Кунсткамера как памятник архитектуры

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Строительство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,57 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Кунсткамера как памятник архитектуры

Министерство образования и науки РФ

Казанский архитектурно-строительный университет

Кафедра архитектурной композиции










Реферат на тему

Кунсткамера как памятник архитектуры

Выполнила: студентка группы 1ДИ201

Халикова Анна

Проверила: доцент кафедры архитектурной композиции <#"center">Казань 2012

Введение

Тема моего реферата связана с архитектурой петровского барокко - архитектурному стилю, одобренному Петром I и широко использованному для проектирования домов в новой отечественной столице - Петербурге. На мой взгляд, именно в петровском барокко можно встретить наибольшее разнообразие в решении архитектурных задач, исключительное богатство форм и наиболее последовательное развитие строительных приемов. Здания, построенные в этом стиле, нравятся мне тем, что при простоте композиции, четкости членений и плоскостной трактовке фасадов они выглядят довольно красочно за счет декоративного решения. Обычно это симметричные постройки с четко выделенным композиционным центром, фасады которых украшались различными скульптурами и пилястрами, а углы обрабатывали рустом. При этом стоит отметить, что архитектура петербургского барокко намного сдержаннее, нежели европейские сооружения в этом же стиле.

Одно из самых величественных сооружений эпохи Петра Первого, формирующее облик старого Петербурга - здание Кунсткамеры на Васильевском острове, первый русский музей, открытый в 1728 году. Это здание - один из необычайных и интереснейших музеев как современности, так и прошлого. Первая академия наук России, основанная Петром Первым и в последствии ставшая прародительницей современной академии наук, находилась именно в здании Кунсткамеры. Мне знаменитый музей интересен не только с архитектурной точки зрения, он представляет и огромный исторический интерес, ведь это первое в Петербурге здание культурно-просветительского назначения. Однако, здание Кунсткамеры на Васильевском острове сыграло свою роль и в становлении и развитии нового типа архитектуры XVIII века.

История создания

Заложенное в 1718 году и завершенное в 1734, здание Кунсткамеры на Васильевском острове имеет сложную историю. Строительство <#"justify">Строение здания, технологии его возведения

Выбор места для нового здания, по преданию, был сделан непосредственно Петром I. Место для постройки первого в России музея было выбрано очень удачно. Расположенное на набережной реки Невы, здание хорошо просматривалась с больших расстояний. Размеры задуманной постройки, прямоугольной в плане, по тому времени были необычайно велики: длина ее достигала без малого почти 100 м (97.2 м), а ширина равнялась 15 м. Композиция и сам тип здания были для русского зодчества абсолютным новаторством. Кунсткамера по своему типу относится к европейским ратушам, иными словами, по своему назначению она являлась светским зданием.

Как было сказано выше, первоначальный проект здания был составлен архитектором Георгом Иоганном Маттарнови. Маттарнови успел возвести кирпичные стены, отштукатуренные и украшенные лепниной. После смерти Маттарнови, при руководстве постройкой Гербеля (1719-1724), нижний остов башни из двухэтажного стал трехэтажным, а оконные проемы украсились кирпичной кладкой, что выглядело богаче, но не соответствовало тому, что было на первоначальном чертеже. При Гербеле здание было выстроено вчерне, с незаконченной башней, в кладке которой появились угрожающие трещины.

Сменивший Гербеля итальянский архитектор Гаэтано Киавери (1724-1727), обнаружив дефекты в башне, настоял на создании комиссии, в которой приняли участие известнейшие архитекторы того времени - Доменико Трезини, Михаил Земцов и ряд других зодчих. По предложению комиссии башня была разобрана. Г. Киавери составил новый проект оформления здания. Облик всей башни резко меняется. Нижняя объемная часть становится выше. Вместо четырех павильонов вокруг цилиндра башни появляется легкая колоннада. Высота цилиндрической части башни увеличивается. Наконец, башня увенчивается вышкой с установленной на ней астрономической (армиллярной) сферой. Указанный вариант оформления башни является последним из нескольких выполненных Г. Киавери по требованию известного астронома Делиля, приглашенного Петром для работы в обсерватории. По проекту Г. Киавери над боковыми ризалитами по фасаду со стороны набережной вместо скромной балюстрады появились вычурные барочные фронтоны с богатой скульптурой на академические мотивы. Г. Киавери не достроил лишь вышку башни.

В 1734 г. архитектор М. Земцов по проекту Г. Киавери заканчивет верхнюю часть башни, увенчанную сферой. Кроме того, в 1735 г. из липового дерева мастером Кохом (вероятно, по рисункам М. Земцова) были выполнены скульптуры, установленные в нишах северного и южного фасадов. Двенадцать статуй олицетворяли собой разные науки. После пожара в 1747 г. перестройкой здания руководил С. И. Чевакинский. Были разобраны фигурные фронтоны, упрощена крыша - отсутствовал её верхний ярус. Чевакинского, таким образом, тоже с полным основанием можно причислить к соавторам Кунсткамеры. Сгоревшая вышка башни была восстановлена только в 1947-1948 годах. В это же время башню украсила знаменитая армиллярная сфера (проект Р.И. Каплан-Ингеля).

