисто психологические <http://e-migration.ru/information/problemy-immigracii.html> или социальные <http://e-migration.ru/information/problemy-immigracii.html>.

Бюрократические проблемы начинают возникать еще на самых подступах к мечте об иммиграции. Во многих странах запрашиваемый список необходимых документов так велик, что один только сбор всех требуемых документов может растянуться на неопределенное количество времени:

·              различные подтверждения родства, дохода, квалификации;

·              предварительные оформления трудовых контрактов, медицинских страховок, учредительных документов фирмы, созданной в иностранном государстве.

Угнетают и сами сроки рассмотрения прошений, которые, порой, могут длиться годами, и сложности, возникающие на собеседованиях.

Финансовые проблемы иммиграции, можно разделить на проблемы “до” и “после”. До отъезда в другую страну вы серьезно рискуете потрепать свой бюджет разнообразными, но очень существенными тратами на иммиграцию:

·              консульские сборы за подачу документов и расходы на нотариальное заверение и переводы;

·              сдача теста для проверки знаний иностранного языка, прохождение медкомиссии и открытие счета в банке;

·              оплата обучения для студентов или предварительные вклады в экономику страны потенциальных инвесторов.

После переезда всегда могут возникнуть непредвиденные или запланированные траты на жилье, языковые курсы, лечение и лекарства.

Серьезным испытаниям могут стать для переселенцев проблемы психологического характера:

·              сложности адаптации у старшего поколения;

·              невозможность найти хорошо оплачиваемую работу из-за недостаточного и поверхностного знания языка и отсутствия необходимого опыта работы;

·              ностальгия по родине, друзьям и родственникам, оставшимся в России.

Социально-бытовые проблемы иммиграции начнут возникать с первых дней вашего проживания в совершенно новой стране:

·              взаимодействия с местными властями;

·              поиски работы для себя, школ и детских садов для детей;

·              коренное отличие культурных и исторических традиций и обычаев;

·              начальная ориентация в городе (транспорт, магазины, банки) и проживание в городе (плата за жилье, оформление страховок, ежемесячные коммунальные выплаты).

Проблем, с которыми может столкнуться иммигрант, великое множество. Но они с лихвой окупятся, если, в конце концов, вы своим упорством, целеустремленностью и профессионализмом сможете добиться своей цели и построить новое, достойное будущее себе и своим детям.

Россия сегодня является своеобразным центром притяжения для иммигрантов из бывших союзных республик, Китая и других стран. Сокращение численности российского населения делает приток иммигрантов в страну важным фактором её дальнейшего экономического развития. В то же время во многом стихийный его характер привел к таким негативным последствиям как криминализация иммигрантов, рост нелегальных миграционных потоков, усиление антимиграционных настроений в обществе. В связи с этим практический интерес представляет зарубежный опыт взаимной адаптации иммигрантов и принимающего их населения. В мировой практике сегодня сложилось два подхода к интеграции иммигрантов: ассимиляционная модель, или «плавильный котел», и мультикультурная модель. Анализу этого опыта и возможности применения в России посвящена данная статья.

В США и в Европе в конце XIX - в первой половине ХХ вв. в качестве интеграционной доминировала модель этнической ассимиляции. Примером тому могут служить США. Формирование единой американской нации было образно названо «плавильным котлом». Предполагалось, что приезжающие в Америку, могли быть любого происхождения, но, проходя через этот «котел», они вливались в американскую нацию. На формирование этой идентичности были направлены все усилия государства, как в сфере законодательства, идеологии, образования. В той или иной степени подобная модель была характерна и для Франции, Германии и других стран Западной Европы. Приоритетом где также являлось формирование единой гражданской нации («одно государство - одна нация»).

Однако, задача достижения культурной однородности нации всегда была проблематичной, так как стойкость и жизнеспособность этнических меньшинств часто недооценивалась. К тому же «прозрачность» государственных границ в условиях глобализации делает невозможной культурную и национальную однородность населения страны. Практика стран ориентированных на модель этнической ассимиляции показала, что в условиях массовой миграции она не смогла «переплавить» в полном объеме прибывающие миграционные потоки.

В глубине «плавильного котла» зародилась и другая тенденция - меньшинства стали бороться за свои культурные, социальные и национальные права. Попытка со стороны государства подвергнуть дискриминации тех, кто не соответствовал критериям идеального американца, француза еще более обострила ситуацию. Примером тому служит чернокожее население США, которое за годы борьбы за свои гражданские права создало свою особую культуру и даже язык. Опасность для страны состояла в том, что эта субкультура была альтернативной официальной. Таким образом, рост межэтнических и расовых конфликтов в странах, придерживающихся политики «плавильного котла» показал, что привычные формы межэтнического взаимодействия между большинством и этническими меньшинствами нуждаются в серьезном пересмотре. Поэтому с 70-х годов ХХ века иммиграционные страны стали постепенно переходить к политике «интеграция без ассимиляции» или мультикультурализма.

