Социальное поведение. Формы позитивизма

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,06 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальное поведение. Формы позитивизма

Оглавление

1. Определите сущность понятия «социальное поведение». Раскройте особенности видов и форм девиантного поведения

2. Охарактеризуйте основные формы позитивизма

Список использованных источников

. Определите сущность понятия «социальное поведение». Раскройте особенности видов и форм девиантного поведения

Поведение - внешне проявляющаяся активность живых существ. Поведение человека - совокупность действий, в которых выражается его отношение к обществу, другим людям, к предметному миру. Поведение может соответствовать нормам морали, быть доброжелательным, целесообразным или же агрессивным и даже преступным. Индивидуальное и групповое поведение изучают психология, социальная психология, социология.

Социальное поведение - это совокупность человеческих поведенческих процессов, связанных с удовлетворением физических и социальных потребностей и возникающих как реакция на окружающую социальную среду. Субъектом социального поведения может быть индивид или группа.

Социальная норма поведения - это такое поведение, которое полностью соответствует статусным ожиданиям. Благодаря существованию статусных ожиданий общество заранее с достаточной вероятностью может прогнозировать действия индивида, а сам индивид - координировать свое поведение с принятым обществом идеальным образцом, или моделью. Социальное поведение, соответствующее статусным ожиданиям, американский социолог Р. Линтон определяет как социальную роль. Такая интерпретация социального поведения ближе всего к функционализму, поскольку объясняет поведение как феномен, детерминированный социальной структурой. Р. Мертон ввел категорию «ролевого комплекса» - системы ролевых ожиданий, определяемых данным статусом, а также понятие ролевого конфликта, возникающего тогда, когда ролевые ожидания занимаемых субъектом статусов несовместимы и не могут реализоваться в каком-то едином социально приемлемом поведении.

Отклоняющееся (девиантное) поведение (лат. devialio - отклонение) - поступок, деятельность человека, социальное явление, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам) поведения (правонарушения, преступность, пьянство, наркомания, самоубийство, проституция и др.) [7, с.45].

Появление концепции отклоняющегося поведения обычно связывают с именем Э. Дюркгейма, выдвинувшего категорию аномии, с помощью которой обозначалось состояние общества, характеризующееся отсутствием четкой моральной регуляции поведения индивидов, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились. По мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля.

Отклоняющееся поведение - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. В психологии поступок рассматривается как сознательное действие, как акт нравственного самоопределения человека, в которых он утверждает себя как «Я» в своем отношении к другому человеку, к самому себе.

Классификация типов девиантного поведения связана со значительными трудностями, так как любое отклоняющееся поведение, будь то убийство или драка, пристрастие к спиртным напиткам или курение, можно считать и девиантным, и не девиантным. Кроме того, представления об отклоняющемся поведении может меняться с течением времени и в зависимости от конкретно-исторических условий [4, с.103].

Девиантное поведение - это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации и уклонении от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением [6, c.14].

Е.В. Змановская определяет девиантное поведение как устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией [4, c.121].

Ю.А. Клейберг указывает, что девиантное поведение - это «специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного отношения к ним» [5, c.45].

На основе анализа литературы в качестве значимых признаков девиантного поведения можно выделить такие, как:

. Отклонение поведения от принятых в обществе значимых социальных норм.

. Нанесение реального ущерба самой личности, отдельным людям, группам, обществу в целом (деструктивность поведения).

. Неадаптивность, десоциализация лица, нарушающего нормы.

«Девиантность - не только самостоятельный психологический феномен, но и имманентная психологическая характеристика подросткового социума, атрибутивный механизм социализации и адаптации личности подростка, осуществляющийся в любом взаимодействии (как внешнем, так и внутреннем), обладающий динамичностью, мобильностью и способствующий обеспечению самовыражения личности через осознание и принятие ею избранных норм и социально значимых моделей поведения» [4, c.64].

