Стартер ВАЗ 2107

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Транспорт, грузоперевозки
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,03 Мб
  • Опубликовано:
    2014-08-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Стартер ВАЗ 2107

Содержание

Введение

1. Технические характеристики ВАЗ 2107

2. Устройство стартера ВАЗ 2107

2.1 Назначение и виды стартеров

2.2 Принцип работы стартера

2.3 Устройство и работа стартера ВАЗ - 2107

3. Техническое обслуживание и ремонт стартера

3.1 Перечень работ при техническом обслуживании стартера

3.2 Возможные неисправности стартера

3.3 Ремонт стартера

3.3.1 Разборочные работы, осуществляемые в процессе ремонта стартера

3.3.2 Дефектация деталей стартера

3.3.3 Методы восстановления работоспособности стартера

3.3.4 Сборочные работы

3.3.5 Послеремонтные испытания

4. Охрана труда

Список использованных источников

Введение


LАDА 2107 (раннее обозначение ВАЗ-2107 "Жигули") - советский <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0> заднеприводный <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%B4> малый <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0> автомобиль II группы, одна из последних моделей "классики", выпускавшаяся на ОАО "Волжский автомобильный завод/АвтоВАЗ <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%92%D0%90%D0%97>" с марта 1982 года <https://ru.wikipedia.org/wiki/1982_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> по апрель 2012 года <https://ru.wikipedia.org/wiki/2012_%D0%B3%D0%BE%D0%B4>, и выпускаемая в Египте с 2006 <https://ru.wikipedia.org/wiki/2006> года по настоящее время. Являлась модифицированной люкс-версией автомобиля LАDА-2105 <https://ru.wikipedia.org/wiki/LADA-2105>, который, в свою очередь, ведёт своё происхождение от Fiаt 124 <https://ru.wikipedia.org/wiki/Fiat_124>, малолитражного семейного седана образца 1966 года (победителя конкурса Европейский автомобиль года <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8C_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0> 1967 года). На экспорт ВАЗ-2107 шёл под названиями Lаdа Nоvа, Lаdа Rivа, Lаdа 1500.

С 2002 до 2012 года ВАЗ-21070 (модификация ВАЗ-2107) производился на Украине <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D0%B0> (ЛуАЗ <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%83%D0%90%D0%97>, ЗАЗ и КрАСЗ <https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9A%D1%80%D0%90%D0%A1%D0%97&action=edit&redlink=1>)). В мае 2008 года сборка LАDА 2107 налажена на аргунском <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%B3%D1%83%D0%BD_(%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4)> заводе "Пищемаш" в Чеченской республике <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D1%87%D0%BD%D1%8F>. С апреля 2011 года сборка LАDА 2107 перенесена на ИжАвто <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B6%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE> в Ижевск. За неполный год производства в Ижевске произведено 42,5 тыс. "семёрок".

Первоначально на автомобилях ВАЗ-2107, - 21072,-21074 устанавливали четырехцилиндровые карбюраторные двигатели соответственно моделей 2103, 2105 и 2106. Эти двигатели могут встречаться с унифицированными (с 1987 года) четырех - и пятиступенчатыми (ВАЗ-2112) коробками передач. Пятиступенчатые КП для ВАЗ-21074 в 1992-м незначительно модернизировали. С 1990 года двигатели оснащают шатунами новой конструкции, а еще через четыре года на мало распространенную модификацию ВАЗ-21072 начали устанавливать двигатели ВАЗ-21011 с цепным приводом распредвала. Все двигатели для "семерки" с 1995 года не оснащают реле-прерывателем PC-492, что можно определить при торможении стояночным тормозом по постоянному свечению его контрольной лампы.

стартер автомобиль неисправность ремонт

С 2001 г. была принята новая программа комплектации моделей, для модели ВАЗ 2107 появились исполнения - "стандарт" и "норма", для ВАЗ 21074 - "норма" и "люкс".

В апреле 2012 года концерн АвтоВАЗ принял решение окончательно прекратить производство классического седана LАDА 2107 на заводе "ИжАвто". Данное решение принято по причине сильно упавшего спроса на данную модель, а также из-за ускорения работ в Ижевске по подготовке производства к выпуску Lаdа Grаntа <https://ru.wikipedia.org/wiki/Lada_Granta>. Последний седан LАDА 2107 сошел с конвейера завода "ИжАвто" 17 апреля 2012 года. Однако и после полного закрытия производства LАDА 2107 в России, эта модель будет продолжать изготовляться в Египте предприятием Lаdа-Египет.

В автомобилях последних лет выпуска (под программу государственной утилизации автомобилей), с целью максимального снижения отпускной цены, произведено максимальное удешевление элементов относительно ранее выпускавшихся комплектаций. Из замеченного: в обшивке задних дверей отсутствуют пепельницы; внутрисалонные рукоятки дверей выполнены из формованного жесткого пластика (вместо прорезиненного материала); на потолочных поручнях отсутствуют одежные крючки; применен один слабый и капризный звуковой сигнал "таблетка", вместо двух "рожков". В комплектации авто 2010 г. в. отсутствовал насос.

В целом ВАЗ-2107 можно с основанием назвать самым совершенным и комфортабельным заднеприводным отечественным седаном, к тому же довольно много различных фирм занимается тюнингом "вазовских" моделей, и "семерку" можно дооснастить всеми повышающими комфорт или динамику наворотами, причем за "просто смешные деньги" по сравнению с иномарками.