Мультикультурализм отнюдь не означает безусловное признание принимающим сообществом культурных, национальных различий иммигрантов. Конечная цель этого процесса всегда интеграция иммигрантов. Одним из условий применения мультикультурализма является лояльность мигрантов к национально-государственной целостности принимающей стороны. Мигранты должны показать приверженность новому сообществу, изучать его историю, культуру, язык, традиции. С другой стороны и принимающее сообщество должно показать свое расположение к новым гражданам, свое понимание, что интеграция - очень долгий процесс, длящийся иногда поколениями. В мультикультурной модели построение нового дома для мигрантов становится общей задачей для обеих сторон - принимающей и самих мигрантов. При этом надо учитывать, что мигрант находится в состоянии кризиса идентичности и ему требуется длительное время для выстраивания новой идентичности. Насколько быстро и успешно пройдет это процесс, во многом зависит от действий принимающей стороны.

В процессе реализации политики мультикультурализма возникли и серьезные проблемы и конфликтные ситуации. Если раньше при политике «плавильного котла» иммигранты стремились быстрее раствориться в принимающей стране и часто ассимилировались. В последние десятилетия в условиях политики мультикультурализма ассимиляция иммигрантов явно замедлилась, если не прекратилась вообще. Локальные этнические общины, под лозунгом защиты прав меньшиств, стремятся воспроизводить с некоторыми модификациями элементы традиционной культуры и социальной структуры, при этом, относительная замкнутость и закрытость общины тем больше, чем заметнее социально-культурная разница между данным этносом и принимающей средой. Ныне национальные диаспоры все заметнее осуществляют контроль над своими членами, особенно в кризисных ситуациях. В качестве примера можно привести массовые демонстрации протеста, организованные арабскими диаспорами против запрета носить хиджабы в школах Франции (2004 г.), погромы потомков мигрантов из Африки в Париже (2005 г.), карикатурный скандал в Дании (2006 г.). Поэтому критики политики мультикультурализма стали прямо говорить, что попытки создать общество - когда разные народы живут вместе в мире и согласии - провалились.

Для полиэтнических государств, каким является и Россия, проблема интеграции стоит значительно шире, чем включение в сообщество иммигрантов. Перед Россией стоит задача интегрировать и народы давно проживающие на территории страны, которые этнически и культурно отличаются от русских, сформировать у них массовые представления о российской идентичности, объединить этнически разнообразное население вокруг общих ценностей и целей. На актуальность этой проблемы указывает стабильный рост этнофобий, направленных, в первую очередь, против представителей народов Кавказа, многие из которых являются гражданами России. Специфика России состоит и в том, что процессы становления общероссийской государственной идентичности и возрождения идентичности русских идут параллельно. А учитывая то, что по данным последней Всероссийской переписи населения свыше 80% населения - русские, существует большая вероятность того, что произойдет объединение русской этнической идентичности и общероссийской. Подтверждением тому служит растущая поддержка лозунга «Россия - для русских», по данным «Левада-центр» в 1998 году его поддерживала 46% населения, а в 2005 году - 58%. При этом социологические исследования свидетельствуют, что если раньше этот лозунг находил поддержку в основном среди маргинальных слоев населения, то сейчас он находит поддержку среди молодых и образованных, и даже элиты. Отсюда следует, что общественное мнение в России отдает приоритет ассимиляционной модели. Вместе с тем среди тех, кто выразил негативное отношение к лозунгу «Россия - для русских», подавляющее большинство составили представители других национальностей. Все это создает почву для серьезных конфликтных ситуаций в стране.

Вместе с тем в России уже существуют предпосылки для мультикультурной модели. К ним необходимо отнести и сам факт существования многонациональной федерации, в которой некоторые субъекты, в силу исторической традиции, выделены по этническому признаку. Конституция Российской Федерации гарантирует коренным этническим меньшинствам их национальные и культурные права. Одним из явных признаков мультикультурной политики являются национально-культурные сообщества, действующие в соответствии с законом «О национально-культурной автономии» принятом в 1996 году.

