Влияние систем электронного декларирования на повышение эффективности таможенного дела

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    3,57 Мб
  • Опубликовано:
    2015-04-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Влияние систем электронного декларирования на повышение эффективности таможенного дела

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

Псковский юридический институт

Факультет подготовки государственных и муниципальных служащих









Курсовая работа

Дисциплина: Таможенный менеджмент



Выполнил студент 3 курса

Очного отделения

специальности 036401.65

Бровкин Алексей Дмитриевич

Преподаватель: Рыбальская Е.


Псков

Содержание

Введение

Глава 1. Общие принципы организации электронного декларирования

.1 Электронное декларирование

.2 Электронное декларирование - первый этап (ЭД-1)

.3 Электронное декларирование - этап второй (ЭД-2)

.4Электронное декларирование: содержание, технологии применения, преимущества и недостатки

.5 Последовательность совершения таможенных операций должностным лицом при электронной форме декларирования товаров

Глава 2. Влияние систем электронного декларирования на повышение эффективности таможенного дела

.1 Проблемы, тормозящие развитие системы электронного декларирования

.2 Анализ структуры таможенных операций в условиях электронного декларирования товаров

.2 Анализ применения системы электронного декларирования ЭД-2 таможенными органами Российской Федерации

Заключение

Список используемой литературы

электронное декларирование таможенный

Введение

Федеральная таможенная служба признана одной из самых технологичных и технически оснащенных в стране. Этот факт является результатом уже реализованных ФТС России IT- проектов и открытости ведомства к внедренческим процессам. Использование современных информационных технологий (IT) в деятельности таможенных органов совершенствует и облегчает сам процесс таможенного оформления и таможенного контроля, повышает пропускные способности пунктов пропуска на государственной границе РФ. Информационная система таможенных органов - одна из крупнейших информационных систем в стране. Восемь ее отдельных компонентов включены в перечень критически важных государственных систем. Таможенные органы работают 24 часа в сутки, 365 дней в году в условиях одиннадцати часовых поясов - это создает определенные трудности в поддержании системы в работоспособном состоянии, при том, что общее состояние развития современных информационных технологий в некоторых отраслях и некоторых регионах России еще не достигло достаточного хорошего уровня (во многих пунктах пропуска, особенно на удаленных границах, не существует другой связи, кроме как спутниковой, т.е. там нет информационной инфраструктуры, а потоки информации из года в год все увеличиваются).

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что на данный момент мы имеем достаточное количество перспективных IT разработок, которые активно внедряются. Автоматизированные системы и технологии такие как: электронное декларирование, предварительное информирование, система контроля таможенного транзита, система обеспечения уплаты таможенных платежей, кадры-2, система финансово-хозяйственной деятельность и другие - требуют перехода на другой уровень централизации обработки и хранения информации.

Одним из основных правовых актов, заложившим основы для применения в практике таможенного законодательства таможенного союза современные методы таможенного декларирования и контроля, является таможенный кодекс таможенного союза: глава 4 «Информационные системы и информационные технологии», а также Федеральный закон № 311-ФЗ от 27.11.2010: глава 7 «Информационные системы и информационные технологии».

Цель исследования: рассмотреть механизмы работы системы электронного декларирования в теории и на практике, проанализировать её состояние, и выявить актуальные проблемы функционирования системы ЭД.

Объект исследования: система таможенного дела Российской Федерации (Таможенного Союза).

Предмет исследования: внедрение и использование технологии ЭД.

Исходя из цели исследования перед нами поставлены следующие задачи:

рассмотреть в теории понятие электронного декларирования:

- причины (цели) внедрения,

- документы, регламентирующие его использование,

- этапы развития и становления технологии ЭД;

- разобрать механизм работы технологии ЭД-;

- выделить плюсы и минусы ЭД как для таможенных органов, так и для участников ВЭД;

- выявить наиболее актуальные проблемы ЭД.

Глава 1. Общие принципы организации электронного декларирования

.1 Электронное декларирование

Стандартными правилами 3.11, 3.18 и 3.21 Генерального приложения к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г. (в ред. Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 г.)) (далее - Киотская конвенция) закреплена возможность представлять таможенным органам декларацию на товары, а также подтверждающие документы в электронном виде посредством электронных средств связи. Глава 7 Киотской конвенции посвящена применению информационных технологий. Так, указывается, что в целях поддержки проведения таможенных операций таможенная служба применяет информационные технологии в тех случаях, когда это экономически выгодно и эффективно для таможенной службы и участников торговой деятельности.

В соответствии со стандартным правилом 7.4 Генерального приложения к Киотской конвенции национальное законодательство должно предусматривать:

электронные способы обмена коммерческой информацией в качестве альтернативы требованиям представления документов на бумажном носителе;

сочетание электронных методов и методов удостоверения подлинности и идентичности документов на бумажном носителе;

право таможенной службы оставлять у себя информацию для использования в таможенных целях и при необходимости для обмена такой информацией посредством электронных средств;

обмена коммерческой информацией с другими таможенными администрациями и иными юридически правомочными сторонами.

Действующий в настоящее время Таможенный кодекс Таможенного союза (Договор от 27 ноября 2009 г. между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией "О Таможенном кодексе Таможенного союза" (в ред. Протокола от 16 апреля 2010 г.)) (далее - ТК ТС) выделяет две формы таможенного декларирования товаров: письменную и электронную (ст. 179 ТК ТС). Декларант вправе самостоятельно выбрать наиболее приемлемую для него форму декларирования. Первоначально проект Федерального закона "О таможенном регулировании" не изменял данных положений. Однако Федеральный закон "О таможенном регулировании" (ст. 204) в окончательной редакции закрепил электронную форму декларирования товаров как основную и приоритетную. Правительству Российской Федерации предоставлено право устанавливать перечни товаров, таможенных процедур, а также случаи, при которых декларирование может осуществляться в письменной форме.

Следует отметить противоречие норм Федерального закона "О таможенном регулировании" и положений ТК ТС. Так, ТК ТС выделяет письменную и электронную формы таможенного декларирования, в то время как национальное законодательство оставляет возможность применять только электронную форму.