В конце XIX века к зданию кунсткамеры по переулку был пристроен флигель, над которым в 1912 г. был надстроен третий этаж. В 1949 г. ленинградские архитекторы и реставраторы восстанавливают башню и сферу медную, сварную, очень ажурную. К сожалению, через полвека она пришла в негодность, и 28 декабря 1993 года над Кунсткамерой возвели новую армиллярную сферу диаметром 1,5 метра, изготовленную из титанового сплава с покрытием из нитрида титана.

Сейчас здание Кунсткамеры, построенное в стиле петровского барокко, представляет собой монументальную композицию из двух симметричных корпусов. В центре из стен, по-барочному изогнутых, вырастает ступенчатая восьмигранная башня. Она служит обсерваторией и увенчана стеклянным глобусом диаметром 310 см и весом 3,5 тонны. Силуэт башни, наряду с Петропавловским собором, всегда служил одной из доминант Петербурга петровского времени, перекликаясь с другими вертикалями города (высота здания вместе с башней - 38 м). Кунсткамера и сейчас является одним из главных компонентов невского пейзажа. Её вогнутая в плане фасадная стена декорирована нишами со скульптурой, расположенными по сторонам от главного входа (раньше главный вход с высоким крыльцом и колоннами находился в центре и поддерживал балкон второго этажа). Уменьшающиеся кверху ярусы создают иллюзию взлета архитектурных форм; сочетание вогнутых и выпуклых поверхностей стен усиливает «подвижность» объемов. Перегруженность фасадов декоративными деталями приводит к тому, что членения их «дробятся», а масштаб всего сооружения мельчает.

Входные лестницы с крыльцами находятся и на торцевых фасадах. Сами фасады решены достаточно четко - прямоугольные окна разделяются лопатками, играющими роль основных вертикальных членений. Однако их мерный ритм перебивается расположенными между этажами различными по форме филенками. Светлые филенки и лопатки контрастно выделяются на фоне голубой стены. Углы небольших ризалитов на крыльях здания тоже обработаны лопатками, но рустованными - такой прием часто использовался в архитектуре петровского времени. Присутствует характерный для зодчества начала XVIII века мотив неглубоких круглых ниш под окнами.

Внутри пространство было организовано в соответствии с идеальными представлениями того времени о музейной экспозиции. В размещении залов используется модный в эпоху Петра анфиладный принцип. Интерьеры соединяются лестницами и обходными внутренними галереями на всех этажах. На втором и третьем этажах главное пространство занимают большие светлые залы; в боковых ризалитах размещаются научные кабинеты, отмеченные на фасаде раскреповками и фигурными фронтонами.

Распределение функциональных зон

Музей располагается в двух строениях: в здании Кунсткамеры и пристроенном к нему в 1887 г. Музейном флигеле. Протяженный фасад венчает многоярусная башня с куполом и глобусом, где разместилась первая в России обсерватория и планетарий. Музейные коллекции занимали восточное крыло здания, в средней части находился Анатомический театр, в башне - самый большой в мире Готторпский глобус <#"center">реконструкция петербург здание возведение

Заключение

Здание Кунсткамеры - образец петровского барокко, принадлежащий к числу немногих сохранившихся памятников архитектуры Петербурга первой трети XVIII века и по праву считающийся шедевром русского архитектурного зодчества. Музей имеет не только историческое и архитектурное значение для страны, но впоследствии, и политическое. Ведь, как известно, стрелка Васильевского острова не стала столичным центром, но размещение на ней Кунсткамеры, которую справедливо называют колыбелью русской науки, привело с течением времени к формированию здесь крупнейшего научного и учебного центра и Петербурга, и всей страны.

Сегодня наследие архитектуры петровского барокко и одно из главных её достижений - здание Кунсткамеры, наряду с такими творениями, как Зимний Дворец и Здание Главного Адмиралтейства - интереснейший предмет изучения и наглядная модель стилевых исканий. В своих основных чертах она послужила прототипом для ряда других светских сооружений Санкт-Петербурга. Даже спустя столетия хорошо видно, что архитектура петровского барокко успела наложить заметную печать на архитектурный облик многих городов России, где после начинали будущие зодчие, формировавшиеся под воздействием известных мастеров, творивших в этом стиле.

Список использованной литературы

Н.А. Синдаловский «Петербург. От дома к дому... От легенды к легенде»

М. Грабарь « Петербуржская архитектура»

Т.В. Станюкевич «Кунсткамера Петербургской Академии наук»

Похожие работы на - Кунсткамера как памятник архитектуры

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!