'Табель о рангах': общая характеристика
Введение
«Табель о
рангах» представляет собой не просто исторический документ, некогда выпущенный
в России и служивший основой для классификации и регламентации государственных
служащих, но и основой для дальнейшего развития важнейшей идеи о рациональной регламентации
государственного управленческого аппарата.
«Табель о
рангах» - закон о порядке государственной службы в Российской Империи,
соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства. Его
изучение для понимания эволюции государственной службы имеет неоценимое
значение. В частности, появление «Табели о рангах» стало важной вехой в
развитии государственной службы в России, поскольку была окончательно отменена
пагубная система местничества и открыт доступ на высокие посты людей незнатного
происхождения.
Важность
изучения «Табели о рангах» и ее роль в Российской империи подчеркивается тем
обстоятельством, что она, хотя несколько раз реформировалась в свете новых
веяний времени, просуществовала, тем не менее, вплоть до 1917 года.
Целью данной
работы является изучение «Табели о рангах», принятой Петром I.
Для
достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
выявить
предпосылки создания «Табели о рангах»;
изучить
историю создания;
рассмотреть
ее особенности.
1.
Предпосылки принятия «Табели о рангах»
В начале
своего царствования, Петр I столкнулся с медлительной, нерешительной
бюрократией - боярской думой и приказами. Деятельность приказов и боярской думы
была запутанной и малоэффективной для продуктивного управления страной. Между
старым, родовитым боярством и служивыми людьми - дворянами шла ожесточенная
борьба за власть. В стране происходили непрерывные восстания крестьян и
городских низов, которые боролись и против дворян, и против бояр, т.к. они все
были феодалами - крепостниками. Такое положение дел привело к необходимости
усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах,
централизации управления, построения стройной и гибкой системы управленческого
аппарата, строго контролируемого высшими органами власти. Необходимо было также
создание боеспособной регулярной военной силы для проведения более агрессивной
внешней политики и подавления участившихся народных движений. Требовалось
закрепить юридическими актами господствующее положение дворянства и предоставить
ему центральное, руководящее место в государственной жизни.
Для
выполнения выше перечисленных задач Петр I провел много
государственно-административных реформ (рисунок 1).
Рисунок 1 - Государственно - административные реформы Петра I
Важнейшим итогом и, вместе с тем, законодательным закреплением всей
реформаторской деятельности Петра в области гражданской, военной и судебной
администрации явилась знаменитая «Табель о рангах» (1722г.).[1]
Таким образом, в основе причин издания «Табели о рангах» лежали
потребности социально-политического характера. С одной стороны, повлияло
усложнение социальной структуры общества, в связи с чем уже на рубеже XVII и
XVIII вв. потребовалось выделение государственной службы в самостоятельную
сферу деятельности для обеспечения ее относительной независимости, а вместе с
тем - создание особой, профессионально, социально и корпоративно выделенной
группы государственных служащих. С другой стороны - усиление
государственно-правовых начал в деятельности государственной власти (когда
юридический инструментарий ее политики приобретал системообразующее значение в
создании государственных управленческих структур) и повышение роли законов как
актов оформления политической воли монарха и главного источника права, которые
должны были выполняться всеми подданными независимо от положения в сословной и
служебной иерархии.
2. История создания «Табели о рангах»
История разработки этого важнейшего документа отражает опыт
законотворческой деятельности Петра I и его ближайшего окружения.
Разработка Табели продолжалась около трех лет - с конца сентября 1719 г.
До утверждения Петром I окончательной редакции 24 января 1722 г. С.М. Троицкий,
подробно изучавший историю подготовки этого документа, выделил четыре этапа
работы над ним:
. Подготовка первой редакции Табели в Коллегии иностранных дел А.И.
Остерманом (конец сентября 1719 г. - октябрь 1720 г.).
. Создание второй редакции проекта Петром I (январь 1721 г.).
. Обсуждение второй редакции «Табели о рангах» в Сенате, Военной и
Адмиралтейской коллегиях (февраль - октябрь 1721 г.).
. Завершение Сенатом окончательной редакции «Табели о рангах» (январь
1722 г.).
Считается, что основным разработчиком Табели был А.И. Остерман.