1. Технические характеристики ВАЗ 2107


Рис. 1 Габаритные размеры ВАЗ 2107

Кузов

Тип кузова

Седан

Количество дверей

4

Количество мест

5

Ширина

1620 мм

Длина

4145 мм

Высота

1440 мм

Колесная база

2424 мм

Колея передняя

1365 мм

Объем багажника максимальный

379 л

Колея задняя

1321 мм

Дорожный просвет

170 мм

Двигатель

Тип двигателя

Бензин

Расположение двигателя

Спереди, продольно

Объем двигателя

1690 см3

Мощность

80 л. с.

При оборотах

5400

Крутящий момент

128/3200 н*м

Система питания

Моновпрыск

Газораспределительный механизм

ОHC

Расположение цилиндров

Рядный

4

Диаметр цилиндра

82 мм

Ход поршня

80 мм

Степень сжатия

9,3

Количество клапанов на цилиндр

2

Топливо

АИ-95

Подвеска

Тип передней подвески

Двойной поперечный рычаг

Тип задней подвески

Винтовая пружина

Трансмиссия

 Тип КПП

 Механическая

Кол-во передач

5

Кол-во передач (мех коробка)

5

Передаточное отношение главной пары

3,9

Привод

Задний

Тормозная система

Передние тормоза

Дисковые

Задние тормоза

Барабанные


Рулевое управление

Тип рулевого управления

Червячный редуктор

Эксплуатационные показатели

Максимальная скорость

155 км/час

Время разгона (0-100 км/ч)

17 с

Расход топлива в городе на 100 км

8,9 л

Расход топлива на шоссе на 100 км

5,3 л

Расход топлива в смешанном цикле на 100 км

6,4 л

Снаряженная масса автомобиля

1030 кг

Допустимая полная масса

1430 кг

Объем топливного бака

39 л

Размер шин

175/70 R13



2. Устройство стартера ВАЗ 2107


2.1 Назначение и виды стартеров


Двигатели внутреннего сгорания, устанавливаемые на автомобилях, не имеют пускового момента. Для начала самостоятельной работы такого двигателя необходимо сообщить ему определенную начальную или пусковую частоту вращения, т.е. запустить двигатель.

Система запуска двигателя, как следует из названия, предназначена для запуска двигателя автомобиля. Система обеспечивает вращение двигателя со скоростью, при которой происходит его запуск.

На современных автомобилях наибольшее распространение получила стартерная система запуска. Система запуска двигателя входит в состав электрооборудования автомобиля <#"806075.files/image002.gif">

Рис. 2 Схема системы пуска двигателя: 1 - корпус стартера; 2 - вал якоря стартера; 3 - шестерня привода с муфтой свободного хода; 4 - рычаг привода шестерни; 5 - обмотки тягового реле; 6 - якорь тягового реле; 7 - контактная пластина; 8 - контактные болты; 9 - обмотки стартера; 10 - якорь стартера; 11 - коленчатый вал двигателя; 12 - зубчатый венец маховика.

При включении стартера через обмотку тягового реле стартера начинает протекать ток от аккумуляторной батареи. Якорь реле втягивается и контакты реле замыкаются. Одновременно якорь реле через рычаг перемещает обгонную муфту с шестерней. Ступица обгонной муфты поворачивает на винтовых шлицах. При включении стартера через обмотку тягового реле начинается вращение вала якоря стартера, а также и шестерню, что облегчает ввод ее в зацепление с зубчатым венцом маховика. Через замкнутые контакты тягового реле идет ток, питающий обмотки статора и якоря, и якорь стартера начинает вращаться вместе со ступицей и обгонной муфтой.

Рис. 3 Схема системы пуска двигателя в схема электрической цепи стартера: 1 - аккумуляторная батарея; 2 - предохранитель; 3 - замок зажигания; 4 - реле стартера

После запуска двигателя частота вращения шестерни превышает частоту вращения якоря стартера. В этом случае обгонная муфта свободно проворачивается, и крутящий момент не передается от маховика двигателя на вал якоря стартера. После отпускания ключа зажигания цепь питания обмоток тягового реле через выключатель зажигания размыкается, якорь тягового реле пружиной отжимается в исходное положение, контакты реле размыкаются и шестерня привода выходит из зацепления с зубчатым венцом маховика.

2.3 Устройство и работа стартера ВАЗ - 2107


Для пуска двигателя на большинстве выпускаемых автомобилей ВАЗ-2107 применяется стартер СТ-221 с электромагнитным включением шестерни привода, с роликовой обгонной муфтой и дистанционным управлением. Он установлен с правой стороны двигателя и крепится фланцем к картеру сцепления тремя болтами.

С 1986 г. на части выпускаемых автомобилей устанавливается стартер 35.3708. Он отличается применением торцевого коллектора и тем, что у него три сериесных и одна шунтовая катушки в обмотке статора.

Стартер СТ-221 представляет собой четырехщеточный, четырехполюсный электродвигатель постоянного тока со смешанным возбуждением и состоит из корпуса 40 с обмотками возбуждения, якоря с приводом, двух крышек 11 и 25 и тягового реле. Крышки и корпус стартера стянуты двумя шпильками, которые заворачиваются в крышку 11 и изолированы пластмассовыми трубками для предохранения от замыкания с выводами сериесных катушек обмотки статора.

