Ревизорское дело на железнодорожном транспорте

  • Вид работы:
    Отчет по практике
  • Предмет:
    Транспорт, грузоперевозки
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,09 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Ревизорское дело на железнодорожном транспорте

Введение

управление контроль ревизия безопасность

Железнодорожный транспорт - ведущий в транспортной системе России. Его значение обусловлено двумя факторами: технико-экономическими преимуществами над большинством других видов транспорта и совпадением направления и мощности основных транспортно-экономических межрайонных и межгосударственных (в границах СНГ) связей России с конфигурацией, пропускной и провозной способностью железнодорожных магистралей. Российские железные дороги играют значительную роль в экономике России.

К железнодорожному транспорту относится структурный комплекс, состоящий их железнодорожных транспортных средств, сопутствующей производственной структуры, чья деятельность основана на осуществлении перевозок по железной дороге.

Преимуществом железнодорожного транспорта является независимость от природных условий (строительство железных дорог практически на любой территории, возможность ритмично осуществлять перевозки во все времена года, в отличие от речного транспорта). «Эффективность железнодорожного транспорта становится ещё более очевидной, если учесть такие его преимущества, как высокие скорости подвижного вагонопотока, универсальность, способность осваивать грузопотоки практически любой мощности (до 75-80 млн. т. в год в одном направление), во много раз больше чем у других видов транспорта. Среди существующих показателей наиболее точно характеризуют уровень мобильности железнодорожного транспорта следующие: удовлетворение потребностей народного хозяйства в перевозках за определенный период времени, соблюдение сроков доставки грузов, оборот вагона, участковая и техническая скорость, коэффициент участковой скорости, средний простой вагона под одной грузовой операцией. В пассажирских перевозках наиболее важны такие показатели, как соблюдение графика и расписания движения, выполнение плана пассажирских перевозок.

Задачи обеспечения безаварийности, профилактика и контроль за состоянием технических средств, соблюдением технологии, выполнением нормативов является основной в работе ревизорских служб. Масштабы этой работы велики и охватывают по сути все хозяйства железных дорог. Сотрудники ревизорской службы проводят ревизии, проверки, технические учебы, расследуют случаи брака, анализируют состояние безопасности движения поездов.

Зарождалась эта служба в непростое время, когда в конце 30-х годов прошлого века на железнодорожном транспорте СССР сложилась тяжелейшая аварийная обстановка. С целью исправить положение 17 мая 1937 года было принято постановление ЦК ВКП(б) и Правительства СССР, а народным комиссаром путей сообщения Лазарем Моисеевичем Кагановичем был подписан приказ №103Ц «О ревизорах НКПС по безопасности движения». Тогда же в структуре наркомата путей сообщения был создан главк, осуществляющий контроль за соблюдением требований, обеспечивающих безаварийную работу железнодорожного транспорта.

Регулярные комиссионные осмотры железнодорожного хозяйства, как правило, проходят при непосредственном участии и главенствующей роли всех ревизоров. Одни ревизоры проверяют хозяйство перевозок, грузовую и коммерческую работу, другие локомотивное, путевое, вагонное хозяйства, состояние работы служб сигнализации, централизации и блокировки. Есть ревизоры по опасным грузам, отдельная сфера работы у ревизоров по восстановительным поездам. Большое значение в функционировании путевого комплекса придается контролю за качеством ремонта, приему пути после всех видов ремонтных работ, а также работе средств дефектоскопии и вагонов-путеизмерителей, где также без ревизорских проверок не обходится. На сегодняшний день на железных дорогах ОАО «РЖД» работают более 1200 ревизоров, решающих ответственнейшую задачу безопасности движения поездов.

1. Назначение и характеристика работы станции практики

Станция Бочаты по объему и характеру выполняемой работы является внеклассной грузовой станцией. К станции примыкает в четном направлении двухпутный перегон Бочаты - Белово, в нечетном направлении Бочаты - Артышта 1. Организация движения грузовых поездов осуществляется по двусторонней автоблокировке.

Операции, выполняемые на станции:

расформирование порожних составов цистерн по видам обработки;

подачу и уборку составов, групп цистерн и битумных полувагонов на пути эстакад промывочно-пропарочной станции ОАО «ПГК», маневровую работу при их подготовке под налив;

расформирование обработанных групп цистерн на пропарочной станции и формирование готовых составов под налив нефтепродуктов;

подачу сформированных составов, групп цистерн и бункерных полувагонов под налив на пути ОАО «Газпромнефть - ОНПЗ»;

уборку погруженных на путях ОАО «Газпромнефть - ОНПЗ» составов и групп цистерн;

формирование технических маршрутов из груженых цистерн

- формирование передаточных поездов;

- операции по отправлению поездов своего формирования;

расформирование сухогрузных передаточных поездов и формирование групп вагонов по пунктам погрузки - выгрузки;

подача вагонов на пути погрузки-выгрузки, а также уборка после окончания грузовых операций.

1.1 Оперативное управление эксплуатационной работой станции

Оперативное руководство работой смены, обработкой поездов и составов в парках станции, маневровой работой по расформированию и формированию поездов, подачей и уборкой вагонов с погрузочно-выгрузочных мест, ППС и УТПВ ОАО «ПГК», приемом и отправлением поездов осуществляют: маневровый диспетчер станции, дежурные по станции постов ЭЦ-1 и (пост ЭЦ-2), горке и парку, каждый по кругу своих обязанностей, определенных в техническо-распорядительном акте станции и других нормативных документах.

