Пожарно-техническая экспертиза архитектурно-строительной части проекта станции технического обслуживания автомобилей

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Строительство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    94,23 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Пожарно-техническая экспертиза архитектурно-строительной части проекта станции технического обслуживания автомобилей

МЧС РОССИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

Кафедра пожарной безопасности зданий и сооружений









КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по пожарной безопасности в строительстве

Тема: Пожарно-техническая экспертиза архитектурно-строительной части проекта станции технического обслуживания автомобилей










Санкт-Петербург 2013

Кафедра пожарной безопасности зданий и сооружений

ЗАДАНИЕ

НА ВЫПОЛНЕНИЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Содержание курсового проекта:

.Краткая характеристика объекта

.Проверка соответствия проектных решений требованиям пожарной безопасности:

•проверка соответствия огнестойкости здания и строительных конструкций;

•экспертиза противопожарных преград;

•экспертиза объемно-планировочных решений;

•экспертиза эвакуационных путей и выходов;

•экспертиза противодымной защиты;

•экспертиза противовзрывной защиты;

•экспертиза технических решений, обеспечивающих успешную работу пожарных.

.Экспертиза вентиляционных систем

.Экспертиза генерального плана

.Разработка технических решений по устранению выявленных недочетов.

.Предписание

.Графическая часть (на формате А1)

противопожарная преграда пожарная защита эвакуация

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

. Краткая характеристика объекта

. Экспертиза проектных материалов

.1 Экспертиза огнестойкости здания

.2 Проверка соответствия проектных материалов требованиям пожарной безопасности

.2.1 Несущие стены и стены лестничных клеток

.2.2 Ненесущие стены и перегородки

.2.3 Колонны

.2.4 Междуэтажные перекрытия и покрытия

.2.5 Балки (ригели) перекрытий

.2.6 Косоуры и балки лестничных клеток

. Экспертиза объемно-планировочных решений здания

. Проверка противопожарных преград

. Проверка эвакуационных путей и выходов

. Проверка технических решений, обеспечивающих успешную работу пожарных

. Инженерно-технический расчет

. Предписание

Список использованной литературы

Введение

Быстрые типы промышленного развития страны, подъем экономики, привели повышению благосостояния населения. В последнее десятилетие городское население возросло на 10-12%. На сегодняшний день оно составляет 50% всего населении страны. Но если принимать во внимание количественный рост населенных пунктов городского типа, то можно предположить, что в ближайшем будущем эта цифра будет равна 60%.

Из мирового опыта известно, что при увеличении жизненного уровня человека, резко увеличивается продажа автомобилей через розничную сеть, то есть возникает огромная потребность в производстве автомобилей. Это связано с тем, что человек хочет окружить себя предметами удобства, комфорта, роскоши. Автомобиль в данный момент является на одном из первых мест в жизни человеческого общества.

Условия жизни в разросшихся городах вынуждают большое количество населения проводить свободное время за городом, а автомобиль является преимуществом в рациональном использовании личного времени, за счет сокращения времени поездки. Как следствие этого процесса, городам необходимы дороги и сопутствующие сооружения. Таким образом, люди стремятся преодолевать все большее расстояния с минимальными затратами времени. В настоящее время в нашей стране мы имеем тенденцию роста автомобильного парка.

Развитие автомобильного транспорта делает необходимым увеличение скорости и повышение безопасности движения, что может быть достигнуто путем организации современного автосервиса, созданием необходимого количества станций технического обслуживания.

В задачи технического обслуживания входит сокращение надежности исправности автомобилей, увеличение срока их службы и технически грамотное выполнение необходимых для этого работ по ремонту и уходу.

Для обслуживания легковых автомобилей, устранения возникающих неисправностей, создается ремонтно-профилактические сооружения, называемые станциями технического обслуживания.

Технический уровень обслуживания и ремонта определяют следующие факторы:

техническое состояние транспортных средств;

наличие современных технологий;

уровень применения технологических средств;

поставка запасных частей;

уровень профессиональной подготовки, а так же уровень и опыт технического персонала;

строительно-технологические особенности сооружения.

Безопасность движения, повышение скорости перевозок, увеличение срока службы транспортных средств, сокращение вредных последствий автомобилизации является делом большой важности.

Использование автомобилей личного пользования в больших масштабах требует создания хорошо организованного автосервиса, а так же разветвленной сети современных, по своим технологическим и эксплуатационным показателям, станций технического обслуживания автомобилей.

Технический прогресс, подъем жизненного уровня, растущие требования владельцев автомобилей все больше вытесняют ту привычную практику, когда водитель сам занимается техническим обслуживанием, уходом и проверкой автомобиля.

Недостаток квалификации, времени у владельцев автомобилей требует от станций технического обслуживания все новых видов услуг. Общее распространение получает представление о том, что уход, определение неисправностей и их устранение является задачами станции технического обслуживания.