Техническая характеристика:

Номинальное напряжение, В..12 Номинальная мощность, кВт..1,3 Направление вращения (со стороны шестерни).. правое Масса стартера, кг..8,5

Рис. 4 Стартер ВАЗ-2107:

1. Шестерня привода;

. Ролик обгонной муфты;

. Центрирующее кольцо обгонной муфты;

. Наружное кольцо обгонной муфты;

. Кожух обгонной муфты;

. Ось рычага привода включения шестерни стартера;

. Уплотнительная заглушка крышки стартера;

. Рычаг привода включения шестерни стартера;

. Тяга якоря реле;

. Крышка стартера со стороны привода;

. Возвратная пружина якоря реле;

. Якорь реле стартера;

. Скользящая втулка;

. Передний фланец реле;

. Обмотка реле;

. Стержень якоря;

. Скользящая втулка стержня якоря;

. Сердечник реле;

. Фланец сердечника;

. Щека каркаса обмотки реле;

. Пружина стержня якоря;

. Стяжной болт реле стартера;

. Контактная пластина;

. Верхний контактный болт;

. Крышка реле;

. Нижний контактный болт;

. Крышка стартера со стороны коллектора;

. Внутренняя изолирующая пластина положительного щеткодержателя;

. Тормозной диск крышки;

. Тормозной диск вала якоря;

. Клемма щетки стартера;

. Коллектор;

. Пружина щетки:

. Щеткодержатель;

. Щетка стартера;

. Вал якоря;

. Втулка крышки стартера;

. Шунтовая катушка обмотки статора;

. Полюс статора;

. Корпус стартера:

. Обмотка якоря;

. Ограничитель хода выключения шестерни:

. Ограничительный диск хода шестерни;

. Поводковое кольцо;

. Центрирующий диск;

. Ступица обгонной муфты;

. Буферная пружина;

. Вкладыш ступицы обгонной муфты;

. Втулка шестерни привода;

. Ограничительное кольцо хода шестерни;

. Стопорное кольцо;

. Упорная шайба вала якоря;

. Регулировочная шайба осевого свободного хода.

 

Корпус изготовлен из свернутой в кольцо и сваренной встык стальной полосы и имеет четыре стальных полюса 40, закрепленных винтами. На полюсы надеты катушки обмотки. Корпус вместе с полюсами и обмоткой образует статор стартера.

Две сериесные катушки соединены между собой параллельно, а с обмоткой якоря - последовательно. Поскольку через них проходит основной ток, потребляемый стартером и зависящий от тормозного момента на валу якоря (чем больше момент, тем больше сила тока), то обмотка катушек состоит из медной ленты. Витки катушек изолированы друг от друга электроизоляционным картоном.

Шунтовые катушки соединены между собой последовательно, а с обмоткой якоря - параллельно. Через них протекает сравнительно небольшой ток, зависящий в основном от напряжения аккумуляторной батареи. Поэтому шунтовые катушки намотаны медным проводом в эмалевой изоляции. Все катушки статора обмотаны хлопчатобумажной лентой и пропитаны лаком.

Якорь стартера состоит из вала 37, сердечника с обмоткой 42 и коллектора 33. Вал якоря вращается в двух пористых металлокерамических втулках 38, запрессованных в крышки стартера и пропитанных маслом. Осевой свободный ход вала якоря регулируется подбором шайб 53 и должен быть в пределах 0,07-0,7 мм.

Сердечник якоря набран из пластин электротехнической стали толщиной 1 мм, напрессованных на среднюю часть вала, имеющую продольную накатку. По краям сердечника установлены пластины из электроизоляционного картона. В сердечнике имеются лазы полузакрытой формы, в которые уложена волновая обмотка якоря из медной ленты. В каждом пазу находится два проводника обмотки, изолированные от сердечника и между собой электроизоляционным картоном. Края обмотки, выходящие из пазов сердечника, стянуты бандажами, предохраняющими проводники обмотки от выгибания центробежной силой при высокой частоте вращения якоря. Бандажи выполнены из медной проволоки, намотанной на подкладку из картона. У некоторых стартеров бандаж имеется только со стороны привода и выполнен из капронового волокна. Концы обмотки припаяны к пластинам коллектора 33, напрессованного на вал.

Коллектор состоит из армированного двумя стальными кольцами пластмассового основания, на котором установлены изолированные друг от друга медные пластины ламели коллектора. У части стартеров пластмассовое основание коллектора может быть со стальной ступицей-втулкой.

В крышке 26, отлитой из алюминиевого сплава, закреплены заклепками четыре стальных щеткодержателя 35 с медно-графитовыми щетками Два щеткодержателя изолированы от крышки пластмассовыми пластинами внутренней 26 и наружной. Это щеткодержатели положительных щеток. К ним присоединяются выводы сериесных катушек, другие два щеткодержателя приклепаны непосредственно к крышке 26 и, следовательно, соединены с массой. Это щеткодержатели отрицательных щеток. К одному из этих щеткодержателей присоединяется вывод шунтовых катушек. Щетки прижимаются к коллектору спиральными пружинами с силой до 10 Н (1 кгс).

На переднем конце вала якоря установлен привод стартера, состоящий из роликовой обгонной муфты и шестерни 1. Назначение обгонной муфты - передавать крутящий момент от вала якоря стартера к венцу маховика при пуске двигателя, а после пуска, работая в режиме обгона, не допускать передачи крутящего момента от маховика на якорь. Иначе может произойти выброс обмотки якоря из пазов сердечника из-за "разноса" чрезмерно высокой частоты вращения якоря маховиком работающего двигателя.

