Образ Шамбалы в творчестве Н.К. Рериха

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,92 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Образ Шамбалы в творчестве Н.К. Рериха














Курсовая работа

Образ Шамбалы в творчестве Н.К. Рериха

Оглавление

Введение

Глава 1. Индия в жизни Н.К. Рериха

. Начало пути

. Увлечение Востоком

Глава 2. - Образ Шамбалы

. Великая экспедиция

. Описание картин из серии «Майтрейя»

Заключение

Список источников и литературы

Введение

Николай Константинович Рерих занимает важное место среди деятелей русской культуры. Великий художник, выдающийся ученый, известный путешественник и общественный деятель, он создал около 7000 картин и около 30 литературных трудов, он также был автором идеи и инициатором Пакта Рериха <#"justify">С тех пор никогда для Рериха не стоял вопрос в такой плоскости: Россия или Индия? Он решал эту проблему иначе: Россия и Индия, ибо вся его жизнь была подчинена стремлению найти общие корни двух великих народов.

Николай Константинович сильно приблизился душой к такой стране, как Индия. В своих работах он смог отобразить все богатство этой страны, ее удивительную природу, красоту Гималаев и одновременно соединить на своих полотнах в единое целое особенности русской и индийской культур.

Н.К. говорит о непосредственном родстве культуры России и Индии, которое заключается в преемственности нашего быта и искусства от Индии, в орудиях быта, строительстве, корнях речи, наконец. Во всём этом он видит единство начального пути.

Рерих решает проблему Восток-Запад на уровне взаимодействия объективного и субъективного, находя в этом взаимодействии удивительную меру, которая высвечивала проблему во всей ее целостности и в то же время во всех ее аспектах этого объективного и субъективного. Идея Востока и Запада - идея близнецов, которые никогда не встретятся, - писал он в очерке Радость творчества, - для нашего ума уже закостеневшая идея. Мы уже не должны верить в то, что искусственные стены могут разделять лучшие импульсы человечества, импульсы творческой эволюции. И теперь перед нашими глазами стоит так называемый Запад и так называемый Восток. Они смотрят проницательно друг на друга. Они проверяют каждое движение друг друга. Они могут быть ближайшими друзьями и сотрудниками.

Таким образом, начав свой творческий путь, Николай Константинович Рерих большое внимание уделяет не только русским, но и восточным темам. Рерих пленён Востоком и ищет в нём вдохновителя для своих работ. Также, Н.К. Рерих видит единство между Россией и Индией, чему посвящает свои труды «Радость творчества» и др.

рерих индия тибетский живопись

Глава 2. - Образ Шамбалы


Николай Константинович с ранних лет был пленён глубокой философской мыслью Востока, его культурой и искусством. Знакомство с философской мыслью Востока нашло свое отражение в творчестве Н.К. Рериха. Если в ранних картинах художника определяющими сюжетами являлась древняя языческая Русь, красочные образы народного эпоса, то уже с середины 1900-х годов тема Индии и Востока все чаще звучит на его полотнах и в литературных произведениях. И в 1923 году осуществилась его многолетняя мечта - путешествие в Индию и Центральную Азию.

Эти районы давно привлекали внимание Н.К. Рериха не только как художника, но и как ученого, которого интересовал ряд проблем, связанных с мировыми миграциями древних народов и поиском общего источника славянской и индийской культур. Помимо чисто научных целей, экспедиция несла важную эволюционную задачу. Сложнейший маршрут экспедиции проходил через Сикким, Кашмир, Ладак, Китай (Синцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев. Значение и результаты этой уникальной экспедиции до сих пор по достоинству не оценены современной географической наукой. А между тем, осуществив мечту Пржевальского и Козлова, экспедиция Николая Константиновича Рериха явилась триумфом русских исследований Центральной Азии. По уникальности маршрута и собранным материалам она по праву может претендовать на особое место среди крупнейших экспедиций ХХ века. Путешествие продолжалось с марта 1925 по май 1928 года. Впервые были отмечены на картах десятки новых горных вершин и перевалов, открыты археологические памятники, найдены редчайшие манускрипты. Был собран огромный научный материал, написаны книги («Сердце Азии», «Алтай - Гималаи»), создано около пятисот картин, на которых художник увековечил мир особенный и удивительный, мир высокой красоты.