В связи с тем, что заключительные положения Федерального закона "О таможенном регулировании" предоставляют декларанту до 1 января 2014 г. право выбора - осуществлять декларирование в письменной или электронной форме (ч. 4 ст. 322), - противостояния норм ТК ТС и Федерального закона "О таможенном регулировании", которое затрагивало бы права участников внешнеэкономической деятельности, сегодня нет. Тем не менее, конкуренция норм существует, и в силу ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации такая конкуренция разрешается в пользу положений ТК ТС.

Заметим, что положение Федерального закона "О таможенном регулировании", закрепляющее исключительно электронную форму декларирования, представляется нам преждевременным ввиду отсутствия нормативной базы, отвечающей современным требованиям, для применения электронного декларирования. Следует учитывать, что таможенные органы, намеревающиеся принимать сведения в электронной форме, должны быть в соответствии с Приказом ФТС России от 24 мая 2007 г. N 646 "Об утверждении Порядка включения таможенных органов в перечень таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования" (в ред. Приказа ФТС России от 11 февраля 2009 г. N 162) включены в Перечень таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования. Данный перечень публикуется на web-сервере ФТС России (customs.ru/ ru/ electronic_declaring/ list_bodies/ popup.php) и поддерживается в актуальном состоянии.

.2 Электронное декларирование - первый этап (ЭД-1)

На современном этапе развития таможенных органов, наиболее важным является достижение баланса эффективности таможенного контроля и содействия развитию международной торговли. Достижению данной цели способствует и внедрение электронного декларирования. Переход к электронной форме декларирования существенно облегчает взаимодействие участников внешнеэкономических отношений с таможней, а использование средств телекоммуникаций сокращает необходимость личного контакта с таможенным инспектором, что исключает субъективный момент. Электронное декларирование подразумевает внедрение и реализацию электронного документооборота между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами при предоставлении таможенной документации, а также реализацию опытных проектов по переходу на электронный документооборот с использованием механизма электронной цифровой подписи (ЭЦП).

Электронные документы в системах электронного документооборота могут подтверждаться ЭЦП в соответствии со ст. 5 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации". В этом случае, юридическая сила ЭЦП признается только при наличии лицензионных программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию цифровой подписи.

Цели реализации электронного декларирования:

. Внедрение безбумажной технологии;

. Ускорение и формализация процедур ТО и ТК;

. Сведение к минимуму контакта субъекта ВЭД и инспектора;

. Проведение таможенных процедур в режиме удаленного доступа;

. Ускорение процедуры уплаты таможенных платежей;

. Снижение денежных затрат, связанных с таможенным оформлением.

Электронная форма декларирования обеспечивает автоматическую обработку заявляемых в декларации сведений в центральной базе данных на уровне региональных таможенных управлений с осуществлением автоматического анализа рисков и выдачей соответствующих решений уполномоченному должностному лицу таможенного органа. #"806643.files/image001.gif">

.3 Электронное декларирование - этап второй (ЭД-2)

Электронное таможенное декларирование товаров и грузов разработано Всемирной торговой организацией (ВТО). Предварительное информирование, а также электронное декларирование - это составляющие новых рамочных стандартов, внедряемых для обеспечения безопасности всех внешнеторговых операций, а также содействия торговле в целом. Электронное декларирование (ЭД) - это комплекс программных и аппаратных средств, который позволяет осуществлять таможенное оформление товаров и транспортных средств в электронном виде. Данная система направлена на упрощение взаимодействия между участниками ВЭД и таможенными органами и ускорение процесса таможенного оформления с использованием качественно нового подхода к вопросам таможенного оформления на основе безбумажных технологий.

Благодаря использованию системы электронного декларирования участники ВЭД имеют возможность подачи грузовой таможенной декларации из любой точки России.

Функционирование системы основано на принципах обмена информацией между декларантами и уполномоченными должностными лицами таможенного органа ("таможенными инспекторами"), исключительно в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП). Наличие ЭЦП удостоверяет, что передаваемые сведения имеют юридическую силу.

Электронное декларирование - это процесс, который предусматривает предоставление таможенному брокеру, а затем, от него таможенному инспектору, совокупности всех сведений о товарах и транспортных средствах, подлежащих таможенному оформлению, в формализованном виде. В идеале, эта информация должна поступать из-за рубежа, от поставщика товара. На основании этих данных, содержащихся более чем в одиннадцати документах, таможенный брокер может заранее, до прихода транспортного средства на таможенный терминал, подготовить электронную ДТ (ЭДТ). По сути дела - по приходу груза, если загрузка соответствует предварительно высланным документам, и отправитель не производил каких-либо изменений в номенклатуре товаров или их количестве, следовательно, мы имеем уже практически заполненную таможенную декларацию. Далее брокеру только остается внести туда сведения о транспортном средстве и в электронном же виде переслать таможенному инспектору.

Сотрудник таможни проверяет сведения, заявленные в ЭДТ, и принимает решение о выпуске товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом. Надо отметить, что в этом процессе используются документы, их электронный вид, которые носят как долгосрочный характер, например -контракты, так и документы только на данную поставку- инвойс, упаковочный лист, сертификаты и т.д. Это во много раз ускоряет подготовку ЭДТ. Кроме того, уйдя от бумажных носителей информации, мы ускоряем процесс таможенного оформления груза еще и за счет того, что теперь инспектору таможни нет необходимости перелистывать и изучать "гору" документов, входящих в комплект ДТ, при этом сверка данных, заявленных в ЭДТ, происходит в автоматизированном режиме. Процедура закрытия доставки груза происходит обычным образом.


.4 Электронное декларирование: содержание, технологии применения, преимущества и недостатки

Действующее законодательство предоставляет два способа декларирования товаров в электронной форме, которые отличны порядком передачи электронных сведений:

передача данных посредством прямого канала связи между таможенным органом и декларантом при подключении последнего к ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети или локальным вычислительным сетям единой автоматизированной информационной сети таможенных органов (технология ЭД-1);

представление таможенным органам сведений в электронной форме с использованием международной ассоциации сетей Интернет (технология ЭД-2).