Муфта состоит из ступицы 47, наружного кольца 5 с роликами 3 и внутреннего кольца, объединенного с шестерней 1 привода. На ступице 47 муфты установлены пластмассовый центрирующий диск с поводковым стальным кольцом 45 и пластмассовый ограничительный диск 46, прижатые пружиной к стопорному кольцу на ступице. Ступица имеет с одной стороны внутренние винтовые шлицы и может, поворачиваясь перемещаться по винтовым шлицам вала якоря. С другой стороны в ступицу запрессован пропитанный маслом металлокерамический вкладыш 48, скользящий по гладкой части вала якоря. К ступице тремя заклепкам и крепится наружное кольцо 5 обгонной муфты, в котором размещены три ролика 3 с плунжерами 55, пружинами и направляющими стержнями 54. Эти детали удерживаются от выпадения стальным кожухом 6. На стартерах более поздних выпусков цилиндрические плунжеры заменены Г-образными пластинчатыми толкателями. Пазы, в которых находятся ролики 3, имеют переменную ширину. Пружинами ролики прижимаются в узкую часть паза, в которой они при передаче вращения от стартера к венцу маховика заклиниваются между наружным и внутренним кольцом муфты и передают вращение от наружного кольца к внутреннему, т.е. от вала к шестерне. После пуска двигателя шестерня, а следовательно и внутреннее кольцо, станет вращаться быстрее (т.е. обгонять наружное) и ролики будут выброшены в широкую часть паза, где они будут свободно проворачиваться не заклиниваясь и крутящий момент муфтой передаваться не будет.

Кожухом 6 закреплены также два упорных полукольца 4, входящих в кольцевую проточку шестерни 1. Шестерня имеет латунную втулку с включениями из графита и может свободно перемещаться по гладкому концу вала якоря и вращаться на нем.

Крышка 11 стартера со стороны привода отлита из чугуна, так как фланцем крышки стартер крепится к картеру сцепления, и она испытывает наибольшие нагрузки. Для обеспечения правильного зацепления шестерни стартера с венцом маховика на крышке 11 имеется центрирующий поясок, входящий в отверстие кожуха сцепления. На крышке закреплено тяговое реле.

Электромагнитное тяговое реле стартера служит для ввода шестерни 1 в зацепление с венцом маховика и для замыкания цепи питания обмоток якоря и статора. На каркасе из латунной трубки и двух картонных щек намотаны две обмотки: удерживающая (намотана снаружи) и втягивающая (намотана внутри). Обе обмотки намотаны в одну сторону. Начала обмоток припаяны к штекеру. Конец удерживающей обмотки приварен к фланцу 20, т.е. соединен с массой", а конец втягивающей обмотки подведен к нижнему контактному болту 27. На стартерах выпуска до 1981 г. была только одна обмотка.

Стальные фланцы 15 и 20 вместе с ярмом образуют магнитную систему реле. К фланцу 20 приварен сердечник 19. На якоре 13 реле с одной стороны приклепана тяга 10 для сцепления с рычагом 9, а с другой стороны завальцован стержень 17, проходящий сквозь отверстие в сердечнике и имеющий на конце подпружиненную медную контактную пластину 24. С целью улучшения скольжения якоря и для устранения заеданий, на стержень 17 якоря надета втулка из полиамидной пластмассы. При включении реле контактная пластина 24 замыкает два неподвижных контакта, выполненные в виде медных болтов 25, закрепленных гайками на пластмассовой крышке 26. К нижнему контактному болту присоединяются выводы обмотки статора, а к верхнему - провод от аккумуляторной батареи. Фланцы реле стянуты вместе с крышкой тремя болтами. Этими же болтами реле крепится к крышке стартера.

Тяговое усилие от реле передается к приводу стартера через пластмассовый рычаг 9, закрепленный на оси 7 в крышке 11. В пазы вилки рычага входят ушки поводкового кольца 45.

Стартер включается с помощью вспомогательного реле 56 типа РС-534 или 113.3747-10, установленного в моторном отсеке на правом брызговике. До 1986 г. это реле не применялось и напряжение на обмотки тягового реле подавалось непосредственно от выключателя зажигания. Тогда штекер "50" стартера соединялся красным проводом (показан на рисунке) с монтажным блоком. Со вспомогательным реле этот провод не ставится.

При повороте ключа в положение II ("Стартер") замыкаются контакты "30" и "50" выключателя зажигания 58 и через обмотку вспомогательного реле 56 начинает протекать ток, замыкающийся по пути: "плюс" аккумуляторной батареи зажим - "30" генератора - монтажный блок 57 - контакты "30" и "50" выключателя зажигания 58 монтажный блок обмотка вспомогательного реле 56 - масса.

Контакты вспомогательного реле замыкаются, и через них идет ток в обмотки тягового реле по пути: "плюс" аккумуляторной батареи - зажим "30" генератора - контакты "87" и 30" вспомогательного реле - штекер "50"стартера. Здесь путь тока раздваивается на две параллельные ветви. Одна проходит через удерживающую обмотку (на схеме слева) тягового реле и на "массу", а вторая - через втягивающую обмотку (на схеме справа), через обмотки статора и якоря тоже на "массу".

При замыкании контактных болтов втягивающая обмотка (на схеме справа) реле обесточивается, так как оба ее конца оказываются соединенными с "плюсом" аккумуляторной батареи. Но поскольку якорь реле уже втянут, то для его удержания в этом положении требуется сравнительно небольшой магнитный поток, который создает удерживающая обмотка (на схеме слева).

После замыкания контактов тягового реле через обмотки статора и якоря начинает протекать ток. В результате взаимодействия магнитных полей, создаваемых током, якорь стартера начинает вращаться. Вращение якоря через винтовые шлицы передается ступице 47 и наружному кольцу 5 обгонной муфты стартера. Поскольку ролики 3 муфты смещены пружинами в узкую часть паза наружного кольца, а шестерня тормозится венцом маховика, то ролики заклиниваются между наружным и внутренним кольцом обгонной муфты и крутящий момент от вала якоря передается через муфту и шестерню к венцу маховика. Одновременно, в результате торможения шестерни и вращения якоря ступица 47 муфты свинчивается со шлицев вала якоря, и шестерня досылается до упора в кольцо 51, полностью входя в зацепление с маховиком.