Также в Индии Рерих изучал первоисточники классической восточной философии, его также увлекали и современные философские течения. Особенно он ценил Тагора и Ганди.

Первая Центральноазиатская экспедиция Н. К. Рериха проходила в несколько этапов. По прибытии в Монголию <#"justify">Стоит отметить важную цель, которую ставил перед собой Н.К.Рерих со своей семьёй, отправляясь в экспедицию на Восток - всё это делалось для русского народа, для его культурного обогащения, просвещения. Об этом рассказывает сам Николай Константинович: «…Ныне исполнилось четверть века наших странствий. Каждый из нас четверых в своей области накопил немало знаний и опыта. Но для кого же мы все трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего, для русского народа мы перевидали и радости, и трудности, и опасности. Не на миг мы не отклонялись от русских путей. Именно русские могут идти по нашим азиатским тропам. И Юрий, и Святослав умеют сказать о ценностях народных. Умеют доброжелательно направить молодое мышление к светлым путям будущего. Юрий - в науке, Святослав - в искусстве прочно укрепились. Разве для чужих?»

Рерихи считали важным принять участие в мощном культурном строительстве, происходившем в России, способствовать созиданию Новой страны, идущей «Новыми путями». Сдвиг сознания, произошедший в массах, особенно «молодое мышление» было необходимо напитать из неискаженных источников мудрости Востока, прежде всего духовной культуры Индии и Тибета.

. Описание картин из серии «Майтрейя»

Елена Рерих начинает в 1924 году делать записи своих бесед с Великим Учителем. Постепенно они становятся книгами нового философского Учения, которое решено назвать Агни-Йогой или Учением Живой Этики. Одновременно Николай Рерих пишет картины на темы преданий Востока о запретной стране мудрецов, Шамбале.

Вслед за началом удивительных записей следует и указание Учителя - совершить экспедицию в самое сердце Азии, как раз туда, где и расположена Обитель Света, как называет Шамбалу Николай Рерих и его единомышленники, которых к тому времени становится всё больше и больше.

С преданиями о Шамбале и Майтрейе (Майтрейя - единственный бодхисаттва, которого признают все без исключения направления буддизма - Будда Грядущего).Н.К. Рерих вплотную соприкоснулся уже в начале путешествия по Сиккиму. Затем слышал их в сокровенных беседах у костров, на горных тропах и перевалах, видел знаки и изображения Священного Облика на скалах, ступах, в монастырях... Постепенно в воображении художника сформировались сюжеты и названия будущих картин.

октября 1925 года на пути в Хотан Рерих записал в экспедиционном дневнике: «Задумана серия картин «Майтрейя» (Рерих Н.К. Алтай - Гималаи. М.: Мысль, 1974. С. 105.). Спустя месяц, в ноябре, он продолжал: «Серия «Майтрейя» сложилась из семи частей: 1) Шамбала идёт. 2) Конь счастья. 3) Твердыни стен. 4) Знамя грядущего. 5) Мощь пещер. 6) Шёпоты пустыни. 7) Майтрейя Победитель» (Рерих Н.К. Алтай - Гималаи. М.: Мысль, 1974. С 119).

Так появилась одна из лучших живописных сюит художника 1920-х. Она была написана в 1925-1926 годы во время непредвиденной четырехмесячной остановки в Западном Китае, в Хотане, вызванной противодействием местных китайских властей.

