Компоненты спортивной тренировки
Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический, тактический и психический элементы.
1.2.1 Физическая подготовка
Физическая подготовленность -- это возможности функциональных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта.
Велосипедный спорт требует от человека многообразного проявления физических способностей. К основным из них относятся:
сила - качество, характеризующееся интенсивностью мышечных напряжений;
быстрота - качество, характеризующее скорость протекания нервно-мышечных процессов;
выносливость - качество, характеризующее длительность работоспособности организма;
ловкость - качество, характеризующее степень координации движений, а также быстроту ответной реакции.
Физические качества должны развиваться в единстве. Всегда следует учитывать, что наибольший уровень развития одного из них происходит при условии повышения уровня развития всех остальных.
Результаты научно-педагогических экспериментов показали, что физические качества, приобретенные за счет одного рода упражнений, «переносятся» на другой вид деятельности.
Изучая развитие такого важного качества, как быстрота, удалось установить, что упражнения в легкоатлетическом беге и на коньках на короткие дистанции, различные прыжки, а также элементы скоростного характера повышают скоростные возможности велосипедистов непосредственно в гонках. Всесторонней специальной физической подготовке спортсменов будет также способствовать включение в тренировки занятий другими видами велосипедных гонок.
спортивный тренировка велосипедист психологический
1.2.2 Техническая подготовка
Под техникой велосипедного спорта понимают совокупность рациональных приемов езды. Современные достижения в этом виде спорта в значительной степени зависят от уровня владения гонщиком различными техническими приемами, умения эффективно применить их в разных ситуациях спортивной борьбы. Без овладения всем арсеналом технических приемов невозможно достичь высот мастерства. Именно техническое мастерство дает возможность велосипедисту с наилучшим результатом проявить не только высокие физические, но и волевые качества.
Физические качества не существуют вне движений и являются формирующими звеньями пространственных характеристик, в которых они проявляются. Техника велосипедиста - есть форма проявления этих качеств, являющихся содержанием ведущей стороны движения. Этим можно объяснить большое влияние темпа движений и характера усилий во времени на формирование правильной техники. Следовательно, физические качества - сила и быстрота - проявляются только в движениях через свою форму - технику.
Уровень технического мастерства определяет коэффициент полезного действия гонщика. Недостатки в технике и, как показывает опыт выступления российских велосипедистов на чемпионатах мира и Олимпийских играх, не могут быть компенсированы за счет больших объемов и высокой интенсивности тренировочных нагрузок. Общая и специальная физическая подготовка создает только предпосылки для овладения совершенной техникой движений и является фундаментом для проявления технического мастерства. Высокое техническое мастерство гонщика является мощным средством обеспечения отличных стабильных результатов в соревнованиях самого высокого ранга.
Техника велосипедиста состоит из трех основных разделов:
. Посадка;
. Управление велосипедом.
Начинающих велосипедистов в первую очередь проверяют - на сколько уверенно они чувствуют себя на велосипеде во время движения. Для этого лучше всего выбрать ровную площадку и предложить занимающимся.
Технические элементы
Когда спортсмены показали достаточно уверенную езду, приступают к обучению главным техническим элементам: посадке и педалированию.
Как правило, хорошая посадка совершенствуется с годами, поэтому не нужно стремиться заставлять новичков сразу привыкать к езде в "низкой" посадке. В начале обучения необходимо научить занимающихся уверенно ездить в средней и высокой посадке.
Что касается посадки велосипедиста, она совершенствуется с годами, поэтому не нужно стремиться заставлять новичков сразу привыкать к езде в "низкой" посадке. В начале обучения необходимо научить занимающихся уверенно ездить в средней и высокой посадке. При этом седло и руль должны группироваться при падении. При этом не возникает последствий при падений. А обычно для тех велосипедистов, которые не "научились" падать, то есть не использовали зимнюю езду, первое же падение летом наносит серьезную физическую и психологическую травму, после которой некоторые бросают занятия велосипедным спортом.
Езда в зимних условиях по кроссу наряду с совершенствованием техники владения велосипедом способствует совершенствованию физических качеств: силы, скорости, выносливости. При этом не следует забывать, что во время зимней езды в первую очередь мерзнут ноги, а дети могут на это не обратить внимания. Поэтому после 20-30 минут езды на велосипеде рекомендуется делать паузы для пробежки или спортивных игр. А лучше выбирать такие трассы, где бы естественно были и езда и соскакивания с велосипеда для преодоления бегом непроезжаемого участка.