В сегодняшней российской ситуации ни одна из интеграционных моделей не принимается однозначно позитивно: мультикультурная модель вызывает неприятие большинства, а ассимиляционная модель не удовлетворяет этнические меньшинства, в первую очередь те народы, для которых Россия - страна исконного проживания. В данной ситуации необходимо искать компромиссный путь интеграции российского общества, чтобы сохранить единство многонациональной страны. С одной стороны не отказываться от политики формирования русской этнической идентичности при активном участии Русской православной церкви. В то же время, учитывая невозможность официального принятия мультикультурализма, по вполне понятным причинам, использовать многие его принципы в деятельности государственных структур в процессе непосредственного взаимодействия с этническими меньшинствами в автономных республиках.

. Какой вы могли предложить объект и предмет исследования данной проблемы?

Объект исследования - проблемы иммиграции в Россию.

Предмет исследования - семья иммигрантов, живущих в России.

14. Какими бы вы качественными и количественными методами пользовались в исследовании подобного рода?

Психологический и социологический анализ описанной ситуации. Статистические данные о проживании семей иммигрантов в России. Источниками информации послужили - электронные ресурсы.

15. Какой искомый факт вашего исследования? Какое желаемое или приемлемое состояние объекта вы хотите получить в итоге исследования?

Исковый факт данного исследования - проблемы семей иммигрантов в Росси.

Приемлемое состояние объекта - А. обрести хорошо оплачиваемую работу, решить проблемы с алкоголем, чтобы в данной семье воцарились - спокойствие и теплая семейная обстановка.

Использованная литература

1.      Андреев Е., Харькова Т. Споры о прогнозах. Статья первая //

.        Вишневский А., Андреев Е. Население России в первой половине нового века / Вопросы экономики №1 2001 с. 27-44

.        Девятый ежегодный демографический доклад / Под ред. А.Г. Вишневского. - М.: Книжный дом "Университет", 2002 с. 129-136;

.        Денисенко М.Б. Замещающая миграция / Международная миграция населения: Россия и современный мир // Гл. ред. В.А. Ионцев. -М.: МАКС Пресс, 2000. с. 92-110

5.      Демографический еженедельник "Демоскоп Weekly" №51-52: <http://demoscope.ru/weekly/2002/051/tema05.php>

.        Зайончковская Ж.А., Мкртчян Н.В. Миграция // Население России 2001.

.        Концепция утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2001 №1270-р

.        Миграция и безопасность в России / Под ред. Г. Витковской и С. Панарина; Моск. Центр Карнеги. - М.: Интердиалект+, 2000. -341 с.

.        Мкртчян Н. Миграция и средства массовой информации: реальные и мнимые угрозы // Космополис №3(5) 2003.

.        Мукомель В. Кто приедет в Россию из "нового зарубежья"? // Демоскоп Weekly №37-38 <http://demoscope.ru/weekly/037/tema04.php>

.        Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2002 года: <http://www.perepis2002.ru/itogi/index.html@id=39.htm>

.        "О предварительных итогах Всероссийской переписи населения 2002 года". Материалы к заседанию Правительства Российской Федерации.

.        Письмо Председателя Госкомстата России от 07.04.03 №ВС-08-20/1328

.        ТИМОФЕЕВ ГЕОРГИЙ МИХАЙЛОВИЧ, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Отечества, политологии и социологии Пермской государственной медицинской академии имени академика Е.А. Вагнера.

.        Тульский М. Итоги переписи населения 2001 года на Украине // Демоскоп Weekly №113-114 <http://demoscope.ru/weekly/2003/0113/analit03.php>

.        Седьмой ежегодный демографический доклад / Под ред. Вишневского А.Г. -М..: "Книжный дом "Университет"", 2000. С. 137-138

.        Эдиев Д. Международная миграция как фактор преодоления депопуляции России // Миграция и национальная безопасность / гл. ред. В.А. Ионцев. -М.: МАКС Пресс, 2003 с. 62-72

.        <http://www.demoscope.ru/weekly/2004/0177/analit05.php>

.        <http://grandex.ru/medicine/text/10353.html>

.        <http://www.baby.ru/blogs/post/4878087/>

.        <http://www.liveinternet.ru/users/merlinwebdesigner/post333564596/>

.        <http://sreda-online.ru/2013/01/новые-правила-регистрации-могут-суще/>

.        <http://www.socionauki.ru/journal/articles/254226/>

. <http://enc-dic.com/ethnopsychology/Socialnaya-rabota-s-bezhencami-i-immigrantami-253.html>

.        <http://e-migration.ru/information/problemy-immigracii.html>

.        <http://social-orthodox.info/5_10.htm>

Похожие работы на - Социальные и психологические проблемы иммиграции и алкоголизма

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!