В случае применения технологии ЭД-1 автоматизированные рабочие места декларанта (компьютеры с необходимым программным обеспечением) подключаются непосредственно к локальной сети (ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети) таможенного органа. Порядок и условия такого подключения регламентированы Приказом ФТС России № 1062 от 30 октября 2006 года "Об обеспечении безопасности информации при информационном взаимодействии таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и сетями общего пользования". Данная технология информационного взаимодействия имеет ряд особенностей. Во-первых, к локальной вычислительной сети таможенного органа могут быть подключены автономные рабочие станции (абонентские пункты) либо выделенные сегменты локальной вычислительной сети сторонней организации при условии, что они изолированы от сетей общего пользования, информационных сетей других организаций, иных вычислительных сетей подключаемой организации.

Во-вторых, возможность подключения сторонней организации к ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети ставится в зависимость от технической оснащенности ближайшего к подключаемой организации таможенного органа.

В-третьих, сторонняя организация (декларант) обеспечивает оснащение, монтаж, установку, настройку каналов связи, средств защиты информации (межсетевых экранов, антивирусной защиты, средства контроля доступа и пр.), программно-аппаратных средств, необходимых для подключения абонентского пункта.

В-четвертых, после утверждения начальником таможенного органа положительного заключения комиссии должностных лиц таможенного органа, рассмотревшей готовность абонентского пункта организации к подключению, между организацией и таможенным органом заключается соглашение об информационном взаимодействии. Такое соглашение, по сути, носит гражданско-правовой характер, в то же время регулирует порядок представления электронных сведений декларантом таможенному органу, определяет права, обязанности и ответственность организации-декларанта как субъекта публично-правовых отношений.

Технология представления таможенному органу сведений в электронной форме посредством прямого подключения к ведомственной интегрированной информационной сети таможенных органов чрезвычайно сложна для выполнения и, как справедливо отмечено в решении коллегии ФТС России от 17 декабря 2004 г. "О программе развития и внедрения в таможенных органах Российской Федерации электронной формы декларирования товаров и транспортных средств", выгодна при перемещении товаров по долгосрочным контрактам организациям, имеющим собственные автоматизированные бизнес-системы учета, а также при оформлении деклараций с большим количеством наименований товаров. Сложность реализации прямого подключения к локальной вычислительной сети таможенного органа, высокая стоимость оборудования и программного обеспечения делают данную технологию реализации электронного декларирования доступной лишь для крупных участников внешнеэкономической деятельности и таможенных брокеров (таможенных представителей). Активное распространение широкополосного доступа в глобальную сеть Интернет, представляется, делает технологию электронного декларирования ЭД-1 в настоящее время мало востребованной.

Второй способ представления таможенным органам сведений в электронной форме реализуется посредством передачи информации через международную ассоциацию сетей Интернет. Приказом ФТС России от 24 января 2008 г. N 52 "О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей Интернет, утвержден Порядок подключения информационных систем, предназначенных для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений таможенным органам в электронной форме и использованием информационно-вычислительных сетей общего пользования.

Подключение информационной системы участника внешнеэкономической деятельности осуществляется на основании заявки в Главный научно-информационный вычислительный центр ФТС России при соблюдении следующих требований:

на средства вычислительной техники в обязательном порядке должны быть установлены лицензионные операционные системы, сертифицированные Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (далее - ФСТЭК России) по требованиям безопасности информации;

программное обеспечение должно быть включено в реестр оформленных и выданных свидетельств, ведение которого осуществляет Главный научно-информационный вычислительный центр ФТС России;

на средства вычислительной техники в обязательном порядке должны быть установлены лицензионные средства антивирусной защиты информации, сертифицированные ФСТЭК России и ФСБ России по требованиям безопасности информации;

для обеспечения целостности и юридической значимости передаваемой информации в процессе информационного взаимодействия должны использоваться сертифицированные ФСБ России средства криптографической защиты информации и электронной цифровой подписи, совместимые с системой ведомственных удостоверяющих центров таможенных органов;

должны быть обеспечены разграничение и контроль доступа работников заявителя к ресурсам информационной системы электронной передачи сведений с использованием сертифицированных средств защиты информации.

К заявке на подключение прилагается проект Соглашения об информационном взаимодействии заявителя с таможенными органами при представлении сведений в электронной форме с использованием международной ассоциации сетей Интернет. В случае соответствия заявки всем предъявляемым требованиям Главный научно-информационный вычислительный центр ФТС России и заявитель подписывают соглашение об информационном взаимодействии. После подписания соглашения об информационном взаимодействии заявитель оформляет заявку в Главный научно-информационный вычислительный центр ФТС России на выдачу сертификатов ключей электронный цифровых подписей для уполномоченных лиц, которые будут осуществлять работу с информационной системой.

Материальные расходы по организации подключения информационной системы и расходы в процессе информационного взаимодействия возложены на заявителя.

Как следует из изложенного, финансирование установки и настройки оборудования и программного обеспечения, а также подключения к системе электронного декларирования по технологии ЭД-1 или ЭД-2 целиком возложено на подключаемые организации. Высокая стоимость оборудования и средств криптографической защиты затрудняет свободный доступ к системе электронного декларирования.

При представлении сведений в электронном виде вне зависимости от применяемой технологической схемы подлинность представляемых сведений обеспечивается использованием электронной цифровой подписи. Электронная цифровая подпись - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе (ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (в ред. Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 258-ФЗ), далее - Федеральный закон "Об электронной цифровой подписи").Электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если нормативными правовым актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе (ст. 4 Федерального закона "Об электронной цифровой подписи", ст. 11 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации").

Сертификаты ключей электронных цифровых подписей для использования в информационных сетях общего пользования выдаются удостоверяющим центром. В рассматриваемом случае информационного обмена между организациями и таможенными органами удостоверяющим центром выступает Главный научно-информационный вычислительный центр ФТС России.