Руководство работой смены, а также маневровой работой по расформированию и формированию поездов, уборке и подаче вагонов к местам погрузки, выгрузки, на УТПВ и ППС ОАО «ПГК» осуществляет маневровый диспетчер станции, который обеспечивает:

совместно с диспетчерским аппаратом единого диспетчерского центра управления (ЕДЦУ) (Кузбасский регион) текущее планирование работы станции;

организацию выполнения сменного плана по приему и отправлению поездов, грузовой работе, выполнению грузовых операций, в первую очередь с вагонами собственности других государств и с истекающими сроками доставки, а также координацию действий работников других служб, обеспечивающих работу станции;

выполнение технологических норм на обработку поездов и вагонов, количественных и качественных показателей работы станции;

максимальное совмещение операций по расформированию, формированию и обработке составов в парках станции;

формирование составов в соответствии с ПТЭ и установленными, для станции, планом формирования и графиком движения поездов;

непрерывность производственного процесса при смене дежурств за счет подготовки условий для работы вступающей смены (наличие свободных путей для беспрепятственного приема поездов, осаживание вагонов на путях сортировочного парка, развоз местного груза по местам погрузки, выгрузки, своевременная экипировка маневровых локомотивов, формирование и обработка поездов и др.);

эффективное использование технических средств станции, соблюдение мер по обеспечению безопасности движения и техники личной безопасности работников смены;

рациональное распределение работы между маневровыми районами;

отбор порожних вагонов под погрузку;

качественное использование поездных и маневровых локомотивов.

При сгущенном подходе поездов маневровый диспетчер станции принимает меры:

по перераспределению бригад пункта технического обслуживания;

по организации ускоренной обработки составов в парке «А» и быстрейшего освобождения путей приема - отправочного парка «А»;

по преимущественному роспуску составов прибывающих поездов;

по максимальному освобождению горочных локомотивов от выполнения операций по осаживанию вагонов и организации подтягивания вагонов на путях сортировочного парка локомотивами района формирования;

по организации ускоренной обработки поездов перед отправлением.

Распоряжения маневрового диспетчера станции по обеспечению своевременного и безопасного приема, отправления и пропуска поездов, производства маневровой работы, сохранности перевозимых грузов, а также бесперебойной работы технических средств станции являются обязательными для сменных работников всех служб, связанных с приемом, обработкой и отправлением поездов. Для оперативного руководства работой станции, учета, контроля и анализа выполнения сменного задания и технологического процесса маневровый диспетчер станции ведет график исполненной работы.

2. Классификация нарушений безопасности движения поездов

Среди многочисленных факторов, характеризующих деятельность железнодорожного транспорта, безопасность движения играет первостепенную, главенствующую роль. Безопасность движения поездов - центральный системообразующий фактор, объединяющий различные составляющие железнодорожного транспорта в единую систему.

Безопасность движения является основным условием нормальной работы железных дорог. Ее обеспечение требует безусловного выполнения действующих правил и инструкций. Основополагающими документами являются Правила технической эксплуатации (ПТЭ), Инструкция по сигнализации (ИСИ) и Инструкция по движению поездов и маневровой работе(ИДП).

ПТЭ устанавливают основные положения и порядок работы, основные размеры, нормы содержания важнейших сооружений, устройств, подвижного состава и требования, предъявляемые к ним, систему организации движения поездов и маневровой работы, а также принципы применяемой сигнализации.

ИСИ определяет систему видимых и звуковых сигналов, относящихся к движению поездов и маневровой работе, а также типы сигнальных приборов.

ИДП регламентирует порядок движения поездов при различных средствах сигнализации и связи, маневров на станциях, с подробным указанием действий работников, связанных с движением поездов.

Издаются инструкции и руководящие указания, относящиеся к технической эксплуатации, проектированию и строительству железных дорог, сооружений, устройств и подвижного состава, которые должны соответствовать требованиям ПТЭ. Строгое выполнение требований указанных правил и инструкций обеспечивает безопасность движения.

В соответствии приказом МПС РФ №1-Ц от 08.01.1994 г. и распоряжением ОАО «Российские железные дороги» №1632 р от 18.10.2005 г. нарушения безопасности на железнодорожном транспорте подразделяются на следующие виды:

крушение

авария

особый случай брака в работе

случай брака в работе

затруднение в работе

прочие.

Крушение - столкновения пассажирских или грузовых поездов с другими поездами или подвижным составом, сходы подвижного состава в пассажирских или грузовых поездах на перегонах и станциях в результате которых погибли или получили тяжкие телесные повреждения люди, повреждены локомотивы или вагоны до степени исключения их из инвентаря.

Авария - столкновения пассажирских поездов с другими поездами или подвижным составом, сходы подвижного состава в пассажирских поездах на перегонах и станциях, не имеющие последствий как при крушении, но в результате которых повреждены локомотивы или вагоны соответственно в объёмах ремонта ТР-2, деповского и более сложных.

столкновения грузовых поездов с другими грузовыми поездами или подвижным составом, сходы подвижного состава в грузовых поездах на перегонах и станциях, не имеющие последствий, как при крушении, но в результате которых допущено повреждение локомотивов или вагонов в объеме капитального ремонта.

столкновения и сходы подвижного состава при манёврах, экипировке и других передвижениях, в результате которых погибли или получили тяжкие телесные повреждения люди или повреждены локомотивы или вагоны до степени исключения их из инвентаря.

Особый случай брака в работе - столкновения пассажирских или грузовых поездов с другими поездами или подвижным составом, сходы подвижного состава в пассажирских или грузовых поездах на перегонах и станциях, не имеющие последствий как при крушении или аварии.