После возвращения ключа в положение I ("Зажигание"), вспомогательное реле 56 отключается. Его контакты размыкаются, и цепь питания тягового реле стартера через вспомогательное прерывается. Теперь ток идет по следующему пути: "плюс" аккумуляторной батареи - замкнутые контакты тягового реле - втягивающая, а затем удерживающая обмотки тягового реле масса. Якорь реле пружинами отжимается в исходное положение, и контакты реле размыкаются, отключая питание обмоток якоря и статора стартера.

Одновременно якорь тягового реле рычагом 9 передвигает обгонную муфту назад в исходное положение и выводит шестерню из зацепления с венцом маховика. Возвратная пружина 12 через рычаг, диск 44 и ограничитель 43 давит на якорь в сторону крышки 26. Тормозной диск 31 вала якоря упирается в тормозной диск 30 крышки, и якорь быстро прекращает вращение.

3. Техническое обслуживание и ремонт стартера


3.1 Перечень работ при техническом обслуживании стартера


ТО-1 - провести очистительные, крепёжные и контрольно-осмотровые работы, обращая особое внимание на состояние изоляции проводов и контактов внешней цепи. Сильно окисленные контакты зачистить, при спайке или надрыве проводов в местах соединения с клеммами их следует заменить. Проверить пуск двигателя стартером, при обнаружении неисправностей стартер следует сдать для проверки в электроцех.

ТО-2 - выполнить объём работ при ТО-1. Проверить работу стартера пуском двигателя; после проведения диагностики переносными приборами или с помощью тестеров делают заключение о техническом состоянии стартера. Предварительно необходимо снять защитную ленту, проверить состояние щёток и коллектора; при замасливании его протирают ветошью, смоченною в бензине; следы подгорания и окисления можно удалить, подсунув полоску шкурки под щётки зерном к коллектору (зернистость 100-140). Затем продуть сжатым воздухом. При явной неисправности и при сезонном ТО-2 необходимо стартер передать в электроцех для диагностики, обслуживания и ремонта.

При очередном сезонном обслуживании автомобиля после пробега 100 000 км необходимо снять стартер с двигателя, провести его разборку и осмотр.

Стартер потребляет большой ток, поэтому даже незначительные переходные сопротивления в его цепи могут снизить мощность стартера.

Проверить исправность проводов, соединяющих аккумуляторную батарею со стартером и блоком двигателя.

В целях обеспечения надежности и безотказной работы стартер очищают от грязи и масла, проверяют его крепление на двигателе, состояние и крепление наконечников проводов на выводах стартера и в цепи питания.

Не реже одного раза в год стартер снимают с двигателя, снимают крышку и проверяют состояние коллектора и щеток, продувают сжатым воздухом, при необходимости очищают коллектор и заменяют щетки. Рабочая поверхность коллектора должна быть гладкой и не иметь значительного подгорания, ее рекомендуется протереть чистой тряпкой, смоченной в бензине. Если грязь или следы подгорания не удается устранить, то коллектор следует зачистить мелкой шкуркой.

3.2 Возможные неисправности стартера


Неисправность

Возможные причины неисправности

Способ устранения

При запуске стартер не крутит двигатель

Разряжен, либо неисправен аккумулятор

Зарядить или заменить аккумулятор


Нет массы на двигатель

Проверить надежность контакта массы, подтянуть болты крепления провода массы


Переключатель скоростей стоит не в положении "P" или "N" (АКПП)

Переключить в положение "P"


Неисправен многофункциональный датчик АКПП

Заменить датчик


На 50-ую клемму втягивающего реле не приходит питание

Проверить целостность провода клеммы. Проверить контактную группу замка зажигания


Щетки не плотно прилегают к коллектору ("зависли", либо износились)

Проверить длину и свободу перемещения щеток в щеткодержателе. Заменить щетки или щеточный узел


Неисправно втягивающее реле

Заменить втягивающее реле


Сильный износ коллектора якоря

Проверить и, если требуется, заменить якорь

Стартер медленно крутит двигатель

Разряжен, либо неисправен аккумулятор

Зарядить или заменить аккумулятор


Плохая масса на двигатель

Проверить надежность контакта массы, подтянуть болты крепления провода массы


Износ втулок стартера

Заменить втулки стартера


Неисправно втягивающее реле

Заменить втягивающее реле


Обмотка статора или якоря имеет контакт с массой

Заменить статор или якорь


Щетки не плотно прилегают к коллектору ("зависли", либо износились)


Плохой контакт провода между стартером и аккумулятором

Проверить длину и свободу перемещения щеток в щеткодержателе. Заменить щетки или щеточный узел


Износ бендикса

Проверить провод

Стартер работает, а коленвал не вращается

Разрушены части редуктора

Заменить бендикс


Неисправна контактная группа замка зажигания

Заменить неисправную часть редуктора

После запуска двигателя, стартер продолжает вращаться

Неисправно втягивающее реле

Заменить контактную группу замка зажигания




3.3 Ремонт стартера

3.3.1 Разборочные работы, осуществляемые в процессе ремонта стартера

Перед ремонтом снимают стартер с двигателя и разбирают. Необходимо отвернуть гайку на нижнем контактном болту тягового реле и отсоединить от него вывод обмотка статора. Отвернуть гайки крепления тягового реле и снять его.

Отвернуть винты и снимать защитный кожух 8 (рис.5). Снять стопорную шайбу 9, вывернуть стяжные болты 12 и отсоединить корпус 11 с крышкой 5 от крышки 1 с якорем 13. Вынуть заглушку 2 из передней крышки.

Отвернуть винты крепления к щеткодержателям выводов обмотки статора, и отсоединить корпус от крышки 5. Снять пружины 7 и щетки 6.