В Федеральном законе "Об электронной цифровой подписи" нашли отражение общие положения, касающиеся правового статуса электронной цифровой подписи. Подразумевается, что участники информационного обмена, в рамках которого предполагается применять электронные цифровые подписи, должны согласовать все иные условия применения электронных цифровых подписей в соответствующем договоре (соглашении).

В то же время нередки претензии участников внешнеэкономической деятельности к ФТС России в связи с большой длительностью и непрозрачностью процедуры получения электронной цифровой подписи. Участниками внешнеэкономической деятельности также высказываются претензии к необоснованно высоким требованиям в части необходимого оборудования (межсетевые экраны и пр.) и к требованиям в части необходимого программного обеспечения (Письмо ФТС России от 3 сентября 2010 г. N 21-16/43209 "Об исполнении поручения Президента Российской Федерации").

Аналитическим управлением ФТС России отмечено, что решение только технических вопросов не приведет к серьезному росту числа участников внешнеэкономической деятельности, применяющих электронное декларирование, так как оно не является обязательным.

В числе факторов, препятствующих внедрению стопроцентного электронного декларирования, Аналитическим управлением ФТС России названы следующие:

в среднем до 40% участников ВЭД осуществляют декларирование не более одного раза и впоследствии внешнеэкономическую деятельность не возобновляют, соответственно, такие декларанты не заинтересованы в соблюдении условий и выполнении требований, необходимых для производства декларирования в электронном виде;

для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов налога на добавленную стоимость в отношении экспортированных товаров налоговые органы требуют представлять таможенную декларацию в бумажном виде, соответственно, проблематично заинтересовать в применении электронного декларирования экспортеров российских товаров.

Очевидно, что электронное декларирование с использованием сети Интернет (технология ЭД-2) в силах реализовать только крупные участники внешнеэкономической деятельности, а также таможенные брокеры. Примечательно, что сложность подключения к системе электронного декларирования вынуждает участников внешнеэкономической деятельности обращаться к услугам посредников в передаче электронной информации таможенным органам - информационным операторам.

В настоящее время законодательно статус информационного оператора нормативно не определен. Наиболее близкое по содержанию определение закреплено в ст. 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации": оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных. Понятие информационного оператора более узкое, нежели понятие оператора информационной системы. Информационный оператор является организацией, с которой Главный научно-информационный вычислительный центр заключил Соглашение об информационном взаимодействии при представлении сведений в электронной форме с использованием международной ассоциации сетей Интернет. Информационный оператор предоставляет участнику внешнеэкономической деятельности возможность представлять таможенным органам сведения в электронной форме с использованием сети Интернет. Для этого информационный оператор создает автоматизированные рабочие места для работы в системе электронного декларирования ЭД-2 либо организует подключение удаленных рабочих мест участника внешнеэкономической деятельности к своей системе передачи данных таможенным органам. Информационный оператор, будучи связующим звеном между таможенными органами (в частности, Главным научно-информационным вычислительным центром ФТС России) и участником внешнеэкономической деятельности, возлагает на себя все необходимые расходы по приобретению, установке, монтажу, настройке криптографического оборудования, программного обеспечения, иных защитных средств и пр. Участнику внешнеэкономической деятельности требуется получить электронную цифровую подпись и при желании осуществлять декларирование с удаленных рабочих мест (собственных рабочих станций), установить на такие рабочие станции криптографическое программное обеспечение для создания безопасного удаленного соединения с информационным оператором.Схема осуществления электронного декларирования показана на рис.Рис. 1.1.

Рис. 1.3 Действующая технология электронного декларирования


Описанная схема взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов при посредничестве информационных операторов существенно снижает расходы на применение системы электронного декларирования для декларанта: получение электронной цифровой подписи бесплатно; стоимость криптографического программного обеспечения невелика по сравнению с аппаратной частью, приобретаемой и монтируемой информационным оператором. Данная технология удобна и таможенным органам: информационный обмен осуществляется через организацию, оборудованную необходимыми аппаратно-программными средствами, исключающими проникновение какой-либо информационной угрозы в единую автоматизированную информационную сеть таможенных органов.

В то же время, как было упомянуто, велика доля участников внешнеэкономической деятельности, которые проводят таможенное оформление единожды, впоследствии не возобновляя внешнеэкономическую деятельность, либо которые осуществляют разовые поставки товаров. Для таких лиц получение электронной цифровой подписи для проведения таможенного оформления товара будет непреодолимой бюрократической процедурой, существование которой заставит усомниться в целесообразности осуществления внешнеэкономической деятельности.

Полагаем также, что столь высокие требования к аппаратно-программному обеспечению лиц, намеренных воспользоваться технологией электронного декларирования по технологии ЭД-2, чрезмерны. Целью создания технологии электронного декларирования ЭД-2 было повышение доступности электронного декларирования, упрощение процедуры подключения к данной технологии участников внешнеэкономической деятельности, в связи с чем, предъявление к информационной безопасности крайне высоких требований представляется нецелесообразным.

.5 Последовательность совершения таможенных операций должностным лицом при электронной форме декларирования товаров

Таможенное оформление, в части взаимодействия с информационными системами, предназначенными для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений таможенным органам в электронной форме осуществляется в автоматизированной информационной системе «АИСТ-М».

Декларантом либо его представителем заполняется электронная декларация на товары. Заполнение декларации на товары осуществляется в соответствии с инструкцией, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций». Заполненная электронная декларация на товары подписывается электронной цифровой подписью декларанта либо его представителя.

Пользователь ПЗ «Модуль обработки документов» оперативно уведомляется о получении ответа на любые отправленные им сообщения в рамках Интернет-декларирования либо о возникших при этом ошибках. Уведомления отображаются по мере поступления ответов в виде отдельного окна в правой части экрана (рис.Рис. 2.2).

Рис. 2.2Окно уведомлений АИС «АИСТ-М»


Прием электронных деклараций в систему АИСТ-М, как и весь обмен сообщениями с АПС «Электронное представление сведений», выполняется автоматически на сервере программной задачей «Модуль автоматической обработки документов» (рис.Рис. 2.3).