приём поезда на занятый путь

отправление поезда на занятый перегон

приём или отправление поезда по неготовому маршруту

проезд запрещающего сигнала или предельного столбика

перевод стрелки под подвижным составом

уход подвижного состава на маршруты приёма или отправления поездов или на перегон

развал груза в пути следования

излом оси, осевой шейки или колеса

излом боковины или надрессорной балки тележки вагона

отцепка вагона от пассажирского поезда в пути следования из-за технических неисправностей

неисправность локомотива с затребованием вспомогательного в пассажирском поезде

неограждение сигналами опасного места при производстве работ

ложное появление разрешающего показания на напольном светофоре вместо запрещающего (или появление более разрешающего)

столкновение поезда с автотранспортным средством или другой самоходной машиной, допущенное по вине работников железнодорожного транспорта

перекрытие разрешающего показания сигнала на запрещающее, вызвавшее проезд запрещающего сигнала.

Случай брака в работе - отцепка вагона от грузового поезда в пути следования из-за перегрева буксы или других технических неисправностей

взрез стрелки

отцепка вагона на промежуточной станции из-за нарушения технических условий погрузки, угрожающего безопасности движения поездов

неисправность устройств АЛСН на локомотиве в пути следования, в результате которой затребован вспомогательный локомотив

обрыв автосцепки подвижного состава

падение на путь деталей подвижного состава

неисправности технических средств, в результате которых допущена задержка поезда на перегоне хотя бы по одному из путей или на станции более чем на 1 час от НГДП

неисправность пути, потребовавшая выдачи ДНЦ по заявке начальника вагона-путеизмерителя приказа о закрытии движения на участке или ограничения скорости движения до 15 км/ч

сходы подвижного состава при маневрах, экипировке и других передвижениях, не имеющие последствий как при аварии, но при которых повреждены локомотивы в объеме ТР-1 или вагоны в объеме текущего отцепочного ремонта

прекращение действия ЭЦ на станциях на 30 минут и более (с нарушением основных зависимостей, отключением приборов управления, погасанием контрольных приборов на пульте управления ДСП)

Затруднение в работе - затруднением в работе считаются случаи, когда нарушения безопасности движения не попадают под определения случаев брака в работе, особых случаев брака, аварий, крушений, но вызвали остановку поезда, применение экстренного торможения.

Прочие - к прочим случаям относятся случаи нарушения безопасности движения, которые явились следствием сторонних причин (погодные условия, столкновения на переездах не по вине работников железнодорожного транспорта, наложение посторонними лицами предметов на железнодорожный путь).

Исходя из этого, можно заключить, что под безопасностью движения на железных дорогах понимается такая организация их работы, при которой исключаются столкновения поездов, гибель или травмирование людей, сходы, повреждения и другие нарушения нормального движения подвижного состава и технических устройств.

2.1 Термины и определения

Термин «Управление безопасностью движения» является относительно новым и сравнительно недавно стал употребляться специалистами по безопасности движения (БД). Поэтому он нуждается в определении и в сопоставлении с другими основополагающими терминами, такими как:

безопасность движения

нарушения безопасности движения

обеспечение безопасности движения

организация обеспечения безопасности движения

управление безопасностью движения

Безопасность движения - это состояние защищенности транспортной системы от сбоев движения (сходов, столкновений, остановок из-за неисправностей, движения по неправильному пути), которые наносят ущерб пассажирам, грузоотправителям, транспортной системе и внешней среде. Состояние защищенности транспортной системы обеспечивается:

а) функционированием ее в заданных пределах параметров, определяемых нормативными требованиями по недопущению сбоев движения с указанными последствиями

б) изменением своих параметров или нормативных требований в случае появления потенциальной угрозы сбоев движения для недопущения её дальнейшего развития.

Нарушения безопасности движения - это события выхода параметров транспортной системы за нормативные пределы с названными негативными последствиями.

Обеспечение безопасности движения - разработка нормативных требований и осуществление мер по их выполнению, направленных на недопущение нарушений безопасности движения. Обеспечение безопасности движения распространяется на этапы проектирования, создания транспортной системы, ее эксплуатацию и поддержание в работоспособном состоянии.

Организация обеспечения безопасности движения - совокупность действий по выполнению нормативных требований.

Управление безопасностью движения - совокупность мер по внесению изменений в нормативные требования и организацию обеспечения безопасности движения для достижения ее требуемого уровня. Таким образом, термин «управление БД» следует отличать от термина «организация работы по обеспечению БД». Управление предполагает систему сбора данных, их анализ, поиск слабых мест и направленное воздействие с целью погашения негативных тенденций и развития положительных факторов. Организация работы имеет своей целью задействование всего комплекса мер согласно принятым нормативам. Управление ставит своей целью повышение БД. Управление безопасностью движения является в большей степени функцией ревизорского аппарата, а организация работы по обеспечению безопасности движения - заботой производственных командиров. Сущность управления безопасностью движения состоит в том, чтобы разрабатывать и осуществлять меры, уменьшающие количество крушений, аварий и браков в работе, повышающие надежность технических средств и улучшающие работу персонала. Решение задач по управлению БД основано на всестороннем анализе данных о нарушении БД, их причинах, состоянии технических средств, работе персонала и других факторах. Сутью анализа является сопоставление показателей технических средств с действующими нормами и реальных действий персонала с установленными правилами, технологиями, нормативами и должностными инструкциями. Система нормативно-правовой и руководящей документации устанавливает требования по безопасности движения и правила их выполнения, а также регламентирует другие вопросы, косвенно относящиеся к безопасности движения.

Руководители контролируют работу подчиненного персонала и проводят выборочный контроль технических средств. Конечной целью контроля персонала со стороны руководителей является обеспечение удовлетворительного состояния технических средств. Контроль выполнения требований по безопасности движения в ходе производственного процесса (технологии работы, соблюдения сроков ремонта, правила ограждения при производстве путевых работ, укомплектованность и необходимое оснащение бригад, обеспечение дисциплины, режима труда и отдыха и др.) производится руководителями на основе нормативов и должностных инструкций. Ревизоры по безопасности движения выборочно контролируют работу персонала, технических средств и соблюдение технологий работы, но оценивают при этом, главным образом, работу руководителей по организации обеспечения безопасности движения. Выполнение целевых мероприятий по повышению безопасности движения контролируется ревизорским аппаратом.