Расшплинтовать и вынуть из крышки ось рычага 3 привода стартера. Вынуть рычаг и якорь с приводом из крышки, а затем отсоединить рычаг от привода.

Чтобы снять с якоря привод, удалить стопорное кольцо из-под ограничительного кольца 16. Привод разбирается после снятия со ступицы муфты стопорной шайбы.

Если тяговое реле выполнено в разборном исполнении, т.е. детали реле не завальцованы в его корпусе, то для его разборки нужно отвернуть гайки стяжных болтов и отпаять выводы обмоток от штекера "50" и от наконечника, закрепленного на нижнем контактном болту тягового реле.

После разборки продуть детали сжатым воздухом и протереть.

Рис. 5 Детали стартера 35.3708

1 - крышка стартера со стороны привода с промежуточным кольцом; 2 - резиновая заглушка; 3 - рычаг привода; 4 - тяговое реле; 5 - крышка со стороны коллектора; 6 - щетка; 7 - пружина щетки; 8 - защитный кожух; 9 - стопорная шайба; 10 - регулировочная шайба; 11 - корпус; 12 - стяжной болт; 13 - якорь; 14 - изолирующая трубка; 15 - обгонная муфта с шестерней привода; 16 - ограничительное кольцо

Особенности разборки стартера СТ-221 связаны с другой конструкцией коллектора и задней крышки.

Рис. 6 Детали задней части стартера СТ-221:

1 - полюс статора; 2 - сериесная катушка обмотки статора; 3 - шунтовая катушка обмотки статора; 4 - резиновая заглушка; 5 - защитная лента; 6 - крышка со стороны коллектора; 7 - втулка вала якоря; 8 - щетка; 9 - пружина щетки; 10 - тормозной диск крышки; 11 - корпус стартера

После снятия тягового реле необходимо ослабить винт крепления стяжной защитной ленты 5 (рис. 6) на крышке 6 со стороны коллектора и снять ленту с прокладкой. Вывернуть винты крепления к щеткодержателям клемм щеток и выводов обмотки статора, и снять щетки 8.

Дальше разборка стартера СТ-221 аналогична разборке стартера 35.3708.

После разборки стартера очищают его внутренние поверхности от пыли и грязи, проверяют техническое состояние всех узлов и деталей и ремонтируют их, проверяют и заменяют подшипники, щеткодержатели и щетки, зачищают или растачивают коллектор и пр. Запрещается погружение деталей стартера в моющие жидкости (бензин, дизельное топливо и др.).

При разборке стартера детали продувают сжатым воздухом и протирают тряпкой, смоченной в бензине. При необходимости растачивают на станке коллектор якоря, заменяют подшипники и их смазку.

3.3.2 Дефектация деталей стартера

Дефекты стартеров: забоины и заусенцы на посадочных местах крышек; срыв внутренней и внешней резьбы на отдельных деталях стартера; срыв шлицев головок винтов крепления полюсных сердечников; задиры на внутренней поверхности полюсных сердечников из-за задевания их железом якоря при износе подшипников; повреждение изоляции обмоток якоря и возбуждения из-за перегрева или загрязнения; нарушение изоляции изолированных щеткодержателей; износ якоря под втулки подшипников в крышках и промежуточной опоре; износ втулок; замыкание или обрыв обмоток катушек реле стартера или окисление контактных болтов и диска; повреждение муфты привода (заклинивание или проскальзывание роликов, трещины на одной из полумуфт, износ зубьев или забоины торцов шестерни и т.д.); износ роликов, отверстий под пальцы рычага привода.

Дефектацию отдельных деталей стартера осуществляют путем измерения изношенных поверхностей универсальным (микрометром, штангенциркулем, линейкой) или специальным (шаблонами, калибрами) измерительным инструментом.

Обрыв обмоток реле выявляют с помощью контрольной лампы. При отсутствии обрыва лампа, включенная между выводом реле и корпусом, должна гореть.

Без перемотки катушек реле можно устранить лишь обрыв в месте соединения вывода удерживающей обмотки с корпусом. Для этого пропаивают это соединение или осаживают заклепку, крепящую провод к корпусу.

Межвитковые замыкания обмоток реле стартера выявляют измерением сопротивления втягивающей и удерживающей катушек. Если измеренные сопротивления окажутся меньше значений, указанных в технических условиях, то имеется межвитковое замыкание. Если же имеется обрыв обмоток в других местах (обычно в соединении катушек с выводами), то так же, как и при межвитковых замыканиях, реле стартера заменяют исправным.

Состояние контактных болтов, диска реле и включателя оценивают осмотром. Изношенные медно-графитовые втулки крышек стартера заменяют новыми. Винты крепления полюсных сердечников с сорванными шлицами заменяют новыми.

Наиболее часто встречающейся неисправностью привода является заклинивание или пробуксовка муфты свободного хода. Проверку муфты на пробуксовку проводят прокручиванием шестерни привода относительно шлицевой втулки в приспособлении при помощи динамометрического рычага. В этом случае шестерня в одном направлении проворачиваться не должна (при моменте, превышающем в 2,5 раза номинальный крутящий момент стартера при полном торможении), а в другом направлении должна проворачиваться свободно. Привод, у которого имеет место пробуксовка или заклинивание муфты свободного хода, разбирают, а все детали дефектуют. При разборке муфту со снятой пружиной зажимают в патрон токарного станка и развальцовывают кожух специальным резцом. Кожух муфты можно развальцовывать в тисках с помощью специально заточенного зубила.

Изоляцию щеткодержателей крышки, обмотки якоря и других деталей контролируют лампочкой, которая не горит при нормальной изоляции и загорается, если она нарушена.

