Реформа правоохранительных органов в Советской России в 1922-1925 гг.

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,43 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Реформа правоохранительных органов в Советской России в 1922-1925 гг.

Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права

Юридический факультет










Контрольная работа

Предмет: «История отечественного государства и права»

Тема: «Реформа правоохранительных органов в Советской России в 1922 - 1925 гг.»








Бокситогорск 2014 г.

План

Введение

. Создание государственного политического управления

. Органы внутренних дел

. Судебные органы

. Организация прокуратуры и адвокатуры

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Окончание гражданской войны и прекращение иностранной военной интервенции, переход к мирной жизни и восстановлению разрушенного войнами народного хозяйства, к осуществлению НЭПа, образование и развитие СССР потребовали перестройки государственного аппарата. Главным в ней было упразднение чрезвычайных органов всех типов и создание систем власти и управления нормального режима.

Непреходящее значение для отечественной исторической науки представляет проблема выбора пути развития российского общества и государства после Октября 1917 г.. Кризис судебной системы Российской империи выявился задолго до Февральской и Октябрьской революций. Население с возраставшим отчуждением относилось к традиционным содержанию и формам правосудия, не доверяло судебным органам. Последствия I мировой войны ускорили развитие наметившейся тенденции. Октябрьская революция незамедлительно ликвидировала прежние институты государственной власти, в том числе суд и прокуратуру, и поставила задачу строительства нового государственного аппарата.

Объектом исследования является государство, его административно-полицейские органы, обеспечивавшие охрану самодержавия и борьбу с терроризмом.

Предметом исследования является деятельность административно-полицейских органов государства двадцатых годов ХХ века по обеспечению государственной безопасности, правовые и организационные основы их деятельности, формы и методы борьбы с преступниками.

Цель контрольной работы - рассмотрение вопросов становления советской правоохранительной системы в двадцатые годы прошлого века.


В связи с переходом к мирному строительству создавалась необходимость реорганизации такого чрезвычайного органа, каковым являлась ВЧК. IX Всероссийский съезд Советов постановил: «Сузить круг деятельности ВЧК и ее органов, возложив борьбу с нарушением законов советских республик на судебные органы». 6 февраля 1922 г. ВЧК и ее местные органы были упразднены. Впредь все дела о преступлениях подлежали рассмотрению судами, административные органы судебных полномочий лишались.

Вместо ВЧК было образовано Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД под председательством наркома или его заместителя, назначаемого СНК. На местах создавались политотделы при губисполкомах, непосредственно подчиненные ГПУ. В составе ГПУ и политических отделов были Особые отделы, которые вели борьбу с преступлениями в армии, и Транспортные отделы, боровшиеся с контрреволюцией на транспорте. Декрет возложил на ГПУ борьбу с бандитизмом, шпионажем, подавление открытых контрреволюционных выступлений, охрану границ, железнодорожных и водных путей сообщения, борьбу с контрабандой. В распоряжении ГПУ были особые войска. ГПУ и его органам предоставлялось право обысков и арестов. Не позднее двух недель арестованному должно было быть предъявлено обвинение. Не позднее двух месяцев со дня ареста ГПУ дело должно было быть направлено в суд или арестованный должен быть освобожден. Вопрос о продлении срока ареста при особых обстоятельствах решал Президиум ВЦИК.

Уже на I Всесоюзном съезде Советов 30 декабря 1922 г. ст. 12 «Договора об образовании СССР» предусматривала в целях объединения усилий республик по борьбе с контрреволюцией создание при СНК СССР Государственного политического управления (ОГПУ). Председатель ОГПУ и его заместитель назначались Президиумом ЦИК СССР. При председателе ОГПУ образовывалась коллегия, члены которой утверждались СНК СССР. В непосредственном распоряжении ОГПУ состояли особые войска. ОГПУ руководило работой ГПУ союзных республик через своих уполномоченных при СНК союзных республик. На ОГПУ были возложены такие же задачи, как по декрету ВЦИК от 6 февраля 1922 г. на ГПУ РСФСР. Новым было поручение выполнять указания Президиума ЦИК СССР и СНК СССР по охране революционного порядка. В Конституции СССР 1924 г. ОГПУ была посвящена специальная глава 9. Она повторяла положение ст. 12 «Договора об образовании СССР». Новым было положение о надзоре прокурора Верховного Суда СССР за законностью деятельности ОГПУ.