Рис. 2.3 Управление модулем автоматической обработки документов


Для того чтобы взаимодействие производилось в штатном режиме, ПЗ «Модуль автоматической обработки документов» должна быть обязательно запущена и указанные ниже этапы должны находиться в состоянии ожидания обработки  (активны):

«Автоматический обмен сообщениями с АПС»,

«Авто прием от КПС Интеллект маршрутизация»,

«ДТ возвращенные декларанту».

После того как пакет с новой поданной декларацией был принят от АПС «Электронное представление сведений» и был сформирован новый документ в АИС «АИСТ-М», он помещается на этап «Очередь на подачу ДТ»(рис.Рис. 2.4).


Рис. 2.4 Модуль обработки документов


Отправка на номер. Как и при оформлении обычных ДТ, при выборе данного пункта производится присвоение декларации порядкового номера, при этом формируется сообщение с уведомлением о регистрации для системы декларанта. После этого происходит отправка декларации на сервер на обработку в ПЗ «Модуль автоматической обработки документов».

Возврат (отказ в приеме). При выборе данного пункта декларанту будет сформировано и отправлено уведомление об отказе в приеме ДТ. При выборе данного действия необходимо обязательно заполнить поле «Примечание»: сообщение из данного поля будет отправлено декларанту в качестве объяснения причин отказа в приеме. Сама декларация перемещается на этап «Архив отказанных в приеме ДТ». Подача исправленной ДТ должна осуществляться в рамках той же процедуры.

Отложить в очереди на подачу. При выборе данного пункта ДТ остается на том же этапе («Очередь на подачу ДТ») и перемещается в конец очереди. Декларанту при этом никакая информация не отправляется.

Возврат декларанту протокола ошибок. При выборе данного пункта декларанту будет отправлен протокол ошибок, а сама декларация будет перемещена на этап «ДТ возвращенные декларанту», где будет находиться до того времени, пока от декларанта не поступит исправленная декларация.

Как только декларант внесет требуемые изменения в ДТ и направит ее на таможенное оформление, декларация автоматически переместится с этапа «ДТ возвращенные декларанту» на этап «Очередь на подачу ДТ».

Начало обработки ДТ

После присвоения номера и обработки декларации ПЗ «Модуль автоматической обработки документов» ДТ перемещается на этап «Очередь ДТ на контроле ФЛК». Как только данная декларация будет взята в обработку любым инспектором, автоматически формируется сообщение о начале обработки ДТ, которое будет отправлено декларанту даже в том случае, если инспектор отменит обработку данной декларации. После перехода на данный этап откроется окно, в котором можно работать с ДТ (рис.Рис. 2.5 - Рис. 2.6).

Рис. 2.5 Окно работы с ДТ



Рис. 2.6 Электронная форма декларации на товары


После взятия ДТ в обработку и списания таможенных сборов осуществляется запрос электронных документов.

Выделяют два типа документов при формировании запроса:

запрос документов из архива декларанта;

запрос документов лично у декларанта.

В архив декларант помещает документы, которые имеют большой срок действия. В описи, приложенной к декларации, такие документы отмечаются специальным значком .

Для запроса электронных документов используется экранная форма редактирования требования документов (рис.Рис. 2.7). Попавшие в систему документы отображаются в окне электронных документов (рис.Рис. 2.8).

Рис. 2.7 Редактирование требования электронных документов


Рис. 2.8 Редактирование требования электронных документов



Глава 2 Влияние систем электронного декларирования на повышение эффективности таможенного дела

.1 Проблемы, тормозящие развитие системы электронного декларирования

Во-первых, мешает человеческий фактор. Инспектор, принимающий решение о выпуске товара, не может переложить свою ответственность на некий обезличенный электронный процесс. Может быть, психологически инспектору трудно принять на себя ответственность, не видя всех бумажных документов с мастичными печатями. Может быть, инспектор не до конца осознаёт, какое значение несёт электронная цифровая подпись (ЭЦП) декларанта. В процессе таможенного электронного оформления он постоянно испытывает необходимость в бумажных документах.

Во-вторых, существуют технологические проблемы таможенного оформления. О технологии таможенной очистки в России, в целом, можно утверждать, что пока она создаёт, а не снимает препоны в процессе международного товарообмена.

Концепция таможенного контроля после выпуска товаров всё ещё в стадии развития, что отражено в самом названии концепции. Без этой важнейшей составляющей таможенного контроля представить электронное декларирование невозможно.

Необходимо уделить этому фактору, как одному из значимых и сдерживающих электронное декларирование, пристальное внимание ФТС России. Без последующего контроля (таможенного аудита) у таможенных органов нет возможности убедиться в лояльности участника ВЭД закону, а, следовательно, до выпуска электронной декларации будет усилен таможенный контроль всеми доступными средствами.

Участник ВЭД, решив применить ЭД-2, должен одним своим сотрудником контролировать ход оформления декларации из офиса, другим сотрудником - возможность быстрого решения спорных вопросов непосредственно на таможенном посту. К таким вопросам можно отнести завершение ВТТ. Документы, подтверждающие завершение ВТТ и помещение товара на склад временного хранения существуют только в бумажном варианте.

Другой вопрос связан с таможенным досмотром. Выгрузить в электронном формате акт таможенного досмотра в программу декларанта невозможно, а участник ВЭД должен поставить подпись о вручении ему копии акта. Значит и на этом этапе присутствует бумажный носитель.

Списание денежных средств должно быть отражено на платежном поручении - это требование «внутренних» таможенных правил. Без бумажного оформления такое списание пока не возможно.

Понимаем, что всё это элементы переходного периода, решение их - дело ближайшего будущего. Но вот реализация таможнями системы управления рисками - это настоящая проблема, весьма значимая и при электронном декларировании.