Источниками Табели послужили сведения о чинах в Австрии, Англии, Венеции,
Дании, Испании, Речи Посполитой, Пруссии, Франции и Швеции. При этом особое
внимание уделялось соотношению чинов военной, придворной и гражданской служб.
Наибольшее влияние на подготовку «Табели о рангах» оказали законодательства
Пруссии, Дании и Швеции. Причиной этого стала близость политического и
социально-экономического развития России и скандинавских государств. Система
шведских чинов содержалась в уставах короля Карла XII 1696 и 1705 г.г. В этих
документах содержался перечень военных, морских и гражданских чинов, содержащий
40 рангов. За перечнем помещались 5 статей, в которых излагались основные
принципы чинопроизводства. Правом выдачи патента на чин обладал лишь король.
Датская система чинов закреплялась регламентами короля Христиана V 1699
г. и его сына Фредерика IV 1717 г. 103 чина датского королевства были разбиты
на 9 классов (степеней) дворцового, военного и государственного управления.
Интересным отличием от других европейских документов было то, что в этих регламентах
были перечислены женские ранги. В пяти статьях, следовавших за росписью чинов и
рангов, содержалось принципиально важное постановление потомственного
дворянства лицам, дослужившимся до должности трех высших степеней.
Таким образом, видно, что шведские уставы и датские регламенты имели
сходную структуру текста: вначале систематизированный перечень чинов, затем
статьи, устанавливающие принципиальные нормы чинопроизводства в государстве.
Структура проекта «Табели о рангах» была аналогичной.
Из «Королевского прусского учреждения о степени» 1705 г. А.И. Остерман
позаимствовал наименование придворных чинов, так как быт царского двора тоже
европеизировался.
Кроме зарубежных источников при подготовке нового закона учитывались и
уже принятые российские законы. К моменту составление проекта Табели уже в
основном сложилась номенклатура российских гражданских чинов. Указ Сенату от 11
декабря 1717 г. «О штате коллегий и времени открытия оных» содержал «Реестр
людям в коллегиях», где назывались должности президентов, вице-президентов,
советников, асессоров, секретарей, нотариусов, актуариусов, регистраторов,
рентмейстеров, переводчиков. В «Инструкции или наказе воеводам» в январе 1719
г. содержался подробный перечень должностей губернского управления. В
Генеральном регламенте перечислялся не только штат канцелярских служащих, но и
определялись их должностные обязанности. Таким образом, свыше 90% названий
должностей государственного управления, включенных в проект, уже были
обозначены в официальных документах.
Проект, составленный А.И. Остерманом, включал две части: «Объявление о
рангах» и пояснение к нему из 14 статей. Автор не включил в проект воинские и
морские чины. Всего вошли назначения 147 должностей придворного (44) и
гражданского (103) штатов. При этом важно отметить, что среди цивильного штата
преобладали должности нижнего и среднего звена чиновничества (80 из 103). В
«Объявлении» были подробно перечислены должности секретарей, актуариусов,
архивариусов, переводчиков, нотариусов, камериров, канцеляристов, копиистов,
вахмистров.
Статьи во многом повторяли содержание шведских, датских и прусских
источников, но были уточнены и отредактированы.
Отдельные изменения и дополнения были внесены в статьи. Наиболее
существенным дополнением стало увеличение количества рангов, дающих право на
потомственное дворянство. Он распространил его на чиновников 7-го и 8-го
классов. Петр стремился привлечь молодых людей к государственной службе,
сделать ее престижной. Это решение открывало возможность вступления в состав
привилегированного сословия выходцам из низших социальных слоев.
Кроме того Петр I вводит новую статью, подтверждающую именной Указ от 16
января 1721 г. о получении потомственного дворянства лицам, дослужившимся до
первого обер-офицерского чина. Этим закреплялся приоритет военной службы над
гражданской. В армии потомственное дворянство получали с14-го ранга, а в
гражданских учреждениях - с 8-го. Чиновники 14 - 9-х классов получали личное
дворянство.