В настоящее время к девиантному поведению относят:

) Делинквентное поведение (отклоняющееся поведение с отчетливой антиобщественной направленностью, приобретающее, в крайних своих проявлениях, уголовно наказуемый, характер);

) Аддиктивное поведение (отклоняющееся поведение со стремлением к уходу от реальности посредством приема психоактивных веществ, либо чрезмерной фиксацией на определенных видах деятельности);

) Патохарактерологическое поведение (отклоняющееся поведение, обусловленное патологическими изменениями характера вследствие дефектов воспитания).

) Психопатологическое (отклоняющееся поведение, обусловленное психическими расстройствами);

) Поведение на базе гиперспособностей (отгоняющееся поведение, сопровождающееся девиациями в опыленной жизни, при особой одаренности и даже гениальности в других сферах деятельности) [4, c.5-6].

Кроме того, различают следующие клинические формы девиантного поведения:

) Агрессивное и аутоагрессивное (суицидальное) поведение;

) Злоупотребление веществами, вызывающими состояние измененной психической деятельности (алкоголизация, наркотизация и др.):

) Нарушения пищевого поведения (переедание, голодание);

) Аномалии сексуального поведения (девиации, перверсии);

) Сверхценные психологические увлечения («трудоголизм», спортивный, музыкальный и прочий фанатизм, гемблинг и др.);

) Сверхценные психопатологические «увлечения» (сутяжничество, кверулянтство, клептомания, дромомания и др.);

) Характерологические и патохарактерологические реакции (эмансипации, группирования, оппозиции и др.);

) Коммуникативные девиации (аутизация, гиперобщительность, конформизм, нарциссическое поведение и др.);

) Аморальное (безнравственное) поведение.

) Неэстетическое поведение [7, c.6].

Социально-психологический аспект в характеристике отклоняющегося поведения учащихся нашел воплощение в работах С.А. Бадмаева, С.А. Беличевой, В.В. Шпалинского. Исследователи определяют отклоняющееся поведение личности как несоответствие концептуальной модели индивида (индивидуальных норм, ценностных ориентации, установок) групповым (общественным) нормам, установкам, ценностным ориентациям.

Психолого-педагогический аспект отклоняющегося поведения учащихся довольно широко отражен в научной психолого-педагогической литературе (М.А. Алемаскин, И.П. Башкатов, А.С. Белкин, Л.И. Зюбин, Н.Н. Верцинская, А.И. Кочетов, И.А. Невский и др.). Исследователи рассматривали проблему с точки зрения как возрастного подхода, так и общественной активности учащихся, особое внимание уделяли характеристике психолого-педагогических особенностей личности педагогически запушенного подростка, изучению причин и условий отклоняющегося поведения, выявлению уровня глубины и динамики девиантного поведения несовершеннолетних, поиску наиболее эффективных методов и приемов профилактики и педагогической коррекции отклоняющегося поведения учащихся.

В изучении причин отклоняющегося поведения существует три вида теорий: теории физических типов, психоаналитические теории и социологические, или культурные, теории. Остановимся на каждом из них.

Таким образом, отклоняющееся (девиантное) поведение можно определить как систему поступков (отдельные поступки), противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, адаптационных механизмов и неспособности к нравственному и эстетическому контролю за своим поведением.

Можно выделить несколько групп причин отклоняющегося поведения учащихся (Н.А. Дорожевец, Н.Ю. Максимова и др.):