Нет, наверное, необходимости говорить о ничтожной вероятности создания угроз предприятиями и организациями многократно проверенными и таможенными, и налоговыми, и многими другими контролирующими госорганами. Но вероятность отнесения таможенниками такой организации к фирмам-однодневкам весьма велика, что отразится в соответствующем профиле риска. Профили риска иногда ставят непреодолимую преграду на пути электронной таможенной очистки. Без досмотра 100% груза невозможно завершить таможенное оформление, а заключение по контролю какого-то конкретного товара выдаёт специализированный отдел таможни. Что происходит, пока таможенники осуществляют все перечисленные операции, узнать из информации на мониторе нельзя. Быть может контролирующим органам нужно поработать с критериями для реализации системы управления рисками. Регулятор, заложенный в Киотской конвенции по таможенному контролю - СУР - в наших условиях создаёт дополнительные препоны на пути электронного декларирования.

Есть ещё один недоступный для участника ВЭД уголок технологии электронного декларирования. После передачи электронной декларации на таможенный пост может пройти значительное время, но инспектор не видит переданную декларацию. Где она находится, иногда в течение часа, остаётся загадкой. Может быть, на сервере ГНИВЦ произошёл сбой и вручную весь ГНИВЦ растаскивает «электронную пробку», может был скачок напряжения и потеря данных. В общем, в таких неординарных ситуациях нужна экстренная связь, подконтрольная вышестоящему таможенному органу.

В-третьих, межведомственный контроль. Достижение европейских стандартов в российских таможенных технологиях и технологиях активно набирающего вес Таможенного союза будет, по-прежнему, осложнено разделением одной и той же - фискальной функции госорганов между двумя ведомствами Налоговым и Таможенным. Внесут законодатели поправки в соответствующие кодексы, сделают контроль не межведомственным, как это происходит сейчас, и контролировать участника ВЭД-налогоплательщика станет проще, следовательно, электронное декларирование станет реальнее.

.2 Анализ структуры таможенных операций в условиях электронного декларирования товаров

В рамках выполнения настоящей выпускной квалификационной работы в период с 01 по 31 мая 2012 г. произведен мониторинг прохождения электронных ДТ по этапам на Межрегиональном энергетическом таможенном посту в таможенных процедурах, предусматривающих вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза (экспорт).

Исходя из сложившейся практики, структуру таможенных операций, при электронной форме декларирования, для выпуска товаров можно разделить на три части:

прием (регистрация ЭДТ, очередь на форматно-логическом контроле);

отложенные (нахождение на этапе «ДТ с тех. ошибками на контроле ФЛК»);

выпуск (возврат ЭДТ на форматно-логический контроль, с последующим осуществлением документального контроля; непосредственно выпуск с выгрузкой электронного образа ДТ в архив).

Результаты мониторинга представлены на рис.Рис. 2.22.

Анализируя результаты проведенного мониторинга, видим, что количество принятых и выпущенных деклараций в один день стремится к 100%; этап принятия и выпуска ЭДТ разделяется этапом отложенных ДТ, на котором происходит ожидание запрошенных документов от декларанта и/или фактический контроль. Время, затрачиваемое на производство должностными лицами таможенных операций по выпуску товаров вАИСТ-М соответствует срокам принятия ДТ - 2 часа, выпуска - 4 часа для беспошлинного товара и день, следующий за днем принятия для товара, облагаемого пошлиной. Данные параметры являются стабильными на протяжении всего рабочего дня должностного лица.

Рис. 2.22 Соотношение ДТ на этапах


Озабоченность вызывают утренние часы работы таможенного органа, когда происходит накопление электронных документов до момента начала работы этого пункта таможенного оформления. Время ожидания, когда должностное лицо возьмет ЭДТ в работу в данной ситуации приближается к 2 часам.

.3 Анализ применения системы электронного декларирования ЭД-2 таможенными органами Российской Федерации

Определяющими показателями эффективности таможенной деятельности являются:

- рост количества постов, имеющих достаточную степень оснащенности для приема деклараций в электронном виде;

-увеличение доли электронных таможенных деклараций по отношению к общему массиву всех оформленных деклараций. Применение электронного декларирования позволяет существенно уменьшить поток бумажных документов, ускорить таможенное оформление документов и в целом повысить качество таможенного контроля. Электронное декларирование позволяет сбалансировать процессы упрощения и ускорения таможенных процедур таможенного оформления и таможенного контроля.

Сибирское таможенное управление.

В Новосибирске создан центр электронного декларирования (ЦЭД) - специализированный пост Новосибирской таможни. В компетенцию нового поста входит совершение таможенных операций в отношении товаров, декларируемых в электронной форме, в том числе с использованием сети Интернет. Создание специализированных таможенных постов стало результатом реализации государственной программы по переходу на электронное декларирование при осуществлении внешнеторговых операций без представления документов на бумажных носителях. И является очередным шагом реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. Новосибирский таможенный пост (Центр электронного декларирования) укомплектован всеми необходимыми техническими средствами и, в том числе, средствами защиты информации, внесенными в Реестр Федеральной таможенной службы. Штатная численность нового поста 18 человек. Это самый крупный Центр электронного декларирования в России, созданный с перспективой на будущее. На сегодняшний день регион деятельности Центра электронного декларирования - весь Сибирский федеральный округ. Расширение географии деятельности ЦЭДа во многом будет зависеть от развития экономических связей предприятий региона, от участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), от увеличения количества декларируемых товарных партий в электронном виде. Уже сегодня постами Новосибирской таможни более 50% деклараций оформляются в электронном виде.

Новые таможенные технологии, внедрение которых сейчас ведется на наиболее перспективных направлениях на уровне таможен и таможенных постов, активно применяются и в Забайкальской таможне. За достаточно короткий срок, например, на Борзинском таможенном посту была внедрена система электронного декларирования товаров с применением международной ассоциации сетей "Интернет": от момента подачи первой электронной декларации до показателя в 68% электронных деклараций от общего числа, оформляемых таможенным постом, прошло не более месяца.