На потребности страны в автосервисе оказывает влияние такие факторы, как темпы роста парка легковых автомобилей, их конструктивные особенности, срок службы и средняя величина годового пробега.

Создание станций требует разработки типовых, различающихся по масштабам проектов. Организованное развитие сети технического обслуживания автомобилей предполагает применение высокоразвитой технологии, создания сооружений родственного назначения, применения современных строительных конструкций, использование новых методов строительства и строительных материалов, привязку к структуре дорожной сети в местах намеченного расположения станции технического обслуживания, разработку единого эстетического решения.

При определении типов станции сети обслуживания следует принимать во внимание следующие факторы:

типы автомобилей и их соотношение;

потребности в отдельных видах услуг;

уровень подготовки обслуживающего персонала;

условия автомобильного движения в месте расположения (количество и состав проходящих автомобилей, структура ближайших населенных пунктов).

Объектом исследования данного курсового проекта является пожарная безопасность проекта станции технического обслуживания.

Целью курсового проекта является закрепление теоретического материала курса, а также выработки практических навыков в экспертизе проектных материалов и разработке технических решений по противопожарной защите зданий и сооружений в стадии проектирования, строительства и реконструкции.

1. Краткая характеристика объекта

Станция техобслуживания (вариант 4)

Комплекс СТО предназначен для выполнения всего комплекса услуг по техническому обслуживанию автомобилей и продажи автозапчастей. Здание двухэтажное, размерами в плане 51,00 × 33,00 м. В связи с размещением главного фасада вдоль шоссе выбрана фронтальная композиция построения здания с акцентированием центральной входной части. На главный фасад выходят въезды в помещения для обслуживания автомобилей и главный вход в зал оформления заказов, входы в подвальные помещения и эвакуационный выход со 2-го этажа.

Технико-экономические показатели

Площадь застройки, м2

2103,75

Строительный объем, м3

16501,82

Первый этаж, м2

1683

Общая площадь, м2

2760,42 м2


Зал оформления заказов и производственные помещения функционально связаны между собой, в поперечных стенах предусмотрены дверные проемы. Из зала запроектирована лестничная клетка, ведущая в магазин автозапчастей, расположенный на 2-м этаже. Также на втором этаже запроектирован буфет для ожидающих посетителей СТО и покупателей. На первом этаже размещаются складские помещения магазина и мастерские, имеющие естественное освещение, технические помещения. Производственные помещения выполнены на 14 постов с помещением мастерской и шиномонтажом. Для персонала СТО и магазина запроектированы бытовые помещения с санузлами.

Наружные стены выполняются из эффективной кирпичной кладки с наружной верстой из лицевого керамического кирпича. Фризовая часть отделывается вертикальными металлическими реечными элементами с полимерно-порошковым покрытием (ППП). Цоколь - облицовка бетонной декоративной плиткой СКУД-25. Витражные конструкции, оконные переплеты - металлопластик с заполнением двухкамерным тонированным стеклопакетом. Наружные двери - металлопластиковые, металлические с ППП.

Плиты перекрытия и покрытия - сборные железобетонные.

Инженерное обеспечение предусматривается от городских сетей в соответствии с техническими условиями инженерных служб. Отопление - автономная котельная. Для предотвращения попадания нефтеэмульсий в окружающую среду проектом предусматривается установка нефтеловушек. При эксплуатации здания нефтеэмульсия с ливневыми стоками стекает в нефтеловушки. В нефтеловушках ливневая вода очищается и направляется в водооборот или сливается.

В соответствии с Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности (ст. 32 ФЗ №123) класс функциональной пожарной опасности - Ф5.1. В соответствии с п.5.2 СП 12.13130.2009 категория взрывопожарной и пожарной опасности - А.

2. Экспертиза проектных материалов

.1 Экспертиза огнестойкости здания

Экспертиза огнестойкости здания производится с целью определения требуемой степени огнестойкости здания (СОтр) и сравнения ее с фактической степенью огнестойкости (СОф). Это делается для того, чтобы проверить условие безопасности:

СОф ˃ СОтр

и сделать вывод о соответствии строительных конструкций предъявляемым требованиям.

Под огнестойкостью строительных конструкций понимают способность строительной конструкции сопротивляться воздействию высокой температуры в условиях пожара и выполнять при этом обычные эксплуатационные функции. Огнестойкость относится к числу основных характеристик конструкций и регламентируется строительными нормами и правилами.

Время, по истечении которого конструкция теряет несущую или ограждающую способность, называется пределом огнестойкости и измеряется в часах от начала испытания конструкции на огнестойкость до возникновения одного из следующих признаков:

образование в конструкции сквозных трещин или отверстий;

повышение температуры на необогреваемой поверхности до 220оС;

потери конструкцией несущей способности.