Следует отметить, что езда по кроссу имеет свои минусы - поломки велосипеда. Но при этом приучает молодых велосипедистов самостоятельно ремонтировать велосипеды, заранее их готовить, делать профилактические осмотры. Эти навыки имеют прикладное значение в будущей "взрослой" жизни юношей.
Специальная физическая подготовка начинающих велосипедистов складывается из использования следующих тренировочных средств:
. Езда на шоссе
. Езда по пересечённой местности.
. Езда по треку
. Езда на велостанке, велоэргометре, велотренажере.
1.2.3 Тактическая подготовка
В тактическую подготовку гонщика входит теоретическое изучение материала и практическое освоение тактических приемов и положений. Оба раздела тесно связаны между собой и дополняют друг друга.
Тактическая подготовка начинается с первых занятий молодого, гонщика и продолжается на протяжении всей его активной спортивной деятельности. Спортсмен очень прочно сохраняет тактические знания, видимо потому, что они связаны с самыми сильными впечатлениями. И в то же время тактическое мастерство приобретается значительно медленнее, чем техническое. Поэтому на каждом, занятии необходимо какое-то время уделять тактической подготовке.
Систематичность и последовательность в обучении тактике - важнейшие условия овладения знаниями, умениями и навыками.
Применяя принцип активности, следует различными средствами заинтересовать занимающихся в изучении тактики. Этими средствами могут быть иллюстрации, развешанные в помещениях и базах, где занимаются спортсмены, популярная литература, кинофильмы (и не только о велосипедном спорте), рассказы тренера и известных гонщиков и т. п.
Тренер должен всегда помнить, что чем слабее подготовлена группа и чем моложе велосипедисты, тем в большей степени следует использовать наглядность.
Накопление информации о велосипедном спорте, приобретение, личного опыта позволяет спортсмену сознательно подходить к тренировочному процессу.
Сознательное усвоение тактики, связаннее с осмысливанием ее закономерностей, способствует быстрейшему росту мастерства гонщика.
Очень важно найти такие пути и приемы, которые бы способствовали воспитанию сознательного отношения молодых велосипедистов к учебной и тренировочной работе по тактической подготовке. Занимающиеся должны хорошо знать цели и задачи обучения тактике.
Занимающиеся должны быть хорошо информированы, для каких целей им даются те или иные упражнения, предлагается тот или иной материал для теоретического изучения и как применять все это на практике. По мере расширения круга знаний спортсменам должны даваться задания, в которых они могли бы проявить свою индивидуальность и самостоятельность. При изучении и освоении новых тактических знаний и умений необходимо опираться на ранее освоенные навыки.
Проявление со стороны тренера внимания и заботы, положительная оценка успехов молодых велосипедистов в тактической подготовке создаст благоприятные условия для формирования высококвалифицированных гонщиков.
Очень важно, чтобы обучение тактике было основано на знаний антропометрических, психологических и возрастных особенностей занимающихся, на их индивидуальности. Тренер должен учитывать и знать, что при определении заданий вначале должны быть разучены самые простые и несложные приемы. По мере закрепления познанного и разученного следует постепенно расширять круг тактических приемов и усложнять обстановку, в которой будет действовать гонщик. Создавая на занятиях определенную тактическую ситуацию, следует в группу уже известных тактических приемов включать и новые, неизвестные. Не следует никогда торопиться с освоением новых тактических приемов, если изученные ранее прочно не закрепились.
Каждый тренер в соответствии с контингентом занимающихся должен разработать систему объективных оценок не только при проверке технических, но и тактических знаний, умений и навыков.
В подготовительном и переходном периодах круглогодичной тренировки изучаются общие тактические вопросы. В соревновательном периоде работа по изучению и совершенствованию тактики конкретизируется и носит экспериментальный характер. Иногда целесообразно отдельные занятия целиком посвящать изучению и совершенствованию тактического мастерства.
Полученные тактические знания начинающие велосипедисты обязаны записывать в специальные тетради, которые впоследствии будут заменены дневниками. В дневниках же помимо записей о состоянии организма гонщика и проведенной тренировочной работе следует подробно излагать все, что связано с тактической подготовкой. В этом дневнике спортсмен записывает задания тренера по тактике. Их выполнение тренер должен контролировать.