Северо-Западное таможенное управление

Начальник Балтийской таможни генерал-майор таможенной службы Александр Чебаев отметил, что в таможне в 2010 году была проделана большая работа по внедрению и использованию технологии ЭД-2. Если в начале года объем Интернет-деклараций, подаваемых участниками ВЭД, составлял всего 0, 18 %, то уже к концу года он увеличился почти до 40 %. Результатом эффективного взаимодействия с бизнесом стало ежемесячное увеличение объема интернет-деклараций на 5 %.

С момента последней встречи с участниками ВЭД в Балтийской таможне разработаны алгоритмы и внедрены программы контроля за сроками выпуска таможенных деклараций. В данный момент система дорабатывается разработчиками с учетом специфики оформления большого количества подаваемых грузовых деклараций. Кроме того, в таможне и на постах оборудованы все необходимые рабочие места, должностными лицами получены электронные цифровые подписи и проведены соответствующие мероприятия. Тем не менее, число организаций, использующих Интернет для подачи деклараций, увеличилось ненамного - с 64 до 81.

С 2010 года в Новгородской таможне наблюдается положительная динамика по увеличению объемов декларирования. Так, количество оформленных деклараций за 8-м месяцев 2010 года возросло на 75% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.

В 3 квартале таможенными постами Новгородской таможни было оформлено 3577 ЭГТД, что составляет 64 % от общего объема декларирования, из них 2145 электронных деклараций через «Интернет», что составляет почти 40 % от общего объема декларирования.

С начала года электронное декларирование применяли 34 участника ВЭД, из них 22 участника ВЭД - с использованием Интернет-технологий.

С ноября 2009 года в Псковской таможне стало возможно применение электронного декларирования с использованием международной ассоциации сетей "Интернет" (технология ЭД-2).

Внутренние посты Псковской таможни (Псковский, Печорский, Пыталовский таможенные посты) работают по этой технологии с момента получения такой технической возможности. В этом году псковские таможенники оформили 9 тысяч электронных деклараций. В общем массиве деклараций, оформляемых таможней, это составляет более 50%.

В Калининградской областной таможне по итогам первого полугодия текущего года таможней оформлено 7 387 электронных ГТД. На данный момент применение электронной формы декларирования товаров организовано на всех таможенных постах, правомочных принимать таможенные декларации независимо от таможенного режима и целей перемещения товаров. Сейчас в регионе деятельности Калининградской областной таможни 232 участника ВЭД осуществляют декларирование товаров с использованием технологии ЭД-2.

Дальневосточное таможенное управление

В Сахалинской таможне активно реализуется система электронного декларирования. С начала 2010 года более 8,5 тысяч грузовых таможенных деклараций поданы в электронном виде, что составляет более 52 процентов от общего количества деклараций

Но, к сожалению, курильские участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) не спешат воспользоваться новым методом декларирования. В Южно-Курильске было подано всего несколько деклараций. Чтобы исправить ситуацию, там было проведено выездное заседание таможенных специалистов и местных участников ВЭД. Помимо подробной информации об особенностях электронного декларирования, участникам было доведено, что с 2011 года Федеральная таможенная служба планирует сделать все декларирование полностью электронным.

С мая по октябрь 2010 года таможенной службой ДВТУ неоднократно проводились совещания с участниками ВЭД по вопросу электронного декларирования, с обсуждением и разъяснением технических вопросов, возникающих в ходе таможенного оформления.

Результаты этой работы налицо. Так, таможенным постом Благовещенским в сентябре 2010 года оформлено 923 грузовых таможенных деклараций, из них 438 или 48% оформлено с использованием электронного декларирования.

За первую декаду октября 2010 года оформлено уже более 56% ГТД от общего числа деклараций с использованием электронного декларирования. Процедура оформления грузовых таможенных деклараций с применением электронного декларирования на таможенном посту осуществляется с 2009 года.

В настоящее время в регионах ответственности таможенных постов Благовещенский, Поярково набирают обороты декларирование товаров и транспортных средств с применением сети Интернет.

Уральское таможенное управление

Как сообщает пресс-служба Тюменской таможни, по состоянию на 14.10.2010 года на таможенных постах таможни оформлено 15,6 тысяч деклараций на товары, из них через сеть Интернет более 3-х тысяч, что составляет 20 % от общего количества выпущенных деклараций на товары, учитывая, что первая декларация по сети Интернет принята Тюменским таможенным постом в конце апреля 2010 года.

В Тюменской таможне первая декларация в электронной форме принята 10 мая 2007 года Тюменским таможенным постом. В настоящее время из 5 таможенных постов Тюменской таможни 3 поста - Тюменский, Аэропорт Рощино и Тобольский, - включены в перечень таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования. Только в 2009 году с применением электронной формы декларирования Тюменским таможенным постом произведено таможенное оформление товаров по 481 ГТД, или свыше 19 % от общего количества деклараций, принятых к оформлению постом.

Первая декларация с использованием сети Интернет была подана в таможню 29 апреля 2010 года. "Пионером" в осваивании ЭД-2 стал Тюменский таможенный пост. За непродолжительный срок (3 месяца 2010 года) через сеть Интернет в Тюменскую таможню подано 583 ДТ электронных деклараций. Это пока небольшой процент от общего массива декларирования - 5%. Но электронная форма декларации закрепилась и набирает темпы. Руководство Тюменской таможни надеется, что все плюсы оформления документов в электронном формате постепенно позволят участникам внешнеэкономической деятельности полностью перейти на работу в ЭД-2.

Заключение

Как показывает практика, декларирование товаров в электронной форме с применением сети Интернет является важнейшим фактором ускорения и упрощения процессов таможенного оформления и контроля.

Активное применение в 2010 году электронного способа декларирования товаров через Интернет реально показало его плюсы, благодаря которым этот прогрессивный способ декларирования нашел понимание и, что самое главное, поддержку деловых кругов области.

Важнейшие преимущества электронного декларирования через Интернет, по свидетельству применяющих Интернет-технологии участников ВЭД и таможенных брокеров, заключаются в следующем:

) Минимизация времени проверки электронных ГТД. Экономический эффект от применения электронной формы декларирования проявляется, прежде всего, в минимизации временных и финансовых издержек, связанных с простоем транспортных средств при экспорте, погрузо-разгрузочными работами на СВХ и нахождением товаров на временном хранении при импорте.