  1. Различные отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы, специфические особенности интеллектуального развития, характерологические особенности, достигающие степени выраженности акцентуации и психопатии. Эти индивидуальные особенности в определенных ситуациях, затрагивающих «место наименьшего сопротивления» личности, приводят к дезадаптации, в том числе в социальной сфере (в виде преступного поведения). Естественная форма коррекционной и профилактической работы - направление к психотерапевту, психиатру, клиническому психологу, организация системы медико-психологических воздействий, т.е. центр тяжести с профилактики переходит на лечение.
  2. Результат информированности нравственных представлений, неумения контролировать свое поведение с помощью внутренних норм. Но при этом сохраняется критичность по отношению к себе («Я знаю, что я - плохой, но я хочу быть лучше»). Основа профилактической работы - воспитание, в том числе родителей и воспитателей детского сада.
  3. Типично подростковая реакция на неадекватное поведение взрослых, родителей и учителей, в основе которой лежит повышенная чувствительность к любым внешним оценкам, максимализм, утрированное чувство справедливости, обидчивость, мстительность, эмоциональная уязвимость. Таким образом, главная причина нарушений поведения в данном случае - отсутствие у взрослых адекватных знаний о подростковом поведении.
  4. Специфические особенности самосознания и сознания учащихся подросткового и юношеского возраста, которые имеют собственную систему ценностей, норм, правил, не похожих на таковые у взрослых. Несмотря на постоянный внешний конфликт, они уверены в своей правоте. Большинство психологов считает, что подобное поведение имеет в своей основе неудовлетворенную потребность в положительной оценке со стороны окружающих («Я хочу, чтобы меня любили»).

Многие причины, порождающие нарушение норм поведения учащихся, удается выявить и своевременно устранить. Вместе с тем среди факторов девиантного поведения обнаруживаются такие, для предупреждения и устранения которых еще не найдены действенные средства.

Таким образом, отклоняющееся поведение детей и подростков с одной стороны может рассматриваться как симптом, сигнал, признак зарождения или развития соответствующих особенностей личности, с другой стороны выступать в качестве проводника воспитательного влияния на развитие личности, средства ее формирования или целенаправленного воздействия на ее формирование (т. е. воспитательного средства).

социальный поведение отклоняющийся позитивизм

2. Охарактеризуйте основные формы позитивизма

В центре внимания позитивизма всегда находился вопрос о взаимоотношении философии и науки.

Главный тезис позитивизма состоял в утверждении, что все подлинное, положительное (позитивное) знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их синтетического объединения и что философия как самостоятельная наука, претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не имеет права на существование.

Философия позитивизма, претендующая на исследование сущности научного знания и его методологическое основание, принимала в своем развитии следующие основные формы:

. Классический позитивизм, возникший в первой половине XIX в. в период формирования дисциплинарной науки (физики, биологии, химии и др.); его представляют О. Конт (1798-1857), Дж. Милль (1806-1873) и Г. Спенсер (1820-1903).

Его основные идеи:

) подлинно научное ("позитивное") знание может быть получено лишь специальными (прежде всего - естественными) науками, которые основываются на опыте и его теоретическом осмыслении. Методология естественных наук позволит достичь «универсально истинных» научных утверждений, т.к. она основывается на общепризнанных фактах;

) философия, чтобы стать научной дисциплиной, должна перестать решать отвлеченные вопросы и заняться проблемами методологии наук-систематизацией конкретно-научного знания: такой подход соответствовал ориентациям естествознания на получение объективного знания о мире.

В этой связи О. Конт рассматривает три стадии интеллектуального развития человечества: теологическую (фиктивную), метафизическую (абстрактную) и позитивную (научную), которая начинается с описания реальных фактов и отвечает на вопрос «как?», а не «почему?». Идеалом признается описательная модель научного знания, цель которой выражена Контом в тезисе: «знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать» («Курс позитивной философии»).. Эмпириокритицизм (от греч. - критика опыта) - возникает в конце XIX - начале XX вв. Его представители - Р. Авенариус (1843-1896) и Э. Мах (1838-1916) - полагали, что научное знание возможно как результат синтеза физического и психического опыта. Целью физического знания является установление зависимости между чувственными переживаниями, а понятия и теории науки - это средства ее достижения. Критическое отношение к научному опыту связано с тем, что познание объекта зависит от субъективных установок самого ученого. Согласно принципу «экономии мышления», понятия, законы и теории лишены объективного содержания, они - продукты ума познающего субъекта, позволяющие упорядочить его эмпирические знания. При этом все метафизические абстракции, которые не находят непосредственного подтверждения в опыте (материя, причинность, закон и др.), должны быть исключены из языка науки.. В неклассической философии позитивизм в форме неопозитивизма стал основанием для аналитической стратегии, базовыми характеристиками которой становятся «лингвистический поворот», использование аналитических методов исследования и акцент на проблеме языкового значения. Неопозитивизм формируется в 20-х гг. XX в. и представлен двумя вариантами: логическим позитивизмом (М. Шлик, Р. Карнап и др.) и лингвистическим позитивизмом (Л. Витгенштейн, Дж. Мур и др.).