2.2 Контроль за состоянием безопасности движения.

На железнодорожном транспорте осуществляется многоступенчатый контроль за обеспечением безопасности движения как по производственной линии, так и по линии ревизорского аппарата. Проверки, показывают, что к сожалению, далеко не все руководители, организующие производственные процессы, активно участвуют в выявлении недостатков в обеспечении безопасности движения. Многие из них не уделяют этой проблеме должного внимания и свои непосредственные обязанности по предупреждению нарушений безопасности движения, в том числе и за счет реализации контрольных функций, в полной мере не выполняют. В результате сохраняется потенциальная возможность нарушений, так как ревизорский аппарат при всей его мобильности и высокой подготовленности, следует повысить их информированность об обстановке на местах. Для этого предстоит расширить информационные потоки о состоянии технических средств и работе персонала с последующей обработкой и анализом данных с помощью средств вычислительной техники. Это позволит автоматически формулировать задания по устранению недостатков с достоверным указанием слабых мест и определением исполнителей. Решающее значение при таком подходе приобретает достоверность исходных данных

Таким образом, анализ в системе обеспечения безопасности движения ориентируется на обработку статистических данных о недостатках транспортной системы, представляющих потенциальную опасность. Анализ ставит задачи:

- выявление наиболее опасных недостатков

установление неблагоприятных тенденций на ранней стадии их возникновения

подготовку выводов и рекомендаций для планирования профилактики нарушений безопасности движени

Принципиальная особенность анализа предпосылок нарушений безопасности движения заключается в максимальном приближении применяемых мер ко времени возникновения потенциально опасных факторов.

Целью ревизорской работы является недопущение тяжелых случаев нарушения безопасности движения (крушений и аварии) и минимизация числа браков путем выявления слабых звеньев в организации обеспечения безопасности движения и выработки руководящих указаний по их устранению. Практика показывает, что производственного контроля для обеспечения безопасности движения недостаточно, поэтому с 1937 г. был введен дополнительный - ревизорский. По сути он выборочный (ревизии, проверки, разборы НБД), однако, по содержанию более нацелен на комплексное выполнение требований по БД, чем производственный. В задачу ревизорской работы входит и анализ состояния БД. По решаемым задачам ревизорскую работу следует считать необходимым и важным элементом управления безопасностью движения. Принципиальным моментом является то, что совершенствование самой системы управления безопасностью движение происходит под непосредственным руководством ревизорского аппарата. Указанные цели и задачи ревизорской работы выполняются тремя уровнями управления: ЦРБ - РБ - УРБ. Дополнительно каждый вышестоящий уровень контролирует работу нижестоящих, а каждый

нижестоящий подотчетен вышестоящему.

3. Задачи ревизорской работы

В задачи ревизоров входит анализ причин, порождающих нарушения безопасности движения. Практикой отечественного ревизорского аппарата является проведение комплексных ревизий всех хозяйств и подразделений с целью всестороннего контроля за обеспечением безопасности движения и указания слабых мест, включая организацию работ и выполнение личных нормативов руководителями. Ревизоры, помимо контроля, анализа состояния безопасности движения еще и принимают меры: готовят приказы, указания по исправлению положения и контролируют выполнение мероприятий по повышению безопасности движения. Такая система себя оправдала за многие годы своего существования.

Ревизорская работа распадается на несколько блоков:

контроль за обеспечением безопасности движения: ревизии, проверки, контрольные мероприятия.

расследование нарушений безопасности движения.

анализ состояния безопасности.

На их основе вырабатываются управляющие воздействия, которые могут быть разовыми, целевыми, постоянными.

.1 Виды контроля осуществляемого ревизорским аппаратом по безопасности движения

проверки выполнения мер и нормативов по обеспечению БД, осуществляемые ревизорским аппаратом. Виды проверок, включая ревизии, указаны в распоряжении №1108 р от 06.06.2012 г. «О нормативах личного участия дорожных ревизоров по безопасности движения в организации обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса.» Каждый уровень ревизорского аппарата проводит проверки по своему плану. Нижестоящий уровень согласует свои планы с вышестоящим.

контроль порядка и периодичности проведения проверок, при котором вышестоящий уровень ревизорского аппарата контролирует нижестоящий.

контроль проведения квартальных осмотров хозяйств.

система работы с отказами технических средств.

общественный контроль за безопасностью движения.

работа с книгой замечаний машинистов.

контроль устранения ранее выявленных недостатков, указанных в актах, ревизорских указаниях и докладных записках на имя руководителей проверенных предприятий или отделов, а также в книге ревизорских указаний.

контроль за выполнением заданий Государственной программы по повышению БД.

контроль за составлением и выполнением годовых планов работы по обеспечению БД предприятий, отделений, дирекций, служб, дорог, департаментов.

контроль выполнения мероприятий по совершенствованию нормативной базы и подготовке руководящих документов по БД.

сопровождение пассажирских поездов.

.2 Порядок ревизорской работы

Проведение ревизий

Ревизоры департамента по безопасности движения и экологии под руководством ЦРБ проводят ревизии дороги, а также отделений и предприятий в границах дороги.

Дорожные ревизоры по безопасности движения под руководством РБ проводят ревизии отделений и предприятий в границах отделений.

Ревизоры по безопасности движения отделения под руководством УРБ проводят ревизии отделов, линейных предприятий и станций.

Основные объекты на каждом уровне подвергаются ревизии, как правило, один раз в год.