Непосредственным поводом для ее создания стала старинная танка (буддийская икона) «Красный всадник» - подарок, полученный Рерихом в Ладакхе. Потому иногда художник так называл и всю серию. «На красном коне, с красным знаменем неудержно несется защищенный доспехами красный всадник и трубит в священную раковину. От него несутся брызги алого пламени, и впереди летят красные птицы. За ним горы Белухи; снега, и Белая Тара шлет благословение. Над ним ликует собрание великих лам. Под ним - охранители и стада домашних животных как символы места»- так описывал Рерих изображение на подаренной танке. (Рерих Н.К. Алтай - Гималаи. М.: Мысль, 1974. С 87). Сюжет этот, полностью сохраняя стилистические особенности буддийской иконографии, художник положил в основу первой картины серии - «Шамбала идёт» (местонахождение полотна неизвестно).

На окраине Ле внимание Рериха привлекли древние ступы с изображением коня счастья - Эрдени Мори, несущего Сокровище Мира - волшебный камень Чинтамани, исполняющий все желания. Всюду, где появляется этот конь, он приносит людям счастье и благоденствие, - гласит монгольское предание. Этот великий символ Майтрейи лег в основу сюжета картины «Конь счастья».

Ещё одно полотно из серии - картина «Твердыни стен» (Монастырь Бон-по) (1925 г.)

В Ладаке поражали и будили воображение горные монастыри, органично слитые с окружающей природой. Один из них - Ламаюру, совершенно исключительный «по своей сказочности», Рерих запечатлел в картине «Твердыня стен (Монастырь Бон-пo)». «Те, кто строил Ламаюру..., знали, что такое истинная красота и бесстрашие», - записывает в своем дневнике художник. И тут же замечает: «Поразительно! В Ламаюре, в этой твердыне... бон-пo, в ряду прочих изображений стоит большое изображение Майтрейи. Поставлено около 200 лет назад. Даже сюда проникло это знание... Есть величие в этом почитании будущего».(tanais.info <#"justify">Таким образом, углубляясь в философию Востока, Н.К. Рерих совершает Великую Экспедицию в Индию, которая заканчивается многочисленными открытиями. Во время экспедиции он пишет огромное количество работ и самую знамению серию картин «Майтрейя».

Заключение

Вклад Н.К. Рериха в мировую культуру неоценим. Он поднял культуру на новый уровень. Благодаря его труду, его особой любви к Востоку, для России открываются новые знания об этой загадочной стране.

Его усилиями над планетой поднимается Знамя Мира, Знамя Культуры, тем самым указывая человечеству восходящий путь совершенствования.

Рерих в своих трудах и картинах затрагивает тему духовного родства двух культур: Русскую и Индийскую. Ему удаётся добиться того, что Россия и Индия выходят на новый уровень взаимоотношений.

Следствием является то, что Россия и Индия отмечают важность сохранения и поддержки уникального художественного и культурного наследия семьи Рерихов, которое имеет непреходящее значение для российско-индийской дружбы.



Список литературы

1.Рерих Н.К. Алтай - Гималаи. М.: Мысль, 2009.

2.Рерих Н.К. Культура и цивилизация. - М., 2011.- 146 с

.Н.К. Рерих Врата в будущее. - Москва, 2008. - 63

.В.М. Сидоров. На вершинах. - Москва, 2008. - 131

5.В. А. Росов. Маньчжурская экспедиция Н. К. Рериха: в поисках «Новой страны» <http://ay-forum.net/1/Ariavarta_3/3_17.pdf>. - Журнал «Ариаварта», № 3, Санкт-Петербург, 2007

.А.Всеволжский. Журнал "Вокруг света". В поисках Шамбалы <http://www.vokrugsveta.ru/publishing/vs/column/?item_id=416> №10 (2769), Октябрь 2011

.Автореферат <http://lebendige-ethik.net/Avtoreferat_Rosov.pdf> докторской диссертации В. А. Росова «Русско-американские экспедиции Н. К. Рериха в Центральную Азию (1920-е и 1930-е годы)»

.Л. В. Шапошникова. Великое путешествие. Книга первая. Мастер - М.: Международный Центр Рерихов, 2012, С. 484-493

Похожие работы на - Образ Шамбалы в творчестве Н.К. Рериха

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!