1.2.4 Психологическая подготовка
Психическая подготовленность по своей структуре неоднородна. В ней можно выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.
Волевая подготовленность связана с такими качествами, как целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманностью решений), настойчивость и упорство (способность мобилизовать функциональные резервы, активность в достижении цели), выдержку и самообладание (способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициативность. Некоторые их этих качеств могут быть изначально присущи тому или другому спортсмену, но большая их часть воспитывается и совершенствуется в процессе регулярной учебно-тренировочной работы и спортивных соревнований.
Специфика некоторых видов спорта накладывает отпечаток на характер и степень развития отдельных психических качеств у спортсменов. Однако для воспитания волевой подготовленности используются и определенные методические приемы. Практически основой методики волевой подготовки служат следующие требования.
. Регулярно и обязательно выполнять тренировочной программы и соревновательных установок.
Это требование связано с воспитанием спортивного трудолюбия, привычки к систематическим усилиям и настойчивости в преодолении трудностей, с четким пониманием невозможности достичь спортивных вершин без соответствующей мобилизации духовных и физических сил. На этой основе реализуется воспитание целеустремленности, настойчивости и упорства в достижении цели, самодисциплина и стойкость.
. Системно вводить дополнительные трудности.
Это значит постоянно включать дополнительные усложненные двигательные задания, проводить тренировочные занятия в усложненных условиях, увеличивать степень риска, вводить сбивающие сенсорно-эмоциональные факторы, усложнять соревновательные программы.
Использовать соревнования и соревновательный метод.
Сам дух соперничества в соревнованиях повышает степень психической напряженности спортсмена, а значит, к нему предъявляются дополнительные требования: проявить активность, инициативность, самообладание, решительность, стойкость и смелость.
Глава 2 . Направления и совершенствования спортивной тренировки
.1 Совершенствование системы спортивной тренировки
Система спортивных тренировок велосипедистов совершенствуется благодаря устройству для тренировки велосипедистов.
Устройство предназначено для совершенствования управления телом велосипедистов и позволяет повысить эффективность тренировочного процесса. Дорожка выполнена в виде бесконечной ленты трекбанна. Средство изменения рельефа дорожки электрически связано с пультом управления и выполнено в виде ролике. Ролик смонтирован в вертикальных опорах и установлен перед трекбанном с возможностью перемещения вдоль дорожки над поверхностью ленты. Велосипед установлен на дорожке посредством траверсы с вертикальными отвесами. Траверса закреплена над дорожкой. 8 з.п.ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к спортивным тренажерам и предназначено для совершенствования управлением тела у велосипедистов.
Наиболее близким по совокупности существенных признаков является устройство для тренировки, содержащее установленную на платформе центральную стойку, несущую консоли с вертикальными отвесами, с которыми шарнирно связаны имитаторы транспортных средств, установленные на платформе на кольцевой дорожке в виде бесконечной эластичной ленты. В платформе выполнены отверстия для размещения гидроцилиндров, установленных с возможностью контактирования с эластичной дорожкой, что обеспечивает изменение рельефа дорожки. Гидроцилиндры электрически связаны с пультом управления, что позволяет путем выдвижения различного количества гидроцилиндров моделировать препятствия типа волн. Визуальная оценка изменения рельефа местности позволяет спортсмену вырабатывать навыки управления положением тела, в том числе и совершать прыжки с гребня одной волны на другой. Однако спортсмен не может длительное время проводить тренировки на данном устройстве, так как имитатор транспортного средства движется по замкнутому кругу, радиус которого сравнительно небольшой, и чем больше скорость движения, тем скорее у спортсмена возникает головокружение, а если скорость движения имитатора транспортного средства будет невысокой, то не будет достигаться эффект преодоления препятствий.