Квартальные мероприятия

По каждой отрасли хозяйства проводятся квартальные мероприятия по профилактике нарушений безопасности движения в зависимости от времени года по основным хозяйствам.

Ревизорский аппарат контролирует ход проведения мероприятия еженедельно и рассматривает их на регулярно проводимых дорожных селекторных совещаниях руководством дороги. По окончании мероприятия оценивает их эффективность и результативность путем подведения итогов у отраслевых заместителей начальника дороги.

Ревизорский аппарат дороги и отделений дороги по безопасности движения регулярно (не реже 1 раза в месяц) проводит внезапные проверки (в том числе и ночные) линейных предприятий, станций по контролю за организацией безопасности движения, выполнением руководящим составом должностных нормативов личного участия в работе по укреплению дисциплины и обеспечению безопасности движения, а также за выполнением непосредственными исполнителями ПТЭ, Инструкций и должностных обязанностей.

Контроль выполнения Госпрограммы

Ревизорский аппарат Главного управления, дороги и дирекции дороги по безопасности движения систематически осуществляет контроль за выполнением заданий Государственной программы по повышению безопасности движения.

Планирование работы по обеспечению безопасности движения

Работа по обеспечению безопасности движения проводится на основе годового плана, который разрабатывает каждое линейное предприятие, внеклассные и станции 1 класса, отделения дороги, дорожные предприятия, дирекции и службы.

Годовые планы работы по обеспечению безопасности движения отделений дороги, дорожных предприятий, дирекций, служб являются суммированным выражением планируемых на линейных предприятиях и станциях организационно - технических мероприятий обеспечения безопасности и совершенствования перевозочного процесса.

В процессе развития компании «Российские железные дороги» предстоят изменения сложившихся структурных и технологических связей. Учитывая, что безопасность - «вещь шаткая», первая задача, которая стоит перед отраслью - при всех перестройках во главу угла ставить вопросы обеспечения безопасности движения. Особая роль принадлежит в этих условиях ревизорскому аппарату.

В концепции развития структурной реформы указано, что в новой системе обеспечения безопасности движения предусматривается двойной контроль: со стороны государственного надзора за организацией выполнения требований по безопасности движения и со стороны компании «Российские железные дороги» (РЖД) в виде контроля за фактическим выполнением этих требований. Система госконтроля пока еще не сформировалась, а в РЖД - действует, по сути, старая система ревизорского контроля. Технологии проведения проверок и ревизий не изменились, структура также не претерпела существенных изменений, сохранились горизонтальные связи на уровне управлений и отделений дорог. В будущем предусматривается только вертикальная подчиненность ревизорского аппарата. Подобный опыт имеется на уровне управлений дорог, где были упразднены отделения.

Существующий ревизорский аппарат является прототипом будущих инспекций при РЖД. Учитывая, что в процессе дальнейшего реформирования железнодорожного транспорта с большой вероятностью может произойти потеря ряда функций по организации и контролю обеспечения безопасности движения, образование государственной структуры по надзору за соблюдением правил и норм безопасности движения является далеко не лишним.

В документах по реформированию отрасли указано, что инспекциям РЖД «предоставляется право экономических санкций за нарушение безопасности движения, экологической безопасности, безопасной эксплуатации объектов котлонадзора и подъемных сооружений». В настоящее время при нарушениях безопасности движения и экологической безопасности движения действует система возмещения ущерба, которая должна и далее сохраниться, а в новых условиях экономические санкции должны вынуждать принимать меры до наступления событий с негативными последствиями. Поэтому более полной была бы следующая формулировка названного положения: «предоставляется право экономических санкций за неудовлетворительное состояние безопасности движения, экологической безопасности» и далее по тексту.

3.3 О разделении интересов ревизоров и руководителей

Если ревизорский аппарат выходит из подчинения руководителей высшего звена дорожного и отделенческого уровней, то объективность контроля повышается, но теряется непосредственная связь, с помощью которой осуществлялась подготовка мероприятий по безопасности движения и принимались управляющие решения.

Ревизоры заинтересованы вскрывать недостатки, а руководители - нет, так как за ними следуют санкции. У ревизоров остается только контроль, но уходит функция подготовки указаний по устранению недостатков. Это становится компетенцией самих руководителей. Поэтому не исключено создание дополнительной структуры (служб, отделов) по обеспечению безопасности движения в подразделениях. С другой стороны, при независимом статусе ревизоров не просматривается необходимость иметь многоступенчатую структуру аппарата. Ревизоры должны быть распределены по регионам и предприятиям (как это cделано, например, в США), должны вскрывать недостатки и выставлять санкции подразделению или компании, отчитываясь при этом центральному аппарату РЖД.

Так как качество работ по текущему содержанию, ремонту и эксплуатации транспортных средств часто оказывается неудовлетворительным, то требуетcя многократный контроль на местах для обеспечения гарантии безопасности движения. Поэтому руководителям разного уровня помимо должностных обязанностей устанавливаются нормативы личного участия в укреплении дисциплины и обеспечении безопасности движения. Нормативы определяют конкретный перечень работ по организации и контролю профилактики нарушений безопасности движения.

На втором этапе структурной реформы железнодорожного транспорта предполагалось образование акционерных (дочерних по отношению к ОАО «РЖД») компаний, деятельность которых должен был контролировать независимый ревизорский аппарат. Интересы руководителей и ревизоров, как было отмечено, будут разными. Следовательно, выполнение руководителями разного уровня нормативов становится внутренним делом компании. Нельзя ревизорам одновременно требовать, например, уплату штрафа и заботиться о том, чтобы оснований для штрафа не было.

С другой стороны, на железных дорогах России существует отлаженная система нормативов, от которой не следует отказываться. Она должна быть адаптирована к новым условиям. В ней следует выделить самые необходимые звенья, исключить дублирование и формализм в учете выполнения нормативов.