3.3.3 Методы восстановления работоспособности стартера

При ремонте стартеров выполняют следующие операции:

забоины и заусенцы на посадочных местах корпуса и крышек удаляют напильником;

нарушение изоляции щеткодержателей восстанавливают путем замены заклепок и оси. На новые заклепки и ось рычага щеткодержателя надевают новые изоляционные втулки и прокладки, после чего их расклепывают и покрывают головки цапонлаком или глиф-талевой нитроэмалью № 1201;

ремонт обмоток катушек возбуждения и якоря осуществляется путем замены изоляции. В качестве изоляции применяют кабельную бумагу, литероид толщиной 0,25.0,4 мм и хлопчатобумажную ленту.

У катушек возбуждения: удаляют поврежденную изоляцию; полоски изоляции вставляют между витками; сверху плотно обматывают хлопчатобумажной лентой; выводные концы катушек соединяют между собой и спаивают припоем ПОС-40 с применением канифоли; отремонтированные катушки пропитывают изоляционным лаком и просушивают в сушильном шкафу; в готовые и проверенные катушки вставляют полюсные сердечники и закрепляют в корпусе полюсными винтами. У обмотки якоря: концы проводов отпаивают от коллектора; отпаянные концы секций при помощи выколотки выбивают из пластин коллектора; снимают верхний слой проводов обмотки; перед снятием нижнего слоя проводов проверяют, отпаялись ли концы обмотки от пластин коллектора, после чего снимают провода; извлекают провода обмотки из пазов железа якоря (форму изгиба секций сохраняют); если обмотка деформирована, то ее правят на плите деревянным или медным молотком, проверяя форму выгиба секций по шаблону; удаляют из пазов старую изоляцию; вместо поврежденной торцовой изоляции на клею или изоляционном лаке устанавливают новую; в изолированный паз укладывают провод с таким расчетом, чтобы начало секции располагалось в прорези соответствующей пластины коллектора с учетом шага по пазам; между верхним и нижним проводниками в пазу укладывают изоляцию из электроизоляционного картона (у якорей стартеров повышенной мощности хлопчатобумажный шнур диаметром 3 мм); укладка нижних концов секций в шлицы пластин коллектора; укладка на проводники воротничка из плотной бумаги; запрессовка в шлицы пластин коллектора верхних концов секций; припаивание концов проводов обмотки к пластинам коллектора; проверка изоляции обмотки; пропитка и сушка якоря; обтачивание коллектора с последующим шлифованием стеклянной шкуркой (допустимое уменьшение диаметра коллектора не должно превышать размера, указанного в технических условиях).

В случае, если пластины коллектора имеют замыкание на корпус или ослабло их крепление на втулке, коллектор заменяют новым.

При наличии погнутости стальной крышки стартеров их правят.

Трещины и отколы чугунных и алюминиевых крышек устраняют электродуговой или газовой сваркой. Изношенные втулки подшипников заменяют новыми. Новые втулки перед запрессовкой высушивают при температуре 80.120°С в течение 1 ч, после чего выдерживают в авиационном масле МС-14 в течение 2 ч при температуре плюс 180.190°С. После запрессовки втулку развертывают под номинальный или ремонтный размер шейки вала якоря.

Изношенные шейки вала якоря под крышки ремонтируют шлифованием под ремонтный размер.

Ремонт втулки с муфтой свободного хода привода стартера осуществляют заменой изношенных деталей (роликов, толкателей роликов, пружин и т.д.) и зачисткой забоин и заусенцев на зубьях шестерни. На собранную муфту надевают стальной кожух, закрепляют привод в патроне токарного станка и завальцовывают кожух путем обкатки и роликом. При незначительном подгаре болтов и диска у реле включения контактирующие поверхности зачищают. При большом подгаре контактные болты следует повернуть на 180° или заменить, а контактный диск перевернуть на другую сторону.

3.3.4 Сборочные работы

Собирают стартер в обратной последовательности. При этом следует обращать внимание на следующее. При сборке муфты необходимо строго соблюдать последовательность чередования дисков. Диски должны быть ровными и свободно перемещаться на шлицах ведущей обоймы и ведомой втулки. Все шлицы при сборке слегка смазать маслом, применяемым для двигателя, а подшипники качения наполнить смазкой ЦИАТИМ-201.

Все работы по обслуживанию стартера, связанные с его разборкой, влекут за собой нарушение его герметизации. Поэтому для обеспечения надежной герметизации при сборке стартера все уплотняющие детали должны быть заменены новыми.

Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателях без заеданий и перекосов; пружины должны прижимать щетки к коллектору с усилием, соответствующим данным технических условий; допустимый люфт вала якоря должен быть 0,8.1,0 мм, а радиального люфта, ощутимого рукой, не должно быть; муфта привода стартера должна свободно перемещаться по шлицам вала и возвращаться в исходное положение; перед сборкой необходимо смазать шейки вала и трущиеся детали привода; зазор между шестерней и упорным кольцом при включенном положении реле стартера и люфте, выбранном в сторону коллектора якоря, должен быть в пределах 2,5-0'5 мм; должен быть проверен момент включения основных и дополнительных контактов реле.

3.3.5 Послеремонтные испытания

Испытание стартеров проводят на контрольно-испытательном стенде типа 2214, Э211, 532М с целью проверки характеристики холостого хода и полного торможения в соответствии с техническими условиями. Отклонение крутящего момента от нормы в меньшую сторону, а силы тока в большую указывает на дефекты в обмотках стартера или на неправильную его сборку. Малый крутящий момент и потребляемый ток свидетельствуют о плохом контакте питания стартера. Если напряжение на зажимах стартера находится в пределах нормы, то неисправность следует искать в самом стартере.