Пределы огнестойкости (П) запроектированных или реально существующих конструкций принято называть фактическими, а определяемые условиями безопасности или нормами - требуемыми. Между этими величинами должно выполняться следующее условие, которое называется - условие безопасности (для строительных конструкций). Данное условие должно обязательно выполняться.

Пф > Птр

Под огнестойкостью здания понимается его способность сопротивляться разрушению в условиях пожара. Различают фактическую и требуемую степень огнестойкости здания. Фактическая степень огнестойкости здания определяется по наихудшим показателям огнестойкости одного из конструктивных элементов, а требуемая по нормативным документам.

Условие пожарной безопасности по огнестойкости для здания имеет вид:

Оф ≥ Отр

2.2 Проверка соответствия проектных материалов требованиям пожарной безопасности

Проверка соответствия требованиям СНиП 21-01-97* показателей огнестойкости и пожарной опасности строительных конструкций.

2.2.1 Несущие стены и стены лестничных клеток

Определим предел огнестойкости несущей стеновой железобетонной панели при следующих исходных данных (Приложение 3, вариант 5)

Железобетонная стеновая панель

Легкий бетон, объемной массой 1200 кг/м3

Размеры панели 5700 × 2800 × 185 мм

Рабочая арматура стержневая d = 16 мм

Толщина защитного слоя бетона аз = 18 мм

Суммарная внешняя сила приложена по центру стены

Отношение длительно действующей части нагрузки к полной нормативной (Gser/Vser = 0,3)

Анализ исходных данных:

Поскольку отношение высоты панели к ее толщине составляет

/185 = 15,14 < 20 разрешается использовать табл. 4 (см. п. 2.24 [1]).

Суммарная внешняя сила приложена по центру стены, следовательно, по этому показателю также разрешается пользоваться табл. 4 (см. п. 2.24 [1]).

Определим расстояние от оси арматуры до обогреваемой поверхности плиты по формуле:

а = аз + 0,5d = 18 + 0,5 × 16 = 26 мм.

Учитывая, что вид бетона не отличается от «эталонного», согласно п. 2.15 [1], умножаем величины (tc, а) на коэффициент (К1 = 1)c = 185×1=185 мм; а = 26 × 1= 26 мм.

Так как толщина плиты занимает промежуточное значение между 160 и 190 мм, ПТ находим методом линейной экстраполяции.


Предел огнестойкости анализируемой конструкции уточняем по формуле:


где

φ5 = 1,5, так как толщина анализируемой конструкции (с учетом поправок) составляет

tC = 185 ˃ 140 мм (п. 2.24 [1]).


2.2.2 Ненесущие стены и перегородки

Материал перегородки - гипсошлаковые плиты, с деревянным каркасом толщиной 100 мм, с защитой с двух сторон цементно-песчаной штукатуркой толщиной 15 мм;

Анализ исходных данных:

Вид материала соответствует данным, приведенным в табл. 12 п.2.

По таблице 12 Пособия определяем: Пт = 0,75 часа.

2.2.3 Колонны

Колонна из кирпичной кладки, сечением 250 × 250 мм (обогрев со всех сторон).

Определяем Пт по табл.10 Пособия.

Для кирпичной колонны сечением 25 × 25 см ПТ = 2,5 ч.

2.2.4 Междуэтажные перекрытия и покрытия

Железобетонная плита перекрытия (покрытия) из бетона на карбонатном щебне.

Рабочая арматура выполнена из стержней диаметром 18 мм.

Класс арматуры А-I.

Защитный слой состоит из бетона на силикатном заполнителе толщиной 26 мм.

Опирание по двум сторонам.

Плита сплошная (без пустот). Отношение длительно действующей части нагрузки к полной нормативной равно 1,0.

Учитываем, что бетон на карбонатном щебне, то есть отличается от эталонного

tпб = tпэ × К1 = 220 × 1,1= 242 мм

Определяем расстояние от обогреваемой поверхности конструкции до оси арматуры:

А =аб × К1 + 0,5d1= 26 × 1,1 + 0,5 × 18 = 37,6 мм

Величина соотношения (Lx/Ly)


Следовательно, табл.8 [1] пользоваться можно.

Определим Пт по табл.8. по двум предельным состояниям конструкции по огнестойкости.

ПТ1 ˃ 3 ч

ПТ2 рассчитываем путем линейной интерполяции.


По второму предельному состоянию:

Пф = 1,65 × 0,9 = 1,5 ч

Определяем фактический предел огнестойкости анализируемой конструкции с учетом зависимости:

Пф = Пт × φ1 × φ2 × φ3 × φ6 = 1,5×1×1×1,5×1 = 2,25 ч

где φ1 = 1 - для арматуры класса А I

φ6 = 1 - так как плита без пустот п.2.27 [1].

2.2.5 Балки (ригели) перекрытий

Железобетонная балка.