Для этого в устройстве для тренировки велосипедистов, содержащем дорожку в виде бесконечной ленты, пульт управления, средство изменения рельефа дорожки, электрически связанное с пультом управления, средство для установки велосипеда на дорожке посредством вертикальных отвесов, дорожка выполнена в виде бесконечной ленты трекбанна, средство изменения рельефа дорожки выполнено в виде имитирующего препятствие ролика, смонтированного в вертикальных опорах, и установлено перед трекбанном с возможностью перемещения вдоль дорожки над поверхностью ленты трекбанна, а средство для установки велосипеда на дорожке посредством вертикальных отвесов выполнено в виде снабженной вертикальными отвесами траверсы, закрепленной над дорожкой. При этом вертикальные отвесы закреплены по концам траверсы на пружинных подвесках, а траверса смонтирована на ходовой тележке, установленной на монорельсе, закрепленном на верхней горизонтальной опоре. Монорельс снабжен по концам стопорами ходовой тележки и выполнен с двутавровым профилем, и с подъемом пути ходовой тележки к концу, соответствующему направлению имитации движения велосипедиста. На раме трекбанна смонтированы стопор средства изменения рельефа дорожки и упорный ролик для заднего колеса велосипеда. [3]
2.2 Управление в спортивной тренировке
Методы спортивной тренировки принято условно делить на три группы: словесные, наглядные и практические.
К словесным методам относятся рассказ, объяснение, лекция, беседа. анализ и обсуждение, лекция, беседа, анализ и обсуждение.
Наглядные методы - это непосредственный показ упражнений, демонстрация фильмов, различные тренажеры с программным управлением и обратной связью.
Методы практических упражнений преимущественно направленные на развитие физических качеств. Они в свою очередь делятся на 3 группы:
. Методы строго регламентированного упражнения (равномерный. интервальный, переменный).
. Соревновательный метод.
. Игровой метод.
В тренировочном процессе для начинающих велосипедистов преимущественное значение имеет игровой метод.
Игровой метод предусматривает выполнение двигательных действии в условиях игры, в пределах характерных для нее правил, арсенала технико-тактических приемов и ситуаций. Применение игрового метода обеспечивает высокую эмоциональность занятия и связано с решением в постоянно изменяющихся ситуациях разнообразных технико-тактических, психологических задач, возникающих в процессе игры. Эти особенности игровой деятельности требуют от занимающихся инициативы, смелости, настойчивости и самостоятельности, умения управлять своими эмоциями; и: подчинять личные интересы интересам команды, проявления высоких координационных способностей, быстроты реагирования, мышления, оригинальных и неожиданных для соперников технических и тактических решений. Все это предопределяет эффективность игрового метода дня совершенствования различных сторон подготовки спортсмена.
Цикличность периодов.
Спортивная тренировка велосипедиста характеризуется определенной цикличностью периодов, этапов и тренировочных занятий.
Каждый годичный тренировочный цикл включает три периода:
) подготовительный,
) соревновательный,
) переходный
Основными факторами, влияющими на периодизацию спортивно;'! тренировки являются климатические условия и спортивный календарь.
Общие черты периодов тренировки: 1. Взаимосвязь (единство) общей и специальной физической подготовки.
Подготовка велосипедиста складывается из физической, которая делится на общую и специальную, техническую, тактическую, психологическую и теоретическую.
Велосипедный спорт доступен лицам любого возраста пола. Им могут с успехом заниматься начиная с 2-3 лет и до глубокой старости. Во время езды на велосипеде в работу включаются почти все группы мышц, благодаря чему усиливается деятельность сердечно-сосудистой и тельной систем. Нагрузку, получаемую при езде на велосипеде легко можно дозировать.
В подготовке велосипедистов и повышении их спортивного мастерства играют роль многие факторы. Среди них особое место занимаю; педагогическое мастерство тренеров в организации и руководстве планомерным тренировочным процессом.
Вывод
Изучив спортивную литературу я выделил из общих основ спортивной тренировки компоненты, которых существенно влияют на эволюционный процесс тренировок велосипедистов-гонщиков, а также определил главные критерии оптимизации тренировок велосипедистов с учетом их исторического опыта в современной спортивной науки.
Благодаря этому можно сказать, что компоненты спортивной тренировки работают эффективно и слажено, что способствует хорошему развитию и достижению высших результатов велоспорта в России.
Список литературы
.<http://boldarev.ru/trenirovka-velosipedista/>
.<http://www.findpatent.ru/patent/212/2127624.html>
.Сайт Федерации Велосипедного Спорта России: fvsr.ru
.Полищук Д. А. Велосипедный спорт / Д. А. Полищук - Киев