Мировая практика показывает, что экономически выгоднее отладить качество производственных процессов за счет лучшей организации и стимулирования труда персонала, чем содержать многочисленный контрольный аппарат и отвлекать руководителей от исполнения своих обязанностей на подготовку справок, отчетов, проведение внеплановых осмотров и др.

В этой связи просматриваются два направления совершенствования системы обеспечения безопасности движения: внедрение систем менеджмента качества (СМК) и повышение качества ревизорского контроля. Если внедрение СМК согласно распоряжения ОАО «РЖД» от 21 ноября 2003 года должно строится на базе международного стандарта качества ИСО 9000, то и совершенствование ревизорского контроля должно также идти по пути стандартизации для безусловного обеспечения требований по безопасности движения на всех технологических уровнях.

Что имеется в виду под термином «стандартизация в ревизорской работе»?

Ревизорская работа распадается на несколько направлений:

контроль за обеспечением безопасности движения: ревизии, проверки, контрольные мероприятия;

расследование нарушений безопасности движения;

анализ состояния безопасности;

планирование ревизорской работы;

выработка управляющих воздействий, которые могут быть разовыми, целевыми и постоянно действующими, то есть затрагивающими изменения в системе управления.

Как было отмечено, в реформированной структуре железнодорожного транспорта усилится экономическая ответственность за неудовлетворительное состояние безопасности движения. Это накладывает отпечаток и на содержание технических ревизий, результаты которых в новых условиях придется более строго обосновывать для определения меры ответственности за допущенные недостатки.

Ревизорский аппарат на железных дорогах России насчитывает около 900 человек, в среднем это примерно 1 ревизор на 100 км пути. В США 1 ревизор приходится на 1000 км пути. Последнее свидетельствует, во-первых, о высоком уровне производственного контроля, обеспеченного техническими средствами, во-вторых, об эффективной работе линейных ревизоров, в-третьих, об использовании лицензирования железнодорожных компаний по вопросам безопасности.

Для выдачи лицензии проводится внешний аудит на соответствие требованиям безопасности движения. Эти требования заранее известны железнодорожной компании, и в порядке подготовки к лицензированию она проводит внутренний аудит. Внешний аудит и выдачу лицензий проводят независимые фирмы, наделенные полномочиями со стороны государственных органов, например, в США - Федеральной железнодорожной администрации.

В наших условиях вместо технического аудита и лицензирования предприятий проводятся ревизии. Аудит заканчивается выдачей лицензии или предоставлением срока для устранения недостатков, а ревизия - административными мерами и требованиями по устранению недостатков. Сопоставим технический аудит и ревизии в системе обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте по ряду показателей.

4. Технический аудит

требования предъявляются заранее (по оборудованию, технологиям, подготовке персонала, качеству управления, документации).

используется стандарт на проведение аудита.

выдается лицензия или предписание. Устанавливается срок их действия.

меры воздействия на руководителей не принимаются.

проводится надзор за аккредитованным предприятием в виде инспекционных проверок.

периодичность аудита - 1 раз в 1-5 лет. Определяется требованиями к конкретному производству.

аккредитованное предприятие должно обеспечивать в течение определенного срока выполнение всех требований, предъявляемых аудиторской организацией.

4.1 Комплексные ревизии

требования предъявляются в ходе ревизий и могут быть самыми разными.

отсутствует стандарт на проведение ревизий.

составляется акт ревизии. Проводится разбор. Устанавливаются сроки устранения недостатков.

принимаются административные меры воздействия на руководителей и персонал.

контроль за устранением недостатков - через 6 месяцев после ревизии.

периодичность ревизий каждого из 3-х уровней (ЦРБ, РБ, УРБ) - 1 раз в год.

устранение недостатков не гарантирует требуемого качества (безопасности).

Аудит проводится на основе перечня вопросов примерно следующего содержания: «Удовлетворительно ли качество данного направления работы?», на которые аудитор (ревизор) должен давать ответ «Да» или «Нет», или указываются численные данные: о недостатках в содержании технических средств, нарушениях технологий работы, недооснащенности оборудованием, неукомплектованности штатного расписания и др. По результатам аудита делается обобщение, удовлетворительно ли состояние безопасности, каковы наиболее слабые места. При положительной оценке предприятию выдается лицензия (или предписание) на определенный срок.

В то же время аудит при своей значимости не закрывает всей проблемы контроля за обеспечением безопасности движения: остаются внеплановые проверки, систематическая работа ревизоров по контролю за технологией работ, проверке квалификации персонала на рабочих местах. Однако, если сейчас сигналом для внеплановых ревизий являются факты нарушений безопасности движения, то уже в ближайшее время следует больше ориентироваться на показатели аудита и оперативные данные по отказам технических средств и опасных отступлений от норм содержания.

Необходимость выполнения стандартов по безопасности движения потребует повысить качество производственных процессов, станут более предметными обучение персонала и переподготовка руководителей, а главное, понятен предельный круг их обязанностей, за который они должны нести ответственность.

4.2 Первый опыт внедрения технического аудита на железных дорогах

Такая система была разработана специалистами научно-исследовательского института управления качеством на железнодорожном транспорте на основе «Инструктивных указаниях по организации личного труда ревизоров по безопасности движения» №ЦРБ-37/2 от 05.01.97, анализа многочисленных актов ревизий и нормативных материалов, форм отчетности и первичного учета по хозяйствам, а также обобщения практического опыта работников ревизорского аппарата и специалистов разных служб.