Работа была завершена в начале 1721 г. 1 февраля Петр подписал этот акт,
но, придавая ему большое значение, распорядился: «Сие не публиковать и не
печатать до сентября месяца, дабы еще осмотреться, ежели что переменить,
прибавить или убавить, о чем надлежит в Сенате во время сей отсрочки думать:
так ли быть всем чинам или которые переменить и как? И свое мнение к сентябрю
изготовить, а особливо о тех чинах, статских и дворовых, которые от ранга
генерал-майора и ниже». Мнения о Табеле были затребованы не только от Сената,
но и от Военной и Адмиралтейской коллегий.
Параллельно с обсуждением в Сенате и коллегиях Петр I продолжал работать
над проектом и подготовил несколько вариантов крайне важной статьи закона
устанавливающей порядок чинопроизводства дворян на штатской службе в
зависимости от выслуги и образования. Она логически продолжала нормы, введенные
Генеральным регламентом в статье «О молодых людях для обучения при канцелярии».
Здесь четко прослеживалась мысль о невозможности усвоения тонкостей
управленческого мастерства, минуя обучение в канцелярии. Обучение канцелярской
работе, последующая работа в государственных учреждениях провозглашались
достойными даже для представителей знатных дворянских семей. Необходимость
привлечения квалифицированных кадров в гражданскую службу требовала создания
новых стимулов. Это послужило причиной подготовки статьи об организации
подготовки дворян к государственной службе в гражданских учреждениях.
После внесения необходимых изменений с учетом мнений Сената и коллегий в
январе 1722 г. проект был вынесен на окончательное обсуждение в Сенат. Петр
активно участвовал в обсуждении. Вероятно, именно ему принадлежит авторство окончательного
заголовка закона, достаточно пространного, но максимально отражающего его суть:
«Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных, которые в котором
классе чины, те имеют по старшинству вступления в чин между собою, однако же
воинские выше прочих, хотя бы старее кто в том классе пожалован был». [5]
Итак, издание «Табели о рангах» явилось результатом напряженной, более
чем двухлетней законотворческой работы. Она проводилась под руководством и при
непосредственном участии Петра I. Были привлечены наиболее значительные фигуры,
влияющие на внутреннюю и внешнюю политику страны.
3. Описание «Табели о рангах»
Закон 4 февраля (24 января) 1722 года состоял из расписания новых чинов
по 14 классам или рангам и из 19 пояснительных пунктов к этому расписанию. К
каждому классу порознь были приписаны вновь введённые воинские чины (в свою
очередь подразделявшиеся на сухопутные, гвардейские, флотские), гражданские и
придворные.
Содержание пояснительных пунктов сводится к следующему:
. Князья императорской крови имеют при всяких случаях председательство
над всеми князьями и «высокими служителями российского государства». За этим
исключением, общественное положение служащих лиц определяется чином, а не
породой.
. За требование почестей и мест выше чина при публичных торжествах и
официальных собраниях полагается штраф, равный двухмесячному жалованью
штрафуемого; одна треть штрафных денег поступает в пользу доносителя, остальное
- на содержание госпиталей. Такой же штраф полагается и за уступку своего места
лицу низшего ранга.
. Лица, состоявшие на иноземной службе, могут получить соответствующий
чин не иначе как по утверждению за ними «того характера, который они в чужих
службах получили». Сыновья титулованных лиц и вообще знатнейших дворян хотя и
имеют в отличие от других свободный доступ к придворным ассамблеям, но не
получают никакого чина, пока «отечеству никаких услуг не покажут, и за оные
характера не получат». Гражданские чины, как и военные, даются по выслуге лет
или по особенным «знатным» служебным заслугам.
. Каждый должен иметь экипаж и ливрею, соответствующие своему чину.
. Публичное наказание на площади, а равно и пытка влекут за собою утрату
чина, который может быть возвращён лишь за особые заслуги, именным указом,
публично объявленным.
. Замужние жены «поступают в рангах по чинам мужей их» и подвергаются тем
же штрафам за проступки против своего чина.
. Девицы считаются на несколько рангов ниже своих отцов.
. Все, получившие 8 первых рангов по статскому или придворному ведомству,
причисляются потомственно к лучшему старшему дворянству, «хотя бы и низкой
породы были»; на военной службе потомственное дворянство приобретается
получением первого обер-офицерского чина, причём дворянское звание
распространяется только на детей, рождённых уже по получении отцом этого чина;
если по получении чина детей у него не родится, он может просить о пожаловании
дворянства одному из преждерождённых его детей.