2. Органы внутренних дел

Органы НКВД

По завершении интервенции и гражданской войны важным рубежом в процессе организационного развития системы органов внутренних дел, оформления их правового статуса стало принятие первого «Положения о Народном комиссариате внутренних дел РСФСР». Разработка его проекта велась с 1919 г. Проект обсуждался долго. Малый СНК РСФСР утвердил «Положение о НКВД РСФСР» 26 мая 1921 г., Президиум ВЦИК - 10 июня 1921 г. и в тот же день оно было введено в действие. Окончательно же документ был утвержден ВЦИК на следующий год, 24 мая 1922 г. В соответствии с ним Наркомат внутренних дел РСФСР продолжал выполнять очень широкий круг обязанностей.

Как ни долго разрабатывалось и обсуждалось положение о НКВД, качество его так и осталось низким. На это прямо указывали современники. В начале 1923 г. будущий нарком А.Г. Белобородов писал Ф.Э. Дзержинскому: «Положение о НКВД так составлено, что оставляет желать много лучшего и за все время своего действия полностью в жизнь не проводилось вследствие большой путаницы, которую оно вводит в организацию наркомата, и полнейшей неясности и условности в формулировке задач наркомата». Поэтому уже вскоре началась подготовка проекта нового положения об НКВД.

Уже в 1922 г. стало ясно, что проблема пленных и беженцев близка к разрешению. Поэтому Центропленбеж НКВД РСФСР был ликвидирован. В связи с созданием ОГПУ при СНК СССР после образования Союза ССР органы государственной безопасности в ноябре 1923 г. были выведены из состава НКВД. В октябре 1924 г. из ведения Наркомата внутренних дел РСФСР была изъята функция приема иностранцев в гражданство РСФСР и выдачи разрешения на выход из российского гражданства.

Постановление Совета труда и обороны (СТО) от 27 сентября 1922 г. передало в ведение НКВД РСФСР переданы пограничные войска и конвойная стража, на него же была возложена охрана предприятий и учреждений Наркомфина, охрана ценностей при транспортировке. Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 3 августа 1922 г. на НКВД и его местные органы была возложена задача утверждения и регистрации обществ и союзов, не преследующих целей извлечения прибыли. Согласно Положению о НКВД РСФСР от 24 мая 1922 г. лишь охрана промышленных предприятий и учреждений, имевших важное государственное значение, оставалась за милицией. Конвойная стража передавалась в НКВД на короткое время: с 26 июня 1924 по 30 октября 1925 гг.

После объединения независимых республик в союзное государство Договором об образовании СССР, а затем Конституцией Союза ССР 1924 г. управление внутренними делами было отнесено к исключительной компетенции союзных республик. НКВД являлись республиканскими и были подчинены СНК союзных республик. Однако в условиях единого союзного государства многие задачи охраны общественного порядка нужно было решать согласованно в масштабе всей страны. В результате потребовались еще большие, чем раньше, координация и объединение деятельности органов НКВД всех союзных республик. Поэтому после образования СССР основной формой сотрудничества органов НКВД стали всесоюзные совещания наркомов внутренних дел союзных республик, на которых происходил обмен опытом работы, вырабатывались совместные согласованные меры в области охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. В 20-е годы не утихали жаркие дебаты о НКВД. Вызваны они были, прежде всего, тем, что круг возложенных на это ведомство обязанностей был чрезвычайно широким. Наркоматы объединяли в своем ведении разнородные функции, нередко дублировавшие обязанности других государственных органов.

Органы милиции.

С переходом к новой экономической политике существенные изменения претерпела система органов советской милиции. В 1921 г. были ликвидированы железнодорожная и водная милиция, упразднена следственно-розыскная милиция, прекратили существование промышленная, а затем и продовольственная милиция.

В «Положении о Народном комиссариате внутренних дел РСФСР» от 24 мая 1922 г. содержался самостоятельный раздел о рабоче-крестьянской милиции, в котором определялись структура и основные направления деятельности, функциональные обязанности Главного управления рабоче-крестьянской милиции, а также губернских, городских и уездных управлений милиции.