Разработанная система показателей содержит 4 раздела:

показатели состояния безопасности движения (число нарушений безопасности движения за отчетный период, число отказов, задержек поездов, грубых нарушений правил технической эксплуатации и др.;

состояние технических средств, ремонтной базы, качество технологических процессов;

характеристики персонала;

качество управления.

Каждый раздел детально расписан. Например, для вагонного депо наличие оборудования представлено по цехам в соответствии с регламентным технологическим процессом, указывается, какое оборудование имеется в наличии, каково его техническое состояние, соблюдается ли периодичность проверок, выполняется ли технологии по ремонту и техническому обслуживанию по конкретным работам и др.

То же по персоналу: укомплектованность штатного расписания, текучесть кадров, процент работников, прошедших обучение в срок по основным профессиям, количество прогулов и другие нарушения по основным профессиям и пр.

Очень важно правильно оценить качество управления на предприятии: каков руководитель (стаж работы, мнение о нем разных людей, улучшаются ли показатели работы предприятия), имеются ли личные планы у руководителей разных уровней, выполняются ли они, ведется ли учет выполнения работ персоналом (это очень важно), заносится ли он в компьютер и др.

При выезде на ревизию также целесообразно переходить на регламентированный учет данных и запись их в таблицы по номенклатуре показателей разделов A, B, C, D.

Заполненные таблицы данных заносятся в компьютер. Таблицы стандартные и одинаковые для линейных предприятий конкретного хозяйства. Благодаря этому появляется возможность сравнить предприятия по уровню обеспечения безопасности движения.

Компьютер считает балл риска по отдельным таблицам, разделам и в целом по предприятию. Например, если отдельной таблицей является наличие исправного оборудования, то при 100%-м наличии балл риска равен 0, при 80-90% балл риска - 1, при 70 - 80% - 2, 60-70% - 3, 50-60% - 4, менее 50% - балл риска 5 - самый высокий.

Суммируя баллы риска по таблицам, по разделам (показателям состояния безопасности, технике, персоналу, качеству управления), получаем итоговый балл риска. И так по всем предприятиям. В итоге мы получаем развернутую картину по всем предприятиям, которым по полученным данным автоматически присваивается рейтинг.

Благодаря такой методике для каждого предприятия можно определить узкие места. Если они повторяются у многих предприятий по хозяйству, значит, виновата служба или отделение.

Технология технического аудита по безопасности движения дает возможность:

организовать сервер базы данных о результатах комплексных ревизий и проверок с возможностью просмотра многими пользователями;

использовать данные разными комиссиями, что позволит не дублировать выезды, особенно на хорошие предприятия, за счет этого получится существенная экономия средств;

получать объективные обоснования для направления средств в развитие предприятий, а также для стимулирования предприятий по уровню обеспечения безопасности движения;

нормализовать психологическую и деловую атмосферу на рабочих местах и предприятиях в целом.

Методика технического аудита может служить основанием для выдачи предписания (внутренней лицензии) на право деятельности предприятия, обеспечивающей гарантию (минимальный риск) безопасности движения.

На первом этапе система технического аудита дает возможность создать базы данных о состоянии безопасности движения по результатам заполнения разработанных таблиц показателей, определить рейтинги предприятий и выявить слабые места. В процессе дальнейшего внедрения целесообразно документально закреплять выполнение предприятиями требований по безопасности движения в виде внутренней лицензии на право дальнейшей работы. Те предприятия, которые не выполняют установленные требования, вынуждены будут приводить реальное положение дел в соответствие этим требованиям.


5. О пользе регламентации наказаний

Самая сильная управляющая мера в системе обеспечения безопасности движения - это наказания руководителей и производственного персонала за упущения в работе. С одной стороны, они побуждают в будущем не повторять допущенные ошибки, а с другой стороны, заставляют скрывать негативные факты и не стимулируют инициативы в работе и повышении безопасности движения. А это, в свою очередь, приводит к ухудшению обстановки, к дальнейшему ужесточению требований и более сильным наказаниям. Отсюда проистекает нездоровая психологическая атмосфера на предприятиях и высокая текучесть кадров.

Вопрос упорядочения и смягчения наказаний является стратегическим. Однако он сопряжен с дисциплинарным уставом работников железнодорожного транспорта, требованиями по безопасности движения, уровнем оплаты труда и, наконец, объективностью вины наказуемого. Дисциплинарный устав регламентирует ответственность, не уточняя многих упущений в работе, «создающих угрозу безопасности движения». Это открывает большой простор для субъективизма в установлении степени вины. Наказание «за дело», когда работник должен был сделать что-то конкретное, но не сделал, понятно и оправданно. Но когда наказывают за «размазанные» формулировки, типа «не проконтролировал», «вовремя не принял мер», «не обеспечил безопасность движения» и пр., это психологически воспринимается человеком отрицательно, с обидой. Однажды примененное несправедливое наказание остается надолго в памяти и не способствует в будущем радению за дело.

Для сравнения: на железных дорогах Франции дисциплинарные наказания имеют 12 уровней: устное предупреждение, письменное предупреждение, лишение на несколько дней оплаты (например, за самовольный уход с поста), перевод на нижестоящую должность и др. В нормативных документах четко определено, за что применяют наказания. Вопрос об увольнении решается дисциплинарным советом, в состав которого входит директор, представитель отдела кадров, профсоюзный деятель, представитель персонала и адвокат кандидата на увольнение. Для увольнения требуется единогласное решение. Увольняют редко. В подразделениях, обслуживающих высокоскоростные линии TGV, алкоголь на работе был замечен последний раз 15 лет назад. Увольнение блокирует дальнейшую карьеру. В Германии действует более жесткая, но опять же регламентированная система: за первое нарушение объявляют устное замечание, за второе - письменное, за третье (в течение года) увольняют без коллегиального рассмотрения.