Бетон на карбонатном заполнителе.

Поперечное сечение балки 100×100.

Рабочая арматура стержневая.

Класс арматуры А-III.

Арматура верхнего ряда выполнена из трех стержней диаметром 10 мм, нижнего ряда из трех стержней диаметром 12 мм.

Защитный слой из бетона на силикатном заполнителе толщиной 20 мм для нижнего ряда арматуры и 30 мм для верхнего ряда соответственно.

Отношение длительно действующей части нагрузки к полной нормативной равно 0,3.

Обогрев балки с трех сторон (балка статически неопределимая).

Анализ исходных данных в плане применимости табл. 6-8 [1] и использования функциональной зависимости.

Учитывая, что балка при пожаре будет обогреваться с трех сторон, бетон тяжелый, балка статически неопределима, правомерно пользоваться табл. 8.

Вид бетона отличается от эталонного, следовательно по п. 2.15 [1] ширину балки умножаем на коэффициент К1 = 1,1:н1= bн×К1=100×1,1 = 110 мм

Учитывая, что рабочие арматурные стержни в пролетном поперечном сечении балки имеют различные диаметры и расположены на разных уровнях от нижней бетонной грани, определим среднее расстояние до оси арматуры по формуле:


Учитываем отличие бетона от эталонного:

аб = ас × К1 = 24,1 × 1,1 = 26,5

Учитывая, что ширина анализируемой конструкции и среднее расстояние от ее поверхности до оси арматуры занимают промежуточные значения междут1 = 100 и bт2 = 120, и ат1 = 20 ат2 = 30 выполняем двойную линейную интерполяцию:


За окончательный результат принимаем минимальный, Пт = 1,08 ч.

Пф = Пт × φ1 × φ2 × φ3


С учетом п. 2.21 Пособия [1]

Пф = 1,08 × 1,2 × 1,98 × 1,35 = 3,5 ч

2.2.6 Косоуры и балки лестничных клеток

Стальные, с огнезащитой по сетке слоем штукатурки толщиной а = 20 мм.

По Пособию п.2.32 [1] табл.11 п.3: Пф = 1,5 ч;

Результаты расчетов представлены в таблице 2.1.

Произведя экспертизу, архитектурно-строительной части проекта, в частности определив фактическую степень огнестойкости здания, можно сделать вывод о том, что фактическая степень огнестойкости здания соответствует требуемой, так как выполняются условия безопасности:

Пф ≥ Птр

то есть, СОф > СОтр

Таблица 2.1

Экспертиза строительных конструкций


3. Экспертиза объемно-планировочных решений здания

Объемно-планировочные решения - конструктивные решения, которые применяются при проектировании объектов различного назначения, для более целесообразного и полного применения помещений различных по значению. Эти решения должны соответствовать предъявляемым требованиям нормативных документов. В области внутренней планировки они должны быть направлены на ограничение развития возможного пожара и создание условий для успешного его тушения, обеспечения эвакуации людей. Это достигается членением зданий и сооружений на противопожарные отсеки и секции, требованиями и взаимному размещению секций или отдельных помещений в плане и по этажам зданий.

Объемно-планировочный элемент - это крупные части, на которые можно разделить весь объем здания (комната, этаж, лестничная клетка, пожарный отсек).

Противопожарный отсек - часть здания, выделенная противопожарными перегородками с целью ограничения распространения пожара и обеспечения возможности его тушения силами местной пожарной охраны. При обосновании требуемой площади противопожарного отсека исходят из того, что для уменьшения до минимума ущерба от пожара площадь отсека должна обеспечивать тушение пожара до обрушения несущих строительных конструкций.

Существуют два принципа нормирования противопожарных отсеков: по допустимой площади отсека и по функциональному признаку.

Противопожарные отсеки в свою очередь делят на противопожарные секции или отдельные помещения с целью предупреждения возникновения пожара или ограничение его распространения.

Требования к планировочным решениям общественных зданий изложены в СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» и СНиП 31-06-2009 «Общественные здания».

Проверка объемно-планировочных решений здания представлена в таблице 3.1.


Таблица 3.1 Проверка соответствия объемно-планировочных решений требованиям пожарной безопасности

Что проверяется

Предусмотрено проектом

Требуется по нормам

Ссылка на нормы СНиП

Вывод

1

2

3

4

5

Этажность

Предусмотрено 2 этажа

Допускается 3 этажа и более

СНиП 31-03-2001 табл. 5

Соответствует

Площадь пожарных отсеков

Площадь этажа равна 1683 м2

Площадь этажа между противопожарными стенами в здании I степени огнестойкости не должна превышать 5200 м2

СНиП 31-03-2001 табл. 5

Соответствует


Похожие работы на - Пожарно-техническая экспертиза архитектурно-строительной части проекта станции технического обслуживания автомобилей

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!