Собранный стартер проверяется на двигателе путем включения для прокручивания коленчатого вала.

4. Охрана труда


В России существует государственная система стандартов безопасности труда, устанавливающая общие требования безопасности работ (ГОСТ 12.3.017 - 85), которые проводятся на автотранспортных предприятиях, станциях ТО и специализированных центрах при всех видах технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей.

Все лица, поступающие на работу, проходят вводный инструктаж по технике безопасности и производственной санитарии, который является первым этапом обучения технике безопасности на данном предприятии.

Вторым этапом обучения является инструктаж на рабочем месте, проводимый с целью усвоения рабочим безопасных приемов труда непосредственно по той специальности и на том рабочем месте, где он должен работать.

. При техническом обслуживании и ремонте автомобилей необходимо принимать меры против их самостоятельного перемещения.

. Запрещается техническое обслуживание и ремонт автомобилей с работающим двигателем.

. Подъемно-транспортное оборудование должно быть в исправном состоянии и использоваться только по своему прямому назначению. К работе с этим оборудованием допускаются лица, прошедшие соответствующую подготовку и инструктаж.

. Во время работы запрещается оставлять инструменты на краю осмотровой канавы, на подножках, капоте или крыльях автомобиля.

. При сборочных работах совпадение отверстий в соединяемых деталях необходимо проверять специальными ломиками, бородками или монтажными крючками.

. Запрещается проверять совпадение отверстий пальцами.

. Во время разборки и сборки узлов и агрегатов необходимо применять специальные съемники и ключи. Трудно снимаемые гайки сначала следует смочить керосином, а затем отвернуть ключом, запрещается отвертывать гайки зубилом или молотком.

. Запрещается загромождать проходы между рабочими местами, деталями и узлами, а также скапливать большое количество деталей на местах разборки.

. Гидравлические и пневматические устройства должны быть снабжены предохранительными клапанами.

. Рабочий инструмент должен находиться в исправном состоянии.

Основными причинами возникновения пожаров на автотранспортных предприятиях являются: неисправность отопительных приборов, электрооборудования и освещения, неправильная их эксплуатация; самовозгорание горючесмазочных и обтирочных материалов при неправильном их хранении; неосторожное обращение с огнем.

Во всех производственных помещениях необходимо выполнять следующие противопожарные требования:

курить только в специально отведенных для этого местах;

не пользоваться открытым огнем;

хранить топливо и керосин в количествах, не превышающих сменную потребность;

не хранить порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов;

проводить тщательную уборку в конце каждой смены;

разлитое масло и топливо убирать с помощью песка;

собирать использованные обтирочные материалы, складывать их в металлические ящики с крышками и после окончания смены выносить в специально отведенное для этого места.

Чтобы не создавать условий для возникновения пожара в производственных помещениях и на автомобиле запрещается:

допускать попадание на двигатель и рабочее место топлива и масла;

оставлять в кабине, на двигателе и рабочих местах обтирочные материалы;

допускать течь в топливопроводах, баках и приборах системы питания;

держать открытыми горловины топливных баков и сосудов с воспламеняющими жидкостями;

мыть или протирать бензином кузов, детали и агрегаты, мыть руки и одежду бензином;

хранить топливо (за исключением находящегося в топливном баке автомобиля) и тару из-под топлива и смазочных материалов;

пользоваться открытым огнем при устранении неисправностей;

подогревать двигатель открытым огнем.

На видных местах около телефонных аппаратов должны быть вывешены таблички с указанием телефонов пожарных команд, план эвакуации людей, автомобилей и оборудования на случай пожара и фамилии лиц, ответственных за пожарную безопасность.

Пожарные краны во всех помещениях оборудуют рукавами и стволами, заключенными в специальные шкафы. В помещениях устанавливают пенные огнетушители (один огнетушитель на 50 м2 площади помещения) и ящики с сухим песком (один ящик на 100 м 2 площади помещения). Около ящика с песком на пожарном стенде должны располагаться лопата, лом, багор, топор, пожарное ведро.

Список использованных источников


1.      Боровских Ю.И. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебник / Ю.И. Боровских, Ю.В. Буралев, К.А. Морозов, В.М. Никифоров, А.И. Фешенко. - М.: Высшая школа; Издательский центр "Академия", 1997. - 528 с.

2.      Епифанов Л.И., Епифанова Е.А. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. - 2-е изд., перераб. и допол. - Москва, 2009

.        Калисеким В.С., Манзон А.И., Начума Г.Е. Учебник водителя автомобиля категории "С": учебное пособие / Калисеким В.С., Манзон А.И., Начума Г.Е. - Краснодар: Пресс, 2008

.        Карагодин В.И., Шестопалов СК. Слесарь по ремонту автомобилей: Практическое пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1990.

.        Карташов В.П. Техническое проектирование АТП. - Москва: Транспорт, 1997

.        Масин М.А., Звягин А.А. Автомобили ВАЗ: изнашивание и ремонт.

.        Ю.М. Кузнецов. Охрана труда на автотранспортных предприятиях. - М.: Транспорт, 1990

.        Кузнецов Е.С. Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для вузов / Е.С. Кузнецов, В.П. Воронов, А.П. Болдин и др.; под ред.Е.С. Кузнецова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1991. - 413 с.

.        Роговцев В.Л. Устройство и эксплуатация автотранспортных средств: учебник / Роговцев В.Л., Пузанков А.Г., Олфильев В.Д. - М.: Транспорт, 1989. - 432 с.

.        Румянцев С.И. и др. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебник для ПТУ / Румянцев С.И., Синельников А.Ф., Штоль Ю.Л., - М.: Машиностроение, 1989. - 272 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!