В августе 1923 г. вместо прежде существовавших Организационно-административного управления, Главного управления милиции и Отдела уголовного розыска было создано Центральное административное управление (ЦАУ) НКВД РСФСР, в результате чего более чем вдвое были сокращены штаты и на 30% - расходы на содержание аппарата.

ЦАУ состояло из административного отдела, отдела милиции, отдела уголовного розыска и секретариата. Административный отдел ЦАУ, в отличие от отдела милиции, наблюдал за правильностью применения мер административного воздействия к нарушителям обязательных постановлений. К его ведению были отнесены вопросы правового положения иностранцев, руководство деятельностью органов ЗАГС.

По «Положению о Народном комиссариате внутренних дел РСФСР» от 24 мая 1922 г. на милицию было возложено поддержание порядка и спокойствия в стране, обеспечение проведения в жизнь декретов, законов и постановлений органов Советского государства, охрана гражданских учреждений, фабрик, заводов, рудников и т.д.

Реформа местных органов внутренних дел, прежде всего милиции, была проведена поэтапно. До 1923 г. они действовали на основании Положения об отделах управления, утвержденного СНК РСФСР в январе 1920 г. 7 июля 1923 г. Вторая сессия ВЦИК десятого созыва, приняла постановление о ликвидации отделов управления уездных исполкомов, передав административно-исполнительные функции в управления милиции. Вместо отделов управления в соответствии с декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 11 августа 1925 г. при губернских и областных исполнительных комитетах были созданы административные отделы, состоявшие из подотделов: общего, милиции, уголовного розыска, инспекции мест заключения.

Если численность общей (уездно-городской) милиции в восстановительный период резко сократилась, то службы ведомственной милиции, наоборот, значительно пополнились новыми сотрудниками и расширились структурно. 6 февраля 1924 г. СНК РСФСР принял постановление о ведомственной милиции. Создавалась она на договорных началах с администрацией тех народнохозяйственных объектов, которые охраняла, и содержалась за их счет. Основными задачами ведомственной милиции являлись охрана государственных предприятий, организаций и учреждений; поддержание общественного порядка на их территории; производство дознания по уголовным делам, возникающим на охраняемых объектах.

Важным условием повышения эффективности деятельности советской милиции по укреплению общественного порядка являлось развитие патрульной и постовой службы.

Милицию считали лишь вспомогательным органом государства. Поэтому наряду с сокращением штатов урезали и расходы на ее содержание.

3. Судебные органы

23 июня 1921 г. были объединены в одну систему все ревтрибуналы. Как единый кассационный орган и орган надзора для всех трибуналов, а также судебного учреждения для дел особой важности был создан Верховный трибунал при ВЦИК. Были упразднены все революционные железнодорожные трибуналы, за исключением одного на каждую дорогу и водный район, почти все военные трибуналы. В результате возникла система общих ревтрибуналов и отдельные военные и железнодорожные трибуналы.

Однако военные отделения трибуналов, не связанные с армией, не знающие ее быта, не справились с задачей пресечения воинских преступлений. В Верховный трибунал и Реввоенсовет республик стали поступать от местного военного командования и политорганов настойчивые ходатайства о восстановлении военных трибуналов. Вскоре военные трибуналы стали довольно быстро восстанавливаться.

Следующим шагом стало "Положение о судоустройстве РСФСР" (31 октября 1922 г.), вообще упразднившее общие ревтрибуналы. Они должны были прекратить свою деятельность с 1 января 1923 г. Подсудные губернским и областным трибуналам дела подлежали рассмотрению в создаваемых губернских и областных судах, а дела, подсудные Верховному трибуналу - в учреждаемом Верховном суде РСФСР.

Была создана следующая единая система судебных учреждений: народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей, губернский суд, Верховный Суд РСФСР. Опыт проведения судебной реформы в РСФСР был использован другими советскими республиками.