) Взаимодействие в режиме on-line между работником декларанта / таможенного брокера и таможенным инспектором посредством обмена авторизованными электронными сообщениями дает возможность отслеживать в режиме реального времени все этапы таможенного оформления, вплоть до конкретных действий представителя таможенного органа и участника ВЭД, обеспечивает оперативность и прозрачность процессов таможенного оформления, а также позволяет экономить на транспортных, командировочных и прочих расходах, обусловленных при бумажном декларировании удаленностью участника ВЭД от места таможенного оформления.

) Сокращение использования бумажных носителей, простота и удобство использования архивов долгосрочных электронных документов, хорошая читаемость копий электронных ГТД позволяют значительно упростить и оптимизировать документооборот.

) Необходимость скорейшего перехода к применению электронного декларирования через Интернет обусловлена тем, что согласно пункту 6 раздела V Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ, стратегия развития таможенных органов на ближайшую перспективу основана на возможности осуществления декларирования товаров и представления документов и сведений таможенным постам внутри страны именно в электронной форме через Интернетс применением технологии удаленного выпуска товаров, предполагающей осуществление операций фактического таможенного контроля по месту нахождения товаров в таможенных органах, расположенных на таможенно-логистических терминалах в местах, приближенных к государственной границе РФ в соответствии с приказом ФТС России от 10.12.2009 № 2233 «Об утверждении Порядка совершения должностными лицами таможенных органов таможенных операций при декларировании и выпуске товаров и транспортных средств, размещаемых на складах временного хранения, расположенных в местах, приближенных к государственной границе РФ».

Список используемой литературы

Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. N 17).

Решение Комиссии таможенного союза № 257 от 20 мая 2010 года «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций».

Решение Комиссии таможенного союза № 899 от 09 декабря 2011 года «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом».

Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ.

Федеральный закон № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». - Режим доступа: компьютерная сеть ВФ РТА. - БД Консультант Плюс.

Концепция развития таможенных органов РФ: Распоряжение Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 2225-р. - Режим доступа: компьютерная сеть ВФ РТА. - БД Консультант Плюс.

Приказ ФТС России № 192 от 10 марта 2006 года «Об утверждении Концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации».

Приказ ФТС России № 1230 от 3 октября 2008 года. «Об утверждении Инструкции об особенностях совершения должностными лицами таможенных органов отдельных таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, с использованием предварительной информации».

Приказ ФТС РФ № 1062 от 30 октября 2006 г. «Об обеспечении безопасности информации при информационном взаимодействии таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и сетями общего пользования». - Режим доступа: компьютерная сеть ВФ РТА. - БД Консультант Плюс.

Приказ ФТС России № 64 от 31 января 2005 года. О решении коллегии ФТС России от 17.12.2004 "О программе развития и внедрения в таможенных органах Российской Федерации электронной формы декларирования товаров и транспортных средств".

Приказ ГТК России № 395 от 30 марта 2004 года. «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме». - Режим доступа: компьютерная сеть ВФ РТА. - БД Консультант Плюс.

Приказ ФТС России № 52 от 24 января 2008 года. «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей "Интернет".

Афонин П.Н., Сальников И. А. Информационное обеспечение в таможенных органах: Учебник - СПб: Санкт-Петербургский им. В.Б. Бобкова филиал РТА, 2012 г.- 392 с.

Афонин П.Н. Информационные таможенные технологии. Курс лекций. - Спб РИО СПб филиала ГОУ ВПО РТА, 2012.- 215 с.

Афонин П.Н., Глебов В.Е., Талюкип Ю.Л. Планирование таможенной деятельности: технологии и решения // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала РТА, 2011. С. 107-111.

Афонин П.Н., Фетисов В.А. Программа дисциплины «Информационные таможенные технологии». Специальность: 350900. СПб.; РИО СПб.им. Бобкова филиала РТА, 2011. 12 с.

Бобков В.Б. Формирование информационной системы управления таможенной деятельностью. СПб.: СПб.филиал РТА, 2012.

Будаковский Д. Значение информационных технологий и роль компьютерной безопасности в таможенном деле // Центр исследования компьютерной безопасности. - М.: МНРИ, 2011. - 119 с.

Данилин Н.С., Якупов Р.Г. Введение в информационные таможенные технологии: Учебно-методическое пособие. М.: РИО РТА, 2012.

Малышенко Ю.В. Информационные технологии в таможенном деле: Учеб.пособие: Ч. 1. Владивосток: ВФ РТА, 2011. - 265 с.

Макрусев В.В. Проблемные направления и задачи автоматизации процессов управления таможенной службой России // Проблемы теории и практики таможенного дела: Сб. науч. тр.: В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Н.М. Блинова. М.: РИО РТА, 2011. С. 282-295.

Мельников В.В. Защита информации в компьютерных системах. М.: Финансы и статистика; Электроинформ, 2012. 246 с.

Ершов А. Д., Копанева П. С. Информационное обеспечение управления в таможенной системе. - СПб.: Знание, 2012. - 232 с.

Рассолов И.М. Право и Интернет. Теоретические проблемы. - М.: Издательство НОРМА, 2012. - 391 с.

Сиротский А.Н., Гошин В.А. Основы таможенного дела: Учебник / В.А. Гошин, А.Н. Сиротский, Н.А. Дубинский и др.; Под ред. А.Н. Сиротского, В.А. Гошина. - Мн.: БГУ, 2011. - 475 с.

Симонович С.В. Информатика для юристов и экономистов / и др. СПб: Питер, 2011.

Фетисов В.А. Основы информационных таможенных технологий. СПб: СПб им. В.Б.Бобкова филиал РТА. 2012.- 282 с.

Щетинин А.А. Институт таможни как регулирующий орган функционирования многоукладной экономики России // Современное состояние, проблемы и перспективы. - 09.10.2012.

Похожие работы на - Влияние систем электронного декларирования на повышение эффективности таможенного дела

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!