Неопозитивизм ориентирован на изучение формально-логической структуры научного знания и логический анализ языка науки. Теоретической и методологической программой такого анализа стала концепция значения и эмпирической осмысленности научных утверждений. Философия должна быть очищена от метафизических псевдопроблем, которые противоречат опытному познанию, и заняться логическим прояснением мыслей. Основные принципы логического позитивизма: верификации - только те предложения имеют смысл, которые допускают опытную проверку; физикализма - теоретические предложения в эмпирических науках должны допускать сведение к предложениям физики, поскольку она есть основа всех экспериментальных наук; конвенционализма - в основе утверждений научной теории лежат некоторые соглашения (конвенции), выбор которых осуществляется в соответствии с критериями полезности, удобства, простоты и др. [9, c.59].

Во второй половине XX в. интерес неопозитивизма смещается с логического языка науки на обыденный язык, что нашло развитие в концепции «языковых игр» Л. Витгенштейна.

Если на первом этапе задача философии состояла в том, чтобы заняться терапией языка - очищением его от псевдопроблем, которые ставят философия, религия, этика и др., то на втором, согласно концепции «языковых игр», значение слов определяется их употреблением. Проблема непонимания возникает из-за нашего неумения оперировать понятиями в соответствии с правилами языка, спецификой ситуации и т.д., т.к. высказывание - часть деятельности, в процессе которой формируются значения терминов и выражений.. Постпозитивизм (то, что «после позитивизма») формируется в 60-70 гг. XX в. и переключается на исследование реальной истории науки. Его основоположники - К. Поппер (1902-1994), Т. Кун (1922-1996), И. Лакатос (1922-1974), П. Фейерабенд (1924-1994) и др.

Они подвергают критике неопозитивистский идеал научности, сведённый к простому описанию фактов, анализируют динамику научного знания, его исторический процесс эволюции, причём с учётом социальных (социокультурных) условий. Тем самым они реабилитируют значимость философско-мировоззренческих проблем. К. Попер разработал метод фальсификации как метод переоценки научных знаний. Т. Кун выявил особенность научного знания: оно развивается в рамках определённой научной парадигмы, которую формирует сообщество учёных как коллективный субъект познания со своим особым стилем мышления. Смена парадигм - закон развития научного знания.

Общим для всех концепций постпозитивизма является:

- изучение динамики научного знания;

- исследование социокультурных факторов развития и функционирования научного знания.

Список использованных источников

1.Барулин, В.С. Социальная философия: Учебник / В.С.Базулин. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 560 с.

.Гилинский, Я.И. Социология девиантного поведения / Я.И. Гилинский. - СПб.: Питер, 1993. - 265 с.

.Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / Под ред. В. А. Никитина. - М.: Академа, 1996. - 211 с.

.Змановская, Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения / Е.В. Змановская. - М.: Академия, 2003. - 438 с.

.Клейберг, Ю.А. Психологические основы девиантного поведения подростков / Ю.А. Клейберг // Девиантология: хрестоматия / авт.-сост. Ю.А. Клейберг. - СПб.: Речь, 2007. - С.62-64.

.Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: учебник / Л.В. Мардахаев. - М.: Гардарики, 2005. - 269 с.

.Пятунин, В.А. Девиантное поведение несовершеннолетних: современные тенденции / В.А. Пятунин. - М.: РОО «Центр содействия реформе правосудия», 2010. - 282 с.

.Соколов, С.В. Социальная философия: Учеб. пособие для вузов / С.В.Соколов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 431 с.

.Социальная педагогика / Под общ. ред. М. А. Галагузовой. - М.: Гардарики, 2000. - 345 с.

Похожие работы на - Социальное поведение. Формы позитивизма

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!