В связи с образованием СССР был создан Верховный Суд СССР. К его компетенции относилось: разрешение судебных споров между союзными республиками, рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности. Он действовал в составе: пленарного заседания, гражданско-судебной и уголовно-судебной коллегий, военной и военно-транспортной коллегий. Кроме того, на Верховный Суд были возложены задачи, близкие к задачам Конституционного суда. Верховный Суд СССР также рассматривал и опротестовывал перед ЦИК СССР по представлению прокурора Верховного суда СССР постановления, решения и приговоры верховных судов союзных республик в случаях противоречия их общесоюзному законодательству и когда затрагивались интересы других республик. Как суд первой инстанции он принимал дела к своему производству исключительно по постановлениям ЦИК СССР или его Президиума. Постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 г. были утверждены "Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик", согласно которым на территории союзных республик действовала следующая единая система судебных учреждений: народный суд, губернский (или соответствующий ему) суд и верховный суд (в автономных республиках - главный или высший суд). Отступление от этой системы судебных учреждений в зависимости от национально-культурных условий союзных или автономных республик допускалось только по особым постановлениям Президиума ЦИК СССР по представлению ЦИК союзной республики.

Имущественные споры между госучреждениями и предприятиями рассматривались Высшей арбитражной комиссией при Совете труда и обороны СССР, высшими арбитражными комиссиями союзных республик, и местными арбитражными комиссиями разного уровня.

4. Организация прокуратуры и адвокатуры

Дореволюционная прокуратура была упразднена 22 ноября 1917 г. При ревтрибуналах создавались коллегии обвинителей, функции которых в определенной степени напоминали функции будущей прокуратуры. Теперь было решено создать специальный орган надзора за соблюдением советских законов - прокуратуру.

Вопрос о ее создании был поднят на IV Всероссийском съезде деятелей советской юстиции в январе 1922 г. НКЮ разработал проект закона об учреждении прокуратуры как централизованного органа, главная задача которого - общий надзор за законностью.

Огромное влияние на создание прокуратуры оказала статья В.И. Ленина, написанная 20 мая 1922 г. - «О двойном» подчинении и законности». В ней обосновал принцип единства социалистической законности. Указал на ошибочность требования, вытекающего из желания «сохранить законность калужскую, в отличие от законности казанской», требовал, чтобы понимание законности было одинаковым по всей Республике. Вторая важная часть ленинского тезиса заключалась в строгом подчинении прокуроров только по вертикали, для того, чтобы местные советские и партийные не могли оказывать на них давление. Именно эти принципиальные моменты и легли в основу Положения о прокурорском надзоре 1922 года.

мая 1922 г. ВЦИК принял "Положение о прокурорском надзоре". На прокуратуру возлагалось: осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования и опротестования нарушающих закон постановлений; непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов, дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью ГПУ; поддержание обвинения на суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

Прокуроры губерний и областей и их помощники назначались, увольнялись, перемещались и отстранялись от должности прокурором республики. Прокуроры губерний и областей находились в непосредственном подчинении прокурора республики (им являлся нарком юстиции). В НКЮ был создан отдел прокуратуры. Прокуратура автономных республик была подчинена и подотчетна прокурору РСФСР. Опыт РСФСР использовали другие республики. При образовании СССР союзной прокуратуры не учреждалось. Только при Верховном Суде СССР состояли прокурор Верховного Суда СССР и его заместитель, назначаемые Президиумом ЦИК СССР.

Становление прокуратуры РСФСР было связано со многими трудностями. Повторялись попытки противодействия новому институту со стороны руководителей некоторых местных органов власти, видевших в деятельности прокуроров по внедрению единой законности чуть ли не подрыв своего авторитета и ограничение прерогатив местной власти.

Не хватало специально обученных кадров. Например, к 1923 году в РСФСР было назначено 53 губернских прокурора, но 70 % из них не имели специального образования. Из 768 должностей помощников прокуроров было замещено только 423, каждый второй имел лишь начальное образование.

Наряду с прокуратурой возникла и адвокатура. Уничтожив институт частных поверенных и присяжных поверенных, советская власть срочно искала ему замену. Уже в первых декретах о суде стоял вопрос об обеспечении интересов обвиняемого и потерпевшего в суде.

мая 1922 г. ВЦИК учредил адвокатуру. Впервые после Октября 1917 г. возникла профессиональная адвокатура.