Чины делились на обер-офицерские (до IX класса, то есть
капитана/титулярного советника включительно), штаб-офицерские и генеральские;
чины высшего генералитета (первых двух классов) выделялись особо. Им полагалось
соответственное обращение: «ваше благородие» для обер-офицеров, «ваше высокоблагородие»
для штаб-офицеров, «ваше превосходительство» для генералов и «ваше
высокопревосходительство» для первых двух классов. Чины V класса (бригадира/статского советника) стояли особняком, не причисляясь ни
к офицерским, ни к генеральским, и им полагалось обращение «ваше высокородие».
Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже
придворных чинов. Такое старшинство давало преимущества военным чинам в главном
- переходе в высшее дворянское сословие. Уже 14-й класс «Табеля» (фендрик, с 1730 г. - прапорщик) давал право на
потомственное дворянство (в гражданской службе потомственное дворянство
приобреталось чином 8-го
класса - коллежский асессор, а
чин коллежского регистратора - 14-й класс - давал
право лишь на личное дворянство). [2]
Место чина в служебной иерархии связано было с получением (или
неполучением) многих реальных привилегий. По чинам, к примеру, давали лошадей
на почтовых станциях.
По чинам же в XVIII веке слуги носили блюда на званых обедах, и сидевшие
на «нижнем» конце стола гости часто созерцали лишь пустые тарелки.
В качестве внешнего элемента, объединяющего все виды службы, были мундир
и шинель (в зимнее время). При этом чиновников разных ведомств можно было
различить и по пуговицам, и даже «с изнанки»: сановники первых пяти классов
имели цветную подкладку шинелей, цвет которой зависел от ведомства: в
телеграфном - желтая, путейском - зеленая, внутренних дел - красная и т.д.
Существовало семь вариантов форменной одежды - летняя, дорожная, будничная,
особая, обыкновенная, праздничная и парадная - и подробное расписание, что в
какие дни надлежит носить. Ношение мундиров было обязательным. Помимо перечисленного
Петр I установил даже то, что первые пять чинов должны приобретать материал для
мундира по четыре рубля за аршин, следующие три по три рубля, остальные - по
два рубля.
Представим «Табель о рангах» в таблице 1.
Таблица 1 - «Табель о рангах»
Существовали также следующие военные чины и звания:
Военные чины выше табели о рангах: генералиссимус
Воинские звания ниже табели о рангах:
Подпрапорщик, подхорунжий; портупей-прапорщик (в пехоте), портупей-юнкер
(в артиллерии и лёгкой кавалерии), фанен-юнкер (в драгунах), эстандарт-юнкер (в
тяжёлой кавалерии).
Фельдфебель, вахмистр, кондуктор.
Старший строевой унтер-офицер (до 1798 сержант, боцман).
Младший унтер-офицер (до 1798 младший сержант, капрал, боцманмат).
«Табель о рангах» представляет собой некую пирамиду чинов или как ее еще
называют «лестница чинов». Покажем это на рисунке 2.
графический аналогия табель ранг
Рисунок 2 - Графическая аналогия « Табеля о рангах»
Из рисунка 2 видно, что у пирамиды 14 ступеней, численно совпадающих с
четырнадцатью уровнями гражданских и военных чинов. В целом «лестница чинов»
отражает идею соподчиненности от единого «высшего начала» вплоть до 14-го
уровня вниз. Это соответствует уровням - от первого высшего - Канцлера
(штатская должность) или Фельдмаршала (военная должность) вплоть до 14-го
низшего уровня - Коллежского регистратора (штатская должность) или Фендрика
(военная должность). С увеличением «номера» должности в «Табеле о Рангах» -
растет и количество носителей данной должности. [7]
4. Эволюция «Табели о рангах»
Потомки Петра отошли от его замысла. После смерти Петра I старинные роды
восстановили свои утраченные позиции, к концу царствования Петра II кумовство
расцвело снова.