Таким образом, железнодорожный служащий на западных железных дорогах заранее знает, каковы «правила игры», и старается им следовать. На наших дорогах все определяет его величество «случай», и часто наказание следует без предупреждения. Разъяснение вины и предупреждение о возможном наказании в случае повторения - важнейший мобилизующий момент в обеспечении технологической дисциплины.

Внедрение технического аудита и использование на его основе количественных оценок состояния безопасности движения, вероятно, потребует пересмотра и системы наказаний.

6. Новая информационная среда в ревизорской работе

В настоящее время в ОАО «РЖД» и на железных дорогах функционируют отельные автоматизированные системы по сбору и анализу данных о нарушениях безопасности движения (МАСУ БД), об отказах технических средств на отдельных дорогах, например, на Западно-Сибирской железной дороге, электронная книга замечаний машинистов, АРМы по перевозке опасных грузов и ряд других систем. Однако для всестороннего контроля и оценки состояния безопасности движения в подразделениях необходимо разработать и внедрить ряд принципиально новых автоматизированных информационных систем: технического аудита в сетевой версии, отраслевой базы данных по отказам в работе технических средств, оперативной отчетности и электронной книги указаний ревизоров, комплексного анализа безопасности и некоторые другие системы.

Например, уже назрела необходимость создания сервера базы данных с Web-доступом и технологией «клиент-сервер» для информационного обмена по вопросам безопасности движения с помощью любого компьютера, подключенного к Intranet сети. Информация о новом браке или отказе становится доступной для всех клиентов практически мгновенно. Оперативность формирования справок, отчетов, запросов не зависит от производительности компьютера, а определяется мощностью сервера.

Для облегчения работы ревизоров в условиях постоянного дефицита времени актуальным является оснащение аппарата по безопасности движения автоматизированными рабочими местами дорожных и отделенческих ревизоров. Эти АРМы необходимы для учета результатов работы, подготовки отчетных материалов, анализа состояния безопасности в подразделениях железных дорог. Для анализа данных по безопасности движения в службах планируется совмещение указанных АРМов с АСУ соответствующих хозяйств.

Создавая единое информационное пространство по вопросам безопасности движения, используя базы данных, сайты, можно запрашивать любую информацию, проводить обмен мнениями сразу с группой лиц (виртуальные совещания), давать письменные распоряжения подчиненным.

Существующая система запросов к базам данных ориентирована, как правило, на получение конкретной информации, и ее анализ осуществляется непосредственно пользователем.

Автоматизированный анализ данных является связующим звеном между сбором информации и принятием управляющих решений. К наиболее важным решениям в сфере обеспечения безопасности движения, которые должны следовать по результатам анализа, относятся выделение инвестиций, планирование работ, проведение целевых мероприятий, запретные и ограничительные меры, совершенствование управления и др.

Таким образом, новая информационная среда и переход на стандарты в ревизорской работе дадут возможность получать объективную информацию о состоянии безопасности движения на всех уровнях и позволят сохранить управляемость в этой важнейшей сфере независимо от структурных перестроек отрасли.

Принципиальная особенность анализа предпосылок нарушений безопасности движения заключается в максимальном приближении применяемых мер ко времени возникновения потенциально опасных факторов.

7. Выполняемые и изучаемые функции на станции практики

Осуществление мер по предупреждению аварийности и прежде всего проездов запрещающих показаний сигналов, неисправностей пути, подвижного состава и других технических средств, а также нарушений работниками правил приема, пропуска, отправления поездов, производства маневров и других нарушений безопасности движения.

Организация систематического и планового проведения профилактической работы по безопасности движения на станции, контроль за осуществлением профилактических и воспитательных мер, направленных на укрепление дисциплины в коллективе.

Проведение проверок состояния подвижного состава, пути, других технических средств и соответствия их требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог.

Подготовка предложений о неотложных мерах по обеспечению безопасности движения.

Участие в проведении технических занятий, инструктажа работников станции, а также испытаний в знании железнодорожниками Правил

Учет и анализ нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе.

Заключение

За период прохождения практики на станции Бочаты были изучены и выполнены работы по обеспечению своевременного и безопасного приема, отправления и пропуска поездов, производства маневровой работы, сохранности перевозимых грузов, а также бесперебойной работы технических средств станции, связанных с приемом, обработкой и отправлением поездов. Прогнозирование и мониторинг состояния объектов станции и подвижного состава, анализ и оценка рисков нарушений безопасности движения.

Библиографический список

1. Ревизия и контроль на железнодорожном транспорте. Учебник для вузов; под ред. Н.И. Силаева - М.: Транспорт, 1979.

. СТО РЖД 15.002-12. «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Общие положения»

. «О нормативах личного участия дорожных ревизоров по безопасности движения в организации обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса» часть 1, распоряжение №1108 р от 06.06.2012 г.

. Методика проведения технического аудита в структурных подразделениях Западно-Сибирской ж. д.

. Безопасность жизнедеятельности. Ч. 1. Безопасность жизнедеятельности на ж. д. транспорте: Учебник для вузов ж. д. транспорта / К.Б. Кузнецов, В.И. Бекасов, В.К. Васин, А.П. Мезенцев, Ю.П. Чепульский; под ред. К.Б. Кузнецова. - М.: Маршрут, 2005 - 576 с.

. Безопасность жизнедеятельности. Ч. 2. Охрана труда на ж. д. транспорте: Учебник для вузов ж. д. транспорта / К.Б. Кузнецов, В.И. Бекасов, В.К. Васин, А.П. Мезенцев, Ю.П. Чепульский; под ред. К.Б. Кузнецова. - М.: Маршрут, 2006 - 536 с.

. Технологический процесс станции Бочаты.

Похожие работы на - Ревизорское дело на железнодорожном транспорте

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!