Защитники (адвокаты) объединялись в коллегии, создаваемые при губернских отделах юстиции. Их утверждал губисполком, а представлял отдел юстиции. Адвокаты не могли занимать должности в государственных учреждениях и предприятиях. Руководил коллегией избираемый на общем собрании президиум. В "Основах судоустройства Союза ССР и союзных республик" подтверждалось учреждение коллегии защитников для оказания юридической помощи населению, в том числе в целях выполнения задач судебной защиты (при создании адвокатуры возник вопрос, могут ли коммунисты защищать преступников, т.е. быть адвокатами. ЦК РКП(б) в специальном документе разъяснил, что да, коммунисты могут работать адвокатами).

Труд защитников оплачивался по соглашению с клиентом, однако при обращении за помощью рабочих и служащих плата взималась по таксе, утвержденной Наркоматом юстиции РСФСР; лицам, признанным судом неимущими, юридическая помощь оказывалась бесплатно.

Через год Положение о коллегии защитников постановлением ВЦИК от 7 июня 1923 г. было включено в Положение о судоустройстве в качестве отдельной главы. В 1924 г. 29 октября ЦИК СССР принял Основы судоустройства СССР и союзных республик. Ими в статье 17 было определено, что коллегии защитников организуются на началах самопополнения под контролем губернских (областных) исполнительных комитетов на основе особого положения, общие принципы которого устанавливаются общесоюзным законодательством. Однако обще федеративного положения об адвокатуре в то время издано не было, и деятельность ее регулировалась республиканским законодательством.


Победив интервентов и белогвардейцев, новые хозяева страны взялись за восстановление народного хозяйства и в короткий срок решили эту необычайно сложную задачу. Важным средством восстановления и развития хозяйства явилась новая экономическая политика. Ее характерной чертой стало допущение, но одновременно ограничение и вытеснение эксплуататоров. Упраздняются чрезвычайные органы военного времени, укрепляется законность в деятельности органов управления и юстиции.

Историко-правовой анализ показывает, что судебная система нашего государства закладывалась как самобытная, национальная, не похожая на судебные системы западных государств. Являясь часть системы государственных органов, судебная система всегда выполняла специальный заказ государства, при любой форме правления и политическом режиме.

Усиление репрессивных мер во многом было вызвано тем, что в первые годы НЭПа частник при создании собственного дела мог оперировать только крадеными государственными ценностями. Одной из основных форм, под которой скрывалась теневая экономика, стала лжекооперация. К тому же укрепилась «финансовая зависимость» судебно-прокурорских работников от неформальных групп коррумпированных чиновников, втягивающих их в сферу своей противоправной деятельности. В условиях роста коррупционных проявлений в органах власти на местах центральные власти одновременно с расширением полномочий и усилением карательных функций правоохранительных органов осуществили ряд мер, направленных на экономию бюджетных средств. Курс на удешевление содержания органов правопорядка напрямую отразился на качестве профессиональной деятельности. Поддержание общественного порядка стало основываться на нагнетании всеобщего страха. Вместо осознанного законопослушания в гражданах воспитывалась покорность рабов.

Список использованной литературы

1. Басков Л.И. Отечественная прокуратура в 1922 - 1996 гг. // Вестник МГУ. Сер.11. Право. 1998. №1.

. Бессарабов В.Г «Советская прокуратура (1922 - 1991 гг.)» // Журнал Российского права. № 12. 2002 г.

. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. - М.: Юристъ, 1998.

. Исаев И.А. История государства и права России. - М.: Юрист, 2004.

. История государства и права России: Учебник / Под ред. Ю.П. Титова. - М.: Проспект, 2008.

. История советского суда / Под ред. Полякова И.Т. - М.: Дрофа, 1995.

. Кара-Мурза С.Г. История советского государства и права. - М.: Былина, 1999.

. Лыков В. Рождение сыска. // Человек и закон. - 1998. - № 2.

. Смыкалин А.А. Судебная реформа 1922 года // Российская юстиция. 2002. №4.

. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права СССР. - М.: Проспект, 1998.

. Туйков В.И. «Прокурорский надзор. Введение в специальность: учебное пособие. Екатеринбург.: 1998 г.

Похожие работы на - Реформа правоохранительных органов в Советской России в 1922-1925 гг.

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!