Дворяне получали одну льготу за другой:
с 1731 помещики собирали подушную подать с крепостных;
манифест Анны Иоанновны от1736 года ограничил срок службы дворян 25
годами;
с 1746 года Елизавета Петровна запретила всем, кроме дворян, покупать
крестьян и землю;
в 1754 году учрежден Дворянский банк, который выдавал кредиты до 10 000
рублей (огромнейшие по тем временам деньги) под 6 процентов годовых;
18 февраля 1762 года Петр III подписал Манифест о даровании вольности и
свободы российскому дворянству - и освободил его от обязательной службы. В
течение 10 лет после Манифеста из армии в отставку вышло 10000 дворян;
в 1775 году Екатерина Великая передала власть на местах дворянству, введя
должность уездного предводителя;
«Жалованная грамота дворянству» от 21 апреля 1785 года окончательно
освободила дворян от обязательной службы и сформировала дворянское
самоуправление на местах. Дворяне стали отвечать за набор рекрутов и сбор
налогов с крестьян. Но, самое главное, было введено самоуправление на местах, и
оно стало сословным.
Поэтому быть дворянином было выгодно во всех отношениях. К концу
царствования Екатерины Великой идея «Табеля о рангах» была сведена на нет.
Манифест от 11 июня 1845 года внес в Табель поправку: только 8-й чин (майор, до
которого было очень тяжело дослужиться) мог дать военному потомственное
дворянство.
Указ от 9 декабря 1856 года сделал получение потомственного дворянства
личными достижениями фактически невозможным: теперь потомственным дворянином
становился лишь тот, кто дослужился до 6-го класса воинской службы (полковник,
простому человеку стать им было нереально) или до 4-го класса гражданской
(действительный статский советник: не дворянин им стать не мог). В 1917 году
Табель перестал существовать.
В 2003 году был принят Федеральный закон «О системе государственной
службы в РФ». Он также включает в себя три вида «государевой службы»: военную,
правоохранительную, федеральную государственную гражданскую.
В современной российской армии тоже 14 званий - негласная традиция
петровской Табели о рангах. В Советской армии в 1943 году были введены погоны и
воинские звания - их также было 14.
В правоохранительной службе (в разных ее ведомствах) - от 10 до 16 чинов.
В федеральной государственной гражданской службе (с 2005 года) - 15
чинов.
Так что и в наше время существует Российская «Табель о рангах»,
унаследовавшая форму закона Петра Великого.[3]
Заключение
«Табель о рангах», является особым правовым явлением в истории России.
При создании документа разработчики опирались на русскую практику, челобитные
(просьбы-предложения разных органов и лиц) и иностранное законодательство. Если
Судебники 1497 и 1550 г.г. были сугубо русским творением, основанным на
традициях, идущих от Русской Правды и более древних источников, то Табель
представляет документ, составленный на базе изучения и заимствования опыта
законодательства европейских абсолютистских государств. Однако именно анализ
русского опыта организации государственной службы при составлении «Табеля о
рангах» стоял на первом месте.
Принятие «Табели о рангах» имело следующие последствия:
в формировании государственного аппарата утвердилось бюрократическое
начало, приоритет составляли профессиональные качества, личная преданность,
выслуга, вписанность каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти
и руководства в деятельности точными предписаниями закона, регламента,
инструкции;
в работе государственных органов появились требования к профессионализму,
специализации, нормативности; оформился принцип выслуги как ступни карьеры
служащего;
подготовка кадров для нового государственного аппарата стала
осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом степень квалификации
служащих определялась не только чином, но и специальным образованием.
Формирование единой государственной службы способствовало укреплению
Российского государства, стало условием и фактором ее дальнейшего
существования, укрепления и развития.
Таким образом, сложно преувеличить то значение, которое оказала «Табель о
рангах» на формирование гражданского управления в целом. В настоящее время
существуют тарифные сетки, которые по форме и содержанию информации
перекликаются с документами, созданными почти триста лет назад.
Список использованных источников
1. Административные Реформы Петра I: ote4estvo.ru
. История развития государственной
службы в России: panov.in
. Как Петр I боярам свинью подложил:
pravda.ru
. Кречетников А. «Вертикали власти» -
290 лет: bbc.co.uk
. «Табель о рангах» и его значение:
0zd.ru
. «Табель о рангах» Петра I:
teachpro.ru
. «Табель о Рангах» царя Петра I в
матрице Мироздания: amenra.ru
. 04.02 - Петр I ввел «Табель о
рангах»: e-teatch.ru
ено
н